Содержание

 

Введение. 3

1. Документальное оформление и списание завеса тары, порчи, боя. 4

1.1.Порядок выявления и учета товарных потерь от завеса тары.. 4

1.2. Потери в результате боя. 5

2. Документальное оформление переоценки товаров. 8

Заключение. 11

Задача №1. 12

Задача №2. 14

Список литературы.. 15

Введение

Товарные потери - потери при перевозке, хранении и реализации товаров.

Товарные потери могут быть разных видов[1]:

• потери при приемке товаров по вине поставщиков и транспортных орга­низаций, которые образуются в случае несоответствия фактического на­личия, качества и комплектности товаров условиям договора;

•потери по непредвиденным обстоятельствам;

•потери из-за хищений, порчи, боя, лома товаров, образующиеся в резуль­тате недостаточной организации контроля и учета;

•потери от естественной убыли (выветривание, утечка (просачивание), розлив при перекачке и отпуске жидких товаров, бой, порча и т.п.);

•завес тары и др.

Все виды товарных потерь влекут за собой недостачу товаров, которая может возникнуть на любом из этапов их движения. Для каждого вида потерь характерны особенности в методах выявления, документальном: оформлении и отражении на счетах.

Порядок проведения инвентаризации регламентируется Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Положением по ведению бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, Методическими указаниями по инвен­таризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Мин­фина России от 13.06.95 № 49.

1. Документальное оформление и списание завеса тары, порчи, боя

1.1.Порядок выявления и учета товарных потерь от завеса тары

Недостача товаров может также являться следствием завеса тары, в которой поставляется товар. Завес тары — это разница между фактической массой тары и ее массой по маркировке.

Поступившие товары приходуются чистым весом. При этом массу нетто определяют, вычитая из массы брутто массу тары в соответствии с ее маркировкой. После продажи товара тара из-под него может быть завешена и оказаться большей, чем было учтено (например, из-за неправильно указанного в товаросопроводительных документах веса тары или вследствие впитывания в нее части жидкого товара).

Правила оформления и учета завеса тары утверждены письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. й' 1–794/32–5.

Сумма завеса тары должна быть списана с материально ответственного лица, так как количество проданного товара оказывается меньшим, чем было оприходовано. Поэтому все товары, по которым может быть завес тары, должны регистрироваться в “Книге регистрации товаров, материалов, требующих завеса тары” (код по ОКУД 0903006) (п. 9.8 Методических рекомендаций).

Записи в Книгу производятся на основании приемных товарных документов. Завес тары оформляется “Актом о завесе тары” (код по ОКУД 0903005), который составляется в двух экземплярах. Первый — прилагается к товарному отчету; второй — направляется вместе с рекламацией поставщику (если им был неправильно указан вес тары) для возмещения потерь за его счет. [5, 112]

Акт на завес тары должен быть составлен в сроки, установленные договором на поставку товаров, но не позднее 10 дней после освобождения тары (п. 9.11 Методических рекомендаций). Если в указанной таре находился жидкий товар, то ее завес должен быть произведен немедленно после ее освобождения. При этом на таре должна быть сделана отметка с указанием даты ее завеса и номера акта, чтобы избежать повторного списания завеса одной и той же тары (и. 9.11 Методических рекомендаций).

1.2. Потери в результате боя

Нормы потерь на товары в стеклянной таре и порожнюю стеклянную тару устанавливаются на возмещение возможного боя при приеме, рассортировке, хранении, отпуске, а также при транспортировании этих товаров автомобильным и гужевым транспортом.

Установленные нормы являются предельными и применяются только в тех слу­чаях, когда при проверке фактического наличия товаров в стеклянной таре и порож­ней стеклянной тары окажется недостача против учетных остатков, образовавшаяся за счет боя тары.

Определение предельного размера потерь от боя стеклянной тары с товарами и порожней стеклянной тары на складах, в розничной торговой сети и предприятиях общественного питания производится независимо от сроков хранения этих ценностей за проверяемый период в следующем порядке.

По товарам в стеклянной таре (отдельно по каждому виду тары):

•   на складах (базах) оптовых и розничных организаций и организаций об­щественного питания - от полученного и отпущенного количества това­ров в стеклянной таре, деленного на два (отдельно по каждому наимено­ванию товара);

•   в розничных торговых предприятиях и предприятиях общественного пи­тания - с оборота по продаже товаров в стеклянной таре.

По порожней стеклянной таре (независимо от вида тары):

•   на складах (базах) оптовых и розничных торговых организаций и органи­заций общественного питания - от полученного и отпущенного количест­ва стеклянной тары, деленного на два;

•   при погрузке стеклянной тары в железнодорожные вагоны (баржи) - ко­личества погруженной порожней тары;

•   в розничной торговой сети и предприятиях общественного питания - от отпущенного (сданного) количества порожней тары.

При транспортировании автомобильным и гужевым транспортом товаров в стеклянной таре и порожней стеклянной тары нормы применяются ко всей партии перевезенного товара (тары), оформленной отдельным сопроводительным докумен­том (товарно-транспортная накладная).

При транспортировании одним рейсом трем или более получателям установ­ленные нормы от боя стеклянной тары с товарами применяются ко всему количеству товара, перевезенного за один рейс.

В тех случаях, когда фактические потери превышают установленные нормы, стоимость потерь (в розничных ценах) подлежит возмещению лицами (организация­ми), несущими материальную ответственность за сохранность перевозимой продукции.

В тех случаях, когда потерн от боя стеклянной тары с товарами по установлен­ным нормам составляют менее одной бутылки, банки и т.п., при начислении норм доли до 0,5 единицы продукции отбрасываются, а 0,5 и выше - округляются до еди­ницы.

Списание с материально ответственных лиц недостачи товаров в стеклянной та­ре и порожней стеклянной тары в результате боя в пределах норм при транспортиро­вании, на складах (за исключением тарных), на базах и в розничных торговых пред­приятиях и предприятиях общественного питания производится по фактическим размерам на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке, но не выше предельных норм.

Списание может производиться только после инвентаризации ценностей:

• по товарам в стеклянной таре - по ценам (вместе с тарой), по которым то­вары были приходованы;

•   по порожней стеклянной таре - по средним залоговым ценам.

 Отнесение потерь товаров в результате боя стеклянной тары в пределах норм на издержки обращения производится по покупным ценам. Разница между покупными и розничными ценами относится за счет торговых скидок (накидок).

Отнесение потерь от боя порожней стеклянной тары в пределах норм на издержки обращения производится по средним залоговым ценам.

2. Документальное оформление переоценки товаров

Переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей производится по распоряжению руководителя организации.

Переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей по решению правительства производится в соответствии с Инструкцией Минфина СССР и Госкомцен СССР от 5 мая 1986 г. №№ 75, 10-17/1500-25 “О порядке переоценки товарно-материальных ценностей в связи с изменением розничных цен и о расчетах по результатам переоценки” (документ продолжает действовать в части, не противоречащей вновь принятым документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета).

Порядок проведения уценки непродовольственных товаров, пользующихся ограниченным спросом у населения, в предприятиях (организациях) государственной торговли регулируется “Основными положениями порядка проведения в предприятиях (организациях) государственной торговли уценки непродовольственных товаров, пользующихся ограниченным спросом населения”, утвержденными приказом Министерства торговли СССР от 2 сентября 1987 г. № 205. Руководители коммерческих организаций могут использовать положения данного приказа в качестве рекомендаций.

Порядок проведения сезонной распродажи товаров ранее устанавливался министерствами торговли союзных республик. В настоящее время полномочия федеральных и региональных органов управления не распространяются на порядок установления рыночных цен торгующими организациями (за исключением ограниченного перечня товаров, реализуемых по государственным регулируемым ценам). Следовательно, вопрос установления и размера сезонных скидок находится полностью в компетенции руководства торгующих организаций. Как правило, сезонные скидки применяются в целях предотвращения создания сверхнормативных запасов товаров на складах (затоваривания) в связи с сезонными колебаниями покупательского спроса и оптимизации размера оборотных средств.

Руководителям предприятий разрешается производить уценку овощей, фруктов, винограда и ягод, утративших в процессе розничной продажи свое первоначальное качество (увядание, помятость, деформации и т.д.). Для уценки плодоовощной продукции установлены предельные сроки. Уценка оформляется актом.

Уцененная плодоовощная продукция подлежит реализации через отдельный лоток, палатку с оформлением расходно-приходной накладной.

Уценка мерного лоскута, образующегося в розничных предприятиях, производится комиссией по мере накопления мерного лоскута. Комиссия устанавливает продажную цену, которая указывается в товарном ярлыке каждого отрезка. Уценка мерного лоскута оформляется Актом об уценке лоскута (форма № ТОРГ-25) в двух экземплярах. Первый из них прилагается к товарному отчету материально ответственного лица, второй — к накладной на передачу лоскута в магазины (отделы, секции), выделенные для его продажи.

Если в магазине товары учитываются по покупным ценам, то результаты переоценки в бухгалтерском учете не отражаются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности — в соответствии с которым суммы снижения стоимости товаров следует относить на финансовые результаты.

На основании инвентаризационных описей-актов разность между стоимостью товаров по старым и новым ценам отражают на счете 14 “Переоценка материальных ценностей” (сумму уценки — на дебете, а сумму дооценки — на кредите) в корреспонденции со счетом 41.

После проверки и утверждения инвентаризационных описей-актов счет 14 списывают на соответствующие счета: счет 42, а уценку товаров, предусмотренную пунктом 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, когда потери от уценки (на сумму превышения стоимости товаров по покупным ценам над стоимостью по ценам возможной реализации) списывают на результаты хозяйственной деятельности, т.е. в дебет счета 80.

В последнее время магазинами розничной торговли применяются новые, не использовавшиеся ранее, скидки покупателям (по товарам, приобретаемым в ночное время, по купонам, размещаемым в рекламных изданиях и т.п.). Нормативными документами бухгалтерский учет таких отдельных скидок не регулируется. По нашему мнению, суммы скидок должны отражаться в учете аналогично сезонным скидкам.

Заключение

Поступившие товары приходуются чистым весом. При этом массу нетто определяют, вычитая из массы брутто массу тары в соответствии с ее маркировкой. После продажи товара тара из-под него может быть завешена и оказаться большей, чем было учтено (например, из-за неправильно указанного в товаросопроводительных документах веса тары или вследствие впитывания в нее части жидкого товара).

Правила оформления и учета завеса тары утверждены письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. й' 1–794/32–5.

Нормы потерь на товары в стеклянной таре и порожнюю стеклянную тару устанавливаются на возмещение возможного боя при приеме, рассортировке, хранении, отпуске, а также при транспортировании этих товаров автомобильным и гужевым транспортом.

Установленные нормы являются предельными и применяются только в тех слу­чаях, когда при проверке фактического наличия товаров в стеклянной таре и порож­ней стеклянной тары окажется недостача против учетных остатков, образовавшаяся за счет боя тары.

Переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей производится по распоряжению руководителя организации.

Переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей по решению правительства производится в соответствии с Инструкцией Минфина СССР и Госкомцен СССР от 5 мая 1986 г. №№ 75, 10-17/1500-25 “О порядке переоценки товарно-материальных ценностей в связи с изменением розничных цен и о расчетах по результатам переоценки” (документ продолжает действовать в части, не противоречащей вновь принятым документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета).

Задача №1

Составить товарный отчет № 84 по магазину «Продтовары» г. Хабаровска от сегодняшнего числа по следующим данным: Остаток товаров в магазине составил 43090

Остаток тары: ящики для бутылок 60 шт. по цене 200 руб.

                         ящики деревянные 60 шт. по цене 410 руб.

                          мешки 1 кат.100 шт. по цене 160 руб

Документы:

А) счет-фактура № 0425 Хабаровского АО «Спутник»

-  карамель «Дачная» 50 кг. По цене 43 руб.

-  карамель «Слива» 20 кг. По цене 45 руб.

-  шоколад «Гвардейский» 1000 шт. по цене 15 руб.

Б) товарно-транспортная накладная № 6379 базы «Росоптпродторг»

-  чай грузинский № 26 1/50, в/с, 1000 шт. по цене 15 руб.

-  рожки любительские 1/700,в/с, 220 пачек, по цене 20 руб

-  мука пшеничная, в/с,  400кг по цене 20руб.

-  мешки 1 кат. 8 шт.по цене 160 руб.

В) накладная  на сдачу тары № 678 базе  «Росоптпродторг»

-  ящики для бутылок 50 шт по цене 200 руб.

-  мешки 1 кат. 68 шт по цене 160 руб

Г) счет-фактура № 30 по детскому саду № 408

-  товары на сумму 5800 руб.

Д) акт №14 о порче, бое, ломе

-  товар на сумму 122 руб.

#G0 

 

Код

 

Форма по ОКУД

0330229

Магазин  «Продтовары»

по ОКПО

 

организация

 

Склад №1

 

 

структурное  подразделение

Вид деятельности по ОКДП

 

 

Вид операции

 

#G0 

Номер

Дата

Отчетный период

 

документа

составления

с

по

ТОВАРНЫЙ  ОТЧЕТ

  84

01.12.2006

01.12

02.12

#G0 

 

Табельный номер

 

Материально ответственное лицо

 

 

 

                           должность,   фамилия,  имя,  отчество

    

 

Наименование

Документ

Сумма, руб. коп

Отметки

 

  

дата

номер

товара

НДС

бухгалтерии

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Остаток на

01.12.2006

г

 

 

 

 

 

 

 

 

43090

 

 

 

 

 

 

 

 

Приход

 

 

 

 

 

 

 

АО «Спутник»

01.12

0425

18050

41/2

60

 

База «Росоптпродторг»

01.12

6379

28680

 

41/2

60

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по приходу

Х

Х

46730

41/2

60

 

Итого с остатком

Х

Х

 

19

60

 

            Расход

 

 

 

 

 

База «Росоптпродторг»

01.12

678

20880

 

15

41/3

 

  Детский сад

01.12

30

5800

 

90/2

41/2

 

Акт о порче

01.12

14

122

90/2

41/2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по расходу

Х

Х

26802

 

 

 

 

Остаток на

01.02.2006

г

Х

Х

 

 

 

 

 

 

63018

 

 

 

 

 

 

 

 

#G0Приложение

 

документов

 

 

 

Отчет с документами принял и проверил

  бухгалтер

 

 

 

 

 

должность

 

подпись

 

расшифровка подписи

Материально ответственное лицо

  Зав складом

 

 

 

 

должность

 

подпись

 

расшифровка подписи

Задача №2

Определить финансовый результат за отчетный период.

Дано:

1.     стоимость реализованных товаров 58000 руб.

2.     ставка НДС 20%

3.     реализованная торговая надбавка 30000руб

4.     расходы на продажу 15000 руб.

5.     выручка от реализованных товаров 58000руб

6.     доходы от совместной деятельности 16400 руб.

7.     убытки от списания основных средств 5300 руб.

Решение:

Определим финансовый результат = 58000-9667+30000-15000+16400-5300 = 74433

Ответ: 74433 руб.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2004.

2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. -М.,.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г., №34н.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Утвержден приказом Минфина РФ от 31,10.2000г. №94н.

5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.95г., №49.

6. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - Издательский центр «МАРТ», 2003.

7. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2003.

8. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.


[1] Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: «Издательский дом Герда», 2003. – 203 с.