Содержание
Введение. 3
1. Концепция доходов Дж. Хикса и система макропоказателей, характеризующая доходы, в СНС.. 5
2. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе. 9
3. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу) 13
4. Дифференциация доходов. 17
5. Индексация доходов. 30
Заключение. 33
Задание 45. 35
Список литературы.. 41
Введение
Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.
Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчетность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся периодические обследования задержки выплат заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.
Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах, произведенных населению, о платежах, от него полученных, на основе ведомственной отчетности. К таким данным относятся:
· баланс денежных доходов и расходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;
· данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые Государственным пенсионным фондом;
· суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создается реестр налогоплательщиков, в котором будет накапливаться и обобщаться информация, характеризующая выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством.
К основным задачам статистики при изучении доходов и расходов населения относятся:
· характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств;
· анализ дифференциации денежных доходов и потребления;
· изучение динамики денежных доходов;
· моделирование доходов, расходов и потребления населения;
· изучение влияния доходов (расходов) на потребление и другие социально-экономические показатели.
В рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платежеспособности населения как одного из важных факторов развития рынка.
Однако информация о доходах наименее достоверна из-за многообразия источников доходов, наличия неучитываемых доходов от "теневой" экономической деятельности, разрыва во времени между осуществленной деятельностью и ее оплатой, а также наличия не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению. Поэтому статистика все в большей степени сосредоточивает внимание на изучении расходов, т. е. изучает доходы через расходы населения.
Совершенствование статистической методологии по изучению доходов и расходов населения способствует расширению международных сопоставлений в этой области.
1. Концепция доходов Дж. Хикса и система макропоказателей, характеризующая доходы, в СНС
Методология изучения доходов в СНС по версии ООН – 1993 г. основана на концепции Дж. Хикса[1]. В соответствии с ней под ходом понимается максимальное количество средств, которое индивид может потратить я течение данной недели при условии, что капитальная стоимость будущих поступлений в денежном выражении сохранится прежней. Специфика концепции Дж. Хикса состоит в том, что в ней, во-первых, четко разделены понятия "доход" и "актив". Поэтому не всякая сумма поступивших денег фиксируется как доход, а только та, которую можно израсходовать на потребление. При этом имеющийся капитал (актив) остается без изменения. Однако перемена актива, например, покупка на сбережения недвижимости не рассматривается как доход. Во-вторых, сумма сбережений не равна сумме прироста денежной наличности (акций, облигаций и депозитов в банке), т. е. финансовых активов, так как их увеличение может быть результатом смены формы активов. В-третьих, прирост капитала, вызываемый случайными причинами (инфляцией, ростом стоимости земли), не рассматривается как доход.
В соответствии с концепцией выделяются два понятия дохода:
ex ante — доход предвиденный, ожидаемый, т. е. количество средств, которое может быть потрачено; при этом предполагается, что положение останется столь же хорошим, как и в начале периода;
ex post — доход, включающий непредвиденные поступления или убытки в связи с изменением условий.
Для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на макроуровне в СНС проводятся построение и анализ следующих счетов:
· первичного распределения доходов:
счета образования доходов;
счета распределения первичных доходов;
· перераспределения доходов:
счета вторичного распределения доходов;
счета перераспределения доходов в натуральной форме;
· использования доходов:
счета использования располагаемого дохода;
счета использования скорректированного располагаемого дохода.
Счет образования доходов отражает выплату первичных доходов институционными единицами-резидентами, непосредственно участвующими в производстве товаров и услуг. Первичные доходы включают:
1) доходы, получаемые институционными единицами в результате их участия в процессе производства:
· оплата труда наемных работников, поступающих в сектор домашних хозяйств,
· налоги на производство и импорт, которые получают органы госуправления,
· прибыль и смешанные доходы, которые получают домохозяйства, нефинансовые предприятия и финансовые учреждения;
2) доходы, получаемые от предоставления в пользование другим институционным единицам финансовых активов, земли и других активов, т. е. доходы от собственности:
· проценты,
· распределенный доход предприятий (корпораций):
дивиденды,
изъятия владельцами из дохода предприятий (квазикорпораций),
· реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций,
· доход от собственности, вмененный держателям страховых полисов,
· рента.
В счете образования доходов показываются первичные доходы, выплачиваемые производителями-резидентами участниками производства (кроме доходов от собственности). В счете распределения первичных доходов отражается процесс получения первичных доходов участниками производства, а также получение и выплата доходов от собственности.
В счетах вторичного перераспределения доходов отражаются процессы изменения первичных доходов и сальдо первичных доходов от собственности под влиянием различных трансфертов в денежной форме (то, как происходит перераспределение доходов в соответствии с текущей социально-экономической политикой государства). Текущие трансферты в денежной форме представляют собой перераспределительные текущие платежи и поступления, не сопровождающиеся движением товаров. К ним относятся: текущий налог на доходы и собственность; выплата страховых премий и выплаты из госбюджета на социальные нужды (пенсий, стипендий, пособий).
Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов в денежной форме, образуют располагаемый доход
РД = ПД ± ТТДЕН,
где ПД — первичные доходы;
ТТДЕН — сальдо текущих трансфертов в денежной форме.
Располагаемый доход представляет конечную сумму доходов которую можно использовать для потребления и сбережений за счет труда данного года.
Перераспределение социальных трансфертов в натуральной форме отражается на отдельном счете, в котором выявляются те расходы, которые производят органы государственного управления и некоммерческие организации в пользу домашних хозяйств. Трансферты в натуральной форме представляют собой потребление бесплатных услуг образования, здравоохранения, культуры и других социальных отраслей. Располагаемые текущие трансферты в натуральной форме образуют скорректированный располагаемый доход
СРД = РД + СТНАТ,
где СТНАТ — социальные трансферты в натуральной форме.
Таблица 5.1
Счет образования доходов РФ в 1998г.
N п/п |
Показатель |
Млрд руб. |
В % к ВВП |
1 |
Оплата труда наемных работников |
1323,4 |
49,2 |
В том числе скрытая оплата |
319.0 |
11,9 |
|
2 |
Чистые налоги на производство и импорт |
396,0 |
14,8 |
3 |
Валовая прибыль и валовой смешанный доход |
965,1 |
36,0 |
1+2+3=ВВП |
2684,5 |
100 |
В счетах использования располагаемого и скорректированного располагаемого доходов отражается конечное потребление доходов на удовлетворение потребностей домашних хозяйств, общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства и их сбережения. Для остальных секторов экономики сбережения равны располагаемому доходу.
Рассмотрим счет образования доходов и расчет ВВП распределительным методом по данным статистики РФ за 1998 г. (табл. 5-1).
Около 50% первичных доходов поступает в распоряжение домашних хозяйств, а 15% — органам государственного управления.
Таким образом, система макропоказателей, характеризующих доходы, включает:
· располагаемый доход;
· скорректированный располагаемый доход;
· валовой национальный доход, включающий первичные доходы и
доходы от собственности, полученные от "остального мира"(+), и
доходы от собственности, переданные "остальному миру"(-);
· валовой национальный располагаемый доход, включающий валовой национальный доход и сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных "остальному миру".
В международных сопоставлениях уровней развития человеческого потенциала материальная обеспеченность выступает важным условием доступности к ресурсам, необходимым для достойного существования личности: ведения здорового образа жизни; обеспечения территориальной и социальной мобильности; обмена информацией; активного участия в жизни общества.
Вместе с тем материальный стандарт жизни (персональное богатство) только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет использование таких возможностей, В качестве одной из компонент индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) используется индекс скорректированного реального ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности (ППС) в долларах США:
Индекс реального ВВП на душу в
где — натуральный логарифм;
— реальный ВВП на душу населения в ППС — фактическое значение долларов США;
— минимальное значение ВВП на душу населения в ППС, равное 100;
— мировой усредненный уровень ВВП на душу населения в ППС.
2. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из основных источников информации, характеризующих объем и состав доходов и расходов. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчетности банков и внебюджетных социальных фондов, Достоинствами данного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учет финансовых операций, связанных с населением.
Баланс денежных доходов и расходов содержит доходную и Расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из различных источников на базе статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг поданным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением.
Схема баланса денежных доходов и расходов населения
Доходы |
Расходы и сбережения |
|
1. Оплата труда. |
1. Покупка товаров и оплата услуг. |
|
2. Доходы наемных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда. |
2. Обязательные платежи и добровольные взносы: а) налоги и сборы; 6) платежи по страхованию; в) взносы в общественные и кооперативные организации; г) возврат ссуд; д) приобретение лотерейных билетов; е) проценты за товарный кредит; ж) обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд. |
|
3. Дивиденды. |
||
4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства. |
||
5. Пенсии и пособия. |
||
6. Стипендии. |
||
7. Поступления от финансовой системы (страховые возмещения, проценты по вкладам, выигрыши по лотереям и др.). |
||
3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. |
||
8. Доходы населения от продажи иностранной валюты. |
||
9. Прочие поступления: а) от продажи вещей через комиссионные магазины; б) от продажи утильсырья, металлолома и др. |
4. Покупка жилых помещений. |
|
5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты. |
||
6. Деньги, отосланные по переводам. |
||
10. Деньги, полученные по переводам. |
||
Всего денежных доходов |
Всего денежных расходов и сбережений |
|
Превышение расходов |
Превышение доходов |
|
над доходами |
над расходами |
|
Баланс |
Баланс |
Балансирующая статья "Превышение доходов над расходами" или "Превышение расходов над доходами" в целом по России характеризует соответственно увеличение или уменьшение остатка наличных денег на руках у населения.
Современный баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой модификацию традиционной балансовой работы, выполняющейся длительное время в рамках баланса народного хозяйства. В этой связи используемая методология расчета не соответствует требованиям, предъявляемым при изучении доходов в СНС. В частности, в балансе смешиваются понятия дохода и актива. К движениям активов относятся покупка жилых помещений, расходы на приобретение иностранной валюты, деньги, отосланные по переводам[2] .
Данные баланса являются инструментом финансового регулирования наличного денежного обращения и не могут рассматриваться в качестве оценки доходов населения. Однако на региональном уровне именно от показателя доходов на основе баланса зависят тарифы на такие услуги, как жилищно-коммунальное обслуживание и цены на билеты в городском муниципальном транспорте.
На основе баланса денежных доходов и расходов населения рассчитываются и публикуются следующие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:
• денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты и пр.;
• денежные расходы и сбережения населения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
• располагаемые денежные доходы населения, определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей и взносов;
• реальные располагаемые денежные доходы, вычисляемые делением располагаемых денежных доходов на индекс потребительских цен.
Кроме перечисленных показателей госстатистика строит следующие показатели доходов на основе данных статистической отчетности:
• среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики, рассчитываемую делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднемесячную численость работающих. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются а фонд заработной платы и среднюю заработную плату;
• средний размер назначенной месячной пенсии одного пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" {1993 г.), исчисляемый делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров;
• реальную начисленную заработную плату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекс потребительских цен (ИПЦ);
• реальный размер назначенных месячных пенсий, получаемый делением назначенной пенсии на ИПЦ.
Динамика рассмотренных показателей, характеризующих, доходы населения, представлена в табл. 5.5.
Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа. Сравнивая динамику реальных денежных с реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризовать рост (ослабление) налоговой нагрузки на доходы населения при опережении (отставании) индекса по первому показателю над вторым.
Таблица 5.5[3]
Динамика реальных денежных доходов населения РФ за 1995 — 1998 гг.
(в % к предыдущему году)
Показатель |
1995г. |
1996г. |
1997 г. |
1998 г. |
|
Реальные денежные доходы |
84 |
99,6 |
106.4 |
81,5 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы |
84,9 |
99.3 |
105,8 |
105 |
|
Реальная начисленная заработная плата |
72 |
106 |
105 |
87 |
|
Реальный размер назначенной месячной пенсии |
87 |
109 |
103 |
60 |
|
ИПЦ, в % к декабрю предыдущего года |
в 2.3 раза |
121,8 |
110 |
184,1 |
|
Данные баланса денежных доходов и расходов населения широко используются в последующих расчетах показателей дифференциации доходов населения, уровня бедности и дефицита доходов и при моделировании распределения населения по среднедушевому доходу. Среднедушевой денежный доход вычисляется делением общей суммы денежных доходов населения за год на среднегодовую численность наличного населения.
3. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
Распределение населения по среднедушевому денежному доходу имеет правостороннюю асимметрию и может быть одно-модальным (похожим на одногорбого верблюда) или бимодальным (похожим на двугорбого верблюда). В России бимодальное распределение появилось в области высоких денежных доходов, что свидетельствует о дифференциации среди высокодоходных групп населения. При образовании и стабилизации "среднего класса" бимодальность в распределении населения по доходу исчезает.
В настоящее время в России ведется поиск оптимальной модели для математического описания распределения населения по среднедушевому доходу в условиях переходной и рыночной экономики. Госкомстатом России строится логарифмически нормальная модель (ЛНМ). Однако имеются примеры использования других моделей: динамической модели, основанной на уравнении Фоккера-Бланка, "смеси" из двух бета распределений, гамма-распределение, кривая Роджерса и др. В странах Западной и Восточной Европы при математическом описании распределения по доходам использовалась "смесь" из логнормального распределения для основной части населения и распределения Парето для высокодоходных групп населения.
Рассмотрим основные принципы построения логарифмически нормальной модели (ЛНМ) распределения и модели распределения Парето.
Логарифмически нормальным называется распределение случайной величины , натуральный логарифм которой () подчинен нормальному закону распределения. В основе ЛНМ лежит мультипликативный (умножающий) процесс формирования случайных величин, при котором действие каждого добавочного фактора на случайную величину пропорционально ранее достигнутому его уровню (распределение по размеру среднедушевого дохода, суммы вкладов и др.).
Построение ЛНМ распределения населения по среднедушевому денежному доходу включает:
1. Расчет основных характеристик ЛНМ.
1.1 Расчет средней из логарифмов среднедушевых доходов, которая принимается равной логарифму среднедушевого денежного дохода () по данным баланса денежных доходов и расходов населения Центрального банка РФ,
и среднедушевых денежных доходов по выборке бюджетов домашних хозяйств
где — середина i-гo интервала по доходу в распределении населения по денежному доходу;
— частость, т. е. удельный вес населения, имеющего доходы в i-м интервале распределения;
— средняя численность населения;
— среднеквадратическое отклонение In x.
1.2. Расчет дисперсии из логарифмов среднедушевых доходов, которая находится по выборке бюджетов домашних хозяйств,
2. Определение теоретических частот на основе функции плотности логнормального распределения:
рассчитываются значения переменных
на основе таблицы и интеграла вероятностей Лапласа находятся
и вычисляются теоретические частоты
где — логарифм верхней границы интервала по среднедушевой денежному доходу.
Относя частоты в каждом интервале к средней численности населения N, получаем теоретические частости .
3. Сравнение частостей фактического распределения по выборке бюджетов домохозяйств с теоретическими частостями ЛНМ () обобщается в величине критерия
Сопоставление с табличным значением при уровне значимости (обычно = 0,05) и числе степеней свободы (где - число групп в распределении по среднедушевому доходу) позволяет сделать выводы:
а) если , различия в сравниваемых распределениях статистически незначимы, в этом случае ЛНМ распространяется на генеральную совокупность населения;
б) если имеются статистически значимые различия между распределением населения по среднедушевому доходу по данным выборки бюджетов домохозяйств и распределением по доходам всего населения, проживающего на изучаемой территории.
Рассмотрим модель Парето как наиболее распространенную при описании распределения числа лиц, обладающих данным или большим доходом. Модель может быть представлена функцией следующего вида:
где — среднедушевой доход,
— кумулятивное число лиц, имеющих дохода или больший доход (накопление частот проводится снизу вверх, т. е. по мере убывания доходов (здесь — численность выборки домохозяйств (населения);
— параметры уравнения.
График функции Парето представлен на рис. 5.1.
С повышением среднедушевого дохода число лиц, доход которых равняется или превышает какое-либо значение, понижается сначала быстро, а затем медленнее и, наконец, стабилизируется. В логарифмической форме функция имеет вид:
Рис. 5.1. Распределение доходов по модели Парето
Параметры уравнения Парето определяются методом наименьших квадратов (МНК):
4. Дифференциация доходов
Изучение социальной дифференциации населения составляет одну из актуальных задач статистики, тем более что становление рыночных отношений в экономике объективно углубляет социальное расслоение общества. Еще У. Черчилль, сравнивая капитализм и социализм, утверждал, что капитализм — несправедливое распределение благ, зато социализм — справедливое распределение нищеты.
В части доходов дифференциация населения представляет собой объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения. Она есть результат комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Учитывая важное место в совокупных доходах населения денежной оплаты труда, их дифференциация близка к дифференциации заработной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различия в потреблении населением товаров и услуг, т. е. в его уровне жизни.
Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет т.д.). В статистике бюджетов домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на члена домохозяйства. Среди работающих за основу берется среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работников, занятых неполные рабочий день или неделю, и учеников).
Для изучения дифференциации доходов и потребления населения проводятся перегруппировки домохозяйств:
• по децильным группам — выделяются десять групп, в каждой группе по 10% домохозяйств;
• по квинтильным группам — пять групп, в каждой группе по 20% населения;
• по покупательной способности населения — по группам, кратным величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25 (или из 31) наименований продуктов питания.
По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский расход и его структура; средний размер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (в расчете на 100 домохозяйств); показатель покупательной способности денежных доходов (денежный доход, деленный на среднюю цену покупки данного товара).
На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:
1. Обобщающие показатели распределения: модальное значение дохода, медианное значение дохода и средний доход.
2. Показатели структуры распределения дохода: квартильный уровень дохода (нижний и верхний), децильный и другие возможные уровни дохода (нижние и верхние), доля квартильных, децильных и других групп населения (домохозяйств) по уровню дохода в денежном доходе общества, средний доход по выделенным группам населения.
3. Коэффициенты дифференциации доходов населения, устанавливающие размер повышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.
К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов, при их расчете используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини).
Рассмотрим порядок изучения дифференциации доходов населения, который включает:
• расчет децильного коэффициента дифференциации;
• проведение перегруппировки населения по квинтильным группам;
• расчет коэффициента Джини и построение кривой Лоренца;
• проведение перегруппировки населения по покупательной способности;
• построение коэффициента контрастов,
Покажем анализ дифференциации доходов населения на следующем примере распределения населения по среднедушевому денежному доходу (табл. 5.7).
Для расчета децильного коэффициента дифференциации необходимо вычислить крайние (первый и девятый) децили. Под децилем понимается варианта, которая делит ранжированную по доходам совокупность на десять равных по объему групп (). По сгруппированным данным рассчитываются децили:
Таблица5.7[4]
Распределение населения по среднедушевому денежному доходу
Среднедушевой денежный доход |
Совокупный доход. |
|||||||
, руб. |
в % к итогу |
|
||||||
Все население, % |
100 |
0 |
9310 |
100 |
|
|||
В том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, руб. |
||||||||
до 400 |
15,1 |
15,1 |
300 |
4530 |
4,9 |
4,9 |
|
|
400,1-600 |
19,0 |
34.1 |
500 |
9500 |
10.2 |
15,1, |
|
|
600.1-800 |
17,2 |
51,3 |
700 |
12040 |
12,9 |
28,0 |
|
|
800,1—1000 |
13,3 |
64,6 |
900 |
11970 |
12,9 |
40,9 |
|
|
1000,1-1200 |
9.8 |
74,4 |
1100 |
10780 |
11,6 |
52.5 |
|
|
1200.1-1600 |
12,0 |
86,4 |
1400 |
16800 |
18.0 |
70.5 |
|
|
1600,1-2000 |
6.1 |
92,5 |
1800 |
10980 |
11.8 |
82.3 |
|
|
свыше 2000 |
7,5 |
100 |
2200 |
16500 |
17,7 |
100 |
|
|
Примечание. . |
||||||||
где — i-й дециль;
— номер дециля, (рассчитываются девять децилей); — нижняя граница интервала, содержащая
i-й дециль (определяется по накопленным частостями);
— величина интервала по доходу;
— коэффициент, соответствующий номеру дециля: для для , при ;
— объем совокупности (общая численность населения);
— накопленная частость в интервале, предшествующем интервалу, содержащему i-й дециль;
— частость интервала, содержащего i-й дециль.
На основе данных табл. 5.7 первый дециль расположен в первом интервале
Первый дециль 332,55 руб. характеризует максимальный доход 10% наименее состоятельного населения. Девятый дециль, расположенный в предпоследнем интервале,
характеризует минимальный доход 10% наиболее состоятельного населения.
Далее рассчитывается
Коэффициент дифференциации доходов (децильный) =
показывающий, что в 5,5 раза минимальный доход 10% наиболее состоятельного населения превышает максимальный доход 10% наименее состоятельного населения,
Коэффициент фондов (соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых крайних децильных групп населения или их долями в общем объеме доходов) вычисляется по не сгруппированным данным.
Недостаток децильного коэффициента дифференциации и коэффициента фондов заключается в частичном использовании информации распределении населения по доходам только в рамках крайних децильных групп. Для изучения дифференциации доходов по всему распределений проводится перегруппировка населения по квинтильным группам, объединяющим по 20% населения. По каждой выделенной группе вычисляется доля в совокупном доходе.
Покажем на примере расчет квинтилей (К), делящих совокупность на пять равных частей (квинтилей четыре):
характеризует максимальный доход 20% бедного населения
характеризуют минимальный доход 20% наиболее состоятельного населения. Значения квинтилей показывают границы интервалов, в каждом из которых сосредоточено по 20% населения. В тех же границах рассчитываются накопленные частости совокупного дохода:
такой долей совокупного дохода располагают 20% наименее бедного населения;
накопленная частость — такой долей совокупного денежного дохода располагают 40% населения с низкими доходами;
Приведенные расчеты квинтилей и накопленных частости денежного дохода оформим в табл. 5.8.
На основе полученных данных дифференциация доходов отражается наиболее наглядно: 20% бедного населения располагают 7,8% совокупного денежного дохода общества, а 20% богатого населения — 39,1% совокупного денежного дохода.
Показатели дифференциации, обобщающие все распределение населения по доходам, включают коэффициенты концентрации доходов Лоренца и Джини. Они относятся к системе оценок, известной как методология Парето—Лоренца—Джини, широко используемой в зарубежной социальной статистике. Итальянский экономист и социолог В. Парето (1848—1923) обобщил данные некоторых стран и установил, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, названная Законом Парето. Американский статистик и экономист О, Лоренц (1876—1959) развил этот закон, предложив его графическое изображение в виде кривой, получившей название "кривая Лоренца" (рис. 5.2).
Таблица5.8
Распределение денежного дохода по 20% к группам населения
Квинтильная группа населения |
к итогу |
Накопленная частость денежного дохода |
Доля дохода к итогу |
||
Денежный доход всего |
1.0 |
1,000 |
0,200 |
0,4492 |
|
В том числе по 20%-ным группам населения: |
|||||
Первая группа (с наименьшими доходами) |
0.2 |
0,078 |
0,0156 |
0.01 |
56 |
Вторая группа |
0,2 |
0.195 |
0,117 |
0.0234 |
0.0390 |
Третья группа |
0,2 |
0,364 |
0,169 |
0.0338 |
0,0728 |
Четвертая группа |
0.2 |
0.609 |
0,245 |
0,0490 |
0,1218 |
Пятая группа |
0,2 |
1,000 |
0,391 |
0,0782 |
0,2000 |
Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации по группам. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых, соединяющие точки, соответствующие накопленным частостям и нарастающим процентам дохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эта линия отличается от диагонали (чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация.
Очевидно, в конкретных случаях нельзя ожидать ни абсолютно равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения. Абсолютное неравенство — тот гипотетический случай, когда все население, за исключением одного человека (одной семьи), не имеет доходов, а этот один (одна семья) получает весь доход.
Рис. 5.2. Кривая Лоренца
Пример построения графика Лоренца:
накопленная частость населения (ось абсцисс) — 0,20,40,60,80,100;
накопленная частость доходов (ось ординат): при абсолютном равенстве — 0, 20, 40, 60,80, 100;
при абсолютном неравенстве — по оси ординат должно бы 0,0,0,0.0, 100; фактически оказалось 8; 20; 36; 61; 100.
Коэффициент Лоренца как относительная характеристика и равенства в распределении доходов
где — доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;
— доля населения, принадлежащая i-й социальной группе в общей численности населения;
— число социальных групп.
Экстремальные значения коэффициента Лоренца: в случае полного равенства в распределении доходов; — при полном неравенстве.
По данным табл. 5.8 коэффициент Лоренца
т. е. распределение доходов близко к равномерному.
Об относительном неравенстве в распределении дохода может свидетельствовать доля площади отклонения от равномерного распределения (абсолютного равенства, т. е. площади сегмента, образуемого кривой Лоренца и диагональю квадрата, в половине площади этого квадрата).
Коэффициент Джини (по имени его автора, итальянского статистика и экономиста К. Джини (1884—1965))
где — кумулятивная доля дохода.
Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства. Рассчитать коэффициент можно по данным табл. 5.8
Коэффициент Джини по России составил: в 1992 г. — 0,289; в 1993 г. — 0,398; в 1994 г. — 0.409; в 1995 г. — 0,381; в 1998 г. — 0,379. Общее повышение коэффициента за 1992 — 1998 гг. свидетельствует об усилении неравенства в распределении совокупного дохода в обществе.
Еще один измеритель дифференциации доходов, в более широком смысле — и социального неравенства, был предложен в 1970 г. британским экономистом А. Аткинсоном и в современной экономической литературе получил название индекса Аткинсона, В основу индекса Аткинсона положено понятие эквивалентного дохода , т. е. наименьшего совокупного среднедушевого дохода, который при равномерном распределении доходов привел бы к той же величине общественного благосостояния, что и при существующем неравенстве доходов. Общественное благосостояние, в свою очередь, определяется как сумма индивидуальных полезностей членов общества:
где — индивидуальные функции полезности, которые в индексе Аткинсона зависят только от дохода индивида и представляют собой соотношения:
(здесь — доход i-го индивида: — константа).
Учет при построении индекса Аткинсона таких категорий, как общественное благосостояние и функции полезности, позволяет интерпретировать этот показатель как меру социального неравенства. Однако тот факт, что индивидуальные функции полезности зависят только от дохода, приводит к тому, что в эмпирических расчетах социальное неравенство сводится по существу к неравенству доходов населения.
В соответствии с определением эквивалентного дохода имеем:
Отсюда (с учетом вида индивидуальной функции полезности)
или
Индекс Аткинсона определяется как
где — среднедушевой доход.
Слагаемое, которое в этом индексе вычитается из 1, характеризует долю эквивалентного уровня дохода в среднедушевом доходе. Иными словами, это слагаемое показывает, какую долю совокупного дохода составляет доход, равномерное распределение которого среди всех членов общества позволило бы достигнуть существующего в обществе уровня благосостояния. В последней формуле это слагаемое представляет собой степенную взвешенную среднюю из долей дохода каждой группы в среднем доходе. Поскольку ряды распределения населения по уровню дохода обычно имеют правостороннюю асимметрию, то наибольший удельный вес в ряде распределения будут иметь доли , вследствие чего средняя доля будет также меньше 1. При полном равенстве доходов все отношения были бы равны 1, а индекс Аткинсона был бы равен 0. Итак, индекс Аткинсона есть относительное (в долях совокупного богатства) выражение той цены, которую общество платит за существующий уровень социального неравенства.
Основной недостаток индекса Аткинсона состоит в том, что задать значение параметра недостаточно сложно, и однозначного (а тем более формализованного) решения этой проблемы найти нельзя. С помощью этого параметра индекс Аткинсона позволяет учитывать значимость для общества неравенства в распределении общественного богатства. Если общество абсолютно индифферентно к существующему неравенству, то е = 0. В этом случае значение индекса Аткинсона также равно 0, поскольку средняя доля дохода каждой группы в среднедушевом доходе рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной и принимает значение 1. Если же, напротив, общество волнует единственная проблема — социальное неравенство, параметр е устремляется к бесконечности. В соответствии с правилом мажорантности средних с ростом е (при прочих равных условиях) средняя доля дохода каждой группы в среднедушевом доходе будет уменьшаться и при устремлении е к бесконечности стремиться к нулю. Таким образом, в гипотетической ситуации, когда общество беспокоится исключительно о проблемах перераспределения дохода, положении низкодоходных слоев населения и снижении неравенства, индекс Аткинсона будет близок к 1. Любое другое его значение в промежутке от 0 до 1 определяет значимость для общества процессов перераспределения в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В табл. 5.9 приводятся значения индекса Аткинсона, рассчитанные по данным о распределении населения по среднедушевому денежному доходу в 1995 г., для различных значений е. Например, при е = 1,5 выгода, полученная от перераспределения дохода в пользу его равномерного распределения в 1995 г., была бы эквивалентна росту общего дохода на 0,281, или на 28,1%.
Таблица 5.9
Индекс Аткинсона для рядов распределения населения России
по среднедушевому денежному доходу
Средний доход в 1995 г., руб. |
489,675 |
Индекс Аткинсона |
|
е=0,0 |
0,000 |
e=0,5 |
0,112 |
е=1,5 |
0,281 |
е=2,0 |
0,357 |
е=3,0 |
0,486 |
е=5,0 |
0,652 |
Наряду с использованием квинтильной шкалы применяются интервалы дохода, кратные величине прожиточного минимума (ПМ). В результате получается распределение населения по группам с одинаковой покупательной способностью (табл. 5.10).
В каждую выделенную группу включены домашние хозяйства с одинаковой покупательной способностью. Большая часть населения имела среднедушевые доходы ниже 1,5 прожиточного минимума
На основе приведенных данных вычисляются:
• коэффициент контрастов по численности населения как отношение доли населения в крайних группах. По данный табл. 5.10 этот коэффициент составляет: 1,1/22,8 = 0,048;
• коэффициент контрастов по среднедушевым доходам как or ношение доли доходов в высшей и низшей группах. По данным табл. 5.10 этот коэффициент составляет: 498,5/48,8 =10.215;
Таблица 5.10
Структура распределения населения и домашних хозяйств
по покупательной способности (1994 г.)
Доход |
Численность в % к итогу |
денежный доход в месяц, тыс. руб. |
||
домашних хозяйств |
населения в них |
|||
0,5—1 ПМ |
17,8 |
22.8 |
48,8 |
|
1 ПМ |
10.6 |
12,0 |
75,5 |
|
1 ПМ — 1,5 ПМ |
21.4 |
22,1 |
98,0 |
|
1,5ПМ—2ПМ |
19.7 |
19,1 |
132,2 |
|
2 ПМ - 3 ПМ |
14 8 1 W |U |
16.7 |
184,2 |
|
ЗПМ-5ПМ |
8.8 |
6,2 |
279,8 |
|
5 ПМ и более |
1,9 |
1.1 |
498,5 |
|
Итого |
100.0 |
100,0 |
114,4 |
• общий коэффициент контрастов, равный произведению названных коэффициентов; он достигает: 0,048*10,215 = 0,493.
Рассмотренные показатели дифференциации (и простые, и более сложные) дают довольно грубую оценку дифференциации, неадекватно реагируя на ее изменения во времени. В них недостает и экономической определенности получаемых оценок в распределении доходов, предполагающей четкое выделение малообеспеченного, среднеобеспеченного и высокообеспеченного населения.
5. Индексация доходов
Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация — прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения — основная форма социальной защиты населения,
Индексация — это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки Доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринимательской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.
Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (см. главу 6). При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен — функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.
Механизм индексации доходов населения, заложенный Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 24 декабря 1991 г., не остается неизменным. В соответствии с законом была введена "дифференцированная схема" индексации, по которой доход (пенсия) повышался частями.
Начиная с февраля 1992 г. Правительство РФ установило к пенсиям компенсационные выплаты, определяемые в одинаковы для всех пенсионеров фиксированных суммах, рассчитываемая с учетом роста цен. В частности, в ноябре 1993 г. была установлена компенсационная выплата в размере 11 700 руб. в месяц, за тем сумма была увеличена в феврале 1994 г. до 19 700 руб., с февраля 1995 г. назначена сумма компенсации 39 360 руб., с августа того же года — 50 тыс. руб.
Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 1993 г. процентные ставки (до востребования — до 40% годовых, по срочным вкладам — до 80%. на детей со сроком хранения вкладов свыше 10 лет — до 120%) не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10 раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б—8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40 до 10% годовых). По срочным вкладам — с 12 до 9% ежемесячно, целевой вклад на детей — со 190 до 170% годовых и т. д. С ноября 1996 г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6 раза. Основная причина — снижение темпов инфляции с 4,1 % в январе до 0,3% в сентябре 1996 г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 1997 г.
В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).
В зарубежных странах принят широкий диапазон дифференциации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому процентная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируются в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирования сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7 до 9,2%, Англии — от 3.0 до 11,2%, Франции— от 4,5 до 7,5% годовых.
Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсационных выплат владельцам сбережений.
Заключение
В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.
В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных Фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия. Португалия. Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т. е. применяется метод компенсации.
Периодичность индексации заработной платы: в США — 4 раза в год. в Италии — 1 раз в год. в Бельгии и Люксембурге — ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других — шкала процентов (в США, Бельгии, Люксембурге, Швеции, Испании).
В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять свое значение. Заработная плата все больше ставится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40—50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т. д. В частности, практик чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.
Задание 45
1. Имеются следующие данные о денежных доходах и расходах населения района по данным обследования домашних хозяйств, млн. руб.:
Показатель |
Базисный год |
Отчетный год |
А |
1 |
2 |
Денежные доходы: |
||
Оплата труда |
3 296 |
4 120 |
Социальные трансферты |
1 234 |
1 397 |
Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. |
2 570 |
5 383 |
Денежные расходы: |
||
Покупка товаров и оплата услуг |
4 875 |
7 540 |
Оплата обязательных платежей и разнообразных взносов |
468 |
720 |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах |
347 |
530 |
На покупку валюты |
990 |
1 540 |
Средний индекс потребительских цен на товары и услуги |
1,0 |
1,22 |
Численность занятого населения, тыс. чел |
580 |
425 |
Определить для населения района:
1) номинальные и располагаемые денежные доходы;
2) денежные расходы;
3) прирост денег на руках у населения;
4) структуру номинальных доходов и расходов населения (представить в виде таблицы);
5) удельный вес расходов в денежных доходах населения;
6) реальные располагаемые денежные доходы;
7) индекс покупательной способности рубля;
8) индексы средней номинальной и реальной заработной платы.
Результаты расчетов представить в виде таблицы. Сделайте выводы.
Показатель |
Базисный год |
Отчетный год |
Денежные доходы (млн. руб.): номинальные |
7 100 |
10 900 |
располагаемые |
6 105 |
9 650 |
Денежные расходы (млн. руб.) |
6 680 |
10 330 |
Прирост денег на руках у населения (млн.руб.) |
420 |
570 |
Удельный вес расходов в денежных доходах населения (%) |
94 |
94,77 |
Реальные располагаемые денежные доходы (млн. руб.) |
6 105 |
7910 |
Индекс покупательной способности рубля (%) |
100 |
82 |
Индекс средней номинальной заработной платы |
125 %, т.е. номинальная зарплата возросла на 25 % |
|
Индекс средней реальной заработной платы |
102,45 %, т.е. реальная заработная плата возросла на 2,45 % |
Структура номинальных денежных доходов и расходов
населения района (млн. руб.):
Показатель |
Базисный год |
Отчетный год |
Номинальные денежные доходы – всего |
7 100 |
10 900 |
В том числе: |
||
Оплата труда |
3 296 |
4 120 |
Социальные трансферты |
1 234 |
1 397 |
Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. |
2 570 |
5 383 |
Денежные расходы – всего |
6 680 |
10 330 |
В том числе: |
||
Покупка товаров и оплата услуг |
4 875 |
7 540 |
Оплата обязательных платежей и разнообразных взносов |
468 |
720 |
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах |
347 |
530 |
На покупку валюты |
990 |
1 540 |
2. Потребление товаров и услуг населением района характеризуется показателями:
Виды товаров и услуг |
Стоимость товаров и услуг во II квартале в текущих ценах, млн. руб |
Средний индекс II квартала к I кварталу, % |
|
цен |
Объема продаж в сопоставимых ценах |
||
Продовольственные товары |
216 |
120 |
90 |
Непродовольственные товары |
345 |
115 |
80 |
Платные услуги |
126 |
150 |
60 |
Определить:
1) общий индекс цен на товары и услуги;
2) индекс покупательной способности рубля;
3) общий индекс физического объема продажи товаров и услуг в сопоставимых ценах;
4) общий индекс товарооборота;
5) абсолютный прирост (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен и объема продажи по каждому виду товаров и услуг и в целом по всем видам;
6) результаты расчетов представьте в таблице; дайте анализ исчисленных показателей и сделайте выводы.
Решение
1. По условию задачи индивидуальные индексы цен по видам товаров и услуг имеют следующие значения:
Подсчитаем общий индекс цен на товары и услуги по формуле Пааше, преобразовав её в тождественную ей формулу среднего гармонического индекса цен:
или 121,81 %.
Он показывает, что уровень цен на товары и услуги, реализованные во II квартале, возрос на 121,81-100=21,81 %.
2. Найдём индекс покупательной способности рубля по формуле:
или 82,1 %.
Он показывает, что покупательная способность рубля во II квартале снизилась на 100-82,1=17,9 %.
3. По условию задачи индивидуальные индексы объёма продажи по видам товаров и услуг в сопоставимых ценах имеют следующие значения:
Найдём индекс физического объёма продажи товаров и услуг в сопоставимых ценах по формуле среднего гармонического взвешенного индекса физического объёма продукции:
или 78,88 %.
Он показывает, что физический объём продажи товаров и услуг снизился во II квартале по сравнению с I кварталом на 100-78,88=21,12 %.
4. Найдём общий индекс товарооборота по формуле:
или 96,08 %.
Он показывает, что стоимость товаров и услуг во II квартале по сравнению с I кварталом уменьшилась на 100-96,08=3,92 %.
5. Подсчитаем абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен и объёма продаж по каждому виду товаров и услуг и в целом по всем видам.
6. Для этого построим таблицу, где:
§ - стоимость товаров и услуг во II квартале в текущих ценах, млн. руб.;
§ - средний индекс цен II квартала к I кварталу;
§ - средний индекс объёма продажи II квартала к I кварталу в сопоставимых ценах;
§ - стоимость товаров и услуг во II квартале в сопоставимых ценах, млн. руб. (гр. 1 : гр. 2);
§ - стоимость товаров и услуг во I квартале в ценах I квартала (базисных), млн. руб. (гр. 4 : гр. 3);
§ (гр. 1 - гр. 4) – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен, млн. руб.;
§ (гр. 4 - гр. 5) – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие изменения объёма продажи, млн. руб.;
§ ( гр. 6 + гр. 7) – абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие совместного действия обоих факторов (изменения цен и объёма продаж), млн. руб.
Виды товаров и услуг |
||||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Продовольственные товары |
216 |
1,20 |
0,90 |
180 |
200 |
36 |
-20 |
16 |
Непродовольственные товары |
345 |
1,15 |
0,80 |
300 |
375 |
45 |
-75 |
-30 |
Платные услуги |
126 |
1,50 |
0,60 |
84 |
140 |
42 |
-56 |
-14 |
å |
687 |
1,218 |
0,788 |
564 |
715 |
123 |
-151 |
-28 |
Вывод:
§ рост цен на товары и услуги на 123 млн. руб.;
§ сокращение объёма продаж товаров и услуг на 151 млн. руб.;
привели к снижению стоимости товаров и услуг во II квартале по сравнению с I кварталом на 28 млн. руб.
Список литературы
1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 463 с.;
2. Практикум по статистике: Учебное пособие для вузов / Под редакцией В.М. Симчеры / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. – 259 с.
3. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. Учебное пособие. – М.: 1999. – 224 с.
4. Волкова Г., Мигранова Л., Ромашевская Н. Вопросы методики оценки дифференциации доходов населения // Вопросы статистики. – 1997. - № 2. – с. 30-36.
5. Колотушкин В., Белкин В., Белкина Н. Зарплата как зеркало результатов труда // Чел. и труд. – 2001. - № 3. – с. 75-77.
6. Кокин Ю. Основы политики доходов и заработной платы на перспективу // Чел. и труд. – 2000. - № 12. – ч. 58-60; 2001. - № 1.
7. Политика доходов и заработной платы. Учебник / Под ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2000. – 456 с.
8. Российский статистический ежегодник. 1999: Статистический сборник. —М.: Госкомстат России, 1999.
9. Социальное положение и уровень жизни населения России. 1999. Статистический сборник — М.: Госкомстат России. 1999.
10. Методологические положения по статистике. Вып. 1, —м.: Госкомстат России,1996.
11. Хикс Дж. Стоимость и капитал. — М.: Прогресс, 1993.
[1] См.: Хикс Дж. Стоимость и капитал. — М.: Прогресс, 1993.
[2]См.: Методологические положения по статистике. Вып. 1, —м.: Госкомстат России,1996.—С.68,70.
[3] Социальное положение и уровень жизни населения России. 1999. Статистический сборник — М.: Госкомстат России. 1999.—С. 101, 104, 107.242
[4] Российский статистический ежегодник. 1999: Статистический сборник. —М.: Госкомстат России, 1999. — С. 155.