Содержание
Введение.. 2
1. Методы распределения затрат на объекты учета и объекты калькуляции.. 4
Задача 1. Отражение в учете операций процесса заготовления. 9
Задача 2. Отражение в учете процесса производства.. 14
Задача 3. Отражение в учете процесса реализации.. 24
Заключение.. 29
Список литературы... 31
Введение
Калькулирование есть процесс исчисления себестоимости продуктов (единицы продукта, части продукта, группы продуктов) разной степени готовности.
Менеджеров любого предприятия интересует информация о продажных ценах, затратах на производство, спросе, конкурентоспособности, рентабельности продукции, а для этого необходим правильный выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Он позволяет получить информацию о затратах, которая наилучшим образом может быть использована для принятия решений.
В условиях нестабильного развития отечественной экономики наиболее актуальна проблема обоснованного выбора управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы предприятий.
Отечественные методы анализа оказались не в состоянии предоставить в подходящей форме информацию для этих целей.
Теория и практика традиционного экономического анализа в условиях развивающихся рыночных отношений нуждается в изучении и использовании систем анализа, применяемых в странах рыночной экономики.
В этом аспекте широкое применение получил маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношений между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью при прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Маржинальный анализ успешно применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении безубыточного объема продаж при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат, зоны безопасности предприятия, в проведении анализа чувствительности критических соотношений безубыточности.
Целью данной работы является ознакомление с методами распределения затрат на объекты учета и объекты калькуляции, изучение места маржинального анализа в системе управленческого учета.
Для достижения данной цели автор считает необходимым поставить и решить следующие задачи:
· Рассмотреть теоретически методы распределения затрат на объекты учета и объекты калькуляции;
· Практически отразить в учете процесс заготовления, производства и реализации готовой продукции на производственном предприятии;
· Рассмотреть теоретические основы маржинальной концепции;
· Изучить особенности использования маржинальной концепции в управленческом анализе.
1. Методы распределения затрат на объекты учета и объекты калькуляции
С учетом затрат на производство непосредственно связано калькулирование себестоимости продукции, в процессе которого осуществляется группировка издержек предприятия в зависимости от того, что считается объектом учета затрат – отдельный вид изделия, группа однородных изделий или направление деятельности.
Методы калькулирования себестоимости продукции составляют совокупность приемов, используемых в процессе группировки и распределения производственных затрат по объектам калькулирования (носителям затрат) в целях исчисления себестоимости отдельных видов и единиц продукции.
Наиболее известными в настоящее время системами управленческого учета являются системы, представленные на рис. 2.1.[1]
Рисунок 2.1. Системы учета затрат и методы калькулирования Себестоимости продукции (работ, услуг) |
1) Позаказный метод.
Основным условием для организации позаказного учета производственных затрат является возможность выделить изготовление уникального или выполняемого по специальному заказу изделия, а также небольшой партии изделий и получить информацию не о средней, а об индивидуальной себестоимости продукции.
Позаказный метод учета себестоимости используется в мелкосерийном производстве продукции или при индивидуальном ее изготовлении (единичное производство) в соответствии с требованиями заказчика – в строительстве, авиационной и судостроительной промышленности. Позаказное калькулирование используется также на предприятиях сферы услуг при изготовлении мебели, пошиве одежды по индивидуальным заказам, ремонте автомобилей, телевизоров и т.д.
Сущность данного метода – все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты (косвенные) учитываются по местам из возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, полная фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.
Особенность учета затрат – аккумулирование затрат по каждой завершенной партии или заказу в целом, а не за промежуток времени. В течение изготовления заказа по дебету счетов учета затрат на производство ( счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы») – с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты по каждому заказу отдельно, с подразделением на прямые, относимы в дебет счетов 20 и 23, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обусловленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.
Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию по принадлежности по завершении производства заказа в дебет счетов 20 и 23 с одновременным их распределением между заказами, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально выбранной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готового заказа, т.е. суммы фактической производственной себестоимости выполнения заказа переносятся с кредита счета 20 в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи».
2) Попроцессный (попередельный) метод.
Попроцессный метод заключается в отражении всех видов прямых и косвенных затрат, связанных с выпуском и реализацией продукции, в разрезе отдельных процессов (стадий, фаз, переделов). Такая система калькулирования себестоимости характерна для производства качественно однородной продукции с непрерывным или массовым технологическим процессом.
Основу этой системы калькулирования составляет учет затрат по каждому процессу в разрезе отдельных статей с разделением учета готовой продукции и незавершенного производства. В данных условиях производства изделия переходят от одного процесса (подразделения) к другому, пока изделие не будет готово полностью. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Здесь не требуется подробной детализации затрат по каждой единице продукции. Устанавливаются контрольные счета для каждого процесса, и для каждого процесса определяются прямые и накладные расходы.
При попроцессном методе калькулирования себестоимости предполагается, что затраты на материалы осуществляются в начале производственного процесса, а затраты на обработку (добавленные затраты – сумма прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов) распределяются равномерно в течение всего производственного цикла.[2]
3) Система учета «директ – костинг».
Система неполного ограниченного включения затрат в себестоимость по признаку их зависимости от динамики объемов производства и разделения на постоянные и переменные величины называется системой direct costinq.
Переменные затраты в сумме изменяются в прямой пропорции с изменением объема производства, но рассчитанные на единицу продукции являются постоянными (сдельная заработная плата рабочих, материалы, топливо, электроэнергия на технологические нужды).
Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении объема производства, но рассчитанные на единицу продукции зависят от изменения уровня производства – амортизационных отчислений, заработной платы руководителей и т.п.
Принципиальное отличие системы «директ – кост» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. Они, как и общехозяйственные расходы, исключаются из издержек производства, что, в свою очередь, отражается на схеме построения финансового результата предприятия.
Постоянная часть общепроизводственных расходов – кредит счета 25, субсчет «Постоянные производственные расходы», вместе с общехозяйственными расходами – кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы», в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции за данный период по дебету счеты 90 «Продажи».
«Директ - кост» имеет несколько вариантов применения:
1. классический «директ - кост» предполагает калькулирование по прямым (основным) затратам;
2. система переменных затрат – калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные;
3. система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей – в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, рассчитываемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.[3]
Общим для этих вариантов является то, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость.
Задача 1. Отражение в учете операций процесса заготовления.
1. Записать в регистрационный журнал хозяйственные операции. По хозяйственным операциям определить корреспондирующие счета.
Журнал хозяйственных операций
№№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корр. счетов |
Сумма, Тыс.руб. |
|
Дт |
Кт |
|||
1 |
Приняты к оплате счета поставщиков за поступившие материалы (количество по цене за единицу) |
|||
А - 30 тыс. руб. |
10 |
60 |
13 500 |
|
Б - 25 тыс. руб. |
10 |
60 |
9 500 |
|
В - 40 тыс. руб. |
10 |
60 |
16 800 |
|
Итого |
10 |
60 |
39 800 |
|
2 |
Начислено подрядной организации за погрузку Материалов |
10 |
60 |
1 040 |
3 |
Начислено автотранспортному предприятию за доставку материалов |
10 |
60 |
3 136 |
4 |
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам и подрядчикам |
60 |
51 |
38 976 |
5 |
Отпущены в основное производство материалы(количество по цене за единицу) |
|||
А - 30 тыс. руб. |
20 |
10 |
22 500 |
|
Б - 25 тыс. руб. |
20 |
10 |
8 750 |
|
В - 40 тыс. руб. |
20 |
10 |
11 000 |
|
Итого |
20 |
10 |
42 250 |
|
6 |
Израсходованы на вспомогательное производство материалы (количество по цене за единицу) |
|||
А - 30 тыс. руб. |
23 |
10 |
5 400 |
|
Б - 25 тыс. руб. |
23 |
10 |
2 250 |
|
В - 40 тыс. руб. |
23 |
10 |
3 400 |
|
Итого |
23 |
10 |
11 050 |
|
7 |
Отнесена соответствующая сумма транспортно-заготовительных расходов на: |
|||
а) основное производство |
20 |
10 |
4 479 |
|
б) вспомогательное производство |
23 |
10 |
1 172 |
|
Итого |
5 651 |
2. Открыть синтетические и аналитические счета и записать в них остатки на начало учетного периода.
Счет 51 «Расчетные счета»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
83 950 |
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
2 |
9 300 |
Счет 10 «Материалы»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
3 |
38 080 |
3. Отразить хозяйственные операции на счетах, дополнительно открыв счета «Основное производство» и «Вспомогательное производство».
Счет 20 «Основное производство»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
5 |
42 250 |
||
7а |
4 479 |
||
Итого |
46 729 |
Счет 23 «Вспомогательное производство»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
6 |
11 050 |
||
7б |
1 172 |
||
Итого |
12 222 |
1.Составить расчет распределения транспортно – заготовительных расходов, используя формулу
% ТЗР = (Sтзп нп+ ТЗР П)/( Sтмц унп+ТМЦ УП)=4080+1040+3136/38080+39800=10,6
где:
S ТЗР НП - остаток транспортно – заготовительных расходов на начало периода;
ТЗР П – сумма транспортно – заготовительных расходов по поступившим материалам за период;
S ТМЦ УНП - остаток материалов на начало периода по учетным ценам;
ТМЦ УП – стоимость поступивших за период материалов по учетным ценам.
ТЗР на остаток товара на конец месяца=24580*10,6%=2605 тыс. руб.
ТЗР к распределению=8256-2605=5651 тыс. руб.
На основное производство приходится 5651/(42250+11050)*42250 = 4479 тыс. руб.
На вспомогательное производство приходится 5651/(42250+11050)*11050= 1172 тыс. руб.
5. Подсчитать обороты и вывести остатки на открытых счетах на конец учетного периода.
№№ п/п |
Наименование аналитических счетов |
Остаток на начало |
Оборот за |
Остаток на конец |
|||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
||
1 |
10 "Материалы" |
38080 |
43976 |
58951 |
23105 |
||
2 |
20"Основное производство" |
46729 |
46729 |
||||
3 |
23 "Вспом. Производство" |
12222 |
12222 |
||||
4 |
51 "Расчетные счета |
83950 |
38976 |
44974 |
|||
5 |
60 "Расчеты с постав и подр" |
9 300 |
38976 |
43976 |
14 300 |
||
Итого |
122 030 |
9 300 |
141903 |
141903 |
127030 |
14 300 |
6. Составить оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету «Материалы»
№№ п/п |
Наименование аналит. счетов |
Остаток на начало периода |
Оборот за период |
Остаток на конец периода |
|||||
кол-во |
сумма т. руб. |
дебет |
кредит |
||||||
кол-во |
сумма |
кол-во |
сумма |
кол-во |
сумма |
||||
1 |
Материал А |
900 |
27 000 |
450 |
13 500 |
930 |
27 900 |
420 |
12 600 |
2 |
Материал Б |
120 |
3 000 |
380 |
9 500 |
440 |
11 000 |
60 |
1 500 |
3 |
Материал В |
100 |
4 000 |
420 |
16 800 |
360 |
14 400 |
160 |
6 400 |
4 |
Транспортно - загот. расходы |
4 080 |
4 176 |
5 651 |
0 |
2 605 |
|||
Итого |
1 120 |
38 080 |
1 250 |
43 976 |
1 700 |
58 951 |
560 |
23 105 |
Задача 2. Отражение в учете процесса производства
1. Открыть синтетические счета по условию и необходимые в процессе выполнения задания.
Счет 10 «Материалы»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
41 400 |
Счет 20 «Основное производство»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
2 А |
3 450 |
||
2 Б |
3 260 |
||
Итого |
6 710 |
Счет 51 «Расчетные счета»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
3 |
285 120 |
2. Указать корреспондирующие счета по хозяйственным операциям и записать их в регистрационный журнал.
№№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корр. счетов |
Сумма, тыс. |
|
Дт |
Кт |
руб. |
||
1 |
Начислена амортизация основных средств: а) используемых непосредственно на изготовление продукции |
|||
А |
20 |
02 |
6578 |
|
Б |
20 |
02 |
6242 |
|
Итого |
20 |
02 |
12 820 |
|
б) в цехах основного производства |
25 |
02 |
1532 |
|
в) в управлении предприятием |
26 |
02 |
1 025 |
|
Всего |
15 377 |
|||
2 |
Израсходованы материалы по учетным ценам: а) на изготовление продукции |
|||
А |
20 |
10 |
22500 |
|
Б |
20 |
10 |
8750 |
|
Итого |
20 |
10 |
31250 |
|
б) для нужд цехов основного производства |
25 |
10 |
2114 |
|
в) для нужд управления предприятием |
26 |
10 |
1 364 |
|
Всего |
34728 |
|||
3 |
Списаны транспортно-заготовительные расходы по материалам, израсходованным на изготовление продукции |
|||
А |
20 |
10 |
4479 |
|
Б |
20 |
10 |
1172 |
|
4 |
Начислена оплата труда: а) за изготовление продукции |
|||
А |
20 |
70 |
22 720 |
|
Б |
20 |
70 |
21 560 |
|
Итого |
20 |
70 |
44 280 |
|
б) персоналу цехов |
25 |
70 |
5 590 |
|
в) административно-управленческому аппарату |
26 |
70 |
3 730 |
|
Всего |
53 600 |
|||
5 |
Начислено органам социального страхования и социального обеспечения от оплаты труда персонала и отнесено на: а) изготовление продукции |
|||
А |
20 |
69 |
13 859 |
|
Б |
20 |
69 |
13 152 |
|
Итого |
20 |
69 |
27 011 |
|
б) содержание цехов |
25 |
69 |
3 410 |
|
в) заводоуправление |
26 |
69 |
2 275 |
|
Всего |
32 696 |
|||
6 |
Удержан подоходный налог из оплаты труда персонала предприятия |
70 |
68 |
6 430 |
7 |
Получено с расчетного счета в кассу |
50 |
51 |
47 170 |
8 |
Выдана из кассы начисленная оплата труда |
70 |
50 |
46 330 |
9 |
Начислено поставщикам за электроэнергию для: а) изготовления изделия |
|||
А |
20 |
60 |
2 990 |
|
Б |
20 |
60 |
2 840 |
|
Итого |
20 |
60 |
5 830 |
|
б) цехов основного производства |
25 |
60 |
1 340 |
|
в) конторы управления предприятием |
26 |
60 |
930 |
|
Всего |
8 100 |
|||
10 |
Выпущена из производства и оприходована по плановой себестоимости продукция (количество по плановой себестоимости за единицу) |
|||
А-50 т. р. |
43 |
20 |
67 500 |
|
Б-65 т. р. |
43 |
20 |
70 200 |
|
11 |
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности: |
|||
а) Поставщикам за электроэнергию |
60 |
51 |
8 100 |
|
б) Органам соц. страхования и соц. обеспечения |
69 |
51 |
32 696 |
|
в) Бюджету |
68 |
51 |
6 430 |
|
Итого |
47 226 |
|||
12 |
Распределяются и списываются общепроизводственные расходы пропорционально всем основным затратам на производство продукции |
|||
А |
20 |
25 |
7 338 |
|
Б |
20 |
25 |
6 648 |
|
Итого |
20 |
25 |
13 986 |
|
13 |
Распределяются и списываются общехозяйственные расходы пропорционально всем основным затратам на производство продукции |
|||
А |
20 |
26 |
4 892 |
|
Б |
20 |
26 |
4 432 |
|
Итого |
20 |
26 |
9 324 |
|
14 |
Определена фактическая себестоимость полученной готовой продукции А и Б и списана разница между фактической и плановой себестоимостью |
|||
А |
90-2 |
43 |
85356 |
|
Б |
90-2 |
43 |
64796 |
|
Итого |
150152 |
|||
А |
43 |
20 |
17856 |
|
Б |
43 |
20 |
-5404 |
|
Итого |
12452 |
В условии задачи отсутствует п.13 «Распределяются и списываются общехозяйственные расходы пропорционально всем основным затратам на производство продукции». В связи с тем, что по условию задачи на счете 26 отражались общехозяйственные расходы, его также как и счет 25 необходимо пропорционально списать на затраты по производству. Поэтому в журнал хозяйственных операций дополнительно введена указанная операция.
3. Открыть аналитические счета:
Счет «Производство продукции А»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
6 578 |
10 |
67500 |
2 |
22500 |
43 |
17856 |
3 |
4 479 |
||
4 |
22 720 |
||
5 |
13 859 |
||
9 |
2 990 |
||
12 |
7 338 |
||
13 |
4 892 |
||
Итого |
85356 |
85356 |
Счет «Производство продукции Б»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
6 242 |
10 |
70200 |
2 |
8750 |
43 |
-5404 |
3 |
1 172 |
||
4 |
21 560 |
||
5 |
13 152 |
||
9 |
2 840 |
||
12 |
6 648 |
||
13 |
4 432 |
||
Итого |
64796 |
64796 |
Счет «Готовая продукция А»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
10 |
67 500 |
14 |
85356 |
14 |
17856 |
||
Итого |
85356 |
85356 |
Счет «Готовая продукция Б»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
10 |
70 200 |
14 |
64796 |
14 |
-5404 |
||
Итого |
64796 |
64796 |
4. Отразить хозяйственные операции на открытых синтетических и аналитических счетах; подсчитать обороты и вывести остатки на конец учетного периода
№№ п/п |
Наименование аналитических счетов |
Остаток на начало периода |
Оборот за |
Остаток на конец периода |
|||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
||
1 |
02 "Амортизация ОС" |
15 377 |
15 377 |
||||
2 |
10 "Материалы" |
41400 |
40379 |
1021 |
|||
3 |
20 "Основное производство" |
6710 |
150 152 |
150 152 |
6710 |
||
4 |
25 "Общепроизводственные расходы" |
13 986 |
13 986 |
||||
5 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
9 324 |
9 324 |
||||
6 |
40 "Выпуск продукции" |
||||||
7 |
43 "Готовая продукция" |
150152 |
150152 |
||||
8 |
50 "Касса организации" |
47 170 |
46330 |
840 |
|||
9 |
51 "Расчетные счета" |
285120 |
94 396 |
190724 |
|||
10 |
60 "Расчеты с поставщиками и" |
8 100 |
8 100 |
||||
11 |
68 "Расчеты по налогам и сборам" |
6 430 |
6 430 |
||||
12 |
69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" |
32 696 |
32 696 |
||||
13 |
70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" |
52 760 |
53 600 |
840 |
|||
14 |
90-2 "Продажи/себестоимость продаж" |
150152 |
150152 |
||||
Итого |
333230 |
0 |
620922 |
620922 |
158723 |
206941 |
5. Составить ведомость распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
№№ п/п |
Наименование аналитических счетов |
Основные затраты |
Общепроизводственные расходы |
Общехозяйственные расходы |
||
на производство |
||||||
А |
Б |
итого |
||||
1 |
02 "Амортизация ОС" |
6578 |
6242 |
12820 |
1 532 |
1 025 |
2 |
10 "Материалы" |
21678 |
20572 |
42250 |
2114 |
1 364 |
3 |
10 "Транспортно –заготовительные расходы" |
4479 |
1142 |
5621 |
||
4 |
70 "Расчеты с персоналом по оплате труда» |
22 720 |
21 560 |
44 280 |
5 590 |
3 730 |
5 |
69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" |
13 859 |
13 152 |
27 011 |
3 410 |
2 275 |
6 |
60"Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
2 990 |
2 840 |
5 830 |
1 340 |
930 |
Итого |
72304 |
65508 |
137812 |
13 986 |
9 324 |
Доля затрат продукции А в основных затратах на производство составляет: 72304 / 137812 * 100% = 52,47%.
Доля затрат продукции Б в основных затратах на производство составляет: 65508 / 137812 * 100% = 47,53%.
Общепроизводственные расходы распределяются следующим образом:
· на изделие А: 13986 * 52.47 = 7338 тыс. руб.;
· на изделие Б: 13986 * 47.53 = 6648 тыс. руб.
Общехозяйственные расходы распределяются следующим образом:
· на изделие А: 9324 * 52.47 = 4 892 тыс. руб.;
· на изделие Б: 9324 * 47.53 = 4 432 тыс. руб.
6. Определить фактическую себестоимость единицы каждого вида продукции
Фактическая себестоимость изделия А:
6578+22500+4479+22720+13859+2990+7338+4892 = 85356 тыс. руб.
Фактическая себестоимость изделия Б:
6242+8750+1172+21560+13152+2840+6648+4432 = 64796 тыс. руб.
7. Составить расчет разницы между фактической и плановой себестоимостью по каждому виду продукции
№№ п/п |
Наименование Продукции |
Выход продукции |
Плановая себестоимость, т.р |
Фактическая себестоимость, т.р.. |
Калькуляционная разница, т. руб. |
|||
ед. продукции |
всей продукции |
ед. продукции (гр.7 / гр.3) |
всей продукции |
ед. продукции (гр.6-гр.4) |
всей продукции (гр.7-гр.5) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
А |
1 350 |
50 |
67 500 |
63 |
85356 |
13 |
17856 |
2 |
Б |
1 080 |
65 |
70 200 |
60 |
64796 |
-5 |
-5404 |
Итого |
137 700 |
150152 |
12 452 |
8. Составить оборотные ведомости по аналитическим счетам к синтетическим счетам «Основное производство» и «Готовая продукция».
Счет «Основное производство»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
12 820 |
10 |
137 700 |
2 |
31 250 |
43 |
12 452 |
3 |
5 651 |
||
4 |
44 280 |
||
5 |
27 011 |
||
9 |
5 830 |
||
12 |
13 986 |
||
13 |
9 324 |
||
Итого |
150 152 |
150 152 |
Счет «Готовая продукция»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
10 |
137 700 |
14 |
150 152 |
14 |
12 452 |
||
Итого |
150 152 |
150 152 |
Задача 3. Отражение в учете процесса реализации
1. Записать в регистрационный журнал по корреспондирующим счетам хозяйственные операции за учетный период.
№№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корр. счетов |
Сумма, |
|
Дт |
Кт |
руб. |
||
1 |
Отгружена со склада готовая продукция иногородним покупателям (количество штук по фактической с/с) |
|||
А |
90-2 |
43 |
1 565 311 |
|
Б |
90-2 |
43 |
1 016 685 |
|
Итого |
90-2 |
43 |
2 581 996 |
|
2 |
Поступила на расчетный счет выручка за реализованную продукцию по ценам: |
|||
А - 80 руб. (25400 * 80) |
51 |
90-1 |
2 032 000 |
|
Б - 100 руб. (14100 * 100) |
51 |
90-1 |
1 410 000 |
|
Итого |
51 |
90-1 |
3 442 000 |
|
3 |
Начислено транспортной организации за погрузку реализованной продукции |
44 |
76 |
4 550 |
4 |
Начислено транспортной организации за перевозку реализованной продукции |
44 |
76 |
40 963 |
5 |
Списываются на счет "Реализация продукции (работ, услуг)" внепроизводственные расходы по сбыту готовой продукции пропорционально ее фактической себестоимости |
|||
А |
90-2 |
44 |
27 899 |
|
Б |
90-2 |
44 |
17 614 |
|
Итого |
90-2 |
44 |
45 513 |
|
6 |
Перечислено с расчетного счета транспортной организации в погашение задолженности |
76 |
51 |
45 513 |
7 |
Выявлен и списан финансовый результат от реализации готовой продукции |
|||
А |
90-9 |
99 |
438 790 |
|
Б |
90-9 |
99 |
375 701 |
|
Итого |
814 491 |
2. По данным пункта 1 условия задачи открыть синтетический счет «Готовая продукция и аналитические счета к этому счету, записать на них остатки на начало отчетного периода.
Счет «Готовая продукция»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
3 |
1 |
2 581 996 |
|
Итого |
2 581 996 |
Счет «Коммерческие расходы»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
3 |
4550 |
5 |
45513 |
4 |
40963 |
||
Итого |
45513 |
45513 |
Счет «Реализация продукции (работ, услуг)»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
5 |
45513 |
||
Итого |
45513 |
Счет «Прибыли и убытки»
Дебет Кредит
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
№ операции |
Сумма, тыс. руб. |
7 |
814491 |
||
Итого |
814491 |
3. Отразить хозяйственные операции только на открытых счетах.
Операции отражены в хозяйственном журнале
4. Составить расчет распределения внепроизводственных коммерческих расходов по видам реализованной продукции.
Коммерческие расходы по реализации продукции составят:
4 550 + 40 963 = 45 513 тыс. руб.
Доля на продукцию А: 45 513 * 61.3% = 27 899 тыс. руб.
Доля на продукцию Б: 45 513 * 38.7% = 17 614 тыс. руб.
5. Определить полную себестоимость каждого вида реализованной продукции и финансовый результат от их реализации.
Полная себестоимость продукции А:
1 565 311 (факт. себестоимость) + 27 899 (коммерч. расходы) = 1 593 210 т.р.
Полная себестоимость продукции Б:
1 016 685 (факт. себестоимость) + 16 714 (коммерч. расходы) = 1 033 399 т.р.
№№ п/п |
Наименование Реализованной продукции |
Полная себестоимость реализованной продукции |
Выручка от реализации продукции |
Финансовый результат |
|
прибыль |
убыток |
||||
1 |
А |
1 593 210 |
2 032 000 |
438 790 |
|
2 |
Б |
1 033 399 |
1 410 000 |
375 701 |
|
Итого |
2 626 609 |
3 442 000 |
814 491 |
6. Подсчитать обороты и вывести остатки на открытых синтетических и аналитических счетах.
№№ п/п |
Наименование аналитических счетов |
Остаток на начало |
Оборот за период |
Остаток на конец |
|||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
||
1 |
43 «Готовая продукция» |
150152 |
2581996 |
150152 |
2581996 |
||
2 |
44 «Расходы на продажу» |
45513 |
45513 |
||||
3 |
51 «Расчетные счета» |
3 442 000 |
45513 |
3 396 487 |
|||
4 |
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
45513 |
45513 |
||||
5 |
90-1 «Продажи / Выручка» |
3442000 |
3 442 000 |
||||
6 |
90-2 «Продажи / себестоимость продаж» |
2 627509 |
2627509 |
||||
7 |
90-9 «Продажи / Прибыль» |
814491 |
814491 |
||||
8 |
99 «Прибыли и убытки» |
814491 |
814491 |
||||
Итого |
150152 |
0 |
6975026 |
6975026 |
6988639 |
6838487 |
Заключение
При снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить весьма трудно. По существу, это означает, что высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет весьма сложно и в организационном, и особенно в финансовом смысле. Чем больше стоимость материальных основных средств, тем больше предприятие “увязает” в нынешней своей рыночной нише (не зря, например, гибкими считаются издательства, не имеющие собственных типографий и заказывающие изготовление тиражей книг на договорных условиях).
Мало того, повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, и снижение деловой активности предприятия выливается в умноженные потери прибыли. Остается утешаться тем, что если выручка наращивается все-таки достаточными темпами, то при сильном операционном рычаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но имеет возможность выплачивать солидные дивиденды и обеспечивать финансирование развития.
Итак, ключевым элементом операционного анализа выступает расчет точки безубыточности, порога рентабельности, запасов прочности и операционного рычага.
Операционный (производственный) леверидж, характеризующий один из аспектов предпринимательского риска. Предпринимательский (деловой) риск состоит в том, что предприятие может не получить запланированную величину операционной прибыли (до уплаты процентов и налога на прибыль). Очевидно, что такому результату может способствовать множество различных факторов: снижение спроса на продукцию, усиление конкуренции, рост цен на сырье и др. Наряду с ними увеличению операционного риска способствует высокая доля постоянных расходов предприятия в общей структуре затрат. Чем выше эти доля, тем сильнее вероятность того, что даже незначительное снижение объема продаж обернется для предприятия убытками. С другой стороны, в определенных условиях даже небольшое увеличение объема продаж приведет к резкому росту прибыли. Операционный леверидж (по-русски – эффект операционного рычага) показывает степень изменения операционной прибыли в ответ на изменение объема продаж.
Список литературы
1. Вахрушина М. Управленческий анализ поведения затрат // Экономика и жизнь. – 2002. - № 9. – С. 27 – 30.
2. Воронова Е.Ю. Показазный и попроцессный методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости. – 2001. - № 12. – С. 31 – 35.
3. Ивашкевич В.Б. Сборник заданий и примеров по управленческому учету. – М.: Финансы и статистика,2000. – 80с.
4. Карпова Т. П. Управленческий учет: Учебник для вузов/ ЮНИТИ.- М.: Аудит, 2004.-350 с.
5. Кондратова И. Г. Основы управленческого учета.- М.: Финансы и статистика, 2004-144 с.
6. Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — № 4. — С. 32 — 53.
7. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.- 288 с.
8. Маржинальный подход к ценообразованию и управленческим решениям // Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2003
[1] Вахрушина М. Управленческий анализ поведения затрат // Экономика и жизнь. – 2002. - № 9. – С. 27 – 30.
[2] Воронова Е.Ю. Показазный и попроцессный методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости. – 2001. - № 12. – С. 31 – 35.
[3] Карпова Т. П. Управленческий учет: Учебник для вузов/ ЮНИТИ.- М.: Аудит, 2004.-350 с.