Содержание

Введение..................................................................................................... 3

1. Панорама современного естествознания.............................................. 4

1.1. Основные достижения микромира................................................. 4

1.1.1. Установление строения атома.................................................. 4

1.1.2. Открытие деления урана и цепная реакция............................ 8

1.1.3. Управляемая термоядерная реакция....................................... 9

1.1.4. Теория элементарных частиц.................................................. 9

1.2. Основные достижения мегамира.................................................. 10

1.2.1. Модель большого взрыва (о происхождении Вселенной)... 10

1.2.2. Источники энергии Солнца................................................... 11

1.2.3. Астрономические исследования Вселенной.......................... 12

1.3. Основные достижения в макрофизике......................................... 12

1.3.1. Достижения в области электроники (микросхемы).............. 12

1.3.2. Создание лазеров и область их применения......................... 13

1.3.3. Высокотемпературная сверхпроводимость.......................... 14

2. Звезды и их эволюция......................................................................... 15

3. Современная наука о сущности и истоках человеческого сознания. 16

Заключение.............................................................................................. 19

Литература............................................................................................... 20

Введение

Естествознание – это система наук о природе. Основу этой системы составляют физика, химия и биология. Представления, выработанные естественными науками, интегрированы в современную научную картину мира, которая непрерывно уточняется и дополняется. Понимание единства и гармонии элементов этой картины составляет основу научного мировоззрения.

Выполняя задачу построения цельной и логически непротиворечивой картины мира, а также обеспечивая технологический процесс, современное естествознание стало важнейшим компонентом культуры.

Интегрирование представлений о природе из различных областей знания в единую научную картину мира осуществляется современным естествознанием на концептуальном уровне. Исторически понятие «концепция» связано со смыслом латинского слова «conceptio» - система взглядов, определяющий замысел. В настоящее время этот термин имеет более широкое толкование.

Научная картина мира это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Специальные картины мира как особая форма теоретических знаний являются продуктом длительного исторического развития науки. Они возникли в качестве относительно самостоятельных фрагментов общенаучной картины мира на этапе формирования дисциплинарно организованной науки (конец XVIII первая половина XIX в.).

1. Панорама современного естествознания

1.1. Основные достижения микромира

1.1.1. Установление строения атома

Отказ от планетарной модели Резерфорда был вызван тем, что сначала предположили, что представляет собой облако положительно и отрицательно заряженных частиц. Но опыты Эрнста Резерфорда в 1911 г. по рассеянию α-частиц атомами убедительно показали, что положительный заряд атома сосредоточен в его малой области (10-12 – 10-13 см), которую он назвал ядром. 1 Модель атома была пересмотрена, и было принято, что атом состоит положительно заряженного ядра, состоящего из открытых к тому времени протонов, окруженного облаком отрицательно заряженных электронов.

В процессе создания количественной теории строения атома, позволившей объяснить атомные системы, были сформированы новые представления о свойствах микрочастиц, которые описываются квантовой механикой. 1

Представление об атомах как неделимых мельчайших частицах веществ, как уже отмечалось выше, возникло еще в античные времена (Демокрит, Эпикур, Лукреций). В средние века учение об атомах, будучи материалистическим, не получило признания. К началу 18 в. атомистическая теория приобретает все большую популярность. К этому времени работами французского химика А. Лавуазье (1743 - 1794), великого русского ученого М. В. Ломоносова и английского химика и физика Д. Дальтона (1766 - 1844) была доказана реальность существования атомов. Однако в это время вопрос о внутреннем строении атомов даже не возникал, так как атомы считались неделимыми.

Большую роль в развитии атомистической теории сыграл выдающийся русский химик Д. И. Менделеев, разработавший в 1869 г. периодическую систему элементов, в которой впервые на научной основе был поставлен вопрос о единой природе атомов. Во второй половине 19 в. было экспериментально доказано, что электрон является одной из основных частей любого вещества. Эти выводы, а также многочисленные экспериментальные данные привели к тому, что в начале 20 в. серьезно встал вопрос о строении атома.

Существование закономерностей связи между всеми химическими элементами, ярко выраженное в периодической системе Менделеева, наталкивает на мысль о том, что в основе строения всех атомов лежит общее свойство: все они находятся в близком родстве друг с другом.

Однако до конца 19 в. в химии господствовало метафизическое убеждение, что атом есть наименьшая частица простого вещества, последний предел делимости материи. При всех химических превращениях разрушаются и вновь создаются только молекулы, атомы же остаются неизменными и не могут дробиться на более мелкие части.

Различные предположения о строении атома долгое время не подтверждались какими-либо экспериментальными данными. Лишь в конце 19 в. были сделаны открытия, показавшие сложность строения атома и возможность превращения при определенных условиях одних атомов в другие. На основе этих открытий начало быстро развиваться учение о строении атома.

Первые косвенные подтверждения о сложной структуре атомов были получены при изучении катодных лучей, возникающих при электрическом разряде в сильно разряженных газах. Изучение свойств этих лучей привело к заключению, что они представляют собой поток мельчайших частиц несущих отрицательный электрический заряд и летящих со скоростью, близкой к скорости света. 1

Особыми приемами удалось определить массу катодных частиц и величину их заряда, выяснить, что они не зависят от ни от природы газа, остающегося в трубке, ни от вещества, из которого сделаны электроды, ни от прочих условий опыта. Кроме того, катодные частицы известны только в заряженном состоянии и не могут быть лишены своих зарядов и превращены в электронейтральные частицы: электрический заряд составляет сущность их природы. Эти частицы, получившие название электронов, были открыты в 1897 г. английским физиком Дж. Томсоном.

Изучение строения атома практически началось в 1897 – 1898 гг., после того как была окончательно установлена природа катодных лучей как потока электронов и были определены величина заряда и масса электрона. Томсон предложил первую модель атома, представив атом как сгусток материи, обладающий положительным электрическим зарядом, в который вкраплено столько электронов, что превращает его в электрически нейтральное образование. В этой модели предполагалось, что под влиянием внешних воздействий электроны могли совершать колебания, т.е. двигаться ускоренно. Казалось бы это позволяло ответить на вопросы об излучении света атомами вещества и гамма-лучей атомами радиоактивных веществ.

Положительно заряженных частиц внутри атома модель атома Томсона не предполагала. Но как же тогда объяснить испускание положительно заряженных альфа-частиц радиоактивными веществами? Модель атома Томсона не давала ответа и на некоторые другие вопросы.

В 1911 г. английским физиком Э. Резерфордом при исследовании движения альфа-частиц в газах и других веществах была обнаружена положительно заряженная часть атома. Дальнейшее более тщательные исследования показали, что при прохождении пучка параллельных лучей сквозь слои газа или тонкую металлическую пластинку выходят уже не параллельные лучи, а несколько расходящиеся: происходит рассеяние альфа-частиц, т.е. отклонение их от первоначального пути. Углы отклонения не велики, но всегда имеется небольшое число частиц (примерно одна из нескольких тысяч), которые откланяются очень сильно.

Некоторые частицы сбрасываются назад, как если бы на пути встретилась непроницаемая преграда. Это не электроны – их масса гораздо меньше массы альфа-частиц. Отклонение может происходить при столкновении с положительными частицами, масса которых того же порядка, что и масса альфа-частиц. Исходя из этих соображений, Резерфорд предложил следующую схему строения атома. 1

В центе атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого по разным орбитам вращаются электроны. Возникающая при их вращении центробежная сила уравновешивается притяжением между ядром и электронами, вследствие чего они остаются на определенных расстояниях от ядра. Поскольку масса электрона ничтожно мала, то почти вся масса атома сосредоточена в его ядре. На долю ядра и электронов, число которых сравнительно невелико, приходится лишь ничтожная часть всего пространства, занятого атомной системой.

Предложенная Резерфордом схема построения атома, как обыкновенно говорят, планетарная модель атома, легко объясняет явления альфа-частиц. Действительно, размеры ядра и электронов чрезвычайно малы по сравнению с размерами всего атома, которые определяются орбитами наиболее удаленных от ядра электронов.

1.1.2. Открытие деления урана и цепная реакция

В 1939 году немецкими учеными О. Ганом и Ф. Штрассманом было открыто деление ядер урана. Продолжая исследования, начатые Ферми, они установили, что при бомбардировке урана нейтронами возникают элементы средней части периодической системы – радиоактивные изотопы бария (Z = 56), криптона (Z = 36) и др.

Кинетическая энергия, выделяющаяся при делении одного ядра урана, огромна – порядка 200 МэВ. Оценку выделяющей при делении ядра энергии можно сделать с помощью удельной энергии связи нуклонов в ядре. Удельная энергия связи нуклонов в ядрах с массовым числом A ≈ 240 порядка 7,6 МэВ/нуклон, в то время как в ядрах с массовыми числами A = 90–145 удельная энергия примерно равна 8,5 МэВ/нуклон. Следовательно, при делении ядра урана освобождается энергия порядка 0,9 МэВ/нуклон или приблизительно 210 МэВ на один атом урана. При полном делении всех ядер, содержащихся в 1 г урана, выделяется такая же энергия, как и при сгорании 3 т угля или 2,5 т нефти.

Продукты деления ядра урана нестабильны, так как в них содержится значительное избыточное число нейтронов. Действительно, отношение N / Z для наиболее тяжелых ядер порядка 1,6, для ядер с массовыми числами от 90 до 145 это отношение порядка 1,3–1,4. Поэтому ядра-осколки испытывают серию последовательных βраспадов, в результате которых число протонов в ядре увеличивается, а число нейтронов уменьшается до тех пор, пока не образуется стабильное ядро.

При делении ядра урана-235, которое вызвано столкновением с нейтроном, освобождается 2 или 3 нейтрона. При благоприятных условиях эти нейтроны могут попасть в другие ядра урана и вызвать их деление. На этом этапе появятся уже от 4 до 9 нейтронов, способных вызвать новые распады ядер урана и т. д. Такой лавинообразный процесс называется цепной реакцией[1].

1.1.3. Управляемая термоядерная реакция

Управляемый термоядерный синтез (УТС), научная проблема осуществления синтеза легких ядер с целью производства энергии.

Решение проблемы будет достигнуто в плазме при температуре Т > 108К и выполнении Лоусона критерия (nt > 1014 см-3·с, где n — плотность высокотемпературной плазмы; t — время удержания ее в системе). Исследования проводятся в квазистационарных системах (t > 1 с, n +> 1014 см-3) и импульсных системах (t ~ 10-8 с, n > 1022 см-3).

В первых (токамаки, стеллараторы, зеркальные ловушки и т. д.) удержание и термоизоляция плазмы осуществляются в магнитных полях различной конфигурации. В импульсных системах плазма создается при облучении твердой мишени (крупинки смеси дейтерия и трития) сфокусированным излучением мощного лазера или электронными пучками: при попадании в фокус пучка малых твердотельных мишеней происходит последовательность термоядерных микровзрывов.

Решение проблемы УТС обеспечит человечество энергией практически на неограниченный срок.

1.1.4. Теория элементарных частиц

Элементарными называют частицы, входящие в состав прежде неделимого атома. Первыми были обнаружены электрон, протон, нейтрон и фотон - квант электромагнитного поля.

В зависимости от значения спина все частицы делятся на: 1) фермионы, к ним относятся частицы с полуцелыми спинами. Фермионы составляют вещество и в свою очередь делятся на 2 класса лептоны и кварки. Кварки входят  в состав протонов, нейтронов и др. подобных частиц называемых нтдронами. 2) бозоны, это частицы с целыми спинами и они переносят взаимодействие.

Античастица- элементарная частица, масса и спин которой точно равны данной частице, а электрический заряд, магнитный момент и другие соответствующие характеристики равны по величине, но противоположны по знаку.

Кварки - частицы составляющие андроны. Кварки могут соединяться для этого тройками, составляя барионы, либо парами кварк-антикварк, составляя мезоны. Все кварки имеют спин 1/2, т.е. они относятся к фермионам. Считают что они сцепляются  сильным взаимодействием, но учавствуют в слабом.

Основная проблема в теории элементарных частиц это поиск наиболее элементарной частицы, основного кирпичика природы.

1.2. Основные достижения мегамира

1.2.1. Модель большого взрыва (о происхождении Вселенной)

Большой взрыв, по современным представлениям состояние расширяющейся Вселенной в прошлом (ок. 13 млрд. лет назад), когда средняя плотность Вселенной в огромное число раз превышала современную.

Из-за расширения средняя плотность Вселенной убывает с течением времени. Соответственно при удалении в прошлое плотность возрастает, вплоть до момента, когда классические представления о пространстве и времени теряют силу (космологическая сингулярность). Этот момент можно принять за начало отсчета времени.

Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от 0 до нескольких сот секунд. В самом начале этого периода вещество Вселенной приобрело колоссальные относительные скорости (отсюда название).

Наблюдаемыми свидетельствами периода Большого взрыва в настоящее время являются реликтовое излучение, значения концентраций водорода, гелия и некоторых других легких элементов, распределение неоднородностей во Вселенной (напр., галактик)[2].

1.2.2. Источники энергии Солнца

Центральным в проблеме эволюции звезд является вопрос об источниках их энергии. В самом деле, откуда, например, берется огромное количество энергии, необходимой для поддержания излучения Солнца примерно на наблюдаемом уровне в течение нескольких миллиардов лет? Ежесекундно Солнце излучает 4*1033 эрг, а за 3 млрд. лет оно излучило 4*1050 эрг. Несомненно, что возраст Солнца около 5 млрд. лет. Это следует хотя бы из современных оценок возраста Земли различными радиоактивными методами. Вряд ли Солнце «моложе» Земли.

В прошлом веке и в начале этого века предлагались различные гипотезы о природе источников энергии Солнца и звезд. Некоторые ученые, например, считали, что источником солнечной энергии является непрерывное выпадение на его поверхность метеоров, другие искали источник в непрерывном сжатии Солнца. Освобождающаяся при таком процессе потенциальная энергия могла бы, при некоторых условиях, перейти в излучение. Как мы увидим ниже, этот источник на раннем этапе эволюции звезды может быть довольно эффективным, но он никак не может обеспечить излучение Солнца в течение требуемого времени.

Успехи ядерной физики позволили решить проблему источников звездной энергии еще в конце тридцатых годов нашего столетия. Таким источником являются термоядерные реакции синтеза, происходящие в недрах звезд при господствующей там очень высокой температуре (порядка десяти миллионов градусов).

В результате этих реакций, скорость которых сильно зависит от температуры, протоны превращаются в ядра гелия, а освобождающаяся энергия медленно «просачивается» сквозь недра звезд и в конце концов, значительно трансформированная, излучается в мировое пространство. Это исключительно мощный источник. Если предположить, что первоначально Солнце состояло только из водорода, который в результате термоядерных реакций целиком превратился в гелий, то выделившееся количество энергии составит примерно 1052 эрг. Таким образом, для поддержания излучения на наблюдаемом уровне в течение миллиардов лет достаточно, чтобы Солнце «израсходовало» не свыше 10% своего первоначального запаса водорода.

1.2.3. Астрономические исследования Вселенной

Вселенниая, весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная, изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой).

Метагалактика, часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследований. Метагалактика содержит несколько миллиардов галактик[3].

1.3. Основные достижения в макрофизике

1.3.1. Достижения в области электроники (микросхемы)

Интегральная схема (ИС, интегральная микросхема, микросхема), микроминиатюрное электронное устройство, элементы которого неразрывно связаны (объединены) конструктивно, технологически и электрически.

ИС подразделяются: по способу объединения (интеграции) элементов — на полупроводниковые, или монолитные (основной тип), пленочные и гибридные (в т. ч. многокристальные); по виду обрабатываемой информации — на цифровые и аналоговые; по степени интеграции элементов — на малые, ИС со средней степенью интеграции, большие (БИС) и сверхбольшие (СБИС).

1.3.2. Создание лазеров и область их применения

Первым обосновал возможность получать индуцированное (вынужденное) излучение и указал на его когерентность А. Эйнштейн в 1916 г. В 1923 г. П. Эренфест подтвердил его выводы[4].

В 1927-1903 гг. П. Дирак создал квантово-механическую теорию вынужденного излучения.

Условия обнаружения вынужденного излучения и пути его реализации сформулированы Р. Ладенбургом и Г. Копфеманом (Германия) в 1928 г., и В. А. Фабрикантом (СССР) в 1939 г.

Сформулирована теория молекулярного генератора (мазера) и усилителя мощности Ч. Таунсом(США) в 1951 г., Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым (СССР) в 1953 г.

Теорию усиления в газах электромагнитного излучения в радио- и оптическом диапазонах создал В. А. Фабрикант с сотрудниками в 1951 г.

Теорию полупроводникового лазера на  p- n-переходах сформулировал Дж. фон Нейман (США) в 1953 г.

Первые модели молекулярных генераторов на аммиаке ( = 1,25 см) и усилителя мощности построены Ч. Таунсом с сотр., (США); Н. Г. Басовым, А. М. Прохоровым в 1954 — 1956 гг. (Нобелевская премия по физике за 1964 год.)

Первый квантовый генератор видимого света — импульсный лазер на рубине ( = 0,69 мкм) — сконструировал Т. Мейман (США) в 1960 г.

Первый газовый лазер на He—Ne сделал А. Джаван с сотр. (США) в 1961 г.

Ионный лазер — У. Б. Бриджес (США), 1964 г.

Лазер на свободных электронах — Дж. Мейди с сотр. (США), 1976--77 гг.

Полупроводниковые лазеры были предложены Н. Г. Басовым в 1962 г., осуществлены на  p- n-переходе Р. Холлом и М. И. Нейтеном (США) в 1962 г.

Широкое применение лазеров обусловлено свойствами их излучения — малой расходимостью луча, монохроматичностью и когерентностью излучения. Полупроводниковые лазеры используются в качестве прицелов ручного оруждия и указок, в проигрывателях компакт--дисков, как мощные источники света в маяках. Газовые лазеры применяются в геодезических нивелирах, дальномерах и теодолитах; в метрологии — как эталоны частоты и времени; для записи голограмм. Лазеры на красителях и других рабочих средах используются для зондирования атмосферы. Мощные технологические лазеры на парах металлов и молекулах (в основном на CO2) — для резки, сварки и обработки материалов. Эксимерные лазеры применяются в медицине для терапевтического воздействия и хирургического вмешательства. Лазеры используют для осуществления термоядерной реакции (т. н. «инерциальный способ»), сортировки изотопов, в тонких физических и химичесчких экспериментах[5].

1.3.3. Высокотемпературная сверхпроводимость

Сверхпроводимость, физическое явление, наблюдаемое у некоторых веществ (сверхпроводников) при охлаждении их ниже определенной критической температуры  Тк и состоящее в обращении в нуль электрического сопротивления постоянному току и в выталкивании магнитного поля из объема образца (Мейснера эффект).

Сверхпроводимость открыта Х. Камерлинг-Оннесом (1911) в Hg. Теория создана в 1967.

Переход в сверхпроводящее состояние связан с образованием куперовских пар электронов. Механизм сверхпроводимости у т. н. высокотемпературных сверхпроводников (с  Т к 100К) пока неизвестен.

2. Звезды и их эволюция

Звезды - это основные тела Вселенной, в них сосредоточено более 90 % наблюдаемого вещества. Солнце – одна из звезд, но для нас Солнце определяет всю жизнь; другие звезды представляют светящимися точками на небосводе, так как очень далеки от нас. Отдельные группы звезд – созвездия – выделяли еще в древности, в их названиях отражены образ мыслей, предания, легенды и жизнь разных народов.

Схема эволюции звезд выглядит следующим образом. Облако газа и пыли сжимается и нагревается, возникающие неоднородности приводят его в состояние гравитационной неустойчивости, и оно распадается на части. Пока фрагмент прозрачен для инфракрасного излучения, температура его внутренних слоев не повышается, сжатие идет ускоренно. С некоторого момента сжатие переходит в адиабатическое, объект становится непрозрачным, давление и температура внутри растут, замедляя сжатие. Так возникает протозвезда.

Внутренние слои разогреваются за счет энергии гравитации падающего к центру вещества, объект как бы закипает, что отражается бурными вспышками на поверхности. Пример такой звезды Т Тельца. Это продолжается до тех пор, пока не будут достигнуты температуры, достаточные для начала термоядерных реакций. В соответствии со своей массой звезда занимает место на Главной последовательности. Солнце проделало такой путь за 2 млн. лет. Звезда такой массы «сядет» в среднюю часть последовательности и останется там на срок 106 лет. Так протозвезда станет звездой[6].

По мере выгорания водорода давление в оболочке повышается, внешние слои расширяются и звезда начинает покидать Главную последовательность, так как на расширение много энергии, и светимость звезды уменьшается. Равновесие достигается за счет формирования протяженной зоны конвекции, и звезда перейдет в группу красных гигантов. Огромные атмосферы красного гиганта не обеспечивают перенос энергии от внутренних слоев, и внутри звезды процессы пойдут адиабатически. В близи ядра температура может достичь необходимого значения для протекания термоядерных реакций, возможно, с большим выходом энергии, чем у протонных. Тогда холодные огромная атмосфера будет отброшена растущим давлением и превратится в расширяющуюся газовую туманность, которая может рассеется в пространстве за сотни тысяч лет. Вероятно, наблюдаемая туманность в созвездии Лиры имеет такое же происхождение. Соединение ядер гелия возможно, но они не дают меньше энергии (до 9%), чем соединения ядер водорода. Звезда может продлить свое существование, если из углерода, получающегося при соединении трех атомов гелия, начнут возникать более сложные ядра. Конец наступает при синтезировании железа, которое имеет самые устойчивые ядра и уже не выделяет энергии[7].

3. Современная наука о сущности и истоках человеческого сознания

На ранних стадиях формирования человека его функциональная роль и значимость в биосфере ничем ни отличались от роли приматов. Но за последние века «человеческий фактор» в эволюции биосферы непрестанно возрастал. Человек носит принципиально новые элементы во взаимодействии с природой. Он выступает, как автономная целостность внутри биосферы, все более выходящая за рамки гармоничных отношений с ней.

Современная человеческая цивилизация характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, непрерывно усиливается техногенное давление цивилизаций на природную среду, на биосферу.

Современные представления о человеке связаны с феноменом его появления как итога эволюции органического мира. Некоторые ученые считают началом выделения человека – появление прямохождения. Остатки такого человека найдены в Эфиопии, им около 4 млн. лет. По ним можно видеть, что тогда не было ни огня, ни орудий труда.

Изучив огромный материал по зародышевому развитию, иглокожих, кишечно-полостных и других беспозвоночных, наши естествоиспытатели И.И. Мечников и А.О. Ковалевский обосновали идею единства происхождения всего органического мира. Развивая эти исследования и обнаружив внутри клеточное пищеварение в подвижных клетках соединительной ткани беспозвоночных, Метчиков разработал теорию фагоцителлы – теорию происхождения внутриклеточных организмов (1880).

Человек – биосоциальное существо. Он прошел путь эволюции, сформировалось общество, и человек – его социальный продукт. Разрушение в человеке его социальной сущности – возврат к животному миру. Эти проблемы обсуждались еще в античности: киники видели природу человека в его естественном образе жизни, Эпикур – в его чувствах (одинаковых у человека и животных), стоики – в разуме. Сейчас этим занимается наука – социобиология. Поэтому человек обречен на развитие, на самоусовершенствование через индивидуальность и через общество. Индивидуальность оттачивает миропонимание, общество ставит рамки, в которых индивидуальное миропонимание играет положительную роль в обществе. Появление противоречий между индивидуальным и общественным отражает инерцию в развитии; она спасает от крайней флуктуации в развитии индивидуальности и действии индивида в отношении общества[8].

Но слишком простая инерционность общества может и «задавить» личность, если индивидуальность не будет её учитывать, то есть систему «личность - общество» развивается в самосогласованном режиме: личность созревает в обществе, а общество создается под влиянием личности. Единство биологического и социального – основа феноменологилизма человека. Примером нарушения этого баланса в человеческой истории предостаточно, и все они поучительны. Многократно общество расправлялось с индивидуальностью, чем наносило ущерб своему развитию. Часто гениальная личность ввергалось обществом в различные авантюры.

Общество тоже прошло определенную эволюцию. Существует культурно-историческая концепция, идущая из Греции. Геродот противопоставлял Европу – мир эллинских полисов и Азии – персидскую монархию. Деление на пролетариат и буржуазию в некотором роде соответствует этой концепции. Согласно другой концепции, история общества – единый процесс развития всей планеты. Сначала общество опиралось на четыре империи – Ассирийскую, Персидскую, Македонскую и Римскую. Универсальный эволюционизм исходит из представления, что возникновение духовного мира человека, его планеты и Вселенной – результат самоорганизации, саморазвития человека как биологического вида и общество как структур человечества[9].

Заключение

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется нарастанием кризисных явлений во всех сферах жизни общества. Обострение глобальных проблем требует от современной науки переосмысления сущности, предназначения и роли Человечества.

Теперь, когда люди стоят перед угрозой самоистребления, с особой остротой встают вопросы, почему на планете появилась разумная жизнь, закономерное или случайное стечение обстоятельств её породило. В свете сказанного особенно актуальной становится малоисследованная до сих пор проблема движущих сил антропогенеза.

Философское осмысление факторов становления столь уникального в опыте Человечества явления, как разумная жизнь, выводит научную мысль на поиск глубинных закономерностей становления и развёртывания мироздания. Данная проблема связана также с задачами исследования законов, действующих.в переходных состояниях при качественных преобразованиях в ходе эволюции.

Значимость исследований общетеоретического, фундаментального характера, опирающегося, с одной стороны, на достижения частных наук, а с другой - использующего специфические методы философского анализа и синтеза, несомненна для дальнейшей разработки всего комплекса сложнейших проблем, касающихся законов качественных перестроек бытия (переходных состояний и законов их движения).

В настоящее время силы в природе как предмет исследования выступают только для представителей естественных наук. Классическая физика под силой традиционно подразумевает количественную меру взаимодействия между телами. Фундаментальные открытия ХХ в., связанные с исследованиями атома и элементарных частиц, поставили в центр внимания понятие энергии, однако, значимость изучения разнообразных сил, действующих в природе, сохраняется.

Литература

1.     Акимов О.Е. Естествознание. Издательство «ЮНИТИ», 2001, 639 с.

2.     Гильмиярова С.Г. Естествознание. Издательство Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, 1999, 102 с.

3.     Гусейханов М.К., Раджабов О.Р., Концепции современного естествознания. М: 2004 г, 691 стр.

4.     Дж. Силк. Большой взрыв. Издательство «Мир», 1982, 392с.

5.     Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М: 2003 г, 607 стр.

6.     Игнатова В.А. Естествознание. Издательство «Академкнига», 2002, 254 с.

7.     Рубин С. Устройство нашей Вселенной. Издательство «Век-2», 2006, 312 с.

8.     Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002, 287 с.

9.     Саган К. Космос. Издательство «Амфора», 2004, 526 с.

10.                       Соколов Е.Ф. Концепция современного естествознания. Учебное пособие для студентов вузов. Издательство «Владос», 2003, 232 с.


1 Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания.: Учебник. – Новосибирск. – ЮКЭА, 1997 г. С. 107 – 128.

1 Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания.: Учебник. – Новосибирск. – ЮКЭА, 1997 г. С. 107 – 128.

1 Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания.: Учебник. – Новосибирск. – ЮКЭА, 1997 г. С. 107 – 128.

1 Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания.: Учебник. – Новосибирск. – ЮКЭА, 1997 г. С. 107 – 128.

[1] Соколов Е.Ф. Концепция современного естествознания. Учебное пособие для студентов вузов. Издательство «Владос», 2003, стр. 166

[2] Дж. Силк. Большой взрыв. Издательство «Мир», 1982, стр. 89

[3] Рубин С. Устройство нашей Вселенной. Издательство «Век-2», 2006, стр. 87

[4] Гусейханов М.К., Раджабов О.Р., Концепции современного естествознания. М: 2004 г, стр. 554

[5] Гильмиярова С.Г. Естествознание. Издательство Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, 1999, стр. 68

[6] Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002, стр. 132

[7] Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М: 2003 г, стр. 156

[8] Игнатова В.А. Естествознание. Издательство «Академкнига», 2002, стр. 67

[9]  Гусейханов М.К., Раджабов О.Р., Концепции современного естествознания. М: 2004 г, стр. 500