Содержание

Введение.................................................................................................................. 3

1. Понятие и сущность кредитной системы........................................................... 4

2. Эволюция кредитной системы России............................................................... 8

2.1. История развития кредитных систем зарубежных стран......................... 8

2.2. Кредитная система дореволюционной России.......................................... 9

2.3. Кредитная система СССР........................................................................ 17

3. Современная кредитная система Российской Федерации............................... 25

Заключение............................................................................................................ 33

Список использованной литературы................................................................... 35

Введение

Переход к рыночным методам хозяйствования в Российской Федерации существенно меняет роль финансово-кредитных рычагов в экономике. От эффективности денежно-кредитной политики государства зависит состояние экономики страны. Финансовое положение предприятия определяет его конкурентоспособность и перспективы роста. В свою очередь финансовое положение предприятия во многом зависит от умения управлять финансами и кредитом. Практика показывает, что причиной банкротства многих российских предприятий является неэффективный финансовый менеджмент, точнее, его отсутствие. Все вышеуказанное подтверждает актуальность изучения финансов и кредита.

Изучение современной модели кредитных отношений России поможет менеджерам правильно ориентироваться в современной экономической политике, принимать решения, адекватные экономической ситуации в стране.

Кредитная система как совокупность финансово-кредитных институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Основой кредитной системы исторически являются банки.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

1. Понятие и сущность кредитной системы

Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов.

Это определение состоит из двух частей:

-         совокупность кредитных отношений,

-         совокупность функционирующих кредитно-финансовых институтов.

Совокупность кредитных отношений - это совокупность кредитных и расчетно-платежных отношений, базирующихся на конкретных формах и методах кредитования. В свою очередь, совокупность кредитно-финансовых институтов представлена банками, страховыми компаниями, пенсионными фондами и др.

Первое понятие связано с движением ссудного капитала в виде различных форм кредита (коммерческого и банковского). Второе понятие означает, что кредитная система через свои институты аккумулирует свободные денежные средства и направляет их заемщикам (государству, предприятиям, населению).

Кредитная система включает два уровня кредитно-финансовых институтов. Первый уровень - государственные кредитно-финансовые институты (КФИ) или КФИ, находящиеся под сильным влиянием государства (государство либо имеет кот рольный пакет в капитале КФИ, либо гарантирует обязательства КФИ). Второй уровень - негосударственные кредитно-финансовые институты.

Современная кредитная система включает три типа кредитно-финансовых институтов:

-         банки;

-         парабанки (банкоподобные институты);

-         небанковские кредитно-финансовые институты.

Субъекты кредитной системы могут быть представлены следующей схемой (см. табл. 1).

Дадим общую характеристику финансовых институтов трех вышеназванных типов. Критерием деления всех финансовых институтов на указанные три типа является способ формирования финансовых ресурсов (пассивов). Банк - кредитная организация, имеющая исключительное право формирования финансовых ресурсов в форме депозитов. Парабанки по характеру деятельности похожи на банки. Они имеют право привлекать свободные денежные средства юридических или физических лиц в принудительном или добровольном порядке, но не в форме депозитов, а в виде взносов, продажи страховых полисов и пенсионных планов и т. п. Небанковские кредитно-финансовые институты образуют свои пассивы за счет собственных капиталов и банковских кредитов.

Таблица 1

Субъекты кредитной системы

Банки

Парабанки

Небанковские кредитно-финансовые институты

Эмиссионные

Депозитные

Сберегате-льные

Специализированные

Эмиссион-ные

Специализированные

1 уровень

Централь-ный банк

Сбербанк

Внешэконом-банк

Государственные страховые компании

Федеральные агентства

Государственные инвестиционные компании

2 уровень

Универсальные и специализированные банки, включая филиалы и представительства иностранных банков

Кредитные и сберегательные ассоциации

Кредитные союзы

Общества взаимного кредитования. Прочие

Негосударственные страховые компании

Негосударственные пенсионные фонды

Инвестиционные компании

Инвестиционные фонды

Прочие

Финансово-промышленные группы и холдинги

Указанный критерий является не единственным отличием банков, парабанков, небанковских финансовых институтов. Существуют и другие различия:

-         в видах и способах проведения активных операции,

-         в формах и методах государственного регулирования,

-         порядке регистрации и лицензирования деятельности и т. п.

Существуют три вида кредитных систем:

-         рыночная;

-         плановая;

-         смешанная.

Рыночная кредитная система характеризуется высокой степенью развития всех типов финансово-кредитных институтов. Критерием деятельности кредитных институтов в рамках этой системы является прибыльность. Важной ее характеристикой является, как правило, наличие двухуровневой банковской системы.

Кредитование в рамках рыночной системы основано на классических принципах срочности, платности, возвратности кредита, что обеспечивает селективное и эффективное распределение кредита. Такой тип систем является типичным для большинства западных стран, США, стран Западной Европы, Японии.

Плановая кредитная система характеризуется централизацией кредитных ресурсов в руках государства, их прямым распределением без учета рыночной эффективности, наличием одноуровневой банковской системы, неразвитостью других финансовых институтов. Примером плановой системы может быть кредитная система СССР и социалистических стран Восточной Европы.

Смешанный тип кредитной системы несет в себе черты того и другого и в зависимости от направления движения от первого ко второму или от второго к первому характеризуется преобладанием тех или иных черт. Такой тип системы может складываться в переходные этапы экономического развития (современный Китай, послевоенная Франция).

В экономической литературе часто происходит отождествление понятий «кредитная» и «финансовая система». Это не вполне корректно. «Финансовая система» более широкое понятие, включающее в себя финансы государства, финансы бизнеса, финансы населения не только как кредитные отношения, но и как отношения по формированию и использованию денежных доходов.

Кредитно-финансовые институты обеспечивают движение основной части кредитных ресурсов, выполняя при этом следующие функции:

-         аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

-         перераспределение денежного каптала;

-         концентрацию и централизацию денежного капитала;

-         экономию издержек.

Вышеназванные функции осуществляются при помощи следующих финансовых инструментов:

-         инструменты по привлечению кредитных ресурсов, такие, как депозиты, депозитные сертификаты, банковские векселя, облигации и другие долговые и долевые ценные бумаги, страховые полисы, пенсионные планы и т. п.;

-         инструменты распределения кредитных ресурсов, такие, как все виды кредитов в форме ссуд, займов, инвестиций.

Для обеспечения функционирования кредитной системы помимо перечисленных финансовых институтов существуют «вспомогательные» финансовые институты, составляющие инфраструктуру финансового рынка в целом (биржи, брокерские компании и т. п.). Инфраструктура обеспечивает взаимодействие финансовых институтов за счет унификации, стандартизации, установления общих правил проведения финансовых операций.

2. Эволюция кредитной системы России

2.1. История развития кредитных систем зарубежных стран

Банковское дело начало развиваться в результате деятельности менял. Сам термин «банк» происходит от итальянского bаnсо, что означает «скамья менялы, денежный стол». Сидя на скамьях, менялы осуществляли свои операции с денежными средствами. Менялы не только производили обмен одних монет на другие и хранение ценностей, но и способствовали появлению денежного (вексельного) оборота.

Впоследствии появились банки. Они были известны уже в VII-VI веках до н. э. в Нововавилонском царстве. Их называли деловыми домами. История донесла до нас даже названия некоторых из них: деловые дома Эггиби, Иддин-Мардука, Мурашу и др. Среди разнообразных функций, которые они выполняли, были и чисто банковские. Деловые дома принимали и выдавали вклады; предоставляли кредиты, учитывали векселя, осуществляли безналичные расчеты между вкладчиками, финансировали внешнюю и внутреннюю торговлю. Таким образом, древние банки выполняли основные операции, которые выполняют и современные банки: депозитные, кредитные, расчетные. Вклады привлекались под 13% годовых, а размещались под 20% годовых.

Дальнейшее развитие банки получили в античную эпоху. В Древней Греции и Древнем Риме хранение денег и выдачу ссуд осуществляли многие храмы. В средневековой Европе - монастыри, хотя официальная каноническая доктрина осуждала ростовщичество. Процент на ссуды в ХII-ХIV веках колебался очень значительно, составляя от 40 до 60% годовых. Первый банк современного типа в Европе возник в начале XV века в Генуе - банк Св. Георгия. Кстати, в Италии возникла и двойная запись бухгалтерского учета. В ХII-ХIV веках купеческими гильдиями ряда североитальянских и немецких городов были созданы специальные жиробанки (от итальянского girо - круг), которые осуществляли безналичные расчеты между своими постоянными клиентами. Таким образом, банковское дело превращается в особый вид предпринимательской деятельности. Банки осуществляли мобилизацию и распределение ссудных капиталов и выступали как финансовые посредники, объединяющие интересы кредиторов и заемщиков. Первоначально банки выполняли следующие функции:

1)    посредничество в кредите;

2)    посредничество в платежах;

3)    мобилизация сбережений и денежных доходов с их последующим превращением в капитал;

4)    создание кредитных денег, облегающих оборот и сокращающих издержки обращения.

Надо отметить особенность развития банковской системы в Европе. Дело в том, что банки в Европе появились в результате развития меняльного дела. Сначала возникли частные банки, самые надежные и крупные из которых впоследствии превратились в центральные эмиссионные банки. В свою очередь, центральные эмиссионные банки в подавляющем большинстве стран стали государственными.

Кредитная система в России развивалась по другому сценарию. В России первоначально появились казенные банки, ориентирующиеся на государственные и сословные интересы. И только во второй половине XIX века - акционерные.

2.2. Кредитная система дореволюционной России

Прообразом кредитных учреждений в России явилась Монетная контора, организованная при монетных и денежных дворах Санкт-Петербурга. Ей впервые было дано разрешение осуществлять краткосрочные ссудные операции под залог золотых и серебряных вещей под 8% годовых. Однако ссуды предоставлялись только представителям высшего сословия. В 1733 году в связи с усилившимся спросом на кредиты у частных лиц со стороны «даровитого купечества» правительство страны расширило кредитные обороты, но уже под залог движимого и недвижимого имущества с рассрочкой платежа до трех лет. В 1734 году Монетная контора стала называться Монетной канцелярией.

В 1754 году с целью облегчения займов и ограничения непомерного роста расходов государственной казны в России были учреждены первые сословные банки. В Москве и Санкт-Петербурге при Сенате и Сенатской конторе для дворянства был организован Дворянский банк, а в Санкт-Петербурге при Коммерц-коллегии для теряющего купечества - Купеческий заемный банк. Несколько позже, в 1758 году, в Санкт-Петербурге был учрежден Медный банк (или Банковская контора) для обращения внутри России медных денег. Основной целью создания этого банка было привлечение в казну серебряной монеты и поддержание в обращении медных денег в связи с начавшейся Семилетней войной. Медный банк выдавал ссуды под переводные векселя медной монетой, а от заемщика требовал возврата средств на 75% серебряной монетой.

В 1760 году для «отвращения на будущее время недостатка в денежных средствах» по проекту графа П.И. Шувалова был учрежден Банк Артиллерийского и Инженерного корпусов. Этот банк был основан на средства, образовавшиеся от передела старых, вышедших из строя медных пушек в монету. Его целью, как и Медного банка, было содействие обращению медной монеты и привлечение в казну серебряных денег.

В XVIII веке развитие банковской системы России характеризуется возникновением разнообразных кредитных учреждений. Так, по манифесту Екатерины II в Москве и Санкт-Петербурге были учреждены два депозитных банка, реорганизованные впоследствии, в 1786 году, в единый Государственный Ассигнационный банк. В обращении появились бумажные деньги (ассигнации), которые расширили возможности финансирования бюджета. Ассигнации пришлись как нельзя кстати в связи с началом Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Они имели хождение наравне с металлической монетой и принимались «во все государственные сборы за наличные деньги без малейшего затруднения».

В 1772 году при Опекунском совете Воспитательного дома в целях помощи «впавшим в нечаянную нужду и в противовес существующему лихоимству» в Москве и Санкт-Петербурге по проекту И.И. Бецкого были созданы Вдовья, Ссудная и Сохранная казны.

Вдовья казна была организована с целью поддержания женщин, оставшихся без состояния и без какой-либо помощи в случае потери кормильца. Ссудная казна занималась краткосрочным кредитованием населения под залог золотых, серебряных вещей, драгоценных камней, мехов и шалей. Сохранная казна создавалась для приема на безопасное хранение капиталов и документов, а также предоставляла населению долгосрочные кредиты под залог имений, каменных домов и государственных облигаций.

В 1775 году в каждой губернии России были учреждены Приказы общественного призрения. Эти кредитные учреждения выполняли роль губернских банков. В их ведение входили непосредственное кредитование под залог недвижимого имущества, попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, богадельнями и домами для инвалидов.

В 1785 году Екатерина II разрешила открывать общественные банки для кредитования жителей на разные торговые цели, а также для помощи в случае нужды и несчастья. В 1788 году в Вологде купцы на средства, составленные из добровольных пожертвований купцов, мещан и ремесленников, организовали первый общественный заемный городской банк.

В 1786 году в качестве «меры против лихоимства и как средство облегчения тяготы долгов и сохранения имений» в Санкт-Петербурге был создан Государственный заемный банк. Этот банк принимал все виды вкладов и выдавал долгосрочные (до 37 лет) ссуды под залог помещичьих имений, населенных горнозаводских имений, фабричных строений и приписанных к ним крестьян, каменных домов в Санкт-Петербурге. С 1824 года банк выдавал ссуды на развитие хлебопашества и промышленности.

В 1797 году во время правления Павла I при Государственном Ассигнационном банке в целях развития экспортных операций русского купечества были организованы три учетные конторы, занимавшиеся краткосрочным кредитованием под учет векселей и товары преимущественно русских купцов, заводчиков и фабрикантов.

В 1798 году в Санкт-Петербурге был учрежден Вспомогательный банк для дворянства. Целью его создания было предоставление русскому дворянству больших возможностей по выкупу своих родовых имений у ростовщиков. Банк выдавал дворянам ссуды на срок до 25 лет, с помощью которых они рассчитывались за свои заложенные имения.

В том же году в Санкт-Петербурге для организации внешнеторговых переводов казенных сумм, платежей и комиссий правительственных структур и частных лиц была создана Контора придворных банкиров. Это кредитное учреждение просуществовало до 1811 года. Дело в том, что в 1802 году в России было образовано Министерство финансов. И к 1811 году операции, связанные с международными расчетами, перешли от Конторы придворных банкиров в ведение одного из подразделений Министерства финансов - Особой канцелярии по кредитной части.

В 1817 году по инициативе министра финансов графа Д.А. Гурьева были приняты решительные меры к преобразованию государственных и общественных (сословных) кредитных учреждений. В целях гласности и общественного контроля в деле организации государственного кредита России был учрежден Совет кредитных установлений (просуществовавший до 1896 года). Одновременно Манифестом от 7 мая 1817 г. вместо трех учетных контор при Государственном Ассигнационном банке был создан Государственный коммерческий банк, который принимал вклады как на хранение, так и для перевода по текущим счетам. Банк предоставлял ссуды под товары и недвижимость сроком до 37 лет, осуществлял учет векселей и ценных бумаг. Банку запрещалось использовать средства клиентов на государственные нужды. Однако деятельность банка оказалась малоэффективной.

В 1859 году правительством России была создана комиссия для обсуждения мер по усовершенствованию денежно-кредитной системы. В связи с этим была подготовлена записка «Соображения к лучшему устройству банковской и денежной систем». Она содержала программу преобразований в области организации денежного обращения и кредитных учреждений. Государственный коммерческий банк был упразднен. В мае 1860 года создан Государственный банк России, на который были возложены функции центрального эмиссионного банка.

В начале XIX века в России по инициативе государства предпринимаются первые попытки организации мелкого кредита для населения. Первоначально создавались мелкие кредитные учреждения сословного типа, к которым относились:

1)    запасные денежные фонды;

2)    сиротские кассы бывших немецких колонистов;

3)    мирские заемные капиталы;

4)    коммунальные кассы;

5)    удельные крестьянские банки;

6)    вспомогательные и сберегательные кассы для государственных крестьян.

Так в общих чертах до либеральных экономических реформ Александра II выглядела банковская система России, деятельность которой имела государственно-патерналистскую и общественную направленность, что наиболее соответствовало условиям русской жизни.

В середине 50-х годов XIX века Россию охватила волна либеральных реформ, которая способствовала распространению на государственном уровне идей западной экономической мысли, не требующих какого-либо государственного вмешательства. Выразителем этих идей явился будущий министр финансов России М.Х. Рейтерн. С 1855 года он изучал за границей «финансовый строй» некоторых западных государств и по возвращении в Россию в июле 1859 года получил назначение на должность члена Совета Министерства финансов. Там он вошел в кружок либеральных экономистов, на базе которого в августе 1859 года и была образована вышеупомянутая комиссия для обсуждения мер по усовершенствованию денежно-кредитной системы России. Комиссия пришла к выводу, что деятельность кредитных учреждений в России не соответствует требованиям мировой банковской практики. В связи с этим было предложено ликвидировать старые кредитные учреждения и создать систему частных, самостоятельных и независимых от государственного вмешательства банков. Однако появление таких кредитных учреждений стало возможным только с приходом в 1862 году на пост министра финансов М.Х. Рейтерна. Группой либеральных экономистов был разработан и представлен на высочайшее рассмотрение проект устава нового, необычного для России кредитного учреждения, который был утвержден императором Александром II 28 июля 1864 г. Такова история создания в России первого коммерческого банка, образованного в форме акционерного общества. Надо упомянуть об активном участии в создании первого коммерческого банка «потомственного почетного гражданина, коммерции советника Григория Елисеева». Его отец - основатель купеческой династии - был поставщиком континентальных товаров двору Его Императорского Величества. Известны магазины Елисеева в Москве и Санкт-Петербурге.

Итак, первый в России акционерный коммерческий банк был создан в 1864 году и назывался «Частный коммерческий банк». Через десять лет, в 1874 году, в России насчитывалось уже 39 акционерных коммерческих банков.

Свою деятельность коммерческие банки осуществляли в соответствии с правилами контроля со стороны правительства и постановлениями об их ликвидации, которые регламентировались законом от 22 мая 1884 г. По этому закону ликвидация банка становилась обязательной при наличии убытков, поглотивших все резервные фонды и 1/3 (а позже – 1/4) основного капитала, и при отсутствии у акционеров механизма восстановления капиталов банка. Согласно закону Министерству финансов было предоставлено право наравне с кредиторами ставить вопрос о признании банка несостоятельным и подлежащим ликвидации.

После 1900 года начался стремительный рост обществ взаимного кредита. Бурный рост торгово-промышленной жизни в России в начале XX века способствовал развитию городских общественных банков, которые активно занимались организацией народного кредита, особенно после принятия нового положения от 13 января 1912 г. Это положение распространило на городские банки право долгосрочного кредитования под залог домов и земель (до 30 лет), осуществления ломбардных операций (до 3-х лет), а также предоставления ссуд городам и земствам на сроки до 10 лет.

В конце XIX - начале XX века остро ощущалась неудовлетворенность общим состоянием дел в организации учреждений мелкого кредита. В этих условиях требовалась значительная поддержка развития системы государством, а также «самопомощи через взаимопомощь» самого населения. В результате в 90-х годах возникла специфическая российская форма народного кредита - кредитное товарищество, с 1901 года зарождаются разнообразные общества кредита. В 1904 году при Государственном банке России организуется Управление делами мелкого кредита, с 1906 года в стране появляются земские кассы мелкого кредита, а в 1911 году с целью развития всякой кооперации учреждается Московский народный банк. При этом важное значение в деле организации системы мелкого кредита, особенно с 1909 года, придавалось развитию учреждений мелкой кредитной кооперации (ссудо-сберегательным и кредитным товариществам). Именно эти формы учреждений мелкого кредита наиболее полно отвечали традиционным основам русского предпринимательства.

На 1 января 1914 г. кредитная система России имела следующую структуру. Верхний ярус банковской системы России включал систему государственных кредитных учреждений, возглавляемую Государственным банком страны. К этому уровню относились Дворянский поземельный банк, Московская и Санкт-Петербургская ссудные казны и 8553 сберегательные кассы.

Второй, средний ярус кредитной системы России включал две самостоятельные подсистемы. К первой относились разнообразные кредитные учреждения народного кредита:

-         1108 обществ взаимного кредита;

-         367 городских общественных банков;

-         105 городских ломбардов;

-         33 городских кредитных общества;

-         7 взаимнообщественных земельных банков;

-         6 городских сословных банков;

-         6 сельских общественных банков.

Ко второй подсистеме среднего яруса относились кредитные учреждения коммерческого кредита:

-         47 акционерных коммерческих банков;

-         18 частных ломбардов;

-         10 акционерных земельных банков.

Третий ярус кредитной системы России включал следующие кредитные учреждения:

-         9952 кредитных товарищества;

-         3528 ссудо-сберегательных товариществ;

-         203 земские кассы;

-         11 союзов учреждений мелкого кредита;

-         2 кооперативных банка;

-         6476 крестьянских сословных кредитных учреждений;

-         другие кредитные учреждения, образованные частными лицами и земскими собраниями (Белоцерковский, Сумский и Пермский кустарно-промышленные банки).

Итак, до начала Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года Россия имела развитую кредитную систему и устойчивое денежное обращение.

Стержнем кредитной системы России служил Государственный банк, основанный в 1860 году. В отличие от центральных банков других стран Государственный банк России кроме эмиссионных выполнял различные торговые операции. Особое место занимали операции по торговле хлебом, так как экспорт хлеба был главным источником иностранной валюты. Государственный банк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища в районах, где отсутствовали банки. На элеваторах и зернохранилищах выдавались под залог ссуды зерном. До 1913 года более половины кредитных операций в сфере торговли были связаны с экспортом зерна. Кроме торговли хлебом, Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле другими экспортными товарами: лесом, сахаром, текстилем и пр.

Государственный банк России выполнял функцию «банка банков». В нем имелись счета и хранились резервы коммерческих банков. Госбанк имел широкую сеть своих учреждений по всей стране. Так, в 1914 году сеть учреждений Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществлялись также 791 уездным казначейством. Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс, количество которых превышало восемь тысяч. В Госбанке хранились в виде накоплений свободные остатки денег населения. Госбанк использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов.

Надо сказать, что в России соблюдалась строгая финансовая дисциплина, российский бюджет не знал дефицита. Казначейство располагало крупными денежными запасами, которые хранились в Госбанке и были основным источником его ресурсов. Доля денежных запасов казначейства в депозитах Госбанка постоянно возрастала и до Первой мировой войны составляла 73%.

После проведенной министром финансов С. Витте денежной реформы в 1895-1897 годах значение Госбанка как эмиссионного учреждения особенно возросло. В результате проведения денежной реформы российский рубль стал одной из самых устойчивых валют мира. Стабильность рубля обеспечивалась огромным золотым запасом России (почти 1200 т), а также строго упорядоченным выпуском банкнот. Госбанк имел право выпускать банкноты, не покрытые золотом, в пределах твердого лимита - 300 млн. рублей.

2.3. Кредитная система СССР

В результате Октябрьской революции 1917 года в России произошли значительные перемены, в том числе в денежно-кредитной сфере. Первостепенное значение имела национализация банков.

В декабре 1917 года Народный банк проводил только кредитные операции, связанные с финансированием военных расходов. После принятия декрета о национализации банков Государственный банк был переименован в Народный. Все петроградские коммерческие банки были реорганизованы в четыре отделения Народного банка. Вновь созданные отделения Народного банка начали функционировать в первой декаде февраля 1918 года.

Национализация банков в других городах России и передача их активов и пассивов Народному банку продолжалась до сентября 1918 года.

Советское правительство аннулировало все внутренние и внешние государственные займы, признало недействительными все акции и другое ценные бумаги. Всего декретами в период с 21 по 26 января 1918 г. было аннулировано 87 внутренних займов, 13 займов у иностранных банков и 137 железнодорожных займов, гарантированных правительством.

В 1918 году началась Гражданская война. В том же году правительство кардинальным образом изменило экономический курс. Новые законы, принятые в 1918 году, положили начало политике «военного коммунизма». В 1919 году прекратилось кредитование промышленности, все доходы предприятий подлежали передаче в казну. Потребности предприятий в денежных средствах беспрепятственно покрывал Народный банк. Бюджет еще составлялся, но уже потерял свое практическое значение. Началась ликвидация товарно-денежных отношений. 19 января 1920 г. Совет народных комиссаров издал декрет, на основании которого Народный банк был упразднен, а его активы и пассивы переданы Наркомфину. За Наркомфином сохранялось право эмиссии денег. Фактически это означало ликвидацию банковской системы.

Следствием политики на свертывание товарно-денежных отношений явилась политика, направленная на ликвидацию денег. Уничтожить деньги предполагалось с помощью неограниченной эмиссии, результатом которой, как правило, является такое обесценение денег, что они сами по себе отмирают. Местные органы власти получили право выпускать деньги от имени российского правительства по мере необходимости.

В результате политики «военного коммунизма» промышленность пришла в упадок. Продукция еще действующих предприятий безвозмездно передавалась государству. Государство, в свою очередь, безвозмездно передавало предприятиям сырье, топливо и продовольствие. Система уравнительного распределения продуктов не способствовала повышению производительности труда. Многие рабочие покидали предприятия и начинали заниматься кустарным промыслом. Кустарную продукцию рабочие обменивали на продовольствие у крестьян. Однако крестьяне вынуждены были сокращать посевные площади. Система продразверстки предусматривала безвозмездное изъятие у крестьян в пользу государства всех продуктов, кроме необходимых для личного потребления и воспроизводства в следующем году. Однако зачастую отбиралось все. В стране начались восстания крестьян.

В денежной сфере творился настоящий хаос. Денежная масса исчислялась триллионами различных денежных знаков. Только с июля 1921 по январь 1922 года Наркомфин выпустил 14 трлн. так называемых совзнаков.

Развал промышленности, крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж подтвердили полный крах политики «военного коммунизма». Правительство страны встало перед необходимостью изменения экономического курса. Россия перешла к новой экономической политике, которая была направлена на возрождение товарно-денежных отношений, что требовало воссоздания кредитной системы.

В октябре 1921 года был вновь учрежден Государственный банк РСФСР, который с июля 1923 года становится Государственным банком СССР. Госбанк РСФСР должен был обеспечивать с помощью кредита и прочих банковских операций развитие промышленности, сельского хозяйства и товарооборота. Госбанку было поручено провести денежную реформу. В ноябре 1922 года Госбанк выпускает в обращение новые банкноты - червонцы. Один червонец приравнивался по золотому содержанию к царской десятирублевой золотой монете. Госбанк РСФСР имел такую возможность, так как в его распоряжение поступило около 900 m золота - большая часть золотого запаса России. В течение 1922-1924 годов Госбанк провел три денежные реформы. В 1922 году был выпущен в обращение рубль, который обменивался на 10000 ранее эмитированных денежных знаков. В 1923 году был выпущен новый рубль, который обменивался на 100 рублей 1922 года. В январе 1924 года выпускаются казначейские билеты достоинством 1,3 и 5 рублей; десять рублей приравнивались к одному червонцу. Новый рубль в течение трех месяцев обменивался на 50000 рублей образца 1923 года.

Таким образом, в результате проведенных реформ Госбанк уменьшил денежную массу в 50 трлн. раз. Товарно-денежные отношения были восстановлены. Роль Госбанка в экономике возросла. Значительно расширилась сеть учреждений Госбанка. Если в начале 1922 года Госбанк имел всего 21 филиал, то в 1929 году в стране функционировали уже 589 учреждений Госбанка.

Первоначально предполагалось, что сеть учреждений Госбанка обеспечит кредитно-расчетное обслуживание экономики, однако ее динамичное развитие в период новой экономической политики требовало создания новых кредитных учреждений. В 1922-1925 годах были образованы следующие банки, предназначенные для обслуживания отдельных отраслей хозяйства:

1)       Всероссийский банк потребительской кооперации, в 1923 году реорганизованный во Всероссийский кооперативный банк;

2)       Всеукраинский кооперативный банк;

3)       Российский торгово-промышленный банк (Промбанк);

4)       Дальневосточный коммерческий банк;

5)       Северо-Кавказский коммерческий банк;

6)       Среднеазиатский коммерческий банк;

7)       Юго-Восточный коммерческий банк;

8)       Банк по электрификации (Электробанк);

9)       45 коммунальных банков во главе с Цекобанком.

Существовали также система сельскохозяйственного кредита, включающая в себя Центральный сельскохозяйственный банк, шесть республиканских банков сельскохозяйственного кредита, 71 общество сельскохозяйственного кредита, свыше девяти тысяч сельскохозяйственных кредитных товариществ и обществ взаимного кредита. Большинство вышеназванных банков были акционерными.

В 1922 году был образован первый в России банк с участием иностранного (шведского) капитала - Российский коммерческий банк (Роскомбанк). Целью его создания было содействие торгово-промышленным предприятиям в развитии внешней торговли. В 1924 году акции банка были выкуплены Наркомвнешторгом и Госбанком, а банк стал называться Внешторгбанк.

В 1922-1926 годах в стране происходило интенсивное развитие обществ взаимного кредита (ОВК). Позже в 1927-1928 годах был поднят вопрос о выходе рабочих и служащих из ОВК, так как членство в этой организации «нарушало классовый принцип». В 1926-1928 годах в стране начала набирать силу потребительская кооперация. Кроме того, в первый год новой экономической политики была воссоздана система сберегательных касс и ломбарды.

В июне 1927 года правительством страны было принято постановление «О принципах построения кредитной системы», которое разграничило функции банков. Была усилена роль Госбанка как органа краткосрочного кредитования, а отраслевых банков - как органов долгосрочного кредита. В начале 1928 года Промбанк был преобразован в Банк долгосрочного кредитования промышленности и сельского хозяйства. Его краткосрочные операции были переданы Госбанку. Параллельно был ликвидирован Электробанк, активы и пассивы которого также были переданы Госбанку.

Переход к новой экономической политике вызвал непримиримые противоречия в правительстве между сторонниками и противниками НЭПа. В конце 1930 года НЭП был ликвидирован, а кредитная система страны претерпела коренные изменения в результате реформы 1930-1932 годов.

Основной задачей реформы была централизация кредитной системы. Реформа проводилась в четыре этапа. На первом этапе государственным и кооперативным организациям запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредит. Коммерческий кредит был заменен прямым банковским кредитованием. В результате усилилась роль Госбанка как проводника и контролера экономической политики правительства.

На втором этапе был установлен новый порядок межхозяйственных расчетов, в соответствии с которым счета поставщиков стали оплачиваться лишь при наличии согласия покупателя (акцепт) или его поручения (аккредитива).

На третьем этапе в систему кредитования были внесены существенные изменения. Кредит Госбанка становится целевым, срочным, возвратным и обеспеченным товарно-материальными ценностями. Кредитование предприятий стало осуществляться в соответствии с выполнением ими планов. Госбанк получил право применять против предприятий, нарушающих свои обязательства, меры кредитного воздействия. Госбанк мог ограничивать или полностью прекращать выдачу ссуд, а также производить в принудительном порядке продажу товарно-материальных ценностей в целях погашения полученных ссуд. Кроме того, Госбанк должен был обеспечивать контроль за ходом выполнения производственных, финансовых планов и планов накоплений.

На четвертом этапе усилилась роль Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования процессов производства, распределения и обращения. Была сформирована сеть специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений - Промбанка, Сельхозбанка, Цекобанка и Торгбанка.

На Промбанк (Промышленный банк) возлагалось финансирование капитального строительства предприятий тяжелой, легкой, лесной и местной промышленности, транспорта и связи, а также системы материально-технического снабжения.

Сельхозбанк предназначался для финансирования социалистического сельского хозяйства, которое сформировалось в результате развернутой коллективизации.

Цекобанк (Центральный коммунальный банк) должен был осуществлять финансирование жилищно-коммунального и культурного строительства, а также комплексного строительства новых городов и поселков.

Торгбанк (Торговый банк) направлял свои ресурсы на капитальное строительство государственной торговли и промысловой кооперации. В 1956 году он был ликвидирован. Функции Торгбанка были переданы Сельхозбанку и Цекобанку. Важнейшей функцией созданных спецбанков являлся контроль за использованием отпущенных ими средств в соответствии с утвержденными планами и фактическим ходом строительства. Спецбанки были подчинены Народному комиссариату финансов СССР.

7 апреля 1959 г. в соответствии с Указом Верховного Совета СССР была проведена новая реорганизация специальных банков. Цекобанк и Сельхозбанк были ликвидированы. Операции Цекобанка были переданы Промбанку. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР. Функции Сельхозбанка были переданы Госбанку.

Госбанк выполнял функции единого центра страны, а также осуществлял операционно-кассовое обслуживание бюджета, то есть аккумулировал все поступления в бюджет и выдавал средства из бюджета.

В начале 80-х годов в связи с ухудшающейся экономической ситуацией произошли значительные перемены во внутренней политике. Советское руководство открыто признало кризисное состояние экономики и объявило курс на перестройку. В ходе реформ было принято решение о реорганизации банковской системы. Реформа банковской системы проходила в два этапа. На первом этапе реформы в 1987 году была сформирована система новых банков, включающая Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк.

Промстройбанк должен был осуществлять кредитно-расчетное обслуживание основной эксплуатационной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений промышленности, строительной индустрии, транспорта, связи и системы материально-технического снабжения. Агропромбанк предназначался для банковского обслуживания организации, входящих в агропромышленный комплекс страны.

На Жилсоцбанк были возложены задачи по осуществлению кредитно-расчетного обслуживания и финансирования жилищно-коммунального хозяйства, государственной и кооперативной торговли, бытового обслуживания, легкой и местной промышленности, а также сферы кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

Сбербанк был создан на базе сберегательных касс в целях аккумулирования сбережений населения и организации для него кредитно-расчетного обслуживания. На Сбербанк было возложено также обслуживание внутреннего государственного долга. Внешэкономбанк предназначался для организации и проведения расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям, а также для кредитования предприятий, осуществляющих внешнеэкономические связи. На банк возлагался контроль за исполнением сводного валютного плана, использованием валютных ресурсов страны, проведением операций на международных валютных и кредитных рынках, а также операций, связанных с наличной валютой и валютными ценностями. Госбанк передал кредитование и расчетно-кассовое обслуживание специализированным государственным банкам. Главными задачами Госбанка стали следующие:

1)    укрепление денежного обращения в стране, повышение устойчивости рубля, организация наличного оборота;

2)    внедрение прогрессивных форм кредитования и расчетов, способствующих ускорению оборачиваемости оборотных средств и укреплению платежной дисциплины;

3)    координация деятельности специализированных банков и контроль по всем основным направлениям их деятельности;

4)    выполнение совместно с Внешэкономбанком операций по использованию иностранной валюты в стране.

В результате первого этапа банковской реформы была вновь сформирована сеть специализированных государственных банков. Кредитная система оставалась одноуровневой.

Период с 1988 до начала 1989 года характеризуется изменениями в экономике и политике. Правительство СССР предпринимало попытку снасти социализм, в связи с чем был взят курс на построение «рыночного социализма» и управляемой плановой экономики. Правительство стремилось сохранить централизованную банковскую систему и перевести государственные специализированные банки на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, причем основным показателем их деятельности должна стать прибыль. Однако банки не получили собственных капиталов, а централизованная система управления ресурсами сохранилась, что не отвечало требованиям времени. В 1988-1989 годах на базе средств отраслевых министерств стали создаваться коммерческие и кооперативные банки. Всего за эти два года было создано около 150 банков. Так начала формироваться двухуровневая система.

3. Современная кредитная система Российской Федерации

Кредитная система Российской Федерации состоит из банковских и небанковских кредитных организаций. Кредитная организация является юридическим лицом, цель деятельности которого - извлечение прибыли и которое имеет право осуществлять на основании специального разрешения (лицензии) предусмотренные законодательством банковские операции. Кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности.

Банк - это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять основные банковские операции: привлекать во вклады денежные средства населения и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, платности, возвратности, вести счета клиентов. Кроме названных основных банковских операций банки могут осуществлять операции с ценными бумагами, валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также различные комиссионно-посреднические операции.

В предыдущем вопросе отмечалось, что коммерческие банки стали создаваться еще до распада СССР. К началу 1992 года в стране насчитывалось уже 1414 коммерческих банков. Создание такого большого числа банков происходило в условиях полной дезорганизации экономики, раскручивания инфляционной спирали, быстрого обесценения рубля, падения реального производства. Тем не менее число вновь создаваемых банков росло. К началу 1995 года в Российской Федерации насчитывалось уже свыше двух с половиной тысяч банков.

Для более полной характеристики сложившейся кредитной системы Российской Федерации необходимо рассмотреть типологическую схему банков. По истории возникновения, превалирующим функциям и операциям, размеру активов все российские банки, сформировавшиеся в первой половине 90-х годов, можно условно разделить на шесть групп.

К первой группе относятся государственные (ЦБ Российской Федерации) и полугосударственные банки (Сбербанк Российской Федерации, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и др.). Ко второй группе принадлежали около 20 элитных банков, на которые в общей сложности приходилось приблизительно 1/3 всех активов банковской системы и более 1/4 средств на клиентских счетах и депозитах. Эти банки были тесно связаны с властными структурами, что обеспечивало им выход на потоки бюджетных средств, позволяло рассчитывать на вложения в высокодоходные проекты и отрасли (ОНЭКСИМбанк, Империал, Нефтехимбанк, Мостбанк, МЕНАТЕП, Мосстройбанк, Токобанк, Альфа-банк, Межкомбанк). Третью группу составляли региональные «элитные» банки, сформировавшиеся и функционирующие под патронажем и в интересах местных властных элит. Четвертая группа - это корпоративные банки. Корпоративные банки формировались на отраслевой основе (на базе средств отраслевых министерств) и обслуживали соответствующие производства (Авиабанк, ИнтерТЭКбанк, Автобанк, Промрадтехбанк, банк Аэрофлот). Пятую группу составляли сетевые банки, созданные на базе Промстройбанка СССР и Агропромбанка СССР и занимавшие промежуточное положение между корпоративными и полугосударственными банками. К шестой группе можно отнести коммерческие банки, «не состоявшие в родстве» с государственными банками, не имевшие тесной связи с властными структурами, то есть классические коммерческие банки.

Бурный процесс создания коммерческих банков привел к тому, что Россия выдвинулась на одно из первых мест в мире по их количеству. Впервые за многие годы в стране было разрешено создавать кредитные учреждения, в том числе банки, на акционерной и паевой основе. В то же время число небанковских кредитных учреждений по сравнению с банковскими было (и остается до сих пор) незначительным. На создание такого количества банков США потребовалось около 100 лет. Слишком быстрые темпы создания коммерческих банков повлияли на качество самой кредитной системы, которая состояла из преимущественно мелких и средних банков. Причем 70% от общего числа составляли мелкие банки с объявленным уставным фондом до 5 млрд. рублей, в то время как на крупные банки с объявленным уставным фондом в размере 20 млрд. рублей приходилось 6%. Общая сумма объявленных уставных фондов всех кредитных учреждений России составляла 15 трлн. рублей (или около 3 млрд. долларов), что сопоставимо с капиталом одного, далеко не крупного, западного банка. Более половины совокупного капитала российских банков приходилась на московские банки. Доля предлагаемых банковских услуг была еще выше, так как московские банки создали множество филиалов в других регионах страны.

В первом полугодии 1996 года расширение сети коммерческих банков почти прекратилось и наметилась обратная тенденция. Банк России ужесточил требования к созданию новых банков и начал активно отзывать лицензии у несостоятельных банков (первые банкротства были отмечены еще в середине 1993 года и совпали с крахом «финансовых пирамид» различных финансовых компаний). На 1 июля 1996 г. в России насчитывалось уже 2132 кредитных учреждения.

В 1996 году на фоне продолжающегося экономического спада разразился первый кризис банковской системы Российской Федерации. Среди основных его признаков можно выделить следующие:

1)    высокую интенсивность процесса фактических банкротств кредитных учреждений;

2)    резкий обвальный характер сокращения числа функционирующих кредитных учреждений (число банков, признанных неплатежеспособными, составило более 25% от общего числа функционирующих банков);

3)    наличие значительного числа проблемных банков (с неустойчивым финансовым положением);

4)    усиление нестабильности в системообразующем сегменте банковской системы, выразившееся в значительном числе банкротств среди крупных банков.

Внешним источником нестабильности банковской системы стала дезорганизация финансового кругооборота («средства на счетах реального сектора - кредитование реального сектора»), вызванная перемещением денежных средств в другой финансовый кругооборот («сбережения населения - финансирование государственного долга»). Вследствие дезорганизации финансового кругооборота сузилась ресурсная база коммерческих банков, обострилась проблема роста рисков кредитования.

Внутренним источником нестабильности банковской системы явилась низкая ликвидность кредитных организаций, вызванная несоответствием условий привлечения и условий размещения ресурсов (долгосрочные и низколиквидные активы составляли около 70% чистых активов банков).

В конце 1997 года банковский сектор России подвергся воздействию ряда внешних шоков, обнаруживших внутренне присущие отечественной банковской системе уязвимость и возрастающую чувствительность к валютному риску. Эффекты внешних шоков наряду с серьезными стратегическими ошибками самих банков привели к новому кризису банковской системы, который разразился в августе 1998 года.

Исходной причиной нового кризиса также стало неудовлетворительное состояние реального сектора экономики и государственных финансов, что выразилось в спаде производства и хроническом дефиците государственного бюджета. В этот период в банковской сфере нарастали проблемы, которые во многом были следствием:

1)    неразвитости банковского капитала;

2)    значительных сумм невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной;

3)    высокой зависимости ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов;

4)    недостаточного внимания к кредитованию реального сектора и чрезмерной концентрации усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход;

5)    высокой зависимости банков от крупных акционеров, которые одновременно являются клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп;

6)    низкого профессионального уровня руководства ряда банков, а в отдельных случаях и личной заинтересованности банковских руководителей в проведении операций, не соответствующих экономическим интересам клиентов и акционеров;

7)    политизированности мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабного использования ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;

8)    недостаточной жесткости надзорных требований;

9)    недостатков в действующем законодательстве, осуществлении банковского надзора, неурегулированности многих юридических аспектов деятельности банков, отсутствии системы страхования вкладов граждан, организации процедур санации, реструктуризации и банкротства банков.

Все эти проблемы во многом усугубили действие неблагоприятных внешних и внутренних факторов, в том числе ошибок в экономической политике, и предопределили возникновение предкризисной ситуации в банковской сфере России в ноябре-декабре 1997 года, а также развитие кризиса в августе 1998 года.

Финансовые власти России, начиная с 17 августа 1998 г. отступили от кардинальных принципов осуществления денежно-кредитной политики. Расширение валютного коридора и отказ от своевременного погашения ГКО-ОФЗ привели к смене экономических ориентиров, что выразилось в более высоких инфляционных ожиданиях при ускоренном росте обменного курса, отказу от массивных валютных интервенций, невозможности проведения операций на открытом рынке.

Предоставление стабилизационного кредита МВФ также не привело к улучшению ситуации и повышению доверия участников финансового рынка к политике Банка России. В результате, несмотря на полученный кредит в сумме 4,8 млрд. долларов, международные ликвидные резервы Банка России увеличились только на 2,2 млрд. долларов. Остальные средства были израсходованы на валютные интервенции.

Отказ от погашения ранее выпущенных ГКО-ОФЗ привел к обесценению активов банков, от 5 до 25% которых были вложены в государственные ценные бумаги.

Отказ от выпуска новых ГКО-ОФЗ заставил банки в связи с обесценением их активов и жесткой кредитной политикой направить свои рублевые средства на доходный валютный рынок. Рублевая масса значительно превысила валютную, что с учетом отказа Банка России осуществлять интервенции на валютном рынке привело к обвалу рубля.

В то же время ухудшение финансового положения банков вызвало неплатежи на межбанковском рынке, а затем и прекращение его функционирования вследствие взаимного недоверия банков. Реструктуризация государственных ценных бумаг привела к тому, что банки ввели ограничения на обслуживание клиентов, мотивируя эти ограничения недостатком наличности.

Центральный Банк Российской Федерации в целях поддержания ликвидности коммерческих банков несколько смягчил денежно-кредитную политику. 24 августа 1998 г. нормативы по обязательным резервам были снижены с 11 до 10%.

Однако банки вновь направили оказавшиеся в их руках рублевые средства на валютный рынок, что опять привело к превышению рублевой массы над валютной и неконтролируемому росту курса доллара. Банк России, израсходовав в период с 14 по 26 августа 2,3 млрд. долларов из валютных резервов, отказался с 26 августа контролировать обменный курс путем участия в валютных торгах.

Кризис банковской системы августа - сентября 1998 года привел к тяжелым последствиям.

Во-первых, произошло резкое обесценение банковских активов, находившихся в виде государственных ценных бумаг.

Во-вторых, был ликвидирован основной финансовый инструмент, который банки использовали для краткосрочного инвестирования (ГКО-ОФЗ).

В-третьих, увеличились обязательства банков (в рублевом выражении) по внешним кредитам и срочным контрактам.

В-четвертых, резко уменьшился объем межбанковского кредита в связи с неплатежеспособностью большинства банков, в том числе и системообразующих.

В-пятых, наблюдалась дестабилизация денежного обращения (задержка платежей, рост расчетов в наличной форме, снижение объемов инкассации, резкий отток вкладов населения из банковской системы).

В-шестых, налицо был кризис системы расчетов, вызванный кризисом банковской системы, который привел к снижению налоговых платежей в федеральный бюджет.

В настоящее время Банк России разрабатывает комплекс мер по реструктуризации банковской системы на длительную перспективу с учетом финансовых возможностей по поддержке российских банков, опыта работы Банка России по нормализации деятельности финансово нестабильных банков, а также опыта зарубежных стран по реструктуризации банковских систем.

Для преодоления кризиса в банковской системе намечены следующие меры:

1)    ликвидация несостоятельных банков;

2)    реструктуризация банковской системы;

3)    либерализация деятельности иностранных кредитных институтов в Российской Федерации;

4)    ужесточение требований Банка России к минимальному объему капиталов банков;

5)    проведение переговоров с международными финансовыми институтами по вопросу финансовой поддержки реструктуризации банковской системы;

6)    корректировка реструктуризации государственных обязательств.

Целями реструктуризации являются:

1)    восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг;

2)    увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и платежной системы;

3)    реструктуризация отдельных крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки;

4)    восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в том числе иностранных партнеров;

5)    недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности;

6)    отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка;

7)    привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;

8)    восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в том числе межбанковского кредитного рынка.

На начало 2002 года в Российской Федерации были зарегистрированы 2174 кредитные организации, в том числе 2137 банков и 37 небанковских кредитных организаций (со 100-процентным участием иностранного капитала - 21). На привлечение вкладов населения имеют право 1245 кредитных организаций, на осуществление операций в иностранной валюте - 751 кредитная организация. Генеральные лицензии есть у 243 кредитных организаций. Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций составляет 176036 млн. рублей.

Заключение

Созданию современной кредитной системы России предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны. Начало этому процессу было положено в 1987 г. еще в условиях существования СССР. В указанный период в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа. В рамках реформы были созданы крупные отраслевые специализированные банки: Промышленно-строительный банк, Агропромышленный банк, Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития. Этим специализированным банкам были переданы значительные кредитные ресурсы Госбанка СССР и предоставлено право кредитования предприятий промышленности, сельского хозяйства и строительства. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк СССР, за которым было сохранено монопольное право на работу со сбережениями населения. Внешэкономбанк сохранил за собой монополию по обслуживанию внешнеэкономической деятельности.

Проведенная банковская реформа имела как позитивные, так и негативные последствия. В качестве позитивных результатов реформы 1987 г. можно назвать следующие:

-         упорядочение безналичных расчетов;

-         прекращение кредитования убытков;

-         высвобождение кредитных ресурсов.

Однако перечисленные позитивные результаты нивелировались отрицательными последствиями реформы:

-         предприятия закреплялись за отраслевыми специализированными банками и, как и прежде, не имели выбора в получении кредитных ресурсов;

-         специализированные банки продолжали осуществлять простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий, не принимая во внимание выгодность размещения средств.

В перспективе можно предположить, что развитие кредитной системы России пойдет по пути концентрации капитала, укрупнения кредитно-финансовых институтов и создания «финансовых империй». Речь идет о формировании вокруг крупнейших банков своеобразных мини-моделей кредитной системы. В такие «империи» могут входить несколько банков, подверженных влиянию крупнейшего, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании.

В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей. В целом российские кредитные организации повторяют путь, по которому развивалась кредитная система в Западной Европе и других регионах мира с конца 40-х – начала 50-х гг: финансовый капитал в России уже сращивается с промышленным и торговым, усиливается концентрация банков, их объединение в разных формах, возникают первые интернациональные союзы, консорциумы для осуществления отдельных проектов и программ.

Список использованной литературы

1.       Алексашенко С.Н.  Пути российских реформ. // Экономика и жизнь. - №5. – 2003.

2.       Банковское дело. Уч. для вузов / Под ред. Колесникова В.И., Кровелицкой Л.П. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3.       Борискин А.В., Тарабуев А.А. Деньги, кредит, банки. – СПб.: 1999.

4.       Вахрин П.И. Финансы. Учеб. пособие для вузов. – М.: Маркетинг, 2002.

5.       Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы. Учеб. пособие. – М.: Международные отношения, 2002.

6.       Дробозина Л.А. Финансы и кредит СССС. - М.: Финансы и статистика, 1988.

7.        Павловский С.К. Реформы на скорую руку// Финансовая Россия. - №20. – 2003.

8.       Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

9.       Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2002

10.  Федотова В. Г. Почему провалились реформы?// Свободная мысль. - №10. – 2004.

11.  Финансы, деньги, кредит. Учеб. для вузов / Под ред. Черновой Е.Г. – М.: Проспект, 2004.

12.  Финансы. Учеб. для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002.

13.  Финансы: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2003.

14.  Шуляк П.И. Финансы. Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2002.

15.  Шургалина И. Н. Анализ экономической реформы в России и ее последствия в свете теории катастроф // Экономика. - №4. – 2003.

16.  Экономическая теория. Уч. для вузов / Под ред. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА-М, 2003.

17.  Экономическая теория: Уч. для вузов / Под ред. Булатова и др. – Издательство БЕК, 2002.