Содержание

Введение. 2

1.  Понятие информация. 3

2.  Источник информации. 4

1.1 Особенности знаний как формы представления информации. 4

1.2. Информация и данные. Информация и информационный процесс. 6

3.  Информационные ресурсы.. 9

4.  Роль ЭВМ в обработке информационных ресурсов. 11

4.1. Классификация задач, решаемых на ЭВМ. 11

4.2. Механизм действий информационной системы.. 12

5.  Информационные системы. Информация и управление. 14

Классификация информационных систем. 15

5.1. Классификация по признаку структурированности задач. 15

5.2. Классификация по степени автоматизации. 18

5.3. Классификация по характеру использования информации. 19

5.4. Классификация по сфере применения. 20

5.5. Информационное обеспечение в сфере экономики и управления. 21

Заключение. 23

Список использованных источников. 24

 

Введение

Формирование информатики как науки связано с появлением и развитием электронно-вычислительной техники. Опыт моделирования, построения алгоритмов и составления программ для решения конкретных научных и технических задач на ЭВМ, согласования мощности и структуры вычислительных средств со сложностью и характером этих задач стали важнейшей частью информатики. Эта предметная область остается для информатики основной и допускает более узкое и конкретное толкование термина "информатика" как науки о процессах и методах обработки информации.

Информатика объединяет все вопросы применения вычислительной техники, стимулируя ее совершенствование, и определяет пути ее развития.

Информатика включает теорию кодирования информации, разработку языков и методов программирования, математического описания процессов обработки и передачи информации (теория информации). Информатика и понятие информации тесно переплетаются в своем значении в сегодняшний век развитых технологий.

Самая фундаментальная отличительная черта информации в будущем - почти вся она станет цифровой. Уже сейчас во многих библиотеках печатные материалы сканируют и хранят как электронные данные на обычных или на компакт-дисках. Газеты и журналы теперь зачастую готовят в электронной форме, а печатают на бумаге только для распространения. Электронную информацию можно хранить вечно - или столько, сколько нужно - в компьютерных базах данных. С каждым годом совершенствуются методы сбора информации и превращения ее в квадрильоны крошечных пакетов данных. Как только цифровая информация помещается в то или иное "хранилище", любой, у кого есть персональный компьютер и средства доступа к базам данных, может мгновенно обратиться к ней и использовать ее по своему усмотрению.

1.    Понятие информация

Информация - от латинского informatio - сведения, разъяснения, изложение.

Под информацией в философии понимают отраженное разнообразие, возникающее в результате взаимодействия объектов.

Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).

Под информацией в технике понимают сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, передаваемые и обрабатываемые с помощью технических устройств.

Под информацией в теории информации понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность. Информация - это снятая неопределенность (К.Шеннон).

Под информацией в кибернетике (теории управления) понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н.Виннер).

Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.

Под информацией в документалистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.

В информатике информацию рассматривают как продукт взаимодействия данных (зарегистрированных сигналов) и методов их обработки, адекватных решаемой задаче.

Информация нужна человеку не вообще, а конкретно в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о своих дальнейших действиях.

2.    Источник информации

При поиске наиболее удобных, рациональных средств и форм информационного обмена человек чаще всего сталкивается с проблемой компактного и однозначного представления знаний.

Представление знаний - это процесс, конечная цель которого поместить некоторый объем знаний в своеобразную "упаковку" в которой он может начать движение по каналам информационного обмена, дойти до получателя, или задержаться в пунктах хранения знаний. Такой упаковкой может быть фраза устной речи, письмо, книга, справочник, географическая карта, кроссворд, картина и т.п.

1.1 Особенности знаний как формы представления информации

Внутренняя интерпретируемость. Каждая информационная единица должна иметь уникальное имя, по которому ИС(Информационная система) находит ее, а также отвечает на запросы, в которых это имя упомянуто. Когда данные, хранящиеся в памяти, были лишены имен, то отсутствовала возможность их идентификации системой. Данные могла идентифицировать лишь программа, извлекающая их из памяти по указанию программиста, написавшего программу. Что скрывается за тем или иным двоичным кодом машинного слова, системе было неизвестно.

Структурированность. Информационные единицы должны обладать гибкой структурой. Для них должен выполняться "принцип матрешки", т.е. рекурсивная вложимость одних информационных единиц в другие. Каждая информационная единица может быть включена в состав любой другой, и из каждой информационной единицы можно выделить некоторые составляющие ее информационные единицы. Другими словами, должна существовать возможность произвольного установления между отдельными информационными единицами отношений типа "часть - целое", "род - вид" или "элемент - класс".

Связность. В информационной базе между информационными единицами должна быть предусмотрена возможность установления связей различного типа. Прежде всего эти связи могут характеризовать отношения между информационными единицами. Семантика отношений может носить декларативный или процедурный характер. Например, две или более информационные единицы могут быть связаны отношением "одновременно", две информационные единицы - отношением "причина - следствие" или отношением "быть рядом". Приведенные отношения характеризуют декларативные знания. Если между двумя информационными единицами установлено отношение "аргумент - функция", то оно характеризует процедурное знание, связанное с вычислением определенных функций.

Семантическая метрика. На множестве информационных единиц в некоторых случаях полезно задавать отношение, характеризующее ситуационную близость информационных единиц, т.е. силу ассоциативной связи между информационными единицами. Его можно было бы назвать отношением релевантности для информационных единиц. Такое отношение дает возможность выделять в информационной базе некоторые типовые ситуации (например, "покупка", "регулирование движения на перекрестке"). Отношение релевантности при работе с информационными единицами позволяет находить знания, близкие к уже найденным.

Активность. С момента появления ЭВМ и разделения используемых в ней информационных единиц на данные и команды создалась ситуация, при которой данные пассивны, а команды активны. Все процессы, протекающие в ЭВМ, инициируются командами, а данные используются этими командами лишь в случае необходимости. Для ИС эта ситуация не приемлема. Как и у человека, в ИС актуализации тех или иных действий способствуют знания, имеющиеся в системе. Таким образом, выполнение программ в ИС должно инициироваться текущим состоянием информационной базы. Появление в базе фактов или описаний событий, установление связей может стать источником активности системы.

1.2. Информация и данные. Информация и информационный процесс

Источники информации подразумевают под собой понятие данные.

Данные  -  это  отдельные факты,  характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области.

Информация, с которой имеют дело ЭВМ, разделяется на процедурную и декларативную. Процедурная информация овеществлена в программах, которые выполняются в процессе решения задач, декларативная информация - в данных, с которыми эти программы работают. Стандартной формой представления информации в ЭВМ является машинное слово, состоящее из определенного для данного типа ЭВМ числа двоичных разрядов - битов. Машинное слово для представления данных и машинное слово для представления команд, образующих программу, могут иметь одинаковое или разное число разрядов. В последнее время для представления данных и команд используются одинаковые по числу разрядов машинные слова. Однако в ряде случаев машинные слова разбиваются на группы по восемь двоичных разрядов, которые называются байтами.

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информация проявляется именно в информационных процессах.

Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Наиболее обобщенными информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.

Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляет основу информационной деятельности человека.

Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов

информация, система знаний и информационный ресурс.

Информация - отражение реального мира, выраженное в виде символов и знаков.

В ЭВМ знания так же, как и информация, отображаются в знаковой форме - в виде формул, текста, файлов, информационных массивов и т.п.

Особенности знаний:

·                    Внутренняя интерпретируемость. Каждая информационная единица должна иметь уникальное имя, по которому ИС находит ее, а также отвечает на запросы, в которых это имя упомянуто.

·                    Структурированность. Информационные единицы должны обладать гибкой структурой.

·                    Связность. В информационной базе между информационными единицами должна быть предусмотрена возможность установления связей различного типа.

·                    Семантическая метрика. На множестве информационных единиц в некоторых случаях полезно задавать отношение, характеризующее ситуационную близость информационных единиц, т.е. силу ассоциативной связи между информационными единицами.

·                    Активность. С момента появления ЭВМ и разделения, используемых в ней информационных единиц на данные и команды создалась ситуация, при которой данные пассивны, а команды активны.

·                    Совокупность средств, обеспечивающих работу со знаниями, образует систему знаний.

Информационные ресурсы - программные компоненты, базы данных, базы знаний, файлы данных (включая мультимедийную информацию), компоненты существующих информационных систем, и др. независимо от аппаратно-программных платформ их реализации и размещения в пространстве.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые),  неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача - в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.  В такой задаче  удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.  Подобные задачи  обычно  приходится  решать многократно и они носят рутинный характер.  Использование информационной системы для решения структурированных  задач  обеспечивает полную автоматизацию их решения.

Неструктурированная (неформализуемая)  задача -  в которой невозможно выделить элементы и установить связи между ними.  Решение этих задач связано с большими трудностями из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма. Возможности использования информационной системы  невелики.  Решение  в  таких случаях  принимается человеком на основе своего опыта (из эвристических соображений) и косвенной информации из разных источников.

На практике  сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач.  В большинстве задач известна  лишь часть их элементов и связей между ними.  Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему.  Получаемая в ней информация анализируется человеком, который играет определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, т.к. в их функционировании принимает участие человек.

3.    Информационные ресурсы

К ресурсам вычислительной системы относят такие средства вычислительной системы, которые могут быть выделены процессу обработки данных на определенный квант времени. Основными ресурсами ВС являются процессоры, области оперативной памяти, наборы данных, периферийные устройства, программы.

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.

Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей – технических средств (hardware), программных средств (software), алгоритмических средств (brainware). В свою очередь, информатику как в целом, так и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций: как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.

Технические средства, то есть аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как "твёрдые изделия".

Программных средств выбрано (а точнее, создано) очень удачное слово Software (буквально — "мягкие изделия"), которое подчёркивает равнозначность программного обеспечения и самой машины и вместе с тем подчёркивает способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться, развиваться. Программное обеспечение — это совокупность всех программ, используемых компьютерами, а также вся область деятельности по их созданию и применению.

Алгоритмические средства - Brainware (от англ. brain — интеллект). Эта ветвь связана с разработкой алгоритмов и изучением методов и приёмов их построения. Алгоритмы — это правила, предписывающие выполнение последовательностей действий, приводящих к решению задачи.

 Понятие информационные ресурсы включает в себя понятие техническое обеспечение.

Техническое обеспечение комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системой, данными, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы

Комплекс технических средств составляют:

ü компьютеры любых моделей;

ü устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

ü устройства передачи данных и линий связи;

ü оргтехника и устройства автоматического съема информации;

ü эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

ü общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

ü специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

ü нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных

4.       Роль ЭВМ в обработке информационных ресурсов

 В настоящее время ПЭВМ позволяет решать различные задачи в различных сферах деятельности человека. Это могут быть простые математические вычисления, сложные графические построения, математический анализ и т.п. В каждом случае ЭВМ выполняет какую-то программу, обычно довольно сложную. Большую часть задач, решаемых на ЭВМ, составляют  задачи экономики – распределение ресурсов, планирование выпуска продукции, ценообразование, транспортные задачи и т.п.

Для обработки информации на ЭВМ разрабатываться  информационные системы.

4.1. Классификация задач, решаемых на ЭВМ.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые),  неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача - в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.  В такой задаче  удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.  Подобные задачи  обычно  приходится  решать многократно и они носят рутинный характер.  Использование информационной системы для решения структурированных  задач  обеспечивает полную автоматизацию их решения.

Неструктурированная (неформализуемая)  задача -  в которой невозможно выделить элементы и установить связи между ними.  Решение этих задач связано с большими трудностями из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма. Возможности использования информационной системы  невелики.  Решение  в  таких случаях  принимается человеком на основе своего опыта (из эвристических соображений) и косвенной информации из разных источников.

На практике  сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач.  В большинстве задач известна  лишь часть их элементов и связей между ними.  Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему.  Получаемая в ней информация анализируется человеком, который играет определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, т.к. в их функционировании принимает участие человек.

4.2. Механизм действий информационной системы

Принцип функционирования информационной системы основан на следующих процессах, обеспечивающих работу информационной системы любого назначения :

ü ввод информации из внешних или внутренних источников;

ü обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

ü вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

ü обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Информационная система определяется следующими свойствами:

ü любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

ü информационная система является динамичной и развивающейся;

ü при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

ü выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

ü информационную систему следует воспринимать как человеко-машинные системы, которые собирают, накапливают, сохраняют и выдают по запросу или требованию информацию в виде данных и знаний, необходимых для управления экономическим объектом[1].

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности компьютерной информационной системы для поддержки принятия решений следует учитывать:

ü структурированность решаемых управленческих задач;

ü уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;

ü принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;

ü вид используемой информационной технологии.

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

Внедрение информационных систем может способствовать:

ü получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;

ü освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

ü обеспечению достоверности информации;

ü замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

ü совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;

ü уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

ü предоставлению потребителям уникальных услуг;

ü отысканию новых рыночных ниш;

ü привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

5.       Информационные системы. Информация и управление

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений в любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты. Приведем два определения информационных систем:

а) Согласно “Словарю экономических терминов” информационная система – система хранения, обработки, преобразования, передачи, обновления информации с использованием компьютерной и другой техники[2].

б) Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем.

Информационная система является важнейшим элементом обратной связи по управлению. На основе информации, получаемой из информационной системы, лицо, принимающее решения, оценивает текущую ситуацию, делает выводы и принимает решения.

Классификация информационных систем

5.1. Классификация по признаку структурированности задач

При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач(см. п.4.1).

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида   (рис. 5.1)[3]:

–          создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;

–          разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

Рис. 5.1.. Классификация информационных систем по признаку структурированности решаемых задач

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

ü  составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;

ü  быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

ü  управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

ü  логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

ü  автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Основными функциями модельной информационной системы являются:

ü  возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;

ü  достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

ü  оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

ü  возможность графического отображения динамики модели;

ü  возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции "типовых управленческих решений", в соответствии, с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

5.2. Классификация по степени автоматизации

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические и автоматизированные (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Классификация информационных систем по разным признакам

Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной информационной системой.

Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин “информационная система” вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

5.3. Классификация по характеру использования информации

Информационно-поисковые системы (рис. 5.2) производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

5.4. Классификация по сфере применения

Информационные системы организационного управления (рис. 5.2) предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто любые информационные системы понимают именно в данном толковании. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

Информационные системы управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

Информационные системы автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) информационные системы используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д.

Настоящий период развития компьютеризации бизнеса можно охарактеризовать как постепенный переход к корпоративным информационным системам, прежде всего со стороны крупных компаний. Это объясняется высокой стоимостью внедрения таких систем, исчисляющейся порядком сотен тысяч долларов.

Комплексные системы демонстрируют явные преимущества – кроме четко поставленного учета и контроля они умеют собирать и анализировать всю совокупность имеющейся информации. Это дает возможность принятия более точных решений при большом выигрыше во времени.

5.5. Информационное обеспечение в сфере экономики и управления.

Информационная поддержка – один из важнейших процессов в системе процессов управления предприятием. Качественная информационная поддержка позволяет повысить эффективность деятельности предприятия, а эффективная информационная система – процессов управления.

Внедрение информационной системы позволяет значительно повысить эффективность информационной поддержки управления производственными процессами предприятий.

В соответствии с общей теорией управления, процесс управления можно представить как взаимодействие двух систем: управляющей и управляемой.

Система управления предприятием функционирует на базе информации на состоянии объектов его входов и выходов в соответствии с поставленной целью. Управление осуществляется подачей управленческих воздействий с учетом обратной связи и внешней среды, рынка и вышестоящих органов управления. Назначение управляющей системы – формировать такие воздействия на управляемую систему, которые побуждали бы её принять состояние, определенное управляющей системой.

  Цель – выполнение производственной программы в рамках технико-экономических ограничений.

 Обратная связь – данные о ходе производства.

Планы и содержание обратной связи не что иное, как информация. Поэтому процессы формирования управляющих воздействий является процессами преобразования экономической информации.

 Экономической информации характерны следующие свойства: точность, достоверность, оперативность.

Точность – обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей так и результатной информации, при которой сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность – отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Виды экономической информации.

Экономическую информацию принято подразделять по следующим признакам: функциям управления и месту возникновения. По функциям управления разделяется на планово-учетную, нормативно-справочную и отчетно-статистическую экономическую информацию.

Плановая (директивная) – включает в себя директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес планирования на некоторые периоды в будущем.

Учетная информация отражает фактические значения, запланированных показателей за определенный период времени.

Назначение информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Заключение

Круг проблем, рассматриваемых информатикой, настолько широк, что помимо сугубо специальных тем, каса­ющихся исключительно компьютерной техники, приходится вникать в пробле­мы других областей знаний, таких как физика, химия, биология, ли­тература. Это обусловлено тем, что информатика представляет совер­шенно особую отрасль знаний, которая интегрирует (объединяет) все остальные. Благодаря ожидаемому внедрению информационных систем и технологий в различные сферы деятельности, можно представить об­ласть информатики как некую среду существования прочих дисцип­лин. Информатика должна стать дисциплиной совершенно иного уров­ня и качества, нежели все существующие ныне. Она будет обобщать знания, полученные по другим предметам, учить новому системному осмыслению происходящих в мире процессов и явлений.

Список использованных источников

1.     Бородакий Ю.В., Лободинский Ю.Г. Основы теории систем управления (исследование и проектирование). – М.: Издательство РиС, 2004.

2.     Информационные системы в экономике. М.: ВШ – 1996.

3.     Климанов В. П., Солдатов А. В. Комплексная модель эффективности процессов жизненного цикла продукции // 4-я Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза": Тез. докл. Владивосток, 2003.

4.     На пути к информационному обществу. ”Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития” (Национальный доклад) // Вестник РОИВТ, 1994, № 4-5, с.5-66.

5.     Осейко Н. Бухгалтерский учет с помощью ПК. Третье издание. К.: СофтАрт, 1996.

6.     Солдатов А.В. Информационная система как основа эффективного управления вузом // Университетское управление. 2004. №2. С. 116-119.

7.     Соломенцев Ю. М., Позднеев Б. М., Солдатов А. В. Эффективное управление ресурсами вуза // Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 25-28 февр. 2003 г. / ПетрГУ. Петрозаводск, 2003.

8.     Фигурнов.  ПК для начинающих. М.:ВШ – 1995.

9.     Энциклопедия персонального компьютера. www. Megakm.ru


[1] http://www.km.ru/education

  1. [2] Солдатов А.В. Информационная система как основа эффективного управления вузом // Университетское управление. 2004. №2. С. 116-119.http://www.ecsocman.edu.ru

[3] Соломенцев Ю. М., Позднеев Б. М., Солдатов А. В. Эффективное управление ресурсами вуза // Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 25-28 февр. 2003 г. / ПетрГУ. Петрозаводск, 2003.