СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. История  и религия древних Майя. 4

1.1. История древних Майя. 4

1.2. Религия  Майя. 4

2. Искусство Майя. 6

2.1. Архитектура Майя. 6

2.2. Скульптура Майя. 6

2.3. Письменность Майя. 9

3. Быт древних  Майя. 11

3.1. Одежда и внешний  вид  Майя. 11

3.2.  Питание Майя. 14

Заключение. 16

Список использованных источников и литературы.. 17

Введение

Майя представляет собой всю территорию, на которой жили доконкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую майянской.  Исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.

Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.

Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы, северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность — приблизительно 2,7 млн человек.

Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки), пожалуй, наиболее известны.

 Цель данной работы заключается  в исследовании  древних Майя.

 Для достижения обозначенной цели ставятся следующие  задачи:  

o   определить историю  Майя,

o   охарактеризовать религию древних Майя, 

o   изучить их искусство и повседневный быт.

1. История  и религия древних Майя

1.1. История древних Майя

История майя проходит несколько периодов:

o   доклассический — 2000 — 300 гг. до н. э.;

o   классический — 300 г. до н. э — 900 г. н. э.;

o   послеклассический — 900—1530 гг.

Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры, одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были сожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайны одной из величайших в мире цивилизаций.

Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (в Гондурасе), Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчилан и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в 10— 11 вв. н. э., главные центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние помещения которого расписаны фресками. Он был не единственный. К храму примыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный комплекс — типичный для священных городов древних майя классического периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает «стены с живописью». Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, что классический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из которых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого — танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих росписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и уверенно распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями. Большинство фигур написано почти в натуральную величину[1].

Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторые другие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена. Почти все священные города классического периода несут на себе следы насильственных разрушений.

1.2. Религия  Майя

Религия майя имела много общего с религией остальных мезоамериканских народов, так как все они являлись частью одной и той же культуры и находились на более или менее одинаковом уровне развития. Общность верований этих народов касалась не только их религиозных представлений, но и отдельных божеств и обрядов. Так, все или почти все они имели пан­теон, состоявший из многочисленных богов; одни из них были бла­госклонны к человеку, другие враждебны, при этом дуализм мог существовать в одном и том же божестве. Различение сторон света предопределяло возможное разделение одного и того же божества как бы на четыре его подобия, каждое из которых ассоциировалось с определенным цветом, свойственным конкретной стороне света. Эта цветовая ассоциация не всегда совпадала в различных культу­рах. Силы природы, очевидно одинаковые для всех этих народов, олицетворяются сходными божествами с аналогичным культом и иногда даже с одинаковыми изображениями.

Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основ­ные элементы его существования. Земля представлялась божеством с лицом, ассоциировавшимся со смертью, как и у народов Мексикан­ского нагорья.

Солнце — Ах Кип, или Кинич Ахав («Господин лицо», или «Сол­нечный Глаз»), или также Кинич Какмоо («Солнечное лицо Гуака-майа — Огня. Его символ — четырехлепестковый цветок. Рису­нок цветка божество может иметь на лбу; обычно цветок сопровож­дает его в иероглифических текстах кодексов.

Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков. Он может быть изображен стоящим в потоках дождя или плавающим в небольшом челноке или опорожняющим сосуд с водой.

Такие животные, как лягушка и черепаха, были связаны с богом дождя; первая потому, что ее кваканье предвещает дождь, а вторая— потому, что ее плач якобы вызывает дождь. Майя верили, что на небе обитал один бог Чаак в четырех ипостасях, по одной для каждой стороны света

Важное место по многозначности функций и по связи с жизнен­ными аспектами деятельности людей в пантеоне майя занимает богиня Ишчель. Главным образом она представляет Луну, называв­шуюся на языке майя Юкатана «У». Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и ее предполагаемым влияниям на рост растений и здо­ровье людей. Поэтому она считалась богиней — покровительницей медицины.

У майя, как и у народов Мексиканского нагорья, обряд челове­ческого жертвоприношения путем обезглавливания также связан, видимо, с культом маиса.

Другим обожествляемым растением было какао. Как известно, бобы какао использовались в качестве монеты, и, видимо, его выращи­вание было в какой-то степени монополизировано. Бог какао Эк Чуах изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, так как он был богом — покровителем торговли. Культ его почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций какао и богатыми тор­говцами.

В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных ис­точниках, подтверждается важность культа бога Ицамны. Он почитался как творец вселенной и мог быть самим Хунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его сыном. Для жрецов высокого ранга в течение постклассического периода Хунаб Ку — «единст­венный бог» — был, видимо, скорее метафизическим понятием, чем конкретным божеством, так как, по сообщениям хронистов, в его честь не возводился ни один храм и ему не воздавали никаких по­честей, что было ошибочно истолковано как тенденция к монотеиз­му[2].

Небесный пантеон майя включал и других богов, о которых не всегда можно с точностью сказать, почитались ли они правящим классом или народом в целом. С большей уверенностью можно считать божеством, почитаемым жреческим классом, Лахун Чана (бог неба), который олицетворял планету Венеру. Похоже, что в действительности было пять богов, соответствующих Венере, и Лахун Чан был лишь одним из них.

Также  существовал в пантеоне майя Ошлахун-тику — «13 богов», занимающих, видимо, 13 слоев, на которые дели­лась у майя небесная сфера.

2. Искусство Майя

2.1. Архитектура Майя

Памятниками архитектуры майя в различных областях свойственна значительно большая однотипность, чем в других видах искусства, что объясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями, игравшими в данном случае решающую роль. Комплекс строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы, дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял основу города. Он характерен для Ти-каля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы[3].

Замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени, свидетельствуют о том, что архитекторы обладали значительными инженерными и математическими познаниями.

Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные. Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами или веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет. Изображения подобных жилищ нередки на росписях Храма Воинов и Храма Ягуаров в городе Чичен-Ице, а также на барельефах Ушмаля.

Древний город Ушмаль — один из интереснейших памятников архитектуры, самый крупный и величественный. Он состоит из шести больших комплексов. В центральной части города были расположены Дворец Губернатора (24 комнаты), Квадрат Голубей, Большая Пирамида, Дом Черепах, Дом Волшебника, возвышавшийся на 30 м. Комплекс из четырех зданий, замыкавших большой внутренний двор (7964 м) называют Женским монастырем. Этот памятник замечателен мощной аркой, которая разделяет здание на две части. Арка по праву считается красивейшей из всех созданных майя. Ступени Ушмальской Пирамиды Чудотворца высотой с голень человека. Возможно, учитывалось оборонное значение культовых сооружений. Без тренировки подняться на вершину пирамиды очень трудно, лестница кажется бесконечной. С вершины пирамиды хорошо видны древние развалины Ушмаля. На ступенях монументальных лестниц в классический период майя оставлены длинные тексты. Они известны в Копане, Паленке, Киритуа и других городах. В настоящее время известно более 5000 иероглифических надписей. Обычно они делятся на 3 группы. К первой относятся тексты, вырезанные на монументальных скульптурных памятниках — стелах, алтарях, колоннах, тронах,статуях и т. п., ко второй — надписи, выполненные красками на стенах, керамических сосудах и бумаге (рукописи), к третьей — надписи (обычно краткие), сделанные на предметах прикладного искусства из кости, раковин, полудрагоценных и поделочных камней, редко на металле.

2.2. Скульптура Майя

Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначальным ее материалом было дерево, поздней в монументальных памятниках замененное известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда изготавливались из разных пород дерева, в то время как статуи богов делались исключительно из кедра, причем только когда разрешал жрец, и перед началом работы постились. В середине 16 в. было уничтожено более Ь тыс. деревянных идолов, которым поклонялись майя. Сохранившиеся единичные деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и техническом уровне мастеров. Деревянные скульптуры передавались по наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались останки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивались тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями.

Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым: стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов, возвеличивали правителей городов-государств и утверждали их божественное происхождение. Стелы обычно имели вид четырехгранных столбов с изображениями правителя на левой стороне и иероглифическими надписями на других. Плоские рельефы до 4 в. н. э. выполнены под сильным влиянием техники деревянной скульптуры: пропорции фигур неточны, а позы статичны и безжизненны. Примерно с середины 4 в. в рельефах совершенствовались пропорции фигур, все реалистичнее передавалось тело, тогда же появились более объемные рельефы с фигурами анфас, постепенно превратившиеся в почти круглую скульптуру.

В VII-начале VIII в. (второй период) фигуры на плоских рельефах получили естественные анатомические пропорции, более жизненной стала передача движений. Усложнилась композиция: помимо фигуры правителя или Бога, появляются второстепенные персонажи. В рельефе, тяготеющем к круглой скульптуре, скованность фигуры была творчески переосмыслена: правитель изображался в торжественной и величественной позе. К концу периода в скульптуре различных городов появились стилистические различия, приведшие поздней к возникновению местных « школ ».

Третий период (2-я половина VIII—IX в.) явился вершиной в развитии скульптуры майя. В это время формировались школы Пьедрас-Неграс, Яшчилана, Паленке, Копана и Киригуа. Появились многофигурные композиции, часто плоский рельеф свободно комбинировался с го--рельефом.

Скульптурная школа Пьедрас-Неграс замечательна живой естественностью передачи фигур и их движений, мягкостью очертаний, умелым комбинированием низкого и высокого рельефа, гармоничностью и уравновешенностью композиции. Встречаются памятники и иных стилей, что свидетельствует о различных художественных направлениях. До 687 г. красный цвет был единственным в окраске скульптур. Позже в Пьедрас-Неграс появляются многоцветные окраски стел.

Близка к ней скульптура школы Паленке, отмеченная тонкостью моделировки, тщательной проработкой деталей. Игра низкого и высокого рельефа, характерная для скульпторов Пьедрас-Неграс, не привлекала мастеров Паленке — их рельефы менее выпуклы. Большое внимание уделяется деталям костюмов божеств: сандалии, пышные головные уборы из перьев, расшитые драгоценными камнями одежды, браслеты изображаются скульптором с величайшей тщательностью, доходящей порой до педантизма. Рельефы школы Паленке оказали большое художественное влияние на памятники искусства соседних с ним городов.

Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры, хотя полностью не достигли этого. Для копанских памятников характерны грузные стелы с горельефным (почти 3/4 полного объема) изображением правителя в торжественной статичной позе. Внимание скульптора устремляется на изображение лица, часто — на передачу деталей костюма, тело же непропорционально коротко и тяжеловесно. Чрезмерное внимание к деталям, излишняя насыщенность стел замысловатыми декоративными элементами затрудняют восприятие копанской скульптуры. Именно из-за этих характерных черт некоторые зарубежные исследователи сравнивают копанскую крупную пластику с памятниками «цветущей» готики; в действительности отдельные произведения копанской школы могут быть сопоставлены с лучшими произведениями скульптуры Древнего Востока. Такова, например, статуя Бога Кукурузы.

Стелы Киригуа отличаются от стел других школ совершенно иным соотношением ширины и высоты. Так, одна из стел имеет высоту Ими весит 65 т. Отличается и форма стелы. Если в Ко-пане она приближается почти к круглому столбу, то здесь четырехгранная форма чувствуется совершенно определенно. Отдельные стелы по своим очертаниям напоминают памятники Копана. На стелах Киригуа имеется целый ряд прекрасных портретов. Фигура правителя почти неразличима из-за огромного количества украшений. Их отделка, однако, не достигает той степени совершенства, которую можно наблюдать на копанских памятниках.

 Очень своеобразны присущие только Копану и Киригуа причудливые скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Они изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура. Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе. Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие рельефы Яшчилана кажутся «переводами» с дерева на камень.

Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовых статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Эти изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники крупной пластики. Центры их изготовления не совпадают с центрами монументальной скульптуры. На острове Хайна (штат Кампече в Мексике), известном лучшими образцами терракот, монументальная скульптура почти отсутствует.

Чичен-Ица — священная столица майя. Среди ее развалин Храм Ягуара, названный из-за трона в виде ягуара, найденного в святилище, Храм Воинов, Большой Стадион, Храм Орлов, Храм Стенных Панелей, Храм Кукулькана, Священный Колодец. Раскопки города завершились в 1936 г. В одном из храмов найдена надпись с датой, соответствующая примерно 879 г. н. э. Город Чичен-Ица пережил свой расцвет примерно в то же время, что и Копан, Тикаль, Паленке, Яшчи-лан, Ушмаль. Руины древнего города представляли собой некоторый парадокс — больше половины здания города коренным образом отличается от здания майя. На колоннах и стенах одного из храмов были высечены десятки необычных мотивов — фигуры воинов в доспехах из стеганой хлопчатобумажной ткани, с копьями и щитами. Одежда и характер не соответствуют традиционным изображениям воинов майя. Найден ряд новых типов построек. Одна из них — совершенно круглое здание, известное под названием Караколь (улитка). Исследователи предполагают, что тут могла находиться обсерватория. Другие постройки города имели длинные ряды колонн. А большой открытый участок, окруженный колоннами, служил, видимо, рынком. Столь же необычны колонны по бокам дверных проемов и лестниц, украшенные скульптурами змеев, а также длинные ряды настенных рельефов с изображениями грифов, держащих в когтях человеческое сердце, ягуаров, приготовившихся к прыжку.

Недалеко от главной площади города находилось несколько каменных мужских фигур, лежащих на спине, с поднятыми над головой коленями, так называемых Чакмоолов — божеств, связанных с культом воды. На животе у них высечены чашевидные углубления для жертвенной крови. Археологами сделан вывод, что все эти «новшества» — неизгладимый след вторжения тольтекских племен, которые захватили город примерно в X в. В священной книге майя «Чи-лам-Балам» также даны подробные описания чужеземцев и столицы, которую они основали в Чичен-Ице. Сообщается, что «ицы» пришли сначала из далекого Толлана и что создателями этого города были тольтеки. Действительно, археологами было обнаружено много общего между культурой Чичен-Ица и городом Тулой в долине Мехико, который и является древним Толланом. В Туле были найдены фигуры воинов, которые украшали и Чичен-Ицу. А на стенах пирамид Тулы — фрески, до мельчайших деталей совпадающие с юкатанскими. Они изображали ягуаров, стервятников, пожирающих человеческие сердца. Были в Туле точные копии колонн Чи-чен-Ицы, у основания одной из пирамид — статуя полулежащего на спине Чакмоола. Оба города разделяло 800 миль труднопроходимых джунглей.

Любопытным памятником культуры майя был Священный Колодец, или Колодец Жертв, в Чичен-Ице. Он был 20 м глубиной до воды, пласт воды достигал 10 м, ширина колодца — 60 м. У индейцев существовала легенда, что тут приносились в жертву самые красивые девушки. Жертвоприношения делались, когда возникала крайняя надобность в дожде. Считалось, что девушки могут выпросить у богов счастливый год, так как в колодце жил Бог Дождя. Из самых далеких уголков страны ежегодно к колодцу шли паломники, чтобы бросить свои дары богу Чаку — покровителю земледельцев. Главный храм в Чичен-Ице посвящен Богу Ветра Кукулькану, одному из главных в пантеоне майя. Он изображался в виде пернатого змея. Храм обращен фасадом к колодцу и соединен с ним особой «Дорогой Жертв», выложенной каменными плитами. Испанские историки XVI в. сообщают, что сам город к моменту их прихода был уже мертв, но жертвоприношения людей продолжали осуществляться.

Поздней Э.Томпсон произвел раскопки этого места. Было найдено большое количество украшений, скульптурных фигурок из драгоценных и полудрагоценных материалов — нефрита, золота, останки людей, оленей, ягуаров, глиняные чаши, топоры.

В одной из древних хроник XII в. сообщается, что мужчина по имени Хунак Кеель, приносимый в жертву этому колодцу, спасся, после чего был избран правителем города.

В XIX в. Чичен-Ица продолжал оставаться местом религиозного паломничества индейцев.

Рисунки из древней рукописи майя «Чилам-Балам» не уступают по художественным достоинствам фресковой живописи храмов. Они дают богатый материал для изучения культуры древних майя. Некоторые разделы рукописей восходят к очень ранним временам и отражают традиции, исчезнувшие уже в классический период. В целом рукописи являются своего рода энциклопедией, охватывающей все стороны жизни индейцев.

С помощью этих рукописей жрецы ориентировались в ритуалах многочисленных праздников. Рукопись иллюстрируется графическими рисунками, которые дают пояснения к тексту. Четыре цвета фона рисунков, видимо, имеют отношение к четырем богам сторон света. Среди сюжетов рисунков — бог с поднятыми руками (Ицамна) держит в руках раму с тканью и большую иглу с ниткой. Бог сидящий держит в руке ветку с улиткой, фон голубой. Бог с головой собаки, сидя, держит стебель с улиткой, фон красный. Бог с головой грифа сидит, подняв руку ладонью вверх, и т.п.

Бумагу для книг делали из луба фикуса, писали с помощью волосяной кисточки различными красками. Умерших жрецов хоронили с их рукописями. Сами рукописи представляли собой длинные полосы бумаги, сложенные складками. После завоевания территорий майя испанцами древнее письмо было полностью утрачено.

К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами. Закончился «золотой век» классического периода цивилизации майя. Города окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы, разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались поглощенными джунглями. Последняя датированная стела (город Тикаль) имеет дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя. Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к гибели культуры. Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть хозяйственно-экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается загадкой для ученых до сих пор.

2.3. Письменность Майя

Долгое время тексты на памятниках майя оставались загадкой для ученых. В 1960-х гг. ленинградский ученый Ю.В.Кнорозов произвел дешифровку древних текстов. Дешифровка цифровых знаков не составляла большого труда. Причиной тому была поразительная простота, доведенная до совершенства логичность системы счета. Европа еще «считала по пальцам», когда математики древних майя ввели понятие нуля и оперировали бесконечно большими величинами. Большое число записано на стеле 10-а в городе Тикале — 1841641600 дней, т. е. 5 миллионов лет. При вычислениях майя ограничивались только сложением и вычитанием.

Сам человек майя был той идеальной математической моделью, которая была взята за единицу счета. В основе арифметики лежала двадцатиричная система счисления (умножение на 20), возникшая от суммы пальцев на руках и ногах человека. Сложение представляло собой вертикальный столбец снизу вверх. Эпоха у майя, как уже отмечалось, отмерялась 20-летиями. Месяц состоял также из 20 дней. Каждому дню месяца жрецы приписывали свои приметы, каждый день имел свое название, например: 1-й день — Имиш (кукуруза) — родившийся в этот день будет дурным, распутным и бесчестным человеком; 4-й день — Кан (спелая кукуруза) — родившийся в этот день будет мудрым; 6-й день — Кими (смерть) — родившийся в этот день будет убийцей с плохой судьбой и т.п.

В календаре майя существовала 13-дневная неделя и 4-годичный цикл, а также 52-летний цикл, называемый Календарным кругом. В году было 18 месяцев и 5 дней без названия. За 4 года «лишних» дней набиралось 20, т. е. на лишний месяц, и 4-й год считался несчастливым (как у нас високосный). Год начинался с 26 декабря (зимнее солнцестояние). Каждый месяц, так же, как и день, имел свое название. 1-й (с 26.XII) — «Новое Солнце», 2-й — «Сбор», далее «Колодец», «Новый», «Белый», «Олень», «Накрывание», «Желтое Солнце», «Облачный», «Барабан», «Большой дождь», «Шум грозы», «Циновка», «Сип» (Бог Охоты), «Летучая мышь», «Собирать по зернышку», «Конец».

Ни у одного из народов древней Америки нет столь совершенного календаря и системы летосчисления, как у майя классического периода. Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который в руках жречества стал могучим орудием воздействия на массы.

Летосчисление велось, по подсчетам современных ученых, с 5041738 г. до н. э. Начальная дата хронологии — 3113 год н. э.

Майя записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка всегда означала единицы данного порядка, а тире — пятерки, например: 1 (.); 2 (..); 3 (...); 5 (—); 6 ( . -); 10 (—) и т.д. Изображение раковины обозначало 0.

Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

К дешифровке текстов майя были подключены компьютеры. Метод дешифровки, изобретенный Ю.В.Кнорозовым, был назван позиционной статистикой. Благодаря этому открытию было установлено общее количество иероглифов — 300, а также появилась возможность расшифровывать практически любые неизвестные письмена.

В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые, грамматические и фонетические. Из сохранившихся рукописей известны три: «Пророчества Ягуара» («Чилам-Балам») и «Книга народов» («Пополь-Вух»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги «Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении.

Древние майя умели рассчитывать наступление солнечных затмений, знали периоды обращения Луны, Венеры, Марса, Сатурна, Меркурия и Юпитера. Астрономические наблюдения производились с вершин пирамид храмов невооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные архитектурные комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года. Подобные сооружения были обнаружены во многих городах классического периода. Использовался также ансамбль из стел, например, № 10 и 12 в Копане, указывающий на место захода Солнца 12 апреля — время начала посева у индейцев. В круглой башне Караколь в городе Чичен-Ице небольшие прямоугольные окна направлены на важные астрономические пункты — точку захода Солнца в день весеннего равноденствия, точку захода Луны в эту ночь.

3. Быт древних  Майя

3.1. Одежда и внешний  вид  Майя 

До четырех-пяти лет дети обоих полов ходили обнаженными, после этого возраста и начинались различия в одежде, так как маль­чикам надевали «пояски, чтобы они прикрывали свой срам как отцы, а девочек начинали закрывать от пояса и ниже», как уточня­ет Ланда. Ланда упоминает также о «длинных и квадратных тка­нях... (которые) они привязывали к плечам», не поясняя, носили ли их господа или простые люди[4].

Из хроник мы узнаем, что сеньоры и рядовые общинники одевались не одинаково. В «Сообщении из Вальядолида» подчеркивается, что «сеньоры надевали шикольи из хлопка и перьев, сотканных в форме разноцветного жилета; они носили также мастиль, (то есть набедренную повязку) между ног, представлявшую собой длинную тканую ленту, опоясывавшую живот и закрывавшую по­ловые органы, при этом два длинных конца, украшенных перьями, свисали спереди и сзади». Ланда, имея в виду про­столюдинов, говорит, что дома строили обнаженные индейцы, «прикрытые длинными узкими полосками, которые они зовут эш». К такой же полоске сводилась одежда Херонимо де Агнлара, когда он предстал перед Кортесом.

Это различие в одежде между лицами, относящимися к высшему классу, и людьми более низкого социального положения подтверж­дается и уточняется в иконографии майя. На фресках Бонампака пленники или павшие в бою, а также принесенные в жертву после сражения изображены обнаженными или только с набедренной повязкой, без головного убора и украшений. Однако на тех же фре­сках лица, которые, видимо, были слугами, судя по их действиям (одевают вождей, подают шкуры ягуара или украшения, держат на руках ребенка), имеют украшенные набедренные повязки и головные уборы наподо­бие тюрбанов. Некоторые из них, возможно, были торговцами или, служа при дворе в Бонампаке, имели право или обязанность быть одетыми более изысканно, чем крестьяне и остальные трудящиеся.

В подобной одежде изображены музыканты. На них замысло­ватые головные уборы, иногда очень искусно сделанные, серьги из раковин и ожерелья из клыков животных. Из предполагаемых слуг некоторые имеют ушные украшения. Другие (кого по их рас­положению в художественной композиции и по тому, что они пока­зывают ценные товары и держат в руке зонтик, мы считаем торгов­цами) тоже имеют тюрбаны, а один даже подвеску и ушное украше­ние из нефрита.

Воины, изображенные на тех же самых росписях, несомненно, также стоят на разных ступенях социальной лестницы. В сцене суда, пыток и жертвоприношения пленников группа воинов распо­ложена на том же уровне, что и самые высокопоставленные лица, то есть в верхней части композиции, в то время как все остальные находятся на нижнем плане. Различия в одежде значительны: все «верхние» одеты в очень нарядные маленькие плащи, у «нижних» торс обнажен; набедренные повязки богаче у первых. Однако обе группы имеют обычные у воинов одинаковые шлемы со звериными головами, надевавшиеся для того, чтобы вызвать страх у против­ника.

Господа высокого ранга занимают верхнюю часть композиции, они выделяются и своей одеждой: богатые головные уборы, некото­рые с перьями кецаля в форме плюмажа; диадемы из нефритовых бусин; ожерелья и браслеты из того же камня; широкие и длинные плащи из хлопка; ярко расшитые или разрисованные набедренные повязки, а также сандалии, хотя на копиях, сделанных с росписей, не всегда можно разобрать, есть сандалии или нет.

Таким образом, социальные различия, выявляемые в этих карти­нах самой композицией, значением сцен и действиями их участни­ков, отражены в одежде, которая изменяется от самого богатого убранства халач-виннка до почти полной наготы приносимых в жерт­ву пленников (на некоторых нет даже набедренной повязки). В ком­позиции иерархия соблюдается сверху вниз: батабы, придворная знать, военные вожди, воины, торговцы и музыканты (в одной груп­пе) и слуги. В этой иерархии в отношении одежды исключение пред­ставляют лишь танцоры, богатейшее убранство костюмов которых, видимо, связано со спецификой церемонии и не имеет какой-либо социальной значимости.

На глиняных фигурках из Хайны самым значительным элемен­том одежды был, вероятнее всего, головной убор. Разнообразие форм, материалов и композиций бесконечно: тюрбаны, диадемы, тиары, скрученная или сплетенная полоса, плюмажи и широкопо­лая шляпа. Даже когда тела почти обнажены, головной убор обыч­но богат и сложен. Многие фигурки представляют мужчин и женщин, у которых закрыта только нижняя часть тела (повязка или юбоч­ка, в зависимости от пола); однако это не должны быть лица низкого социального положения, так как у них почти всегда есть ожерелье из толстых бус, часто браслеты из нескольких ниток бус, большая раковина, как пектораль, и пышный головной убор. Набедренная повязка обычно очень широкая и может быть раскрашена. Персоны, видимо, мужского рода имеют большие плащи, доходящие до пят. В некоторых случаях видно длинное платье с короткими рука­вами.

Относительно женщин Ланда сообщает, что «индеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они по­крывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками.

Все остальные не носили другой одежды, кроме подобия длинного и широкого мешка, открытого с двух сторон, в который они залеза­ли до бедер и который им был в обтяжку, и не было у них другой одежды, кроме накидки, в которой они всегда спят; когда они от­правляются в дорогу, то обычно несут ее свернутой».

Однако, за некоторыми исключениями, одежда женщин на стен­ных росписях, рельефах и фигурках не соответствует описанию хро­ниста. Наиболее обычна длинная туника белая или с зеленой опушкой по краю  или желтая. На фигурках из Хайны наиболее часто видны длинная юбка и кечкемитль — кофта из кружев. Невозможно уточ­нить социальное положение большей части женщин, представленных на упомянутых фигурках из Хайны, так как кечкемитль не имеет украшений, а кроме того, им пользовались даже простые ткачихи. С другой стороны, почти все женщины носили ожерелья и ушные украшения. Только у некоторых видны юбки (старые женщины) и в одном случае — набедренная повязка (у слепой старухи).

Мужчины и женщины, имевшие высокий социальный статус, носи­ли многочисленные ювелирные изделия, почти все из нефрита, хотя могли быть и из обсидиана, из раковины или кости. Такие украше­ния включали диадемы из нанизанных или нашитых на полоску тка­ни дисков; трубочки для локонов или цветы в волосах (Паленке).

Ушные украшения — круглые, квадратные, сложные, образующие цветочные элементы (у лиц явно низшего ранга в мочку уха нередко продевалась просто лента из ткани); носовые украшения — трубковидные, или в виде пуговиц с каждой стороны, или пластинка, свисающая с кончика носа; украшение для рта, составленное из четырех удлиненных пластин, образующих прямоугольник с не­большим диском в каждом углу; весь ансамбль ограничивал рот; ожерелья из одной нитки сферических бусин, с подвесками или без них (ли­чины, медальоны); ожерелья из нескольких концентрических ни­ток обычно трубчатых бусин; пекторали; браслеты из нескольких ниток бусин; кольца и ножные браслеты, тоже из нескольких рядов.

Татуировка царапаньем была важной частью украшения тела, о чем свидетельствуют хроники и что подтверждают многочисленные скульптуры и глиняные фигурки. Этот тип татуировки, в котором шрамы, нанесенные прорезанием предварительно раскрашенной кожи, образуют всякого рода геометрические и символические ри­сунки, был предметом гордости мужчин майя, ибо чем больше татуи­ровки на теле, тем храбрее и доблестнее считался мужчина, так как эта процедура была очень болезненной. Тех, кто не татуировался, осмеивали. Однако татуировка могла быть применена и как наказа­ние ворам высокого социального ранга. В этом случае их лицо обра­батывалось «с двух сторон, от подбородка до лба». Женщины также обычно татуировали тело «от пояса вверх, кроме груди из-за кормления, узорами более изящными и красивыми, чем у мужчин». Юно­ши, пока не женились, не татуировались или делали легкую татуи­ровку[5].

Волосы носили длинными, как женщины, так и мужчины. Относи­тельно первых Ланда уточняет, что «сверху выжигали часть волос как хорошую тонзуру и таким образом то, что ниже, росло сильно, а что на тонзуре, оставалось коротким; они заплетали косы и дела­ли из них гирлянду вокруг головы, оставляя сзади хвостик, как кисточку». Можно понять, что кроме подобия тонзуры остальные волосы были очень длинными. На рельефах из Паленке тонзура раз­мещается на задней части головы. На том же памятнике и на многочисленных фигурках из Хайны видно, что волосы подрезались на лбу, образуя лесенку по обе стороны лица. В Паленке есть также то, что мы назвали «держателями локонов»—нефритовые трубочки, разделявшие волосы на пряди. На рельефах у женщин волосы длин­нее, чем у мужчин, зачесаны назад и без тонзуры. Ланда упоминает о женской прическе, разделявшей волосы на две части и образо­вывавшей «изящный головной убор»; волосы также сплетали в косы или в два или четыре рога. Говорят, что прическа незамужней женщины отличалась от прически замужней, но эти различия не уточ­нены.

Как признак красоты, трудно понятный для нас, Ланда упоминает также косоглазие, которое искусственно вызывали у детей, «при­крепляя им к волосам небольшой пластырь, свисавший до середи­ны бровей; и поскольку он у них там прыгал, они все время подни­мали глаза и становились косыми». Вспомним, что бог Солнца изо­бражается с большими, обычно косыми, глазами.

Упомянем еще прокалывание мочки уха для ушных украшений диаметром 2—3 см, прокалывание носовой перегородки или крыльев носа для подвешивания носовых украшений и прокалывание отвер­стия под губой для губного украшения.

Древние майя, как и остальные мезоамериканские народы и многие народы Американского континента, а также других частей света, практиковали искусственную деформацию черепа. Ланда описывает, как ребенку, лежащему в колыбельке из прутиков, на­кладывали на голову две досочки (одну спереди, другую сзади) и сильно их стягивали, «пока через несколько дней голова младенца на становилась плоской и такой формы, какую они все имели». Кроме лобно-затылочного типа деформации делались и другие, о чем можно судить по черепам, найденным при археологических раскопках. Встречается деформация округлой формы (получаемая посредством очень тугой повязки вокруг головы), а также затылочная, лобная, лобно-вертикально-затылочная и т. д.

Исторические источники упоминают о калечении зубов лишь сре­ди женщин (считалось «изящным» иметь зубы, «как зубья пилы»). Ланда пишет, что эту операцию проводили старые женщины, «подпиливая их какими-то камнями и водой». Подпилы имели различную форму и наносились на верхние и нижние резцы и клыки, как пра­вило, симметрично. Одни подпилы имели острые концы, другие — тупые. Однако наиболее часто в зоне майя встречалась инкрустация округлой формы в середине передней плоскости верхних и нижних рез­цов и клыков. Материалом для инкрустации обычно служили нефрит, а также обсидиан, пирит пли гематиты. Археологические находки показывают, что калечение зубов было распространено не только в высших классах общества, так как подпиливание можно обнаружить и на костных остатках из бедных захоронений.

Итак, можно сказать, что, в то время как одежда и украшения имели социальную значимость, иерархический или экономический характер которой мы не можем уточнить, деформация тела практи­ковалась во всех классах общества майя.

 3.2.  Питание Майя

В обычные дни главной пищей был, без сомнения, маис, рецепты приготовления которого живы до наших дней. Зерно замачивают на ночь в воде с примесью извести и затем растирают на метате. Получается масса, из которой на жаровне пекут лепешки. Едят их только горячими, так как холодная лепешка, по выражению хро­ниста Хименеса, «тверда, как подошва ботинка, и безвкусна». Ле­пешки можно есть как самостоятельное блюдо с солью или перцем или вместе с другой пищей. Из маисового теста готовили также та-мали, фаршированные кусочками мяса; в тесто подмешивали и ли­стья чайи или фасоль. Хименес описывает тамали как «комки, сва­ренные в воде, нанизанные на веревку, как черные четки, жесткие и безвкусные». Из поджаренного и размолотого зерна готовили «ша­рики, сохранявшиеся по нескольку месяцев, только становившиеся кислыми

Из размолотого какао, растворенного в воде, готовили шоколад, который пили горячим; Ланда определяет его как «противное питье для тех, кто не привык, и свежее, и вкусное, и превосходное для тех, кто его пьет регулярно». Этот юкатанский хронист говорит еще об одном «вкусном и ценимом» напитке, для которого из бобов какао извлекали «жир, похожий на масло» и смешивали его с маи­сом. Должно быть, это был чампуррадо или атоле из шоколада.

Другим важным продуктом была фасоль — черная, красная и белая, которую ели как с другими овощами, так и приготовленную отдельно или с мясом, отваренную в соленой воде или же размоло­тую как паста. Употребляли н разные виды тыкв, а также батат, чайю, томаты, маниок, хикаму, авокадо и макаль (яме).

У майя было много фруктов, среди них наиболее распространен­ные авокадо, мамей, чикосапоте, белый сапоте, папайя, гуайяба, гуайя, нансе, питаайя, древесный огурец, сирикоте, анон, мараньон, несколько видов сливы, дикий виноград и многие другие.

Некоторые хронисты утверждают, что вне праздников и пиршеств древние майя не ели много мяса. Возможно, и в самом деле, что не­многие животные, которых выращивали для пищи (собаки, индюки, фазаны, голуби), сохранялись главным образом для празднеств, для подношения в качестве дани или подарка господам или для при­ношения в жертву божествам. Но часто, хотя и в небольших количе­ствах, майя могли есть мясо млекопитающих, птиц и пресмыкаю­щихся, добытых на охоте. Среди главных животных, мясо которых употреблялось в пищу, назовем оленя, тапира, пекари, барсука, зайца, броненосца, лесного индюка, куропатку, перепела и игуану. Мясо готовилось с овощами или отдельно — хорошо пропеченное прямо на огне или в печи, выкопанной в земле. На дне такой печи разводится огонь, когда он прогорит, угли закрывают камнями, на них кладут обработанную тушу животного, после чего печь за­полняется листьями, ветками и камнями.

Майя приправляли свою пищу солью, перцем, несколькими сортами перца чиле и различными душистыми травами — кориандром, эпасотом, ореганом. Важной приправой на Юкатане была и остается биха, которая кроме вкуса придает «цвет пище, какой дает шафран». Эти приправы могли использоваться отдельно или в соусах в зави­симости от блюд.

Помимо безалкогольных напитков, приготовляемых из маиса и какао, у майя существовали и алкогольные. Среди них главным был бальче, называвшийся испанцами «питаррилья». Однако его употреб­ляли только во время религиозных церемоний. Для некоторых церемоний де­лали другое питье с «четырьмястами пятнадцатью поджаренными зернами маиса, которое зовут пикула-какла»[6].

Когда Когольюдо говорит, что майя ели только раз в день — за час до захода солнца, одновременно обедая и ужиная, не следует это понимать так, словно весь день проходил без потребления пищи. Хронист имеет в виду основательную пищу. В самом деле, на рас­свете, до начала работ, майя пили горячий атоле — жидкую кашу в  течение дня с интервалами в несколько часов — холодные напитки посоле, пиноле и только вечером съедали овощи, соответствующим образом приправленные, с мясом или чаще без него.

Женщины и мужчины не садились есть вместе, сначала жен­щины обслуживали мужчин. Ели сидя на полу или во всяком случае на циновке. Существовал обычай мыть руки и полоскать рот после еды.

Во время религиозных празднеств в пищу не добавляли соль и острый перец. При некоторых постах не ели мяса.

Заключение

Индейцы, принадлежащие к лингвинистической группе майя, живут в настоящее время на территории трех современных государств Центральной Америки. Эта языковая семья разделяется на три главные ветви: майя, киче, хуастекс-кая.

Современные майя в сельской местности сохраняют традиционную культуру. Они занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на плантациях кофе. Женщины нанимаются прислугой в городах. Развито пчеловодство, птицеводство, животноводство — майя разводят коров, свиней, лошадей, коз, ослов, в горах — овец. Сохраняются ремесла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах — узорное ткачество на вертикальных ткацких ручных станках, производство украшений, музыкальных инструментов, изделий из перьев, черепицы, лодок. Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой крышей, крытой пальмовыми листьями, часто беленное изнутри и снаружи. Пол земляной, покрыт циновками. В доме имеются большой глиняный сосуд для воды, каменная зернотерка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу очаг из трех камней с глиняной сковородой.

Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины носят узорные пояса, женщины — запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев, креста, аграрная и поминальная обрядность, шаманство, колдовство, знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранились мифология, песни, легенды, сказки, танцы. Язык майя существовал до запрещения его церковью в XVI в. Современные майя пользуются письменностью на основе латинского алфавита.

Список использованных источников и литературы

  1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.142с.
  2. Воротников А.,  Еркина О. История искусств: Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ. М., Литература, 1997. 319с.
  3. Кузьмин В. Тайна жрецов Майа. М., Молодая гвардия, 1975. 95с.
  4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М., Владос, 1997. 385с.
  5. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. М., Высшая школа, 2000,  368 с.: ил.

[1] Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.С. 11

[2] Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.С. 27

[3] Воротников А.,  Еркина О. История искусств: Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ. М., Литература, 1997. С. 111

[4] Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.С. 34

[5] Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986. С. 65

[6] Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.С.87