СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие предпринимательского договора, его особенности, виды, форма, принципы, содержание.. 3
1.1. Общее понятие о предпринимательском договоре. 3
1.2. Особенности предпринимательского договора. 5
1.3. Классификация договоров (виды) 6
1.4. Формулирование предпринимателем условий договора (содержания) 7
- Предмет договора. 7
- Качество товара. 8
- Цена товара. 8
- Форма платежа. 9
- Срок поставки. 9
- Упаковка и маркировка. 10
- Сдача-приемка товара. 10
- Штрафные санкции. 11
- Непреодолимая сила. 11
- Арбитраж... 12
- Прочие условия. 12
Задача № 1. 13
ОТВЕТ: 13
Задача № 2. 16
ОТВЕТ. 16
ЛИТЕРАТУРА.. 17
1. Понятие предпринимательского договора, его особенности, виды, форма, принципы, содержание
1.1. Общее понятие о предпринимательском договоре.
Партнерские связи предпринимателя развиваются по двум основным направлениям: а) отношения с поставщиками всего необходимого для нормальной организации процесса производства; б) отношения с потребителями продукции, производимой предпринимателем.
Партнерские отношения предполагают осуществление определенных прав и обязательств, которые предприниматель дает своим партнерам при установлении с ними сотрудничества. Такие права и обязательства предпринимателя закрепляются в договоре, подписываемом предпринимателем и его партнером.
Договор - форма закрепления (чаще всего письменная, документальная) партнерских связей. В договоре фиксируются предмет договоренности, взаимные права и обязанности партнеров, а также последствия нарушения договоренности. Письменная форма договора является основой рассмотрения возникающих претензий. Толкованием договоров, правовым регулированием отношений, возникающих в ходе реализации экономических интересов самостоятельных хозяйственных субъектов занимается отрасль права - договорное право.
В предпринимательстве необходимо различать учредительный договор и предпринимательский, или хозяйственный, договор.
Учредительный договор - это письменный документ, свидетельствующий о волеизъявлении физических или юридических лиц по образованию, учреждению новой организационно-правовой структуры для реализации какой-либо конкретной предпринимательской идеи.
Первым и основным договором общества является его устав. В нем определяются название, местопребывание и предмет деятельности фирмы. В уставе также содержатся сведения о размере основного капитала, номинальной стоимости акций (если таковые имеются) или доле каждого из партнеров, подписывающего устав, в общем, размере основного капитала, порядок распределения получаемых прибылей.
В устав обязательно вносится также положение об органах управления (правления, наблюдательном совете, собрании акционеров), а также указываются должностные лица, занимающие должности, которые имеют право представлять фирму или компанию без доверенности, на основе устав ной записи. По этой причине в договорах можно встретить примерно такую фразу: "Договор заключен ООО «…» в лице её генерального директора Иванова А.А., действующего на основании Устава..." Директор фирмы в таком случае подписывает договор без доверенности. Если договор подписывает лицо, не относящееся к перечисленным в уставе должностным лицам, то оно действует в таком случае на основании доверенности, подписываемой должностным лицом фирмы.
Лица, подписавшие устав фирмы или компании, называются учредителями или соучредителями. Обычно подготовкой проекта устава занимаются один или несколько членов инициативной группы по созданию фирмы или компании.
Материальные или (и) денежные средства, относимые в учредительный баланс фирмы или компании, составят уставный фонд.
Уставный фонд фирмы или компании может пополняться за счет различных (любых законных) источников - капитализации части получаемой прибыли (т. е. вложений в производство, в основной капитал), пожертвований, дарений и т. д. Об этом в уставе также необходимо сделать соответствующую запись.
Устав, подписанный всеми учредителями, а в некоторых случаях нотариально заверенный (учредители подписывают устав в присутствии нотариуса), подлежит государственной регистрации, что предоставляет фирме или компании определенные юридические права. Такая регистрация означает наделение фирмы или компании статусом юридического лица со всеми вытекающими из этого последствиями.
Предпринимательский договор- это волеизъявление сторон по поводу не организации, а осуществления самого предпринимательского процесса, не предполагающее объединение договаривающихся сторон в какую-либо единую организационно-правовую структуру.
1.2. Особенности предпринимательского договора
Договор - это компромисс сторон, закрепление обязательств, которые берет на себя каждая из сторон, для получения того эффекта, который лежит в основе сделки (например, приобретение товара или получение прибыли). Он заключается в письменном виде – является его основной формой существования.
Поскольку договор представляет собой компромисс сторон, то и форма, в которой он заключается, носит произвольный характер, поскольку существуют и почти повсеместно применяются типовые формы договоров. Однако такие типовые формы не носят обязательного характера, они служат лишь основой для заключения какого-либо конкретного договора. Тем не менее, на практике существуют определенные требования, которые стороны стараются соблюсти при подготовке и подписании любого договора. Прежде всего, это относится к структуре самого документа.
Любой договор состоит:
- из преамбулы;
- основной части;
- заключительной части.
Преамбула - это своеобразное введение в договор, которое включает:
- название (наименование) договора - купли-продажи, поставки, бартерный и т. д.;
- указание места и времени заключения договора (хотя эти сведения могут быть отнесены и в заключительную часть);
- фиксирование факта заключения договора в соответствии с теми условиями, которые указываются в тексте договора;
- наименование сторон; при этом продавец, или передающая сторона, называется первой, а покупатель, или принимающая сторона, - второй.
Необходимо заметить, что наименование договора или соглашения в принципе не является нормативным. Напротив, содержание договора имеет определяющее значение для его правовой оценки. Наименование договора - всего на всего отправная точка заключения сделки. Отсутствие наименования какого-либо соглашения не противоречит его законности.
В качестве договаривающихся сторон могут выступать физические и юридические лица. Физическими лицами являются люди - участники правовых отношений, а юридическими лицами - структуры, которым в соответствии с действующим законодательством разрешается выступать в качестве субъектов права. Предпосылкой законности какого-либо соглашения является дееспособность договаривающихся сторон.
1.3. Виды договоров
Предприниматель в своей хозяйственной практике встречается с необходимостью заключения различных типов договоров и вынужден в соответствии с этим нести различные договорные обязательства, что привело к образованию специальной отрасли права - обязательственного права. Содержание прав и обязанностей сторон зависит в основном от предмета договора, а предметом может быть купля-продажа, кооперация, аренда, посредничество и т. д. На практике предприниматель обычно старается определить для себя типовые формы договоров, которые он мог бы использовать в качестве основы для заключения сделки.
В большинстве случаев предприниматели выделяют следующие виды договоров:
- учредительный договор;
- договор купли-продажи;
- договор имущественного найма;
- договор аренды;
- договор лизинга;
- договор подряда;
- договор о кооперации;
- договор о создании консорциума;
- договор поручения;
- договор комиссии;
- агентский договор;
- договор об исключительной продаже товаров;
- договор о франчайзинге;
- договор о факторинге;
- договор хранения;
- договор о создании совместного (смешанного) предприятия;
- договор проектного финансирования.
1.4. Содержание договора
На этой стадии заключения договора предприниматель старается сформулировать содержание (условие) договора не только в наиболее выгодной для себя, но и в приемлемой для партнера форме, пытаясь при этом оценить данные условия не только со своей, но и с точки зрения партнера.
Однако для осуществления такой работы необходимо знать, в какой форме следует изложить то или иное условие договора.
- Предмет договора
Формулирование этого условия зависит от вида сделки. Формулировка должна отличаться (как и любое условие договора) ясностью, четкостью и невозможностью неоднозначной трактовки.
При осуществлении сделки купли-продажи данное условие может именоваться как "предмет договора" или как "количество товара". Содержание этого пункта сводится к обязанности продавца поставить определенное количество данного товара на условиях, содержащихся в тексте договора, а покупатель обязуется принять и оплатить в точности то количество товара, которое указано в данном пункте договора, и на тех условиях, которые содержатся в тексте договора.
- Качество товара
При формулировании этого условия необходимо исходить из результатов сравнительного анализа качественных характеристик своего товара и товара, поставляемого на рынок конкурентами, или доминирующего на рынке товара с усредненными качественными характеристиками. При этом для обеих сторон важно избрать метод закрепления качественных характеристик товара в договоре. Стороны заинтересованы в выборе такого метода, который бы не позволил трактовать по-разному это вписываемое в договор условие. Выбор метода зависит не только от настроя или желания сторон, но и от типа самого товара, поскольку каждый товар имеет свои качественные характеристики, которые и придают товару ценность. Так, применительно к марганцевой руде стороны будут говорить о процентном содержании в руде марганца это и будет основной качественной характеристикой данного товара. При рассмотрении же бумаги в качестве предмета договора стороны будут обговаривать ее тип, плотность и вес, что также характеризует качество этого товара.
- Цена товара
Цена - существенная составная часть договора. Ее следует либо четко оговорить, либо однозначно вывести из условий договора. Цена должна быть зафиксирована в договоре цифрами (в виде количества соответствующих денежных единиц). При сделках, выходящих за пределы одной страны, оговаривается вид валюты, причем риск, связанный с изменением валютного курса, обычно несет одна из договаривающихся сторон. Допускается использовать валюту третьей страны (например, доллары США в австрийско-российском торговом договоре).
- Форма платежа
Формулирование этого условия договора имеет для предпринимателя весьма важное значение, независимо от того, в какой роли он выступает - продавца или покупателя. Предприниматель-продавец заинтересован в своевременном получении от покупателя платежей, а предприниматель-покупатель заинтересован в своевременном получении от продавца товара. Поскольку платеж соединяет эти две противоположные цели двух различных субъектов отношений, то при осмыслении формы платежа, включаемой в договорные условия, необходимо найти компромиссный вариант решения, чтобы каждая из сторон получила достаточные гарантии достижения своих целей.
Если продавец не уверен в платежеспособности покупателя, то он будет стремиться включить в договор условие о полной (или хотя бы частичной) предоплате, т. е. товар будет поставлен в срок, если он будет предварительно оплачен. Если покупатель не уверен в способности продавца поставить товар (или поставить товар в оговоренный срок), то он будет стремиться включить в договор условие о платежах по факту, т. е. оплачиваться будет поставка только такого количества товара, которое фактически поставлено (получено покупателем).
- Срок поставки
При формулировании этого условия договора предприниматель исходит из целевой установки: для какой цели ему необходим товар, представляющий собой предмет сделки. Одно дело, когда производственный процесс на его предприятии находится под угрозой остановки из-за нехватки, скажем, сырья. Тогда поставка должна быть произведена как можно раньше. Другое дело, когда товар - предмет сделки - необходим предпринимателю в качестве запаса для нормального хода производственного процесса. При этом предприниматель, естественно, должен (если он выступает в качестве покупателя) исходить из возможностей продавца или изготовителя.
- Упаковка и маркировка
Упаковка чаще всего носит роль вспомогательного товара (хотя иногда упаковка может выполнять роль "скрытого экспорта", когда покупателя больше интересует не то, что упаковано, а из чего состоит упаковка, но такие цели покупателя весьма редки на практике). Цель упаковки сводится к рекламе, защите (предохранению) товара и удобству транспортировки, а также погрузочно-разгрузочных работ. Упаковка чаще всего предполагает использование контейнеров, поддонов, ящиков, бочек.
Маркировка наносится на упаковку и включает в себя согласованные сторонами сведения. Обычно к таким сведениям относятся: наименование производителя; наименование покупателя; номер заказа (или договора); номер упаковочной единицы (в виде дроби, где в знаменателе указывается общее число товарных мест в партии, а в числителе - порядковый номер упаковочного места; например, 3/10 означает, что это третье место в партии, состоящей из 10 мест); место назначения; очные габариты; условные обозначения правил обращения с данным товарным местом ("не кантовать", "верх", "осторожно - стекло" и т. д.); во внутренних перевозках часто используются словарные надписи вместо знаков; если товар следует в другие страны, то указывается (на русском и английском языках) страна происхождения товара (например: "сделано в России").
- Сдача-приемка товара
Товар сдается и принимается по количеству и качеству, однако необходимо предусмотреть форму сдачи-приемки. Самой простой считается подписание сторонами акта сдачи-приемки. В этом случае условие формулируется примерно таким образом: "Товар считается поставленным с момента подписания Покупателем акта сдачи-приемки".
Стороны вправе договориться о том, что товар считается сданным продавцом и принятым покупателем по количеству мест, весу и ассортименту в соответствии с данными, указанными продавцом в железнодорожной накладной и упаковочном листе, и по качеству - в соответствии с сертификатом качества завода-изготовителя или гарантийным письмом продавца.
Окончательная приемка товаров производится после их прибытия на склад покупателя. Обычно осуществляется проверка с составлением акта экспертизы для возможного предъявления претензий продавцу. Стороны могут договориться также о том, что данные акта экспертизы являются окончательными и обязательными для обеих сторон. В таком случае, однако, в договоре должна быть названа организация, фирма или учреждение, которым стороны доверяют осуществление экспертизы.
- Штрафные санкции
Стороны в этом разделе договариваются о санкциях, которые накладываются на сторону, не исполнившую или исполнившую в ненадлежащем виде свои обязательства по договору. При этом стороны, прежде всего, выделяют те возможности нарушения обязательств каждой стороны, которые могут причинить ущерб другой стороне. Для каждого отдельного типа договора такие возможные нарушения свои, и только стороны могут их определить применительно к содержанию конкретной сделки.
- Непреодолимая сила
Под непреодолимой силой понимаются обстоятельства непреодолимой силы, т. е. такие обстоятельства, которые не зависят от желания сторон, но которые делают невозможным исполнение взятых на себя обязательств обеими сторонами или одной из них. Под такими обстоятельствами понимаются пожар, стихийные бедствия, война, военные операции любого характера, блокада, запрещение экспорта или импорта.
Стороны указывают в договоре, что при наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по договору смещается на время действия этих обстоятельств. При этом стороны договариваются, что если такие обстоятельства будут продолжаться длительное время (3-6 месяцев, обычно указывают точное число месяцев), то каждая из сторон будет иметь право отказаться от дальнейшего исполнения обязательств по договору. В таком случае ни одна из сторон не будет иметь права на возмещение другой стороной возможных убытков. Стороны договариваются также о способе извещения о наступлении таких обстоятельств и их продолжительности.
- Арбитраж
Арбитраж - порядок рассмотрения споров. Стороны в тексте договора указывают сам порядок арбитража и обычно называют наименование той арбитражной организации, в которой подлежат рассмотрению все споры, возникающие на основе исполнения заключаемого ими договора.
- Прочие условия
В этом разделе могут содержаться договоренности сторон о запрещении перепродажи товаров, особенно в отношении экспортных поставок.
Задача № 1.
Ларионов и Вершинин приобрели в магазине по электрообогревателю отечественного производства одной и той же модели. Через шесть месяцев в квартире Ларионова произошёл пожар, выгорел пол одной из комнат, была испорчена мебель и домашние вещи. Причиной пожара оказалась неисправность обогревателя, имеющего производственный дефект в виде плохой изоляции нагревательных элементов. Ларионов решил обратиться с иском о возмещении причинённого вреда к магазину, но оказалось, что магазин, где был куплен обогреватель, ликвидирован. Имеет ли право Ларионов обратиться с иском о возмещении причинённого вреда к предприятию изготовителю, и если имеет, то в течении какого срока? Узнав о случившемся с Ларионовым, Вершинин решил вернуть обогреватель предприятию – изготовителю. Вправе ли он это сделать, если и у его обогревателя обнаружится производственный дефект?
На какую денежную сумму вправе рассчитывать Вершинин с учётом того, что за этот период обогреватели подорожали на 20%, а своим обогревателем Вершинин пользовался в течение трёх месяцев?
Изменится ли решение, если будет установлено, что предприятие-изготовитель установило для электрообогревателей гарантийный срок в три месяца?
ОТВЕТ:
В соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ):
Статьёй 18. «Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя».
и Статьёй 19. «Потребитель вправе предъявить выше указанные требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) выше указанные требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения».
Исходя из перечисленных норм о защите прав потребителей:
1. Ларионов имеет право обратиться с иском к предприятию-изготовителю в течении 2-х летнего срока со дня приобретения обогревателя, и потребовать от ответчика возмещения всех убытков, причинённых пожаром.
2. Вершинин вправе вернуть обогреватель в случае обнаружения дефекта в нем, в течение 2-х лет с момента приобретения. Поэтому 3-х месячный гарантийный срок, установленный предприятием-изготовителем не является препятствием для Вершинин в намерении вернуть обогреватель.
3. При возврате обогревателя Вершинин вправе рассчитывать на возмещение разницы между ценами на момент покупки и день возвращения, то есть он получит на возмещение на 20% больше.
Об этом же говорит и Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.04.1995 N 6, от 25.10.1996 N 10, от 17.01.1997 N 2, от 21.11.2000 N 32, от 10.10.2001 N 11)
Задача № 2.
Грузчик Силкин был уволен с работы по подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ за появление на работе в нетрезвом состоянии. Не согласившись с увольнением, Силкин предъявил иск о восстановлении на работе. В суде Силкин пояснил, что действительно был обнаружен мастером на территории своего предприятия в подсобном помещении пьяным, но это был его выходной день, а на работу он зашел переговорить с товарищами. Законно ли увольнение Силкина? Дайте мотивированный ответ.
ОТВЕТ.
В соответствии со ст. 81 ТК РФ «Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения»;
В соответствии с п.42 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004г. «О применении судами РФ трудового кодекса РФ» «при разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по подпункту «б» пункта 6 ст. 81 ТК РФ (появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), суды должны иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения».
Исходя из приведённых норм Силкин был уволен незаконно, так как он находился на территории своего предприятия в его нерабочее время (у него был выходной день) он не исполнял никаких трудовых обязанностей в этот день..
ЛИТЕРАТУРА
1. Бусыгин А.В. Предпринимательское право. - М.:ИНФРА-М, 2004.
2. Дашков Л.П. Предпринимательство и бизнес. - М.: Маркетинг, 2005.
3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации./Под ред.
4. О.В. Смирнова. – М.: ОМЕГА-Л, 2004.
5. Победоносцев К. Курс гражданского права. - СПб. – Нева, 2004.
6. Садиков. О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2004.
7. Конституция РФ, принятая 12.12.1993г.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2004, с изм. от 15.03.2005)
9. Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.04.1995 N 6, от 25.10.1996 N 10, от 17.01.1997 N 2, от 21.11.2000 N 32, от 10.10.2001 N 11)
10. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004г. «О применении судами РФ трудового кодекса РФ»
11. Законом РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)