Содержание
Классно-урочная система. 3
Список литературы.. 8
Классно-урочная система
Развитие. Изобретение письменности, математической символики произвело переворот не только в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменяло содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства - образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и переход от неинституциональной социализации к институциональной[1].
Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности[2].
Нужно отметить, что общий уровень образования в эпоху средневековья значительно снизился. Светские феодалы презрительно относились ко всем видам труда, включая и умственный. Умение читать и писать считалось необязательным, поэтому воспитание мальчиков сводилось к овладению "семью рыцарскими добродетелями": умениями ездить верхом, плавать, владеть копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать стихи и играть на музыкальных инструментах[3]. Всему этому мальчики обучались обычно в семье под руководством учителей. Девочки из феодальных семей учились чтению, письму, религиозным канонам либо дома под руководством воспитательницы, либо в монастыре.
Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII-XIII вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.
Возросшие социальные потребности в образовании столкнулись с недостатком людей, подготовленных для осуществления обучения и воспитания. Выход был найден в отказе от индивидуального обучения и переходе к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской - в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательному процессу, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват населения[4].
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:
- основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;
- ведущая роль учителя состоит не только в организации процесса передачи и усвоения учебного материала, но и в оценке результатов учебы учащихся и уровня обученности каждого ученика, а также в принятии решения о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине в конце года;
- класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется)[5];
- класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;
- для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;
- учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;
- учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;
- обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.
Основной и ведущей формой обучения является урок. Он — главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого и полноценного решения задач обучения.
Сущность и назначение урока. Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога[6].
Структура и типы урока. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельности и обучающего взаимодействия учителя и детей.
Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Такой тип урока включает:
- организационную и содержательную установку;
- проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся;
- взаимодействие педагога и детей на основе сообщения и усвоения новых знаний, умений, навыков;
- закрепление изученного материала и упражнения;
- диагностику прочности усвоения знаний;
- инструктаж по выполнению домашнего задания[7].
Если комбинированный тип урока на практике становится единственной формой обучения, а его структура постоянно остается неизменной, в учебной работе возникает шаблонность.
Урок может быть построен и как занятие по передаче-усвоению новых знаний, умений и навыков. Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.
Структура такого урока включает:
- организацию введения в урок;
- передачу-усвоение новых знаний (изложение новой информации учителем или организация самостоятельной работы с компьютером, литературой и т. д.);
- закрепление-диагностику прочности знаний путем наблюдения учителя или контрольных бесед;
- инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самостоятельной работы дома, в библиотеке и т. д.[8]
Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков. Его структура включает:
- введение и организацию урока;
- упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу;
- демонстрацию учащимися результатов проделанной работы;
- краткую заключительную часть урока, которая посвящает^ ся подведению итогов работы учителем.
Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению. Структура этого типа урока включает:
- введение и первоначальную организацию;
- повторение (устный опрос, письменную работу, дискуссию);
- диагностику и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации по самостоятельной работе;
- заключение, используемое педагогом для подведения итогов.
Наконец, урок может быть посвящен контрольной работе. Изучение нового материала, его повторение — все это предполагает всеобщую объективную проверку состояния знаний детей. Высшей формой заключительной проверки знаний является экзамен. Но и в ходе учебного процесса возникает необходимость контрольных, диагностических проверок. Для этого и применяются специальные контрольные уроки, структура которых включает:
- вводную объяснительную часть;
- основную часть, собственно, саму самостоятельную работу;
- заключительную часть, которая позволяет сориентироваться детям в предназначенном для изучения новом материале[9].
Возможны и другие типы и комбинации уроков.
Список литературы
1. Абрамова М. К вопросу о приоритетах образования. // Almamater. – 2004
2. Гликман И. Вера, религия и педагогика. // Almamater. – 2002
3. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
4. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
5. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988
6. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2004.
7. Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999
8. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002
9. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002
10. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.
11. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.
[1] Абрамова М. К вопросу о приоритетах образования. // Almamater. – 2004
[2] Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988
[3] Гликман И. Вера, религия и педагогика. // Almamater. – 2002
[4] Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.
[5] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002
[6] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2004.
[7] Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002
[8] Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.
[9] Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999