Содержание

Введение. 3

1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе. 5

1.1. Мотивация и мотивационный процесс. 5

1.2. Теории мотивации. 7

2. Личность: понятие, структура, особенности. 15

2.1.Основные понятия и определения. 15

2.2. Психологическая структура личности. 19

2.3 Современная система потребностей личности. 20

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Введение

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Все они могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую – теории мотивации, точкой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, то есть то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теорий процесса мотивации.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.

Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Возможно выделение двух аспектов, которые связаны с развитием личности – социальный, где личность выступает как объект общественных, социальных влияний и субъектный, соотносимый с активностью человека в преобразовании окружающей среды, в частности отношений в группе.

Проблема личности одна из центральных в психологии, причем, по словам Н.А. Бердяева, “истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир”[11, с.14]. Поэтому рассмотрение проблемы мотивации и личности очень актуальна в наши дни.

Цель данной работы – изучить понятие мотивация и личность.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие мотивации мотивационного процесса.

2. Изучить существующие теории мотивации.

3. Дать понятие личности, рассмотреть ее структуру.

4. Охарактеризовать современные потребности личности.

1. Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе

1.1. Мотивация и мотивационный процесс

 Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.

 Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель[10, с. 143.].

 Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие- то шаги для ее устранения.

 Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

 Третья стадия - определение целей (направления) действия- Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

-         что я должен получить, чтобы устранить потребность;

-          что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

-          в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

-          насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

 Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

 Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

 Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, называет устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

 Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным факторы является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно[5, с. 262.].

 Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей - при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

 Еще одним фактором делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Все они могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую – теории мотивации, точкой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, то есть то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теорий процесса мотивации.

1.2. Теории мотивации

Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда.

 а) Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека[4, с. 153.].

 В основе поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

1) физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в воде, в еде, в отдыхе и т.д.;

2) потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

3) социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувстве «локтя» и поддержке;

4) потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

5) потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

 Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Иерархия потребностей по Маслоу проиллюстрирована на рисунке 1.

 

 

 

Физиологические

 
 

 

 Рисунок 1. Иерархия потребностей по Маслоу

 

 Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

 Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

 Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

 б) С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид МакКлелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности[8, с. 164.].

 Согласно теории МакКлелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

 Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.

 в) Теория мотивации Ф. Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

 Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

 Модель Герцберга отражена в таблице 1

 Таблица 1

Двухфакторная модель Герцберга

Гигиенические факторы

Мотивации

Политика фирмы и администрации

Условия работы

Заработок

Успех

Продвижение по службе

Признание и одобрение результатов работы

Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными

Степень непосредственного контроля за работой

Высокая степень ответственности

Возможности творческого и делового роста

 Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

 Гигиенические факторы Ф. Герцберга, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

 Разница в рассмотренных теориях следующая: Маслоу, рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения, т.е. после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать. Герцберг же, напротив, считает, что рабочий начнет обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

 Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера.

 а) Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения[12, c. 108].

 Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:

1) руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;

2) сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;

3) сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;

4) сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

 Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.

 Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений, а руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

 б) Согласно теории справедливости эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

 Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой - на старом, у одного было одно качества заготовок, а другого - другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т.п.

 в) Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости.

 В этой модели, фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

 Рассмотрим механизм мотивации.

 Согласно модели результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также осознания им своей роли в процессе труда. Уровень усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в существование связи между затратами и вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы и т.д.), а также внешние вознаграждения. Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Дело в том, что эти вознаграждения отражают возможности вознаграждения, определяемые руководителем для данного сотрудника и организации в целом. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое, использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени справедливости и вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение – результат внешних и внутренних вознаграждений  с учетом их справедливости, именно оно является мерилом, насколько ценно вознаграждение. Эта оценка будет влиять на восприятие человека будущих ситуаций.

2. Личность: понятие, структура, особенности

2.1.Основные понятия и определения

Проблема личности одна из центральных в психологии, причем, по словам Н.А. Бердяева, “истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир”[11, с.14]. Важно принять и принять своеобразный принцип “непознаваемости до конца”, и данное положение особенно значимо в практике психологической помощи. Никто, даже сам человек не может полностью разобраться и понять свою личность. Такое состояние неопределенности и есть начало психологической помощи.

В то же время психологи, философы, исследователи других специальностей занимаются проблемой содержания понятия “личность”. Акцент этих исследований чаще всего делается на ее формировании и развитии. Известный философ М.М. Бахтин предполагал, что " подлинная жизнь личности совершается как бы в точке несовладания человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть - как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, "заочно".

Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама, ответно и свободно раскрывает себя"[4, с.255]. При диалоге человек как в зеркало, смотрит в окружающих людей, и, по их реакциям, часто неосознанно, получает сведения о собственной личности, осознает себя существующим, живущим. В обществе не принято делиться мнениями друг о друге в глаза, поэтому становление и развитие личности глубоко скрытый процесс и лишь психологическая помощь делает его явственным и открытым.

Социум, общество определяет "жизнь" личности наравне с ее природными особенностями. Биологическое (или натуральное) и культурное (или социальное) начала человека, как говорил Л.С. Выготский, тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимовлиянии [20]. Их взаимосвязь и взаимозависимость опосредуется собственной активностью личности, что подчеркивал еще Н.А. Бердяев: "Существование человека не может быть объектом познания, оно субъект"[11, с.105].

Итак, возможно выделение двух аспектов, которые связаны с развитием личности – социальный, где личность выступает как объект общественных, социальных влияний и субъектный, соотносимый с активностью человека в преобразовании окружающей среды, в частности отношений в группе.

Прежде всего, следует ввести важные для анализа научно-психологические понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект. Первые три понятия можно кратко охарактеризовать таким выражением: индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

“Личность” - это понятие, обозначающее системное качество, формирующееся в онтогенезе в процессе социализации (совместной деятельности и общении с окружающими людьми, обучении и воспитании). Когда ребенок, будучи индивидом, усвоит основные социальные знания, нормы и ценности, позволяющие ему вести себя в социуме (обществе), ощущая полноценным и полноправным его членом, можно характеризовать его как личность.

Понятие “субъект” определяется как действующее существо, автор и хозяин своей активности. Личность, таким образом, это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. “Человек, являющийся личностью, - писала выдающаяся советская психолог Л. И. Божович, - обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием”. Таким образом, “личность” - это категория, обозначающая особое качество человека и уровень развития его психики в онтогенезе, выражающие его возможность быть субъектом, способным адаптироваться к социальной по характеру действительности и преобразовывать ее и себя, как часть этой действительности.

Если человек проявляет себя, как субъект, такая его характеристика будет называться “субъектность”. Понятно, что субъектность личности, как способность быть субъектом, не всегда должна или может проявляться. Так, от маленького ребенка нельзя требовать способности руководить собой во всех жизненных ситуациях, но порой и взрослый человек не может адаптироваться к жизни, преобразовать сложившуюся ситуацию или совладать с собой. Чем неординарнее жизненные моменты, тем выше требование к субъектности. Чем более развит человек, тем стабильнее и типичнее для него такая характеристика.

Зрелую личность можно характеризовать через приобретенный комплекс свойств, таких как самостоятельность, ответственность, богатство интересов, высота ценностных ориентаций, социальная компетентность и т.п. Но важнее всего, то, что ее характеризует умение разрешать разнообразные жизненные проблемы и противоречия, используя для этого внешние условия и свои внутренние ресурсы и, проявляя при этом разнообразные стратегии совладания с действительностью и с собой, благодаря которым возможно преобразование человеком окружающей действительности и самого себя.

Личность активна в процессе своего формирования, а также в процессе проявления своей деятельности, своих поступков. Активность личности предоставляет ей возможность быть не только типичной, похожей на остальных людей, ведь она сформировалась, благодаря воздействию социального фактора, но и быть неповторимой, т.е. быть индивидуальностью. Таким образом, благодаря двум тенденциям в развитии личности: социализации (приобщению к социуму) и индивидуализации (выражению самости), - личностное проявление представляет собой сплав общего и особенного, типичного и уникального. Можно говорить о диалектике двух Я (образов Я) у каждого человека: общественного и индивидуального, несмотря на то, что оба они социальны, ведь человек – социальное существо, а не животное, проявляющее инстинкты.

В психологии существует традиционное и нетрадиционное понимание индивидуальности. Традиционное понимание сводится к признанию уникальности человека, личности. Индивидуальность проявляется в виде анатомо-физиологических, психофизиологических, психологических, социально-психологических различий между людьми. Например, особенными являются физические параметры и свойства нервной системы человека, его жизненный путь и опыт, притязания, привязанности и вкусы. Неповторимость личности может выражаться потребностями и мотивами, которые у нее возникают, рациональными, эмоциональными и смысловыми отношениями к действительности, которые у нее формируются, проявляться в ее чертах и способностях. Например, индивидуально-психологические особенности личности проявляются в ее характере, темпераменте, уровне ее зрелости[9, c. 76].

В нетрадиционном понимании индивидуальности подчеркивается, что речь идет о личности “с большой буквы”. Такая индивидуальность выражается способностью к неординарному поведению в непредсказуемых, неизвестных ситуациях, т.е. к творческому отношению к действительности. В таких личностях общество нуждается, особенно, в кризисные периоды, когда не только необходимо найти выход из положения, предложив продуктивное решение в ситуации неочевидности, но и взять за него на себя ответственность.

Личность с ординарной индивидуальностью будет способствовать поддержанию типичных процессов в обществе, личность с неординарной индивидуальностью будет способствовать изменению общества, предотвращая в нем застой и энтропию.

Таким образом, можно предложить два понимания соотношения введенных понятий.

Человек рождается как индивид и становится человеком в процессе своего развития. В процессе развития он формируется в личность – это необходимое условие формирования человеческого в человеке. Каждого человека (но чаще пишут личность) отличают его темперамент, характер, способности (как различные по качеству его системные характеристики), а также другие индивидуальные особенности. В процессе жизнедеятельности человек одновременно и проявляет себя, и развивается как субъект.

Человек рождается человеком, но человеком, в собственном значении этого слова, не является, а лишь индивидом, имеющим физические и физиологические предпосылки для этого. Человеком он становится в процессе своего развития, проходя через такие этапы: вначале через формирование темперамента, затем характера, затем личности и индивидуальности. Каждая последующая стадия не в явном, а “в снятом” виде содержит в себе предыдущую. Т.е. когда формируется характер, он подчиняет себе проявления темперамента, последующее развитие человека в личность, в свою очередь, подчиняет характер и т.д. Все эти изменения в человеке возможны, благодаря тому, что он проявляет и развивает себя как субъект в различных видах жизнедеятельности в мире людей.

2.2. Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен[7, c. 105].

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

2.3 Современная система потребностей личности

Можно констатировать, что современная система потребностей более конкретно представлена следующими основными составными частями или элементами[10, c. 165].

Потребности в естественных условиях жизни – наличии воды, воздуха, тепла, энергетических природных ресурсов и т. п.; в продуктах материального происхождения — пище, одежде, обуви, жилище, утвари; в духовных (нематериальных) благах; в услугах. Удовлетворение в своей совокупности этих потребностей обеспечивает человеку нормальную (по историческим меркам жизнь, воспроизводство населения. С развитием цивилизации происходит, хотя и весьма непоследовательно, противоречиво, не только возвышение и появление новых потребностей и желаний, но и очеловечение (этизация и эстетизация) традиционных потребностей, главным образ по способу их удовлетворения. С этим связаны и постепенная гуманизация, облагораживание труда, смена их форм.

Потребности в труде, в процессе которого человек собственной деятельностью опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой. Этот процесс имеет естественноисторический характер. В то же время труд — социокультурный процесс, в ход которого человек осваивает окружающий его предметный мир и развивает свои внутренние личностные потенции с помощью особых средств, способов и регулятивов. Потребность в труде реализуется человеком коллективах, при использовании общественных форм производства и непроизводственной сферы, развитии соперничества, конкуренции субъектов трудовой деятельности наряду с обменом опытом между ними, взаимообогащением навыками, приемами труда и т. д.

Потребности в теоретико-познавательной деятельности, направленной на воспроизведение, отражение действительности и получение знаний; открытие объективных по своему содержанию истин. При этом человек руководствуется учением о возможности познания окружающих его предметов и явлений, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, его источниках и принципах, путях и средствах, формах и методах.

Потребности в социализации, общественно-политической деятельности, в развитии институтов гражданского общества и правового государства. Реализуя эти потребности, человек формируется как личность, социальный субъект, отстаивает свои неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы, обеспечивая тем самым условия и предпосылки для движения общества по пути демократии и собственного развития в качестве гражданина своей страны, своего государства.

Потребности в любви. В последнее время любовь, том числе и в России, где совершается «сексульная революция», все чаще сводится к генитальным отношениям как разнополых, так и однополых людей. Становится, по существу, общепринятым штамп «заниматься любовью именно в отмеченном смысле слова.

Между тем очевидно: любовь — не только физиологическое влечение, человеческое выражение полового инстинкта, плотская страсть, но и великое духовное чувство. Это — особое состояние человека, будь то его отношение к другому человеку (в том числе родителям и детям), Родине, труду, природе, искусству и т. д. или к самому себе (себялюбие, нарциссизм). Любовь — категория не только личностная, субъективная, но и социальная, гражданская.

Потребность в информации: международного, регионального и национально-государственного характера; политической, экономической, социальной, культурной научно-технической, демографической, собственно научной; в профессиональной, военной, медицинской областях и др. В практической реализации данной потребности велика роль современных средств массовой информации (СМИ), однако переоценивать ее не следует из-за поверхностности, сиюминутности и конъюнктурного характера многих передач и публикаций.

Потребность е гуманитарной деятельности: просвещении, образовании, воспитании, общении, нравственном развитии, культурном росте и обмене; в распространении знаний, передовых традиций, обычаев; оказании помощи больным, бедным, престарелым, голодным людям, детям, инвалидам, безработным, беженцам жертвам стихийных бедствий, террора и др.

Потребность в пространстве и во времени, в рамках которых развертывается человеческая деятельность. Пространство предопределяет ее протяженность и пределы, географическое поле, где люди проявляют свою активность — материальную (практическую) и духовную. Во времени человек осуществляет последовательные действия, длительность которых обусловлена исторически и функционально. Время, в отличие от пространства, одномерно; оно линейно и необратимо. Для человека время выступает как непрерывное, бесконечное и прерывное (дискретное), конечное; абсолютное и относительное. К экономии времени сводится вся экономия в обществе, что позволяет полнее удовлетворять разнообразные человеческие потребности.

Заключение

Итак, возможно выделение двух аспектов, которые связаны с развитием личности – социальный, где личность выступает как объект общественных, социальных влияний и субъектный, соотносимый с активностью человека в преобразовании окружающей среды, в частности отношений

Зрелую личность можно характеризовать через приобретенный комплекс свойств, таких как самостоятельность, ответственность, богатство интересов, высота ценностных ориентаций, социальная компетентность и т.п. Но важнее всего, то, что ее характеризует умение разрешать разнообразные жизненные проблемы и противоречия, используя для этого внешние условия и свои внутренние ресурсы и, проявляя при этом разнообразные стратегии совладания с действительностью и с собой, благодаря которым возможно преобразование человеком окружающей действительности и самого себя.

Личность с ординарной индивидуальностью будет способствовать поддержанию типичных процессов в обществе, личность с неординарной индивидуальностью будет способствовать изменению общества, предотвращая в нем застой и энтропию.

Личность активна в процессе своего формирования, а также в процессе проявления своей деятельности, своих поступков. Активность личности предоставляет ей возможность быть не только типичной, похожей на остальных людей, ведь она сформировалась, благодаря воздействию социального фактора, но и быть неповторимой, т.е. быть индивидуальностью. Таким образом, благодаря двум тенденциям в развитии личности: социализации (приобщению к социуму) и индивидуализации (выражению самости), - личностное проявление представляет собой сплав общего и особенного, типичного и уникального. Можно говорить о диалектике двух Я (образов Я) у каждого человека: общественного и индивидуального, несмотря на то, что оба они социальны, ведь человек – социальное существо, а не животное, проявляющее инстинкты.

Список литературы

1.     Анцыферова Л.И К психологии личности как развивающейся системе / Психология формирования и развития личности. – М.: Педагигика, 2001. – 364 с.

2.     Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности – М.: Мысль, 1999. – 264 с.

3.     Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. – 2003 - №4. – С. 24-26.

4.     Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1989. - №4. – С. 25-28.

5.     Давыдов В. В. О понятии личности в со­временной психологии // Психол. журн. - 1988. - Т. 9. - № 4. - С. 22 – 32.

6.     Дудяшова В.П. Мотивация труда в менеджменте: Учебное пособие. – Кострома: издательство КГТУ, 2003. – 80 с.

7.     Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Издательство психологической литературы, 2002. – 437 с.

8.     Кожухарь Г.С. Модель развития личности и ее практическое применение в психологической работе с учителями. / Экспериментальные исследования возрастных особенностей школьников и студентов. – Уфа: Принт, 2000. – 325 с.

9.     Колбановский В.Н. О проблеме личности в психологии // Вопр. психол.- 1956. - № 3. – С. 28-30.

10.   Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Просвещение, 1984. – 321 с.

11.   Менеджмент персонала. Функции и методы / Под ред. А.Г. Свиридова. - М.: Дрофа, 2003. – 329 с.

12.   Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1999. – 396 с.

13.   Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1992. – 437 с.

14.   Психология формирования и развития личности / Под ред. Анцыферовой Л.И. – М.: Просвещение, 1981. – 361 с.

15.   Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. — В кн.: Психологическое исследование. - М.: Психология, 1981. – 327 с.