Оглавление

1. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными

    государственными полномочиями………………………………………..3

2. Образование контрольного органа муниципального образования……..7

Задача………………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………….12

1. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

В Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституциях и уставах, законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации установлены нормы, закрепляющие за органами местного самоуправления право на принятие отдельных полномочий от органов государственной власти.

В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств» [1; 2].

Изучение нормативных актов субъектов Российской Федерации свидетельствуют, что законодательные органы республик, краев, областей, автономных округов принимают и специальные законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Законодательство о местном самоуправлении на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации запрещает органам местного самоуправления передавать свои полномочия ассоциациям и союзам муниципальных образований. Такой подход обусловлен тем, чтобы не допустить раздвоение власти и нагромождения излишних структур управления, а также сосредоточения материально-финансовых ресурсов в надстроечном звене. Так как практика управления свидетельствует, что чем больше звеньев в управлении, тем оно менее эффективно, более расточительно.

Под компетенцией муниципального образования следует понимать компетенцию местного самоуправления как института управления в целом. То есть это совокупность предметов ведения местного самоуправления и его полномочия [4].

Законы о местном самоуправлении ряда субъектов Российской Федерации вначале устанавливают общую компетенцию местного самоуправления, а затем разграничивают ее между различными формами, органами и должностными лицами местного самоуправления.

Законодательная практика Российской Федерации и ее субъектов свидетельствует о том, что в законах, уставах, положениях нет единого подхода к названию и содержанию статей или разделов о компетенции местного самоуправления, о ее структуре и содержании.

В соответствии со ст. 6 Закона сюда отнесены вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления [2; 3].

К вопросам местного значения закон относит:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, местонахождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития культуры и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы [4].

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не определены полномочия органов местного самоуправления по направлениям, т. е. по отраслям. Данный пробел восполняют законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований. Для этого по каждому предмету ведения закрепленному в ст. 6 Федерального закона определяются права и обязанности муниципального образования, и каждого органа местного самоуправления (представительного, исполнительного и должностных лиц).

Перечень предметов ведения включенных в Федеральный закон и в нормативные акты субъектов Российской Федерации свидетельствуют о том, что они во многом совпадают.

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон вобрал в себя многие нормы о компетенции, содержащиеся в Конституциях республик, уставах краев, областей, законах и положениях краев, областей о местном самоуправлении. Он определил те направления деятельности, которые могут осуществляться местным самоуправлением. Это означает, что не все те вопросы, отнесенные Федеральным законом к предметам ведения местного самоуправления, должны в обязательном порядке осуществляться муниципальными образованиями и их органами [5].

В городе Кемерово представительные органы местного самоуправления приняли положение о реестре муниципальной собственности. По вопросам распоряжения и управления объектами муниципальной собственности представительными органами принято 73 нормативных акта в Кемерово и 20 – в Новокузнецке.

В целях развития производственной базы Кемеровский городской Совет народных депутатов решением от 29.01.99 г. утвердил «Положение о предоставлении налоговых льгот для вновь созданных предприятий малого предпринимательства».

Постановлением Законодательного собрания Кемеровской области от 08.07.98 г. утвержден Закон от 20.07.98 г. № 38-03 «О привлечении кредитов администрацией области», ст. 5 которого предусматривает выделение бюджетных ссуд для развития малого предпринимательства за счет гарантированного фонда Кемеровской области по стимулированию и созданию малых предприятий.

2. Образование контрольного органа муниципального образования

 

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют граждане, проживающие в пределах границ муниципального образования. Граждане вправе заслушивать отчеты депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на собраниях, сходах. Такую форму контроля предусматривают законы и положения субъектов Российской Федерации о собраниях, сходах граждан и старостах, о территориальном общественном самоуправлении, уставы муниципальных образований [3].

Контроль в форме надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляет прокуратура.

Прокуратура изучает правовые нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и, в случае несоответствия их действующему законодательству, требует устранения нарушений путем использования правовых актов реагирования.

В случае выявления противозаконных норм в нормативных актах местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления прокурором приносится протест субъекту, издавшему такой нормативный акт.

Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления обязаны рассмотреть протест прокурора и дать ответ в письменной форме.

Прокурор может внести представление в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, которое также должно быть рассмотрено органом местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления.

О результатах рассмотрения представления и мерах, принятых по устранению правонарушений, орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления сообщают прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.

Прокурор вправе выступать в качестве истца по гражданским и арбитражным делам в случае, если пострадавшие по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или при невозможности участия в судебном процессе граждан в силу того, что нарушены права, например, всех граждан, проживающих в границах муниципального образования, отдельных коллективов или значительного числа граждан.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют органы государственной власти [4].

Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации государство осуществляет контроль за органами местного самоуправления в части использования ими материальных и финансовых средств, выделенных для реализации переданных государственных полномочий. Средства для реализации государственных полномочий носят целевой характер, поэтому государство вправе проверить правильное их расходование.

Государственный орган, предоставивший местному бюджету субвенцию в виде денежных средств, вправе проконтролировать расходование этих средств. Субвенция имеет целевое назначение на выполнение задач в установленные государством сроки.

При выявлении фактов использования этих средств не по назначению, орган государственной власти, выделивший субвенции, вправе изъять такие средства обратно.

Государственные органы вправе контролировать расходование финансовых средств, объединенных для выполнения каких-либо совместных программ с органами местного самоуправления.

Органы государственной налоговой службы вправе контролировать деятельность муниципальных предприятий, организаций в части уплаты налогов и иных платежей в государственные бюджеты различных уровней.

Государственный и общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления способствуют повышению правовой культуры в системе местного самоуправления повышению эффективности в управлении территорией, недопущению фактов беззакония и безответственности [1; 3].

Задача

На сходе граждан села Красное, являющегося муниципальным образованием с населением 380 человек (из них пенсионеры – 150 человек, работающее население – 100 человек, дети и взрослые недееспособные лица – 130 человек), было принято решение о внесении в местный бюджет разовых платежей в порядке самообложения граждан в целях ремонта центральной дороги. При этом, размер платежей был установлен следующим образом – работающее население – 500 рублей, пенсионеры – 100 рублей.

Дать правовую оценку принятому решению.

Ответ:

Собрания (сходы) являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан в решении вопросов местного значения, способствуют повышению уровня знаний граждан в деле администрации управления. Принимая решения на собраниях (сходах), граждане вырабатывают чувства ответственности за последствия, которые несут в себе эти решения. Помимо этого каждый гражданин ощущает воочию результаты своего участия в управлении делами местного значения.

Основы организации собраний (сходов) граждан закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 24 этого Закона гласит: «в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Собрания (сходы) граждан в случае отсутствия представительного органа на данной территории могут выполнять полномочия такого органа при условии, если в них принимает участие более половины жителей муниципального образования».

Согласно названному Закону порядок созыва и проведения собраний (сходов), принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Все нормативные правовые акты определяют собрание (сход) граждан как форму прямого волеизъявления граждан в решении вопросов местного значения, а иногда и вопросов государственного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов РФ, граждан закрепляют основные принципы об этих институтах местного самоуправления. К ним отнесены следующие принципы:

1) всеобщего участия граждан, проживающих в границах муниципального образования, в собраниях и сходах;

2) равного права граждан на участие в собраниях и сходах;

3) добровольного и свободного участия граждан в собраниях и сходах;

4) гласность в работе собраний и сходов граждан;

5) законность.

Собрания (сходы) граждан, проживающих в населенных пунктах численностью более 200 человек, созываются органами местного самоуправления по улицам, жилым домам. Собрания (сходы) граждан могут созываться органами территориального общественного самоуправления для решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Собрание (сход) граждан проводится либо по инициативе органов местного самоуправления, либо по инициативе жителей, если на его проведении настаивает не менее 10% граждан, проживающих на данной территории и имеющих право в нем участвовать.

Решения, принятые собранием (сходом) граждан исполняются органами местного самоуправления, либо органами общественного территориального самоуправления. То есть органы местного самоуправления и должностные лица обязаны организовать работу по исполнению решений, принятых гражданами на собраниях (сходах).

Законодательство субъектов Российской Федерации о собраниях (сходах) граждан гарантирует правовую защиту деятельности собраний (сходов).

Сходы, собрания граждан являются важнейшим институтом в системе форм непосредственной демократии, связующим звеном граждан с органами местного самоуправления, формой проявления истинного народовластия, осуществляемого путем прямого свободного волеизъявления.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993.  - М.: Проспект: ТОО «ТЕИС», 1996. - 46с.

2. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 № 154-ФЗ.

3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 1997. - 344с.

4. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Учебник. – М.: Юриспруденция, 2000.-352с.

5. Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. – М.: Юридический центр Пресс, 2003. – 330с.