Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. СУЩНОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА   4

1.1. Предпосылки и условия реформирования бухгалтерского учета в России  4

1.2. Цели и задачи реформирования бухгалтерского учета. Направления реформирования. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 23

ВВЕДЕНИЕ

Переход экономики России от плановой к рыночной не мог не повлиять на бухгалтерский учет. Трансформация бухгалтерская учета была насущной необходимостью. При изменении системы общественно-экономических отношений реформирование бухгалтерского учета было (и остается) процессом адекватным.

Одна из главных задач экономики страны– это планомерное вхождение в мировую экономическую систему. А это невозможно сделать без такой системы бухгалтерского учета, которая бы соответствовала требованиям рыночной экономики и международным стандартам финансовой отчетности. Вот почему вопросы реформирования бухгалтерского учета являются актуальными и в настоящее время.

Целью данного проекта является выявление и характеристика основных особенностей реформирования бухгалтерского учета в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.        Описать сущность реформирования системы бухгалтерского учета в России: ее цели, задачи, условия, направления.

2.        Выявить основные различия между международными стандартами финансовой отчетности и положениями по бухгалтерскому учету России. Определить влияние данных различий на процесс реформирования бухгалтерского учета.

3.        Определить перспективы реформирования и развития бухгалтерского учета в России.

1. СУЩНОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Предпосылки и условия реформирования бухгалтерского учета в России

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

90-е годы как этап развития России характеризовались постепенным поворотом экономики к внешнему миру, осознанием ее как зависимой и одновременно влияющей части мировой хозяйственной системы. Это определило основные направления изменений в хозяйственном механизме.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета.

В системе бухгалтерского учета и отчетности одним из направлений изменений является использование Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), издаваемых с 1973 г. независимым комитетом со штаб-квартирой в Лондоне – International Accounting Standarts Committee.

Почему возник вопрос о целесообразности и необходимости использования международных стандартов  в России?

Во-первых, формирование отчетности в соответствие с МСФО является одним из важных шагов, открывающим российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется предоставленный им капитал, Россия останется зоной повышенного риска и соответственно будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.

В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден. Однако это означает, что компания попадет в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.

Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. В частности, использование международных стандартов дает возможность рационализировать и оптимизировать информационные системы компаний.

С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений. Не случайно неотъемлемой частью МСФО является документ «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности», определяющий, среди прочего, на кого рассчитана отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, делающие ее полезной этим пользователям.

Полезность информации, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что Лондонская, Франкфуртская, Цюрихская, Люксембургская, Амстердамская, Римская, Гонконгская и ряд других фондовых бирж допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг. Еще в 1995 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) объявила о своем намерении рекомендовать признавать МСФО для целей листинга на всех международных рынках (включая Нью-Йоркскую и Токийскую фондовые биржи) после определенной доработки отдельных стандартов.

Зарубежные компании, подготавливающие свою публичную финансовую отчетность в соответствии с МСФО или исходя из них: «Roche» (Швейцария), «Renault» (Франция), «Deutsche Bank» (Германия), «Bayer» (Германия), «Fiat» (Италия), «Nestle» (Швейцария), «Nokia» (Финляндия), «Union Bank of Switzeland» (Швейцария). В России можно привести в качестве примера ОАО «ЛУКОЙЛ», Корпорацию «ИРКУТ», АК «АЛРОСА».

В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов, правительственных организаций, представители которых с 1981 г. образуют Консультативную группу в рамках Комитета по МСФО.

В четвертых, использование МСФО закладывает основу для укрепления и расцвета бухгалтерской профессии, расширяет круг полномочий, обязанностей и, как следствие, знаний и навыков. Это, в свою очередь, заставит каждого бухгалтера переосмыслить свою роль и место в управленческой структуре, а общество в целом – осознать значение бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики [Шнейдман (18), с.5].

Применение МСФО не цель, а средство преобразований; весьма важное и эффективное, но лишь одно из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

«Внедрение» МСФО – не одномоментное изменение всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов является постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого  процесса заключается в том, что недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устраняются постепенно, последовательно, в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.

Невозможность перехода на МСФО «в один день» была обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребовались коррективы в законодательстве (гражданском, налоговом), а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Требовалось также переобучение и переаттестация бухгалтерских работников (а их в начальный период реформы по некоторым оценкам было около 3 млн. чел.) и, в первую очередь, главных бухгалтеров. Эти и другие вопросы были основой для решения масштабных задач. Однако без их решения переход к МСФО мог бы оказаться просто фикцией [Шнейдман (18), с.7].

Также важный аспект в использовании МСФО – что вкладывать в понятие «внедрение стандартов», как представлять практический переход к ним. При использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима учета необходима своего рода адаптация. Нельзя просто проигнорировать национальные особенности страны, так как на основе их в любой стране, не только в России, складываются свои представления о бухгалтерском учете, его целях и задачах. И потом, большинство развитых стран с собственными богатыми традициями бухгалтерского дела (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия) принимают национальные стандарты. Очень малая доля стран принимает МСФО в качестве национальных стандартов.

В свете мирового опыта перевод российского учета на МСФО нельзя понимать как непосредственное внедрение этих стандартов в практику отечественных организаций. Использование международных стандартов в России заключается, прежде всего, в активном применении их при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, что обеспечивает общую сопоставимость бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями.

1.2. Цели и задачи реформирования бухгалтерского учета. Направления реформирования

Сегодня российский бухгалтерский учет переживает важный и интересный период – постепенное сближение с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Для этого федеральные органы приняли ряд важных решений: Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденную постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г.; закон «О бухгалтерском учете»; постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 910 и др. Определенными этапами в данном процессе стал переход к учету по так называемому методу начислений, развитие идей учетной политики, изменение форм бухгалтерской отчетности, введение отчета о движении денежных средств, новый порядок составления сводной отчетности, обеспечение открытости (публичности) отчетности, развитие института независимого аудита и др.

Согласно с программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации  от 06 марта 1998 г. №283, основной целью реформирования бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требования рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

·           формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

·           обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

·           оказание методической помощи организации в понимании и внедрении управленческого учета.[1]

Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:

1.        законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства Российской Федерации);

2.        формирование нормативной базы (стандартов);

3.        методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

4.        кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

5.        международное сотрудничество.

Для выполнения задач по каждому направлению было намечено осуществить следующие меры.

1.        Подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты.

2.        Разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учтенных стандартов, а также новый План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций.

3.        Разработать:

- методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;

- подготовить типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;

- пересмотреть регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;

- пересмотреть первичную учетную документацию  с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов.

4.        Для улучшения кадрового обеспечения должны:

- быть пересмотрены программы обучения специалистов разных уровней:

а) начального (бухгалтер-счедовод);

б) среднего (бухгалтер-техник);

в) высшего (бухгалтер-экономист);

г) профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы);

- постоянно пересматриваться программы переподготовка сотрудников бухгалтерских служб;

- разрабатываться учебно-методическая литература;

- осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров;

- разрабатываться нормы профессиональной этики.

5.        В области международного сотрудничества были намечены: вступление в Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданной в декабре 1997 г. Организации Международного центра по реформе.[2]

В работе по всем направления реформирования бухгалтерского учета принимает активное участие созданный в 1997 г. Институт профессиональных бухгалтеров.

С реформированием бухгалтерского учета тесно связан вопрос нового плана счетов. Здесь возникает очень серьезная проблема. Авторы международных стандартов искренне полагают, что единый план счетов не нужен, поскольку каждый бухгалтер сам для себя составит свой план. Нужны единые принципы  бухгалтерского учета, именно они служат средством гармонизации счетоводства. Ее пытаются добиться двумя способами:

·           использованием одной из моделей бухгалтерского учета, принятой в ряде стран, и распространением этой модели на другие страны;

·           достижением компромисса, когда из всех действующих моделей выбирают «самые лучшие» или самые распространенные.

Оба подхода к гармонизации связаны с большими трудностями.

В первом случае идет речь о том, чтобы методологию учета (включая планы счетов), сложившуюся в одной стране или группе стран, распространить на другие страны. Однако это почти невозможно сделать, ибо методология учета, принятая в той или иной стране, не просто выдумана группой специалистов, а складывалась исторически, на протяжении нескольких веков. Бухгалтеры, аудиторы, ревизоры из поколения в поколение изучали эти традиции. Более того, принятые подходы к бухгалтерскому учету отвечали интересам тех групп пользователей финансовой отчетности, которые проявили к бухгалтерской методологии наибольший интерес. Все это делает первый подход к гармонизации практически нереалистичным. Страны, создавшие метод, его, конечно, охотно приветствуют, но страны, которым этот метод навязывают, не хотят и не могут, даже если бы хотели, принять предлагаемую им модель (план счетов). [3]

Во втором случае, когда пытаются сконструировать некую независимую эклектическую модель типа международных стандартов бухгалтерского учета, возникают еще большие трудности, ибо в первом случае предлагается прямое заимствование живой, принятой и работающей модели, во втором – искусственная модель, отдельные элементы которой работают в той или иной стране, но в целом такую вновь сформированную модель необходимо апробировать.[4]

Можно сравнивать эти два подхода к бухгалтерской гармонизации с попытками создания международного языка. В первом случае это выбор одного из живых языков, во втором – решение доктора Л.Заменгофа, создавшего в 1887 г. всемирно известный искусственный язык эсперанто. Попытка была разумной, и все-таки в качестве всемирного языка используется, как правило, английский.

Но создатели Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета с 1973 г. идут по пути доктора Л. Заменгофа. Опыт почти трех десятилетий свидетельствует о тех сложностях, которые были отмечены выше, конечно, понятны многим представителям комитета. Авторы многих международных стандартов не предполагали составления единого плана счетов. Они исходили из идеи, что требования стандартов можно реализовать в условиях того плана счетов, который может быть построен любым профессиональными бухгалтером. Отсюда вывод огромной важности: переход на международные стандарты не потребовал существенного изменения номенклатуры счетов.

Главная задача реформирования системы бухгалтерского учета состоит в обеспечении заинтересованных пользователей объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующих субъектов.

Традиционно в России бухгалтерская отчетность составлялась по формам, утвержденным централизованно. Это приводило к тому, что во многих случаях такая отчетность не содержала данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации.

В связи с этим российским организациям, как принято в международной практике, с 1996 г. предоставлено право включать в бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели, если выявлена недостаточность данных для формирования полного представления об их имущественном и финансовом положении.

По мере реформирования системы бухгалтерского учета, проявляются новые подходы и правила, заложенные в новых нормативных документах и положениях по бухгалтерскому учету. Необычность для бухгалтерской отчетности, например, заключается в том, что Министерство финансов Российской Федерации отказалось от типовых форм бухгалтерской отчетности, утвердив только их образцы в качестве рекомендаций. В ходе проведения отчетной компании должны проявляться компетентность и квалификация главных бухгалтеров, их умение готовить бухгалтерскую отчетность в соответствии с ПБУ 4/99 (Приказ МФ РФ от 06.07.98 № 43н – по состоянию на 1 января 2003 г.), и правилами раскрытия информации, приведенными в каждом положении по бухгалтерскому учету, а также с разными подходами для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций; средних и крупных организаций; крупнейших организаций.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.01.2000 г. №4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности – упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, имеется четвертый вариант формирования бухгалтерской отчетности – организация составляет отчетность в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам. Необходимость выделения этих групп связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных перед собой задач должны решать проблему прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации.

Применение международных стандартов финансовой отчетности связано с необходимостью привлечения в организацию капитала (включая иностранный) для дальнейшего развития производства, инфраструктуры и т.п. В эту группу входят открытее акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.

Во вторую группу организаций, формирующих бухгалтерскую отчетность по расширенному варианту, относятся оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия.

К третьей группе организаций относятся остальные организации (закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др. за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), которые составляют бухгалтерскую отчетность по стандартному варианту.

Четвертую группу формируют субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.[5]

Разные варианты формирования бухгалтерской отчетности требуют разной степени подготовленности персонала организаций (в том числе бухгалтерских кадров). Например, возникает вопрос о целесообразности определенной сертификации специалистов, собирающихся вести учет в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, и, следовательно, наличие определенных требований к таким специалистам (например, знание английского языка для непосредственного ознакомления с первоисточников). Для ведущих учет в малом бизнесе и отдельных некоммерческих организациях во многих случаях достаточно прохождения краткосрочных курсов по бухгалтерскому учету.

Программа реформирования бухгалтерского учета рассматривает вопросы по решению проблем становления бухгалтерской профессии. В рамках данного вопроса важнейшим стало формирование профессиональной организации специалистов бухгалтерской профессии – Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). В ноябре 2001 года ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Институтом профессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаны Положение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренные Межведомственной комиссией по реформирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтом профессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. её прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждение бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, как это принято в большинстве развитых стран – в качестве примера можно привести известные международные сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США и The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании. Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессионального бухгалтера.

Другой блок мероприятий в ходе реформирования бухгалтерского учета связан с подготовкой и переподготовкой специалистов в области бухгалтерского учета. Подлежат подготовке различной степени четыре группы бухгалтеров. Имеются документы, относящиеся к высшей категории бухгалтеров, - государственный стандарт по высшему образованию по специальности «Бухгалтерский учет», программы по подготовке и переподготовке профессиональных бухгалтеров. Подготовлены отдельные учебники и учебные пособия, учитывающие правили бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Проводимую работу по подготовке и переподготовке кадров взяло под свою опеку Министерство образования Российской Федерации (в частности, при нем создан научно-методический совет по проблемам подготовки бухгалтерских и аудиторских кадров). Тем самым повышается ответственность преподавателей и специалистов в получении знаний в почти трехстах учебно-методических центрах, аккредитованных при Институте профессиональных бухгалтеров России.

Наиболее значимыми тенденциями развития мировой экономики являются глобализация международных финансов и финансовых рынков, повышение значения рынков капитала в финансировании бизнеса, интернационализация экономических отношений и необходимость их надежного и качественного информационного обеспечения. Основа такого обеспечения – публичная бухгалтерская отчетность, в отношении которой как раз и существует  извечная проблема достоверности, надежности и обоснованности представленных в ней данных.

Не случайно в последние годы в мировом профессиональном сообществе наблюдается общее желание финансистов и бухгалтеров решить проблему гармонизации бухгалтерского учета в международном контексте, подразумевающую идентификацию и нивелирование различий между национальными и международными стандартами бухгалтерского учета.

Попытки решения проблемы унификации бухгалтерского учета в международном контексте неоднократно предпринимались  во второй половине XX века, причем наибольшую известность получили два подхода: гармонизация и стандартизация учета. Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета обсуждается в рамках Европейского сообщества с 1961 г. Ее суть сводится к следующему: в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих; «гармония» моделей учета достигается через их соответствие Директивам ЕС, основные положения которых включены в национальные законодательства стран-членов сообщества. Стандартизация учета заключается в следующем: национальные стандарты должны соответствовать Международным стандартам финансовой отчетности», внедрение которых в национальные системы учета осуществляется на добровольной основе. Подход, выраженный в стандартизации, имел в последние годы доминирующее значение.

МСФО не являются сводом универсальных инструкций по бухгалтерскому учету; они представляют собой компромиссный вариант различных национальных школ. Ни одна страна, имеющая свои традиции в области бухгалтерского учета (а Россия, несомненно, относится именно к таким странам), не может позволить себе полную замену национальных стандартов международными. Речь может идти лишь о гармонизации систем.

Одна из особенностей МСФО заключается в их финансовой ориентированности, что предполагает существенное повышение требований в отношении подготовки бухгалтеров по вопросам анализа и финансового менеджмента (финансовые вычисления, оценка финансовых активов и обязательств в условиях рынка, использование различных стоимостных оценок, оценка и управление финансовой структурой, учет стоимости источников, оценка риска и др.). Кроме того, поскольку в условиях рынка особую значимость имеет надлежащее оформление и исполнение договоров, причем, как правило, бухгалтер прямо или косвенно участвует в их заключении, к современному бухгалтеру предъявляются все более высокие требования по правовой подготовке.

Считая правильной сложившуюся на Западе практику непрерывного повышения квалификации бухгалтеров и аудиторов в системе учебных программ национальных институтов профессиональных (сертифицированных, присяжных) бухгалтеров, Институт профессиональных бухгалтеров России формирует в настоящее время систему переподготовки кадров, в которой акцент сделан на четыре аспекта: бухгалтерский, финансово-аналитический, правовой и налоговый.

По мере глобализации финансовых рынков, интернационализация бизнеса и повышения значимости бухгалтерской службы в управленческом процессе бухгалтер все в большей степени вынужден брать на себя функции финансового менеджера (последнее в особенности справедливо в отношении главного бухгалтера, являющегося по сути финансовым директором). Иными словами, в бухгалтерской работе доминанта контрольной и чисто счетоводной функции все в большей степени ослабевает, а бухгалтер становится важным участником процесса управления финансами.

В международной профессиональной среде основную роль играют неправительственные организации, поэтому значимость Института профессиональных бухгалтеров России как «буерного звена» между российской системой учета и аудита и международной практикой исключительно повышается. Вхождение Института профессиональных бухгалтеров России в состав Международной федерации бухгалтеров на правах полного члена означает его безусловное признание международной профессиональной общественностью. Этому способствовали многолетние тесные контакты Института профессиональных бухгалтеров России и его ведущих специалистов с коллегами из Великобритании, США, Франции, Германии и других стран, с представителями международных организаций.

Институт профессиональных бухгалтеров России заявил о себе как об организации профессионалов, пришедший в систему отечественного учета и аудита всерьез и надолго. В настоящее время Институт профессиональных бухгалтеров России является единственного профессиональной организацией страны, наиболее полно и действенно представляющей интересы бухгалтерского сообщества. Об этом, прежде всего свидетельствуют, прежде всего, рост численности действительных членов Института профессиональных бухгалтеров России и аттестованных специалистов на звание «Профессиональный бухгалтер», непременное прямое или косвенное участие экспертов института в большинстве проектов, связанных с развитием и реформированием бухгалтерского учета и аудита в России, активное сотрудничество с государственными структурами и ведущими аудиторскими фирмами.

Большинство утвержденных положений по бухгалтерскому учету предварительно рассматривались в рамках ИПБ России. Структура организации Института профессиональных бухгалтеров России предусматривает наличие самостоятельных территориальных подразделений. Одной из их задач является разъяснение среди практиков принятых новых правил бухгалтерского учета и выработка учетных приемов по их применению. Это позволит по истечении определенного периода времени часть функций, связанных с регулированием бухгалтерского учета, передать от Министерства финансов Российской Федерации Институту профессиональных бухгалтеров (особенно это касается создания отраслевых указаний).

Вхождение Института профессиональных бухгалтеров России в международное бухгалтерское сообщество без сомнения поможет более успешно решать многочисленные проблемы в области учета и аудита, возникающие в связи с гармонизацией отечественной системы учета и аудита с требованиями международной практики.

Основные этапы разработки системы бухгалтерского учета приводятся в приложении 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение важно отметить, что в случае полного перехода России на МСФО не следует ожидать, будто иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. По итогам первых двух лет реформы уже можно говорить об определённых как положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена лишь, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний - действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.

В числе других задач реформирования следует отметить необходимость окончательного разделения бухгалтерского учёта на финансовый, управленческий и налоговый, как это принято в международной практике. При этом финансовый анализ будет ориентирован на внешних пользователей (собственников, инвесторов, кредиторов, дебиторов и т.д.), управленческий учёт будет использоваться для систематизации затрат, принятия управленческих решений и планирования, а налоговый учёт – применяться для исчисления налогов.

Следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учёта должна осуществляться с учётом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития России, а не путём слепого копирования западного опыта. Поэтому на данном этапе реформирования системы бухгалтерского учёта должно стать последовательное сглаживание несоответствий, что будет способствовать более успешному продвижению российских компаний на рынки капитала. При этом, говоря о реформировании необходимо подчеркнуть, что автоматическое, без каких-либо изменений, принятие МСФО невозможно. Ведь, по сути, международные стандарты – это компромисс между ведущими системами учёта в мире. Нельзя отрицать тот факт, что в России уже накоплен большой полезный опыт, сложилась система бухгалтерского учёта. Например, по словам А. Бакаева, руководителя Департамента методологии бухгалтерского учёта и отчётности Минфина России «наш План счетов – один из уникальнейших документов в мировой учётной практике». Поэтому при использовании международных стандартов финансовой отчётности для создания новой национальной системы учёта международный опыт должен быть адаптирован к российской специфике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утвержден приказом Минфина РФ от 7.05.2003г. №94н)

2. Приказ Минфина от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций»;

3. Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (Приказ Минфина от 20.05.03 №44н)

4. Варенова И.Г. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: Приор-издат, 2004. – 208 с.

5. Василевич И.П., Уткин Ф.А., «Вопросы трансформации отчетности в соответствии с МСФО», «Бухгалтерский учёт», №12, 2003

6.        Гершун А., «Тенденции в развитии международных стандартов финансовой отчетности», «Финансовая газета. Региональный выпуск», №35, 2003

7.        Дружиловская Т.Ю., «Трактовка понятия нематериальных активов в российском и международном стандартах», «Аудиторские ведомости», №2, 2003

8.        Кондраков Н.П., «Бухгалтерский учет», Москва, «Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002

9. Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор  – Пресс, 2005. – 256 с.

10.            Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.

11.           «Accounting Report», бюллетень Международного центра реформы системы бухгалтерского учета (МЦРБУ) за 1998-2003 гг.

12.           «Understanding IAS», PricewaterhouseCoopers, 2001

13.           www.iasc.uk.org – официальный сайт КМСФО

14.           www.pwc.com – официальный сайт PricewaterhouseCoopers

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задача

Документ

Ответственное

ведомство

Срок

исполнения

Этап I (2001 - 2003 гг.)

1.

1.1.

Составить проект и принять:

новые российские стандарты

бухгалтерского учета, соответствующие МСФО;

ПБУ

Минфин

2001 -  2003 гг.

1.2.

процедуры приведения данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности к требованиям  налогового учета;

Методическое руководство

Минфин,  МНС

4-й квартал

2001 г.

1.3.

внедрение процедур МСФО для российских предприятий;

Изменения и

дополнения

к законодательству

по компаниям и ценным бумагам

Минэконразвития, Минфин,

ФКЦБ

3-й квартал

2001 г

1.4.

внедрение методического руководства по МСФО;

Методическое руководство

Институт профессиональных бухгалтеров

 (по согласованию)

2002-2003 гг.

1.5.

процедуры приведения

данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности к требованиям налогового учета по МСФО.

Методическое руководство

Минфин, МНС,

Институт профессиональных бухгалтеров  (по

согласованию)

2002 г.

2.

Разработка комплекса мероприятий, направленных на установление государствен­ного контроля за подготов­кой и подачей финансовой отчетности, а также санкции за нарушение правил бухгалтерского учета

Проект законов

о внесении изменении и дополнений в

гражданское законодательство,

а также законодательство по компаниям и ценным бумагам

Минфин, Минэкономразвития, ФКЦБ, Мингосимущество

Срок подачи

документов в Правитель­ство РФ -

3-й квартал

2001 г.

3.

Пересмотр Программы обучения и аттестации профессиональных бухгалтеров, а также программы обучения  аудиторов.

Программа обучения и аттестации профессиональных бухгалтеров. Программа

обучения аудиторов

Институт профессиональных

бухгалтеров

 (по согласованию), Минфин

2001 г.

4.

Разработка и внедрение

Программы обучения и

аттестации специалистов по

МСФО.

Программы

обучения  и

аттестации 

по  МСФО

Институт профессиональных

бухгалтеров

 (по согласованию)

2001 -2002 гг.

 

5.

Пересмотр действующей

системы упрощенного бухгалтерского учета и финансовой отчетности для малых предприятий.

Методическое

руководство

Минфин

2002 г.

Этап II (2004 - 2005 гг.)

6.

Составление проектов новых

и пересмотр действующих в России норм бухгалтерского учета, соответствующих МСФО.

ПБУ

Минфин

2004 -2005 гг.

7.

Переход к внедрению МСФО на российских предприятиях  (по усмотрению предприятий) для подготовки и представления финансовой отчетности без подачи отчетности по российским стандартам.

Начиная с

финансовой

отчетности за  2003 г.

8.

Реализация методического

руководства по внедрению

МСФО на российских предприятиях  (далее по тексту -  Руководство по МСФО). Пересмотр положений руководства с учетом практического опыта внедрения МСФО.

Институт профессиональных бухгалтеров

(по согласованию)

2004 -2005 гг.

9.

Внедрение Методического руководства по процедурам приведения данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности МСФО к требованиям налогового учета.

МНС, Минфин

Начиная

с налоговых деклараций за 1-й квар­тал 2004 г.

10.

Разработка требований по аттестации специалистов предприятий, функционирующих на основе МСФО, а также аудиторских фирм и аудиторов, составляющих заключения по финансовой отчетности на основе МСФО.

Постановление Правительства РФ

Минфин, МНС, ФКЦБ

2004 г.

Этап III (2006 - 2010 гг.)

11.

Предприятия категории I, т.е. публичные (акционер­ные общества) компании и другие предприятия, зарегистрированные на международных фондовых рынках и/или в российских торго­вых системах, обязаны гото­вить финансовую отчетность на основе МСФО.

Начиная с финансовой отчетности за 2005 г.


[1] Варенова И.Г. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: Приор-издат, 2004, с. 72

[2]. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 152

[3]  Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, с. 173

[4] Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, с. 175

[5] Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор  – Пресс, 2005,с. 162