2. Оценка уровня стратегического управления ООО «Нуга-Бэст»
2. Анализ макро- и микросреды организации
Для оценки влияния внешней среды рассматриваемой организации необходимо провести PEST-анализ внешней среды - анализ, состоящий из анализов политической, экономической, социальной и технологической сфер.
Таблица 1
Политика Р Экономика Е |
|||
1 |
Стабильная и последовательная политика власти |
1 |
Сокращение платежеспособного спроса на услугу, вследствие снижения общего платеже-способности населения |
2 |
Усиление контроля за работой таможенных пошлин в полном объеме на ввозимый товар |
2 |
Повышение на электроэнергию т. к. Кровать массажер работает от электричества. |
3 |
Отмена таможенных пошлин на импортное медицинское оборудование, аналоги которого не выпускается в России |
3. |
Развитие различных форм предпринимательства, в том числе внедрение новых медицинских приборов. |
4 |
Государственная поддержка инвестиций на техническое переоснащение |
4 |
Возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот). |
Сценарий 1. Кардинальное изменение системы обеспечения предприятий проводит к сокращению сегмента рынка |
Сценарий 1. Эффективное развитие всех отраслей экономики. Повышение благосостояние общества. |
||
Сценарий 2. Изменение политики РФ в ту иную сторону в отношении других государств повлияет на осуществление торгового обмена. |
Сценарий 2. Развитие экономики страны, государственная национальная поддержка дают основание развитию здорового образа жизни. |
||
Социум S Технологии Т |
|||
1 |
Возрастание роли профилактического лечения, т.к. заболеваемость населений увеличивается |
1 |
Укрепление материально-технической базы здравоохранения |
2 |
Старение населения (большой процент 55-60 лет) |
2 |
Применение новейшей технологии для разработки новых технологий |
3 |
Ухудшение экологической ситуации в стране |
3 |
Изменение в технологии сбора, обработки информации, в средствах связи |
4 |
Увеличение рождаемости на 4,2 % в год, смертности на 4,7 % в год |
4 |
Защита интеллектуальной собственности |
5 |
Рост доходов населения . |
||
Сценарий: Дифференциация ассортимента товаров и услуг по демографическому, социальному и иным признакам. |
Сценарий: новые медицинские технологии влияющие на профилактику и медицинскую реабилитацию больных. |
Анализ отрасли приведен в табл. 2.
Таблица 2 - Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
Характеристики |
Стратегическая важность |
Размеры рынка |
Небольшой рынок |
Масштабы конкуренции |
Конкуренция в местном масштабе |
Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок |
Темп роста отрасли низкий |
Число конкурентов и их относительные размеры |
Большое количество отраслевых организаций, высокий уровень конкуренции |
Количество покупателей и их финансовые возможности |
Относительно небольшое число покупателей |
Идет ли интеграция вперед или назад |
Идет интеграция вперед |
Направления и темпы технологических изменений, как в процессе производства, так и в создании новых продуктов |
Быстрые технологические изменения, инвестиции могут оказаться малопродуктивными из-за быстрого морального износа |
Легкость вхождения в отрасль и выхода из нее |
Высокий барьер вхождения в отрасль |
Являются ли продукты / услуги фирм-конкурентов высокодифференцированными, слабодифференцированными или практически одинаковыми |
Услуги фирм-конкурентов являются практически стандартизированными |
Имеют ли возможность компании осуществлять экономию на масштабах производства, транспортировке, маркетинге или проведении рекламных мероприятий |
Компании практически не имеют возможности осуществлять экономии на масштабах производства |
Является ли высокая степень загрузки производственных мощностей наиболее важным условием для достижения низкого уровня издержек производства |
Высокая степень загрузки производственных мощностей не является наиболее важным условием для достижения низкого уровня издержек производства |
Имеет ли кривая «обучение/опыт» в отрасли такой вид, чтобы средняя цена изделия уменьшилась по мере того, как кумулятивный выпуск (и опыт, приобретаемый в процессе производства) растет |
Кривая «обучение/опыт» в отрасли не способствует уменьшению цены изделия по мере увеличения кумулятивного выпуска |
Осуществляются ли в отрасли необходимые капиталовложения |
Капиталовложения малопродуктивны из-за быстрого морального износа технологий |
Имеет ли отрасль доходность выше или ниже среднего уровня прибыли в целом |
Доходность ниже среднего уровня прибыли в целом |
Результаты анализа модели «пяти сил конкуренции» представлены в в табл. 3.
Таблица 3 - Условная матрица анализа конкуренции
Опасность появления новых фирм |
Большая |
Малая |
Рыночная власть поставщиков |
Сильная |
Слабая |
Экономия на масштабе |
+ |
Важность продуктов поставщиков для производителя |
+ |
||
Дифференцирование продуктов |
+ |
Большие издержки производителя по смене поставщика |
+ |
||
Потребность в капитале |
+ |
Значимость производителя для поставщика |
+ |
||
... |
... |
||||
Рыночная власть клиентов |
Сильная |
Слабая |
Интенсивность конкуренции |
Высокая |
Низкая |
Ориентация клиента на соответствующего производителя |
+ |
Количество конкурентов |
+ |
||
Объем производства |
+ |
Темп роста отрасли |
+ |
||
Дифференциация поставляемых продуктов |
+ |
Неизменные затраты |
+ |
||
Величина дохода клиентов |
+ |
Стоимость переориентации |
+ |
||
Экономия затрат на поставляемых продуктах |
+ |
Барьер для выхода |
+ |
||
Важность вклада производителей в качество конечного продукта покупателя |
+ |
... |
|||
Опасность продуктов-заменителей |
Большая |
Малая |
|||
Вероятность появления заменителя |
+ |
||||
Темпы повышения эффективности цен по отношению к заменителям |
+ |
||||
... |
... |
Исходя из анализа можно сделать вывод, что наибольшее влияние на деятельность организации оказывают политические, экономические и технологические факторы внешней среды.
Основными движущими силами, определяющими конкурентную стратегию организации являются рыночная власть поставщиков, рыночная власть покупателей клиентов, а также опасность появления товаров-заменителей.
3. Анализ внутренней среды организации
Дерево целей ООО «Нуга-Бест» представлено на рис. 1.
Дерево целей ООО «Нуга-Бест»
|
|
|
|
Рисунок 1 – Дерево целей ООО «Нуга-Бэст»
Результаты SNW – Анализа внутренней среды ООО «Нуга-Бэст» представлены в табл. 4.
Таблица 4 - SNW –Анализ внутренней среды ООО «Нуга-Бэст»
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции |
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) |
||
1 |
Стратегия организации |
+ |
||
2 |
Бизнес-стратегии (в целом), в том числе |
|||
2,1 |
услуги кровати Нуга Бест |
+ |
||
2,2 |
услуги массажиста |
+ |
||
3 |
Оргструктура |
|||
4 |
Финансы, как общее финансовое положение |
+ |
||
4,1 |
Финансы как состояние текущего баланса |
+ |
||
4,2 |
Финансы как уровень бух. Учета |
+ |
||
4,3 |
Финансы как финструктура |
+ |
||
4,4 |
Финансы как доступность инвестиционных ресурсов |
+ |
||
4,5 |
Финансы как уровень финансового менеджмента |
+ |
||
5 |
Продукт как конкурентноспособность в целом |
|||
5,1 |
услуги кровати Нуга Бест |
+ |
||
5,2 |
услуги массажиста |
+ |
||
6 |
Структура затрат (в целом), в том числе |
|||
6,1 |
услуги кровати Нуга Бест |
+ |
||
6,2 |
услуги массажиста |
+ |
||
7 |
Дистрибуция как система реализации продукции (в целом), в том числе |
+ |
||
7,1 |
Как материальная структура |
+ |
||
7,2 |
Как умение торговать |
+ |
||
8 |
Информационная технология |
+ |
||
9 |
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
+ |
||
10 |
Способность к лидерству в целом, в том числе |
+ |
||
10,1 |
Способность к лидерству 1 ого лица |
+ |
||
10,2 |
Способность к лидерству всего персонала |
+ |
||
10,3 |
Способность к лидерству как совокупность объективных факторов |
+ |
||
11 |
Уровень производства в целом, в том числе |
+ |
||
11,1 |
Качество материальной базы |
+ |
||
11,2 |
Как качество медперсонала |
+ |
||
11,3 |
Как качество обслуживающего персонала |
+ |
||
12 |
Уровень маркетинга |
+ |
||
13 |
Уровень менеджмента |
+ |
||
14 |
Качество торговой марки |
+ |
||
15 |
Качество персонала |
+ |
||
16 |
Репутация на рынке |
+ |
||
17 |
Репутация как работодателя |
+ |
||
18 |
Отношения с органами власти (в целом), в том числе |
+ |
||
18,1 |
С федеральным правительством |
+ |
||
18,2 |
С правительством субъекта федерации |
+ |
||
18,3 |
С органами местного самоуправления |
+ |
||
18,4 |
С системой налогового контроля |
+ |
||
19 |
Отношения с профсоюзами (в целом), |
+ |
||
20 |
Отношение со смежниками |
|||
21 |
Инновации как исследования и разработки |
+ |
||
22 |
Степень вертикальной интегрированности |
+ |
||
24 |
Корпоративная культура |
+ |
||
25 |
Стратегические альянсы |
+ |
Анализ spider-map приведен на рис. 2.
Рисунок 2 - Стратегическая карта паутина Spider-map, 100-балльная шкала оценок
Таким образом, анализ внутренней среды организации показал, что в ООО «Нуга-Бэст» сильными стратегическими позициями являются: общая стратегия организации, финансирование (финансовые вложения организации), дистрибуция продукции в целом, способность к лидерству высшего руководства, уровень квалификации медицинского персонала, качество торговой марки, репутация на рынке.
К слабым сторонам предприятия можно отнести общее финансовое состояние, качество материальной базы, искусство продаж.
Количественная оценка стратегических позиций (анализ Spider-map) показал, что наиболее сильными позициями являются качество менеджмента, уровень квалификации персонала. Слабыми конкурентными позициями являются искусство продаж, доступ к стратегическим ресурсам сырья.
4. SWOT-анализ организации
Результаты проведения SWOT-анализа организации приведены в табл. 5.
Таблица 5
|
Возможности: 1.Появление новых потреб-ностей у потребителей. 2. Рост доходов у населения. 3.Внедрение новых технологий. 4.Снижение таможенных пошлин на ввозимое оборудование. 5.Получение государственной поддержки |
Угрозы: 1.Требование к качеству предлагаемых услуг со стороны потребителей. 2.Повышение тарифов на энергоресурсы. 3. Рост таможенных пошлин на ввозимое оборудование 4.Повышение арендной платы |
Сильные стороны: 1.Внимание со стороны государства по профилактике заболеваемости. 2.Известная торговая марка 3.Новый вид услуги по профилактики 4.Высокий опыта работы с клиентами 5.Прямые договора с поставщиками кроватей «Нуга» |
Поле СиВ: 1.Получение профилактичес-ких услуг в полном объеме. 2. Высокое качество услуг – высокая цена. 3.Снижение цен на услуги в связи с снижением таможенной пошлины на ввозимое оборудование. 4.Отсутствие конкурентов в связи с прямым договором с поставщиком. |
Поле СиУ: 1.Высокое качество продукции- непредсказуемость рыночной потребности. 2.Рост повышение тарифов на энергоресурсы и таможенные пошлины 3. Уникальность товара – снижение платежеспособного спроса. |
Слабые стороны: 1. Отсутствие собственных площадей. 2.Повышение цен на предоставляемую услугу. 3.Поломка оборудования |
Поле СЛВ: 1.Выкуп арендуемого помещения 2. Предоставление скидок. 3. Подготовка и перепод-готовка кадров по ремонту оборудования. 4. Плохое применение маркетинга - широкий круг клиентов |
Поле СЛиУ: 1.Усиление требований к качеству предлагаемых услуг со стороны потребителей. 2. Неприменение маркетинга – отсутствие интереса к оказываемой услуги. 3. Изнашиваемость оборудования – снижение спроса. |
Вывод: Состояние можно охарактеризовать как устойчивое, имеет большие перспективы роста, что объясняется тем что:
1. здравоохранение объявлено приоритетным национальным проектом и будет пользоваться поддержкой федеральной и региональной власти
2. рост доходов населения повлек за собой большее внимание к своему здоровью.
6. Анализ портфельных стратегий организации
Матрица роста/доли рынка, разработанная Бостонской консультационной группой представлена на рис. 3.
Рисунок 3 - Матрица роста / доли рынка Бостонской консультационной группы
Предсказания и рекомендации Бостонской матрицы
Вид стратегической бизнес-единицы |
Прибыль |
Денежные потоки |
Возможные стратегии |
«Дойная корова» |
Высокая, стабильная |
Положительные, стабильные подразделения |
Поддержание прибыльности инвестиций |
В настоящий момент позицию ООО «Нуга-Бэст» можно выразить сектором «дойные коровы». Бизнес в этом секторе с относительно большой контролируемой частью рынка и при лидирующих позициях в отрасли обеспечивает достаточно притягательную прибыль, но вследствие слабого роста отрасли в целом нет необходимости реинвестировать капитал для поддержания позиции СЗХ на рынке, и потоки инвестиций целесообразно направить в другие секторы.
Матрица Шелл изображена на рис. 4.
Рисунок 4 - Матрица портфельного анализа Шелл
Исходя из рис. 4, можно отметить, что привлекательность отрасли – средняя, конкурентоспособность – также средняя, возможная стратегия – управление для получения прибыли, инвестировать нужно осторожно, выборочно.
Рисунок 5 - Матрица «Джеерал-Электрик» - «МакКинзи»
Матрица General Electric/ McKinsey изображена в представлена на рис. 5.
Согласно матрице «Дженерал-Электрик» - «МакКинзи» привлекательность отрасли можно оценить как низкую, позицию фирмы в конкуренции – как сильную.
Согласно матрице Абеля у компании «Нуга-Бэст» хорошие шансы, так как привлекательность области низкая, а «сила бизнеса» - высокая.
Рисунок 6 - Матрица Д.Абеля - Привлекательность области / «сила бизнеса»
Матрица И. Ансоффа «продукт-рынок» представлена в табл. 6. Согласно матрице наиболее эффективной стратегией развития является стратегия расширения рынка.
Таблица 6
Матрица И. Ансоффа «продукт-рынок» Возможные стратегии роста по товарам/рынкам
Старый рынок |
Новый рынок |
|
Старый товар |
Совершенствование деятельности |
Стратегия развития рынка |
Новый товар |
Товарная экспансия |
Диверсификация |
Факторы привлекательности отрасли представлены в табл. 7.
Таблица 7
Факторы привлекательности рынка (отрасли) и конкурентных позиций бизнеса
Факторы привлекательности рынка (отрасли) |
Стратегическое положение (конкурентные позиции) бизнеса |
Характеристика рынка (отрасли) |
|
Размер рынка: Внутреннего – 120 клиник Мирового – нет данных |
Доля рынка, контролируемая фирмой 0,4 % |
Темпы роста рынка (за последние 10 лет) высокие |
Темпы роста стратегической бизнес-единицы высокие |
Географические преимущества рынка |
Конкурентоспособность фирмы высокая |
Динамика цен, чувствительность рынка к ценам - низкая |
Характеристика продуктового ассортимента Ортопедия, хирургия, протезирование, стоматологическая косметология |
Размеры ключевых сегментов рынка |
Эффективность системы маркетинга Недостаточно эффективная |
Цикличность рынка (ежегодные колебания продаж) невысокие |
|
Важность внешних рынков - |
|
Факторы конкуренции |
|
Уровень конкуренции на рынке высокий |
Относительная доля рынка (оценивается доля внутреннего рынка относительно трех главных конкурентов) 1,1 |
Тенденции изменения числа конкурентов Количество конкурентов увеличивается |
Потенциал фирмы и ее конкурентные преимущества - Высокое качество обслуживания |
Преимущества лидеров отрасли – невысокие цены, высокое качество обслуживания |
|
Чувствительность к товарам-заменителям высокое |
|
Финансово-экономические факторы |
|
Барьеры входа и выхода из отрасли - низкие |
Уровень использования мощностей фирмы - высокий |
Уровень загрузки производственных мощностей - высокий |
Уровень использования мощностей фирмы - высокий |
Отраслевой уровень рентабельности - высокий |
Уровень рентабельности - средний |
Структура отраслевых затрат |
Технологическое развитие - высокое |
Структура затрат фирмы |
|
Правовые, социально-психологические факторы |
|
Социальная среда – незначительное воздействие |
Корпоративная культура - высокоразвита |
Юридические ограничения бизнеса - законодательство |
Эффективность работы сотрудников - высокая |
Имидж фирмы - положительный |
7. Оценка ключевых факторов успеха организации
В табл. 8 приведена оценка ключевых факторов успеха организации.
Таблица 8
Ключевые факторы успеха фирмы
Ключевые факторы успеха |
-5 оценка +5 |
1. Связанные с технологией: Эксперт в науке по данной отрасли Способность к нововведениям в производственных процессах Способность к разработке новой продукции Эксперт в данной технологии |
+5 +5 +5 +5 |
2. Связанные с производством: Эффективность производства с малыми издержками Качество продукции Высокий уровень использования установленного оборудования Размещение производства с учетом минимума издержек Доступ к необходимой квалифицированной рабсиле Проектирование продукции и техническая подготовка производства с минимальными издержками Гибкость производства при переходе к новым моделям и размерам |
-3 +4 +5 -1 +3 +3 0 |
3. Связанные с товародвижением: Сильная сеть распределения (дилеры) Наличие значительного дохода в розничной торговле Наличие собственной сети розничной торговли Низкие издержки товародвижения Быстрота доставки |
+5 +3 +5 +1 +5 |
4. Связанные с маркетингом: Эффективные средства продажи Удобная и оперативная служба сервиса Точное выполнение заявок потребителей Широта выбора товаров Искусство торговли Притяжательный стиль упаковок Гарантии потребителям |
+4 +4 +5 +4 +5 - +3 |
5. Связанные с квалификацией персонала: Суперталанты «Ноу-Хау» в контроле качества Эксперты в проектировании Эксперты в данной технологии Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу Способность быстрого перехода сферы НИОКР к коммерческой реализации |
+3 +3 +5 +2 +3 |
6. Связанные с организационными возможностями: Информационные суперсистемы Способность быстрой реакции Наличие управленческих «ноу-хау» |
+3 +2 +5 |
7. Другие типы факторов Благожелательный имидж (репутация у покупателей) Осознание себя как лидера Удобное расположение Приятное занятие для служащих Доступ к финансовому капиталу Патентная защита Общая низкая стоимость (не только в производстве) |
+4 +4 +4 +5 +4 +5 +3 |
Подход с точки зрения равновесия представлен на рис. 7.
Рисунок 7 – Подход с точки зрения равновесия
Проведя стратегический анализ ООО «Нуга-Бэст» можно определить стратегию развития организации: расширение рынка, совершенствование деятельности, управления для получения прибыли, осторожное инвестирование в отрасль вследствие быстрого морального износа технологий и оборудования.
8. Рекомендации по формированию стратегии развития
В связи с ростом уровня жизни все большее количество людей начинает обращать внимание на поддержание своего здоровья, что является общемировой тенденцией. Особенно актуальными становиться открытие оздоровительных центров сочетающих в себе черты оздоровительного учреждения. Инициаторы открытия центра является Корейская компания «Nuga».
Изюминкой ООО «Нуга-Бэст» является применение новых для новосибирского рынка кроватей-массажеров «Нуга Бест» сочетающих в себе различные методы оздоровления:
1. рефлексотерапевтического воздействия
2. мануальной терапии
3. физиотерапии инфракрасным излучением
4. низкочастотной миостимуляции.
Сочетание в одном изделии различных методик воздействия на организм позволяет проводить мероприятия эффективной профилактики и оздоровления по широкому спектру заболеваний:
опорно-двигательного аппарата (заболевания позвоночника);
1. сердечно-сосудистой системы;
2. трофических расстройств нейрогенного и сосудистого происхождения;
3. периферической нервной системы (радикулиты);
4. синдромом хронической усталости, физического и нервного переутомления;
5. снижение общей резистентности организма с нарушением адаптационной способности к факторам внешнего воздействия, метеочувствительность;
6. контроль общего веса тела и избирательное воздействие на жировые отложения;
7. коррекция осанки в подростковом и юношеском возрасте.
Оздоровительной центр должен быть оформлен на высоком уровне, и предлагать, услуги отличного качества, т.е. поставлять на рынок конкурентоспособную услугу.
ООО «Нуга-Бэст» занимает на рынке выгодную позицию – «дойные коровы». Прибыль компании высокая, стабильная, денежные потоки положительные. В связи с этим рекомендуемая стратегия развития – извлечение выгоды, поддержание прибыльности инвестиций; расширение рынка, совершенствование деятельности, управления для получения прибыли, осторожное инвестирование в отрасль вследствие быстрого морального износа технологий и оборудования.
Этапы формирования стратегии для ООО «Нуга-Бэст» можно представить схематично на рис. 8.
Рисунок 8 – Разработка стратегии ООО «Нуга-Бэст»
В данных условиях для реализации миссии организации – производство качественной продукции ООО «Нуга-Бэст» необходимо: постоянно проводить повышение качества обслуживания и за счет этого повышать искусство продаж; разработать эффективный комплекс маркетинга с целью предотвращения высокого уровня конкуренции на рынке.
Библиографический список
1. Альберт М. Основы менеджмента. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с.100-112
2. Басовский Л.Е Маркетинг. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 165с.
3. Виханский О. Стратегическое Управление. - М: Гардарики, 2002.
4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. — Таганрог: Издательство ТРТУ, 1995.
5. Зуб A.T. Стратегический менеджмент: Теория и практика. — М.: Аспект Пресс, 2002.
6. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. – с. 140 - 160
7. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1991. – с. 10-36
8. Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – 175с.
9. Орлов А.В. Инновационный менеджмент. – М.: Издательство МЭИ, 2002. – с. 18-22
10. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. СПб.: Питер, 2001. – с. 245-268
11. Попов С.А. Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М., 1999.
12. Портер М. Конкуренция. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
13. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка. — М.: Финансы и статистика, 2003.
14. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление издержками. — СПб.: Бизнес-Микро, 1999.