Содержание

Введение. 2

1.  Понятие следователь в уголовном процессе. 4

1.2. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе. 7

2. Полномочия следователя. 9

3. Предварительное расследование. 11

4. Взаимодействие следователя с органами дознания, другими  государственными и общественными органами и организациями. 13

4.1. Начальник следственного отдела. 13

4.2.Органы дознания. Лицо, производящее дознание. 15

5. Дознание по делам о преступлениях, подследственных следователям. 19

Заключение. 21

Список использованных источников. 22

 

Введение

В соответствии с принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституцией Российской Федерации Россия является демократическим правовым государством. Цель правового государства - развитие мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве.  

За  последние  годы   многие   изменения  и  дополнения,   внесенные   в уголовно-процессуальные   законы  РФ,   были  результатом   признания  нашим государством важности  этих  международных  норм  для  защиты прав  и свобод человека. Международные пакты и договоры оказали  определенное  влияние и на конституционное  законодательство  РФ и специальные  законы РФ об  уголовном процессе. Достаточно указать ст. 10 Всеобщей  декларации прав  человека 1948 г.,  которая  гласит:   "Каждый  человек  для   установления  обоснованности предъявленного  ему уголовного  обвинения  имеет  право,  на  основе полного равенства, на  то, чтобы  его дело было  рассмотрено гласно  и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом".

В  ст. 11 Декларации записано: "Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления,  имеет  право  считаться  невиновным  до  тех  пор,  пока  его виновность не будет установлена законным порядком  путем гласного  судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Для  уголовного процесса характерно то, что вся система процессуальных действий и каждое  отдельное действие производятся предусмотренным  законом процессуальным порядком (процессуальная процедура), который обязателен для всех (4 ст. 1 УПК), т. к.  обеспечивает законность производства по делу, права, интересы и  свободы  лиц,   участвующих   в  деле,   создает  гарантии достоверности доказательств, обоснованность и справедливость принимаемых решений.

Обязанность должностных лиц государственных органов, а именно суда, прокурора, следователя и органа дознания осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в регламентированном законом порядке и форме независимо от воли участников уголовного процесса, имеющих в доле законный интерес, с целью установления объективной истины. Все это  связано с требованием неотвратимости наказания за каждое преступление.

Целью данной работы является раскрыть позицию следователя в уголовно-процессуальном производстве.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показывается понятие, принципы, значение, задачи предварительного следствия;

2. рассматривается роль следователя, как участника судопроизводства, его функции, задачи, взаимодействие с органами дознания при раскрытии преступлений. 

 

 

 

 

 

1.  Понятие следователь в уголовном процессе

  Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. (ст. 5 УПК РФ в ред ФЗ от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

   Следователь  осуществляет  предварительное  следствие  по уголовному делу. По действующему законодательству предварительное  следствие производится  следователями  прокуратуры и следователями  органов внутренних дел,

     Объем процессуальных полномочий  и процессуальное положение следователя не зависят от его  ведомственной принадлежности, они  одинаковы. Содержание и направление  деятельности  следователя   определяются  задачами   уголовного судопроизводства (ст.  2 УПК). Следователь  призван раскрыть преступление  и изобличить  виновных, т. е.  установить,  какое преступление,  когда и каким способом  совершено,  выявить  всех  лиц, причастных  к   его   совершению (исполнителей, подстрекателей, организаторов,  пособников и т. д.), выяснить все   признаки   преступления,   образующие   его   состав,   все    данные, характеризующие  субъекта  преступления,  его  субъективную   и  объективную стороны, причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

     Следователь  должен  принять  меры  к  обеспечению  возмещения  ущерба,

причиненного преступлением,  а также возможной конфискации имущества. На нем лежит  обязанность  по  принятию  мер, препятствующих продолжению преступной деятельности   лиц,   совершивших   преступление,   их   попыткам   помешать установлению истины по делу, обеспечивающих их явку к следователю и в суд, а также исполнение приговора.

     Обстоятельства  дела должны быть исследованы следователем  всесторонне, полно и объективно с тем, чтобы обеспечить наказание действительно виновного и оградить невиновного от необоснованного привлечения к ответственности.

     Следователь обязан принять меры к охране прав и законных интересов лиц,

потерпевших от преступления.

     С этой целью он должен разъяснять участвующим  в деле  лицам их права и

обеспечить возможность осуществления этих прав (ст. 38 УПК).

     Всей  своей  деятельностью  по  раскрытию   преступлений,   изобличению виновных и ограждению невиновных от необоснованного  привлечения к уголовной ответственности   при    точном    выполнении   требований уголовного    и уголовно-процессуального закона следователь призван оказывать воспитательное и предупредительное воздействие.

Для  выполнения   этих   задач  следователь  обязан  в  пределах  своей компетенции   возбудить  уголовное  дело   в   каждом   случае   обнаружения преступления  и  принять  все  предусмотренные законом  меры к  установлению события преступления и лиц, виновных в совершении преступления.

 С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать  любое лицо для допроса  или  дачи  заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие  следственные действия; требовать от учреждений, предприятий, должностных лиц и  граждан представления  предметов  и  документов,  требовать  производства ревизии: на основаниях и в порядке, установленных  законом,  признавать лицо потерпевшим,  гражданским   истцом  или   ответчиком,  задерживать   лиц  по подозрению  в  совершении преступления, привлекать  в качестве  обвиняемых и применять   к   ним   меры   пресечения,   приостанавливать   и   прекращать предварительное следствие или направлять дело через прокурора в суд.

     Как   субъект   уголовного   процесса  следователь   обладает   широкой процессуальной самостоятельностью. Поэтому можно сделать вывод, что понятие следователя как участника уголовного процесса включает в себя следующие характеристики:

следователь – должностное лицо, обладающее компетенцией, установленную уголовно-процессуальным законодательством;

-               следователь производит предварительное следствие по уголовным делам, в соответствии со своей подследственностью,

1.2. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе

  Под процессуальным положением следователя следует понимать содержание его прав и обязанностей, то есть его правомочия, которые связаны с осуществлением его главной процессуальной функции – расследования уголовных дел. Данные правомочия следователя определяют характер его взаимоотношений с другими участниками. Это вызвано тем, что какое-либо право следователя обязательно обуславливает обязанность другого участника уголовного процесса, и наоборот, обязанность осуществления следственных и иных действий следователем вызвано наличием права другого участника.

Так, п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ закрепляет, что при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Таким образом, видно, что следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Закон, гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, наделяет его широким кругом полномочий, указанных в статье 38 УПК РФ и ряде других статей, регламентирующих стадию возбуждения уголовного дела, института следственных действий, предъявление обвинения, приостановление и окончание предварительного следствия.

Обладая большим кругом прав, следователь одновременно имеет и определенные обязанности. На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования  обстоятельств преступления. Все его решения должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием. Также решения следователя, должны соответствовать содержанию процессуальных норм, указывающих, когда, при каких обстоятельствах, каким образом он обязан их принимать. Но обязательное исполнение предписаний закона не лишает следователя свободы в выборе действий и решений независимо от воли других участников уголовного процесса, однако при этом не нарушая их права и законные интересы. Все это определяет ответственность следователя за совершаемые им действия  и принимаемые решения. Для того, чтобы они не были противозаконными, необходимо наличие правовых и фактических оснований. Процессуальная ответственность следователя наступает, когда принятые им решения противоречат целям следствия и не соответствуют требованиям закона в сложившейся ситуации. Основанием процессуальной ответственности служит факт исполнения или ненадлежащего исполнения следователем своих обязанностей, что  повлекло принятие им необоснованных решений.  Гарантируя процессуальную самостоятельность и предоставление ему выбора в принятии решений, законодательство вместе с тем предусматривает меры воздействия, направленные на отмену принятого решения, противоречащего закону.

Например, прокурор, усмотрев в принятом решении нарушение требований закона, обязан отменить его или возвратить дело на дополнительное расследование, или отстранить следователя от ведения следствия по данному делу[1]  

    Одной из важнейших гарантий процессуальной самостоятельности следователя является имеющаяся у него возможность при несогласии с указаниями прокурора о принятии решений или производстве процессуальных действий обращаться с письменным изложением своих возражений к вышестоящему прокурору. В этом случае прокурор или отменяет  указания   нижестоящего   прокурора,   или  поручает  производство следствия по делу другому следователю. Передача дела другому следователю при несогласии с  указаниями прокурора, которые вышестоящим прокурором  признаны правильными, означает,  что следователь  не может быть принужден действовать вопреки внутреннему убеждению, сложившемуся в результате расследования дела.

2. Полномочия следователя

В наши дни следователями могут быть должностные лица, состоящие на государственной службе в прокуратуре, органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля. К их ведению отнесено расследование большинства уголовных дел о преступлениях, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и опасностью. При определенных в УПК условиях они вправе осуществлять предварительное расследование и в форме дознания (ч. 3 ст. 151 УПК), а также по поручению прокурора поддерживать в суде государственное обвинение.

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК РФ). 1

В случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) о квалификации преступления;

3) об объеме обвинения;

4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;

5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2-11 части второй статьи 29 УПК;

6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

8) о передаче уголовного дела другому следователю.

   

                                3. Предварительное расследование

Согласно ч. 1 ст. 150 УПК РФ предварительное расследование  осуществляется в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Предварительное расследование осуществляется в определенном порядке.

Начинается оно после возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчивается составлением обвинительного заключения и передачей дела прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд по подсудности, составлением постановления о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости либо заболевшим психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнение наказания, и направлении дела в тех же целях прокурору либо прекращением дела.

Предварительным расследование называется потому, что все выводы, сделанные в его процессе, о виновности, о доказанности и другие не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, осуществляет свое собственное исследование доказательств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, изучает заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства и т. д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного расследования и оказаться диаметрально противоположными. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу "презумпции невиновности", оно признается государством виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу. В то же время предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении. Предварительное расследование осуществляется уполномоченными на то законом органами. В зависимости от преступления оно осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК. Следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 УПК, производятся на основании постановления следователя.

4. Взаимодействие следователя с органами дознания, другими  государственными и общественными органами и организациями.

При  осуществлении   своих  полномочий  следователь  взаимодействует с органами  дознания.  Следователь по  расследуемым  им  делам  вправе  давать органам  дознания   поручения  и  указания   о   производстве  розыскных  и следственных  действий  и  требовать  от  них  содействия  при производстве отдельных следственных действий.  Такие поручения и указания следователя для органов дознания являются обязательными.

 Постановления  следователя,  вынесенные  в  соответствии с  законом  по находящимся  в  его  производстве делам,  обязательны для  выполнения  всеми учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами (ст. 127 УПК).

4.1. Начальник следственного отдела

Под понятием  "начальник  следственного отдела" начальники  следственного управления,  отдела,  отделения органов внутренних  дел  и  их  заместители, действующие в пределах своей компетенции.

     О начальнике следственного отдела в прокуратуре закон не упоминает, так как   он   пользуется  полномочиями  прокурора,  осуществляющего  надзор  за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

     Полномочия  начальника  следственного  отдела  органов  внутренних дел определены в ст. 39 УПК РФ. Ему  предоставлено право  осуществлять контроль за своевременностью  действий   следователей  по  раскрытию  и   предупреждению преступлений,   принимать   меры   к  наиболее   полному,  всестороннему   и объективному производству предварительного  следствия по уголовным делам: он вправе проверять  уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного   следствия,   о   привлечении   в  качестве   обвиняемого, квалификации  преступления  и   объеме  обвинения,  о  направлении  дела,  о производстве отдельных  следственных  действий:  передавать  дело от  одного следователя другому, поручать расследование дела  нескольким следователям, а также   участвовать   в   производстве  предварительного  следствия,   лично производить  предварительное  следствие,  пользуясь  при  этом  полномочиями следователя. Указания начальника следственного отдела  даются следователю  в письменной  форме  и  обязательны  для  исполнения, за  исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 39 УПК РФ.

     Таким   образом,   отношения   начальника   следственного   отдела   со следователем  при  производстве  по  уголовному  делу  носят  процессуальный характер. Введение в процессуальные рамки отношений следователя и начальника следственного   отдела   способствуют    процессуальной    самостоятельности следователя  и препятствуют  ситуации, при которой  следователь  находится в полном  административном   подчинении  у  начальника  следственного  отдела, пользующегося неограниченными полномочиями.

     Закон  не  предоставил  начальникам  следственных  подразделений права утверждать постановления следователя или отменять их. В связи с этим следует признать противоречащей закону, ущемляющей процессуальную  самостоятельность следователя  и   снижающей   его   ответственность  за  принимаемые  решения получившую распространение  практику утверждения постановлений  следователя начальниками следственных подразделений. В  тех случаях, когда постановление следователя  требует  санкции, утверждения, согласия  прокурора или  решения суда,  вопрос  должен  решаться  так  же,  как и  в  отношении  следователя прокуратуры  -  в  соответствии  с уголовно процессуальным законом. Отменять постановления следователя  и рассматривать жалобы на его  действия и решения может лишь прокурор, осуществляющий надзор за следствием.

Процессуальная  самостоятельность  следователя обеспечивается  тем, что указания  начальника следственного  отдела обязательны для следователя в  тех же пределах, что и указания прокурора.  В  свою очередь  указания прокурора являются обязательными для начальника следственного отдела, в том числе и по вопросам, перечисленным в  ст. 39 УПК РФ .

Следует иметь  в виду, что  укрепление процессуальной самостоятельности следователя  несовместимо с  широкими процессуальными полномочиями, которыми наделен  сейчас начальник следственного отдела.  Концепция  судебной реформы рассматривает  следователя  как  центральную  фигуру,  независимую  в  своих решениях лиц, занимающих определенное административное  положение. Начальник следственного отдела должен выступать  лишь  в качестве  организатора работы следователя,   осуществляющего   ресурсное    и   методическое   обеспечение расследования.

 

4.2.Органы дознания. Лицо, производящее дознание.

  К  органам дознания  ст. 40 УПК РФ  относит: милицию: командиров воинских частей, соединений  и  начальников  военных  учреждений  (по  делам  о  всех преступлениях,   совершенных   подчиненными    военнослужащими,    а   также военнообязанными во время прохождения  ими сборов: по делам о преступлениях, совершенных  рабочими  и служащими  Вооруженных  Сил  в  связи с исполнением служебных обязанностей  или  в расположении части, соединения,  учреждения): Федеральную службу контрразведки -  по делам, отнесенным  к  ведению органов государственной безопасности: начальников исправительно-трудовых учреждений, следственных    изоляторов,    лечебно трудовых   и   воспитательно-трудовых профилакториев  (по  делам  о  преступлениях против  установленного  порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях,  совершенных  в  расположении  указанных учреждений):  органы Государственного  пожарного  надзора  (по  делам  о  пожарах  и   нарушениях противопожарных правил):  органы пограничной охраны  (по  делам о нарушениях государственной границы):  капитанов морских  судов, находящихся  в  дальнем плавании, и  начальников зимовок  в период отсутствия  транспортных связей с зимовкой: налоговую  полицию – по делам, отнесенным к ее ведению  таможенные органы РФ -  по  делам о  контрабанде, а  также  по  делам  о преступлениях, предусмотренных УК РФ.

     Из этого  перечня  органов дознания видно, что  дознание осуществляется различными  административными органами, носит производный от выполняемых ими основных   функций   характер  и  определяется   ими.    

 На     органы     дознания     возлагается     принятие     необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных  уголовно-процессуальным законом мер  в  целях  обнаружения  преступления и  лиц,  его  совершивших.  На  них возлагается   также   обязанность   принятия  всех   мер,   необходимых  для предупреждения   и  пресечения  преступлений.    

Органы внутренних дел образуют систему, возглавляемую МВД РФ, в которую входят министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах и т.д3. Под органами внутренних дел в качестве органа дознания прежде всего подразумевается милиция, являющаяся составной частью МВД РФ. Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В Законе РФ от 18 апреля 1991 г  "О милиции" прямо предусматривается, что криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются самостоятельными органами дознания (ст. ст. 8 - 9).

  Совместным письмом Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 9 сентября 1993 г. "О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел" обладателями полномочий органа дознания в ОВД были признаны только начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов милиции и их заместители. Субъектам прав и обязанностей органа дознания наряду с начальниками милиции можно признать также и руководителей органов внутренних дел различного уровня и их заместителей.

  Наряду с органами внутренних дел к органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, относятся также органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г.   "Об оперативно-розыскной деятельности").

  Органы дознания полностью производят расследование в форме дознания, когда по уголовному делу не требуется проведение предварительного следствия. Закон относит производство дознания к компетенции лишь органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы, конкретно определяя перечень подследственных им категорий уголовных дел ( ст. 151 УПК РФ).

  Все органы дознания уполномочены производить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым предварительное следствие законом признано обязательным, с условием безотлагательной передачи уголовного дела после выполнения неотложных следственных действий соответствующему следователю. 

  Капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ не являются органами дознания, но обладают их полномочиями по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий.

  Орган дознания действует в уголовном процессе как самостоятельно, так и через дознавателя, за действия и решения которого несет ответственность.

Орган   дознания   представляет   его   руководитель,  который   вправе производить дознание по любому  делу, отнесенному к компетенции  дознания, и осуществлять отдельные  следственные действия.  Орган  дознания  в  лице его начальника руководит дознанием, назначает  лиц для  ведения дознания и несет полную  ответственность  за  качество   расследования.  Лицо,   производящее дознание,  -  это  должностное  лицо,  уполномоченное  органом  дознания  на производство  дознания.  Будучи   самостоятельным  субъектом  процесса,  оно тщательно исследует все обстоятельства дела  и, как и следователь, оценивает доказательства  по  своему  внутреннему убеждению,  руководствуясь законом и правосознанием.

 Лицо,  производящее  дознание, несет  ответственность  за  законность и обоснованность своих действий. Однако  его  процессуальная самостоятельность более  ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и  с руководителем органа дознания, и с  прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно,  кроме случаев, когда  требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия  начальника органа дознания  или по его  поручению. Наиболее важные действия и  решения совершаются и принимаются органом дознания. Только орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении (ст. 41 УПК), задержать  лицо,  подозреваемое в совершении преступления (ст. 91 УПК), приостановить или прекратить производство по делу (ст. 24, 25, 28 УПК РФ). В круг   его  обязанностей  входит  выявление  причин   и  условий  совершения преступлений и принятие  необходимых мер к их  устранению. Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника

органа дознания либо им утверждаются.

     В  отличие  от  следователя, дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью, характерной для следователя, и обязан неукоснительно выполнять все данные ему в письменной форме указания начальника органа дознания и прокурора по уголовному делу, находящемуся в его производстве. Однако он вправе обжаловать эти указания в соответствии с ч. 4 ст.41 УПК РФ.

 

5. Дознание по делам о преступлениях, подследственных следователям

Дознание по делам о преступлениях, подследственных следователям, не является обязательным этапом расследования, предшествующим производству предварительного следствия. Орган дознания обязан возбудить уголовное дело при установлении для этого предусмотренного законом повода и основания и приступить к расследованию, если необходимо осуществить неотложные действия в отсутствие следователя.

Перечень следственных действий, которые орган дознания вправе произвести по делу, подследственному следователю, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. За пределы компетенции, определенной законом (ст. 157 УПК РФ), орган дознания  выйти не может. При наличии основания для производства каких-либо других следственных действий орган  дознания обязан без промедления направить дело следователю. Об обнаруженном преступлении и начатом расследовании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

Дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия  решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

Так же, по делам, по которым обязательно предварительное следствие, производство дознания не может быть продолжено более десяти  суток со дня возбуждения дела.

Если дознание осуществлялось по делу о преступлении, относящемуся (по предметному признаку) к подследственности нескольких органов предварительного следствия, орган дознания не вправе решать вопрос, кому из них

 направить дело для проведения предварительного следствия. Это может сделать только прокурор. Поэтому орган дознания в указанных случаях обязан направить дело прокурору, а не следователю.

После передачи следователю дела следственные и розыскные действия по нему органом дознания производятся исключительно при наличии поручения следователя. В случае передачи ему дела, по которому не удалось обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания, отнесенный к субъектам оперативно-розыскной деятельности, вправе принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, уведомляя следователя о результатах. При необходимости производства какого-либо следственного или розыскного действия  по делу, расследуемому следователем, орган дознания испрашивает у следователя разрешение, носящее форму поручения.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания и  вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.

Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2-х суток направляет ему одно из следующих решений:

1)    об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2)    о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ со своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток;

3)    о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24-28;

4)    о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Заключение

Подводя итог, необходимо указать, что правильное понимание и особая значимость роли следователя в уголовном процессе, его положение как участника уголовных правоотношений со всеми присущими ему специфическими особенностями будет способствовать повышению эффективности его работы. Одним из определяющих признаков следственной работы является то, что она представляет собой вид государственной службы и политической деятельности. Всякое действие следователя в значительной мере является реализацией определенной политической линии, а вся работа в целом - существенным вкладом в общее дело борьбы с преступностью.

Политическая направленность работы следователя определяется теми задачами, которые непосредственно ставит перед ним закон: строгое соблюдение законности, искоренение всяких нарушений правопорядка, борьба с преступностью и причинами, ее порождающими. Ведь порой именно незнание процессуального законодательства влечет нарушение прав и свобод других участников уголовного процесса.   При соблюдении же законности при исполнении решений, а также четком знании своих прав и обязанностей следователь сможет более полно и быстро раскрывать преступления и выполнять иные задачи уголовного судопроизводства.

Список использованных источников

1.     Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СПС Гарант

2.     Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г.) // СПС Гарант.

3.     Федеральный закон РФ № 8-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» от 29.05.2002. // «Собрание законодательства РФ» от 03.06.2002. № 22. Ст.2027.

4.     Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ  от 12 февраля 2004 года Под   редакцией  д. ю. н. А.Я. Сухарева

5.     «Уголовный процесс». Учебник для студентов юридических ВУЗов и факультетов. М.: Изд. «Зеркало». ТЕИС, 2002 г.

6.     Уголовный процесс. Под ред. проф. Алексеева Н. С. М. 2003. г.

7.      Шимаповский В. В. Общие условия предварительного следствия. – Л., 1983 г

8.      Багаутдинов Ф. Н. «Регламентация в УПК РФ участия в следственных и иных действиях сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» / «Российский следователь», № 3, 2003 г.

9.     В.А. Дубривный. Деятельность следователя по раскрытию преступлений // ИСУ. – 2002. – с. 8.

 


[1] В.А. Дубривный. Деятельность следователя по раскрытию преступлений // ИСУ. – 2002. – с. 8.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 01  июня 2005 г.).

3 . ст. 2 Положения о Министерстве внутренних дел РФ от 18 июля 1996 г( в ред.от 3..04.2003 г)