СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.. 5

2. НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 15

Приложение 1. 16

Приложение 2. 17

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из первых мест. Среди причин, вызывающих нарушения зрения, врожденные факторы занимают ведущее место. Им сопутствуют нарушения психофизического развития, эмоционально-волевой сферы. Растет количество детей, имеющих не просто сопутствующие заболевания, а сложную структуру дефектов. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Процент младших школьников, имеющих, по данным офтальмологических осмотров, неглубокие нарушения зрения, колеблется от 10 до 37 % от общего числа учащихся. Причем имеет место к процентному увеличению числа детей, имеющих нарушения зрения, от класса к классу. Так, например, если в первом классе число детей с нарушениями зрения составляет в среднем 10%, то в четвертом классе это число увеличивается уже более чем в два раза[1].

Любые нарушения зрения, обусловливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, а это влечет за собой возникновение зрительной депривации, которая отрицательно влияет на состояние корковых отделов коры головного мозга.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.

Снижение функций зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Дети с нарушением зрения с трудом различают форму, размер и цвет объектов; верх и низ; правую и левую стороны; плохо ориентируются в пространстве и времени; у них нарушено восприятие собственного тела. В период школьного обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, они испытывают значительные трудности[2].

Цель работы: Проанализировать особенности зрительного восприятия.

Задачи работы:

1) 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Зрение и зрительное восприятие - не синонимы. Зрение - это острота видимого глазом изображения. Зрительное восприятие - способность осмысливать то, что видишь. Исследования показали, что из тех детей, которые не имеют проблем со зрением, многие имеют нарушения восприятия. Восприятие включает способность получить зрительную информацию, обработать эту информацию и осмыслить ее. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. Когда ребенок учиться ходить и говорить, он имеет возможность имитировать своих родителей, братьев и сестер. К тому же родители могут наблюдать за детьми и определить, что походка и речь развиваются хорошо. Однако, о развитии зрения, многие родители не очень хорошо осведомлены.

Иметь два функционирующих глаза безусловно лучше, чем только один. Человек с двумя глазами имеет лучшее глубинное восприятие и более полное поле зрения, которое не ограничено с одной стороны, как при использовании только одного глаза. Так же он читает с более высокой скоростью и с большим пониманием. Есть множество других преимуществ. Зрительная система (которая порождает зрительное восприятие и зрение) - это система, обрабатывающая информацию. Больше необработанной информации поступает в мозг человека, видящего бинокулярно, чем монокулярно.

Зрительное восприятие играет важную роль в развитии речи и социально-эмоциональном развитии. Дети с задержкой развития речи, рассеянием внимания, прогрессирующими нарушениями развития и аутизмом все имеют плохо действующую зрительную систему. Если ребенок не говорит или не общается с окружающими, проверка зрения необходима[3].

2. НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Нарушения бинокулярного зрения часто вызывает частичное или полное разрушение стереоскопического зрения и бинокулярного глубинного восприятия. Явное косоглазие - нарушение бинокулярного зрения, которое легко распознается сторонним наблюдателем: достаточно заметить, что оба глаза не могут смотреть все время в одну точку. Но не все нарушения бинокулярного зрения обнаружить так же легко, т. к. часто отклонение глаз не заметно невооруженным глазом или не постоянно.

Нарушения бинокулярного зрения более распространены, чем можно себе представить. Только одному типу бинокулярного нарушения - амблиопии («ленивый глаз») подвержено около 3% населения. По имеющимся данным 12% населения имеют какие либо нарушения бинокулярного зрения. Множество людей видит мир только одним глазом. Они видят монокулярно. Наличие бинокулярного зрения очень важно в таких видах спорта, как стрельба из лука, бейсбол, баскетбол, футбол, гольф, гимнастика, хоккей, бадминтон, стрельба, лыжи, стритбол, теннис и волейбол. Некоторые профессии недоступны для людей, которые хорошо видят только одним глазом (это и отсутствие стереозрения, и бинокулярного восприятия глубины).

Зрительное восприятие - фундаментальный фактор в процессе обучения.

Три взаимосвязанных области функции зрительного восприятия это:

1.           Чистота зрительного пути, включая здоровье глаза, остроту зрения и рефракционный статус.

2.           Эффективность зрения, включающая аккомодацию (фокусировку), бинокулярную координацию (согласование глаз) и движения глаз.

3.           Обработка зрительной информации, включающая распознавание и различение, пространственную ориентацию и объединение с другими чувствами. На что родители должны обратить внимание.

Если у ребенка наблюдаются следующие симптомы, это указывает на проблемы, связанные со зрительным восприятием[4]:

а)           Видит четко, но испытывает трудности при чтении.

б)          Читает неохотно, при чтении быстро утомляется, испытывает головные боли, головокружение.

в)           Невнимателен, не может сконцентрироваться на поставленной задаче.

г)           Зеркально переворачивает слова, цифры и буквы.

д)          С трудом запоминает правописание слов.

е)           Часто теряет место чтения в книге; пропускает, добавляет или перечитывает буквы, слова или строки в тексте.

ж)         Не может распознать повторяющееся слово в следующем предложении.

з)           Плохо понимает прочитанное.

и)          С трудом списывает с доски или учебника, имеет небрежный почерк.

к)           Имеет сходящиеся или расходящиеся глаза.

л)          Постоянно мигает или прерывисто двигает глазами.

м)         Видит расплывчатые или двойные изображения.

н)          Наклоняет голову, закрывает один глаз во время чтения.

о)          Уклоняется от точной работы.

п)          Имеет недостаточную связь глаз-рука.

Детям с проблемами зрительного восприятия часто ошибочно ставят диагноз дислексия (неспособность к чтению). Дислексия - это ухудшение отдельных навыков чтения, несмотря на нормальный интеллект и остроту сенсорного восприятия. По данным специалистов, дефекты зрения имеются у более 75% тестируемых детей, не могущих читать. Следовательно, нужно исключить проблемы с остротой восприятия (связанные с остротой зрения и обработкой зрительной информации) до постановки диагноза «дислексия».

Для выполнения многих школьных заданий, таких, как чтение, переписывание с доски или учебника в тетрадь и работа на компьютере используются такие основные зрительные навыки, как:

1.           Острота зрения для дали: способность видеть ясно на расстоянии 5 м. К сожалению, часто ограничиваются лишь проверкой остроты зрения для дали, хотя она не дает представления о том, как ребенок видит вблизи (на расстоянии чтения и письма). Есть много других важных зрительных навыков, которые могут быть не развиты, несмотря на нормальную остроту зрения на расстоянии.

2.           Острота зрения для близи: способность видеть ясно на расстоянии чтения и письма (33 см).

3.           Аккомодация: способность глаз фокусировать объект на различных расстояниях.

4.           Один из наиболее важных навыков восприятия это бинокулярная координация (бинокулярность): способность использовать оба глаза согласованно.

5.           Глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и способность плавно перемещать глаза от точки к точке, как при чтении.

6.           Периферийное зрение: способность видеть и быть осведомленным о том, что окружает нас (наш боковой обзор).

7.           Глубинное восприятие: возможность визуально воспринимать глубину и трехмерное пространство; способность оценивать относительные расстояния между объектами. Глубинное восприятие - важный аспект нормального здорового зрения; результат хорошего стереоскопическогозрения.

8.           Навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно других. Такая способность необходима, чтобы отличить, например, «Р» от «Ь», «И» от «N» или «6» от «9».

9.           Навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете.

10.      Зрительная память (визуализация): способность представить, что мы видим, видели или что мы можем увидеть. Визуализация - это основной зрительный навык. Она похожа на умозрительное воспроизведение объекта. Считается, что такая способность очень близко связана со способностью думать.

11.      Зрительно-двигательные навыки (связь глаз-рука): способность глаз управлять движениями рук.

12.      Направленность перемещения взгляда: При чтении слова располагаются слева направо. Когда направленность просмотра совпадает с порядком следования слов текста, смысл текста понимается проще.

13.      Восприятие форм: в тестах на распознание форм детям предъявляются простые геометрические фигуры, которые затем их просят нарисовать. Большие искажения говорят о нарушении восприятия форм.

14.      Ширина поля зрения: многие дети видят только одно слово при каждой фиксации взгляда. Скорость чтения может быть увеличена, если научиться видеть два, три и более слов при каждой фиксации.

Ребенок рождается с двумя глазами, но он должен научить их согласованно работать. Одни дети учатся делать это правильно, другие - нет. Если есть проблема согласования глаз, то при удовлетворительном качестве чтения одним из глаз, при чтении двумя глазами вместе скорость будет меньше, и появится больше ошибок.

При согласованной работе глаз во время чтения ребенок скашивает глаза вовнутрь (конвергирует), чтобы они были направлены на читаемый текст. Если глаза имеют тенденцию отклоняться наружу, ребенок затрачивает чрезмерное усилие, удерживая фиксацию на читаемом тексте. При чтении глаза делают серии фиксаций, разглядывая слово за словом. Когда имеет место экзофория (тенденция к отклонению глаз наружу), фиксация все время нарушена. При движении к следующему слову глаза разбегаются, и нужно применить усилие, чтобы вернуть их назад. Обычно во время чтения ребенок теряет место в книге, которое читает, и/или используют палец или карандаш, чтобы запомнить это место.

Ребенок не может перевести взгляд на следующее слово, но легко переведет его на несколько последующих слов. Поэтому он часто пропускает или путает маленькие слова.

Эзофория (тенденция к сведению глаз вовнутрь) другая проблема координации глаз. Ребенок с эзофорией видит предметы меньше, чем они есть на самом деле.

При вертикальных отклонениях (Гипофория, гипертропия) один глаз направлен на объект выше, чем другой (иногда один глаз действительно физически расположен на лице ребенка выше, чем другой). Это может мешать изучению алфавита и чтению потому, что для удержания четкого изображения необходимы дополнительные усилия.

Глаза могут удерживать правильную ориентацию только на короткое время и затем должны отдохнуть. При этом иногда не хватает времени на осмысление прочитанного.

Всякий раз, когда область сетчатки стимулируется изменением освещения глаза, стимул не только воспринимается, как имеющий некоторую яркость, цвет и некоторую форму, но также всегда локализуется в некотором направлении зрительного пространства - субъективном зрительном направлении. Фовея - область самой высокой остроты зрения. Зрительное направление фовеи называется основным субъективным зрительным направлением. Все остальные субъективные зрительные направления, носят название вторичных субъективных зрительных направлений. Они относительны к основному субъективному зрительному направлению и, следовательно, меняются вместе с ним при изменении положения глаза.

Прямая, соединяющая фовею с точкой фиксации называется зрительной осью. Другие синонимы - линия взгляда, зрительная линия и линия взора. Если две зрительные оси пересекаются в точке фиксации, имеет место бинокулярная фиксация. Если только одна основная линия направления проходит через точку фиксации, то фиксация монокулярная.

Бинокулярное зрение - это зрение с использованием информации, поступающей в мозг через два глаза, при этом обеспечивается одновременное направление зрительных осей на объект фиксации, слияние монокулярных изображений этого объекта в единый зрительный образ и его локализация в соответствующее место пространства. Бинокулярное зрение усиливает воспринимаемую яркость объекта и позволяет более точно оценивать третье пространственное измерение, т. е. объемность предметов, степень их абсолютной и относительной удаленности.

Способность глаз оценивать трехмерное пространство на основе двухмерных изображений на сетчатках называют глубинным или стереоскопическим зрением. Существуют признаки восприятия глубины, дающие представление об удаленности наблюдаемых предметов и без участия бинокулярного зрения. Это так называемые монокулярные признаки восприятия глубины (частичное закрытие далеких объектов близкими, линейная перспектива, распределение светотеней и др.). Основу бинокулярного глубинного зрения составляет стереопсис. Под стереопсисом следует понимать процесс объединения монокулярных образов в бинокулярный, который сопровождается специфическим (отличающимся от впечатления пространственности, основанного на монокулярных признаках восприятия глубины) переживанием глубины.

Существуют пределы, в которых возможно глубинное зрение. Верхняя граница - это радиус стереоскопического зрения, равный минимальному расстоянию, с которого уже нельзя стереоскопически отличить глубину расположения объекта относительно другого объекта. Нижняя граница - это расстояние ясного видения  равное расстоянию от глаза до ближней видимой точки.

При бинокулярной фиксации монокулярные поля зрения накладываются друг на друга, образуя общее бинокулярное поле зрения. Объект, находящийся в любом его участке, одновременно раздражает сетчатки обоих глаз. Стимулом к бинокулярной фиксации объекта служит постоянная тенденция зрительной системы к преодолению диплопии, т. е. к одиночному восприятию.  Одиночное видение достигается с помощью механизма фузии - слияния в единый образ раздельно воспринимаемых правым и левым глазом изображений на сетчатках, происходящее в высших зрительных центрах мозга.

Одиночное восприятие наблюдаемого объекта возможно только при условии одновременного раздражения фовей или корреспондирующих точек сетчаток. Если представить каждую сетчатку как половинку яичной скорлупы и две скорлупки вложить одна в другую, сохранив их основную ориентацию, то, проколов булавкой двойную скорлупу, получим корреспондирующие точки сетчаток. Все другие элементы сетчатки - некорреспондирующие или диспаратные относительно данного элемента сетчатки в парном глазу. Точки объекта, которые одновременно стимулируют две фовеи или корреспондирующие точки сетчаток, появляются в одном и том же субъективном зрительном направлении. Это направление называется общим субъективным зрительным направлением. Т.е. корреспондирующие точки сетчаток принадлежат одному общему субъективному зрительному направлению. Когда мы смотрим на какой-либо предмет, то глаза поворачиваются так, что зрительные оси их сходятся (конвергируют) на фиксируемой точке предмета, а изображение этого предмета рисуется на фовеях обоих глаз, что приводит к слиянию (моторной фузии) монокулярных изображений на двух сетчатках в одно бинокулярное. Если изображение объекта попадает на диспаратные точки сетчаток, то возникает двоение[5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль зрения в познании человеком окружающего мира исключительно велика. Очевидно, что сокращение, а тем более, полная потеря зрения ведет за собой серьезные потери в области чувственного отражения. Невозможность или существенные ограничения в получении зрительного опыта влекут за собой ограничения в психическом развитии (депривационное поражение).

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретен­ными.

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболе­ваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения - сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных де­фектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глауко­ме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухо­лей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора от­носят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последст­вия некоторых заболеваний и глазных операций.

Нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, ли­шившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень боль­шое значение для последующего развития ребенка.

В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет.

Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы[6].

Зрительная система ребенка обладает огромными возможностями компенсаторного развития. Компенсация происходит за счет слуховой, тактильной, мышечной чувствительности и за счет использования высших форм познавательной деятельности. Накопление знаний стимулирует эти процессы и восполняет пробелы зрительного восприятия. В результате податливости и пластичности детского организма возникают положительные качественные изменения в деятельности детей, расширяются их познавательные возможности, повышается обучаемость.

Поэтому особое значение приобретает целенаправленная работа педагогов специализированного дошкольного учреждения по созданию коррекционно-развивающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Бакк Д., Грюневальд К. Нарушения зрения. – М.: Медицина, 1999.

2.     Генкина С.Г. Ранняя диагностика зрительной патологии детей как условие коррекции и компенсации их развития // Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей.- М., 1997.

3.     Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение-АСТ, 2000.

4.     Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М.: НОТА-М, 1995.

5.     Специальная педагогика / Под ред. М. Назаровой. - М.: ACADEMIA, 2001.

Приложение 1

Зрительные пути

Зрительные пути состоят из двух основных: ретинокалькаринный путь, от сетчатки по зрительному нерву (ON) через хиазму (CH) и латеральное коленчатое ядро (LGN) к первичной зрительной коре (называется также шпорной корой) и тектальный путь через верхний бугорок четверохолмия (SC) и подушку зрительного бугра (P) к ассоциативным областям коры. Зрительные пути передают информацию по различным нервным волокнам. Наибольший путь (приблизительно 80% всех нервных волокон) - парвоцеллюлярный, который передает всю цветную и высококонтрастную черно-белую информацию. Его нервные волокна тонкие и передают информацию относительно медленно. Магноцеллюлярный путь (10% волокон) передает всю связанную с движением и низкоконтрастную черно-белую информацию. Его волокна толстые и передают информацию с высокой скоростью. Из первичной зрительной коры информация течет в двух основных направлениях, к теменной доле как дорсальный поток (DS) («где» функции) и к височной доле как вентральный поток (VS) («что» функции). На всех уровнях этих путей существуют эффективные петли обратной связи, поэтому зрительные пути являются «улицами с двухсторонним движением».

Приложение 2

Техники, типичные для слепых, слабовидящих или для людей с нормальным зрением

Задача/ Техника

Техники слепых

Техники Слабовидящих

Техники Зрячих

Коммуникация

В сумерки

В групповой коммуникации

При дневном свете

Ориентация и Подвижность

В сумерки, Длинная трость

При ослеплении

При дневном свете

Повседневная деятельность

В сумерки

При использовании низкоконтрастных объектов

При дневном свете и с хорошим контрастом

Длительные Задачи для Близи, например, чтение и письмо

Не может выполнять

При низких уровнях контраста нужно увеличение

При хорошем освещении


[1] Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение-АСТ, 2000. С. 18.

[2] Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение-АСТ, 2000. С. 19..

[3] Бакк Д., Грюневальд К. Нарушения зрения. – М.: Медицина, 1999. С. 42.

[4] Генкина С.Г. Ранняя диагностика зрительной патологии детей как условие коррекции и компенсации их развития // Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей.- М., 1997. - С. 56-58.

[5] Бакк Д., Грюневальд К. Нарушения зрения. – М.: Медицина, 1999. С. 59.

[6] Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М.: НОТА-М, 1995. С. 27.