Оглавление

Введение. 2

1. Теоретические аспекты управления товарными запасами. 4

1.1. Сущность и необходимость образования запасов. 4

1.2. Товарные запасы и их влияние на деятельность торгового предприятия. 5

1.3. Причины создания запасов готовой продукции. 9

1.4. Формирование товарных запасов в торговой сети. 12

1.5.  Нормирование  товарных запасов. 15

2. Политика управления товарными запасами в ЗАО ТД "Строительные материалы"  18

2.1 Общая характеристика ЗАО ТД "Строительные материалы". 18

2.2 Анализ управления товарными запасами и оценка его эффективности. 22

лакокрасочные материалы.. 23

3. Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами  32

Заключение. 34

Список используемой литературы…………………………………………….…..36

Приложения……………………………………………………………….………..38

Введение

В современных условиях развития экономики по-прежнему велика роль запасов материальных ресурсов. Они являются одним из факторов, активно влияющих на эффективность использования производственных сил общества. Недостаток материальных запасов ведет к потере рабочего времени, недостаточному использованию основных фондов и в конечном итоге к недополучению прибыли от реализации продукции; избыток их свидетельствует о нерациональных затратах общественного труда, выраженных в повышенных расходах финансовых и трудовых ресурсов.

В условиях полной самостоятельности в управлении и ведении хозяйства, распоряжении ресурсами и результатами труда благополучие предприятий различных сфер деятельности во многом зависит от эффективности использования материальных ресурсов. Поэтому вопросы управления запасами, основанные на научном подходе, приобретают важное значение. Политика управления запасами является составной частью финансового менеджмента организации. Этим обусловлена актуальность темы настоящей работы.

Целью курсовой работы является теоретическое и практическое изучение политики управления запасами. В связи с тем, что в практическом примере будет рассмотрено торговое предприятие, в теоретической части будет сделан акцент на изучении товарных запасов.

Основными задачами являются:

1)    изучение теоретических аспектов политики управления товарными запасами, в частности, определение сущности и необходимости управления товарными запасами, его влияния на деятельность торгового предприятия; изучение процессов нормирования и формирования товарных запасов в торговой сети;

2)    провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия:

-         оценить обеспеченность предприятия товарными запасами;

-         оценить эффективность использования товарных ресурсов;

-         оценить выбранную форму товароснабжения на предприятии.

3) выявить направления совершенствования политики управления товарными запасами.

Предметом анализа в курсовой работе будет выступать политика управления товарными запасами. Объект анализа – торговый дом "Строительные материалы". Основными источниками информации послужат учебные и научные материалы по анализу коммерческой деятельности, а также управлению запасами.

1. Теоретические аспекты управления товарными запасами

1.1. Сущность и необходимость образования запасов

Процесс воспроизводства материальных благ вызывает необходимость перемещать продукты труда из сферы производства в сферу потребления через сферу обращения. На каждой стадии этого процесса образуются запасы материальных ресурсов. Накопление запасов материальных ресурсов – это не просто технический акт в процессе производства и обращения продуктов труда, это сложная категория, наполненная социально-экономическим содержанием, связанным с развитием товарно-денежных отношений, соответствующая определенным отношениям в обществе.

В широком смысле слова материальный запас – это натурально-вещественная форма продукта труда, временно включенного из процесса потребления, обусловленная несовпадением в пространстве или времени производства и потребления, а также необходимостью удовлетворения потребностей в непредвиденных ситуациях. Уточним это определение для условий сферы обращения, т.к. практический анализ будет осуществлен на примере торгового дома "Строительные материалы".

В сфере обращения запасы – это совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства в сферу потребления и предназначенная для продажи. Они образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий.

Необходимость образования запасов материальных ресурсов обусловлена следующими факторами[1]:

1.     Время доставки товаров от места производства до места их продажи, включая время на грузовые работы и ожидание их.

2.     Сезонные колебания в производстве и потреблении товаров.

3.     Звенность товародвижения, когда товар от предприятия-изготовителя, прежде чем поступить к конечному потребителю, проходит через нескольких посредников в виде оптовых предприятий.

4.     Необходимость подсортировки, подработки, упаковки, когда конкретный потребитель в виде розничных предприятий получает через оптовое звено товар от нескольких изготовителей.

5.     Хранение товаров в промежуточных звеньях товародвижения, т.е. неизбежность создания и функционирования оптовых предприятий.

6.     Условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиками и торговым предприятием.

7.     Особенности в территориальном размещении производства и потребления.

1.2. Товарные запасы и их влияние на деятельность торгового предприятия

Товарные запасы – это готовой продукции в форме средств производства и товаров народного потребления, которые подлежат реализации. Они могут находиться на складах у предприятий-изготовителей, оптовых и розничных предприятий, а также в пути от поставщиков к потребителям. Товарные запасы, как и производственные, имеют свои составные части, для которых существуют свои причины образования и своя роль в процессе обеспечения материальными ресурсами. Поэтому они рассматриваются не в единой массе, а как отдельные виды запасов.

Товарные запасы в сфере обращения можно классифицировать по признаку обновления (поступления и расходования) на запасы:

1)    товаров регулярного (текущего) обновления (сюда относятся товары текущего хранения);

2)    товаров сезонного расходования;

3)    товаров сезонного поступления (сюда относятся товары досрочного завоза и длительного расходования);

4)     периодического обновления (сюда относятся товары целевого назначения).

Товарные запасы в зависимости от соответствия покупательскому спросу подразделяются на соответствующие и несоответствующие спросу.

Классификацию товарных запасов можно представить в виде следующей схемы.

 

Рис.1. Классификация товарных запасов

Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:

§  объемом и структурой розничного товарооборота;

§  соотношением спроса и предложения на товар;

§  организацией закупок товаров (звенность товародвижения, способ доставки);

§  уровнем цен и их динамикой;

§  физико-химическими свойствами товаров;

§  состоянием материально-технической базы предприятия и др.

Товарные запасы являются важным, но не единственным элементом товарных ресурсов предприятия. другим составляющим элементом является объем поступления товаров. Величина поступления и соответственно закупок товаров зависит от объема розничного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период.

Планирование потребности торгового предприятия в товарных ресурсах проводится в несколько этапов (рис.2).

 

Рис.2. Этапы планирования товарных ресурсов[2]

Товарные запасы как элемент экономики играют важную роль и находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности торговых предприятий. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота – одного из основных показателей деятельности каждого предприятия. Объем товарооборота находится в прямой зависимости от товарных запасов. Эта зависимость выражается известной балансовой формулой:

,

где Зн – запас на начало периода;

П – поступление товаров;

Зк – запас на конец периода;

Р – реализация.

Величина товарных запасов является важнейшим ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы сокращаются и оказываются ниже норматива, то это служит для работников торговых предприятий сигналом для увеличения завоза соответствующих товаров. Увеличение товарных запасов сверх норматива говорит о необходимости тщательного изучения причин, вызвавших это состояние, и принятия мер относительно объемов дальнейших заказов на товары.

Товарные запасы влияют на показатели по труду. Отсутствие товаров не только отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей покупателей и объеме реализации, но и приводит к неоправданным простоям продавцов, складских работников. В итоге снижается производительность труда, а следовательно, эффективность функционирования торгового предприятия.

С величиной товарных запасов тесно связаны показатели, характеризующие основные фонды торгового предприятия. Величина торгового запаса, обеспечивающая дневную продажу, и демонстрационного запаса должна приниматься во внимание при определении площади торгового зала, конструкции и размещении различных видов торгово-технологического оборудования. В зависимости от величины товарных запасов определяются площади складских и подсобных помещений баз и магазинов, используемые для хранения, подсортировки и подготовки товаров к продаже, а также количество и мощность холодильного оборудования.

Величина товарных запасов оказывает влияние на размер целого ряда статей издержек обращения. Это расходы по транспортировке и хранению товаров, расходы по заработной плате, по аренде и содержанию помещений и амортизации основных средств, их текущему ремонту и т.д. От размеров товарных запасов и продолжительности их хранения зависит сумма оплаты за кредит и величина естественной убыли. Таким образом, эти запасы оказывают существенное влияние на уровень издержек обращения[3].

Из зависимости издержек обращения от товарных запасов вытекает и связь последних с прибылью. Кроме того, товарные запасы являются важным источником обеспечения товарооборота, т.е. они оказывают влияние на доходы и, следовательно, на прибыль запасов в днях оборота.

Важную роль играют запасы при разработке других показателей финансового плана. Они являются основным элементом оборотных средств, для расчета норматива которых используются нормативы запасов в днях оборота.

При определении величины товарных запасов важно учитывать уровень обслуживания, чтобы обеспечить бесперебойную продажу товаров.

Таким образом, товарные запасы связаны со всеми сторонами функционирования торговых предприятий, а это обусловливает необходимость подхода к ним как к комплексной проблеме.

1.3. Причины создания запасов готовой продукции

Если бы вся цепь участников, обеспечивающих перемещение продукции изготовителей в сферу потребления работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основными видами затрат, связанных с созданием и содержанием запасов являются:

-                    замороженные финансовые средства;

-                    расходы на содержание специально оборудованных помещений;

-                    оплата труда специального персонала;

-                    постоянный риск порчи, хищения;

          Наличие запасов – это расходы. Однако отсутствие запасов – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

-                    потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;

-                    потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;

-                    и др.;

       Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, т.к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

        Основными мотивами, которыми руководствуются предприниматели, создавая запасы, являются:

1.                Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности выходного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился процесс реализации.

2.                Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока).

3.                Сезонные колебания производства некоторых видов товаров.

4.                Скидки за покупку крупной партии.

5.                Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены на товар, созданный из ранее закупленных тмц.

6.                Издержки, связанные с установлением хозяйственных связей. Процесс оформления каждого нового договора поставки сопровождается рядом издержек административного характера (поиск покупателя, проведение переговоров с ним и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество договоров, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

       Запасы находятся в постоянном движении. Поэтому задачей органов коммерческой службы предприятия является организация контроля за тем, чтобы уровень запаса находился в пределах норм.

       Завышение фактического уровня запасов против запланированного приводит к образованию сверхнормативных запасов. Это такое фактическое наличие товаров, которое превышает максимальный текущий, подготовильный и страховой запасы.

       Кроме того, существуют также излишние запасы, которыми принять называть наличие продукции, на которую не предъявляется спрос. Излишние  запасы материальных ценностей устанавливаются по двум факторам:

-                    отсутствию расхода данного вида продукции в течение более или менее длительного периода,

-                    путем сравнения наличия продукции с потребностью в них по нормам или заявкам потребителей.

          Основными причинами образования сверхнормативных запасов является:

-                    снижение фактической потребности в данном товаре вследствие уменьшения планов реализации продукции,

-                    досрочная отгрузка покупателям в счет плана поставки следующих плановых периодов,

-                    невыполнение или отставание выполнения планов реализации.

  Анализ причин образования сверхнормативных и излишних запасов готовой продукции показывает, что их накопление во многом зависит от организации контроля за состоянием запасов.

  В масштабах всего народного хозяйства контроль различными органами осуществляется на основании государственной отчетности об остатках, поступлении и расходе товаров. Однако эта отчетность разрабатывается в групповом ассортименте один раз в квартал и не всегда может служить для оперативного регулировании запасов.

Для планового регулирования уровня запасов большое значение имеет перепись остатков важнейших видов запасов, которая проводится по состоянию на 1 января каждого года. Перепись осуществляется также в групповом ассортименте и служит основой для корректировки годовых планов распределения. Задача непосредственного контроля за состоянием  каждого конкретного вида продукции решается на предприятии. Для этого  необходимо систематических получать оперативные данные об уровне запасов всех материальных ресурсов.

  Наиболее успешно эта задача решается на ЭВМ, которое по специально разработанной программе ведут учет поступления, расхода и остатков каждого конкретного наименования товара, а также могут выдавать необходимые сигналы при снижении запасов ниже установленного уровня или увеличении выше их  максимального размера.

На любом из предприятий необходим постоянный контроль за:

-                    выполнением договоров покупателями по своевременной отгрузке продукции необходимого количества, качества и ассортимента;

-                    своевременной правильной количественной и качественной приемки реализуемых товаров;

-                    правильным хранением и выдачей продукции;

-                    и др.;

Все эти мероприятия направлены на то, чтобы не допустить образования сверхнормативных и излишних товарных запасов. В тех случаях, когда по тем или иным причинам сверхнормативные и излишние запасы продукции все же образовались необходимо принять меры к их реализации и приведению в нормальное состояние. С этой целью предприятия систематически, но не реже одного раза в квартал, выявляют наличие сверхнормативных и излишних товарных запасов.

1.4. Формирование товарных запасов в торговой сети

Для эффективного функционирования механизма товародвижения система управления запасами должна исходить из принципа комплексной оптимизации совокупного товарного запаса, т.е. запасов готовой продукции на складах промышленности, запасов на складах оптовой торговли и в розничных предприятиях. Формирование запасов в каждом звене товародвижения должно осуществляться в объемах, обеспечивающих бесперебойную торговлю при минимальных затратах.

Важным аспектом рационализации товародвижения является определение числа звеньев, через которые должен проходить товар на своем пути от производства до розничной сети. Число звеньев зависит от того, какая форма товародвижения используется.

В практике возможны следующие формы товародвижения (рис.4).

При транзитной форме завоза товары непосредственно поступают со сбытовых складов промышленных предприятий в розничную сеть, минуя всякие промежуточные звенья.

При складской форме товароснабжения время прохождения товара в сфере торговли складывается из трех величин:

§  времени, необходимого для формирования заказа оптовой фирмы;

§  времени, необходимого для формирования заказа оптовой фирмы;

§  времени нахождения товара на этом предприятии;

§  времени нахождения товара в розничном звене.

 

Рис.4. Формы товароснабжения

Одной из проблем формирования товарного запаса является сокращение звеньев товародвижения при складской форме. Практика показывает, что имеет место, когда, прежде чем попасть в розничную сеть, товар проходит последовательно через несколько оптовых предприятий, что значительно увеличивает неоправданную его цену.

Важнейшей проблемой формирования товарных запасов в торговой сети является определение рациональной схемы завоза товарной массы в розничное звено торговли.

Рассмотрим две схемы завоза товаров на розничное предприятие. Первая – это транзитная форма, то есть прямые поставки товаров от изготовителя; вторая – через оптовое предприятие.

Введем следующие обозначения.

Р – годовой объем завоза товаров на склад розничного предприятия;

Сз1 – удельные издержки по завозу одной партии товара при прямых продажах;

Сз2 – удельные издержки по завозу одной партии товара на склад оптового предприятия;

Сз3 – удельные издержки по завозу одной партии товара со склада оптового предприятия на склад розничного предприятия;

Схi – годовые издержки по хранению единицы запаса на складе оптового предприятия.

С учетом принятых обозначений затраты при транзитной форме товародвижения будут равны:

.

Минимальные затраты при поставке равного объема товаров от поставщика на оптовое предприятие будут равны:

.

Введем коэффициент соотношения годовых издержек на хранение единицы запаса в оптовом и розничном звене – К, т.е. К= Сх1 / Сх;

Сх1=КСх. Тогда:

.

Минимальные затраты при поставке товаров розничному предприятию со склада оптового предприятия составят:

.

Общие минимальные затраты при складской форме товародвижения равны:

.

Наиболее целесообразной формой товарообеспечения розничного предприятия является та, по которой сумма затрат окажется меньше. Возможной применения первой или второй схемы завоза можно установить исходя их следующего равенства:

;

*  .

Возведем обе части равенства в квадрат и проведем преобразования, получим следующее соотношение:

.

Отсюда можно получить следующее правило для выбора приемлемой формы товародвижения:

L<1, выгодно применять прямые поставки;

L>1, целесообразно товары завозить через оптторг;

L=1, для выбора схемы завоза необходимо учесть другие затраты, например, затраты по подсортировке, комплектации и др.

1.5.  Нормирование  товарных запасов

В торговле норматив товарных запасов понимается как запас, необходимый для обеспечения бесперебойной реализации с целью наиболее полного удовлетворения объема и структуры покупательского спроса потребителей. В этом смысле он по отношению к товарообороту должен сохранять более или менее стабильный уровень с тенденцией к увеличению, соответствующей тенденции к расширению товарного ассортимента. Это норматив товарного запаса, рассчитанный по объему и структуре реализации, где отражены потребности торговых предприятий в товарах независимо от ресурсов и возможностей обеспечения этих потребностей.

В основу нормирования товарных запасов должны быть положены пять следующих принципов (рис.3).

 

Рис.3. Принципы нормирования товарных запасов

В теории и практике нормирования товарных запасов используются следующие группы методов: эвристические (неформальные), технико-экономические, экстраполяции. Все они  в большей или меньшей степени имеют статистическую основу.

Группа эвристических методов представлена опытно-статистическим методом и методами экспертных оценок. Опытно-статистический метод базируется на анализе статистической отчетности о товарных запасах. Методы экспертных оценок основываются на субъективном понимании ситуации и перспектив развития несколькими специалистами. Метод технико-экономических расчетов – вещественно-стоимостной метод нормирования товарных запасов. Исходная формула норматива запаса при этом методе имеет следующий вид:

,

где Зп – запас на время приемки и подготовки товара к продаже;

Зр – рабочий запас;

tз – интервал завоза;

Зстр – страховой запас.

Метод экстраполяции переносит темпы, сложившиеся в прошлом, на будущее. Предполагается, что товарные запасы на перспективу растут несколько более медленными темпами по сравнению с покупательским спросом (товарооборотом):

,

где Тз – темп роста запасов;

Тр – темп роста товарооборота.

Нормативы товарных запасов на планируемый период находятся по выражению:

.

При осуществлении процесса товароснабжения в силу различных причин неизбежна колеблемость параметров системы формирования запасов и тем более неизбежны колебания спроса. Случайный характер причин, вызывающих такие колебания, обусловливает необходимость резерва, обеспечивающего бесперебойное снабжение при возникновении отклонений от заданных параметров. Это достигается путем введения в систему управления запасами страховых или гарантийных запасов.

2. Политика управления товарными запасами в ЗАО ТД "Строительные материалы"

2.1 Общая характеристика ЗАО ТД "Строительные материалы"

Торговый дом "Строительные материалы" является одним из крупнейших поставщиков строительных материалов в Сибирском регионе. Головной офис компании расположен по ул. Новая Заря, 2а. 

Фирма работает на рынке торговли строительными материалами уже более пяти лет. За этот период времени фирма зарекомендовала себя как надежный деловой партнер.

Компания динамично развивается в условиях рыночной конкуренции, проводя разумную ценовую политику, в результате этого идет постоянное увеличение розничных и оптовых объемов продаж.

В распоряжении компании имеется сеть складов-магазинов по торговле строительными материалами, расположенных на наиболее оживлённых транспортных магистралях районов города Новосибирска.

Организация осуществляет прямые вагонные поставки с заводов-производителей как в Новосибирск, так и в различные регионы России и страны ближнего зарубежья. Среди потребителей реализуемых товаров много иногородних и зарубежных предприятий и фирм.

Компания производит комплектацию объектов строительства необходимыми стройматериалами, заключает договора поставки. Работает в тесном контакте с генеральными подрядчиками крупных строительных объектов.    На сегодняшний день фирма предоставляет следующие виды услуг:

F        продажа строительных материалов оптом и в розницу за наличный и безналичный расчеты. Возможна оплата векселями;

F         вагонные и контейнерные поставки товара в любой регион.

Компания имеет:

F                    пять баз на главных транспортных магистралях г. Новосибирска;

F                    подъездные железнодорожные пути;

F                    теплые и холодные складские площади, а также открытые площадки;

F                    собственный автотранспорт, погрузчики;

F                    персонал на базах: руководитель базы, кладовщики, грузчики, водители, охрана;

F                    развернутая рекламная компания в средствах массовой информации;

F                    свой сайт в сети Интернет с регулярным обновлением информации и хорошей посещаемостью;

F                    все базы телефонизированы;

F                    налажен автоматизированный компьютерный учет на базах ежедневной; отчетностью;

F                    головной офис с высококвалифицированным персоналом многоканальными телефонами, бухгалтерией;

F                    налаженный сбыт и партнерские отношения со многими крупными строительными компаниями;

F                    филиал компании в г. Томске.

Внешняя организационная структура торгового дома «Строительные материалы» представлена главным офисом, объединяющим работу пяти складов, которые располагаются на территории города Новосибирска (рис.3).

Организационная структура главного офиса представлена следующим образом (рис.2).

 

Коммерческо-информационный отдел (отдел маркетинга):

§  проводит все виды коммерческих сделок на регио­нальных и российском рынках;

§  оказывает организационно-методологические,  науч­ные, информационные, посреднические услуги своим контрагентам на рынке;

§  организует  торги,  ярмарки,   выставки,  аукционы и принимает в них участие;

§  приобретает   продукцию   производственно-техниче­ского    назначения    и    товаров    народного    потребления;

§  формирует запасы готовой продукции на складах торгового дома;

§  осуществляет маркетинговую деятельность;

§  проводит политику ценообразования;

§  осуществляет    сбыт    продукции    производственно-технического   назначения   и   товаров   народного   потреб­ления;

§  оказывает услуги, связанные со сбытом продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления;

§  проводит рекламную деятельность.

Бухгалтерия:

§  осуществляет прием месячных, квартальных и годо­вых бухгалтерских отчетов и балансов и представ­ляет их в контрольные финансовые органы;

§  обобщает экономические и финансовые данные на основе свободных балансов;

§  осуществляет анализ хозяйственной деятельности торгового дома;

§  осуществляет руководство по применению цен, наценок и скидок, по составлению калькуляций на услуги, по применению форм оплаты труда руководителей, рабочих и служащих;

§  разрабатывает проекты планов по всем видам по­казателей.

Складское хозяйство:

§  обеспечивает хранение продукции;

§  содержит и обслуживает складские площади;

§  осуществляет складскую переработку;

§  предоставляет складские площади другим предприя­тиям и организациям;

§  организует   работу   персонала   и   обеспечивает   его заработной платой;

§  осуществляет оптовую реализацию со склада;

§  несет ответственность за доверенные  на  хранение товарно-материальные ценности.

Транспортное хозяйство:

§  осуществляет перевозку грузов;

§  оказывает транспортные услуги, в том числе сдачу в прокат автотранспортных единиц;

§  содержит и обслуживает парк автомобилей;

§  организует   работу   персонала   и   обеспечивает   его заработной платой;

§  несет   ответственность   за   доверенные на хранение и перевозку товарно-материальные ценности.

2.2 Анализ управления товарными запасами и оценка его эффективности

Анализ отчетных данных об обеспеченности предприятия товарными ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности поступления товаров, оценка эффективности использования ресурсов в целом и важного составляющего их элемента – товарных запасов является необходимым, начальным этапом планирования потребности предприятия в товарных ресурсах.

Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для предприятий торговли, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых запасов для обеспечения бесперебойной продажи в случае несоблюдения сроков поставки и ее неравномерности[4].

Торговый дом "Строительные материалы" обладает широкими хозяйственными связями, создание которых обусловлено высокой эффективностью закупочной работы.

Каждый месяц фирма заключает в среднем до 40 договоров.

Хозяйственные связи торгового дома "Строительные материалы" распространяются не только на  оптово-розничные торговые  и производственные предприятия, фирма имеет связи с оптовыми ярмарками (в частности это "Сибирская ярмарка"), оптовыми рынками строительных материалов и рядом магазинов-складов.

Таблица 1

Поставщики  и источники закупки товаров торгового дома "Строительные материалы"

№ п/п

Наименование поставщиков

Ассортимент поставляемых товаров

Изготовитель

Посредник

1

ОАО "Большевик"

-

кровельные материалы, пиломатериалы и лесоматериалы

2

ЗАО "Авангардстрой", ООО "Благо"

ООО "Индира", ЗАО "Антар"

лакокрасочные материалы

3

-

ЗАО "Стройкомплект", ООО "Строитель"

сантехника

4

ООО "Полимер"

ООО "Ангарская сосна", ООО "Лесстройторг", ООО "Сиринга"

отделочные материалы, лесоматериалы

5

-

ООО "Герметик", ООО ТД "Гидрострой"

гидроизоляционные материалы, антикоррозийные покрытия

6

ООО "Сибтеплоизоляция"

ЗАО "Колорлон", ООО "Линкруст", ООО "Линолеум"

теплоизоляционные материалы, напольные покрытия

7

ОАО "Черепановский завод строительных материалов"

ООО "Паралюкс", ООО "Новолит"

напольные  покрытия, строительные материалы

Учет исполнения договоров поставки в торговом доме "Строительные материалы" осуществляется в бухгалтерии и отделе снабжения с помощью  специальных компьютерных программ.

Проведем анализ обеспеченности ООО ТД "Строительные материалы" товарными ресурсами.

Прежде всего соберем всю необходимую информацию для анализа по поступлению, наличию товарных запасов в течение 2004-2005 гг., а также информацию об изменении розничного товарооборота и прибыли от реализации.  Данная информация представлена в таблицах 2-5.

Таблица 2.

Объем наличных запасов ООО ТД "Строительные материалы"

(тыс. руб.)

Товарная группа

2004 г.

2005 г.

I

%

II

%

III

%

IV

%

I

%

II

%

III

%

IV

%

Строительные материалы

89,6

43,43

47,6

30,3

77,8

46,59

97,6

58,69

116

45,26

125,6

54,90

119,2

53,24

128,6

55,94

Кровельные и пиломатериалы

78,3

37,95

69,3

44,1

47,6

28,50

24,7

14,85

87,6

34,30

68,9

30,11

64,7

28,89

67,8

29,49

Отделочные материалы и покрытия

12,3

5,96

10,4

6,6

11,9

7,13

18,6

11,18

16,9

6,62

11,5

5,03

12,4

5,54

10,6

4,61

Сантехника

14,3

6,93

15,6

9,9

18,6

11,14

15,6

9,38

15,5

6,07

12,6

5,51

17,9

7,99

14,9

6,48

Напольные покрытия

11,8

5,72

14,3

9,1

11,1

6,65

9,8

5,89

19,8

7,75

10,2

4,46

9,7

4,33

8

3,48

Всего

206,3

100

157

100

167

100

166

100

255

100

228,8

100

223,9

100

229,9

100

Таблица 3.

Объем поступления строительных материалов

(тыс. руб.)

Товарная группа

2004 г.

2005 г.

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Строительные материалы

578

856,9

1136

653

571

986

1432,5

1258

Кровельные и пиломатериалы

478

579

896

398

486

687

975

789

Отделочные материалы и покрытия

58

112

248

165

189

354

361,2

298

Сантехника

114

128

206

104

123

126

211

187

Напольные покрытия

78

134

196

154

97

197

201

184

Всего

1306

1809,9

2682

1474

1466

2350

3180,7

2716

Таблица 4.

Основные показатели деятельности ООО ТД "Строительные материалы"

(тыс. руб.)

Показатель

2004 г.

Итого за год

2005г.

Итого за год

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Розничный товарооборот

1355

1800

2683

1385

7222,8

1493

2355

3175

1485

8507,4

Доля, %

18,76

24,92

37,1

19,17

100

17,5

27,7

37,3

17,5

100

Прибыль от реализации

162,6

216

322

166,2

866,72

179

283

381

178

1020,9

Доля, %

18,76

24,92

37,1

19,17

100

17,5

27,7

37,3

17,5

100

Таблица 5.
Норматив товарных запасов

Товарный запас, дней

9

Товарный запас, тыс. руб.

180

Определим степень обеспеченности розничного товарооборота ЗАО ТД "Строительные материалы" товарными ресурсами в целом и товарными запасами в частности. Обеспеченность предприятия товарными ресурсами можно установить, рассчитав сумму товарных ресурсов, приходящуюся на 1 руб. розничного товарооборота:

,

где Кобесп – коэффициент обеспеченности предприятия товарными ресурсами;

ТЗср – средняя величина товарного запаса, руб.

,

где ТЗ0, …, ТЗn – товарные запасы на определенную дату, руб;

n – количество анализируемых показателей.

Таблица 6
Расчет степени обеспеченности предприятия товарными запасами

Показатели

2004 г.

2005 г.

Розничный товарооборот, тыс. руб.

7222,8

8507,4

Объем поступления товаров, тыс. руб.

7271,9

9712,7

Средний товарный запас, тыс. руб.

174,2

234,5

Коэффициент обеспеченности товарными ресурсами

1,03

1,17

Таким образом, обеспеченность ЗАО ТД "Строительные материалы" товарными ресурсами улучшилось в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Об этом свидетельствует рост коэффициента обеспеченности предприятия товарными ресурсами на 0,14 пункта.

Уровень обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами может быть охарактеризован размером товарного запаса в днях оборота, который показывает, на сколько дней торговли хватит данного товарного запаса:

,

где ТЗдн – товарный запас в днях оборота, дни;

ТЗ – товарный запас в сумме на определенную дату, руб.;

Орто – однодневный товарооборот, руб.

Сравнивая величину товарного запаса в днях с нормой товарных запасов, можно не только установить степень обеспеченности предприятия товарными запасами, но и предвидеть возможные затруднения в виде затоваривания или необеспеченности запасами. Если ТЗдн > Nтн(дн) – существует угроза затоваривания, если ТЗдн < Nтн(дн) – возможны перерывы в продаже товаров.

Таблица 7.

Обеспеченность товарными запасами в днях

Показатель

На 01.01.2005

На 01.01.06

Товарный запас, тыс. руб.

166,3

229,9

Однодневный товарооборот, тыс. руб.

19,79

23,31

Товарный запас в днях оборота, дни

8,4

9,86

Норматив товарного запаса (табл.5), дни

9

9

Как видим из таблицы, если на начало 2005 года у предприятия были возможны перерывы в продаже товаров в связи с тем, что товарный запас в днях был ниже нормативного, то на начало 2006 года у предприятия возникла угроза затоваривания, т.к. товарные запасы превысили нормативную величину.

Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет состоит из следующих операций.

Определение среднеквадратического отклонения фактического объема поставки:

,

где Х – фактический объем поставки товаров за квартал;

Хср – среднее значение объема поставки товаров за квартал;

n – количество кварталов.

Расчет коэффициента вариации поставки:

.

Вычисление коэффициента равномерности поступления товаров (Кравн):

.

Определим Кравн для оценки равномерности поставок торгового дома "Строительные материалы".

Таблица 8.

Расчет коэффициента равномерности поставок для ТД "Строительные материалы"

Квартал

Х

Хср

(Х-Хср)2    

2004

2005

2004

2005

2004

2005

I

1306

1466

1817,97

2428,17

262113,28

925771,11

II

1809.9

2350

65,12

6110,55

III

2682

3180.7

746547,84

566301,40

IV

1474

2716

118315,36

82846,11

Всего

-

-

-

-

1127041,61

1581029,17

-

-

-

-

281760,40

395257,29

σ

-

-

-

-

530,8

628,7

-

-

-

-

29,2

25,9

Кравн

-

-

-

-

70,8

74,1

Чем ближе значение коэффициента равномерности к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров.

Как видим из таблицы, коэффициент равномерности поставок в деятельности торгового дома "Строительные материалы" имеет высокое значение. Кроме того, есть тенденция его роста. За 2004-2005 гг. равномерность поставок возросла на 3,3%.

Оценим эффективность выбранных форм товароснабжения торгового дома "Строительные материалы" от поставщиков:  ОАО "Большевик" и ЗАО "Авангардстрой".

Форма товароснабжения ТД "Строительные материалы" со стороны ОАО "Большевик" – транзитная.

Форма товароснабжения ТД "Строительные материалы" со стороны ЗАО "Авангардстрой" – складская.

Для проведения оценки нам потребуются следующие данные.

Таблица 11.

Исходные данные для оценки формы товароснабжения со стороны ОАО "Большевик"

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Годовой объем завоза товаров на склад "Строительные материалы" от ОАО "Большевик"  – Р

1574

Удельные издержки по завозу одной партии товара при прямых продажах – Сз1

5,78

Удельные издержки по завозу одной партии товара на склад оптового предприятия – Сз2

3,15

Удельные издержки по завозу одной партии товара со склада оптового предприятия на склад розничного предприятия – Сз3

1,6

Годовые издержки по хранению единицы запаса на складе розничного (ЗАО "Строительные материалы) предприятия - Сх

1,2

Годовые издержки по хранению единицы запаса на складе оптового предприятия - Схi

0,8

Оценим данную форму поставки.

К=Сх1х = 0,8/1,2 = 0,67

L < 1, значит предприятию выгодно применять прямые поставки. Поэтому транзитная форма товароснабжения, которую применяет фирма "Строительные материалы" в этом случае является эффективной.

Таблица 12.

Исходные данные для оценки формы товароснабжения со стороны ЗАО "Авангардстрой"

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Годовой объем завоза товаров на склад "Строительные материалы" от ЗАО "Авангардстрой"– Р

872

Удельные издержки по завозу одной партии товара при прямых продажах – Сз1

4,36

Удельные издержки по завозу одной партии товара на склад оптового предприятия – Сз2

1,12

Удельные издержки по завозу одной партии товара со склада оптового предприятия на склад розничного предприятия – Сз3

1,06

Годовые издержки по хранению единицы запаса на складе розничного (ЗАО "Строительные материалы) предприятия - Сх

2,8

Годовые издержки по хранению единицы запаса на складе оптового предприятия - Схi

0,68

Оценим данную форму поставки.

К=Сх1х = 0,68/2,8 = 0,243

L > 1, значит предприятию целесообразно товары завозить через оптовую фирму. Поэтому складская форма товароснабжения, которую применяет фирма "Строительные материалы" в этом случае является эффективной. Оптовыми фирмами являются ООО "Индира" и ЗАО "Антар".

Эффективность использования товарных ресурсов может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли:

;

,

где Эф1, Эф2 – показатели эффективности использования товарных ресурсов соответственно по товарообороту и прибыли;

Преал – прибыль от реализации товаров.

Таблица 9.

Эффективность использования товарных ресурсов ТД "Строительные материалы"

Показатель

2004 г.

2005 г.

Эффективность использования товарных ресурсов по товарообороту, руб.

3,63

3,20

Эффективность использования товарных ресурсов по прибыли, руб.

0,44

0,38

Из таблицы 9 видим, что эффективность использования товарных ресурсов ТД "Строительные материалы" снизилась. Если в 2004 году один рубль, вложенный в товарные ресурсы, приносил 3,63 руб. товарооборота и 44 копейки прибыли, то в 2005 году 1 рубль в товарных запасах принес 3,2 руб. объема розничной торговли и 38 копеек прибыли.

Эффективность использования товарных запасов чаще всего характеризуется временем обращения товаров в днях оборота и числом оборотов, т.е. скоростью товарооборота (товарооборачиваемостью). Эти показатели рассчитываются следующим образом:

; ;

,

где Коб – коэффициент оборачиваемости, число оборотов;

Тоб – время обращения товаров, дни;

ТЗср – средний товарный запас;

Д – число дней в периоде.

Таблица 10.

Анализ скорости товарооборота ТД "Строительные материалы"

Показатель

2004 г.

2005 г.

Коэффициент оборачиваемости, число об.

41,46

36,28

Время обращения товаров, дни

8,8

10,06

Данные таблицы подтверждают тот факт, что эффективность использования товарных ресурсов в ЗАО "Строительные материалы" снизилась. Число оборотов снизилось с 41,46 раз в год до 36,28 раз, соответственно, время обращения товарных запасов увеличилось с 8,8 дней в 2004 году до 10,06 дней в 2005 году.

3. Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами

Для повышения эффективности политики управления товарными запасами можно выделить следующие направления совершенствования деятельности в этой области.

1. Усиление контроля за состоянием запасов материальных ресурсов и рациональным их использованием, которое оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.

2. Внедрение современных технологий торгово-складских операций.

3. Техническое оснащение складских помещений современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские опе­рации и складской учет.

4. Другим направлением повышения эффективности использования материальных ресурсов является усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руко­водителей и специалистов структурных подразделений в рациональ­ном использовании указанных ресурсов.

5. Одним из условий рационального использования материальных ресурсов, а, следовательно, повышение их материалоотдачи и снижения материалоемкости  является нормирование складских запасов, отвечающее требованиям оптимальности, надежности, научности, реальности и эффективности данного процесса. Нормирование товарных запасов должно обеспечивать ускорение их оборачиваемости, рациональное размещение между оптом и розницей.

6. Ускорение оборачиваемости товарных запасов, которое можно осуществить путем стимулирования сбыта, а значит увеличения объемов продаж и изменением структуры товарооборота: увеличением в его составе удельного веса товаров быстрой оборачиваемости.

Осуществление вышеперечисленных мероприятий по совершенствованию политики управления товарными запасами позволит повысить эффективность коммерческой деятельности ЗАО ТД "Строительные материалы".

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы мы изучили теоретические аспекты политики управления запасами и провели анализ её результатов на торговом предприятии "Строительные материалы".

 В связи с тем, что практический анализ управления запасами был произведен на примере торгового дома, в теоретической части мы сделали акцент на рассмотрении именно товарных запасов.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Величина товарных запасов является важнейшим ориентиром в коммерческой работе. С ней тесно связаны показатели, характеризующие основные фонды торгового предприятия, показатели по труду, показатели издержек обращения, прибыли предприятия. Важную роль играют запасы при разработке других показателей финансового плана. Они являются основным элементом оборотных средств, для расчета норматива которых используются нормативы запасов в днях оборота. При определении величины товарных запасов важно учитывать уровень обслуживания, чтобы обеспечить бесперебойную продажу товаров.

Таким образом, товарные запасы связаны со всеми сторонами функционирования торговых предприятий, а это обусловливает необходимость подхода к ним как к комплексной проблеме.

В практической части курсовой работы бала оценена эффективность политики управления запасами, осуществляемая менеджерами организации. В частности, была произведена оценка обеспеченности организации товарными запасами, эффективность использования товарных ресурсов, а также оценена эффективность существующей на предприятии формы товароснабжения.

В результате данных оценок можно сделать вывод о том, что в целом политика управления товарными запасами в ТД "Строительные материалы" является эффективной. Об этом свидетельствуют показатели обеспеченности товарными запасами и выбранные формы товароснабжения. Однако показатели эффективности использования товарных ресурсов свидетельствуют об ухудшении политики управления товарными запасами. Это проявилось в снижении оборачиваемости товарных запасов. Поэтому политика управления товарными запасами требует совершенствования.

В работе были рекомендованы следующие мероприятия: усиление контроля за состоянием товарных запасов; внедрение современных технологий торгово-складских операций; техническое оснащение складских помещений; усиление личной и коллективной ответственности; нормирование товарных запасов; реализация мероприятий по ускорению оборачиваемости товарных запасов путем стимулирования сбыта и изменением структуры товарооборота: увеличением в его составе удельного веса товаров быстрой оборачиваемости.

Список литературы

1.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и пераб. – М.: Финансы и статистика, 2002.

2.     Гребнев А.И. и др. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие для торговых вузов / Гребнев А.И., Баженов Ю.К., Габриэлян О.А., Горина Г.А. – М.: Экономика, 1997.

3.     Грызанов Ю.П., Файницкий А.И. Управление товарными запасами в торговле. – М.: Экономика, 1993.

4.     Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 1999.

5.     Дородников В.Н. Коммерческо-посреднические фирмы. Экономика и управление: Учеб. пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

6.     Дородников В.Н. Управление запасами на предприятии: Учеб. пособие – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.

7.     Калинина Л.А. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2000.

8.     Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. – СПб.: СПбГИЭА, 1999.

9.     Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000.

10.            Коммерция: теория и практика / Сб. статей – Челябинск: Челябинский филиал МКУ, 1995.

11.           Ледин М.И. Управление запасами (экономико-математические методы). – М.: Знание, 1978.

12.           Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. – 11-е изд. – СПб.: Виктория плюс, 2002.

13.           Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Минск: Высшая школа, 2000.

14.           Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ. 2000.

15.           Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 1999.

16.           Родионов А.Р., Родионов Р.А. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия (практика нормирования): Уч. пособие – М.: Дело и сервис, 1999.

17.           Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управления запасами: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2001.

18.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000.

19.           Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса. – М.: Экзамен, 2002.

20.           Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Л.А.Брагина, Т.П. Данько. –М.: ИНФРА – Маша, 1997.

21.           Экономика и организация деятельности торгового предприятия / А.И. Соломатин – М.: ИНФРА-М, 2000.

22.           Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова; Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

23.           Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

24.           Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999.

25.           Экономический анализ / Под ред. Л.Т. Гиляровского – М.: ЮНИТИ, 2002.

Приложение 1

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

 

Коды

Форма № 1 по ОКУД

0710001

на 1 января 2006 г.

Дата (год, месяц, число)

 

 

 

Организация: ЗАО ТД "Строительные материалы"

по ОКПО

05003368

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

5050000816

Вид деятельности: Торговля строительными материалами

по ОКДП

17161.18114

Организационно-правовая форма / форма собственности: закрытое акционерное общество

по ОКОПФ/ОКФС

47/16

Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ

 

 

АКТИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Нематериальные активы (04, 05)

110

60

60

патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

111

60

60

организационные расходы

112

-

-

деловая репутация организации

113

-

-

Основные средства (01, 02, 03)

120

19995

20181

земельные участки и объекты природопользования

121

-

-

здания, машины и оборудование

122

19364

18773

Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)

130

790

644

Доходные вложения в материальные ценности (03)

135

-

-

имущество для передачи в лизинг

136

-

-

имущество, предоставляемое по договору проката

137

-

-

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

8

8

инвестиции в дочерние общества

141

-

-

инвестиции в зависимые общества

142

-

-

инвестиции в другие организации

143

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144

-

-

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

8

8

Прочие внеоборотные активы

150

-

-

ИТОГО по разделу I

190

20853

20893

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Запасы

210

696,8

938,03

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16)

211

16924

14891

животные на выращивании и откорме (11)

212

1450

1369

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

213

490

195

готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41)

214

7855

5955

товары отгруженные (45)

215

-

8092

расходы будущих периодов (31)

216

297

264

прочие запасы и затраты

217

-

-

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

220

2572

3948

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

5855

10251-

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231

4783

8095

векселя к получению (62)

232

-

-

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

233

-

-

авансы выданные (61)

234

-

-

прочие дебиторы

235

1072

2156

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

29341

28951

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241

23364

23598

векселя к получению (62)

242

50

38

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

243

-

-

задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

244

-

-

авансы выданные (61)

245

2155

1199

прочие дебиторы

246

3772

4116

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

250

564

337

займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

251

-

-

собственные акции, выкупленные у акционеров

252

-

-

прочие краткосрочные финансовые вложения

253

564

337

Денежные средства

260

679

955

касса (50)

261

50

60

расчетные счета (51)

262

316

761

валютные счета (52)

263

-

-

прочие денежные средства (55, 56, 57)

264

313

134

Прочие оборотные активы

270

4326

5414

ИТОГО по разделу II

290

70353

80619

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

91206

101512

 

ПАССИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 Уставный капитал (80)

410

30

30

 Добавочный капитал (83)

420

13939

13937

 Резервный капитал (82)

430

242

303

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

-

-

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

242

303

 Фонд социальной сферы

440

-

-

 Нераспределенная прибыль прошлых лет (84)

460

5515

4484

 Непокрытый убыток прошлых лет (84)

465

-

-

 Нераспределенная прибыль отчетного года (84)

470

-

2197

 Непокрытый убыток отчетного года (84)

475

-

-

 ИТОГО по разделу III

490

19726

20951

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (67)

510

2752

3534

В т. ч. кредиты банков, подлежащие погашению более чем ч/з 12 месяцев после отчетной даты

511

-

-

Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512

2752

3534

Прочие долгосрочные обязательства

520

7832

6521

ИТОГО по разделу IV

590

10584

10055

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (66)

610

13917

16424

В т.ч. кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

611

9359

12723

Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

612

4558

3701

Кредиторская задолженность

620

46682

51512

в т.ч. поставщики и подрядчики (60, 72)

621

12730

19181

Векселя к уплате (60)

622

-

-

Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами

623

-

-

Задолженность пред персоналом организации (70)

624

592

790

Задолженность перед гос. внебюджетными фондами (69)

625

1218

1297

Задолженность перед бюджетом (68)

626

31264

27075

Авансы полученные (62)

627

447

1927

Прочие кредиторы

628

431

1204

Задолженность участникам по выплате доходов (75)

630

297

473

Доходы будущих периодов (98)

640

-

-

Резервы предстоящих расходов (96)

650

-

        -

Прочие краткосрочные обязательства

660

-

2097

ИТОГО по разделу V

690

60896

70506

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

700

91206

101512

СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ

Наименование показателя

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

Арендованные основные средства (001)

910

1377

1130

в том числе по лизингу

911

-

-

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение (002)

920

4694

4694

Товары, принятые на комиссию (004)

930

-

-

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов (007)

940

-

-

Обеспечения обязательств и платежей полученные (008)

950

-

-

Обеспечения обязательств и платежей выданные (009)

960

1878

776

Износ жилищного фонда (014)

970

5350

5441

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов (015)

980

-

150

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

 

Коды

Форма № 1 по ОКУД

0710001

на 1 января 2005 г.

Дата (год, месяц, число)

 

 

 

Организация: ЗАО ТД "Строительные материалы"

по ОКПО

05003368

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

5050000816

Вид деятельности: Торговля строительными материалами

по ОКДП

17161.18114

Организационно-правовая форма / форма собственности: закрытое акционерное общество

по ОКОПФ/ОКФС

47/16

Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ

 

 

АКТИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Нематериальные активы (04, 05)

110

60

60

патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

111

60

60

организационные расходы

112

-

-

деловая репутация организации

113

-

-

Основные средства (01, 02, 03)

120

17995

19995

земельные участки и объекты природопользования

121

-

-

здания, машины и оборудование

122

17364

19364

Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)

130

690

790

Доходные вложения в материальные ценности (03)

135

-

-

имущество для передачи в лизинг

136

-

-

имущество, предоставляемое по договору проката

137

-

-

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

8

8

инвестиции в дочерние общества

141

-

-

инвестиции в зависимые общества

142

-

-

инвестиции в другие организации

143

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144

-

-

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

8

8

Прочие внеоборотные активы

150

-

-

ИТОГО по разделу I

190

15753

20853

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Запасы

210

496,8

696,8

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16)

211

11924

16924

животные на выращивании и откорме (11)

212

1450

1450

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

213

490

490

готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41)

214

7855

7855

товары отгруженные (45)

215

-

-

расходы будущих периодов (31)

216

297

297

прочие запасы и затраты

217

-

-

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

220

2572

2572

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

5855

5855

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231

4783

4783

векселя к получению (62)

232

-

-

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

233

-

-

авансы выданные (61)

234

-

-

прочие дебиторы

235

1072

1072

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

27341

29341

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241

23364

23364

векселя к получению (62)

242

50

50

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

243

-

-

задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

244

-

-

авансы выданные (61)

245

2155

2155

прочие дебиторы

246

3772

3772

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

250

564

564

займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

251

-

-

собственные акции, выкупленные у акционеров

252

-

-

прочие краткосрочные финансовые вложения

253

564

564

Денежные средства

260

679

679

касса (50)

261

50

50

расчетные счета (51)

262

316

316

валютные счета (52)

263

-

-

прочие денежные средства (55, 56, 57)

264

313

313

Прочие оборотные активы

270

4326

4326

ИТОГО по разделу II

290

70353

70353

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

71236

91206

 

ПАССИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 Уставный капитал (80)

410

30

30

 Добавочный капитал (83)

420

13939

13939

 Резервный капитал (82)

430

242

242

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

-

-

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

242

242

 Фонд социальной сферы

440

-

-

 Нераспределенная прибыль прошлых лет (84)

460

5515

5515

 Непокрытый убыток прошлых лет (84)

465

-

-

 Нераспределенная прибыль отчетного года (84)

470

-

-

 Непокрытый убыток отчетного года (84)

475

-

-

 ИТОГО по разделу III

490

19726

19726

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (67)

510

2752

2752

В т. ч. кредиты банков, подлежащие погашению более чем ч/з 12 месяцев после отчетной даты

511

-

-

Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512

1891

2752

Прочие долгосрочные обязательства

520

7832

7832

ИТОГО по разделу IV

590

10584

10584

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (66)

610

13917

13917

В т.ч. кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

611

9359

9359

Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

612

4558

4558

Кредиторская задолженность

620

46682

46682

в т.ч. поставщики и подрядчики (60, 72)

621

12730

12730

Векселя к уплате (60)

622

-

-

Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами

623

-

-

Задолженность пред персоналом организации (70)

624

592

592

Задолженность перед гос. внебюджетными фондами (69)

625

1218

1218

Задолженность перед бюджетом (68)

626

31264

31264

Авансы полученные (62)

627

447

447

Прочие кредиторы

628

431

431

Задолженность участникам по выплате доходов (75)

630

297

297

Доходы будущих периодов (98)

640

-

-

Резервы предстоящих расходов (96)

650

-

-

Прочие краткосрочные обязательства

660

-

-

ИТОГО по разделу V

690

60896

60896

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

700

71236

91206


[1] Дородников В.Н. Управление запасами на предприятии: Учеб. пособие – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – С.5

[2] Экономика и организация деятельности торгового предприятия / А.И. Соломатин – М.: ИНФРА-М, 2000. – С.109

[3] Дородников В.Н. Управление запасами на предприятии: Учеб. пособие – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – С.40

[4] Экономика и организация деятельности торгового предприятия / А.И. Соломатин – М.: ИНФРА-М, 2000. – С.109