СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1.Гарантийные сроки в договоре купли-продажи. 4

2. Срок годности в договоре купли-продажи. 6

Заключение. 21

Список использованных источников и литературы.. 23

Введение

Сроки, регулируемые настоящей статьей, играют важную роль в обеспечении защиты прав потребителей и определении пределов ответственности изготовителей, исполнителей, продавцов и других контрагентов потребителя. Понятия этих сроков, порядок утверждения и исполняемая роль неоднократно претерпевали изменения.

В комментируемой статье регулируются три вида сроков: срок службы, срок годности, гарантийный срок. При этом установление того или иного срока на товар (результат работы) зависит от его вида и характера: на товары (работы) длительного использования устанавливается срок службы (в добровольном или обязательном порядке); на товары (работы), которые по истечении определенного периода считаются непригодными для использования по назначению, в обязательном порядке устанавливается срок годности; на все товары (работы) может устанавливаться гарантийный срок.

В ГК РФ вопросы об упомянутых сроках регулируются также в отношении товаров и работ, но раздельно, в числе норм о соответствующих видах договоров. При этом регулирование касается только сроков годности и гарантийных сроков, срок службы не регулируется. Общие положения о купле-продаже ГК РФ регулируют вопросы о гарантийных сроках и сроках годности (ст. ст. 470 - 473). Общие положения о подряде ГК РФ, регулируют вопросы гарантийных сроков (ст. ст. 722, 724). Сроки годности и службы упоминаются также в связи с вопросами возмещения вреда, причиненного в результате недостатков товара, работы или услуги (ст. 1097).

 Цель данной работы определить значение и роль гарантийных сроков и сроков  годности в договорах купли-продажи. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:  дать понятия гарантийному сроку, определить их правовое регулирование и значение  для  договорах  купли-продажи.

1.Гарантийные сроки в договоре купли-продажи

Способы определения качества товаров в договоре купли-продажи могут быть самыми разнообразными, начиная от детального описания конкретного товара и показателей его качества, в том числе по образцам продаваемого товара, и кончая простой ссылкой на соответствующий номер государственного стандарта или аналогичный товар, проданный покупателю тем же продавцом по ранее заключенному между ними договору. Все зависит от разновидности товара и специфики отношений сторон, возникающих при заключении договора.

Большое внимание в законе уделяется гарантиям качества товара - обещанию продавца (изготовителя) поддерживать надлежащее качество товара, а при его понижении или отсутствии устранять недостатки проданного товара, обнаруженные в течение времени действия гарантии[1].

Различаются два вида гарантий качества продукции: предусмотренные непосредственно законом или договором (ст. 470 ГК).

Гарантия, предусмотренная законом, не упоминается в нем под таким наименованием (п. 1 ст. 470 ГК). Ее юридическая сила от этого не уменьшается. Несоблюдение гарантии, вытекающей из закона, ведет к тем же невыгодным для продавца (изготовителя) товара последствиям, что и несоблюдение договорной гарантии. В практике она получила название законного ручательства. В силу данной гарантии продавец обязан продать покупателю товар надлежащего качества и, соответственно, устранять недостатки проданного товара в течение времени ее действия.

Законное ручательство действует в течение разумного срока: с момента передачи товара покупателю и его использования по прямому назначению. Данный срок индивидуален в зависимости от вида товара, но в любом случае не может быть менее двух лет (п. 2 ст. 477 ГК).

Законное ручательство распространяется на все товары длительного действия, в том числе в отношении которых установлена договорная гарантия. При наличии последней законное ручательство применяется, если срок договорной гарантии относительно качества продаваемого товара непродолжителен, и по истечении срока действия договорной гарантии, если он короче срока действия законного ручательства.

Договорная гарантия качества товара действует в течение определенного срока, установленного договором (гарантийного срока). Закон не предусматривает срока действия договорных гарантий.

При комплектности товара законное ручательство и договорная гарантия действуют в отношении всех составляющих его частей, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Если на комплектующее изделие установлена гарантия меньшей продолжительности, чем на товар в целом, покупатель может требовать от продавца передачи ему запасных частей комплекта в количестве, обеспечивающем возможность использования товара по назначению в пределах действия общей договорной гарантии по качеству товара.

2. Срок годности в договоре купли-продажи

Срок годности - это срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Он определяется законом или в установленном им порядке (п.1 ст.472 ГК РФ). Однако ГК РФ указывает на возможность устанавливать срок годности отдельных товаров, не уточняя, в отношении каких товаров применяется это правило, кем и в каком порядке определяется продолжительность срока годности. Некоторую ясность в понимание этого вопроса вносит Закон о защите прав потребителей: изготовитель обязан устанавливать срок годности продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов, товаров бытовой химии и иных подобных товаров (п.4 ст.5). Во исполнение Закона о защите прав потребителей постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 утвержден перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению[2]. В отношении некоторых товаров, не предусмотренных в постановлении Правительства, осуществляется специальное правовое регулирование. Так, согласно подп.6 п.2 ст.16 Закона о лекарственных средствах, обязательно устанавливается срок годности лекарственных средств. Указанные нормативные акты требуют определять срок годности как продовольственных, так и отдельных видов непродовольственных товаров. Что касается обязанного лица, то в соответствии с Законом о защите прав потребителей срок годности обязан устанавливать изготовитель. Аналогичная позиция выражена в ст.16 Закона о качестве пищевых продуктов.

Помимо этого в Законе о качестве пищевых продуктов сказано о продолжительности срока годности (ст.16), однако данные указания применяются только в тех случаях, когда речь идет о разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессах их изготовления, упаковки. В соответствии с п.2 ст.30 Закона о качестве пищевых продуктов правила, установленные для определения срока годности, распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта и табачные изделия. Сроки годности всех видов названных товаров должны быть включены в проекты технических документов, которые, как и опытные образцы новых пищевых продуктов, материалов и изделий, подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе. Проекты технических документов и опытные образцы изготовленных из продовольственного сырья животного происхождения новых пищевых продуктов, кроме того, подвергаются ветеринарно-санитарной экспертизе. Заключения компетентных органов удостоверяют соответствие таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям санитарных и (или) ветеринарных правил и норм, а также безопасность для здоровья человека. Проекты технических документов могут быть утверждены изготовителем только при получении заключений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и (или) государственной ветеринарной службы РФ.

Таким образом, на новые пищевые продукты, парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта и табачные изделия, а также материалы и изделия, контактирующие с указанными товарами, срок годности устанавливает изготовитель на основании заключения уполномоченных на то государственных органов. Это справедливо и для случаев применения новых технологических процессов в производстве и упаковке ранее выпускавшихся указанных товаров.

Санитарно-эпидемиологическое заключение на пищевые продукты выдается в соответствии с Методическими указаниями МУ 4.2.727-99 "Гигиеническая оценка сроков годности пищевых продуктов", утвержденными главным государственным санитарным врачом РФ 21 марта 1999 г. (далее - Методические указания). Данный документ применяется в двух случаях: при определении срока годности новых и при увеличении срока годности ранее выпускавшихся пищевых продуктов. Последнее стало возможным вследствие разработки более совершенных технологий производства и упаковки пищевых продуктов, позволяющих обеспечивать надлежащее качество в течение более длительных сроков и при ином температурном режиме. Во втором случае вносятся изменения и дополнения в действующие документы. При подготовке заключений на товары с длительным сроком годности, согласно п.3.8 Методических указаний, особые требования предъявляются к предприятиям, производящим такую продукцию. В частности, производство продукции с длительными сроками годности должно осуществляться только на предприятиях (в цехах):

1) располагающих полным комплектом оборудования, обеспечивающего выпуск продукции стабильного качества, отвечающего требованиям нормативной и технической документации, по усовершенствованным технологиям, в соответствии с утвержденной в установленном порядке технологической инструкцией;

2) обеспечивающих необходимый лабораторный контроль качества продукции, в том числе по ходу технологического процесса;

3) имеющих стабильное снабжение сырьем и материалами, соответствующими ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям;

4) располагающих достаточным парком изотермического транспорта для перевозок продукции и достаточной емкостью морозильных и холодильных камер для хранения (в случае выпуска продукции, требующей особых температурных режимов хранения)[3].

Учитывая изложенное, следует признать не соответствующим действующему законодательству правило, установленное в п.2.12 ГОСТа Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования". Согласно упомянутой норме, сроки годности, условия и сроки хранения пищевых продуктов, подлежащих длительному хранению, в том числе специальному, определяют в договоре о поставке. Очевидно, что указанные условия, независимо от продолжительности срока годности, вообще не могут являться предметом согласования. Стороны вправе лишь включить в договор условие о том, что при нарушении покупателем условий хранения товара, на который установлен срок годности, продавец не примет претензии к качеству.

Гигиеническое обоснование продолжительности вновь устанавливаемых сроков годности новых видов продуктов, равно как и при изменении сроков годности пищевых продуктов, вырабатываемых по действующей нормативной и технической документации, проводится на основе обязательных комплексных исследований. Их результаты должны свидетельствовать о сохранении качества и о безопасности пищевых продуктов, включая органолептические свойства и пищевую ценность, в течение всего предполагаемого срока годности.

В Законе о качестве пищевых продуктов закреплена процедура определения продолжительности срока годности отдельных видов товаров, что является большим шагом на пути повышения качества товаров. Однако имеются и некоторые упущения. Так, не вполне соответствует действительности правило о том, что срок годности утверждает изготовитель: в некоторых случаях необходимые документы на новые пищевые продукты, материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами, новые технологии производства могут быть разработаны субъектами, не занимающимися непосредственно производственной деятельностью, например, институтом питания РАН. Представляется целесообразным включить в Закон о качестве пищевых продуктов дополнение о том, что предложение о продолжительности срока годности вносит разработчик документации. Таковыми могут являться как изготовитель, так и третье лицо.

Необходимость изменить в законе определение субъекта, обязанного устанавливать срок годности товара, объясняется и следующим соображением. Часто товар какого-то типа выпускают несколько субъектов (например, сливочное масло, шоколадные конфеты, лекарственные средства). Буквальное толкование норм Законов о защите прав потребителей и о качестве пищевых продуктов приводит к заключению о том, что каждый производитель вправе устанавливать срок годности на свою продукцию самостоятельно. Значит, один и тот же товар может иметь различные сроки годности в зависимости от того, кем он изготовлен.

Такой подход к формулировке правила об установлении лица, обязанного определять продолжительность срока годности, можно расценить как явную недоработку законодателя. Думается, что изготовитель обязан доводить до покупателя информацию о сроке годности товара, в отношении которого этот показатель качества предусмотрен действующим законодательством, путем маркировки каждой единицы товара или иным способом. В тех случаях, когда товар расфасовывается оптовым покупателем либо продается розничным торговцем путем отвеса необходимого количества товара потребителю, указанные продавцы на основании информации, полученной от продавца-изготовителя, должны доводить до последующих покупателей сведения о сроке годности товара. Учитывая изложенное, в договоре поставки при приобретении товара, расфасованного не изготовителем, а третьим лицом, следует предусматривать способы контроля покупателя за правильностью проставления посредником срока годности товара (например, указать документы, по которым покупатель может удостовериться в правильности проставления срока годности, и уточнить их содержание). В соответствии со ст.473 ГК РФ срок годности исчисляют с даты изготовления товара. Исходя из этого, следует признать ошибочным положение п.2.13 ГОСТа Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" о том, что срок годности нарезанных и расфасованных пищевых продуктов устанавливает упаковщик. Такое правило применимо только в тех случаях, когда упаковщик является одновременно и изготовителем товара. Во всех других ситуациях упаковщик должен проставлять срок годности на основании информации, полученной от изготовителя[4].

Согласно ст.1 Закона о качестве пищевых продуктов, продолжительность срока годности включается в техническую документацию изготовителя, под которой понимаются документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозка и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.). Наряду с техническими действуют и нормативные документы. В соответствии с положением той же статьи нормативные документы - это государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, к контролю за их качеством и безопасностью, к условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий. При определении нормативного документа в Законе о качестве пищевых продуктов употребляется только термин "государственные стандарты", несмотря на то что в соответствии с п.1 ст.6 Закона о стандартизации к нормативным документам по стандартизации относятся: государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий (СТП); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Таким образом, законодатель значительно сузил круг нормативных документов по стандартизации, что является серьезной недоработкой.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Федерального закона "О техническом регулировании" с 1 июля 2003 г. утрачивает силу Закон о стандартизации. Законом "О техническом регулировании" в качестве документа, устанавливающего обязательные требования, вводятся технические регламенты, принимаемые по общему правилу федеральным законом, а при наличии обстоятельств, названных в законе "О техническом регулировании", - указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Стандарты будут приниматься исключительно на договорной основе. Закон "О техническом регулировании" к стандартам относит национальные стандарты (вероятно, речь идет о государственных стандартах по действующему законодательству) и стандарты организации. Представляется, что при наличии технического регламента на товар, который в соответствии с действующим законодательством должен иметь срок годности, указание на продолжительность срока годности должно содержаться именно в этом документе, и только при отсутствии технического регламента - в технической документации изготовителя. На сегодняшний день требование об указании срока годности в стандарте имеется в отношении лишь некоторых товаров. Так, в государственном стандарте на лекарственные средства обязательно должен указываться их срок годности (Приложение 2. ОСТ 91500.05.001-00 "Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения"). О включении срока годности в проекты стандартов говорится и в Методических указаниях[5].

Закон о качестве пищевых продуктов и Методические указания применяются лишь к новым товарам и технологиям их производства, упаковки, в обороте же участвует немало товаров, не относящихся к этой группе. При определении срока годности на такие продовольственные товары применяются СанПиН 42-123-4117-86 "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов", утвержденные главным государственным санитарным врачом СССР 20 июня 1986 г. В названном документе содержится более 180 наименований товаров, которые не подлежат хранению без холода, максимальный срок их хранения при температуре не выше + 6°С составляет от 6 до 72 часов, в зависимости от вида продукта. При этом применительно к каждому виду продукции указываются продолжительность и температурный режим хранения. Так, при температуре от + 2 до + 6°С срок хранения колбасы вареной высшего сорта составляет 72 часа, третьего сорта - 24 часа, тортов и пирожных без отделки кремом, с белково-взбивным кремом - 72 часа. Срок хранения творожных полуфабрикатов при температуре не выше -5°С - 24 часа.

Что касается непродовольственных товаров, не подпадающих под действие Закона о качестве пищевых продуктов (культтовары, товары бытовой химии), то автору не удалось найти нормативные акты, позволяющие уяснить правила установления их срока годности.

Учитывая разрозненность нормативных актов и различный правовой подход к регулированию одного вопроса, представляется целесообразным внести дополнения в постановление Правительства РФ от 17 июня 1997 г. N 720, устанавливающие общие положения о сроке годности в отношении всех товаров, для которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрено наличие срока годности, - и продовольственных, и непродовольственных. При этом назвать, во-первых, субъектов, имеющих право на определение продолжительности срока годности (разработчиков документации), во-вторых, органы, уполномоченные давать заключение на предложение разработчика о продолжительности срока годности при запуске товара в производство либо о продлении этого срока в отношении уже выпускаемых товаров, в-третьих, документ, в котором сказано о продолжительности срока годности конкретного товара (технический регламент).

Рассмотрим вопрос о том, как обозначается срок годности каждого товара. Согласно ст.473 ГК РФ, срок годности равен периоду времени, исчисляемому со дня изготовления товара, в течение которого последний пригоден к использованию, либо определяется датой, до наступления которой товар сохраняет свои качества. Способы доведения до покупателя информации о сроке годности конкретного товара содержатся в соответствующих ГОСТах. Так, ГОСТом Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (п.2.13) устанавливается, что срок годности может быть указан следующим образом: "Годен в течение ... (часов, дней, месяцев или лет)", "Годен до ... (дата)", "Использовать до ... (дата)". Дата окончания срока годности выглядит так: час, день и месяц - для скоропортящихся продуктов; день и месяц - если срок годности не превышает трех месяцев; месяц и год - если срок годности более трех месяцев.

При маркировке товара первым способом необходимо фиксировать дату изготовления. Для этого имеется несколько способов: размещение двузначных чисел, обозначающих число, месяц и год (например, 22.06.97); нанесение отметок против чисел на кромках этикетки; добавление ссылки, помогающей найти на упаковке эту дату. В соответствии с п.4.20 ГОСТа Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования" используют одну из следующих типовых формулировок: "Годен в течение ... (дней - месяцев - лет)", "Годен до ... (день - месяц - год)", "Использовать до ... (день - месяц - год)". Несмотря на столь широкое название этого ГОСТа, сфера применения его ограничена. Требования, установленные этим стандартом, не распространяются на парфюмерно-косметические изделия, лекарства и лекарственные препараты и другую продукцию, перечисленную в его п.1. В отношении одного из названных товаров действует ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования". Согласно п.4.5.7 этого документа, срок годности указывается так: "Годен (использовать) до ... (месяц, год)" или "Срок годности ... (месяцев, лет)" (в последнем случае обязательно проставляется "Дата изготовления ... (месяц, год)").

Наряду с информированием потребителя о сроке годности ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" вводит понятия "срок реализации" и "срок хранения". Согласно п.2.13 данного ГОСТа, срок реализации - это дата, до которой пищевой продукт не теряет своих потребительских характеристик и может предлагаться потребителю для использования по назначению. Срок реализации пищевых продуктов устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях. Исчисляют срок реализации с даты изготовления, на упаковке или потребительской таре продукта питания указывают следующее: "Реализовать до ... (дата)" или "Реализовать в течение ... (часов, дней, месяцев или лет)" (в последнем случае должна быть указана дата изготовления). Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативной или технической документации и / или договоре купли-продажи. По истечении срока хранения пищевой продукт пригоден для потребления. Однако его потребительские характеристики могут быть снижены (п.2.11). Срок хранения исчисляют с даты изготовления продукта и обозначают на упаковке или потребительской таре следующим образом: "Срок хранения до ... (дата)", "Срок хранения в течение ... (дней, месяцев или лет)" (п.2.13).

Приведенные определения позволяют сделать вывод о том, что срок хранения действует для пищевых продуктов, на которые не требуется устанавливать срок годности. В то же время в примечании 1 к п.4.20 указанного ГОСТа предусмотрено, что с учетом специфики конкретных товаров в информации о них для потребителя указывают срок хранения и срок годности или только срок годности товара. Что касается срока реализации, то, на наш взгляд, никакой разницы между ним и сроком годности нет. Учитывая это, думается, следует исключить понятие "срок реализации" из текста стандарта, а при маркировке товара использовать только термин "срок годности".

Наличие указанных понятий в стандарте приводит к различному обозначению срока годности на товаре. Например, на упаковке булки "Люкс" (ЗАО "Щелковохлеб") указан срок реализации (48 часов), а на коробке с тортом "Гусиные лапки" (ООО "Золотой Октябрь") - срок хранения (120 часов)[6].

Неизменность всех качественных характеристик товара во многом зависит не только от верного установления срока, в течение которого товар считается пригодным к использованию по назначению, но и от условий хранения. Только совокупность этих двух показателей является гарантией соответствия товара установленным требованиям. Именно поэтому в Методических указаниях предусмотрено правило, согласно которому, внося предложение о сроке годности, заявитель обязан обосновать не только его длительность, но и условия хранения (п.3.2). ГОСТы на отдельные пищевые продукты требуют указывать условия хранения. Это существенно для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности и (или) требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенной влажности окружающего воздуха, светового режима и др.). Например, шоколад "Осенний вальс" (ОАО "Рот Фронт") следует хранить в сухом прохладном месте при температуре 18°С (+3°С) при относительной влажности не более 75%. Если качество продуктов изменяется вследствие вскрытия герметичной упаковки, рекомендуется дополнительно указывать условия хранения после вскрытия такой упаковки (п.2.13 ГОСТа Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя"). Так, на упаковке молока "33 коровы" (ОАО "Очаковский молочный завод") содержится следующая информация: продукт должен храниться при температуре от 0 до 10°С не более 6 месяцев, от 10 до 20°С не более 4 месяцев, от 20 до 30°С не более 2 месяцев со дня выработки. Открытый пакет молока рекомендуется хранить в холодильнике и употребить в течение 2-3 дней. Несмотря на столь подробную информацию, производитель не уточнил, какая подразумевается температура в последнем случае. На наш взгляд, речь идет о температуре выше 0°С, и при ее повышении сокращается срок годности товара[7].

Соблюдение условий хранения в течение срока годности необходимо не только для отдельных видов пищевых продуктов, но и в отношении непродовольственных товаров. Согласно п.3 ГОСТа Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования", при установленном сроке годности товара необходимо не только доводить до покупателя эту информацию, но и указывать условия хранения. В соответствии с п. 4.5.6. ГОСТа Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования"

условия хранения указывают для парфюмерно-косметических изделий, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др.).

В силу п.2 ст.472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Диспозитивный характер этой нормы не соответствует нормам других законов.

В Законе о защите прав потребителей сформулировано иное правило: продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п.5 ст.5). Согласно п.2 ст.3 Закона о качестве пищевых продуктов, не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли. Подобные товары признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, а утилизируются или уничтожаются. В соответствии с п.1, 2 ст.31 Закона о лекарственных средствах запрещается продажа лекарственных средств с истекшим сроком годности. Такие лекарственные средства подлежат уничтожению.

Если в ходе проверок, проводимых уполномоченными на то органами (Госстандартом РФ, федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами), федеральным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров), выявляются подлежащие реализации товары с истекшими сроками годности, а также товары, на которые должны быть установлены сроки годности, но они не установлены, изготовителям (продавцам) направляются предписания о прекращении продажи товаров (ст.40, п.1 ст.42 Закона о защите прав потребителей). Право на прекращение продажи указанных товаров предоставлено и органам местного самоуправления (ст.44 Закона о защите прав потребителей).

Учитывая изложенное, а также причины, по которым устанавливается срок годности (по окончании этого срока товар считается непригодным для использования по назначению), представляется, что правило, установленное в ГК РФ (о возможности передачи товара по истечении срока годности, если иное не предусмотрено в договоре), следует считать ошибочным. Сторонам целесообразно руководствоваться нормативными актами, устанавливающими запрет на реализацию товаров по истечении срока годности.

При заключении договора покупателю следует уточнить, должен ли быть установлен срок годности на приобретаемый им товар. Если действующее законодательство этого требует, но в установленном порядке срок годности товара не установлен либо изготовитель не довел эту информацию до сведения покупателя через соответствующие документы или маркировку на товаре, следует отказаться от приобретения. В тех случаях, когда товар не расфасован, покупателю следует запросить документы, подтверждающие продолжительность срока годности и условия хранения. В договоре "желательно предусматривать условие об остаточном сроке годности на момент поступления товара к оптовому покупателю. Целесообразно также предусмотреть в договоре последствия несоблюдения этого условия в виде права покупателя отказаться от принятия и оплаты товаров, реализация которых из-за небольшого остаточного срока годности становится невозможной, и обязанности продавца по их вывозу".

При приобретении товара, на который установлен срок годности, покупателю следует иметь в виду правило об определении срока для предъявления претензии по качеству. В соответствии с п.4 ст.477 ГК РФ в отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. На наш взгляд, указанную норму правильнее было бы сформулировать несколько иначе: в отношении товара, на который изготовитель указал срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. Объясняется данное предложение тем, что возможны ситуации, когда в соответствующих документах срок годности товара установлен, однако производитель не довел эту информацию надлежащим способом до покупателя. В этом случае последний может ошибочно воспользоваться правилом, установленным в п.2 ст.477 ГК РФ, согласно которому, если не установлен срок годности товара, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Аналогичное правило установлено в п.1 ст.19 Закона о защите прав потребителей.

Из приведенной нормы не вполне понятно, в отношении каких товаров применяется этот порядок. Если речь идет о товаре, на который должен быть, но не установлен срок годности, то, как мы выяснили ранее, такой товар вообще не подлежит реализации. Представляется, что данная норма относится к тем товарам, в отношении которых действующим законодательством не предусмотрено установление срока годности. Об этом свидетельствует и правило, в силу которого срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения. Что же касается срока годности, то начало течения срока для предъявления требований о ненадлежащем качестве определяется с даты изготовления товара, а перевозка лишь сокращает продолжительность срока годности. К сожалению, такой вывод явно не следует из текста п.2 ст.477 ГК РФ. В специальной литературе встречается иное толкование рассматриваемой нормы. Так, по мнению Я.Е. Парция, "в случае предъявления иных требований в соответствии с п.1 ст.19 того же Закона о защите прав потребителей, если срок годности не установлен, то время на обнаружение недостатков товара и предъявление соответствующих требований увеличивается до двух лет со дня передачи его потребителю"[8]. На наш взгляд, предъявление требований по поводу качества товаров, на которые установлен срок годности, допустимо только в течение этого срока согласно правилу, установленному в п.4 ст.477 ГК РФ. Учитывая изложенное, во избежание неправильного понимания и, как следствие, ошибочного применения закона представляется целесообразным внести изменения в ГК РФ, уточнив п.2 ст.477 следующим положением: если в соответствии с правовыми актами срок годности товара не должен быть установлен, то требования, связанные с недостатками товара... (далее по тексту ГК РФ). Можно также вообще исключить из текста данной нормы термин "срок годности".

 Заключение

Право потребителя на качество товара (работы) не только предполагает передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.

Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя), кроме сроков службы или сроков годности, устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях и заменить товар на новый.

Установление гарантийного срока и определение его продолжительности являются безусловным правом изготовителя и, исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ГК РФ, не могут навязываться законодательно. Практика показывает, что большинство фирм, действующих на российском рынке, все же предпочитает эти сроки устанавливать. И подталкивают их к этому законы конкуренции.

Теперь перед изготовителями и продавцами встала сложнейшая задача - заинтересовать потребителя в приобретении именно его товара, выйти победителем в жесткой конкурентной борьбе. Одним из способов привлечь внимание потребителей к товару является гарантия. Развалившаяся с распадом СССР система гарантийного и послегарантийного обслуживания товаров сделала гарантию одним из важнейших критериев потребительского выбора. Поняв это, многие компании пытаются привлечь потребителей длительным сроком гарантии либо повышенными (по сравнению с действующим законодательством и другими фирмами) обязательствами перед потребителями в пределах этого срока.

Рынок диктует свои условия, и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились и торговые компании, которые пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различного рода дополнительные услуги. И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение. Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Эта гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, установленного изготовителем. Продавец имеет право установить дополнительную оплату за право пользоваться гарантией и предоставить потребителю возможность приобрести товар с дополнительной гарантией или без нее.

Определяемый Законом срок годности - это определяемый изготовителем срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (ст. 472 ГК РФ).

Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителя" требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Если продавцом установлены гарантийные сроки в соответствии с п. 7 ст. 5 Закона, требования в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение гарантийного срока, предъявляются продавцу.

Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, то продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей, если недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

 Список использованных источников и литературы

I. Нормативные акты

1.     Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием  12.12.1993 года (с изм. от 14.10.2005). // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 23.12.2003) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003) // Российская газета, № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.

II. Литература

4.     Гражданское право под ред. Е.А. Суханова в 3 томах. М., БЕК. 2002.

5.     Гражданское право. Часть вторая: учебник (отв. ред. В.П. Мозолин), Юристъ, 2004, 431с.

6.     Кириллова М.Я., Крашенинников П.В. Сроки в гражданском праве. Исковая давность. М. Статут, 2006  18 с.

7.     Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина., Издательство "Юрайт", 2004г.

8.     Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) под ред. О.Н. Садикова, Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2005 г.

9.     Леонова Г.Б. Срок годности как один из показателей качества товаров // "Законодательство", 2003, N 5

10.           Комментарий к закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) под ред. Я.Е. Парция,  // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006 215с.

11.           Селянин А.В. Защита прав потребителей: учебное пособие для вузов, ЗАО Юстицинформ, 2006. 95 с.


[1] Гражданское право. Часть вторая: учебник (отв. ред. В.П. Мозолин), Юристъ, 2004, С. 87

[2] Комментарий к закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) под ред. Я.Е. Парция,  // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006, С. 26

[3] Гражданское право. Часть вторая: учебник (отв. ред. В.П. Мозолин), Юристъ, 2004, С. 94

[4] Леонова Г.Б. Срок годности как один из показателей качества товаров // "Законодательство", 2003, N 5

[5] Леонова Г.Б. Срок годности как один из показателей качества товаров // "Законодательство", 2003, N 5

[6] Комментарий к закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) под ред. Я.Е. Парция,  // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006 С. 111

[7] Леонова Г.Б. Срок годности как один из показателей качества товаров // "Законодательство", 2003, N 5

[8] Комментарий к закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) под ред. Я.Е. Парция,  // Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006, С. 167