Содержание. 2

Введение. 3

1. Организация хозяйственной деятельности.   Управление экономикой, развитие форм управления. Сущность менеджмента. 4

2. Акционерный капитал. Рынок ценных бумаг и курс акций. Фондовая и валютная биржа. 11

Заключение. 14

Список литературы.. 16

Введение

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.

  Рыночная организация хозяйства формируется объективно под действием многих экономических законов. К их числу относятся, прежде всего, такие, как закон ограниченности ресурсов хозяйственной деятельности, закон общественного разделения труда и специализации трудовых функций по отраслям экономики, закон обмена результатами труда по ценам рынка. Действие экономических законов имеет вид причинно-следственных зависимостей, формирующих в данном случае тип (модель) системы хозяйствования, ее организацию. Рыночную организацию хозяйства никто не создавал, она возникла объективно, т. е. независимо от того нравится ли она отдельным людям или нет. Создание рыночного хозяйства обусловлено предыдущими этапами в развитии форм управления. Поэтому цель нашей работы: выяснить обусловленность и сущность новых явлений и понятий, связанных с появлением рыночных отношений в России. Для этого необходимо решить ряд задач:

- выяснить последовательность и содержание  развития форм управления;

- рассмотреть сущность понятий «акционерный капитал», «рынок ценных бумаг», «курс акций», «фондовая биржа», «валютная биржа».

 

1. Организация хозяйственной деятельности.   Управление экономикой, развитие форм управления. Сущность менеджмента

Экономика, хозяйство, рынок – это в известной мере синонимы с общей причинной основой - ограниченностью ресурсов, разделением труда и обменом продуктами труда. Организация, или система, здесь необходима для установления определенного равновесия между ограниченными ресурсами для производства благ и безграничными потребностями людей в этих благах. Потребности людей в разнообразных благах растут и изменяются, обгоняя ресурсные возможности их производства даже с применением самых современных технологий. Совместить эти факты экономического бытия можно только в условиях такой организации (системы хозяйствования), при которой производство было бы реально заинтересовано в эффективном использовании ограниченных (и поэтому дорогостоящих) ресурсов, а также выпуске только тех благ, которые реально пользуются спросом потребителей, причем по ценам, возмещающим производственные издержки, ресурсные затраты выпуска этих благ. Организационная деятельностьсоздание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами системы.     Термин «организация» происходит от латинского organizo – сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур.

Развитие форм управления

Трудности переходного периода.

Особенность первых лет переходного периода состояла в том, что нужно было одновременно "оживить", привести в движение почти остановившийся производственный организм и сформировать по существу заново систему его управления. При создании качественно новой системы управления экономикой учитывался и опыт государственного регулирования производства, накопленный в дореволюционной России. Шел постоянный поиск рациональной организационной структуры, сочетающей отраслевой и региональные подходы к регулированию производства. Первоначально принятая многоступенчатая схема: заводоуправление à районный СНХ à областной СНХ à ВСНХ - оказалась малоэффективной, так как в условиях нехватки транспорта и расстроенных связей с поставщиками само заводоуправление не в состоянии было обеспечить нормальный ход производства и было вынуждено по каждой мелочи обращаться в центр. В свою очередь ВСНХ при падении производства не всегда мог положиться на местное руководство и должен был вникать во все детали деятельности заводов.

Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу. Острый продовольственный кризис переплетался с топливным, а тот в свою очередь с транспортным. Выпуск промышленной продукции по сравнению с дореволюционным резко упал. Основные сельскохозяйственные районы сильно пострадали от засухи 1921 г. В этих условиях правительство осуществляет ряд мероприятий, которые получили название "новая экономическая политика": НЭП базировалась на радикальной реформе управления промышленностью, суть которой сводилась к предоставлению предприятиям большей самостоятельности. Узловым моментом перестройки явилось создание трестов и синдикатов. Центр тяжести управления госпромышленностью сместился "сверху - вниз". Сокращаются возможности ВСНХ воздействовать на оперативную деятельность трестов. Образование хозрасчетных трестов и синдикатов, активизация товарно-денежных отношений и неизбежное при этом усиление центробежных устремлений поставили новые задачи в деятельности ВСНХ. На первое место в его деятельности было поставлено общее регулирование госпромышленности, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью. В составе ВСНХ остались всего 3 главных подразделения.

Централизация в системе управления.

Новый крупный этап в развитии системы управления, начавшийся вместе с принятием первой пятилетки, продолжался примерно до середины 60-х годов. Он был связан с качественными преобразованиями в производстве, коренной технической реконструкцией всех отраслей народного хозяйства.[1]

Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х)

К середине 30-х годов в результате организационных преобразований  в отраслях промышленности сложилась трехзвенная (наркомат - главк - предприятие) или четырехзвенная система управления: наркомат - главк - трест - предприятие. Первая схема нашла применение в машиностроении и станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась в ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.

Период Великой Отечественной Войны.

С первых же военных дней были внесены существенные изменения в организационную структуру системы планового управления экономикой. Прежде всего, усилилась централизация при распределении всех ресурсов. Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 года. Он объединил в себе экономическое, политическое и военное руководство. Основная ось оперативного руководства военной экономикой проходила через ГКО - наркоматы - предприятия. ГКО не имел своего особого аппарата и не занимался организацией непосредственного выполнения того или иного вопроса. Главная его функция состояла в контролировании работы наркоматов. Действовал он через партийные и государственные органы. В случае необходимости при ГКО создавались спецкомитеты и комиссии.

Перестройка управления экономикой в послевоенный период.

Параллельно с переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением хозяйства происходила перестройка системы планового управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Его функции по управлению народным хозяйством перешли к Совету Народных Комиссаров, который в 1946 году был преобразован в Совет Министров СССР. На базе наркоматов оборонной промышленности образовался ряд машиностроительных министерств, сориентированных на выпуск гражданской промышленности.

Сначала был взят курс на узкую специализацию министерств, но эти преобразования не оправдали себя, и в 1949-м году начался процесс слияния министерств. Для решения крупных проблем часто создаются специальные органы. С этой целью были образован Госкомитет по снабжению народного хозяйства (Госснаб СССР). Поскольку решено было вновь вернуться к пятилетке как основной форме планирования, возросла роль Госплана как органа, разрабатывающего основные направления развития экономики на длительную перспективу.

Поиск нового качества системы управления. Хозяйственная реформа 1965г.

-                        Для того чтобы лучше приспособить систему хозяйственного управления к решению проблем хотели добиться наиболее правильного сочетания централизованного госпланирования и усиления экономического стимулирования производства. Проявились три аспекта преобразований в области организационной структуры: укрепление централизованных начал в управлении промышленностью, ликвидация совнархозов и формирование объединений.

Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.

На протяжении всех 70-х годов совершенствование методов управления считалось одним из узловых вопросов экономической политики. Вновь была выдвинута задача превратить пятилетку на деле в основную форму планирования. Этой задаче послужила и подготовка так называемых целевых программ. Широкое внедрение на этом этапе в плановую практику целевых программ означает, что круг наиболее сложных вопросов рассматривается более всесторонне, с учетом факторов, которые способствуют или тормозят их решение. Однако в начале 80-х годов произошло дальнейшее замедление темпов экономического роста, что говорит о недостаточности принятых в 70-е годы мер по совершенствованию планирования, изменению организационных структур.[2]

Радикальная реформа системы управления (1985-к.80х гг.).

В силу вышеперечисленных обстоятельств вновь начался поиск более действенных решений по перестройке системы управления. Исходное положение концепции реформы состояло в том, чтобы, сохранив единство централизма и самоуправления на местах, изменить балансировку системы управления, сместить ее центр тяжести в сторону базисных звеньев производства - объединений, предприятий.

Принципиальное положение общей концепции реформ - переход к экономическим методам управления. Это переход от административно-директивных методов к экономическим отношениям. Ставилась задача перестройки народнохозяйственного планирования в сторону усиления его воздействия на рост эффективности производства как важного фактора развития страны.

Вначале 90-х годов в России, уже как самостоятельном государстве, происходит становление качественно новой системы управления экономикой. Переход от планового ведения дел в народном хозяйстве к свободным рыночным отношениям позволяет выделить этот период в отдельный этап в развитии системы управления экономикой. Этот этап включает в себя два подэтапа (91 - 93 гг., 93 - настоящий момент). Однако опыт управления, накопленный за предыдущий период, не является бесполезным.[3]

Управление экономикой

Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта, всегда существовало в каких-то формах  там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью. Управление возникло из кооперации для координирования деятельности людей. Одна из сфер применения - экономическая - изыскание, производство и  распределение ресурсов;

Управление, которое (в широком понимании) есть деятельностью, направленной на координацию работы других людей (трудовых коллективов) опирается  на  теорию и практику управления, но является  больше искусством, чем знанием,  так как  представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.

Усложнение взаимодействия с внешним окружением привело к большему количеству функций современного предприятия.

В условиях рыночной экономики целесообразно:

-  усиление стратегического планирования и прогнозирования;

-  усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки до серийного выпуска;

-  придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности на основе ЭВМ;

-  придание большего, чем раньше значения вопросам производства и управления персоналом;

-  привлечение работников к участию в акционерном капитале;

-  поощрение работников за новые идеи в области совершенствования технологии, создания и внедрения новой продукции;

-  усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления;

-  усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение  эффективности затрат на проведение маркетинга.[4]

Сущность менеджмента

Менеджмент – профессиональный вид деятельности, осуществляемый специалистами на базе определенной научно-практической информации и ресурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его (их) в соответствие с поставленными целями.

Слово менеджмент происходит от английского to manage – управлять. Поэтому по сути менеджмент является синонимом  управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой деятельности. Это процесс воздействия на объект с целью приведения его в надлежащее состояние, объектом управления может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект – систему хозяйства страны.

Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

-                      изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогно­зирование;

-                      производство продукции с минимальными затратами и реализа­ция ее с максимальной прибылью;

-                      управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка про­грамм для достижения поставленной цели.         

2. Акционерный капитал. Рынок ценных бумаг и курс акций. Фондовая и валютная биржа     

Акционерный капитал

         Акционирование, по нашему мнению, можно определить как организационно-экономический и правовой механизм объединения финансовых и имущественных средств многих физических и юридических лиц для создания и функционирования объекта деятельности, целью которой является получение доходов, обеспечивающих удовлетворение интересов акционеров и постоянное развитие компании. Из этого определения следует, что главным элементом механизма является привлечение, аккумуляция средств многих лиц и превращение их в капитал путем организации предприятия в какой-то сфере деятельности. Именно этот элемент является первоосновой зарождения и развития акционирования. Его появление имеет объективные предпосылки. Организация крупного дела, расширение предприятия наталкивались на ограниченность индивидуальных капиталов, с одной стороны, и высокие риски разорения в случае вложения всего капитала в одно дело и неудачи его, с другой. Привлечение денежных и других средств многих лиц, как физических, так и юридических, позволяет решить проблему создания дорогостоящего предприятия и снижает риск вложений.

Рынок ценных бумаг и курс акций 

Рынок ценных бумаг — сектор финансового рын­ка, на котором осуществляются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Различают «первичный» рынок, где продаются ценные бумаги новых вы­пусков, и «вторичный» рынок, где обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Вторичный де­лится на «биржевой» и «внебиржевой» рынок. По­следний, в свою очередь, — на «третий» и «четвер­тый» рынки[5].  

         Рынок ценных бумаг тесно связан с двумя дру­гими секторами финансового рынка — банковским и валютным. Движение денежных средств между ними происходит по принципу «сообщающихся со­судов»: прилив денег в один сектор приводит к от­току из других, поэтому состояние рынка ценных бумаг во многом определяется положением дел на банковском и валютном рынках.[6] Рынок ЦБ (РЦБ) дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. В некоторых европейских странах основную посредническую роль на рынке ЦБ играют крупнейшие коммерческие банки.  Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи, где сталкиваются спрос и предложение и определяется цена. Величина рынка, как известно, непосредственно связана со степенью специализации    общественного труда. Этому полностью соответствует рынок ценных бумаг, который тоже развивается вследствие роста специализации эмитентов и инвесторов, т.е. продавцов и покупателей товара "ценная бумага.

Номинал - стоимость ценной бумаги, указанная на ее сертификате. В случае с облигацией термин par value синонимичен термину face value. В случае с обыкновенной акцией номинал часто выбирается произвольно.

Номинал - (лат. nominalis - именной) - исходное значение цены, официально объявленная нарицательная стоимость, указанная на ценных бумагах, банкнотах, бумажных деньгах, монетах. Номиналом называют также номинальной или нарицательной стоимостью (ценой).

Курс акций - 1) рыночная, биржевая цена акции; 2) отношение рыночной цены акции к ее номинальной стоимости.

Курс акции в отличие от номинальной фактическая стоимость акции на рынке ценных бумаг (фондовой бирже)[7].

Фондовая и валютная биржа

 Биржа - централизованный рынок, с фиксированным местом торговли (наличие торговой площадки);                              

Фондовая биржа - организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг для взаимных оптовых операций.

Фондовая биржа - это лучший рынок, создаваемый для лучших ценных бумаг лучшими (крупнейшими, пользующимися доверием и финансово-устойчивыми) посредниками, работающими на фондовом рынке.

Фондовая биржа выступает традиционной формой вторичного рынка – организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.

Признаки классической фондовой биржи:

1) существование процедуры отбора наилучших товаров (ценных бумаг), отвечающих определенным требованиям (финансовая устойчивость и крупные размеры эмитента, массовость ценной бумаги, как однородного и стандартного товара (серийность и равенство прав, представляемых разными выпусками), массовость спроса, четко выраженная колеблемость цен, в т.ч. сезонная, возможность гарантий поставки и т.д.);

2) существование процедуры отбора лучших операторов рынка в качестве членов биржи;

3) наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур;

4) централизация регистрации сделок и расчетов по ним;

5) установление официальных (биржевых) котировок;

6) надзор за членами биржи (с позиций их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка).

Под термином "валюта" понимаются обычно все иностранные денежные единицы, выраженные в них ценные бумаги, средства платежа, а также драгоценные металлы. Валюта именуется по названиям денежных единиц: доллар США, швейцарский франк, австрийский шиллинг, немецкая марка, шведская крона и т.д.

Валюта является своеобразным товаром. Она обращается на специальных рынках, которые называются валютными. Валютный рынок представляет собой систему отношений по поводу купли-продажи иностранной валюты. Главными участниками валютных рынков являются крупные коммерческие банки, банковские дома, брокерские фирмы и крупнейшие корпорации. 85-95% валютных сделок, осуществляемых на валютных рынках, приходится на банки и брокерские фирмы. Это позволяет характеризовать валютный рынок как межбанковский.

В зависимости от объема, характера валютных операций и набора используемых валют валютные рынки делятся на: международные; региональные; национальные (местные).

Заключение

В нашей работе мы ответили на основные поставленные вопросы. В результате теоретического анализа нами было выяснено:

- развитие форм управления осуществлялось поступательно, было обусловлено исторической ситуацией, что подготовило переход от планового ведения дел в народном хозяйстве к свободным рыночным отношениям;

- изменения в экономике и общественной жизни способствовали внедрению идей менеджмента  в управление российскими организациями, появлению таких понятий в нашей стране, как акционерный капитал, рынок ценных бумаг, курс акций, фондовая и валютная биржа, что свидетельствует о вступлении в рыночные отношения.

Список литературы

1.                         Аганбегян А.Г. Сочетание отраслевого и территориального принципов управления экономикой. – М.: Мысль, 1990.  – 2 84 с.

2.                         Басова А.И. Биржевое дело: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 123-124.

3.                         Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. - М: Мысль, 1997.  –  101 с .

4.                         Бойко А. В.  Экономика предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2002. –  379 с .

5.                         Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. - М: МГУ, 2001. – С. 147

6.                         Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг. Учебник М.; 2004г. -  314 с

7.                         Экономический словарь под ред. О. Мамедова Ростов – на – Дону 1996г. -  237 с.


[1] Аганбегян А.Г. Сочетание отраслевого и территориального принципов управления экономикой. – М.: Мысль, 1990.  – С. 84

[2] Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. - М: Мысль, 1997.  –  С. 101

[3] Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. - М: МГУ, 2001. – С. 147

[4] Бойко А. В.  Экономика предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 79

[5] Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг. Учебник М.; 2004г. ст. 314

[6] Экономический словарь под ред. О. Мамедова Ростов – на – Дону 1996г. ст.237

[7] Басова А.И. Биржевое дело: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 123-124.