Содержание

Введение. 4

1. Понятие ликвидности. 5

2. Оценка ликвидности предприятия. 6

3. Управление ликвидностью предприятия. 11

4. Практическая часть. 13

4.1 Определение стратегической финансовой позиции компании, выбор финансовой стратегии и политики. 13

4.2 Определение оптимальной структуры капитала. 16

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 21

Введение

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы.

Кредиторы и инвесторы  анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования  решения.  Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

В этой связи особенно актуальным является рассмотрение  ликвидности предприятия, как одного из важнейших показателей финансового состояния предприятия, а так же прогнозирование этого показателя в будущем.

1. Понятие ликвидности

Согласно словарю Ожегова термин “ликвидность” (от лат. Liquidus - жидкий, текучий) означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства.[ 1 c 33]

Понятие ликвидность предприятия означает возможность предприятия своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала предприятия, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.

Иными словами, ликвидность предприятия базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими – собственным капиталом организации, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного управления их структурными элементами.

Предприятие считается ликвидным, если суммы его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможности быстро мобилизовать средства из других источников, достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств. Кроме того, ликвидный резерв необходим для удовлетворения практически любых непредвиденных финансовых нужд: заключения выгодных сделок по кредиту или инвестированию; на компенсирование сезонных и непредвиденных колебаний спроса на кредит, восполнение средств при неожиданном изъятии вкладов.[2 c 102]

2. Оценка ликвидности предприятия

Ликвидность баланса — возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Ликвидность предприятия — это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов).[1 c 65]

Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но при этом иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот.

В экономической литературе различают понятия ликвидности совокупных активов как возможность их быстрой реализации при банкротстве и самоликвидации предприятия и ликвидности оборотных активов, обеспечивающей текущую его платежеспособность.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.

Вторая группа (А2) — это быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.

Третья группа (А3) — это медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов). Значительно больший срок понадобится для превращения их в готовую продукцию, а затем в денежную наличность.

Четвертая группа (А4) — это трудно реализуемые активы: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.

Соответственно, на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:

П1 — наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили, просроченные платежи);

П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);

П3 — долгосрочные кредиты банка и займы;

П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.[4 c 160]

Баланс считается абсолютно ликвидным, если:

А11                 А22                  А33                  А44

Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности.

Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности.

Эти показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности — для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности — для банков, коэффициент текущей ликвидности — для инвесторов.

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности — отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7—1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется большее соотношение. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов Ктл) — отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов:

Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены. Удовлетворяет обычно коэффициент > 2.

Если коэффициент текущей ликвидности и доля собственного оборотного капитала в формировании оборотных активов меньше норматива, но наметилась тенденция роста этих показателей, то определяется коэффициент восстановления платежеспособности (Квп) за период, равный шести месяцам:

Квп =

где    Ктл1 и Ктл0 – соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода;

Ктл_норм – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;

6 – период восстановления платежеспособности, мес.;

Т – отчетные период, мес.

Если Квп > 1, то у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, и наоборот, если Квп < 1, у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.

В случае если фактический уровень Ктл равен нормативному значению на конец периода или выше его, но наметилась тенденция его снижения, рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности (Куп) за период, равный трем месяцам:

Куп =

Если Куп > 1, то предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение трех месяцев, и наоборот.

Рассматривая показатели ликвидности, следует иметь в виду, что их величина является довольно условной, так как ликвидность активов и срочность обязательств по бухгалтерскому балансу можно определить довольно приблизительно. Так, ликвидность запасов зависит от их качества (оборачиваемости, доли дефицитных, залежалых материалов и готовой продукции). Ликвидность дебиторской задолженности также зависит от скорости ее оборачиваемости, доли просроченных платежей и нереальных для взыскания. Поэтому радикальное повышение точности оценки ликвидности достигается в ходе внутреннего анализа на основе данных аналитического бухгалтерского учета.[5 c 91]

Об ухудшении ликвидности активов свидетельствует увеличение доли неликвидных запасов, просроченной дебиторской задолженности, просроченных векселей и др.

3. Управление ликвидностью предприятия

Успешное функционирование предприятия во многом зави­сит от надежности и гибкости управления ликвидностью. На­дежность и финансовая гибкость предприятия определяются тем, насколько ликвидны его активы в покрытии краткосрочных обя­зательств, для чего и необходима объективная оценка уровня ли­квидности. Низкий уровень ликвидности ведет к потерям от не­выполнения обязательств перед поставщиками, кредиторами, по­купателями. И наоборот, её высокий уровень влечет увеличение финансовых издержек на содержание резервов и запасов оборот­ных средств. Важно иметь в виду, что анализ ликвидности и управление ею необходимо проводить одновременно с оценкой риска и финансовых результатов деятельности. Ликвидность тес­но связана с доходностью деятельности. В большинстве случаев достижение высокой ликвидности противоречит обеспечению более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности.

Достижение равновесия между надежным получением до­хода и риском финансовых потерь может быть достигнуто на ос­нове взаимоувязанного анализа ликвидности, производственных затрат в части денежных расходов и объема реализации предпри­ятия. При данном подходе издержки производства предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними свя­заны (например, амортизация). [6 c 51]

Достигнуть оптимального соотношения между ликвидно­стью и рентабельностью можно при прочном, конкурентоспособ­ном состоянии предприятия на потребительском рынке, хорошо отлаженном маркетинге и менеджменте, высоком уровне финан­совой дисциплины, использовании современных программных средств для оперативного контроля ликвидности.

Искусство управления ликвидностью и состоит в том, что­бы держать на счетах лишь минимально необходимую сумму средств, а остальную часть - в быстрореализуемых активах, так как денежные средства без движения подвержены инфляции.

Одним из способов управления ликвидностью предприятия выступает ведение платежного календаря.

Цель использования денежного календаря - наилучшим об­разом обеспечить временные разрывы, характеризующиеся не­достатком денежных средств. Инструментом здесь выступает из­менение конкретных временных границ возникновения и пога­шения дебиторской и кредиторской задолженности. Составление платежного календаря позволяет заблаговременно прогнозиро­вать потребность в денежных средствах, а, следовательно, кор­ректировать приток и отток денег с целью ликвидации времен­ных разрывов.

4. Практическая часть

4.1 Определение стратегической финансовой позиции компании, выбор финансовой стратегии и политики

Проведем оценку внутренней и внешней финансовой среды предприятия с помощью SWOT-анализа. Построим матрицу угроз и возможностей (см. таблицы 1 и 2) и матрицу комбинаций между факторами внутренней и внешней среды компании (см. таблицу 3).

Полученные результаты интерпретации обработанных данных свидетельствуют о стабильном финансовом положении предприятия и дали возможность сформировать сводную таблицу с указанием сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз его дальнейшего развития (с использованием элементов SWOT-анализа)

Таблица 1 Матрица возможностей ГФУП «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ»

Вероятность использования возможностей

Влияние

сильное

умеренное

малое

Высокая

 Увеличение спроса

Увеличение цен на продукцию конкурентов

Уменьшение  ассортимента  продукции конкурентов

Средняя

Расширение рынков сбыта

Снижение количества конкурентов

Изменение месторасположения

Низкая

Снижение  цен

Снижение уровня инфляции

Изменение внешнего вида товара

Таблица 2 Матрица угроз ГФУП «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ»

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

Легкие ушибы

Высокая

Увеличение количества конкурентов

Снижение цен на продукцию конкурентов

Установление льгот

Увеличение уровня инфляции

Средняя

Уменьшение спроса

Выпуск новых товаров конкурентами

Увеличение ассортимента продукции конкурентов

Снижение рынков сбыта

Низкая

Экономический кризис

Государственные ограничения

Изменение месторасположения конкурентов

Улучшение внешнего вида товаров конкурентов

Таблица 3 Матрица взаимосвязей между факторами внутренней и внешней финансовой среды компании ГФУП «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ»

Позиция внутренней финансовой среды

сильная

нейтральная

Слабая

Влияние внешней финансовой среды

Возможности

Увеличение спроса

Снижение количества конкурентов

Уменьшение ассортимента  продукции конкурентов

угрозы

Увеличение кол-ва конкурентов

Государственные ограничения

Увеличение уровня инфляции

Из выше представленных таблиц можно сделать выводы о том, что у компании есть как сильные, как и слабые стороны. К наиболее важным сильным сторонам относится высокое качество продукта обслуживание, а также конкурентоспособные цены. К наиболее важным слабым сторонам относятся – не достаточно развитая система сбыта, нечеткая маркетинговая политика.

Финансовая философия предприятия:

Главное для компании – удовлетворение потребностей потребителей, максимилизация прибыли и повышение рентабельности.

Финансовая среда компании должна обеспечить реализацию корпоративной стратегии развития предприятия.

Как и  любому другому предприятию, ГФУП «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» необходимо формировать оптимальную структуру активов и пассивов и эффективно управлять движением денежных средств.

В первую очередь предприятию необходимо восстановить ликвидность предприятия до нормативных значений, это позволит предприятию повысить финансовую привлекательность, что повысит возможности предприятия для получения займов и кредитов для дальнейшего воспроизводственного процесса.

Главная финансовая цель компании – рост ее рыночной стоимости.

Дерево целей:

-                                 оптимизация структуры капитала

-                                 повышение рентабельности продаж

-                                 повышение ликвидности активов предприятия

-                                 снижение доли заемного капитала

-                                 увеличение операционных доходов

-                                 оптимизация распределения финансовых ресурсов в долгосрочном периоде

-                                 оптимизация распределения финансовых ресурсов в краткосрочном периоде

-                                 минимизация средневзвешенной цены капитала

Оптимизация структуры капитала подразумевает изменение соотношения между собственным и заемным капиталом.

В соответствии со стратегическими целями, стратегической финансовой позицией, стадией жизненного цикла, уровнем организационной культуры для компании наиболее приемлема агрессивная или умеренная финансовая стратегия и ускоренный рост.

Для компании  характерна уравновешенная политика, ориентированная на достижение среднеотраслевых результатов при среднем значении риска.

4.2 Определение оптимальной структуры капитала

Рассмотрим несколько вариантов структуры капитала и выберем из них наиболее оптимальную.

Dz=RB+(RD-RB)*β, где

Dz – требуемая доходность акционерного капитала, %

RB – безрисковая доходность, % (25)

RD – ожидаемая среднерыночная доходность, % (17)

β – коэффициент (1,4)

Dz=25+(17-25)*1,4=13,8%

F =  , где

F – рыночная оценка капитала,  руб.

EBIT – прибыль до выплаты процентов и налогов, 2001786руб.

Р – процентная ставка по заемному капиталу, 10 %

М – величина заемного капитала, 4500000 руб.  (предприятие планирует привлечения долгосрочных займов для расширения воспроизводственного процесса, закупка нового высокотехнологичного оборудования)

Т – ставка федеральных и региональных налогов, 24  %

Dz – требуемая доходность акционерного капитала, 13,8 %

F=(2001786-0,10*4500000)*(1-0,24)/0,138=1551786*0,76/0,138=8546067,83

Sz = M+F , где

Sz - стоимость фирмы, 13046067,83 млн. руб.

M – величина заемного капитала, 4500000 млн.руб.

F – рыночная оценка капитала, 8546067,83 руб.

WACC = , где

WACC – средневзвешенная цена капитала.

(4500000/13046067,83)*0,10*(1-0,24)+(7984913/13046067,83)*0,138=0,026+0,084=0,11

Эффект финансового рычага:

L = (1-n) , где

L – эффект финансового рычага

n – ставка налога на прибыль

Ra – валовая рентабельность активов (валовая прибыль до налогообложения / активы)

Рср – средняя процентная ставка по привлеченным средствам

Z – сумма заемного капитала

С – сумма собственного капитала

L = (1-0,24)*(( 2001786/ 14593908)-0,10)*4500000/7984913=0,76*(0,14-0,10)*0,56=0,017

Таблица 4 Стоимость фирмы и цена капитала при различных уровнях задолженности

Величина заемного капитала, М, руб.

Цена заемного капитала, Р, %

Цена акционерного капитала финансово зависимой фирмы, Dz, %

Рыночная оценка акционерного капитала, F, руб.

Стоимость фирмы, Sz,  руб.

М/ Sz, %

Средневзвешенная цена капитала, WACC, %

Эффект финансового рычага, L

4500000

10

13,8

8546067,83

13046067,83

0,34

11,0

0,017

4500000

12

13,5

8229313,78

12729313,78

0,35

11,6

0,008

4500000

15

14,1

7151470,63

11651470,63

0,38

13,4

-0,004

Одним из методов  оптимизации структуры капитала предприятия является финансовый лизинг по ниже приведенной формуле определим стоимость финансового лизинга

Стоимость финансового  лизинга

К= L*(1-N)/1-, где

К – стоимость заемного капитала, привлекаемого на условиях финансового лизинга, %

N – ставка налога на прибыль, норма

L – годовая лизинговая ставка, %

R – уровень расходов по привлечению финансового лизинга к стоимости этого актива, норма

К= 7*(1-0,24)/1-0,15=7,09 %

Вывод: Оптимальная структура – та, которая обеспечивает максимальную стоимость фирмы и минимальную средневзвешенную цену капитала одновременно с максимальным эффектом финансового рычага. Как видно из расчетов сравнив стоимость привлечения кредита и стоимость финансового лизинга, очевидно, что стоимость финансового лизинга меньше стоимости привлечения кредитов. Следовательно, для большей эффективности предприятию для оптимизации структуры предприятия рекомендуется осуществить привлечение дополнительных активов с помощью финансового лизинга.

Таблица 5 Группировка результатов поэлементной оценки стоимости капитала для проведения расчета средневзвешенной его стоимости

Показатели

Элементы капитала

Стоимость отдельных элементов капитала, %

85,4

13

9,5

0,52

0,35

31,59

Удельный вес отдельных элементов капитала в общей сумме, доля

0,3

0,36

0,04

0,03

0,01

0,26

WACC

38.913

График предельной цены капитала фирмы WCC.

Предельная стоимость до привлечения дополнительного капитала = 0,076*8*(1-0,24)+0,924*35 = 32,8

Предельная стоимость после привлечения дополнительного капитала = 0,076*8*(1-0,076)+0,924*85 = 78,66

  Стоимость, %

      78,7

     

      32,8

                                              Капитал

Заключение

  Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

В этой связи особенно актуальным является рассмотрение  ликвидности предприятия, как одного из важнейших показателей финансового состояния предприятия, а так же прогнозирование этого показателя в будущем.

Оптимальная структура капитала  – та, которая обеспечивает максимальную стоимость фирмы и минимальную средневзвешенную цену капитала одновременно с максимальным эффектом финансового рычага. Как видно из расчетов сравнив стоимость привлечения кредита и стоимость финансового лизинга, очевидно, что стоимость финансового лизинга меньше стоимости привлечения кредитов. Следовательно, для большей эффективности предприятию для оптимизации структуры предприятия рекомендуется осуществить привлечение дополнительных активов с помощью финансового лизинга.

Список использованной литературы

1.                Аминова З.Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. М. :Компания Спутник, 2004. - 118 с.

2.                Бланк И.А.  Управление финансовой стабилизацией предприятия. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003.- 496с.

3.                Бланк И.А. Управление активами. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2005.— 720 с.

4.                Бланк И.А. Управление использованием капитала. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2003.— 656 с.

5.                Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. - Киев :Эльга :Ника-центр, 2004 -   711с.

6.                Виханский О.С,, Наумов А.И. Менеджмент. – М. Гардарика, 2003. – 528с.

7.                Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-615с.

8.                Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А, Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. - СПб.: Питер, 2003. - 256с.

9.                Горелик С. Управление персоналом начинается с разработки миссии // Управление персоналом. №2. – 2005. – с. 13 - 17

10.           Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия:. – М.: Изд. "Финпресс", 2004. – 208 с.