СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Сущность издержек обращения и методики их анализа. 5

1.1. Сущность издержек обращения в торговле. 5

1.2. Факторы, влияющие на величину издержек и их динамику. 8

1.3. Обзор методик анализа издержек обращения. 15

2. Анализ издержек обращения на примере торговой организации. 21

2.1. Анализ динамики издержек обращения. 21

2.2. Анализ удельных издержек обращения на 1 рубль товарооборота по группам товаров. 24

2.3. Анализ издержек обращения по статьям затрат. 27

2.4. Анализ влияния на издержки обращения сроков реализации товаров. 28

2.5. Выявление направлений сокращения издержек обращения. 31

Заключение. 34

Список литературы.. 36

Введение

В условиях рыночной экономики существенно возросла роль коммерческой деятельности как основного фактора эффективного хозяйствования предприятий с различными формами собственности на потребительском рынке. Коммерческая деятельность представляет собой совокупность финансово-экономических, правовых и организационных знаний и действий, направленных на организацию и совершенствование процессов обращения (купли-продажи) товаров и услуг для удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли. Одним из основных препятствий к максимизации прибыли в торговле являются издержки обращения, которые являются составной частью текущих затрат предприятия.

Как показывают исследования, применяемая на предприятиях торговли система управления издержками обращения не достаточно эффективна и не в полной мере способствует решению проблем оптимизации затрат и эффективности хозяйствования предприятия. С уходом от плановой экономики и переходом к рыночной многие предприятия отказались от планирования, нормирования, анализа издержек обращения, что, естественно, привело предприятия к неэффективному хозяйствованию в условиях рынка.

В условиях рыночной конкуренции снижение издержек обращения является наиболее существенным резервом повышения прибыли предприятия, удержания конкурентных позиций на рынке товаров и услуг. Чтобы эффективно управлять издержками обращения, а через них и прибылью, предприятию необходимо проводить анализ издержек. Этим обусловлена актуальность темы работы, которая звучит как: «Анализ издержек обращения в торговле».

Целью данной работы является исследование экономической сущности издержек обращения, методики их анализа, а также проведение экономического анализа издержек обращения торгового предприятия.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)          определить экономическую сущность издержек обращения, факторов, влияющих на величину издержек и их динамику, провести обзор методик анализа издержек обращения;

2)          провести анализ издержек обращения на примере торгового предприятия и выявить направления сокращения издержек обращения.

1. Сущность издержек обращения и методики их анализа

1.1. Сущность издержек обращения в торговле

Обращение товаров требует общественных затрат, вызываемых их до­ставкой, хранением и реализацией. Это затраты живого и овеществленно­го труда, необходимые для доведения товаров до потребителя, выражен­ные в денежной форме, называются издержками обращения.

Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач [5,с.256].

Проблема издержек одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издерж­ки обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации про­цесса-движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Издержки обращения являются важнейшим, качественным показате­лем, который позволяет судить, насколько успешно предприятия осущест­вляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли и обслуживания населения. Правильный учет и планирование издержек обращения способствует устранению бесхозяйственности и из­лишеств в расходовании средств, при одновременном проведении меро­приятий по повышению культуры торговли.

Издержки обращения возникают у тех предприятий, которые осущест­вляют товарное обращение. Они образуются у предприятий торговли и общественного питания у предприятий и организаций различных загото­вительных систем. Вместе с тем издержки несут и непосредственно произ­водители товаров.

Издержки обращения торговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до мест  потребления. По своей экономической сущности издержки обращения подразделяются на две части [1, с. 30]:

-             связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения и поэтому увеличивающие стоимость товара к ним относятся расходы по перевозке, хранению, переработке, упаковке товаров;

-             связанные с превращением товарной формы в денежную. К ним относятся заработная плата продавцов, расходы на рекламу, административно-управленческие расходы, проценты за кредит, потери и убыль товаров и др.

Издержки обращения планируются и учитываются в отчетности в двух показателях:

в абсолютной сумме всех издержек обращения в денежном выражении;

в виде уровня издержек обращения в процентах к товарообороту.

Уровень издержек обращения представляет собой соотношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Уровень издержек обращения важным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия. На основе этого показателя оценивается степень выполнения торговым предприятием плана по издержкам обращения. Снижение уровня издержек обращения приводит к росту валового дохода предприятия, а, следовательно, и эффективности его деятельности.

Издержки обращения учитываются в разрезе отдельных слагаемых элементов [1, с. 36]:

-      расходы на перевозку товаров,

-      расходы на оплату труда,

-      расходы на аренду и содержание помещений,

-      амортизация,

-      отчисления в ремонтный фонд,

-      расходы на хранение, подработку и упаковку товаров,

-      расходы на торговую рекламу,

-      отчисления на социальное страхование,

-      потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм,

-      износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов,

-      расходы на тару,

-      прочие расходы.

Не все затраты торговых, предприятий могут быть отнесены к издерж­кам обращения. К ним относятся только такие расходы, которые действительно с народнохозяйственной точки зрения  являются издержками по осуществлению товарооборота. Такие же расходы торговых предприятий как налоги, пени, штрафы не являются затратами в народнохозяйствен­ном смысле, а выражают перераспределение средств. Не относятся к из­держкам обращения и убытки торговых предприятий, обусловленные пло­хой постановкой контроля или запущенностью учета. Так, убытки от спи­сания дебиторской задолженности, убытки, происшедшие в результате чисто случайных причин, стихийных бедствий и др. также не обусловлены торговым процессом и списываются на счет прибылей и убытков.

В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) коммерческая деятельность без некоторых издержек вообще невозможна. В силу этого обстоятельства любое решение о товародвижении вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов в других целях. Таким образом - все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли.

Таким образом, сущность издержек обращения в торговле заключается в формировании общественно необходимых затрат труда, обеспечивающих выполнение торговлей своих функций и задач, то есть это затраты живого и овеществленного труда, выраженные в денежной форме, необходимые для доведения товаров до потребителя.

1.2. Факторы, влияющие на величину издержек и их динамику

Факторы, оказывающие влияние на издержки обращения, с некоторой условностью можно подразделить на независимые от деятельности торговых предприятий (внешние) и зависимые от результатов и качества их работы (внутренние). К внешним факторам относятся [22, с.45]:

-       экономические факторы (темпы инфляции, государственная политика в области государственного страхования работников и обязательного медицинского обслуживания, налоговая политика государства);

-       конъюнктура рынка товаров;

-       изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, топливо, горючее и газ;

-       прием или передача магазинов, складов и другие организационно-структурные изменения внутри торговой организации и т.п.;

-       кредитная политика местных властей, ограничение на получение ссуд, доступность кредитов.

Внутренние факторы включают [22, с.59; 25, с.89]:

-       изменения объема, состава и структуры товарооборота;

-       изменение времени обращения товаров;

-       повышение или снижение уровня производительности труда торговых работников;

-       внедрение прогрессивных форм торговли; расширение поставки товаров от местных поставщиков;

-       рационализацию путей и форм товародвижения;

-       улучшение использования транспорта;

-       повышение эффективности использования материально-технической базы торговли;

-       обеспеченность собственными оборотными активами;

-       сокращение потерь и убыли товаров при транспортировании и хранении;

-       совершенствование экономической работы и др.

Такая группировка факторов помогает определить действительный размер экономии или перерасхода издержек обращения (по отдельным статьям и в целом по торговому предприятию), установить положительные и отрицательные моменты в работе, пути и возможности относительного сокращения расходов.

Степень влияния отдельных факторов в различных условиях хозяйствования неодинакова. Каждое торговое предприятие имеет свои специфические условия работы и возможности сокращения издержек обращения, что следует учитывать при их анализе.

Рассмотрим влияние каждого из этих факторов на общий уровень издержек обращения.

Объем товарооборота. Этот внутренний фактор оказывает наибольшее влияние на общий уровень издержек обращения торгового предприятия, т.к. переменные издержки обращения прямо связанны с изменением этого показателя. Рост товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек обращения, однако уровень издержкоемкости при этом снижается (т.к. сумма постоянных издержек обращения остается неизменной). С ростом товарооборота до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих издержек обращения торгового предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменных преобладают виды издержек обращения, имеющие дигрессивный характер (это связанно с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия) [15, с.45]. Однако, начиная с определенного момента, рост объема товарооборота вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных  издержек обращения, в результате чего темпы роста общей суммы издержек обращения могут превысить темпы роста объема товарооборота. Такая ситуация связанна с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечения прироста реализации товаров, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды издержек обращения, имеющие прогрессивный характер [8, с. 56]. Следовательно, рост объема товарооборота лишь до определенных пределов может вызвать снижение уровня издержкоемкости на торговом предприятии.

Состав товарооборота, его структура и изменение. Большое влияние на издержки обращения оказывают изменение состава и структуры розничного товарооборота. Подсчитано, что реализация на одну и ту же сумму продовольственных товаров требует в 1,6-2,0 раза больше расходов, чем непродовольственных. В связи с этим увеличение в товарообороте смешанного магазина доли продовольственных товаров на 1% ведет к повышению общего уровня издержек обращения на 0,03-0,04% к обороту и наоборот [24, c.47].

Большое влияние на общий уровень издержек обращения оказывает изменение доли в товарообороте мелкооптовой продажи товаров. В специализированных базах и магазинах, отпускающих товары мелким оптом уровень издержек обращения в 3-4 раза ниже, чем в магазинах осуществляющих продажу товаров населению. Увеличение или уменьшение доли в товарообороте торговой организации мелкооптовой продажи  товаров приводит к соответствующему изменению уровня издержек обращения. На мелко оптовых предприятиях планирование и учет издержек обращения обычно ведутся обособленно от других торговых подразделений, что позволяет определить уровни расходов в указанном разрезе. Относительному снижению издержек обращения способствует поставки и реализации штучных и фасованных товаров. Практика показывает, что при торговле фасованными товарами в 3-6 раз повышается производительность труда торговых работников, и на 15-20% сокращаются издержки обращения (по сравнению с торговлей нефасованными товарами). Проведенные исследования показывают, что оптимальным для производственной торговли является доведение доли фасованных товаров до 90%, в том числе промышленной фасовки до 80% [24, с.49].

Доведение товаров до покупателей требует различных затрат труда и средств. Так, более издержкоемкой является реализация хлеба, соли, овощей, картофеля, фруктов, чем гастрономических и кондитерских товаров. Значительно выше уровень издержек обращения при продаже галантереи, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, строительных материалов, чем одежды, обуви и ткани [8, с.91].

Таким образом, изменение структуры товарооборота может привести к снижению или повышению уровня издержек обращения торгового предприятия.

Скорость обращения товаров. На издержки обращения значительное влияние оказывает такой внутренний фактор как изменение скорости  товарооборачиваемости. При ускорении товарооборачиваемости относительно снижаются товарные запасы и как результат уменьшаются проценты за пользование банковским кредитом, товарные потери в пределах и сверх норм, расходы по хранению товаров и некоторые другие издержки обращения [8, с.89].

Эффективность использования материально-технической базы торговли ведет к повышению фондоотдачи, производительности труда, росту товарооборота, а, следовательно, и к относительному снижению издержек обращения. Влияние улучшения или ухудшения использования материально-технической базы торговли на издержки обращения можно изучить через показатель фондоотдачи [22, с.59]. 

Расходы на содержание материально-технической базы торговли включает следующие издержки обращения: расходы на аренду и содержание зданий, сооружения и помещений, находящихся на балансе торгового предприятия, расходы на содержание основных средств. Чем эффективнее предприятие использует помещения складов, кладовых и других объектов аренды, чем экономнее используются вода, топливо, электроэнергия в процессе эксплуатации основных средств, тем меньше издержки обращения. Если  на балансе предприятия имеются изношенные основные фонды, то чем больше износ этих фондов, тем больше расходов оно несет на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе хранения.

Уровень производительности труда работников торговли. Чем выше объем товарооборота, приходящегося на одного работника, тем ниже уровень расходов по оплате труда и других затрат по содержанию персонала на единицу товарооборота. Поэтому, повысив уровень квалификации персонала, торговое предприятие может снизить издержки обращения. Повышение производительности труда ведет к высвобождению численности работников и, следовательно, к сокращению расходов на оплату труда и отчислений от заработной платы.

Развитие и применение прогрессивных форм торговли способствуют росту товарооборота, повышению производительности труда, улучшению других показателей хозяйственной деятельности предприятий. Эффективность самообслуживания и других прогрессивных методов торговли определяют сравнением результатов работы торговых предприятий (в том числе и по уровню издержек обращения) до и после перехода на прогрессивные методы работы или сравнением с результатами деятельности магазинов, применяющих традиционную форму торговли и имеющих примерно одинаковые условия работы [22, c. 65].

Условия завоза товаров, расширение их закупок уместных поставщиков, совершенствование товародвижения также следует учесть при анализе влияния факторов внутренней среды на издержки обращения. В случае получения товаров от иногородних изготовителей на условиях франко-станция отправления, транспортные расходы по их доставке до станции назначения включаются в цену закупки торговыми предприятиями, а при самовывозе товаров торговыми предприятиями от иногородних поставщиков часть транспортных расходов включается в цену закупки, а остальная часть – в издержки обращения торговых предприятий. Таким образом, розничные торговые предприятия должны постоянно выявлять резервы расширения  закупки товаров от местных поставщиков, что способствует снижению их  издержек обращения и росту доходов и прибыли.

Потери и убыль товаров при хранении и транспортировании. На размер естественной убыли товаров оказывает влияние следующие внутренние факторы:

-       объем и структура розничного товарооборота – увеличение в товарообороте доли штучных и фасованных товаров, организации предварительной их расфасовки ведут к сокращению товарных потерь, а при продаже весовых товаров потери увеличиваются;

-       состояние товарных запасов и времени обращения товаров – ликвидация залежалых и неходовых товаров, предупреждение образования сверх нормативных товарных запасов, ускорение товарооборачиваемости содействует снижению товарных потерь;

-       улучшение процесса транспортировки товаров – закупка товаров у местных поставщиков и расширение прямых связей, ускорение доставки создают предпосылки для сокращения товарных потерь.

Все эти факторы внутренние среды оказывают существенное влияние на величину издержек обращения.

Рассмотрим факторы, не зависящие от деятельности торговой организации, и оценим их влияние на   издержки обращения.

Снижение или повышение розничных цен на товары оказывает определенное влияние на издержки обращения, т.к. сумма ряда статей расходов (расходы на аренду, содержание, амортизацию и ремонт основных средств и некоторые другие) не находится в прямой зависимости от изменения розничных цен. Повышение последних ведет к росту объема товарооборота, а, следовательно, к снижению уровня издержек обращения.

   Изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючее оказывает определенное влияние на соответствующие статьи издержек обращения.

Изменение уровня ставок аренды. В настоящее время большая часть торговых предприятий  арендует помещения. Поэтому  периодический рост ставок аренды, с вязанный с конъюнктурой рынка недвижимости, вызывает рост суммы  издержек обращения.

Изменение тарифов. Эксплуатация основных фондов торгового предприятия связанно с использованием электроэнергии, воды, газа, горючего, топлив, поэтому уровень издержек обращения зависит от роста тарифов на эти ресурсы и на коммунальные услуги. Значительный удельный вес в издержках обращения занимают транспортные расходы. Следовательно, существует прямая зависимость от тарифов на железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные виды перевозок. Поэтому необходимо рассматривать возможности закупок товаров у местных производителей и поставщиков, уделять особое внимание выбору транспорта для перевозки товаров.

Экономические факторы [27]:

-       темпы инфляции в стране. Чем выше инфляция, тем быстрее растет сумма издержек обращения по оплате труда персонала, обслуживания заемных финансовых средств, оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий, отчисления на страхование работников и обязательное медицинское обслуживание;

-       уровень развития сегментов потребительского рынка. В условиях «рынка продавца» уровень издержкоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях  «рынка покупателя». Это связанно с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на рекламу, на организацию торгового обслуживания покупателей и т.п.;

-       изменение ставок налоговых платежей, входящих в состав  издержек обращения, например, отчисления на социальное страхование и обязательное медицинское обслуживание. Значительная часть налоговых платежей торгового предприятия осуществляется за счет его издержек обращения. Поэтому изменение размеров этих платежей или налоговых ставок по ним отражается на общей сумме издержек обращения торгового предприятия;

-       кредитная политика местных властей, ограничение на получение ссуд, доступность кредитов. Одним из источников формирования средств торгового предприятия являются  кредиты банков или местных органов власти. Они выдаются на различные цели и за их использование предприятия платят банку проценты в установленном размере. Величина этих расходов зависит от величины ставки за пользование кредитом и сроков погашения задолженности. Это означает, что на издержки обращения оказывает влияние доступность кредита, реальность сроков его погашения.

Учёт этих факторов позволяет более эффективно управлять издержками обращения торгового предприятия.

1.3. Обзор методик анализа издержек обращения

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования [15].

Издержки обращения характеризуются стоимостными, объемны­ми и удельными показателями.

Стоимостной показатель вытекает из самой сущности издержек обращения, которые представляют собой затраты труда, выраженные в денежной форме. Объемные показатели применяются только при детальном изучении затрат по отдельным ста­тьям. Так, при анализе расходов по аренде и содержанию торговых помещений следует изучить натуральные показатели, характеризую­щие площадь помещений и т.д.

Удельные показатели очень широкого используются при анализе издержек обращения. Основным удельным показателем является уровень издержек обращения или издержки об­ращения, приходящиеся на рубль товарооборота.

Уровень издержек обращения характеризует их долю в цене товаров и показывает, во что обходится доведение товаров от производства до по­требителей, или во что обходится торговое обслуживание населения.

Уровень издержек обращения отдельных предприятий исчисляется к разному товарообороту. В оптовом предприятии уровень издержек об­ращения определяется в процентах к оптовому товарообороту, в кото­рых включается как складской, так и транзитный оборот с вложением средств. Транзитный оборот без вложения средств, при расчете уровня издержек обращения во внимание не принимается. В розничном пред­приятии уровень текущих затрат определяется в процентах к розничному товарообороту, а в предприятии общественного питания - к валовому товарообороту. В заготовительных организациях уровень издержек оп­ределяется в отношении к заготовленной массе или в заготовительных планах, или на тонну заготовленной продукции.

Анализ начинают с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения:

А эк./пер. = ИО1 – ИО0 ,                                       (1.1)

где  А эк./пер. – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения, руб.;

ИО1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного периода, руб.;

ИО0 – плановая сумма издержек обращения отчетного периода или фактическая сумма базисного периода.

Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем розничного товарооборота отчетного периода. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные.

ИОскор.о = ИОпост.0 + Рi * УИОпер.0 / 100,                  (1.2)

где ИОскор.0 – базисная сумма издержек обращения, скорректированная на фактический товарооборот отчетного периода, руб.;

ИОпост.0 – условно-постоянные издержки обращения базисного периода, руб.;

УИОпер.0 – уровень условно-переменных издержек обращения базисного периода, %;

Рi – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками:

О экс./пер. = ИО1 – ИОскор.0                                                  (1.3)

При проведении анализа издержек обращения определяют размер и темп изменения их уровня:

DУИО = УИО1 – УИО2,                                  (1.4)

где DУИО – размер изменения уровня издержек обращения, %;

УИО1 – отчетный уровень издержек обращения, %;

УИО2 – базисный уровень издержек обращения, %.

Тио = УИО1 / УИО0 * 100%,                               (1.5)

где Тио – темп изменения уровня издержек обращения, %.

Анализ общего уровня и суммы издержек обращения в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года производится за год, по кварталам, по месяцам и по подразделениям.

Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры расходов, соблюдения сметы по отдельным видам затрат [25]. При этом в первую очередь должны анализироваться статьи, занимающие наибольший удельный вес в издержках обращения, и условно-постоянные расходы. Оценку выполнения сметы издержек обращения по условно-переменным статьям следует давать по их уровню, по условно-постоянным статьям – по абсолютной величине.

Следующим этапом анализа должно стать выявление объективности значительного влияния прочих факторов на издержки обращения. Если это обусловлено качественным совершенствованием процесса продаж, то такое изменение издержек допустимо, если же нет, следует срочно разработать меры по уменьшению влияния прочих факторов на условно-постоянные затраты, которые несет торговое предприятие в процессе осуществления им своих функций и задач.

В условиях конкурентной среды, характерной для рыночных отношений, уровень издержек обращения находятся под влиянием факторов цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой и направленностью воздействия почти на все материальные затраты. Уровень условно-переменных затрат при изменении цен остается прежним. Уровень условно-постоянных затрат находится в обратной зависимости от изменения уровня цен на товары.

Снижение или рост издержек обращения за счет изменения цен не характеризует эффективность работы торгового предприятия, так как изменение цен в основном зависит от влияния факторов внешней среды торгового предприятия [29].

Разница между уровнем издержек обращения в действующих ценах и сопоставимых даст влияние ценового фактора.

УИОскор.1 = УИО н/з1 + (ИО зав.1 – (P1/Jp) / 100,             (1.6)

где УИОскор.1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %;

УИОн/з1 – уровень независимых от изменения розничных цен издержек;

ИОзав.1 – сумма независимых от изменения цен издержек обращения отчетного года, руб.;

Jp – индекс цен;

P1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года, руб.

План издержек обращения разрабатывается торговым предприятием самостоятельно и представляет собой важнейший раздел финансового плана. Планирование издержек обращения осуществляется по этапам, в последовательности:

1)         расчет максимально возможной суммы издержек для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия;

2)         выработка основных направлений обеспечения режима экономии издержек обращения;

3)         расчет плана издержек обращения по общему объему и в разрезе отдельных статей.

В ходе проведения предпланового анализа издержек обращения выявляются тенденции изменения за предплановый период их суммы и уровня, состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и розничного товарооборота.

Плановая сумма издержек обращения должна соответствовать соотношению:

ИО min £ ИОпл £ ИО max                                        (1.7)

Только такое соотношение плановых, минимальных и максимальных издержек обращения обеспечит высокую культуру обслуживания покупателей и безубыточную (или прибыльную) работу торгового предприятия.

Работа торгового предприятия будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:

ИО пер + ИО пост = ВД – НДС,                          (1.8)

где ИО пер – переменные издержки обращения;

ИО пост – постоянные издержки обращения;

ВД – сумма валового дохода;

НДС – налог на добавленную стоимость.

После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на торговом предприятии режима экономии, что подразумевает систему форм и методов планомерного сокращения затрат относительно получаемого полезного результата. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима экономии, обеспечивает снижение уровня издержек обращения. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием:

-       торгово-технического процесса;

-       структуры товарооборота и процесса нормирования товарных запасов;

-       использования материально-технической базы торгового предприятия;

-       организации и оплаты труда работников торгового предприятия.

Таким образом, планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить анализ издержек обращения.

2. Анализ издержек обращения на примере торговой организации

2.1. Анализ динамики издержек обращения

Организация «Альменда» является Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) и располагается по адресу г. Хабаровск, ул. Лермонтова, 90. Предприятие было создано в 1991 году. В настоящее время оно занимается розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами.

Главной целью предприятия является повышение доли обслуживаемого населения и получение максимальной прибыли.

Задачами деятельности данного предприятия является более полное насыщение рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создание дополнительных рабочих мест и получение дополнительной прибыли.

Предметом деятельности ООО «Альменда» является:

-       производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

-       выполнение торгово-закупочных, торговых, посреднических, бартерных и иных операций, открытие коммерческо-комиссионных магазинов, других торговых предприятий;

-       товарно-посреднические услуги по продвижению товаров на экспорт и проведение импортных закупок;

-       оказание дополнительных услуг покупателям;

-       другие виды деятельности, в соответствии с Уставом Общества.

рассмотреть основные показатели деятельности розничного предприятия.

Сводный анализ экономических показателей деятельности ООО «Альменда» проведем на основе данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1

Основные экономические показатели деятельности ООО «Альменда» (2004 – 2005 гг.)

Показатели

Ед. изм.

2004 г.

2005 г.

Отклонение (+,-)

Темпы роста, %

1. Товарооборот

тыс. руб.

2010,1

2644,3

634,2

131,6

1.     Валовой доход (без НДС)

     Уровень к товарообороту  

тыс. руб.

%

501,4

24,9

541,2

20,5

39,8

-4,4

107,9

82,3

2.     Прибыль от реализации

     Уровень к товарообороту

тыс. руб.

%

205,0

10,2

238,0

9,0

33

-1,2

116,1

88,2

3.     Издержки обращения

     Уровень к товарообороту

тыс. руб.

%

296,4

14,7

303,2

11,5

6,8

-3,2

102,3

78,2

4.     Товарные запасы

     Уровень к товарообороту

тыс. руб.

%

249,3

12,4

364,9

13,8

115,6

1,4

146,4

111,3

5.     Среднегодовая численность

персонала

чел.

25

22

-3

88,0

Из таблицы 2.1 видно, что основные экономические показатели деятельности ООО «Альменда» значительно изменились в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Так, товарооборот увеличился на 634,2 тыс. руб. или на 31,6 %, что благоприятно сказалось на динамике суммы  валового дохода, который возрос на 39,8 тыс. руб. или на 7,9%. Но в результате роста издержек обращения сумма прибыли от реализации продукции увеличилась лишь на 33 тыс. руб.

Рост суммы издержек обращения на 6,8 тыс. руб. негативно отразился на показателях финансового результата, хотя их уровень к товарообороту снижается (на 3,2 %).

Неблагоприятным фактом является и прирост суммы товарных запасов, что позволяет предполагать о наличии «разрывов» потребительских ожиданий и предлагаемого к реализации ассортимента товаров, услуг, уровня обслуживания. Так, объемы товарных запасов возросли на 115,6 тыс. руб. или на 46,4 %.

В таблице 2.2 представлена общая динамика издержек обращения.

Таблица 2.2

Данные для анализа динамики издержек обращения в 2005 г., тыс. руб.

Показатели

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Издержки обращения

71,6

67,7

81,7

82,2

303,2

Темп роста издержек, %

100,0

94,6

120,7

100,6

-

Как показывают данные таблицы 2.2, общая величина издержек предприятия составила 303,2 тыс. руб.

Значительный рост издержек обращения наблюдается в 3 квартале: по сравнению с предыдущим периодом величина издержек возросла на 20,7 %, что составило 14,0 тыс. руб. Такое изменение затрат (а именно, переменных, изменяющихся пропорционально изменению товарооборота) вызвано ростом объема продаж, вследствие увеличения платежеспособного спроса и роста конкурентоспособности предприятия в данном периоде.

Для изучения динамики издержек обращения за ряд лет используем базисные и цепные показатели рядов динамики: абсолютный прирост (Апр), темп роста (Тр) показателя. Формализованный расчет показателей представлен ниже.

Апр (базисный) = Иф – Иб,                                      (2.1)

Апр (цепной) = Иф – Иф-1,                                      (2.2)

Тр (базисный) = Иф / Иб* 100 – 100,                      (2.3)

Тр (цепной) = Иф / Иф-1 * 100 – 100,                     (2.4)

где Иф – издержки обращения данного времени;

Иб – издержки обращения базисного периода;

Иф-1 – издержки обращения предшествующего периода.

Данные для анализа издержек обращения за ряд лет представлены в таблице 2.3. Используя вышеприведенные формулы (2.1–2.4), получаем следующие показатели (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Анализ динамики издержек обращения ООО «Альменда»

Годы

Издержки, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп прироста, %

базисный

цепной

базисный

цепной

2001

260,5

-

-

-

-

2002

261,3

+ 0,8

+ 0,8

+ 0,3

+ 0,3

2003

279,5

+ 19,0

+ 18,2

+ 7,3

+ 6,9

2004

296,4

+ 35,9

+ 16,9

+ 13,8

+ 6,0

2005

303,2

+ 42,7

+ 6,8

+ 16,4

+ 2,2

Данные таблицы 2.3 показывают, что за анализируемый период наблюдается тенденция роста издержек обращения.

По сравнению с 2001 г. величина издержек обращения увеличилась на 42,7 тыс. руб. или на 16,4 %. Анализ цепных показателей позволяет сделать вывод, что наибольший прирост затрат предприятия наблюдается в 2003 г. По сравнению с предшествующим периодом в 2003 г. величина издержек увеличилась на 6,9 %, что составляет + 18,2 тыс. руб.

Проведенные расчеты показали, что в отчетном периоде абсолютный перерасход издержек обращения предприятия по сравнению с прошлым годом составил 6,8 тыс. руб., что составляет прирост величины затрат на 2,2 %.

2.2. Анализ удельных издержек обращения на 1 рубль товарооборота по группам товаров

В таблице 2.4 представлена общая динамика товарооборота, издержек обращения и уровня издержек (удельных издержек обращения на 1 рубль товарооборота). Как показывают данные таблицы 2.4, темп роста издержек обращения в третьем и четвертом квартале 2005 года отстает от темпа роста товарооборота. Это положительная тенденция для предприятия.

Таблица 2.4

Анализ удельных издержек обращения на 1 рубль товарооборота в 2005 г.

Показатели

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Товарооборот

597,1

543,7

669,8

833,7

2644,3

Темп роста товарооборота, %

100,0

91,1

123,2

124,5

-

Издержки обращения

71,6

67,7

81,7

82,2

303,2

Темп роста издержек, %

100,0

94,6

120,7

100,6

-

Абсолютное изменение издержек

-

- 3,9

+ 14,0

+ 0,5

-

Уровень издержек обращения, %

11,9

12,5

12,2

9,8

11,5

Изменение уровня издержек

-

+ 0,6

- 0,3

- 2,4

-

Доля затрат по кварталам, %

22,6

20,6

25,3

31,5

100,0

Данные таблицы 2.4 показывают, что в отчетном периоде наблюдается рост уровня издержек обращения во втором квартале по сравнению с предыдущим кварталом. В тоже время, в третьем квартале при абсолютном увеличении издержек обращения на 14 тыс. руб. их удельный вес снизился на 0,3 процентного пункта; аналогично в четвертом квартале: при абсолютном увеличении издержек на 0,5 тыс. руб. их удельный вес снизился на 2,4 процентных пункта и составил 9,8 %.

В таблице 2.5 приведены данные об издержках обращения, объеме товарооборота и уровне издержек обращения по группам товаров.

 Таблица 2.5

Анализ удельных издержек обращения на 1 рубль товарооборота в 2005 г. по группам товаров

Показатели

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

1

2

3

4

5

6

Товарооборот, всего

597,1

543,7

669,8

833,7

2644,3

В т.ч.:

 

 

 

 

 

продовольственные

267,8

288,1

351,3

522,3

1429,5

непродовольственные

329,3

255,6

318,5

311,4

1214,8

Продолжение таблицы 2.5

1

2

3

4

5

6

Темп роста товарооборота, %

100

91,1

123,2

124,5

-

В т.ч.:

 

 

 

 

 

продовольственные

100

107,6

121,9

148,7

-

непродовольственные

100

77,6

124,6

97,8

-

Издержки обращения

71,6

67,7

81,7

82,2

303,2

В т.ч.:

 

 

 

 

 

продовольственные

36,4

35,8

62,3

54,2

188,7

непродовольственные

35,2

31,9

19,4

28

114,5

Уровень издержек обращения, %

11,9

12,5

12,2

9,8

11,5

В т.ч.:

 

 

 

 

 

продовольственные

13,6

12,4

17,7

10,4

13,2

непродовольственные

10,7

12,5

6,1

9,0

9,4

Изменение уровня издержек

-

0,6

-0,3

-2,4

-

В т.ч.:

 

 

 

 

 

продовольственные

 -

-1,2

5,3

-7,4

 -

непродовольственные

 -

1,8

-6,4

2,9

 -

Темп роста товарооборота по продовольственным товарам выше, чем темп роста по непродовольственным товарам. Исключение составляет третий квартал, в котором по сравнению со вторым кварталом темп роста товарооборота по непродовольственным товарам превысил темп роста по продовольственным товарам.

Во втором квартале 2005 г. по сравнению с первым кварталом издержки обращения снизились – как по продовольственным, так и по непродовольственным товарам. В третьем квартале значительно возросли издержки обращения по продовольственным товарам, а по непродовольственным товарам снизились. В четвертом квартале наблюдается обратная ситуация – несколько снизились в абсолютном выражении издержки по продовольственным товарам и увеличились по непродовольственным.

Уровень издержек обращения, т.е. удельный вес издержек обращения на 1 рубль товарооборота, по продовольственным товарам выше, чем по непродовольственным товарам. Так, средний уровень издержек обращения в 2005г. по продовольственным товарам составил 13,2%; по непродовольственным товарам – 9,4%.

В течение года уровень издержек обращения по продовольственным товарам изменялся в пределах 10,4-17,7%. Максимальное значение наблюдается в третьем квартале, минимальное – в четвертом.

По непродовольственным товарам уровень издержек обращения также значительно изменялся в течение года – от 6,1 до 12,5%. Максимальное значение наблюдается во втором квартале, минимальное – в третьем.

Такие колебания обусловлены сезонностью спроса и условий реализации продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемых ООО «Альменда».

2.3. Анализ издержек обращения по статьям затрат

На основе результатов предыдущего анализа можно, казалось бы, сделать вывод о благоприятной тенденции на предприятии, обусловленной снижением уровня издержек обращения, но это будет не совсем точно. Необходимо разобраться в структуре издержек и определить за счет чего произошли такие изменения. Структура издержек приводится в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Анализ издержек обращения ООО «Альменда» по статьям затрат

Статьи затрат

1 полугодие 2005 г.

2 полугодие 2005 г.

Изменение доли, %

Тыс. руб.

Доля, %

Тыс. руб.

Доля, %

1

2

3

4

5

6

Расходы на аренду и содержание зданий, оборудования и инвентаря

30,5

21,9

35,8

21,8

-0,1

Услуги связи

3,8

2,7

4,0

2,4

-0,3

Амортизационные отчисления

3,2

2,3

3,2

2,0

-0,3

Расходы на ремонт основных средств

3,5

2,5

3,5

2,1

-0,4

Транспортные расходы

11,3

8,1

14,4

8,8

0,7

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

2,5

1,8

4,5

2,7

1,0

Продолжение таблицы 2.6

1

2

3

4

5

6

Затраты на рекламу

5,2

3,7

13,4

8,2

4,4

Заработная плата

52,3

37,5

60,8

37,1

-0,4

Отчисления на социальные нужды

21,3

15,3

23,8

14,5

-0,8

Прочие затраты

5,7

4,1

0,5

0,3

-3,8

Итого издержки

139,3

100

163,9

100

-

В структуре затрат наибольший удельный вес занимает заработная плата – 37,5%, причем во втором полугодии 2005 г. наблюдается снижение доли данной статьи затрат на 0,4%.

Значительную долю занимают затраты, связанные с арендой помещения. В первом полугодии 2005 г. удельный вес затрат по аренде помещения составил 21,9%, во втором полугодии – 21,8%.

Следует отметить, что прирост издержек обращения во втором полугодии 2005 г. вызван, главным образом, ростом затрат на рекламу, транспортных расходов, заработной платы.

2.4. Анализ влияния на издержки обращения сроков реализации товаров

Для анализа влияния на издержки обращения сроков реализации товаров необходимо установить математическую зависимость между этими показателями. Для этого воспользуемся математическими формулами расчета времени одного оборота товарных запасов и уровня издержек обращения:

                                                 (2.5)

                                                (2.6)

где  число дней в периоде;

 коэффициент оборачиваемости товарных запасов;

 объем товарных запасов, тыс. руб.;

 выручка (товарооборот), тыс. руб.;

 уровень издержек обращения, %;

 издержки обращения, тыс. руб.

Из уравнений (2.5) и (2.6) выражаем показатель В и приравниваем их:

                                            (2.7)

Из данного уравнения находим , получаем математическую зависимость издержек обращения от сроков реализации товаров ():

.                                         (2.8)

На основе факторного анализа, используя данную формулу, определим влияние на издержки обращения сроков реализации товаров. Исходные данные для анализа приведены в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Анализ влияния сроков реализации товаров на издержки обращения

Наименование показателя

1 полугодие 2005 г.

2 полугодие 2005 г.

Абсолютное изменение

Издержки обращения, тыс. руб.

139,3

163,9

+24,6

Число дней в периоде

181

184

+3

Товарные запасы, тыс. руб.

172,4

192,5

+20,1

Уровень издержек обращения, %

12,2

10,9

-1,3

Товарооборот, тыс. руб.

1140,8

1503,5

+362,7

Коэффициент оборачиваемости товарных запасов, число оборотов

6,62

7,81

+1,19

Срок реализации товаров (t), дней

27,3

23,6

-3,7

За счет большего числа дней во втором квартале издержки обращения увеличились на 2,4 тыс. руб.

За счет увеличения объема товарных запасов издержки обращения увеличились на 16,5 тыс. руб.

За счет снижения сроков реализации товаров издержки обращения возросли на 24,9 тыс. руб.

За счет снижения уровня издержек обращения издержки обращения снизились на 19,5 тыс. руб.

Общее изменение:

В данном случае факторный анализ показал обратно пропорциональную зависимость между сроком реализации товаров и издержками обращения, так как в данном случае рост издержек обращения направлен на ускорение оборачиваемости товаров. Однако данный анализ не учитывает различного изменения постоянных и переменных издержек обращения по мере наращивания объемов товарооборота.

Если увеличивается оборачиваемость товарных запасов, а в нашем случае оборачиваемость товарных запасов увеличилась с 6,62 до 7,81 оборотов в полугодие (таблица 2.7), увеличивается объем товарооборота при неизменных постоянных расходах. Таким образом, получается относительная экономия на постоянных издержках обращения.

 Деление издержек обращения на постоянные и переменные затраты обусловлено использованием современных методов анализа результатов деятельности предприятия.

Постоянные издержки – расходы, которые мало зависят от объема продаж фирмы, к ним относятся: амортизационные отчисления, арендная плата. Переменные издержки – расходы, которые изменяются в зависимости от объема продаж предприятия. К ним относятся: расходы на заработную плату, рекламу, транспортные расходы, услуги связи, расходы на ремонт, расходы на хранение, подработку и подсортировку товаров.

Сокращение сроков реализации товаров снижает также расходы предприятия на хранение товаров, соответственно, снижает общую сумму издержек обращения.

2.5. Выявление направлений сокращения издержек обращения

Управление издержками требует наличия широкого круга информации, которая должна быть определенным образом обработана и обобщена. Исходя из этого, мы рассматриваем систему показателей затрат и факторов их формирующих, как инструменты, посредством которых можно выявлять тенденции их изменения.

Уровень издержек обращения должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату.

Рост затрат является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения, и в конечном счете, ведет к росту объема товарооборота и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием.

Учет и адекватная оценка всех факторов, оказывающих влияние на затраты торговли, являются условием формирования перспективных управленческих решений.

Планирование издержек обращения неразрывно связано с планами вало­вых доходов, прибыли, расчетом потребности оборотных средств и бан­ковских кредитов и т.д.

При разработке плана издержек обращения делается несколько вари­антных расчетов, в основу которых кладутся прогрессивные нормативы. При этом следует выбрать оптимальный вариант. Оптимальным называет­ся такое решение, которое в данных хозяйственных условиях является наиболее эффективным.

Критерием при разработке различных вариантов плана издержек об­ращения являются экономическая обоснованность объема и состава обо­рота, экономия живого и овеществленного труда в процессе обращения товаров, которая находит свое выражение в сокращении затрат в процен­тах к общему объему товарооборота.

План по издержкам обращения торговых предприятий представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма расходов и общий уровень, а также сумма и уровень расходов по каждой статье издержек обращения. Смету, как и другие плановые показатели, составляют исходя из хозяйственной целесообразности и необходимости улучшения обслу­живания населения, облегчения выполнения утвержденного плана това­рооборота и плана прибыли.

При планировании издержек обращения необходимо учитывать резе­рвы их снижения в связи с действием факторов, особенно за счет улучше­ния организации торговли, внедрения новых, прогрессивных и более эко­номичных форм торговли, улучшения организации труда.

Расчет плановой величины издержек обращения должен быть экономически обо­снованным, что позволит осуществлять своевременное и пол­ное финансирование инвестиций, прирост собственных обо­ротных средств, соответствующие выплаты работникам предприятия. Следовательно, правильное пла­нирование затрат на предприятии имеет ключевое зна­чение в системе управления издержками фирмы.

Таким образом, из основных направлений сокращения издержек обращения можно выделить следующие:

1)                 работа по совершенствованию торговых технологических процессов, направленная на снижение трудоемкости и экономию ресурсов за счет более строгого учета их расходования;

2)                 внедрение новых, прогрессивных и более эко­номичных форм торговли;

3)                 улучшение организации труда и повышение его производительности;

4)                 использование экономических моделей планирования издержек для обеспечения возможности планирования на перспективу размеров прироста и экономии затрат в зависимости от результатов деятельности торгового предприятия и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону переменных и постоянных затрат.

Для оптимизации затрат руководству предприятия следует учитывать воздействие факторов, способствующих сокращению издержек (рост доли мелкого товарооборота, повышение эффективности труда торгового персонала, внедрение прогрессивных методов продаж, рациональное использование оборотных средств, системы управления товарными запасами, снижение звенности товародвижения, совершенствование системы управления коммерческой фирмой и др.); а также факторов, способствующих росту уровня затрат фирмы – снижение объема продаж, замедление  оборачиваемости средств; повышение качества обслуживания; и т.п.

Задача оптимизации затрат состоит в том, чтобы фирма, расходуя свои средства, могла обеспечить высокое качество обслуживания покупателей, тем самым достигая высоких результатов в своей деятельности.

Заключение

Затраты объединяют все денежные ресурсы, которые израсходованы или затрачены на осуществление каких-то хозяйственных операций, в пределах общественной необходимости. Издержки обращения характеризуются стоимостными, объемны­ми и удельными показателями. Стоимостной показатель вытекает из самой сущности издержек обращения, которые представляют собой затраты труда, выраженные в денежной форме. Объемные показатели применяются только при детальном изучении затрат по отдельным ста­тьям.

Проведенный анализ издержек обращения торгового предприятия ООО «Альменда» показал, что при  абсолютном увеличении затрат фирмы, уровень издержек обращения или издержки об­ращения, приходящиеся на рубль товарооборота, имеют тенденцию к снижению. Данная динамика изменения показателя является благоприятной для фирмы. Кроме того, темпы роста издержек не опережают темпы рост объема продаж, что свидетельствует об эффективности использования средств предприятия.

Анализ факторов, повлиявших на уровень и величину издержек обращения показал, что к их числу можно отнести: объем и структуру товарооборота, производительность труда, снижение и повышение розничных цен на товары, динамика тарифов и ставок за услуги (арендная плата, транспортные услуги, услуги связи), эффективность использования материально-технической базы (оборачиваемость товарных запасов, сроки реализации товаров).

В качестве основных направлений сокращения издержек обращения выявлены следующие:

-       совершенствование торговых технологических процессов, направленное на снижение трудоемкости и экономию ресурсов за счет более строгого учета их расходования;

-       внедрение новых, прогрессивных и более эко­номичных форм торговли;

-       улучшение организации труда и повышение его производительности;

-       использование экономических моделей планирования издержек для обеспечения возможности планирования на перспективу размеров прироста и экономии затрат в зависимости от результатов деятельности торгового предприятия и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону переменных и постоянных затрат.

Кроме того, в целях оптимизации затрат руководству предприятия следует учитывать воздействие факторов, способствующих сокращению издержек:

-       увеличения доли мелкого товарооборота;

-       повышение эффективности труда торгового персонала, внедрение прогрессивных методов продаж;

-       рациональное использование оборотных средств, ускорение оборачиваемости товарных запасов;

-       снижение звенности товародвижения;

-       совершенствование структуры управления.

А также факторов, способствующих росту уровня затрат:

-       снижения объема продаж;

-       замедление оборачиваемости товарных запасов;

-       повышения качества обслуживания.

Задачей оптимизации затрат является обеспечение высокого качества обслуживания покупателей и экономической эффективности деятельности предприятия.

Список литературы

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие.- М.: Изд-во «Дело и сервис», 2000.- 512с.

2. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов.  -М.: ТОО “Люкс-арт”,1995. – 176 с.

3. Агафонова М. И. Бухучет в оптовой и розничной торговле. М.: Бератор – Пресс, 2003. – 504 с.

4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. –256с.

5. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

6. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М.: Экономика, 1990. – 352 с.

7. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования / Пер. с англ. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 304 с.

8. Блакк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ, Изд-во ЭКМОС, 1999.- 416с. 

9.  Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – Минск: Высшая школа, 1996.-169с.

10.            Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб: ПИТЕР, 2004. – 175с.

11.            Гребнев А.И., Баженов Ю.К., Габриэлян О.А. и др. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов  - М.: Экономика, - 1996. - 238с.

12.            Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М: ОМЕГА-Л, 2004. – 638 с.

13.            Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. – М.: М.: ЭКЗАМЕН, 2002 г.- 159 с.

14.            Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – 421 с.

15.            Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. – Мн.: Высшая школа, 1999.- 456с.  

16.            Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 200с.

17.            Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник.- М.: Финансы, Юнити – М., 1998. – 639 с.

18.            Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: Информационно-внедренческий центр и маркетинг, 1999.-498с.

19.             Рукина С.Н. Финансы коммерческих предприятий и организаций: Учебное пособие. – М.: Экспертное бюро. – М., 1997. – 176 с.

20.             Самоскин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. – М.: Дело, 1999. – 336 с.

21.             Состав затрат в торговых организациях в 1999 г. – М.: Главбух, 1999.-309с.

22.            Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько.- М.: ИНФРА-М, 2000.- 560с.

23.             Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.-387с.

24.            Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2000.- 656с.

25.            Хамидулина Г.Р. Издержки обращения: учет, анализ, контроль.- М.: «Экзамен», 2002г. – 320с.

26.             Шеремет А.Д., Ниашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1999.-387с.

27.             Шим Д.К., Сигел Д.Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат/Перевод с англ. – М.: Филинъ, - 1996 г. – 344с.

28.             Экономика предприятия / Под ред. Семенова В.М. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.-456с.

29.             Экономика торговли / Соловьев Б.А., Алькевич Л.А. – М.: Экономика, 1990.- 389с.

30.             Экономика и статистика фирм: Учебник. / Адамов В.Е. и др. – М.: Финансы и статистика, 1996.-399с.