Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 7

Задание 3. 13

Задание 4. 13

Список литературы.. 15

Вариант 16

Задание 1

Как вы думаете возможно ли целенаправленное воспитание личности? Все ли мы можем воспитать в себе?

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение[1].

А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

О личности мы судим по следующим признакам:

1.                определенные сформированные социальные качества (ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений);

2.                личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью[2].

Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т. д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника[3].

Педагог А. И. Кочетов определяет следующие параметры са­мовоспитания:

-                   направленность, т. е. мотивы работы над собой;

-                   содержание (умственное, физическое, нравственное, тру­довое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);

-                   устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);

-                   эффективность в формировании личности (выполняет функций главные и вспомогательные)[4].

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитани­ем заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоре­чий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.

Психологическая подготовка к нравственному самовоспита­нию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни кол­лектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершен­ствования.

Пять «надо» (по Кочеткову):

1) всегда помогать родителям;

2) выполнять требования учителей, учиться добросовестно;

3) быть честным;

4) подчинять личные интересы коллективным;

5) всегда и всюду проявлять добросовестность.

         Пять «можно»:

1) веселиться и играть, когда работа сделана на «отлично»;

2) забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам;

3) не унывать при неудачах; если ты обладаешь упорством — все равно получится;

4) учиться у других, если они лучше тебя трудятся;

5) спрашивать, если не знаешь; просить помочь, если не справ­ляешься сам.

Это нужно тебе самому:

1) быть честным. Сила человека в правде, слабость его — ложь;

2) быть трудолюбивым. Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу;

3) быть чутким и заботливым. Помни, к тебе будут хорошо от­носиться, если ты к другим хорошо относишься;

4) быть здоровым и чистоплотным. Занимайся утренней гим­настикой, закаляйся;

5) быть внимательным, тренировать внимание. Хорошее вни­мание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя:

1) учиться без старания, лениво и безответственно;

2) грубить и драться со сверстниками, обижать младших;

3) терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничто­жат. Будь сильней своих слабостей;

4) проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издевают­ся над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям;

5) критиковать других, если сам страдаешь подобным же не­достатком.

Пять «хорошо»:

1) уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам);

2) планировать каждый свой день;

3) оценивать свои поступки;

4) сначала думать, а потом делать;

5) браться вначале за самые трудные дела.

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью «надо». Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении имен­но данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять «хоро­шо», поскольку они значительно сложнее для понимания и при­учения.

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.

Задание 2

Стресс. Пути преодоления стресса. Управление эмоциями.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытыва­ем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.[5]

Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.[6]

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

1.                Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует  беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2.                Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

3.                Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4.                Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5.                Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к  другу тоже могут вызвать стресс.

Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

-                   Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

-                   Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

-                   Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

Начало этого явления уходит в далекую древность, а масштабы потрясающи.

Распространение кока в Южной Америке (XIV в.) и опия на Среднем Востоке (XVII в.) произошли в критический период, когда в этих районах Земли свирепствовал голод. Попытки лечить депрессию (влиять на пониженное настроение) относятся к глубокой древности: так еще в VIII в. до нашей эры ассирийцы употребляли листья кокаина, чтобы «создать сытость у голодных, силу у слабых и забвение невзгод».

Определенной притягательной силой обладает и алкоголь, которая заключается в его особенностях действия на человеческую психику. Воздействие алкоголя разносторонне. Умеренное и эпизодическое употребление алкоголя повышает настроение, смягчает беспокойство, тревогу, напряженность, делает человека более общительным, контактным.

Не будем отрицать временное антистрессорное действие алкоголя и никотина, но наряду с этими особенностями им присуща еще одна, - болезненное пристрастие к употреблению. Но по сравнению с хроническим алкоголизмом или другой наркоманией стрессор – просто ягненок. Мы можем представить действие стрессора на организм в виде небольшой схемы

Обладая антистрессорным действием, алкоголь, очевидно, должен оказывать определенное влияние на центральную  нервную

систему, хотя нет практически ни одной системы, ни одного органа в организме человека, которые не подвергались бы изменениям под воздействием систематического приема алкоголя.

Таким образом, не вызывает сомнения, что алкоголь не лекарство от стрессора, а очень опасная вещь. Притупив несколько ощущение  отрицательных эмоций, они рискуют попасть в сети хронического алкоголизма, что несоизмеримо хуже любого стрессора.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Иногда пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становиться хроническим, навязчивым – возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).

Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приемах.

Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:

1.                правильная оценка значимости события;

2.                достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;

3.                запасные отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Задание 3

Опишите собственные примеры выхода из состояния стресса.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания. Если же  есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое.

При стрессовых ситуациях я стараюсь либо максимально заполнить свою жизнь событиями. Желательно приятными. Отвлечься, походить на развлекательные мероприятия.

Но в некоторых случаях такой метод оказывается не эффективным. В этом случае лучьше всего устроить себе выходной, заняться домашними делами, например, уборкой. Таким образом постепенно мусор выносится не только из квартиры, но и из головы.

Задание 4

Применение каких правил человеческих взаимоотношений дало возможность Кювье возразить остальным ученым, не задевая их чувства собственного достоинства?

Кювье при выражении своих возражений использовал следующие принципы:

 Принцип равной безопасности заключается в непричинении психологического или иного ущерба ни одной из  сторон. Он касается прежде всего личностных особенностей спорящих и выражается  в  запрете  на   оскорбительные    выпады   и   унижение оппонента. “Дело в том, - пишет К.Г.Павлова, - что многие  люди  даже  не подозревают, до какой степени их поведение обусловлено стремлением сохранить чувство собственного достоинства, быть полноправным членом общества, компетентно и на равных обсуждать и решать какую-либо проблему... чем больше различие в точках зрения, тем деликатнее должна быть грань между тем, что следует и что нельзя говорить”.

Принцип децентрической направленности заключается в непричинении ущерба делу, ради которого спорящие вступили во взаимодействие. Согласно К.Г. Павловой главный мотив, который диктует децентрическую направленность, - поиск истины или оптимального решения, а главной ценностью на пути к децентрической направленности является обретение социальной зрелости, определяемой как способность проявлять личную независимость и социальную ответственность.

Список литературы

1.     Вигман С.Л. Педагогика. – М.: Велби, 2003.–314с.

2.     Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. -  М.: Логос, 2002.  - 385 с.

3.     Маклаков А.Г. Общая психология. -  СПб.: Нева, 2003. – 305с.

4.     Общая психология / Под ред. Богословского В.В., Стеканова А.Д., Виноградова. – М.: Просвещение, 2001. – 288 с.

5.     Петерсон В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.–300с.

6.     Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.–450с.

7.     Сластенин В.А. и др. Педагогика. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.–360с.

8.     Столяренко. Основы психологии. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 286 с.

9.     Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Дело, 2000. – 330.


[1] Сластенин В.А. и др. Педагогика. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.

[2] Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

[3] Вигман С.Л. Педагогика. – М.: Велби, 2003.

[4] Петерсон В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

[5] Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Дело, 2000. – С.11.

[6] Столяренко. Основы психологии. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С.94.