Содержание:

1. Проблемы биологического и социального в развитии психики и поведения человека  3

2. Заполните таблицу по теме «Психология личности»_ 9

3. Решите задачу: 14

4. Приведите пример известных людей или персонажей, обладающих экстравертированными и дистимными типами характера 16

5. Основные факторы и условия развития гармонично развитой личности_ 17

6. Используя тест Айзенка, определите типы темперамента членов Вашей семьи. Сформулируйте рекомендации по гармонизации межличностных отношений с учетом выявленных типов темперамента 19

Список литературы_ 20

1. Проблемы биологического и социального в развитии психики и поведения человека

Одним из самых дискуссионных вопросов, всегда возникающих в процессе построения психологической реальности, являлся и есть вопрос о соотношении биологического и социального в психологии.

Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез).

Действительно, с одной стороны, такие процессы, как дыхание, питание, размножение, ставят человека в один ряд с другими представителями царства животных и являются биологическими (природными, врожденными). С другой стороны, речь, промышленность, сложные общественные процессы, абстрактное мышление принципиальным образом отличают нас от всех остальных живых существ. Естественно, ученые давно задумались над вопросом об отнесении человека к какой-либо из существующих категорий. Биолог скажет, что человек - всего лишь один из представителей отряда приматов. Философ возмутится такой постановкой вопроса и потребует, чтобы биолог научил самую умную обезьяну, например, разговаривать. Примерно таким образом на протяжении нескольких последних столетий спорили друг с другом представители двух непримиримых направлений в науке – «биологизаторы» и «социологизаторы».

У истоков этих двух направлений в науке стояли, соответственно, французский философ Рене Декарт (1596-1650) и его английский коллега и оппонент Джон Локк. (1632-1704). Первый сформулировал положение, в соответствии с которым человек появляется на свет с врожденными идеями, которые являются источником подлинного знания. Второй стремился доказать, что душа ребенка подобна «чистой доске», следовательно, в развитии человека решающую роль играет воспитание.

На первый взгляд, может показаться, что обсуждаемая проблема носит чисто умозрительный, теоретический характер. Однако во все времена в жизни любого человека биологические особенности имели огромное значение. Достаточно вспомнить хотя бы жесткий отбор новорожденных в древней Спарте. Не меньшую роль играли биологические особенности и в истории человечества в целом - подавляющее большинство войн носило национальный, а значит в немалой степени биологический характер. В основе расовой дискриминации в Америке, ЮАР, Австралии опять же лежали биологические признаки. С развитием цивилизации более важную роль начинают играть социальные признаки. Это может проявляться, например, в жесткой обусловленности жизненного пути ребенка социальным статусом его родителей.

Только в прошлом веке началось интенсивное изучение индивидуальных особенностей человека, что в основном было связано с развитием промышленности и науки. Знания, накопленные в этой области, стали использоваться в общественной практике. Были разработаны системы профессионального отбора, основанные на индивидуальных особенностях. А в США чрезмерное увлечение идеями измерения интеллекта (IQ) привело к тому, что в 1924-1972 гг. по решению Верховного суда 7500 граждан этой страны с низкими показателями IQ были подвергнуты принудительной стерилизации. Таким образом, вопрос о биологических и социальных факторах формирования психики имеет не только научное, но и практическое значение.

Сама постановка проблемы «биологическое-социальное» в науке основывается на очевидном сочетании в каждом человеке большого количества свойств, одни из которых традиционно изучаются биологическими дисциплинами (генетика, физиология, антропология и т. д.), другие же описываются в терминах гуманитарных наук (философия, психология, социология и др.). При этом представители различных областей знания используют для анализа проблемы специфическую терминологию, рассматривают основной объект - человека - в разных аспектах.

Психология полностью унаследовала отмеченную философскую традицию, правда, основные споры велись и ведутся вокруг проблем, формулируемых как:

1.           соматическое (телесное) – психическое»;

2.           врожденное-приобретенное»;

3.           генотипическое-средовое».

Наиболее ранними работами, посвященными в психологии обсуждаемой проблеме, можно считать наблюдения античных авторов (Гиппократ, Гален, Теофраст), позже оформившихся в физиогномику - учение о необходимой связи между внешним обликом человека и его характером. Именно с физиогномикой были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий, а также учение о темпераменте.

Эта традиция была продолжена в прошлом веке итальянским психиатром и антропологом Чезаре Ломброзо (1835-1909), выдвинувшим предположение о наличии анатомо-физиологических признаков, предопределяющих совершение преступления. Им была разработана «таблица признаков» прирожденного преступника (сплющенный нос, низкий лоб, редкая борода, большие челюсти, высокие скулы и т. д.).

В XX столетии выдающийся немецкий психиатр Эрнст Кречмер (1888-1964) обратил внимание на то, что двум группам психиатрических заболевании - маниакально-депрессивному психозу и шизофрении - соответствуют два основных типа телосложения.

Так, люди, страдающие маниакально-депрессивными психозами, характеризуются пикническим телосложением, отличающимся округлостью форм, относительно небольшой длиной конечностей, слаборазвитой мускулатурой, значительной жировой прослойкой, «бочкообразной» формой тела. У пикников широкое лицо со слабо очерченным профилем. Шизофреники же, как правило, имеют астеническое (лептосомное) телосложение, которое отличают узкая грудная клетка и плечи, цилиндрическая форма тела, относительно длинные конечности, тонкий скелет. Лицо у астеников имеет яйцеобразную форму и угловой профиль. Несколько позже Кречмер выделил еще один (промежуточный) тип конституции - атлетический. У атлетов широкие плечи и узкий таз, что придает телу форму трапеции, хорошо развитая мускулатура, незначительная жировая прослойка. Лицо атлетов, как правило, имеет квадратную или прямоугольную форму. Представители этого типа телосложения в одинаковой степени подвержены и маниакально-депрессивным психозам, и шизофрении.

Концепция сомато-психологических типов, предложенная Кречмером, привлекла много сторонников из среды медиков, психиатров и психологов, в разных странах. Однако эмпирический материал, собранный последователями Кречмера на более представительных выборках, продемонстрировал низкий уровень связи между типом телосложения и особенностями эмоциональной сферы, что поставило под вопрос сам принцип переноса закономерностей, полученных в психиатрической клинике, на здоровую часть популяции. Однако подход, использованный Кречмером, впоследствии неоднократно применялся психологами при разработке различных моделей личности.

На тех же позициях биологического детерминизма стояли такие известные психологи нашего столетия, как 3игмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875-1961), Г. Айзенк и др.

Еще одни подход к проблеме биологического и социального последовательно разрабатывался в отечественной психологии Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907-1972) и его последователями в рамках концепции индивидуальности. В одной из своих основных работ «Человек как предмет познания» Ананьев так определяет индивидуальность: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида»[1].

В психогенетических исследованиях рассматривается один из аспектов обшей проблемы «биологическое – социальное», который может быть обозначен как «генотипическое-средовое»; под генотипом понимается набор генов индивида, понятие «среда» включает в себя все факторы негенетической природы, влияющие на индивида.

Основной вывод из результатов большинства психогенетических исследовании может быть сформулирован следующим образом: в психическом развитии ведущую роль играет взаимодействие генотипа и среды.

Изучение результатов взаимодействия разных генотипов с различными средовыми условиями приводит к выводу, что существует некая норма реакции - свойственный данному генотипу характер реакции на изменения условий среды, определяющий пределы изменения фенотипического признака.

Различают три вида генотип-средового взаимодействия:

1.           пассивное, которое не предполагает целенаправленных действий со стороны индивида (например, ребенок эмоционально нестабильных родителей получает и гены, и семейную среду, способствующие развитию у него нейротизма);

2.           реактивное, имеющее место в том случае, когда среда «подстраивается» под генотип (например, если часто плачущий ребенок получает положительное подкрепление - игрушки, сладости, - то такая форма поведения закрепляется);

3.           активное, которое выражается в целенаправленных действиях индивида, связанных с поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа в фенотипе.

Поскольку в психологии нет возможности экспериментировать с объектом изучения как, например, в физике или сельскохозяйственной генетике, ценность результатов психогенетических исследовании для понимания процесса психического развития определяется специфической процедурой получения данных в генетике поведения. Психогенетика пользуется естественными «экспериментальными» ситуациями (близнецы, приемные дети и др.). Это один из немногих подходов, который позволяет «контролировать» традиционно неконтролируемую переменную психологического исследования - переменную испытуемого - так, в случае монозиготных близнецов идентичность генотипа обеспечивает абсолютное равенство испытуемых но критерию наследственности.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.

2. Заполните таблицу по теме «Психология личности»

Название

Определение

Функции

Классификации (типы, виды)

Свойства (черты)

Эмоции

Особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг-друга, можем не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоции; чувства; аффекты; страсть.

модальность (качество), интенсивность, продолжительность, осознанность, глубина, генетический источник, сложность, условия возникновения.

Воля

Свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели[2].

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности.

сила воли;

энергичность;

настойчивость;

выдержка и др.

Темперамент

Совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Темперамент оказывает влияние на формирование характера и поведения, определяет поступки человека, его индивидуальность. Выступает связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический

эргичность (выносливость), пластичность, скорость, эмоциональность (чувствительность) (По В.М. Русалову).

В.С. Мерлин выделяет восемь таких свойств. Сензитивность - характеризуется наименьшей силой внешнего воздействия, вызывающего психическую или физическую реакцию человека. Реактивность - выражается в непроизвольных реакциях, возникающих под влиянием внешних и внутренних воздействий. Активность - проявляется в степени активных воздействий (энергичности) человека на внешний мир и в способности

преодолевать препятствия при достижении целей. Соотношение реактивности и активности - определяется тем от чего в большей степени зависит психика человека: от внешних или внутренних стимулов и какое поведение преобладает: импульсивное или целенаправленное. Темп реакций - характеризуется скоростью возникновения и протекания психических явлений и физических реакций. Пластичность и ригидность определяется по способности человека быстро приспосабливаться к внешнему миру (пластичность) или по отсутствии такой способности (ригидность). Экстроверсия и интроверсия - характеризуется направленностью психической деятельности на внешний мир (экстровертированность) или на внутренние состояние (интровертированность).

Эмоциональная возбудимость - свойство, связанное с минимальной силой внешнего воздействия, способного вызвать эмоциональную реакцию и характеризующее скорость ее возникновения.

Характер

Индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.

Харак­тер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфи­ческий, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

гипертимический (гиперактивный);

дистимичный;

циклоидный;

эмотивный (эмоциональный);

демонстративный;

возбудимый;

застревающий;

педантичный;

тревожный;

экзальтированный;

интровертированный;

экстравертированный (конформный).

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более иди менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость иди противо­положные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение подставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им. В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность,   сдержанность-импульсивность,   переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у од­ного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Способности

Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение[3].

1.                  природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2.                  специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и предметно-деятельностные).

3. Решите задачу:

Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания непроизвольного и произвольного внимания на уроке:

а) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;

б) особенности воздействующих раздражителей: новизна, сила, изменения в них;

в) осознание текущих результатов деятельности;

г) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности[4].

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Итак, непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Таким образом, для поддержания непроизвольного внимания на уроке нужны: особенности воздействующих раздражителей: новизна, сила, изменения в них, использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.

Для поддержания произвольного внимания нужны: постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени; осознание текущих результатов деятельности.

4. Приведите пример известных людей или персонажей, обладающих экстравертированными и дистимными типами характера

Дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной – Пьеро.

Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться – Бальзаминов (фильм «Женитьба альзаминова»).

5. Основные факторы и условия развития гармонично развитой личности

Важнейшими средствами совершенствования человека являются воспитание и обучение, направленные, в конечном счете, на его развитие. Поэтому для практического решения этой задачи в педагогике, в первую очередь, необходимо иметь целостное представление о человеке, о целях, путях и механизмах его развития. Сегодня для содействия в развитии гармонично развитой личности, система образования должна обладать следующими особенностями[5]:

§    Первая особенность - прием информации от внешних систем без искажения и в полном объеме. Для этого необходимо обеспечить доступную работу всех органов чувств человека и нормальное и работоспособное состояние обучаемого для приема, переработки и усвоения учебного материала и культурных ценностей.

§    Вторая - это соответствие внешней информации уровню развития системы потребностей и структуре мышления. Это предполагает, что информация должна реализоваться в человеке через: «надо», «могу», «хочу», «ощущаю», «интересно», «возбуждение», «сопереживание».

§    Третья - обеспечение эффективной работы внутренних каналов связи, программ регулирования и структуры «Я-концепции». Для этого необходим личностно ориентированный подход в отношении педагога к обучаемым.

§    Четвертая - организация такой внешней деятельности, результаты которой через обратную связь способны обеспечить самоактуализацию (общественное одобрение) и самореализацию (личный успех). При этом следует особо подчеркнуть, что эта деятельность должна носить общественно-полезный характер.

§    Пятая - развитие человека возможно только при комплексном достижении целей воспитания и обучения, когда человек как индивид и объект развивается в субъект и индивидуальность. При этом задачами воспитания являются формирование иерархии потребностей и ценностных ориентаций, задачами обучения - формирование структуры мышления и развитие когнитивных новообразований.

Учет данных особенностей при организации образовательного и воспитательного процессов решает проблему целостной, гармонично и всесторонне развитой личности.

6. Используя тест Айзенка, определите типы темперамента членов Вашей семьи. Сформулируйте рекомендации по гармонизации межличностных отношений с учетом выявленных типов темперамента

При помощи теста Айзенка, были определены типы темперамента членов семьи. Получено, что муж обладает флегматическим типом темперамента. Он отличается хладнокровием и выдержкой, медлительностью и спокойствием, инертностью и слабой приспособляемостью, настойчивостью и упорством, невозмутимостью и самообладанием. Чувства возникают медленно, мало интенсивны, но устойчивы, настроение всегда ровное, при неудаче не расстраивается, на обиды слабо реагирует. Хладнокровен, малоподвижен, нетороплив, спокоен, уравновешен, способен преодолеть любые препятствия и довести дело до конца[6].

Жена обладает сангвиническим типом темперамента. Этот тип характеризуется большой активностью и подвижностью, настойчивостью и энергичностью, высокой пластичностью и впечатлительностью. Психические процессы и состояния у неё возникают очень быстро, но также быстро исчезают, они мало устойчивы и подвижны. Она легко сходится с людьми, с охотой берется за всякое живое дело, но также быстро остывает, если оно перестает её интересовать, всегда весела и общительна, очень подвижна, речь быстрая и динамичная, часто сопровождается жестикуляцией.

Для гармонизации взаимоотношений данных супругов необходимо распределить семейные обязанности таким образом, чтобы однообразную работу, требующую большой концентрации внимания выполнял супруг, а супруга занималась бы теми проблемами, которые требуют быстрого решения и творческого подхода. Мужу необходимо спокойно воспринимать частые смены настроений жены, а ей время от времени предоставлять мужу возможность побыть одному, в тишине, т.к. флегматикам не нравится суета и шум вокруг себя.

Список литературы

1.           Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 584 с.

2.           Немов В.С. Основы психологии. Т.I – М.: Просвещение, 1995. – 576с.

3.           Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. II. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 416 с.

4.           Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 376 с.

5.           Психология. Словарь справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон, 1998. – 388 с.

6.           Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я.Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. – 462 с.

7.           Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

8.           Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. – 282 с.

9.           Федулов Б.А. Целостная модель человека в педагогике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.informika.ru


[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. Т. 1. С. 178.

[2] Немов В.С. Основы психологии. Т.I – М.: Просвещение, 1995. – 576с. С. 549.

[3] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. – 282 с. С. 202.

[4] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. – 282 с. С. 58.

[5] Федулов Б.А. Целостная модель человека в педагогике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.informika.ru

[6] Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с. С. 204.