Содержание

Классно-урочная система. 3

Список литературы.. 8

Классно-урочная система

         Развитие. Изобретение письменности, математической символики произвело переворот не только в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменяло содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства - образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и переход от неинституциональной социализации к институциональной[1].

         Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности[2].

         Нужно отметить, что общий уровень образования в эпоху средневековья значительно снизился. Светские феодалы презрительно относились ко всем видам труда, включая и умственный. Умение читать и писать считалось необязательным, поэтому воспитание мальчиков сводилось к овладению "семью рыцарскими добродетелями": умениями ездить верхом, плавать, владеть копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать стихи и играть на музыкальных инструментах[3]. Всему этому мальчики обучались обычно в семье под руководством учителей. Девочки из феодальных семей учились чтению, письму, религиозным канонам либо дома под руководством воспитательницы, либо в монастыре.

         Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII-XIII вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

         Возросшие социальные потребности в образовании столкнулись с недостатком людей, подготовленных для осуществления обучения и воспитания. Выход был найден в отказе от индивидуального обучения и переходе к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской - в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательному процессу, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват населения[4].

         Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:

-       основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;

-       урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся ра­ботают под руководством учителя;

-       ведущая роль учителя состоит не только в организации процесса передачи и усвоения учебного материала, но и в оценке результатов учебы учащихся и уровня обученности каждого ученика, а также в принятии решения о пере­воде учащихся в следующий класс по своей дисциплине в конце года;

-       класс — это основная организационная форма объединения учащихся при­близительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав клас­са почти не изменяется)[5];

-       класс работает по единому учебному плану и программам согласно школь­ному расписанию учебных занятий;

-       для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее опре­деленные часы дня;

-       учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;

-       учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или кон­трольной) по каждой учебной дисциплине;

-       обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.

         Основной и ведущей формой обучения является урок. Он — главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого и полноценного решения задач обучения.

         Сущность и назначение урока. Урок представляет собой огра­ниченную во времени, организованную систему обучения, вос­питательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навы­ков, развитие их способностей и совершенствование опыта пе­дагога[6].

         Структура и типы урока. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Струк­турное построение урока зависит от конкретных учебно-воспи­тательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельно­сти и обучающего взаимодействия учителя и детей.

         Наиболее распространенным типом занятия является комби­нированный урок. В его структуре присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уро­ке совершается полноценный завершенный цикл педагогиче­ской переработки и усвоения школьниками учебного материала. Такой тип урока включает:

-       организационную и содержательную установку;

-       проверку глубины понимания и прочности знаний уча­щихся;

-       взаимодействие педагога и детей на основе сообщения и усвоения новых знаний, умений, навыков;

-       закрепление изученного материала и упражнения;

-       диагностику прочности усвоения знаний;

-       инструктаж по выполнению домашнего задания[7].

         Если комбинированный тип урока на практике становится единственной формой обучения, а его структура постоянно оста­ется неизменной, в учебной работе возникает шаблонность.

         Урок может быть построен и как занятие по передаче-усвое­нию новых знаний, умений и навыков. Необходимость в нем воз­никает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цель­ный, логически завершенный учебный материал или сделать об­стоятельное вступление в новую тему.

         Структура такого урока включает:

-       организацию введения в урок;

-       передачу-усвоение новых знаний (изложение новой ин­формации учителем или организация самостоятельной работы с компьютером, литературой и т. д.);

-       закрепление-диагностику прочности знаний путем наблю­дения учителя или контрольных бесед;

-       инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самостоятельной работы дома, в библиотеке и т. д.[8]

         Завершение изучения целой темы требует проведения осо­бого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков. Его структура включает:

-       введение и организацию урока;

-       упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу;

-       демонстрацию учащимися результатов проделанной работы;

-       краткую заключительную часть урока, которая посвящает^ ся подведению итогов работы учителем.

         Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению. Структура этого типа урока включает:

-       введение и первоначальную организацию;

-       повторение (устный опрос, письменную работу, дискуссию);

-       диагностику и анализ глубины и прочности знаний, реко­мендации по самостоятельной работе;

-       заключение, используемое педагогом для подведения итогов.

         Наконец, урок может быть посвящен контрольной работе. Изу­чение нового материала, его повторение — все это предполагает всеобщую объективную проверку состояния знаний детей. Выс­шей формой заключительной проверки знаний является экзамен. Но и в ходе учебного процесса возникает необходимость конт­рольных, диагностических проверок. Для этого и применяются специальные контрольные уроки, структура которых включает:

-       вводную объяснительную часть;

-       основную часть, собственно, саму самостоятельную работу;

-       заключительную часть, которая позволяет сориентировать­ся детям в предназначенном для изучения новом материале[9].

         Возможны и другие типы и комбинации уроков.

Список литературы

1.      Абрамова М. К вопросу о приоритетах образования. // Almamater. – 2004

2.      Гликман И. Вера, религия и педагогика. // Almamater. – 2002

3.      Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

4.      Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

5.      Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988

6.      Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2004.

7.      Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999

8.      Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002

9.      Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002

10. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.

11. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.


[1] Абрамова М. К вопросу о приоритетах образования. // Almamater. – 2004

[2] Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988

[3] Гликман И. Вера, религия и педагогика. // Almamater. – 2002

[4] Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.

[5] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002

[6] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2004.

[7] Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002

[8] Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.

[9] Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999