Содержание

Введение. 3

1. Проблемы образования. 4

2. Работа с молодежью.. 8

3. Проблемы социальной защиты пожилых людей. 12

Список литературы.. 17

Введение

         В современном мире ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Дело не столько в абсолютном росте числа молодых людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше средняя продолжительность жизни, удельный вес молодежи в общей массе населения ниже, чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных условиях. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет, вопреки мнению ряда западных учёных (М. Мид, США), принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски нового молодежь осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества. Пренебрежение этими ценностями, типичное для некоторых "новых левых", ведёт к политическому авантюризму. Однако и освоение прошлого опыта, и поиск новых решений в условиях научно-технической революции требуют более активного и творческого участия молодежи.

         Поэтому неудивительно, что основные проблемы на сегодняшний день связан именно с молодежью.

         Цель данной работы – рассмотреть актуальные социальные проблемы.

         Задачи: выявить и изучить проблемы образования; рассмотреть проблемы работы с молодежью и пожилыми людьми

1. Проблемы образования

         Ведущей тенденцией в развитии образования последнего времени стало стремление к возрождению в условиях современной России различных форм образования, свойственных отечественному обществу в дооктябрьский период – гимназий, лицеев, разнообразных училищ, кадетских корпусов и т.д. Современная педагогическая теория и практика, во все более значимой степени ориентируясь на гуманистические ценности, обнаруживает тенденцию движения к идеалам истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности. Как известно, в переломные моменты Российской истории, свидетелями наиважнейшего из которых является современное поколение россиян, принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом.

         Тысячелетняя история России таит немало загадок, и в последние годы наша страна открыла для себя новые и порой неожиданные варианты отечественной истории. Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы, и в настоящее время, на исходе столетия, на рубеже нового тысячелетия в общественном сознании усиливаются тенденции к осмыслению национального исторического прошлого, поиска во всем многообразии собственного исторического опыта ответов на злободневные вопросы современной эпохи, что представляется вполне закономерным и логически объяснимым явлением, – ведь только в фактологическом зеркале исторического процесса возможным является обнаружить очертания нового, грядущего, что так необходимо нашему Отечеству, пережившему в этом веке столь ужасающие по своему драматизму события[1].

         В то же время, в условиях быстро меняющегося общества, существует реальная опасность просто отбросить старый опыт своего развития, посчитав его ненужным мусором отжившей древности. Аксиоматично, что многие из событий современной эпохи имеют свое объяснение в историческом прошлом. Исследование системы образования России представляет собой теоретический и практический интерес.

         В процессе развития в образовании происходит дифференциация, и в результате возникают новые институциональные типы, виды образования в обществе. Любые общественно-политические процессы неизбежно экстраполируются на образовательные сферы. Но развитие культурных, идеологических духовных компонентов – это длительный, противоречивый и неоднозначный процесс. Культурные феномены подвержены традиционализму, крайне устойчивы, обладают свойством сопротивления трансформационным воздействиям, в особенной степени, если эти воздействия извне. Как известно, человеческая душа – это краеугольный камень в историческом процессе – здесь происходит не только формирование новых представлений на проблематику человека, его жизни и смыслов бытия, но и становление, развитие самой человеческой личности. Итогом исторического процесса в области образования выступает складывание качественно новой образовательной реальности. Результаты развития образования проявляются в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются новые духовные и культурные ценности, которые, в свою очередь, определяют новый уровень культуры общества, подготавливая тем самым предпосылки для очередных реформ в сфере просвещения.

         Исторический опыт показывает, что образование сложилось в самостоятельную социальную ценность в русской культуре. Но взаимоотношения государственной власти и образования всегда были противоречивыми, полными драматизма. На протяжении всей истории России образование кристаллизируется в особый тип культурного достояния русской цивилизации. Развитие системы образования в России – это нескончаемый процесс зарождения, становления, расцвета и упадка различных типов учебных заведений, это череда сменяющих друг друга прогресса и регресса, это не однолинейный процесс, а история не только достижений, но и утрат. В многонациональной, обширной стране развитие образования протекало проблематично. В России практически отсутствовал какой-либо опыт в организации народного образования, что усугублялось полным отсутствием единства в понимании целей просвещения в правящих кругах, и школа в русском обществе, на протяжении всей своей истории развивалась в чрезвычайно трудных условиях[2].

         Рассмотрим динамику образовательных учреждений в России и, в частности, по Республике Алтай (табл. 1 - 3).

Таблица 1

Число дошкольных учреждений по регионам РФ, единица, значение показателя за год[3]

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Российская Федерация

87944

68593

51329

49981

48878

47835

47185

Алтайский край

1831

1217

874

874

868

870

877

Таблица 2

Число дневных общеобразовательных учреждений по регионам РФ, единица, значение показателя за год, Российская Федерация

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

всего

67571

68970

67063

66833

65662

64466

63182

государственные учреждения

67571

68445

66428

66171

64979

63759

62474

негосударственные учреждения

 

525

635

662

683

707

708

Таблица 3

Число дневных общеобразовательных учреждений по регионам РФ, единица, значение показателя за год, Республика Алтай[4]

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

всего

 

207

205

205

210

205

202

государственные учреждения

192

207

205

205

210

205

202

         В таблицах 4 – 6 представлено количество детей в дошкольных и дневных образовательных учреждениях.

Таблица 4

Численность детей в дошкольных учреждениях по регионам РФ, тысяча человек, значение показателя за год

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Российская Федерация

9009.5

5583.6

4263

4246.3

4267.3

4321.3

4422.6

Республика Алтай

10.8

6.5

5.3

5.9

6.4

6.5

6.6

Таблица 5

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений по регионам РФ, тысяча человек, значение показателя за год, Российская Федерация

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

всего

20327.7

21566.9

20073.8

19429.1

18439.6

17322.9

16168

государственные учреждения

20327.7

21521.1

20013.2

19363.2

18371.6

17254.2

16097.8

негосударственные

 

45.8

60.6

65.9

68

68.7

70.2

Таблица 6

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений по регионам РФ, тысяча человек, значение показателя за год, Республика Алтай

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

всего

 

40.2

38.2

37.1

36

34.4

32.3

государственные учреждения

36.8

40.2

38.2

37.1

36

34.4

32.3

         Таким образом, мы можем увидеть, что количество учреждений и детей, которые их посещают, значительно снизилось за последние 15 лет. Это может говорить о том, что образование не является приоритетной задачей. Хотя возможно это связано со снижением демографических показателей.

2. Работа с молодежью

         Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.  Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

         Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей)[5].

         В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации. Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

         Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

         Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.

         К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны[6].

         Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 2005г. число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза, мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия - в 17,2 раза. Одним из самых распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых в 2005г. составило 2203 (47,4%), включая также квартирные кражи - 1874 (85,1%).

         Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 2005г. было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья[7].

         Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

         К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

         Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи[8].

         Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как «учащийся», «пациент», «военнообязанный», «нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры[9].

         Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

         С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением[10].

         Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

         Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров «Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.

3. Проблемы социальной защиты пожилых людей

         Социальная защита пожилых людей на современном этапе осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

         В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания людей.

         Правительство РФ совместно с органами социальной защиты населения принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма учета трудового вклада работающих граждан, развития негосударственных пенсионных фондов и др.

         Значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти.

         В Российской Федерации сложилось и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей.

         Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

         Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.

         Важнейшими моделями  социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.

         Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.

         В соответствии с Положением, центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

         В задачи центра входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

         Важнейшей частью работы центра является социальной обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация  уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.

         Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам.

         Анализ  основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу  с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание, является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям.

         Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

         К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и  др.); помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

         Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах  социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.

         Социальное обслуживание на дому производится бесплатно,  с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.

         Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся  в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.

         Отечественная модель социально-педагогической поддержки пожилых нацелена на повышение человеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни.

         С ростом числа пожилых людей, нуждающихся в различных видах социальной помощи, поддержки, оказания постоянных социальных услуг, развитием системы социального обслуживания в России периода кардинальных преобразований, возрастает роль системы социальной защиты и обслуживания пожилых людей[11].

         В конце 90-х годов в России впервые были созданы учебные заведения для пожилых людей. В Орле, Кирове, Костроме, Челябинске, Кургане, Санкт-Петербурге, Ярославле региональными объединениями общества «Знание» совместно с советами ветеранов, общественными объединениями, учреждениями социальной защиты открыли народные университеты «третьего возраста», Их деятельность убедительно свидетельствовала об активном желании и стремлении пожилых людей повышать свой образовательный уровень. В системе неформального образования для пожилых работают образовательные программы для пожилых по проблемам долголетия, изучения истории и традиций родного края, экологии жизни, подготовки к выходу на пенсию, психологической помощи одиноким, больным, инвалидам, изучению иностранных языков, компьютерной грамотности.

Список литературы

1.     Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. - № 10. - 2004. – с. 15 -30

2.     Гонтмахер Е.Ш. Принципы и основные элементы социальной стратегии // Территориальные проблемы социальной политики. - М.: ГУ ВШЭ. – 2000. – С.16–18

3.     Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. - СПб.: Образование — культура, 1998. – С.56.

4.     Молодежная политика. // Журнал исследования социальной политики. – 2003. – С.34-37.

5.     Основы социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2003.

6.     Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат, 2005.

7.     Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат, 2006.

8.     Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. – М.: НИЦ ИМ, 2004

9.     Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. - СПб.: Петрополис, 2006.

10.                       Толстых А.В. Возрасты жизни. // Вопросы психологии. – 2004. - №5.

11.                       Шахназаров О.Л. Адресная социальная помощь — система социальной защиты для решения проблем нерыночного общества // Территориальные проблемы социальной политики. - М.: ГУ ВШЭ. – 2000. – С.168-170


[1] Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. - № 10. - 2004. – с. 15.

[2] Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. – М.: НИЦ ИМ, 2004

[3] Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат, 2005.

[4] Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат, 2005.

[5] Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. - СПб.: Образование — культура, 1998. – С.56.

[6] Гонтмахер Е.Ш. Принципы и основные элементы социальной стратегии // Территориальные проблемы социальной политики. - М.: ГУ ВШЭ. – 2000. – С.16–18

[7] Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. - СПб.: Петрополис, 2006. – С.57.

[8] Основы социальной работы. / Под ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2003.- С.69.

[9] Шахназаров О.Л. Адресная социальная помощь — система социальной защиты для решения проблем нерыночного общества // Территориальные проблемы социальной политики. - М.: ГУ ВШЭ. – 2000. – С.168-170

[10] Молодежная политика. // Журнал исследования социальной политики. – 2003. – С.34-37.

[11] Толстых А.В. Возрасты жизни. // Вопросы психологии. – 2004. - №5.