Содержание
Введение……………………………………………………………………… 4
1.Сущность аудита и аудиторской деятельности 7
1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности
1.2. Значение аудита в системе управления экономическими субъектами
1.3. Цели и задачи аудита
2. Стандартизация и аудит исследования систем управления……………. 18
2.1. Исследование систем управления
2.2.Аудит исследования систем управления
3. Виды аудита применяемые для исследования систем управления…….. 32
Заключение…………………………………………………………………… 37
Библиографический список………………………………………………….40
Приложение…………………………………………………………………...41
ВВЕДЕНИЕ
Аудиторская деятельность – аудит – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.
Многие авторы по-разному трактуют как классификационные признаки, так и само понятие аудита.
«Аудит – это систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установление степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям».
«Аудит – систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах».
Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос.
Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены.
По сути, аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Одним из направлений аудиторской проверки является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. В условиях рыночной экономики в погоне за максимально возможной прибылью коммерческие организации стремятся к минимизации «легальной» оплаты труда с тем, чтобы уйти от налогов. Поэтому заключение аудитора о соответствии расчетов с персоналом по оплате труда законодательству является весьма важным. А потому аудит расчетов с работниками предприятия по оплате является актуальной темой в условиях рыночной экономики.
Проблемы вывода российской экономики из затянувшегося кризиса вынуждают руководителей предприятий, менеджеров, предпринимателей обзаводиться надежным и доступным инструментом решения взаимосвязанных экономических задач в комплексе, среди которых особую актуальность приобретают организация и оплата труда на предприятии.
Значение аудита организации труда как экономического инструмента трудно переоценить.
Требования к организации труда в условиях рыночных отношений не упростились, хотя и появилась определенная ясность. Раньше сложность решения вопросов организации труда даже на государственном уровне определялась нерешенностью дальнейшего социально-экономического развития страны. Борьба между сторонниками либерализации и сторонниками жесткого управления закончилась, по крайней мере, в части либерализации заработной платы. Правительство проводит уменьшение регулирующих функций государства, положившись на рыночное регулирование цены на рабочую силу. Хозяйственные структуры в настоящее время стали самостоятельными в сфере организации и оплаты труда. Государство полностью доверило им устанавливать тарифные ставки и должностные оклады, премии, надбавки и доплаты, а также нормы выработки, времени и обслуживания. Даже руководители предприятий материального производства, где у государства контрольный пакет акций, мало следуют рекомендациям Минтруда России. Проведенная приватизация средств производства трансформировала трудовые отношения и изменила взгляд хозяйствующих субъектов на расходование средств на оплату труда.
Целью настоящей работы является изучение аудита как метода исследования управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучим сущность аудита;
- рассмотреть значение аудита в системе управления экономическими субъектами;
- исследуем системы управления;
- проведем аудит исследования систем управления.
В процессе написания работы автором изучены труды российских исследователей по проблеме аудита исследования систем управления. Также использованы законодательные и иные нормативные акты, учебные и практические пособия.
1.СУЩНОСТЬ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Понятие аудита и аудиторской деятельности
Аудит – это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) – законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждения достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.
Данное определение отражает:
- Единую цель проведения аудита – подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;
- Единые требования ведения аудита – наличие аттестатов и лицензий;
- Единые и обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами.
Под аудитом бухгалтерской отчетности в правилах (стандартах) аудиторской деятельности в РФ понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами[5,36]:
1. Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом.
2. Бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее составителей.
3. Степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.[1]
Согласно определению проверка достоверности отчетности проводится независимыми аудитором.
Независимость аудитора определяется:
- Свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;
- Договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
- Возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
- Невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
- Запрещение, аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.
1.2.Значение аудита в системе управления экономическими субъектами
Воспользуемся материалом Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и исследуем основные задачи аудита в системе управления экономическими субъектами. Обоснуем соответствующую трактовку отдельных элементов приведенного выше определения сущности аудита как элемента инфраструктуры рыночной экономики применительно к соответствующим статьям Федерального закона:
а) компетентный – термин не встречается, но косвенно подразумевается, в том числе и через систему аттестации;
б) независимый работник – аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, третьей стороны, собственников и руководителей своей аудиторской фирмы;
в) накапливает и оценивает – первый термин не встречается, а второй – встречается, но в очень широком контексте од «оценке активов и пассивов экономического субъекта»;
г) аудиторские свидетельства - данные, полученные в ходе аудиторской проверки;
д) информация, поддающаяся количественной оценке, - бухгалтерская (финансовая) отчетность, платежно-расчетная документация, налоговые декларации и другие финансовые обязательства и требования экономических субъектов (п.3);
е) специфическая хозяйственная система – экономические субъекты, т.е. предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность; к экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно;
ж)заключение – заключение аудитора – это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органов оно приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ;
з) мнение – этот термин не встречается;
и) степень соответствия этой информации установленным критериям – факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия финансового отчетности, влияющих на ее достоверность. А также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц [6,98].
Как видим, по своей сущности отечественный аудит уже приближается к сущности аудита на Западе, хотя ни о выработке устоявшейся русской терминологии для аудита, ни о полном совадении этих понятий говорить пока не приходится: слишком рано. Значение и задачи аудита в условиях РФ, если рассматривать их в целом, еще кое в чем отличаются от аналогичных задач аудита в зарубежных системах управления хозяйствующими субъектами. Например, как подметили многие авторы, «существенным упущением определения, данного Временными правилами, является отсутствие обозначение результата проделанной аудиторской работы. Результатом аудита может быть только выражение мнения независимого аудитора о достоверности информации об объекте аудита, предоставленной организацией, в которой проводилась проверка».
Анализ сущности, значения и задач аудита показывает, что это не просто «карающий меч» в руках «новой революции», а особо сложный социально нейтральный экономический инструмент.
Современный аудит начал свое бурное развитие примерно со второй половины XIX в. вместе с бурным развитием акционерных обществах формы капитала, адекватной крупной промышленности.[2] Сельскому хозяйству и торговле. Это случилось в силу тех объективных обстоятельств, что в новых условиях система отношений инвестора с наемной администрацией акционерных обществ претерпела существенные, коренные изменения:
· имущественная дифференциация населения, а также развитие фиктивного капитала вызвали принципиальный сдвиг в составе и в самом облике инвесторов;
· принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, нередко приводило к отрицательным экономическим последствиям и даже к банкротствам некоторых акционерных обществ;
· потребовались особые специальные знания для людей, способных высказать профессиональное суждение о достоверности их отчетности;
· произошел существенный отрыв администрации акционерных обществ от непосредственных собственников в связи с резким расширением их числа;
· объективно разделились интересы администрации компании как составителей отчетности и их инвесторов, а также других пользователей этой отчетности;
· началось становление и развитие фондового рынка в качестве современной формы движения капитала.
Все перечисленные факторы по существу имеют непосредственное отношение к современным процессам в российской экономике.
Со времен окончательного становления современного аудита (30-е годы) существовал и существует разрыв между ожиданиями клиентов и тем, как понимают свои обязанности аудиторы. Естественно, были случаи недобросовестной работы и даже подкупа. Почти всегда после крупных банкротств возникал вопрос: почему аудитор, проверявший бухгалтерскую отчетность, не предостерег своих клиентов? Но тем не менее все участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенными в надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются на бирже. А для этого они должны опираться на функцию засвидетельствования аудиторов. Именно поэтому ускоренное развитие аудиторская деятельность получила после кризиса, когда у инвесторов пропало доверие к существующим финансовым структурам.
Современное положение в России удивительно напоминает описанную ситуацию. С одной стороны, происходит быстрое формирование основных институтов фондового рынка, а с другой – уже имеется первый негативный опыт строительства финансовых пирамид, а также банкротств ряда финансовых институтов, использовавших преимущественно средства населения. Негативный опыт банкротств затронул интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.
Таким образом, к середине 90-х годов в нашей стране уже произошел подрыв доверия вкладчиков и акционеров ко всем существующим финансовым структурам, а необходимость процессов снижения информационного риска, функции засвидетельствования аудиторов была осознана очень многими пользователями бухгалтерской отчетности. В сложившихся условиях уже можно твердо сказать, что проблема создания в России аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным доверием со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов, стала одной из основных на пути стабилизации экономики.
1.3.Цели и задачи аудита
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта[5,68].
Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
Цель проверки финансовых отчетов:
- подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
- контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
- проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.
1. Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации
2. Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм?
3. Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании?
4. Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны?
5. Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана?
6. Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены?
7. Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге?
8. Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним?
Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.
Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:
- общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия;
- обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса;
- законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия;
- оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;
- классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция;
- разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами;
- аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;
- раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
• проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
• помощь в организации бухгалтерского учета;
• помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
• консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
• экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
• консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
• разработка учредительных документов и др.;
• предоставление информации о будущих партнерах;
• информационное обслуживание клиентов;
• другие услуги.
2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И АУДИТ СИСЕТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. исследование систем управления
Развитие организаций, создание современных виртуальных структур существенно усложняет управленческую деятельность. Многие руководители ощущают потребность в современных методах профессионального управления.
В основе архитектуры такой профессионализации лежат три группы стандартов (Приложение 1):
1. на элементы управленческой деятельности и механизма управления;
2. на формы учета этих элементов;
3. на технологию проведения аудита.
Разработка стандартов на ключевые элементы системы управления организации должна идти вместе с разработкой приемов и методов их проверки (форм учета). Существующая на сегодняшний день разобщенность между стандартизацией и отчетностью элементов систем управления существенно сдерживает их развитие. Лучше обстоит дело со стандартизацией процесса аудита. В общем виде разработаны международные нормативы аудита для бухгалтерского учета, принципы которых приемлемы и для других предметных областей аудита.
Вопросами унификации и стандартизации элементов управленческой деятельности в свое время занимались ряд организаций, в т.ч.: Научно-исследовательский институт труда – в области организации труда и социальной сфере; Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем организации и управления – в области организации и автоматизации управления производственными объединениями; Академия народного хозяйства СССР – в области подготовки, обоснования и принятия управленческих решений; Государственная академия управления – в области теории управления. Среди многочисленных персоналий достойный вклад в стандартизацию элементов управленческой деятельности внесли: Гличев А.В., Круглов М.И.,Слезингер Г.Э., Нагорская М.Н., Чайка И.М., Гапич С.П., Степных Ю.В., Свиткин М.З.
Аудитом элементов систем управления организациями занимаются такие ученые, как Кочерин Е.А., Робертсон Дж.К., Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. и др.
Резервы управления организацией
Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления. Даже частичная стандартизация управленческой деятельности позволяет:
· регламентировать выполнение функций управления по содержанию и времени;
· добиваться внедрения наилучших управленческих технологий;
· уменьшать дублирование, непроизводительные затраты и потери времени;
· согласовывать цели, средства и методы их достижения;
· формировать критерии для оценки деятельности аппарата управления.
Стандартизация немыслима без контроля. Современная философия управленческого контроля реализуется в аудите систем управления. Аудит, созданный первоначально для контроля бухгалтерского учета, приобрел более широкое толкование и сферу деятельности благодаря хорошей методологической и практической базе, созданной усилиями многочисленных организаций под эгидой Комитета по международным стандартам учета (КМСУ).
Руководителю или учредителю организации любой формы собственности стандартизация и внутренний аудит системы управления (СУ) позволит:
· оценить собственные взгляды на управленческую деятельность;
· объективно оценивать деятельность своих подчиненных;
· объективно оценить общий уровень системы управления организации;
· упростить систему контроля;
· совершенствовать внутренние стандарты системы управления.
Это справедливо как для очень малых организаций, так и для супер больших, как в государственном, так и в частном секторе экономики.
Рассмотрим полезность стандартизации и аудита для предпринимателей и арбитражного суда, рассматривающего дела о банкротстве организаций при применении к ним реорганизационных процедур. [3]
Любому виду предпринимательской деятельности присущ риск быстрых удач и (или) быстрых неудач. Обычно риск связан с рядом причин и событий, в т.ч. с неосведомленностью о каких-либо процессах либо с элементами непрофессионализма руководителей или специалистов в области производства и управления.
Продолжающееся развитие информационной среды обитания организаций в современном мире постепенно уменьшает риск по причинам неосведомленности: из-за отсутствия требуемой для принятия решений информации.
Недостаточный профессионализм руководителей и специалистов в области производства и управления служит основной причиной появления неопределенности (риска) в результатах выполнения решения.
В менеджменте существуют показатели рискованности принятых решений в виде “правил”. Например, “правило 70/30” означает, что руководитель обязан быть уверенным в правильности своего дела или принятого решения на 70%, а 30% остаются на сомнения и везения (“Да поможет нам бог”). “Правило 70/30” называется разумным риском. Находит применение в менеджменте и “правило 30/70” – преобладание риска (70%) над обоснованием (30%) при разработке и реализации решений. Обычно следование этому правилу носит кратковременный характер. Крайние значения правил: 100/0 или 0/100, т.е. деятельность без риска или деятельность, основанная только на риске, – бесперспективны.
Профессионализм руководителей и специалистов следует оценивать относительно сложности поставленных задач, наличия средств, методов и условий их решения. Мы рассмотрим только некоторые элементы управленческой деятельности (УД), стандартизация которых позволит увеличить ее эффективность и уменьшить долю риска при реализации решений.
Как процесс УД – это совокупность действий (выполнение функций, использование методов и др.), ведущих к достижению поставленных целей.
Как явление УД – это объединение элементов (цели, программы, средства и др.) для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур. Узаконенные или общепринятые правила и процедуры перерастают в стандарты. Многие полагают, что нет нужды в стандартах для УД, т.к. это существенно снижает гибкость (быструю перестройку) элементов системы управления. [4]
В теории управления УД рассматривается как сочетание науки и искусства управления, где наука – это прагматизм, а искусство – это творчество. В результате преобладания в практической управленческой деятельности (менеджменте) искусства управления в ряде публикаций ее называют особым или специфическим видом труда. В приложении 1 схематично показаны элементы, влияющие на соотношение науки и искусства в УД.
Формализация многих процессов и явлений в системе управления организации несомненно будет идти – это неизбежный процесс развития науки. С другой стороны, общественное сознание не приемлет жесткой системы стандартизации в деятельности социальной системы. Таким образом, этот процесс будет идти весьма сложно.
Новая категория товара: “организация”
В Гражданском кодексе РФ определен порядок купли-продажи предприятий. Под словом “предприятие” понимается прежде всего его имущественный комплекс.[5] Однако при купле-продаже вместе с предприятием к новому владельцу переходит большая инфраструктура в лице персонала, интеллектуальной собственности и т.д.,не всегда учитываемая при назначении цены купли – продажи. Классификация понятий, относящихся к хозяйствующим субъектам, также является предметом стандартизации. Следует различать предприятия, организации и бизнес (Приложение 2).
Таким образом, юридическое лицо, имеющее большое количество поставщиков, потребителей, внешние связи и т.д., представляет бизнес. А мелкие мастерские, малые и средние учебные заведения относятся к организациям. С точки зрения ГК РФ любая работающая компания является организацией или бизнесом, но не предприятием (кроме унитарных предприятий).
Всесторонний учет имущественного комплекса предприятия, человеческого капитала, инновационного задела, управленческого потенциала, связей и др. приводит нас к новой категории товара: “организация”. Мы покупаем или продаем не просто набор станков, зданий, территорию – имущественный комплекс, а работоспособную социальную систему – организацию.
Приведем для иллюстрации два примера.
Пример 1. НИИ функциональной электроники в г.Зеленограде можно оценить просто как имущественный комплекс: несколько компьютеров и другой оргтехники, мебель и т.д., а нужно – как организацию с мощным научным потенциалом, профессиональным составом ученых, высоким имиджем в мировой науке, отлаженной системой управления. При этом цена этой организации будет на несколько порядков выше, чем цена его имущественного комплекса.
Пример 2. Учредитель ООО “Горячий хлеб” в связи с серьезными убытками ликвидирует общество и продает все имущество. Традиционные оценщики составили калькуляцию основных средств на 500 тыс. ам. дол. Системные оценщики также определили стоимость основных средств в 500 тыс. ам. дол. А далее события могут развиваться по двум направлениям:
Направление 1. Системные оценщики установили, что профессионализм сотрудников организации очень высокий и убытки произошли по вине учредителя. Поэтому они оценили еще и средства, затраченные на нематериальные активы: создание системы производства и управления, обучение работников, создание сети связей, в размере 200 тыс. ам. дол., итого реальная стоимость организации – 700 тыс.ам.дол.
Таким образом, если покупатель приобретает имущество организации за 500 тыс. ам. дол. и нанимает тех же работников, то он несомненно в выигрыше.
Направление 2. Системные оценщики установили, что организационная структура ООО “Горячий хлеб” неэффективна, управленческая технология не соответствует организационно – правовой форме, соотносительность и уровень технологического оборудования производства и управления не адекватны принятым стандартам и нормам, т.е. все разрозненно. Поэтому по соответствующим таблицам аудита они пришли к выводу, что реальная стоимость имущественного комплекса организации ниже и составляет 350 тыс. ам. дол.
Таким образом, если покупатель приобретает имущество организации за 500 тыс.ам.дол., то он несомненно в проигрыше. Цена организации с точки зрения системного подхода должна учитывать три основные составляющие:
· рыночную стоимость имущественного комплекса (СИК),
· оценку перспектив развития (коэффициент развития (Кр=0 ё 10)),
· оценку профессионального уровня системы производства и управления ( коэффициент (П) или стоимостное выражение (Сп)).
Цена организации = СИК * Кр * П или СИК * Кр + Сп.
Две первые составляющие в достаточной степени реализованы и все работы, ведущиеся по ним в настоящее время носят скорее косметический, чем конструктивный характер. Третья составляющая определяется методами управленческого аудита.
Расширение сферы рыночных отношений в области имущественного комплекса (ИК) вызывает устойчивый интерес многих специалистов к вопросам всесторонней оценки стоимости как ИК, так и организации в целом. Этот интерес вызван также активными организационными и экономическими процессами, происходящими в стране:
· приватизацией, а возможно и дальнейшей деприватизацией государственной и муниципальной собственности и акционированием;
· арендой и лизингом;
· залоговыми операциями;
· куплей-продажей ИК и риэлторской деятельностью;
· развитием кондоминиумов;
· периодическими переоценками ИК;
· взносами учредителей в уставный капитал в виде имущественного вклада;
· страхованием;
· разделом имущества при ликвидации предприятия и др.
Стандартизация как результат научных исследований
Стандарт – это база, повторяемость, стабильность. Стандарты определяются также как узаконенные нормы, процессы или цель, продвижение к которым поддается измерению.
В науке управления было много работ, посвященных созданию системы базовых нормативов. Одни из них базировались на инженерных стандартах, другие на сложившихся характеристиках и традициях. Искусство в УД – это деятельность либо по совершенствованию или созданию нового стандарта (правила, методики), либо это создание стимулирующей ауры по реализации существующего стандарта.
Так, многолетний опыт бухгалтерской деятельности доказал, что система стандартов, норм и правил; наличие юридической базы позволили существенно сдвинуть соотношение наука – искусство в бухгалтерском учете в сторону науки. В результате профессионализм бухгалтеров резко вырос, а сроки обучения резко сократились. Такое же можно ожидать и в управленческой деятельности.
Эффективность стандартизации и аудита реализуется при проведении реорганизационных процедур по решению арбитражного суда для организации – банкрота. Эти процедуры предусматривают либо внешнее управление имуществом должника (на самом деле, не только имуществом, но и персоналом, маркетингом и др.), либо санацию (оказание финансовой помощи). Основным условием реорганизационных процедур является реальная возможность оздоровления несостоятельной организации.
Для всех типов применяемых к должнику процедур требуется объективный анализ реального положения дел в организации. Этот анализ должен касаться не только финансового положения, стоимости имущественного комплекса организации, но и состояния его системы управления.
Стандартизация – это способ целенаправленного воздействия на СУ для достижения взаимодействия как внутри самой СУ так и с системой производства. Стандартизация является одним из проявлений организационно – распорядительных методов управления. Фактически работа всех крупных ученых в области управления, экономики и других наук была направлена на создание стандартов в виде рекомендаций, принципов, законов и закономерностей. Существенные научные и практические разработки в области управления и экономики проводились и хранились в рамках научных школ под крылом крупных академических, учебных и других учреждений. Однако для этих работ не было широкого объединяющего начала, которое позволило бы создать систему общепринятых стандартов в управлении или экономике.
С 1980 по 1985 гг. в стране проводился эксперимент по опытному внедрению комплекса государственных стандартов “Управление производственным объединением и промышленным предприятием”, основные положения которого были представлены в ГОСТ 24525.0-80. Государственный стандарт носил рекомендательный характер для обеспечения мягкого регулирования сложившихся за многие десятилетия стереотипов функционирования элементов системы управления. Данный стандарт по программе-минимум должен был обратить внимание руководителей и специалистов в области управления на новые общие подходы к функционированию системы управления и наметить пути для его совершенствования. Программа-максимум предполагала проведение практической унификации управления производственным объединением и промышленным предприятием по предложенным стандартам. Программа-минимум была выполнена, а программа-максимум практически не реализована в силу определенной недоработки стандартов, отсутствия должной настойчивости и последовательности в ее реализации. Выполнение программы-минимума тем не менее принесло большую пользу менеджменту в целом. Стандарт закрепил понятийный аппарат в системе управления организацией и определил перечень документов, необходимых для профессиональной управленческой деятельности и содержащих:
· набор целей, функций, средств и методов реализации функций;
· набор организационных структур управления;
· схемы функциональных взаимосвязей (в т.ч. информационных);
· квалификационную структуру кадров управления;
· перечень и формы отчетных документов;
· набор типовых положений (должностные инструкции, положения о подразделениях и т.д.).
Объективно ожидается этап более глубокой стандартизации систем управления организациями. Вероятно в сначала на уровне отдельных стран, а затем на международном уровне. Разрозненные работы по стандартизации систем управления ведутся, однако координирующего центра как в России, так и за рубежом еще нет. [6]
И опять мы имеем положительный поучительный пример с развитием стандартизации в области финансовой деятельности и учета.
Сотрудничество Американского института дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA), Главного бюджетно-контрольного управления США (GAO), Международной федерации бухгалтеров, Комитета по международным стандартам учета (КМСУ), Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям и др. организаций привело к созданию международных стандартов учета и аудита. Это объединение прямо или косвенно поддерживается бухгалтерскими организациями Австралии, Германии, Великобритании, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции, Японии. Основными задачами этого сообщества являются:
· публикация в своих странах всех одобренных КМСУ международных стандартов учета;
· убеждение соответствующих служб своих стран о необходимости введения международных стандартов учета в практическую работу бухгалтеров и аудиторов;
· убеждение соответствующих служб своих стран о необходимости соответствия национальных стандартов учета международным.
В международных стандартах учета определены основополагающие принципы аудиторской деятельности, в том числе: понятность, уместность, материальность, достоверность, сущность формы, нейтральность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность. Разработаны также и нормы этики аудитора.
2.2. Аудит исследования систем управления
Контрольная деятельность в организации всегда существовала и будет существовать. Часто контроль является основной функцией для ряда руководителей. Однако только профессиональный подход к контрольной деятельности в области управления может принести ощутимые результаты. Данный подход реализуется в концепции аудита и его конкретного вида – организационного аудита.
В наиболее общем виде аудит – это процесс получения и оценки ( контроля) объективных данных ( имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность. Следует напомнить, что контроль может осуществляться тремя путями:
1. по авторской методике, исходя из профессиональной подготовки руководителя или консультанта. При этом они сами формируют механизм проведения соответствующей функции. Этот путь может быть очень хорошим, но он трудно воспроизводится другими людьми, например, при возможном замещении конкретного руководителя или заключении договора на консультационное обслуживание с другой фирмой;
2. по результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций в целом. Руководитель заранее выбирает для себя пример организации или деятельности, показатели которой являются для него ориентирами в работы.. Этот путь позволяет без большого риска поддерживать приемлемый уровень выполнения функции. Однако аналог никогда не может быть точным идеалом какой-то организационной системы, поэтому, руководитель должен постоянно сопоставлять анализируемые объекты своей организации и аналога;
3. по утвержденным нормам или стандартам на ключевые элементы организационной системы. При этом формируется преемственность при анализе и совершенствовании элементов организационной системы в течение значительного времени. Данный путь представляет суть аудита организации.
Общая схема осуществления аудита организации приведена на Приложении 2.
Аудит постепенно превращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности. Он разделяется по отраслям, подотраслям, направлениям и в зависимости от полноты его проведения (Приложение 3).
Отрасли аудита: аудит имущества (АИ), аудит профессионализма персонала (АПП), аудит интеллектуальной собственности (АИС) аудит методологии и процесса управления (АМПУ), аудит механизма управления (АМУ), аудит технологии и процесса производства (АТПП), аудит организации производства (АОП), операционный аудит (ОА), управленческий аудит (УА), аудит бухгалтерского учета (АБУ). Среди них: [7]
· полностью разработанные отрасли: ОА, АБУ;
· отрасли разрабатываются: АПП, АМПУ, АМУ, АТПП, АОП, УА;
· отрасли еще не разрабатываются: АИС.
Подотрасли аудита имущества:
· аудит основных и оборотных управленческих средств;
· аудит основных и оборотных производственных средств;
· аудит основных и оборотных технологических средств.
Подотрасли аудита профессионализма персонала:
· аудит профессионализма руководителей;
· аудит профессионализма специалистов;
· аудит профессионализма рабочих и служащих;
· аудит повышения квалификации персоналом.
Подотрасли аудита интеллектуальной собственности:
· аудит интеллектуальной собственности руководителей;
· аудит интеллектуальной собственности специалистов;
· аудит интеллектуальной собственности рабочих и служащих.
Подотрасли аудита методологии и процесса управления:
· аудит целей и задач;
· аудит принципов функционирования организации;
· аудит функций;
· аудит стратегий;
· аудит технологий управления;
· аудит коммуникаций;
· аудит свойств и схем процесса управления;
· аудит управленческих решений;
· аудит информационных технологий.
Подотрасли аудита механизма управления:
· аудит функциональных структур;
· аудит организационных структур;
· аудит оргтехники;
· аудит офисной мебели;
· аудит сетей связи;
· аудит схем и свойств документооборота.
Подотрасли аудита технологии и процесса производства:
· аудит техники и технологии производства;
· аудит процесса производства;
· экологический аудит.
Подотрасли аудита организации производства:
· аудит схем и свойств документооборота;
· аудит укомплектованности производства;
· аудит эргономики и техники безопасности;
· аудит должностных инструкций и положений.
Подотрасли операционного аудита:
· технологический контроль изделий;
· ведомственная приемка изделий;
· аудит самоконтроля изделий.
Подотрасли управленческого аудита:
· аудит деловых операций;
· аудит затрат ресурсов;
· аудит экономичности и эффективности производства.
3. ВИДЫ АУДИТА ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Уровни полноты аудита: функциональный, комплексный и системный. Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления. Объектами функционального аудита являются в отдельности: бухгалтерский учет, финансы, персонал, делопроизводство, экология и др. Комплексный аудит характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации, например, аудит управленческих технологий, целей и функций одновременно. Он осуществляется на базе функциональных аудитов либо самостоятельно по принятому перечню проверок. Выделяют комплексный аудит производства и управления. Системный аудит – это более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации за счет учета влияния каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой. Системный аудит может использоваться в организации для подтверждения правильности расчетов по:
· экономической, организационной и социальной эффективности работы организации;
· прогнозированию рисков;
· определению стоимости организации для продажи или страхования;
· определению стоимости системы управления для продажи или страхования;
· аттестации руководителей и специалистов;
· затратам на лоббирование интересов организации;
· затратам на услуги консультационных фирм.
Каждое направление аудита организации состоит из пяти видов аудита: технологического, организационного, экономического, правового и социального (Приложение 3).
Технологический аудит – это контроль на базе норм и стандартов профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии, используемой аппаратом управления организации. С его помощью выявляется соответствие или несоответствие уровня техники и технологии, а также их количества в зависимости от трудоемкости, сложности и совместимости выполняемых функций работниками аппарата управления организации. Особенно эффективно технологический аудит используется при аудите управленческих информационных технологий.
Организационный аудит – это контроль на базе норм и стандартов процессов создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. Он включает сбор и оценку информации об организационной сфере деятельности системы управления. Например, аудит соответствия управленческой технологии организационной структуре управления организации; аудит распределения и выполнения сотрудниками функций управления. Важной стороной организационного аудита является контроль соответствия норм и стандартов современному развитию управленческой науки и практики.
Экономический аудит – это контроль соблюдения экономических норм, правил расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерского учета является составной и наиболее разработанной его частью. Его объектами являются: экономическая стратегия фирмы, бизнес-план, учетная политика, экономическая эффективность системы управления, элементы материального стимулирования персонала. В качестве стандартов для проведения экономического аудита используются типовые утвержденные методики расчетов и оценок.
Социальный аудит – это контроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллективов в организации. Его объектами являются: коллективные договора между администрацией и коллективом организации, психо-физиологические условия работы персонала, эргономика, экология, методы формирования социальных групп, методы оценки персонала, коммуникации в коллективе и организации в целом, методы обучения персонала. В качестве стандартов для проведения социального аудита используются утвержденные в организации методики и договора, а также законодательные акты РФ по социальным вопросам.
Правовой аудит – это контроль соблюдения выполнения международных, государственных и местных законодательных актов и положений, а также внутренних для организации уставных документов и распоряжений руководителя. Объектами правового аудита являются договора, контракты, акты, положения, соглашения о намерениях, сведения о персонале и контрагентах, условия сделок, уставные и регистрационные документы фирмы, учетная политика фирмы, архивы фирмы. В качестве стандартов используются утвержденные в организации документы, а также законодательные акты РФ.
Так, аудит информационного обеспечения процесса управления складывается из следующих конкретных видов контроля: [8]
· технологический аудит. Контроль наличия информационной техники и технологии, числящейся на балансе организации, и проверка ее состояния, заявленной в управленческом учете, совместимость между собой;
· экономический аудит. Контроль эффективности использованния информационной техники и технологии, эффективности полученной и произведенной информации;
· организационный аудит. Контроль схемы документооборота, параметров информации для заявленных подразделений или специалистов, условий хранения информации и обеспечения ее защиты от несанкционированного доступа, распределения прав и ответственности работников информационных подразделений;
· правовой аудит. Контроль за соблюдением законодательства РФ, условий договоров и уставных документов в части приема и выдачи информации, контроль за ведением представителями организации дел в суде или арбитраже;
· социальный аудит: контроль за выполнением условий коллективного договора в части информирования работников по заявленным сторонам деятельности организации и социально-бытовым вопросам.
Организационный аудит является связующим элементом системы общих видов аудита.
Расширение предметной области аудита
Реальные успехи контрольной деятельности с позиций аудита активизируют интерес ряда специалистов в области маркетинга, информационного обеспечения, экологии, геологии к возможностям его использования. В печати появились некоторые сведения об использовании аудита и полученных при этом позитивных результатах. К настоящему времени сформировались еще две области использования аудита – это маркетинговый и экологический.
Маркетинговый аудит – это процесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состояния и установление уровня соответствия данных учета заданным в маркетинге критериям, нормам и стандартам. В настоящее время он активно развивается на базе управленческого консультирования. Основными объектами маркетингового аудита являются маркетинговая стратегия фирмы, маркетинговые исследования фирмы, персональные продажи, политика ценообразования, сегментация рынка, разработка продуктов, реклама, стимулирование сбыта, товародвижение, формирование общественного мнения.
Экологический аудит – это процесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состояния и установление уровня соответствия данных учета заданным в экологии критериям, нормам и стандартам. В настоящее время он развивается на базе экологического консультирования. Основными объектами экологического аудита являются: экологическая политика, экологическая стратегия фирмы (установление природоохранных целей и задач), мониторинг, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, эколого – экономический и эколого-правовой риск. Базовыми экологическими стандартами являются Британский стандарт BS 7750 и стандарты серии ISO 14000, принятые Европейским Союзом в 1995г.
Философия стандартизации, учета и аудита ключевых элементов управленческой деятельности несомненно является прогрессивным направлением в менеджменте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудит – это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) – законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждения достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.
Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Разработка стандартов на ключевые элементы системы управления организации должна идти вместе с разработкой приемов и методов их проверки (форм учета). Существующая на сегодняшний день разобщенность между стандартизацией и отчетностью элементов систем управления существенно сдерживает их развитие. Лучше обстоит дело со стандартизацией процесса аудита. В общем виде разработаны международные нормативы аудита для бухгалтерского учета, принципы которых приемлемы и для других предметных областей аудита.
Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления. Даже частичная стандартизация управленческой деятельности позволяет:
· регламентировать выполнение функций управления по содержанию и времени;
· добиваться внедрения наилучших управленческих технологий;
· уменьшать дублирование, непроизводительные затраты и потери времени;
· согласовывать цели, средства и методы их достижения;
· формировать критерии для оценки деятельности аппарата управления.
Контрольная деятельность в организации всегда существовала и будет существовать. Часто контроль является основной функцией для ряда руководителей. Однако только профессиональный подход к контрольной деятельности в области управления может принести ощутимые результаты. Данный подход реализуется в концепции аудита и его конкретного вида – организационного аудита.
В наиболее общем виде аудит – это процесс получения и оценки ( контроля) объективных данных ( имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность. Следует напомнить, что контроль может осуществляться тремя путями:
1. по авторской методике, исходя из профессиональной подготовки руководителя или консультанта. При этом они сами формируют механизм проведения соответствующей функции. Этот путь может быть очень хорошим, но он трудно воспроизводится другими людьми, например, при возможном замещении конкретного руководителя или заключении договора на консультационное обслуживание с другой фирмой;
2. по результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций в целом. Руководитель заранее выбирает для себя пример организации или деятельности, показатели которой являются для него ориентирами в работы.. Этот путь позволяет без большого риска поддерживать приемлемый уровень выполнения функции. Однако аналог никогда не может быть точным идеалом какой-то организационной системы, поэтому, руководитель должен постоянно сопоставлять анализируемые объекты своей организации и аналога;
3. по утвержденным нормам или стандартам на ключевые элементы организационной системы. При этом формируется преемственность при анализе и совершенствовании элементов организационной системы в течение значительного времени. Данный путь представляет суть аудита организации.
Аудит постепенно превращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (с изменениями на 30 декабря 2004 года)
2. АлборовР. А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004г.-250 с..
3. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – М.: Экспертное Бюро М, 2002г.- 850 С.
4.
Аудит: Учебникдля вузов/ В. И- Подольский, Г. Б.
Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотникова. Ноя ред. В И. Подольского. М.: Аудит,
ЮНИТИ,
5. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. – М.: «Бухгалтерский учет», 2002г.- 185 С.
6. Газета «Налоговый курьер» №12 , 2002г.
7.
Камышанов М. И. Практическое пособие по аудиту.
М.: Инфра-М.
8. Кожинов В.Я. Основы
бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ,
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра – М, 2002г.-540 С.
10. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. – М.:Политиздат, 2003,- 520 С.
11. Словарь-справочник менеджера. – М.: ИНФРА-М, Под. ред. М.Г. Лапусты, 2006. – 608 с.
12. Шелюто Ф. Как главное контрольное управление (ГКУ) США обслуживает конгресс. – М.: ж.”Контроллинг”, 2005, №3.
13. Шеремет А. Д., Суйн В. П. Аудит: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2001г.-256 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Рисунок 1. - Козырные карты профессионализации управленческой деятельности и механизма управления
Рисунок 2. - Наука и искусство в управленческой деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Рисунок 3. - Типология основных объектов управления
Рисунок 4. - Общая схема реализации аудита
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Рисунок 5. - Структура аудита организаций
Рисунок 6. - . Виды аудита
[1] Аудит:
Учебникдля вузов/ В. И- Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотникова.
Ноя ред. В И. Подольского. М.: Аудит, ЮНИТИ,
[2] Аудит:
Учебникдля вузов/ В. И- Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотникова.
Ноя ред. В И. Подольского. М.: Аудит, ЮНИТИ,
[3] Камышанов
М. И. Практическое пособие по аудиту. М.: Инфра-М.
[4] Пригожин А.И. Организации: системы и люди. – М.:Политиздат, 2003,- 520 С.
[5] Пригожин А.И. Организации: системы и люди. – М.:Политиздат, 2003,- 520 С.
[6] Пригожин А.И. Организации: системы и люди. – М.:Политиздат, 2003,- 520 С.
[7] Шеремет А. Д., Суйн В. П. Аудит: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2001г.-256 с.
[8] Камышанов
М. И. Практическое пособие по аудиту. М.: Инфра-М.