Содержание
Введение. 3
1. Исторические предпосылки взаимосвязи философии и образования. 5
2. Взаимозависимость философии и образования. 9
3. Философские основания педагогики. 10
3.1. Прагматизм и прагматистская педагогика. 11
3.2. Экзистенциализм.. 16
3.3. Педагогическая антропология и философия. 20
3.4. Неотомизм.. 28
3.5. Диалектический материализм.. 32
3.6. Позитивизм и неопозитивизм.. 35
Заключение. 41
Список литературы.. 43
Введение
Проблемы образования, его настоящего и будущего всегда являлись весьма актуальными для всего общества. Особенно актуальными они становятся сейчас, в современную эпоху формирования информационной цивилизации, в начале нового века и нового тысячелетия.
В последнее время активно развивается новая наука - философия образования, возникшая немногим более пяти десятков лет назад. Что же связывает эти два понятия - философия и образование?
Современная система образования в своих основных чертах сложилась под влиянием определенных философских и педагогических идей. Они были сформированы в конце XVIII начале XIX веков Коменским, Песталоцци, Фребелем и, далее Гербартом, Дистервегом, Дьюи и другими основателями научной педагогики и в сумме образуют так называемую "классическую" систему или модель образования (школы). Хотя эта модель эволюционировала в течение двух столетий, в своих основных характеристиках она осталась неизменной.
Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. В этой связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением. Немецкая философия XIX века в лице Канта, Шлейермахеля, Гегеля, Гумбольдта выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного и университетского образования. И в XX веке крупнейшие мыслители размышляли о проблемах образования, выдвигали проекты новых образовательных институтов. Назовем хотя бы имена В.Дильтея, М.Бубера, К. Ясперса, Д.Н. Уайтхода. Их наследие - золотой фонд философии образования. Хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, но выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в 40-х годах 20 века в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого - исследование философских проблем образования, налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности, философская экспертиза образовательных программ и др. Философия образования занимает важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение философских основ педагогики как высшего уровня ее методологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
· Охарактеризовать основные направления в философии, являющиеся основой педагогики;
· Сформулировать взаимосвязь педагогики и философии по каждому направлению.
1. Исторические предпосылки взаимосвязи философии и образования
В музее Ватикана есть фреска Рафаэля под названием "Афинская школа". На ней фигуры Платона и Аристотеля отражают различие в подходе этих ученых к знанию. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель - на землю. Идея этой фрески соответствует философиям ее персонажей. Аристотель искал ответов у реальности, Платон стремился к идеалу.
Примечательно, что сегодня перед работниками образования стоит та же проблема, что символически изображена Рафаэлем. Мы должны следовать жесту Аристотеля или Платона?
Современная система образования в своих основных чертах сложилась под влиянием определенных философских и педагогических идей. Они были сформированы в конце XVIII начале XIX веков Коменским, Песталоцци, Фребелем и, далее Гербартом, Дистервегом, Дьюи и другими основателями научной педагогики и в сумме образуют так называемую "классическую" систему или модель образования (школы). Хотя эта модель эволюционировала в течение двух столетий, в своих основных характеристиках она осталась неизменной.[1]
Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. В этой связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением. Немецкая философия XIX века в лице Канта, Шлейермахеля, Гегеля, Гумбольдта выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного и университетского образования. И в XX веке крупнейшие мыслители размышляли о проблемах образования, выдвигали проекты новых образовательных институтов. Назовем хотя бы имена В.Дильтея, М.Бубера, К. Ясперса, Д.Н. Уайтхода. Их наследие - золотой фонд философии образования. Хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, но выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в 40-х годах XX века в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого - исследование философских проблем образования, налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности, философская экспертиза образовательных программ и др. Философия образования занимает важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.
В истории каждой культуры всегда существовало многообразие систем образования. Например, в античной Греции наряду с афинской системой образования была и спартанская модель образования и воспитания. Существовавшая в императорском Риме система образования, существенно отличалась от византийской.
В России после основания по инициативе и проекту М.Л. Ломоносова Московского университета в 1755г. складывается трехступенчатая модель единой системы образования - "гимназия - университет - академия". Впервые был сформулирован ряд важных положений в области образования, в частности отмечалась необходимость замены иностранных преподавателей "национальными людьми», чтения лекций на русском языке и обеспечение тесной связи теории с практикой в обучении. Позднее этот принцип стал методическим стержнем прогрессивных взглядов на обучение в отечественной высшей школе.
Наиболее емким показателем развития института образования является изменение методов восприятия, преподавания, учения.
Как показала история, судьба всех структурных преобразований российской высшей школы прямо определялось тем, насколько образовательные и воспитательные процедуры отвечали потребностям личности.
С другой стороны, развитие этих процедур сдерживалось "здоровым" консерватизмом, свойственным любой системе образования. Тем не менее, Россия с 30-х годов XIX века до начала XX века прошла путь от "бурсацкого подхода" - воспитания и обучения методом "впрыскивания посредством лозы по-староотечески" - до передовых для своего времени педагогических воззрений К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, К.И. Бестужева-Рюмина, Н.А. Вышеградского и др.
Наиболее значительными вехами на этом пути были: учреждение Профессорского института на базе Дерптского университета, разработка концептуального подхода к подготовке чиновников "на службу отечеству", разделение гимназического образования на классическое и реальное, открытие высших женских курсов.
Сквозь призму этих событий четко просматривается как не только из дворян, но и из разночинцев идет формирование новой интеллигенции, творческой и свободомыслящей, складывается ядро профессуры, понимающей важность и срочность выработки новых критериев профессиональных знаний, умений и навыков для выпускников отечественных университетов. Введение новых форм организации учебного процесса, постоянное повышение значимости практических занятий, семинаров, собеседований, самостоятельных работ студентов и, наконец, равное и взаимно уважительное общение с преподавателями всех рангов привели к определенной индивидуализации обучения, что в свою очередь не могло не сказаться положительно на личностном развитии студентов.
Постоянное возрастание роли предметно-профессиональной мотивации в обучении открывало путь для выявления и более полного учета личных интересов и склонностей студентов. Если основную тенденцию развития современной высшей школы можно несколько условно обозначить как движение от деятельностно-центрированной педагогики к педагогике личностно-центрированной, то главную тенденцию развития системы образования в России в XIX веке можно обозначить как движение от созерцания и впитывания к деятельности; и деятельности не безразличной, а освещенной светом индивидуальности. Личность ещё не могла стать центром образовательной системы того времени, но движение в этом направлении обозначалось все яснее.
После 1917 года в условиях тоталитарного государства тенденции перехода "от созерцания к деятельности" в системе образования ещё более усилилось, но в то же время затормозилось движение "от деятельности к личности". В нашем обществе сложилось государственная, причем унифицированная система образования. "Господство тоталитаризма привело к тому, что было разрушено многообразие форм школьного и высшего образования и была создана единая государственная система, транслировавшая причудливый конгломерат знания и псевдознания, ценностей и псевдоценностей".
В течение полувека в зарубежной философии образования складываются три основных направления:
1. Эмпирико-аналитическое направление (А. Фишер, Р. Лохнер, В. Брезинка, И. Шефлер, Р. Питерс, П. Херст и др.), продолжающее традиции позитивизма. Представители этого направления обращаются, прежде всего, к таким вопросам, как структура педагогического знания, статус педагогической науки, взаимоотношение ценностных суждений и высказываний о фактах дескриптивной и нормативной педагогики.
2. Диалогическое направление (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси и др.), рассматривающее "диалог двух сознаний" в качестве фундаментального принципа, лежащего в основе подлинно человеческого существования. В фокусе внимания представителей диалогического направления вопросы взаимосвязи субъектов образования в ситуации их встречи, коммуникативной природы образовательного процесса.
3. Экзистенциально-герменевтическое направление (Г. Рот, М. Лангевилд, О. Больнов, И. Дерболав, К. Динельт и др.), центрирующееся на выявлении смысла образования, на осмыслении и формировании нового образа человека в контексте реалий его существования.[2]
Отечественная философия образования уходит своими корнями в дореволюционную Россию и советский период жизни страны. В дореволюционной России сложилась оригинальная философская традиция анализа проблем образования. Она связана с именами таких выдающихся мыслителей, как В.Ф. Одоевский, И.В.Киреевский, А.С. Хомяков, П.Я.Чаадаев, П.Д. Юркевич, А.И. Герцен, В.С. Соловьев, К.Д. Ушинский, М.М.Сперанский, С.П. Шевырев, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, В.П. Вахтеров, В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, С.Н.Трубецкой, и др. В советский период, в условиях существования единственной философии – "марксистско-ленинской", были разработаны различные версии осмысления феномена образования. Эти версии связаны с именами П.П. Блонского, Л.С.Выготского, Э.В. Ильенкова, Г.П. Щедровицкого, М.К. Петрова, В.В. Давыдова, В.С. Библера.
2. Взаимозависимость философии и образования
По мнению А.П. Огурцова, влияние системы образования и философии всегда было взаимным. Нельзя отождествлять классическую парадигму образования с просветительской идеей универсального, единого Разума, с нормативизмом философии Просвещения[3].
Система образования всегда предполагает определенное влияние науки всегда основывается на определенной концепции науки.
Еще в начале XIX века возникает новая философская концепция образования, делающая акцент на становлении самосознания личности, на самоформировании личности в актах самосознания культуры. Этот подход, в немецкой классической философии (Гербер, Гумбольдт, Гегель) привел к гуманитаризации образования и к утверждению права личности на образование: личность, понятая как самосознание, формирует себя как субъект культуры. Эта философская концепция образования, противостоявшая просветительской концепции, послужила основой для поиска новых форм образования, ряда педагогических реформ, ориентировавшихся на культурно-гуманитарные идеалы. Можно вспомнить, в частности, реформу высшего образования в соответствии с программой
В.Гумбольдта. Однако, уже в середине XIX века это направление столкнулось с серьезными проблемами. В частности, в Англии подобная система образования вошла в противоречие с социальной потребностью в специализированном обучении и развитии естественнонаучного образования. В эти годы прошла дискуссия, в которой приняли участие выдающиеся английские естествоиспытатели (Фарадей, Тиндаль, Гершель) о необходимости развития в стране естественнонауного образования.
В нашей стране мы сталкиваемся сейчас с аналогичными трудностями. Существуют разрывы, во-первых, между уровнем школьного и высшего образования и, во-вторых, между уровнем высшего образования и системой науки, в том числе академической наукой, которая вынуждена заниматься переподготовкой рекрутируемых в нее кадров, "подтягивать" их до нужного уровня.
3. Философские основания педагогики
В настоящее время сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм. Одним из возрождающихся подходов является антропологический подход в педагогике, в основу которого положена антропологическая философия.
3.1. Прагматизм и прагматистская педагогика
Прагматизм (лат. gragmatismus, от греч. pragma— дело, действие) - педагогическое течение, возникшее в США в конце 19 в. — начале 20 в. Известно также под названием «прогрессивизм» (или «прогрессивное воспитание»), «инструментализм», «экспериментализм». Наиболее общие методологические. посылки прагматической педагогики содержались в сочинениях основателей философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса. Окончательное её оформление связано с именем Д. Дьюи и его последователей: Б. Боуда, У. Килпатрика, X. Рагга, Д. Чайлдса, Дж. Каунтса и др. В 1-й половине 20 в. прагматическая педагогика была теоретической основой преобразований в школах США, в значительной степени обусловив цели, содержание и методы обучения в них. Оказала также некоторое влияние на школьное образование в других странах мира и на западно-европейских педагогов, в частности на Т. П. Нанна (Великобритания), О. Декроли (Бельгия), Р. Кузине (Франция) и др. Прагматистская педагогика представляла собой программу радикальной реформы традиционной школы, ею был поставлен ряд проблем, имевших прогрессивное значение: сближение школы с жизнью, использование в процессе обучения естественной активности, интересов и потребностей ребенка.
Одним из исходных для педагогических построений прагматистских положений является представление о деятельной сущности человеческой личности, согласно которому человек изменяет окружающую среду на основе получаемого практического опыта, активно приспосабливаясь к ней. Будучи биологически детерминированной, природа человека предопределяет пути и возможности воспитания, присущие ребёнку закономерности его развития — прежде всего через учёт движущих им (его непосредственных) интересов и потребностей (Д. Дьюи). Воспитание является природосообразным процессом, поощряющим спонтанное развитие личности, а школа как таковая должна наполняться дыханием живой жизни и в качестве «общества в миниатюре» стремиться воспроизводить те или иные политические, экономические и технологические процессы, облегчая на практике социализацию детей и молодёжи. Воспитание может выявлять и развивать те или иные личностные свойства и способности, иногда модифицировать их, но оно должно смотреть на них сквозь призму реальных возможностей индивида. Сущность воспитания, утверждают теоретики прагматистской педагогики, состоит в постоянном преобразовании, «реконструкции» расширяющегося личного опыта ребёнка. Главная цель воспитания — способствовать «самореализации» личности в русле удовлетворения её прагматических интересов.
Делая упор на роль личного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающей средой, прагматистская педагогика не придаёт должного значения систематическому, планомерному и последовательному образованию, а в центр учебной работы ставит спонтанные интересы детей, к которым и должна приспосабливаться передача культурного наследия человечества молодому поколению. Такие установки оставляют без внимания существенные резервы развития мотивационно - потребностной сферы ребёнка, в частности интеллектуальные, приводят на позиции педоцентризма.
Прагмастистская педагогика приобрела наибольшее влияние в 20— 30-х гг., когда американская школа переживала период широких экспериментов. Новая концепция образования, предназначенная для массовых школ, должна была способствовать развитию «практических импульсов», которые свойственны большинству людей. «Интеллектуальные импульсы» — привилегия относительно немногих. Поэтому подавляющему большинству учащихся нет смысла приобретать «отвлечённые знания», им требуется лишь практический опыт усвоения того, что может непосредственно пригодиться в жизни. Не случайно, что за доведёнными до логического конца идеями прагматистской педагогики первых десятилетий 20 в. в США прочно закрепилось название «педагогика приспособления к жизни», в котором нашла отражение её узкоутилитарная направленность.
Важнейший путь реализации своих установок в области содержания школьного образования прагматистская педагогика в 20—30-х гг. 20 века усматривала во внедрении метода проектов, разработанном У. X. Килпатри-ком. Исходя из того, что в интересах отражаются жизненно важные потребности личности, Килпатрик пришёл к выводу, что в основе учебной работы ребёнка должны лежать лишь практически направленные виды деятельности (изготовление школьной мебели и учебных пособий в мастерских, работа на пришкольной ферме, постановка самодеятельных спектаклей и т. п.).
Навыки чтения, письма и счёта дети должны усваивать не систематически, а попутно», по мере того, как осознают потребность в них, выполняя различные конкретные проекты комплексного характера. Такой метод «учения посредством деятельности» обеспечивал рост целенаправленной активности учащихся, но приводил к отрывочным и поверхностным знаниям, слабо стимулировал интеллектуальное развитие большинства учащихся.
Сторонники прагматистских концепций 60—80-х гг., отстаивая принцип «обучения посредством деятельности», дают ему новую трактовку. Одни подчёркивают, что «деятельность» нужно понимать не в узком смысле, как преимущественно физический труд или конкретные действия детей, а более широко, как любой вид созидательной работы, если ученик выступает её активным участником. Поэтому проект не должен непременно иметь узкопрактический характер, а может включать изучение элементов теоретических знаний. При этом должны прежде всего учитываться изначальный уровень и направленность интеллекта каждого ученика. Американские педагоги-неопрагматисты (Т. Брамельд, Дж. Манн, Б. Собел, А. Комбе и др.), рассматривая вопрос об отборе учебного материала для общеобразовательной школы, ставят на первое место критерий релевантности, соответствия содержания образования интересам и непосредственным потребностям ребёнка, как будущего участника социальной жизни, обусловленным развитием современной цивилизации. Фактически принцип релевантности представляет собой парафраз положения Дьюи о том, что истинное значение знаний определяется их практической пользой для жизни, что само по себе вполне оправданно.
Школа не должна уходить от обсуждения наиболее острых глобальных проблем, стоящих перед человечеством и волнующих молодёжь (загрязнение окружающей среды, военные конфликты, расовая проблема, перенаселённость планеты, СПИД и т. п.), считают неопрагматисты. Они придают идее комплексности в содержании образования универсальное значение; противопоставляя её предметному принципу, что привело на практике к созданию различных вариантов интегрированных курсов, концентрирующих сведения из различных учебных предметов на фрагментарной основе вокруг какой-либо стержневой темы, которая определяется школой, исходя из интересов детей и специфики местных условий. В США такие программы используются на всех этапах школьного обучения.
В прагматистской педагогике США сосуществуют и взаимно дополняют друг друга два течения — собственно педоцентристское (узкометодическое) и реформистское («социально-реконструктивистское»). Представители последнего считают, что совершенствование школы способно позитивно преобразить общество. Эта концепция берёт своё начало у Дьюи, который был убеждён, что школа, создавая учащимся условия для саморазвития, содействует гармонизации интересов различных социальных слоев. Школа должна прививать молодёжи ценности социального партнёрства, которые отличают правовое государство, считают неопрагматисты. Например, Т. Брамельд развивает теорию «педагогического реконструктивизма», согласно которой «правильная» трансформация школы открывает путь к радикальному оздоровлению общества. Ему принадлежит идея создания единой, глобальной педагогической теории, которая определила бы характер воспитания и образования в мире в целом. Брамельд обосновывает свой подход ссылками на «антропологическую общность» всех людей, на уменьшающееся значение идеологических различий, на принципы мирного сосуществования государств.
Педагоги-прагматисты уделяют большое внимание проблемам нравственного и гражданского воспитания. Они проводят экспериментальные исследования нравственных понятий, оценок и суждений учащихся, изучают характер взаимоотношений между индивидом и группой.
В Великобритании прагматистская педагогика получила распространение в 20-х гг. в основном в начальных школах. В 30-х гг. прагматистские идеи нашли отражение в официальных документах и докладах по народному образованию. Английские педагоги использовали элементы прагматистской педагогики по-своему: «обучение посредством деятельности» они истолковали как активные методы работы в сочетании с другими методами обучения; учёт интересов учащихся при составлении учебного курса начальной школы допускался лишь постольку, поскольку это не препятствовало овладению определённым объемом знаний. Мнение о том, что усовершенствование школы может быть средством преобразования общественного строя, вообще не разделялось ими. В 60—70-х гг. в Великобритании педоцентристские и утилитаристские идеи прагматистской педагогики нашли отражение в докладе Комитета Плауден «Дети начальной школы», а также в теоретических трудах Л. Стенхауса, Ч. Джеймса и др. Они полагали, что как критерии стандартов знаний, так и конкретные программы обучения должны вырабатываться внутри учебной группы с ориентацией прежде всего на непосредственные интересы учащихся. М. Моррис выступал за комплексное обучение на всех ступенях школы, а в начальной школе считал даже возможным объединить материал всех учебных предметов в единый курс.
В начале 80-х гг. в США и в ряде других стран педоцентристские установки стали возрождаться в рамках открытого обучения и гуманистической педагогики.
Большую роль в популяризации прагматистской педагогики сыграла «Ассоциация прогрессивного воспитания» (1919—57). Против идей прагматистской педагогики выступили в 30-х гг. У. Бэгли и группа «эссенциалистов», считавших, что учащиеся должны в первую очередь прочно овладеть основами научных знаний. Однако в то же время эти протесты против прагматистской педагогики не были поддержаны как не отвечающие духу времени.
Влияние прагматистской педагогики по-прежнему значительно в «гуманистической педагогике», а также в концепциях неопрагматистского толка — «воспитание для выживания», «общинное воспитание» и др
3.2. Экзистенциализм
Экзистенциализм [от позднелат. ex(s)istentia — существование], или философия существования, как направление философии возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). В 40—-50-х гг. получил распространение и в других европейских странах; в 60-х гг. — в США. Своими предшественниками экзистенциалисты считают С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Экзистенциализм как философское направление носит неоднородный характер. Однако существует ряд общих позиций, характерных для всех экзистенциалистских доктрин. Прежде всего — это убеждение, что исходной точкой всякого знания является анализ конкретного бытия человеческой личности. Это бытие (экзистенция) — единственная подлинная действительность. Экзистенция предшествует эссенции (существование предшествует сущности). Человек вначале появляется на свет, существует, действует и лишь потом определяет свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели (хочет быть таким, а не иным). Таким образом, существовать — значит создавать себя, выбирать себя среди разнообразных форм и содержаний. Экзистенциализм рассматривает экзистенцию как цепь неограниченных и непредвиденных актов сознания. Существование человека — драма свободы; в каждой из неповторимых фаз процесса самосозидания оно придаёт новый смысл всем моментам, предшествующим этой фазе. Поэтому от любого решения, от любого акта воли и выбора зависит та сущность, которую формирует бытие отдельной личности. Это не значит, однако, что экзистенциализм считает человека существом, не связанным со средой, в особенности с другими людьми. Существование человека, согласно экзистенциализму, вплетено в окружающую среду. Ведущие представители выражают эту мысль с помощью различных понятий: совместное бытие (Хайдеггер), коммуникация (Ясперс), другой человек (Марсель), ситуация (Сартр), но их объединяет понимание взаимоотношений между людьми как взаимоотношение двух человек — Меня и Другого. Поэтому взаимоотношения между группами людей, между личностью и группой, между изолированной личностью и личностью как членом группы признаются ими абстрактными и производными. Конкретное «Я» живёт всегда среди других людей, существует в глазах других, в отношениях с другими. Человек одинок в своих чувствах, а стремясь излить их на другого человека, делает его своей жертвой: другое «Я» самоутверждается, низводя Меня к роли предмета, превращая Меня в вещь. Экзистенциализм отрицает рационалистическое противопоставление мыслящего субъекга мыслимому объекту. По мнению экзистенциалистов, нет одной истины, истин много, истиной является «субъективность», а, следовательно, её находят, углубляясь в себя, исследуя структуру своих собственных переживаний. Единственная действительность живой личности — это её собственная этическая действительность. Настоящая деятельность для неё — не внешняя активность, а внутреннее решение[4].
Экзистенциализм не создал цельной педагогической доктрины, которая имела бы воплощение в школьной практике, но оказывает заметное влияние на развитие зарубежной педагогической мысли. Педагогическая проблематика находит отражение в сочинениях наиболее известных философов-экзистенциалистов, а также в художественной литературе экзистенциалистского направления (произведения Камю, Сартра, С. де Бовуар и др.). Неоднородность экзистенциализма как философского течения проявляется и в педагогических суждениях представителей экзистенциализма. Их объединяет, однако, общность взглядов по ряду важных педагогических проблем. При определении сущности процесса воспитания, его целей, задач и возможностей теоретики экзистенциалистской педагогики исходят из свойственного экзистенциализму понимания мира, существования и природы человека. Назначение человека, например, Ясперс видит в требовании — «стать самим собой», в процессе жизни «определить своё самобытие» и через него «осуществить себя» в окружающем мире.
Экзистенциализм допускает так называемые партнёрские коммуникативные связи. Это встреча экзистенций двух личностей, которая не только не мешает, но способствует подлинному осуществлению сущности человека. Поэтому экзистенциалистская педагогика допускает лишь «партнёрские» отношения между воспитателем и воспитуемым. Призвание педагогики экзистенциализма состоит в том, чтобы спасти одинокого человека в «самом человеке», в его внутреннем «Я» путём «обновления его экзистенции».
Педагогика экзистенциализма пропагандирует взгляд на человека как на существо, никогда не достигающее совершенства. По Ясперсу, человек, подвергаясь лишь внешним изменениям, не меняет своей сущности. Экзистенция не подвержена глубокой деформации, а претерпевает мгновенные воздействия и быстропреходящие изменения. На этом основании отвергаются воспитательные предпосылки, покоившиеся на постепенном совершенствовании человека. О. Ф. Больнов, критикуя прежнюю педагогику («педагогику постоянных процессов»), утверждает, что результаты воспитания нельзя планировать. Воспитание — не прямолинейный, а скачкообразный процесс. Многочисленные непостоянные факторы нарушают плановую и целенаправленную деятельность воспитателя. Сам факт существования экзистенции человека не терпит никакого планирования. Функция воспитания, согласно экзистенциализму, ограничена и состоит в том, чтобы способствовать полному проявлению сущности человека, облегчить его самобытие. Идеалом является установление равновесия между внутренним состоянием человека и внешней средой. Нарушение равновесия может иметь пагубные последствия. Поэтому в задачу экзистенциалистской педагогики входит нахождение путей и средств для решения конфликтов, возникающих между человеком и обществом, между объективными и субъективными нормами, идеалами и действительностью.
В свете экзистенциалистских представлений о свободе личности задача педагогики усматривается в раскрытии и развитии индивидуальных возможностей человека в ситуации «выбора», конфликта с ближайшим окружением (малой группой), в противостоянии «массовости». Воспитание растворяется в процессе жизни и интерпретируется как «антропологическое явление» — некоторое вспомогательное средство человеческого бытия. Такой подход неизбежно приводит к принижению значимости в реальной жизни организованных образовательных процессов. Педагогика «существования» признаёт в образовании «озарение экзистенции», но его цели сводит к формированию навыков самосознания и осмысления своего положения в ближайшем человеческом окружении во имя преодоления возникающих противоречий и жизненных трудностей. Решающее и первостепенное значение придаётся самовоспитанию; оно в определённой мере противопоставляется систематичному и научному образованию, с которым теоретики экзистенциализма связывают искусственное и неоправданное вмешательство во внутреннийй мир индивида.
Во 2-й пол. 20 в. экзистенциализм оказал известное влияние на формирование отдельных концепций философии образования, педагогической антропологии и др. В статье «О границах пед. планирования» (1952) Ясперс критиковал традиционную педагогику за то, что она, используя психологию в качестве инструмента прогнозирования достижений, ставит своей конечной целью приобретение знаний учащимися и повышение их академической успеваемости. Он утверждал, что «науки — лишь элемент воспитания», а его «выдающиеся результаты появляются и тогда, когда отсутствуют наука, дидактика и психология». Главным качеством педагога предстаёт способность формировать у ученика или воспитанника экзистенциальное мышление. По существу «снятым» оказывается вопрос о специальной научной подготовке учителя. Экзистенциалистская педагогика лишает образование самостоятельных задач, целиком подчиняя его целям воспитания.
Центральной для педагогики выступает этическая проблема — нравственные позиция и поведение человека. Именно в этой области особенно заметны усилия педагогов-экзистенциалистов создать «новую» теорию нравственного воспитания. Характерным для построений экзистенциализма категориям эгоизма, страха, утраченной веры Больнов, например, противопоставляет такие личностные и характерологические черты, как упорство, терпимость, надежду, благодарность, которые, по его мнению, необходимы для формирования «нового доверия к жизни». Провозглашается необходимость создания «теории непостоянных воспитательных форм». Это означает не ликвидацию классической педагогики «постоянных воспитательных форм», а её обогащение новыми педагогическими понятиями, новыми воспитательными формами. К числу таких относятся «воззвание к совести», «наставление», «рефлексия», «включение в действие» и др. Эти формы призваны воздействовать только на экзистенциальную сферу, наряду с ними могут быть использованы «постоянные формы» педагогического воздействия. В основе этих утверждений лежит представление о «многослойности» человеческой природы, позволяющее использовать различные педагогические формы и методы воздействия применительно к разным «слоям» человека (бытие, сознание, разум, экзистенция).
3.3. Педагогическая антропология и философия
Педагогическая антропология - направление в теоретической педагогике и человекознании, возникшее в Западной Европе после 2-й мировой войны. Наибольшее развитие получило в Германии, что было обусловлено поиском выхода из кризиса системы социальных и воспитательных ценностей и необходимостью соответствующего осмысления педагогической реальностей. Философские основания в понимании человека педагогическая антропология нашла в философской антропологии.
Тенденция к антропологии, обоснованию учебно-воспитательного процесса проявилась ещё во 2-й половине 19 века в Германии и России. Впервые понятие «педагогическая антропология» употреблено в 1867 К. Д. Ушинским в качестве особой точки рассмотрения человеческого воспитания. Данный опыт — одно из проявлений характерного для тех лет в России педагогического энтузиазма и оригинального переосмысления европейских, особенно германских, философско.-педагогических достижений.
Педагогическая антропология предполагала критическую оценку метафизических схем, абстрактного философствования и резкое неприятие практики бюрократия, вмешательства в учебно-воспитаельный процесс. Согласно Ушинскому, педагогика поддерживается только такими науками, которые нацелены на познание человека. Антропология, ориентация в трактовке воспитательной и образовательной проблематики исходит из восприятия человека как универсальной, свободной и ответственной сущности. Педагогические действия могут и должны соизмеряться с духовной целостностью человека, его основополагающей способностью быть субъектом образования и воспитания.
Исторически первый опыт педагогической антропологии, в котором человек рассматривался как предмет воспитания, не завершился, но им была выражена тенденция, во 2-й пол. 20 века сформировавшаяся во влиятельное направление.
Появлению педагогической антропологии способствовало творчество таких теоретиков, как М. Фришайзен-Келер, А. Буссеман, А. Фишер, А. Хут, П. Петерсен. Но непосредственное воздействие на становление педагогической антропологии оказала концепция «педагогика человекознания» Г. Ноля, чья одноимённая работа («Padagogische Menschenkunde») появилась в 1928, тогда же, когда были опубликованы основополагающие произведения по философской антропологии «Место человека в космосе» М. Шелера и «Ступени органической жизни» Г. Плесснера.
Ноль исходил из возможности педагогики вырабатывать представление о человеке, концентрируя в себе все необходимые знания, адаптируя их к педагогическим задачам. Целью педагогического человекознания рассматривалось формирование ученика в соответствии с его видимыми и скрытыми способностями, задатками, одарённостью, пластичностью. Человек изначально, от природы предназначен к раскрытию и совершенствованию всей гаммы своих задатков в образовательном процессе[5].
Способности ребёнка развиваются благодаря взрослому воспитателю, который, по существу, занимается идеальным планированием. Поэтому важен инструментарий, предоставляемый ему комплексом наук, исследующих человека. Существование в человеке реального и идеального измерений служит импульсом к его самосовершенствованию. Воспитатель делает для ребёнка различимыми эти пласты индивидуальности и стимулирует его к духовному внутреннему росту. Педагогическое видение оказывается определяющим в толковании законов и категорий индивидуального бытия.
Попытку осмыслить воспитание, исходя из природы человека, предпринял Г. Депп-Форвальд в книге «Наука о воспитании и философия воспитания» (1941). В ней общество и культура, которые целенаправленно воздействуют на человека, рассмотрены как субъекты воспитания. Ребёнок реализует свои внутренние возможности, включаясь в общественные, культурные отношения. Цели человеческого развития даны в качестве «открытого будущего», которое стимулирует принятие решений, осуществляет духовное становление личности. Но признание силы воспитательного воздействия общества на личность не позволяет однозначно оценить оригинальность антропологического подхода.
Педагогические идеи К.Д. Ушинского. Мысли К.Д. Ушинского об обучении и воспитании коренятся в его философском, психолого-педагогическом понимании природы человека вообще и родного слова в особенности, роли последнего в развитии человеческого сознания. Слово — не просто средство для выражения понятий и идей. Оно — величайший наставник, формирующий ум, чувство, волю и характер человека. Могучая сила русского языка выдвинула родное слово в центр, вокруг которого группируются и которым согреваются все учебные дисциплины народной школы. И не только народной. Общее образование получает значение «мастерской человечности» только потому, что родное слово развивает и оплодотворяет мышление учащихся и побуждает их к самостоятельному нравственному и умственному совершенствованию, вырабатывает серьезный взгляд на труд и жизнь. Слово, родное и иностранное, — это ключ познания отечественной и зарубежной культуры. Родной язык есть одно из исходных начал общего развития, воспитания и обучения. Такое понимание Ушинским роли родного слова в общем развитии и воспитании обусловило его подход к решению частных и общих вопросов обучения прежде всего в начальной школе.
Конкретные задачи народного образования определялись, согласно Ушинскому, тем, что, прежде всего, нужно было тогдашней России, что согласовывалось с ходом ее истории, духом и потребностями народа. Такой «прямой и верный путь» обновления русского народного образования не исключал заимствования чужеземных идей. Напротив, Ушинский считал, что мы можем занять много полезных педагогических изобретений у наших западных соседей, опередивших нас в образовании. Но дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы нами самими, «сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии». «Народная школа, ее становление — это жизненно важный вопрос, от разрешения которого, более или менее удачного, зависит, по утверждению Ушинского, правильный исход всех прочих реформ, начатых или предполагавшихся в начале 60-х годов прошлого века. Многие правительственные чиновники по ведомству просвещения пытались объяснить крайне малое количество школ в России и плохое их состояние финансовыми затруднениями. Ушинский же доказывал, что устройство хороших школ, правильно развивающих и правильно воспитывающих народ, есть одна из самых выгодных и самых прочных финансовых операций. Развивая умственные и нравственные силы народа, обогащая его полезными знаниями, возбуждая в нем разумную предприимчивость и любовь к труду, поощряя его избегать диких, непроизводительных издержек, укореняя в массах простого населения правильный и ясный взгляд на необходимость администрации, законов и государственных издержек, — истинное народное образование сохраняет, открывает и поддерживает именно те источники, из которых льется народное богатство, и льется само собой, без всяких насильственных мер. Время, труд, честность, знание, умение владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека — вот творцы всякого богатства»[6].
Ушинский рассматривал учение в качестве одного из самых сильных воспитательных средств и источников общего умственного и нравственного развития. Правильно организованное учение развивает учащихся умственно и воспитывает нравственно. Все педагогические произведения Ушинского, включая его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово», ведут в конечном счете к выявлению и определению наиболее рациональных средств умственного и нравственного развития детей. Антропологической основой такого развития является собственная деятельность ребенка, его самодеятельность. Изучаемая в школе наука призвана правильно развивать человеческий организм во всей его сложности. Отсюда особая роль обучения в формировании человеческих качеств.
Однако не в самих знаниях и не в высоком умственном развитии учащихся видел Ушинский главную задачу общего образования. Главное заключается в нравственном применении результатов обучения. Показателем такого применения будет не столько количество знаний и степень развития ума, сколько то, на что они пойдут, в какие взгляды и убеждения сложатся и какое окажут влияние на образ мыслей, чувств и поведения учащегося. Нравственно развивающее обучение призвано заложить прочное основание стройному мировоззрению, серьезным взглядам на труд и на жизнь. Таким образом, Ушинский определял нераздельность воспитательного процесса, в котором обучение решает общественные задачи на материале преподаваемых наук. Всю нравственную силу и умственное развитие может извлечь из учения только такое преподавание, которое основано на законах психического развития человека. Подобное преподавание Ушинский назвал органическим, когда отдельные учебные предметы, в особенности география, история и естественные науки, ведутся так, что они поддерживают друг друга, пополняют и оживляют, а все вместе дружно строят в душе воспитанника прочное здание ясного, живого и верного мировоззрения. Хаотическое же преподавание, где одна наука идет вслед за другой, нигде не сталкиваясь, хотя и очень стройно все это в программе, приводит к мертвому состоянию идей, когда они не образуют четкого мира в голове, а лежат в ней, как на кладбище, не зная о существовании друг друга. При распределении предметов преподавания в общеобразовательной школе следует иметь в виду не науки в их отдельности, а душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие. Одно дело — наука в своей системе, а иное — педагогическое развитие учащихся и передача им необходимых и полезных для жизни сведений. Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь. Школа должна прийти к тому положению, когда только в конце ее, а не в начале раскроется система науки.
«Ушинский показывает психологическую и педагогическую несостоятельность идеи о занимательном обучении. Такое обучение не дает никакого упражнения воле ученика, не способствует, а скорее мешает развитию в нем самостоятельного характера. Не с курьезами и диковинками наук надо знакомить учеников в школе, а приучать их находить причинные связи в том, что их окружает, показывать пользу науки. Приучение учащихся к сознательному, обдуманному чтению составляет одно из назначений развивающего обучения, когда учитель предоставляет им возможность самим объяснять прочитанное, наблюдать или вспоминать, что они видели, и выводить из своих наблюдений правильные умозаключения»[7].
Ушинский понимал, что научные основы обучения не могут быть выведены непосредственно из школьного опыта, так как не сами формы и методы учебной работы составляют сущность процесса обучения, а закономерности познания, к выяснению которых с точки зрения теории и психологии познавательного процесса Ушинский и обратился в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В первом томе этого обширного исследования впервые в истории русской дидактики были научно рассмотрены предпосылки теории обучения. Здесь, однако, философско-психологические оценки фактов физиологии и психологии еще не завершаются приложением выводов к самой практике обучения. Это было сделано Ушинским намеренно, потому что он не видел никакой трудности для всякого мыслящего педагога, изучившего физиологический или психологический закон, вывести из него практические приложения. Для народных учителей он собирался в дальнейшем в доступной форме изложить правила и приемы обучения. Главное, по его мнению, не правила или практические приемы, а изучение основ, из которых эти правила и приемы вытекают.
Разумеется, научные основы дидактики и теории воспитания — дело первостепенной важности. Тем не менее, систематическое изложение педагогики как искусства применения научных основ общей педагогики или, по определению самого Ушинского, науки педагогики имело бы большое практическое значение, не говоря уже о том, что это содействовало бы и более глубокому постижению самих научных основ теории обучения и воспитания. К сожалению, Ушинский не успел закончить обещанный им третий том своего исследования. А опубликованные почти сорок лет спустя после его смерти материалы к третьему тому «Педагогической антропологии», естественно, не могли удовлетворить огромнейшей потребности учительства России в научно обоснованном руководстве по педагогике. Эта потребность в какой-то мере удовлетворялась дидактико-методическими работами последователей великого педагога, а затем педагогами и дидактами психологической школы, прочное основание которой он заложил в России.
Почему Ушинский размежевал область педагогики на две неравноценные части — педагогику в «обширном» смысле, как собрание наук, и педагогику в «тесном» смысле, как теорию искусства, выведенную из этих наук?
К различению этих частей педагогического видения приводил Ушинского антропологический принцип. Изучение человеческой природы в ее вечных основах, в ее современном состоянии и в ее историческом развитии составляет предмет педагогики в «обширном» смысле слова. А практика, факты — дело единичное, но если в воспитании признавать дельность одной практики, то даже передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт. Словом, непосредственно можно приобрести только умения и навыки, ремесленную выучку. Опыт постигается в обобщенном виде.
Если человек есть предмет воспитания, то всестороннее его изучение является необходимостью. Физиология и психология раскрывают организм предмета воспитания, но не идею воспитания. Цель воспитания, его направленность определяет философия. И Ушинский вносит важное уточнение в понимание сущности педагогики. По его словам, педагогика «все же в основном наука философская», поэтому требует «единства идеи.
«К.Д. Ушинский понимал развитие человека не только как естественный процесс, управляемый внутренними закономерностями, вне воздействия среды и воспитания. Не органическая наследственность, а историческая преемственность человеческих поколений, усвоение новым поколением достижений культуры своих предшественников делает человека тем или иным. В этом становлении человека велика роль воспитания. Сила воспитания еще не востребована в достаточной мере из-за слабого знания самой природы человека, а также недостаточного изучения интересов развития самого общества»[8].
Ушинский надеялся, что педагогика сможет стать наукой, если будет связана с жизнью, будет выражать потребности общества и опираться на данные других наук, прежде всего на философию, физиологию и психологию. В предисловии к первому тому «Педагогической антропологии» он наметил обширную программу исследований на будущее, чтобы педагогика обрела научный характер, а воспитательная деятельность могла опираться на широкие знания о ребенке. Эту программу подхватила в России в самом начале XX в. вновь возникшая экспериментальная психология. А.П.Нечаев указал на труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания» как на ее источник.
3.4. Неотомизм
Неотомизм (от греч. Neos – новый и имени Thomas – Фома), наиболее авторитетное течение в современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского; получило статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва 13. к числу крупных центров, ориентированных на разработку и популяризацию неотомизма, относятся Академия Св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пуллахский институт, университет Нотр-Дам (США) и др. Ведущие представители: Э.Жильсон, Ж.Маритен (Франция), Э.Корет, И.Месснер (Австрия) и др. Идеи неотомизма активно проповедовал в своих выступлениях и книгах папа Римский Иоанн Павел 2. Еще в первой половине 20 в. наряду с тенденциями к сохранению в неприкосновенности основоположений Аквината наблюдались попытки ее модернизации путем обращения к наследию И.Канта, новейших школ западной философии. После 2-го Ватиканского собора (1962-65), санкционировавшего курс католического обновления – «аджорнаменто», отчетливо обозначились антропоцентрическая переориентация неотомизма, ассимиляция им инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, немецкой философской антропологии, персонализма и иных направлений. Подобный «ассимилирующий неотомизм» ориентируется на рассмотрение и обоснование положений «вечной философии» сквозь призму человеческого существования.
Философия образования в педагогике неотовизма опирается на основные положения антропологии и этики этого учения. Человек, согласно Аквинату, является неотъемлемым звеном иерархии форм бытия, сотворенной Богом. Он рисуется сопричастным чистому Божественному бытию с его надкатегориальными определниями Единства, Истины, Красоты и Блага. Вслед за Аквинатом представители неотомизма Вслед за Аквинатом представители неотомизма определяют человека как сложную субстанцию, состоящую из двух простых — души и тела. Душа — формообразующий по отношению к телу принцип — предстаёт основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в неотомизме имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание Божественного блага. Она направляема в своих деяниях «естественным законом», призывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность, согласно доктрине неотомизма, обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, на культивирование которых и должна быть ориентирована общественная жизнь. Уже в экзистенциальном варианте неотомизма Маритена формировался тезис о творческой способности человека, коренящейся в его сопричастности тотальности Божественного бытия и направленной на созидание мира культуры. Впоследствии эта тема становится центральной в произведениях теоретиков трансцендентального Н. (Войтыла, Корет, Мондин, Мюллер, Ранер и др.), сочетающих положения, традиционные для томистской антропологии, с видением человеческого бытия, сложившимся в экзистенциальной герменевтике М. Хайдеггера и X. Г. Гадамера, в философской антропологии М. Шелера, Г. Плесснера, А. Гелена, в персонализме П. Рикера и др. Постоянное самопревосхождение личности — трансценденция на пути к Абсолюту — оказывается неиссякаемым источником творения культурно-исторического мира.
Перспективы образования теоретики неотомизма связывают с возрождением религиозно-нравственных ценностей в контексте современной культуры. Популярность приобрела концепция интегрального гуманизма Маритена. Он полагал необходимым преображение духовных основ находящейся в состоянии кризиса гуманистической культуры на принципах персоналистической демократии, коммунитарного стремления к общему благу, плюрализма и христианского теизма, связанного с экуменическим диалогом представителей различных конфессий. Критикуя тоталитаризм, Маритен одновременно порицал демократию западного типа как лишённую духовных оснований, поражённую культом наживы и либеральным прогрессизмом. Внедрению религиозного мировоззрения во все сферы культуры призвано служить, по Маритену, тщательное воспитание личности, наделённой интеллектуальными, нравственной и теологической добродетелями, способной преобразовать современное общество и культуру на основе высших ценностей Истины, Красоты и Блага. Единение разума и веры, науки и религиозно-теологической мудрости обнаруживает ограниченность сциентистско-технократического взгляда на мир, не принижая знания. Без религиозного образования, согласно Маритену, нельзя гармонично освоить и традицию гуманитарной культуры, понять значение Данте, Сервантеса, Ш. Бодлера и даже К. Маркса. Хотя в финале 20 в. социокультурный идеал Маритена несколько утратил былую популярность на фоне общего критиического. отношения к конструированию глобальных моделей будущего, сам пафос христианско-гуманистического подхода к реалиям современности сохранил свою значимость и в сочинениях сторонников трансцендентального неотомизма. Философия образования, педагогика, согласно его сторонникам, должны в первую очередь исходить из понимания антропологической «неспециализированности» личности как основы для освоения знания, её предрасположенности к диалогу, а также из присутствия высшей жизненной цели. Философии образования и педагогике надлежит синтезировать данные биологии, психологии, социологии и др. социально-гуманитарных дисциплин в свете нравственных ценностей. Одновременно декларируется отличие философии образования от педагогики, обладающей собственными критериями и методами. Мондин говорит о свершившейся в 20 в. «коперниканской революции» в образовании, приведшей к осознанию, что именно обучающийся, а не преподаватель, является главным героем в процессе научения. Само по себе постоянство потребности учиться вытекает из непрерывной самореализации личности в её открытости будущему. Образование, по Мондину, обладает тремя аспектами: личностным, социальным и культурным. Обучение личности, радикально отличной невещностью её бытия, идёт в социальной среде и связано с освоением культурных ценностей. Постигая мир самостоятельно и при помощи творческих, постоянно обновляющихся средств, найденных педагогом, современный человек призван низвергнуть идеологические фантомы и строить собственную жизнь в универсальной ценностной перспективе.
Педагогические секции и группы, функционирующие при исследовательских и университетских центрах неотомизма, претендуют на осмысление и решение проблем образования молодёжи от имени всего христианства. Их установками руководствуются десятки тысяч конфессиональных школ во многих регионах мира. Влияние неотомизма испытывают и педагоги, не связанные с клерикальными кругами. Неотомизм выступает против государственной монополии на организацию системы образования. Согласно доктрине неотомизма, государства носят преходящий характер, тогда как задачи воспитания определяются вечными требованиями, поэтому его направление может дать только церковь как наиболее устойчивый социальный институт. Только опираясь на христианскую этику, можно воспитать в ребёнке добродетели, такие как честность, великодушие, терпимость, способность к самопожертвованию. Теоретики неотомизма отвергают индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, пропагандируя так называемый солидаризм, основанный на христианских принципах любви к ближнему. Неотомисты критикуют «светские» педагогические теории за неспособность определить высшие цели воспитания. Неотомизм развивает идеи гармонии, сочетания в школьном образовании научных знаний и религиозной веры при разграничении «истин разума» и «истин веры», непротиворечащих друг другу.
Самой теологии придаётся сходство с научными системами, в которых роль исходных аксиом выполняют догматы веры. Вместе с тем неотомисты не отрицают необходимости основательного изучения естественно-научного и гуманитарного циклов, объявляют себя сторонниками широкого общего образования и противниками ранней профессиональной специализации, подчёркивают руководящую роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Педагогическая теория неотомизма своеобразно отражает требования общечело-веческой морали и стремится противостоять нравственному нигилизму и антикультурным тенденциям, получившим распространение в среде молодёжи.
3.5. Диалектический материализм
Традиции классической философии защищал и развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.
Философия К. Маркса (1818-1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.
На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни. Философское и социально-политическое учение сформировалось к 1848 году. В 1848-1859 годах идет процесс разработки экономической теории.
В начале 1844 года К. Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ – « Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Гегеля, Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. В условиях частной собственности чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда: отчуждение как опредмечивание труда, самоотчуждение труда, отчуждение от рабочего его родовой человеческой сущности, отчуждение между людьми. Отчужденный труд воспроизводит зависимость человека, делая его неполным, «частичным» существом. Отсюда вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом[9].
В «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.) Маркс подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной деятельности) как основы познания. Маркс придает понятию практики характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». Один из аспектов теории Маркса (по его оценке) – материалистическое понимание истории - разработан совместно с Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1846г.) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848г.). В то же время К. Маркс, работавший большую часть жизни над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в «Капитале» находят решение гносеологические проблемы. Так он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений.
Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма. Вскрывая специфические законы развития капитализма, мыслитель развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития – законов диалектики. На основе исследования «анатомии» капиталистического общества были сформулированы основные принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов общественного развития. Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения философской теории, философского обоснования творческой деятельности по воплощению гуманистических принципов в жизнь.
Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс (1820-1895), друг Маркса, написавший вместе с ним работы «Святое семейство», «Нищета философии» и другие, издавший 2 и 3 тома «Капитала». В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.
Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли А.Бебель, П.Лафарг, К.Каутский, А.Лабриолла, А.Грамши. Велико значение русских философов-марксистов – Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.
Диалектико – материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие обусловлено внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность проявляется и формируется в деятельности.
3.6. Позитивизм и неопозитивизм
В середине XIX века появляются течения, претендующие на философское истолкование научного познания. Наиболее влиятельным среди них был позитивизм. Позитивизм – достаточно широкая совокупность близких школ и подходов, получивших значительное распространение в мире. Некоторые формы позитивизма сохраняют свое влияние и в наше время. Наиболее общая черта позитивизма – ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания. Позитивизм 1) утверждает первенство науки: наше знание – это результаты научного познания; 2) считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание общества (социология); 3) замещает наукой другие формы знания (отсюда критика философии); 4) ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; 5) преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем. Позитивизм, таким образом, – одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мировоззренческих вопросов. Критикуя метафизику (философию), позитивизм сам является одной из форм философии. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: «первый позитивизм» – 40- 70-е годы XIX века, «второй позитивизм», или эмпириокритицизм – 70-годы XIX века – начало XX века, «третий позитивизм», или неопозитивизм – 20--50-е годы XX века.
Представители «первого позитивизма» – О. Конт, Дж.Ст. Милль, Г. Спенсер ограничивали роль философии методологической функцией; стремились заменить ее системой наук, основанной на опыте. Но этот позитивизм не был последовательным, так как допускал положения, открывающие возможность как материалистической, так и идеалистической интерпретации. Таково, например, «непознаваемое», неведомая «сила» Г. Спенсера.
Основателем позитивизма считается О. Конт (1798-1857), изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830-1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта – «закон трех стадий». Как отдельный индивид, так и человечество в целом в своем развитии проходят три стадии: 1) теологическую, или фиктивную; 2) метафизическую, или абстрактную; 3) научную, или позитивную. Объяснение явлений сверхъестественными и абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии (начавшейся с 1800 года) отказом от теологии и метафизики, господством позитивных наук, научным объяснением всех явлений. Главное средство познания – наука. Конт уделяет большое внимание классификации наук. В свою классификацию он включает и созданную им новую науку – социологию, выявляющую законы функционирования общества. Философии отводится роль методологии наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству[10].
Дж.Ст. Милль разрабатывает проблему опытного познания: подвергает критике теорию силлогизма и разрабатывает намеченную еще Ф. Бэконом теорию индукции. Он дал окончательную формулировку методов научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков, основанных на причинном единообразии природы. Г. Спенсер рассматривал философию как конечный продукт обобщения данных наук. Основываясь на теории Дарвина, Спенсер разработал теорию эволюции, понимаемую упрощенно, как единство дифференциации и интеграции. У Спенсера прослеживается стремление биологизировать понимание мира и процесса познания.
В последней трети XIX века формируется новая форма позитивизма - эмпириокритицизм, или философия критического опыта. Крупнейшие его представители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию. С точки зрения эмпириокритиков, все есть лишь опыт. В опыте нет различий физического и психического, при их разделении, согласно Авенариусу, опыт разрушается («интроекция»). Э. Мах, как и Авенариус, рассматривал познание, в том числе науку, как форму адаптации к среде. Адаптация требует соблюдения принципа «экономии мышления», то есть отказа от метафизических (внеопытных) утверждений. Необходимо ясное и точное описание явлений, язык – средство экономии. Мир образуется из элементов опыта, группируемых в события. Элементы опыта понимаются как ощущения, то есть мир сводится к совокупности ощущений. Ощущение – важнейшая форма приспособления организма к среде. Мах, с одной стороны, биологизирует понимание познания, с другой – субъективирует его как процесс комбинации ощущений.
Позитивизм обусловил появление великих открытий, сделанных в области химии, биологии на стыке19-20 веков. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.
Неопозитивизм — третий этап в развитии позитивизма в 20-х годах ХХ века. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических вопросов науки, абстрагируясь от философии как метафизики (здесь имеется в виду философско-идеалистическое учение о сверхчувственных принципах бытия) и опираясь лишь на положительные знания. Особую популярность он приобрел в среде научной интеллигенции в 30-40- е годы.
Неопозитивизм наследовал принципиальную позицию позитивизма, которая состояла в отрицании метафизической проблематики вообще и в изучении познания в частности.
Логический позитивизм — первоначальная форма неопозитивизма - исходил из отказа от философских категорий в решении проблемы формализации и соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. Неопозитивисты рассматривали проблему развития научного познания как формально-логическую и сводили анализ науки к анализу языка науки, толкования математики и логики как формальных преобразований в научном знании и его языке. Однако уже в 50-е годы стало понятно, что абстрагирование от так называемых метафизических проблем имеет свои границы. Классические философские понятия оказались очень значительными для методологии и теории познания и особенно для осмысления антропологической проблематики, связанной с проблемой человека, с его предназначением в мире, с вопросами жизни и смерти. Даже в наифундаментальных научных теориях были найдены метафизические конструкции. Все это обусловило поворот неопозитивизма к анализу языковых образований, к разграничиванию правильного и неправильного применения языка, которое, по мнению представителей лингвистической философии, приводит к появлению неверифицируемых метафизических конструкций.
В целом неопозитивизм, исследуя целый круг методологических проблем, содействовал становлению адекватных представлений о научном познании.
Видным представителем Венского кружка был Рудольф Карнап, австрийский логик и философ. Вместе с другими членами кружка он создал специфическую модель научного знания, в соответствии с которой основу научных текстов составляют абсолютно истинные протокольные предложения, которые выражают чувственные переживания субъекта. Все другие утверждения могут быть сведены к ним и таким образом верифицируемы. Если некоторое утверждение не поддается верификации, то его необходимо исключить. Карнап также отработал ряд моделей формализованного языка, способного выражать содержание научных теорий, и метод логического анализа языка науки.
Основоположником лингвистического позитивизма был австрийский философ Людвиг Витгенштейн. Он отказался от устаревшего способа анализа предложений по субъектно-предикатной форме и пошел по пути разграничения смысла и значения языковых выражений и логического анализа языка. По Витгенштейну, смысл присущ лишь предложениям, которые отражают фактические ситуации. "Имена" - это только знаки "объектов". Мир является лишь совокупностью комбинаций «объектов» и «фактов». Логические формы не выражаются в языке, поэтому рациональными способами в мир нельзя заглянуть. Философия, по мнению Витгенштейна, не решает вопрос истины. Она лишь анализирует, проясняет логическую структуру языка и устраняет бессмысленные предложения.
В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма и отказа от радикального эмпиризма всего позитивистского направления в целом возникает постпозитивизм. Основные его идеи сформулированы на рубеже 50-60-х годов К. Поппером и Т. Куном и развиты в работах И. Лакатоса и С. Тулмина.
Несмотря на некоторые различия, имеющиеся во взглядах представителей постпозитивизма, их объединяет критическое отношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для неопозитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценностные аспекты научного познания. Они заботятся не столько о формальной строгости своих теорий, сколько о соответствии их реальной истории развития науки.
Таким образом, научно-технический прогресс дал новый импульс к возрождению позитивистских идей. Оставаясь в своей сути прежним, позитивизм вобрал в себя некоторые понятия и термины. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Ярким представителем неопозитивизма является Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США.
Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции непозитивизма, несомненно, воздействовали на перестройку содержания естественно-математического образования в 60-70-е годы 20 века. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное – «не знания, а методы их приобретения».
В противовес неопозитивистским концепциям, концентрировавшим внимание исключительно на проблемах языка, т. е. на проблемах точного выражения уже имеющегося знания, постпозитивисты предлагают новую программу, суть которой заключается в выдвижении на первый план исторического анализа науки, т. е. исследования "роста" научного знания. Постпозитивистов интересуют прежде всего вопросы: Как возникает новая теория? Как распространяется она в научном сообществе? Почему получают признание одни теории и отвергаются другие? Сформировавшийся в рамках позитивистской традиции образ ученого как бесстрастного счетно-решающего устройства высочайшей точности в трудах постпозитивистов обретает личностные черты живого человека, принадлежащего к определенной культуре, защищающего ее ценности и идеалы, несущего нравственную ответственность за свои решения и действия. В результате смягчается резкое прежнее противопоставление эмпирического опыта теоретическому рассуждению.
Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, зачастую даже опережая эмпирический опыт. Ведь даже для того, чтобы зафиксировать какое-то явление как "чисто эмпирический (т.е. чувственно воспринимаемый) факт", человек должен обратить на него свое внимание, выделить его из бесчисленного множества других явлений, предпочесть его всем другим, иначе говоря, отнестись к нему как более важному, более значительному, более ценному, чем все другие. Поэтому постпозитивисты отказываются от позитивистского идеала "беспредпосылочного знания", говоря не о противопоставлении, а, наоборот, о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о "теоретической загруженности" эмпирических фактов.
Заключение
Говоря о кризисе образования в России, необходимо настраиваться на радикальное изменение форм, методов и содержания образования, на то, чтобы вместо унитарного подхода формировалось многообразие систем образования, в том числе преподавания философии и подготовки научных кадров. Поиск новых форм организации научного знания - важнейший путь реформирования системы образования. Сейчас складывается новый образ науки, чуждый нормативизму и унитаризму просветительской концепции.
Вместе с тем изменяются и подходы к пониманию образованности. Наряду с традиционными, сегодня в педагогике складываются новые представления о человека и образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек - это не столько "человек знающий", даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека.
Нужно, чтобы образованный человек был готов и к испытаниям, иначе как он может способствовать преодолению кризиса культуры.
"В настоящее время образу "человека знающего" нередко противопоставляется "личность", говорят, что цель образования сформировать полноценную творческую личность. Действительно, человек знающий другими словами, специалист - только часть человека, но и личность - часть человека, хотя и существенная часть, есть и другие "части" - тело (телесное существо), психика (психическое существо), дух (духовное существо), социальный индивид (родовое существо) и т.д.[11]
Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем". Для этого педагогу необходимо обладать высоким уровнем методологической культуры, знаниями принципов познания и категориального строя науки в целом. Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных проблем.
Для изучения философских основ педагогики нами была предпринята попытка рассмотреть основные различные философские направления, выступающие в качестве методологии педагогики.
В контексте нашего теоретического анализа экзистенциализм – философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Неотомизм представляет собой учение, идущее от средневекового философа Фомы Аквинского, настаивает на ведущей роли религии в воспитании подрастающего поколения. Для представителей позитивизма характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Представители прагматизма объявили индивидуальный опыт ребенка основой образовательного процесса. Диалектический материализм исходит из понимания ведущей роли воспитания в развитии личности. Все эти направления рассмотрены нами с точки зрения связи с педагогической наукой, сделали вывод о том, что в разные времена они имели и продолжают иметь влияние на развитие современных идей педагогики, являются той основой, на которой выстраивает свой фундамент педагогика как наука. В то же время философский уровень методологии педагогики представляет сегодня одну из самых актуальных проблем.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г. "Философия образования и технология образования"- Вопросы философии. N9 – 2001. С. 20-25
2. Антонов В.П. Социальная философия: Учебник. – М.: Инфра-М, 1998. – 402 с.
3. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – 345 с.
4. Зотов А.Ф. "Образование в конце ХХ века ("материалы" круглого стола") - "Вопросы философии" N9 – 2000. – С. 22-30
5. Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. М., 1999. – 234 с.
6. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. – М, 1994 г. – 256 с.
7. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.- 367 с.
8. Михайлов Ф.Т. "Образование как философская проблема" - Вопросы философии. N11-2002. – С. 14- 19
9. Огурцов А.П. "На пути к философии образования" - Вопросы философии. N3 – 2003. – С. 31 – 37.
10. Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994 - 152 с.
[1] Зотов А.Ф. "Образование в конце ХХ века ("материалы" круглого стола") - "Вопросы философии" N9 – 2000. – с. 22.
[2] Михайлов Ф.Т. "Образование как философская проблема" - Вопросы философии. N11-2002. – с. 14.
[3] Огурцов А.П. "На пути к философии образования" - Вопросы философии. N3 – 2003. – с. 31 – 37.
[4] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004.
[5] Куликов В.Б. Педагогическая антропология. – М, 1994 г. – С. 146
[6] Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. М., 1999. с. 164.
[7] Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994. с. 52.
[8] Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994. с. 94.
[9] Антонов В.П. Социальная философия: Учебник. – М.: Инфра-М, 1998. – с. 373
[10]Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.
[11] Алексеев Н.Г. "Философия образования и технология образования"- Вопросы философии. N9 – 2001. с. 20.