Содержание

Введение.. 2

1. Методы распределения затрат на объекты учета и объекты калькуляции.. 4

Задача 1. Отражение в учете операций процесса заготовления. 9

Задача 2. Отражение в учете процесса производства.. 14

Задача 3. Отражение в учете процесса реализации.. 24

Заключение.. 29

Список литературы... 31

Введение

Калькулирование есть процесс исчисления себестоимости продуктов (единицы продукта, части продукта, группы продуктов) разной степени готовности.

Менеджеров любого предприятия интересует информация о продажных ценах, затратах на производство, спросе, конкурентоспособности, рентабельности продукции, а для этого необходим правильный выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Он позволяет получить информацию о затратах, которая наилучшим образом может быть использована для принятия решений.

В условиях нестабильного развития отечественной экономики наиболее актуальна проблема обоснованного выбора управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы предприятий.

Отечественные методы анализа оказались не в состоянии предоставить в подходящей форме информацию для этих целей.

Теория и практика традиционного экономического анализа в условиях развивающихся рыночных отношений нуждается в изучении и использовании систем анализа, применяемых в странах рыночной экономики.

В этом аспекте широкое применение получил маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношений между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью при прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Маржинальный анализ успешно применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении безубыточного объема продаж при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат, зоны безопасности предприятия, в проведении анализа чувствительности критических соотношений безубыточности.

Целью данной работы является  ознакомление с методами распределения затрат на объекты учета и объекты калькуляции, изучение места маржинального анализа в системе управленческого учета.

Для достижения данной цели автор считает необходимым поставить и решить следующие задачи:

·        Рассмотреть теоретически методы распределения затрат на объекты учета и объекты калькуляции;

·        Практически отразить в учете процесс заготовления, производства и реализации готовой продукции на производственном предприятии;

·        Рассмотреть теоретические основы маржинальной концепции;

·        Изучить особенности использования маржинальной концепции в управленческом анализе.

1. Методы распределения затрат на объекты учета и объекты калькуляции

С учетом затрат на производство непосредственно связано калькулирование себестоимости продукции, в процессе которого осуществляется группировка издержек предприятия в зависимости от того, что считается объектом учета затрат – отдельный вид изделия, группа однородных изделий или направление деятельности.

Методы калькулирования себестоимости продукции составляют совокупность приемов, используемых в процессе группировки и распределения производственных затрат по объектам калькулирования (носителям затрат) в целях исчисления себестоимости отдельных видов и единиц продукции.

Наиболее известными в настоящее время системами управленческого учета являются системы, представленные на рис. 2.1.[1]

 

Рисунок 2.1. Системы учета затрат и методы калькулирования

Себестоимости продукции (работ, услуг)

1) Позаказный метод.

Основным условием для организации позаказного учета производственных затрат является возможность выделить изготовление уникального или выполняемого по специальному заказу изделия, а также небольшой партии изделий и получить информацию не о средней, а об индивидуальной себестоимости продукции.

Позаказный метод учета себестоимости используется в мелкосерийном производстве продукции или при индивидуальном ее изготовлении (единичное производство) в соответствии с требованиями заказчика – в строительстве, авиационной и судостроительной промышленности. Позаказное калькулирование используется также на предприятиях сферы услуг при изготовлении мебели, пошиве одежды по индивидуальным заказам, ремонте автомобилей, телевизоров и т.д.

Сущность данного метода – все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты (косвенные) учитываются по местам из возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, полная фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.

Особенность учета затрат – аккумулирование затрат по каждой завершенной партии или заказу в целом, а не за промежуток времени. В течение изготовления заказа по дебету счетов учета затрат на производство ( счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы») – с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты по каждому заказу отдельно, с подразделением на прямые, относимы в дебет счетов 20 и 23, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обусловленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.

Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию по принадлежности по завершении производства заказа в дебет счетов 20 и 23 с одновременным их распределением между заказами, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально выбранной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готового заказа, т.е. суммы фактической производственной себестоимости выполнения заказа переносятся с кредита счета 20 в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи».

2) Попроцессный (попередельный) метод.

Попроцессный метод заключается в отражении всех видов прямых и косвенных затрат, связанных с выпуском и реализацией продукции, в разрезе отдельных процессов (стадий, фаз, переделов). Такая система калькулирования себестоимости характерна для производства качественно однородной продукции с непрерывным или массовым технологическим процессом.

Основу этой системы калькулирования составляет учет затрат по каждому процессу в разрезе отдельных статей с разделением учета готовой продукции и незавершенного производства. В данных условиях производства изделия переходят от одного процесса (подразделения) к другому, пока изделие не будет готово полностью. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Здесь не требуется подробной детализации затрат по каждой единице продукции. Устанавливаются контрольные счета для каждого процесса, и для каждого процесса определяются прямые и накладные расходы.

При попроцессном методе калькулирования себестоимости предполагается, что затраты на материалы осуществляются в начале производственного процесса, а затраты на обработку (добавленные затраты – сумма прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов) распределяются равномерно в течение всего производственного цикла.[2]

3) Система учета «директ – костинг».

Система неполного ограниченного включения затрат в себестоимость по признаку их зависимости от динамики объемов производства и разделения на постоянные и переменные величины называется системой direct costinq.

Переменные затраты в сумме изменяются в прямой пропорции с изменением объема производства, но рассчитанные на единицу продукции являются постоянными (сдельная заработная плата рабочих, материалы, топливо, электроэнергия на технологические нужды).

Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении объема производства, но рассчитанные на единицу продукции зависят от изменения уровня производства – амортизационных отчислений, заработной платы руководителей и т.п.

Принципиальное отличие системы «директ – кост» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. Они, как и общехозяйственные расходы, исключаются из издержек производства, что, в свою очередь, отражается на схеме построения финансового результата предприятия.

Постоянная часть общепроизводственных расходов – кредит счета 25, субсчет «Постоянные производственные расходы», вместе с общехозяйственными расходами – кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы», в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции за данный период по дебету счеты 90 «Продажи».

 «Директ - кост» имеет несколько вариантов применения:

1.                классический «директ - кост» предполагает калькулирование по прямым (основным) затратам;

2.                система переменных затрат – калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные;

3.                система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей – в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, рассчитываемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.[3]

Общим для этих вариантов является то, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость.

Задача 1. Отражение в учете операций процесса заготовления.

1. Записать в регистрационный журнал хозяйственные операции. По хозяйственным операциям определить корреспондирующие счета.

Журнал хозяйственных операций

№№

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корр. счетов

Сумма,

Тыс.руб.

Дт

Кт

1

Приняты к оплате счета поставщиков за поступившие материалы (количество по цене за единицу)

А - 30 тыс. руб.

10

60

13 500

Б - 25 тыс. руб.

10

60

9 500

В - 40 тыс. руб.

10

60

16 800

Итого

10

60

39 800

2

Начислено подрядной организации за погрузку

Материалов

10

60

1 040

3

Начислено автотранспортному предприятию за

доставку материалов

10

60

3 136

4

Перечислено с расчетного счета в погашение

задолженности поставщикам и подрядчикам

60

51

38 976

5

Отпущены в основное производство материалы(количество по цене за единицу)

А - 30 тыс. руб.

20

10

22 500

Б - 25 тыс. руб.

20

10

8 750

В - 40 тыс. руб.

20

10

11 000

Итого

20

10

42 250

6

Израсходованы на вспомогательное производство материалы (количество по цене за единицу)

А - 30 тыс. руб.

23

10

5 400

Б - 25 тыс. руб.

23

10

2 250

В - 40 тыс. руб.

23

10

3 400

Итого

23

10

11 050

7

Отнесена соответствующая сумма транспортно-заготовительных расходов на:

а) основное производство

20

10

4 479

б) вспомогательное производство

23

10

1 172

Итого

5 651

2. Открыть синтетические и аналитические счета и записать в них остатки на начало учетного периода.

Счет 51 «Расчетные счета»

Дебет                                                                                                       Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

1

83 950

 

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет                                                                                                       Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

2

9 300

Счет 10 «Материалы»

Дебет                                                                                                       Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

3

38 080

3. Отразить хозяйственные операции на счетах, дополнительно открыв счета «Основное производство» и «Вспомогательное производство».

Счет 20 «Основное производство»

Дебет                                                                                              Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

5

42 250

4 479

Итого

46 729

Счет 23 «Вспомогательное производство»

Дебет                                                                                                       Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

6

11 050

1 172

Итого

12 222

1.Составить расчет распределения транспортно – заготовительных расходов, используя формулу

% ТЗР = (Sтзп нп+ ТЗР П)/( Sтмц унп+ТМЦ УП)=4080+1040+3136/38080+39800=10,6

где:

 S ТЗР НП  - остаток транспортно – заготовительных расходов на начало периода;

ТЗР П – сумма транспортно – заготовительных расходов по поступившим материалам за период;

S ТМЦ УНП  - остаток материалов на начало периода по учетным ценам;

ТМЦ УП – стоимость поступивших за период материалов по учетным ценам.

ТЗР на остаток товара на конец месяца=24580*10,6%=2605 тыс. руб.

ТЗР к распределению=8256-2605=5651 тыс. руб.

На основное производство приходится 5651/(42250+11050)*42250 = 4479 тыс. руб.

На вспомогательное производство приходится 5651/(42250+11050)*11050= 1172 тыс. руб.

5. Подсчитать обороты и вывести остатки на открытых счетах на конец учетного периода.

№№

п/п

Наименование

аналитических счетов

Остаток на начало

Оборот за

Остаток на конец

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

1

10 "Материалы"

38080

43976

58951

23105

2

20"Основное производство"

46729

46729

3

23 "Вспом. Производство"

12222

12222

4

51 "Расчетные счета

83950

38976

44974

5

60 "Расчеты с постав и подр"

9 300

38976

43976

14 300

Итого

122 030

9 300

141903

141903

127030

14 300

6. Составить оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету «Материалы»

№№

п/п

Наименование

аналит. счетов

Остаток на начало периода

Оборот за период

Остаток на конец периода

кол-во

сумма

т. руб.

дебет

кредит

кол-во

сумма

кол-во

сумма

кол-во

сумма

1

Материал А

900

27 000

450

13 500

930

27 900

420

12 600

2

Материал Б

120

3 000

380

9 500

440

11 000

60

1 500

3

Материал В

100

4 000

420

16 800

360

14 400

160

6 400

4

Транспортно - загот.

расходы

4 080

4 176

5 651

0

2 605

Итого

1 120

38 080

1 250

43 976

1 700

58 951

560

23 105

Задача 2. Отражение в учете процесса производства

1. Открыть синтетические счета по условию и необходимые в процессе выполнения задания.

Счет 10 «Материалы»

Дебет                                                                                                       Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

1

41 400

Счет 20 «Основное производство»

Дебет                                                                                              Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

2 А

3 450

2 Б

3 260

Итого

6 710

Счет 51 «Расчетные счета»

Дебет                                                                                                       Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

3

285 120

2. Указать корреспондирующие счета по хозяйственным операциям и записать их в регистрационный журнал.

№№

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корр. счетов

Сумма, тыс.

Дт

Кт

руб.

1

Начислена амортизация основных средств:

а) используемых непосредственно на изготовление

продукции

А

20

02

6578

Б

20

02

6242

Итого

20

02

12 820

б) в цехах основного производства

25

02

1532

в) в управлении предприятием

26

02

1 025

Всего

15 377

2

Израсходованы материалы по учетным ценам:

а) на изготовление продукции

А

20

10

22500

Б

20

10

8750

Итого

20

10

31250

б) для нужд цехов основного производства

25

10

2114

в) для нужд управления предприятием

26

10

1 364

Всего

34728

3

Списаны транспортно-заготовительные расходы по

материалам, израсходованным на изготовление продукции

А

20

10

4479

Б

20

10

1172

4

Начислена оплата труда:

а) за изготовление продукции

А

20

70

22 720

Б

20

70

21 560

Итого

20

70

44 280

б) персоналу цехов

25

70

5 590

в) административно-управленческому аппарату

26

70

3 730

Всего

53 600

5

Начислено органам социального страхования и социального обеспечения от оплаты труда персонала и отнесено на:

а) изготовление продукции

А

20

69

13 859

Б

20

69

13 152

Итого

20

69

27 011

б) содержание цехов

25

69

3 410

в) заводоуправление

26

69

2 275

Всего

32 696

6

Удержан подоходный налог из оплаты труда

персонала предприятия

70

68

6 430

7

Получено с расчетного счета в кассу

50

51

47 170

8

Выдана из кассы начисленная оплата труда

70

50

46 330

9

Начислено поставщикам за электроэнергию для:

а) изготовления изделия

А

20

60

2 990

Б

20

60

2 840

Итого

20

60

5 830

б) цехов основного производства

25

60

1 340

в) конторы управления предприятием

26

60

930

Всего

8 100

10

Выпущена из производства и оприходована по плановой себестоимости продукция (количество по плановой себестоимости за единицу)

А-50 т. р.

43

20

67 500

Б-65 т. р.

43

20

70 200

11

Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности:

а) Поставщикам за электроэнергию

60

51

8 100

б) Органам соц. страхования и соц. обеспечения

69

51

32 696

в) Бюджету

68

51

6 430

Итого

47 226

12

Распределяются и списываются общепроизводственные расходы пропорционально всем основным затратам на производство продукции

А

20

25

7 338

Б

20

25

6 648

Итого

20

25

13 986

13

Распределяются и списываются общехозяйственные

расходы пропорционально всем основным затратам

на производство продукции

А

20

26

4 892

Б

20

26

4 432

Итого

20

26

9 324

14

Определена фактическая себестоимость полученной

готовой продукции А и Б и списана разница между

фактической и плановой себестоимостью

А

90-2

43

85356

Б

90-2

43

64796

Итого

150152

А

43

20

17856

Б

43

20

-5404

Итого

12452

В условии задачи отсутствует п.13 «Распределяются и списываются общехозяйственные расходы пропорционально всем основным затратам на производство продукции». В связи с тем, что по условию задачи на счете 26 отражались общехозяйственные расходы, его также как и счет 25 необходимо пропорционально списать на затраты по производству. Поэтому в журнал хозяйственных операций дополнительно введена указанная операция.

3. Открыть аналитические счета:

Счет «Производство продукции А»

Дебет                                                                                                       Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

1

6 578

10

67500

2

22500

43

17856

3

4 479

4

22 720

5

13 859

9

2 990

12

7 338

13

4 892

Итого

85356

85356

Счет «Производство продукции Б»

Дебет                                                                                                       Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

1

6 242

10

70200

2

8750

43

-5404

3

1 172

4

21 560

5

13 152

9

2 840

12

6 648

13

4 432

Итого

64796

64796

Счет «Готовая продукция А»

Дебет                                                                                              Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

10

67 500

14

85356

14

17856

Итого

85356

85356

Счет «Готовая продукция Б»

Дебет                                                                                              Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

10

70 200

14

64796

14

-5404

Итого

64796

64796

4. Отразить хозяйственные операции на открытых синтетических и аналитических счетах; подсчитать обороты и вывести остатки на конец учетного периода

№№

п/п

Наименование

аналитических счетов

Остаток на начало периода

Оборот за

Остаток на конец периода

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

1

02 "Амортизация ОС"

15 377

15 377

2

10 "Материалы"

41400

40379

1021

3

20 "Основное производство"

6710

150 152

150 152

6710

4

25 "Общепроизводственные расходы"

13 986

13 986

5

26 "Общехозяйственные расходы"

9 324

9 324

6

40 "Выпуск продукции"

7

43 "Готовая продукция"

150152

150152

8

50 "Касса организации"

47 170

46330

840

9

51 "Расчетные счета"

285120

94 396

190724

10

60 "Расчеты с поставщиками и"

8 100

8 100

11

68 "Расчеты по налогам и сборам"

6 430

6 430

12

69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

32 696

32 696

13

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

52 760

53 600

840

14

90-2 "Продажи/себестоимость продаж"

150152

150152

Итого

333230

0

620922

620922

158723

206941

5. Составить ведомость распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

№№

п/п

Наименование

аналитических счетов

Основные затраты

Общепроизводственные

расходы

Общехозяйственные

расходы

на производство

А

Б

итого

1

02 "Амортизация ОС"

6578

6242

12820

1 532

1 025

2

10 "Материалы"

21678

20572

42250

2114

1 364

3

10 "Транспортно –заготовительные расходы"

4479

1142

5621

4

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда»

22 720

21 560

44 280

5 590

3 730

5

69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

13 859

13 152

27 011

3 410

2 275

6

60"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

2 990

2 840

5 830

1 340

930

Итого

72304

65508

137812

13 986

9 324

Доля затрат продукции А в основных затратах на производство составляет: 72304 / 137812 * 100% = 52,47%.

Доля затрат продукции Б в основных затратах на производство составляет: 65508 / 137812 * 100% = 47,53%.

Общепроизводственные расходы распределяются следующим образом:

·        на изделие А: 13986 * 52.47 = 7338 тыс. руб.;

·        на изделие Б: 13986 * 47.53 = 6648 тыс. руб.

Общехозяйственные расходы распределяются следующим образом:

·        на изделие А: 9324 * 52.47 = 4 892 тыс. руб.;

·        на изделие Б: 9324 * 47.53 = 4 432 тыс. руб.

6. Определить фактическую себестоимость единицы каждого вида продукции

Фактическая себестоимость  изделия А:

6578+22500+4479+22720+13859+2990+7338+4892 = 85356 тыс. руб.

Фактическая себестоимость изделия Б:

6242+8750+1172+21560+13152+2840+6648+4432 = 64796 тыс. руб.

7. Составить расчет разницы между фактической и плановой себестоимостью по каждому виду продукции

№№

п/п

Наименование

Продукции

Выход

продукции

Плановая себестоимость, т.р

Фактическая себестоимость, т.р..

Калькуляционная  разница, т. руб.

ед.

продукции

всей

продукции

ед.

продукции

(гр.7 / гр.3)

всей

продукции

ед.

продукции

(гр.6-гр.4)

всей

продукции

(гр.7-гр.5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

А

1 350

50

67 500

63

85356

13

17856

2

Б

1 080

65

70 200

60

64796

-5

-5404

Итого

137 700

150152

12 452

8. Составить оборотные ведомости по аналитическим счетам к синтетическим счетам «Основное производство» и «Готовая продукция».

Счет «Основное производство»

Дебет                                                                                                                Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

1

12 820

10

137 700

2

31 250

43

12 452

3

5 651

4

44 280

5

27 011

9

5 830

12

13 986

13

9 324

Итого

150 152

150 152

Счет «Готовая продукция»

Дебет                                                                                                                Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

10

137 700

14

150 152

14

12 452

Итого

150 152

150 152

Задача 3. Отражение в учете процесса реализации

1. Записать в регистрационный журнал по корреспондирующим счетам хозяйственные операции за учетный период.

№№

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корр. счетов

Сумма,

Дт

Кт

руб.

1

Отгружена со склада готовая продукция иногородним

покупателям (количество штук по фактической с/с)

А

90-2

43

1 565 311

Б

90-2

43

1 016 685

Итого

90-2

43

2 581 996

2

Поступила на расчетный счет выручка за реализованную продукцию по ценам:

А - 80 руб. (25400 * 80)

51

90-1

2 032 000

Б - 100 руб. (14100 * 100)

51

90-1

1 410 000

Итого

51

90-1

3 442 000

3

Начислено транспортной организации за погрузку

реализованной продукции

44

76

4 550

4

Начислено транспортной организации за перевозку

реализованной продукции

44

76

40 963

5

Списываются на счет "Реализация продукции (работ,

услуг)" внепроизводственные расходы по сбыту

готовой продукции пропорционально ее

фактической себестоимости

А

90-2

44

27 899

Б

90-2

44

17 614

Итого

90-2

44

45 513

6

Перечислено с расчетного счета транспортной

организации в погашение задолженности

76

51

45 513

7

Выявлен и списан финансовый результат от

реализации готовой продукции

А

90-9

99

438 790

Б

90-9

99

375 701

Итого

814 491

 

2. По данным пункта 1 условия задачи открыть синтетический счет «Готовая продукция и аналитические счета к этому счету, записать на них остатки на начало отчетного периода.

Счет «Готовая продукция»

Дебет                                                                                                   Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

3

1

2 581 996

Итого

2 581 996

 

Счет «Коммерческие расходы»

Дебет                                                                                                   Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

3

4550

5

45513

4

40963

Итого

45513

45513

 

Счет «Реализация продукции (работ, услуг)»

Дебет                                                                                                   Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

5

45513

Итого

45513

 

Счет «Прибыли и убытки»

Дебет                                                                                                   Кредит

№ операции

Сумма, тыс. руб.

№ операции

Сумма, тыс. руб.

7

814491

Итого

814491

 

3. Отразить хозяйственные операции только на открытых счетах.

Операции отражены в хозяйственном журнале

4. Составить расчет распределения внепроизводственных коммерческих расходов по видам реализованной продукции.

Коммерческие расходы по реализации продукции составят:

4 550 + 40 963 = 45 513 тыс. руб.

Доля на продукцию А: 45 513 * 61.3% = 27 899 тыс. руб.

Доля на продукцию Б: 45 513 * 38.7% = 17 614 тыс. руб.

 

5. Определить полную себестоимость каждого вида реализованной продукции и финансовый результат от их реализации.

Полная себестоимость продукции А:

1 565 311 (факт. себестоимость) + 27 899 (коммерч. расходы) = 1 593 210 т.р.

Полная себестоимость продукции Б:

1 016 685 (факт. себестоимость) + 16 714 (коммерч. расходы) = 1 033 399 т.р.

 

 

№№

п/п

Наименование

Реализованной продукции

Полная себестоимость реализованной продукции

Выручка от реализации продукции

Финансовый результат

прибыль

убыток

1

А

1 593 210

2 032 000

438 790

2

Б

1 033 399

1 410 000

375 701

Итого

2 626 609

3 442 000

814 491

 

6. Подсчитать обороты и вывести остатки на открытых синтетических и аналитических счетах.

№№

п/п

Наименование

аналитических счетов

Остаток на начало

Оборот за период

Остаток на конец

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

1

43 «Готовая продукция»

150152

2581996

150152

2581996

2

44 «Расходы на продажу»

45513

45513

3

51 «Расчетные счета»

3 442 000

45513

3 396 487

4

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

45513

45513

5

90-1 «Продажи / Выручка»

3442000

3 442 000

6

90-2 «Продажи / себестоимость продаж»

2 627509

2627509

7

90-9 «Продажи / Прибыль»

814491

814491

8

99 «Прибыли и убытки»

814491

814491

Итого

150152

0

6975026

6975026

6988639

6838487

Заключение

При снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить весьма трудно. По существу, это означает, что высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет весьма сложно и в организационном, и особенно в финансовом смысле. Чем больше стоимость материальных основных средств, тем больше предприятие “увязает” в нынешней своей рыночной нише (не зря, например, гибкими считаются издательства, не имеющие собственных типографий и заказывающие изготовление тиражей книг на договорных условиях).

Мало того, повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, и снижение деловой активности предприятия выливается в умноженные потери прибыли. Остается утешаться тем, что если выручка наращивается все-таки достаточными темпами, то при сильном операционном рычаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но имеет возможность выплачивать солидные дивиденды и обеспечивать финансирование развития.

Итак, ключевым элементом операционного анализа выступает расчет точки безубыточности, порога рентабельности, запасов прочности и операционного рычага.

Операционный (производственный) леверидж, характеризующий один из аспектов предпринимательского риска. Предпринимательский (деловой) риск состоит в том, что предприятие может не получить запланированную величину операционной прибыли (до уплаты процентов и налога на прибыль). Очевидно, что такому результату может способствовать множество различных факторов: снижение спроса на продукцию, усиление конкуренции, рост цен на сырье и др. Наряду с ними увеличению операционного риска способствует высокая доля постоянных расходов предприятия в общей структуре затрат. Чем выше эти доля, тем сильнее вероятность того, что даже незначительное снижение объема продаж обернется для предприятия убытками. С другой стороны, в определенных условиях даже небольшое увеличение объема продаж приведет к резкому росту прибыли. Операционный леверидж (по-русски – эффект операционного рычага) показывает степень изменения операционной прибыли в ответ на изменение объема продаж.

Список литературы

1.                Вахрушина М. Управленческий анализ поведения затрат // Экономика и жизнь. – 2002. - № 9. – С. 27 – 30.

2.                Воронова Е.Ю. Показазный и попроцессный методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости. – 2001. - № 12. – С. 31 – 35.

3.                Ивашкевич В.Б. Сборник заданий и примеров по управленческому учету. – М.: Финансы и статистика,2000. – 80с.

4.                Карпова Т. П. Управленческий учет: Учебник для вузов/ ЮНИТИ.- М.: Аудит, 2004.-350 с.

5.                Кондратова И. Г. Основы управленческого учета.- М.: Финансы и статистика, 2004-144 с.

6.                Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в  России и за рубежом. — 2002. — № 4. — С. 32 — 53.

7.                Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.- 288 с.

8.                Маржинальный подход к ценообразованию и управленческим решениям // Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2003


[1] Вахрушина М. Управленческий анализ поведения затрат // Экономика и жизнь. – 2002. - № 9. – С. 27 – 30.

[2] Воронова Е.Ю. Показазный и попроцессный методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости. – 2001. - № 12. – С. 31 – 35.

[3] Карпова Т. П. Управленческий учет: Учебник для вузов/ ЮНИТИ.- М.: Аудит, 2004.-350 с.