Содержание

Введение. 3

1. Особенности некоммерческих предприятий социально-культурного сервиса и туризма. 4

2. Содержание и принципы реализации коммерческих интересов на рынке товаров и услуг. 8

3. Ценообразование, каналы распределения и продвижение в некоммерческих организациях. 11

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

         Вопросы маркетинга имеют решающее значение в работе различных организаций. Сфера культуры не является тому исключением. В российской сфере культуры вопросам маркетинга долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство организаций культуры стали серьезно осознавать, что маркетинговый подход является ключевым фактором эффективной работы. Сокращение бюджетного финансирования, возросшая конкуренция со стороны организаций сферы досуга за свободное время потребителей заставили организации культуры изменить стратегию своей деятельности. Организации культуры перестали рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие исключительно государственные программы с помощью бюджетных средств. Ориентация на потребителя стала одной из главных стратегией их деятельности. Организации культуры обратились к изучению желаний и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей, диверсификации деятельности и т.д. Большую актуальность приобрели задачи продвижения культурных услуг, формирования ценовой политики, привлечения дополнительных источников финансирования и др. Наиболее остро эти задачи встали перед некоммерческими организациями культуры, ограниченными в возможностях получения и распределения прибыли.

         Цель данной работы – рассмотреть вопросы коммерческой деятельности в некоммерческих организациях сферы сервиса и туризма.

         Задачи:

-       выявить особенности некоммерческих предприятий социально-культурного сервиса и туризма;

-       рассмотреть содержание и принципы реализации коммерческих интересов на рынке товаров и услуг;

-       изучить ценообразование, каналы распределения и продвижение в некоммерческих организациях.

1. Особенности некоммерческих предприятий социально-культурного сервиса и туризма

         В последнее время широкое распространение получило ведение предпринимательской деятельности через некоммерческие организации (НКО). Однако иногда, создавая некоммерческую организацию, ее учредители не задумываются о правовых последствиях такого шага. При этом порой допускаются очень серьезные ошибки, которые ведут к неблагоприятным последствиям, в том числе и в налоговой сфере. Избежать же таких ошибок можно только проведя тщательный и подробный анализ видов некоммерческих организаций и возможностей их применения в повседневной практике, в том числе и в предпринимательской деятельности.

         Основное отличие между коммерческими и некоммерческими организациями такое: у первых извлечение прибыли – основная цель деятельности, вторые же, напротив, не ставят извлечение прибыли в качестве такой цели. Кроме того, некоммерческие организации, даже получив прибыль, не распределяют ее между участниками.

         В статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[1] сказано, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

         Таким образом, из этого определения можно вывести первое правило, которое надо учитывать. В уставных документах некоммерческой организации обязательно должны быть указаны цели деятельности, не связанные с извлечением прибыли. Иначе деятельность такой организации будет незаконной.

         Однако фиксирование в уставных документах некоммерческих организаций целей деятельности, не связанных с извлечением прибыли, вовсе не означает, что некоммерческие организации не имеют права вести предпринимательскую деятельность. На самом деле, они имеют право предпринимательствовать, но только для достижения целей и задач, указанных в уставе. Поэтому в уставе обязательно надо указать на такой источник формирования имущества организации, как доходы от предпринимательской деятельности. При этом, желательно перечислить такие виды деятельности, по возможности обосновав их связь с целями и задачами организации.

         Данное обстоятельство влечет за собой второе правило. При совершении некоммерческой организацией любых гражданско-правовых сделок, приносящих прибыль, надо найти им обоснование в уставе некоммерческой организации. Если же обнаружится явное несоответствие деятельности организации ее целям и задачам, такие сделки могут быть признаны судом недействительными в соответствии со статьей 168 ГК РФ по заявлению любого заинтересованного лица.

         Из всего списка организационно-правовых форм некоммерческих организаций наибольшую популярность получили автономная некоммерческая организация (АНО) и некоммерческое партнерство (НП).

         Основное различие этих видов некоммерческих организаций заключается в наличии членства у некоммерческого партнерства и его отсутствии у АНО. Следовательно, состав НП всегда определен. Кроме того, благодаря наличию членства некоммерческое партнерство имеет право получать членские взносы, формируя за их счет свое имущество.

         Обе некоммерческие организации обладают правом собственности на переданное им учредителями (членами) имущество, не отвечают по обязательствам своих учредителей (членов), и наоборот, учредители (члены) не отвечают по обязательствам организации.

         Некоммерческое партнерство будет в более выигрышном положении и еще в одном случае. Дело в том, что некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, не имеют права при ликвидации распределять имущество между учредителями. Такое имущество направляется на уставные цели некоммерческой организации, или обращается в доход государства (ст.20 закона «О некоммерческих организациях»). Однако для некоммерческого партнерства установлено исключение - при выходе из него член партнерства вправе получить часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного при вступлении в партнерство.

         Кроме того, у некоммерческих нет уставного капитала. Соответственно нет и минимально допустимого размера имущества некоммерческой организации. Следовательно, даже если фактически организация не обладает какими-либо средствами, она все равно имеет право на осуществление деятельности, тогда как ООО и ЗАО подлежат ликвидации при уменьшении размера чистых активов менее минимально допустимого уставного капитала.

         И еще, благодаря тому, что деятельность НКО не так «зарегулирована», как деятельность коммерческих организаций, остается больший простор для «маневра» и включения в уставные документы «нужных» положений.

         Как видим, некоторая выгода от ведения предпринимательской деятельности через НКО все-таки имеется. Однако в противовес этому НКО не имеют права распределять полученную прибыль между учредителями (членами), так как это прямо запрещено законом. Кроме того, каждую сделку, совершаемую некоммерческой организацией, надо проверять на соответствие целям и задачам ее деятельности, отраженным в уставе.

         Специфика функционирования отрасли сервиса, являющейся важнейшей частью социально-культурного сектора сферы услуг, в рыночной среде заключается в том, что экономические модели рыночной экономики, способные эффективно работать в сфере материального производства, в чистом виде непригодны для духовного производства, на котором специализируется сфера культуры.

         Более того, в научном мире существует концепция, согласно которой коммерциализация культуры и сервиса посредством  наложения на нее рыночных отношений может привести к резкому снижению качественного уровня, и, как следствие, к вырождению духовного и нравственного потенциала общества. Еще в начале ХХ века Артуром Пигу была выдвинута теория «провалов рынка», утверждающая наличие определенной части экономического пространства, где отношения частной собственности неприемлемы, а частнопредпринимательская деятельность нецелесообразна. Полемизируя с данной теорией, многие ученые-экономисты пытались  доказать необоснованность такого рода отрицания рыночных отношений. В действительности, современные рыночные отношения далеки от частнопредпринимательских в чистом виде. В странах с развитой рыночной экономикой они подвержены государственному регулированию. Поэтому так называемые «провалы рынка» чаще всего «порождены нечетким законодательством, размытостью прав собственности, недостаточно хорошими рамочными условиями, правилами поведения, инфраструктурой для хозяйствующих субъектов. «Значит, проваливается не рынок, проваливается государство, не обеспечивающее рынку необходимую поддержку»[2].

         Вместе с тем, в противовес консервативно настроенным теоретикам-экономистам, сторонники кардинальных рыночных преобразований в культуре и сервисе отстаивают точку  зрения, согласно которой свобода творчества возможна лишь в том случае, когда в ее основе лежит чисто рыночная экономическая модель. Проблема  качества услуг, по их мнению, будет решена автоматически посредством наличия или отсутствия спроса потребителей этих услуг.

         Залогом эффективности функционирования децентрализованной системы финансирования культуры и услуг в США является комплекс налоговых льгот, нацеленных на всемерное поощрение пожертвований в адрес  организаций . На сумму таких пожертвований уменьшается налогооблагаемый доход жертвователя, что стимулирует развитие благотворительности. Интересен тот факт, что среди частных пожертвований в сферу культуры и услуг США наибольшая доля (около 40%) принадлежит частным лицам, значительно меньшая — благотворительным организациям, и самая низкая — корпорациям[3].

         Таким образом, можно констатировать, что в силу определенных культурных либо политических традиций разным странам присущи  определенные методы государственного финансирования некоммерческого сектора. Однако достаточно примитивным представляется взгляд на то или иное государство, как играющее лишь  одну  из вышеперечисленных ролей. Практически каждому из них в той или иной степени присущи все они. Вопрос заключается лишь в акценте, свойственном той или иной системе государственного регулирования. Более того, каким бы ни был этот акцент, неоспоримым является тот факт, что в современном  обществе государство  не может быть отстранено от некоммерческого сектора сферы культуры и искусства.

2. Содержание и принципы реализации коммерческих интересов на рынке товаров и услуг

Полноценное представление о рынке заключается в его абстрактном и конкретном толковании. Первая точка зрения на данный вопрос предполагает, что рынок – это совокупность общественно-экономических отношений, складывающихся по поводу обмена. В связи с этим, довольно часто рынок отождествляется с одной из самых распространенных в мире форм общественно-экономического устройства – капитализмом. Являясь категорией обмена и товарно-денежных отношений, рынок предполагает наличие взаимных связей между спросом и предложением. Сущность явлений, происходящих на рынке, раскрывается этими взаимосвязями и представляет собой механизм или основной принцип функционирования рынка.

         Сама по себе зависимость между спросом и предложением является диалектичной. Спрос на рынке естественным образом инициирует предложение товаров и услуг. Количественные параметры предложения увязываются со спросом при помощи цены, которая активно его регулирует. Скорректированный спрос вновь задает параметры предложения. Важно, чтобы при этом соблюдался принцип свободы ценообразования или невмешательства государства в вопросы установления цен.

         Роль рынка как регулятора отношений в обществе и экономике хорошо известна. Следует, тем не менее, выделить несколько конкретных функций, которые определяют значение рынка для всей системы коммерческих отношений:

-       рынок формирует условия для оценки общественной значимости труда, затрачиваемого на создание товаров. Акт обмена, совершенный на рынке по известной схеме “товар–деньги”, означает, что труд создателя данного товара является общественно-полезным. Предпосылкой для этого служит реальная возможность для покупателя свободного выбора необходимого ему товара и, соответственно, источника (продавца) данного товара;

-       рынок регулирует размер общественно-необходимых затрат на производство товара. В процессе обмена формируется четкое представление об уровне общественно-необходимых затрат труда на производство того или иного продукта. При этом рынок косвенным способом воздействует на экономические показатели предприятий, в частности, на себестоимость и прибыль: убыточные фирмы “уходят” с рынка;

-       рынок формирует основные пропорции экономики, состав и структуру общественного продукта. Причиной служит естественное стремление предпринимателей производить и продавать товары, которые пользуются спросом в первую очередь. Иначе говоря, капитал концентрируется в тех отраслях, где параметры спроса наиболее близко встречаются с предложением.

         Среда коммерческих отношений – это среда конкуренции, где последняя является одним из основных факторов мотивации деятельности продавцов и покупателей. Регулирование ситуации, которая определяет состояние рыночной среды, осуществляется в процессе конкурентной борьбы при помощи экономических средств и в результате экономических закономерностей развития рынка. По мнению Людвига Эрхарда, рынок вообще не может существовать вне конкуренции, а конкуренция служит основным средством роста богатства нации. Роль государства в качестве гаранта общественного благосостояния он определял как необходимость поддержания механизма конкуренции.

         Стандартная ситуация предполагает, что каждый продавец стремится придать своему товару наиболее привлекательные свойства, которые обусловливают решение покупателя приобрести товар именно у него.

         Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит данный термин от латинского commercium (торговля). Однако такое толкование коммерции как термин является слишком узким и явно недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой деятельности.

         Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг.

         Некоммерческая деятельность традиционно концентрируется в сфере здравоохранения, образования и культуры, хотя в последнее время и здесь появились ростки предпринимательства. Деятельность любого некоммерческого (“non-profitable” – в западной экономической литературе) субъекта строится на принципе поддержании баланса равенства доходов и расходов. Налоговое законодательство России четко определяет направления, по которым могут осуществляться расходы, включаемые в себестоимость. Кроме того, строго определяются и источники формирования доходов некоммерческой организации. В случае образования прибыли, данная организация должна ее использовать в строгом соответствии с требованиями законодательства или выполнить специальную процедуру расчетов с государственным бюджетом путем пересмотра размеров финансирования или уплаты соответствующих налогов. К числу некоммерческих организаций относятся и правительственные учреждения (федеральные и муниципальные).

3. Ценообразование, каналы распределения и продвижение в некоммерческих организациях

         В силу экономических особенностей деятельности некоммерческих организаций культуры система ценообразования данных организаций имеет ярко выраженную специфику. Расходы некоммерческих организаций культуры растут быстрее их доходов, и цены на некоммерческие культурные услуги отстают от среднего уровня цен в экономике. Кроме того, на формирование цен в сфере культуры оказывает влияние локальная (естественная) монополия на рынке культурных услуг. В провинциальных городах, как правило, экономически не оправдано создание нескольких художественных музеев, театров и т.д. Следовательно, можно говорить о наличии определенного барьера для входа новых производителей на локальный рынок культурных услуг.

         Кроме того, уникальные культурные объекты также не испытывают значительного влияния конкуренции на их деятельность. Они в данном случае предстают естественными монополистами на рынке культурных услуг. Как результат, организации культуры, не испытывая конкуренции со стороны других производителей, имеют большую свободу в установлении цен на свою продукцию и применении ценовой дискриминации.

         Организации культуры могут устанавливать дифференцированные цены на входные билеты по возрастному признаку (дети, школьники, студенты, пенсионеры), по отдельным категориям посетителей (участники войны, ветераны труда, инвалиды, иностранные и российские граждане; а также отдельные лица и группы) и по уровню дохода (российские и иностранные граждане). Уровень цены также может формироваться в зависимости от времени посещения организации культуры (день-вечер, открытые – закрытые часы работы), популярности, уникальности выставок, концертов, спектаклей и т.д. Кроме того, организации культуры активно разрабатывают привилегии для спонсоров, друзей и т.д.

         Однако на формирование цен в некоммерческих организациях культуры оказывают влияние не только данные факторы, но и национальные особенности ценообразования, а также расходы, связанные с введением системы цен (привлечение дополнительных служащих, организация пропускной системы на входе, увеличение административных расходов и т.д.) В некоторых случаях такие расходы оказываются настолько велики, что применение той или иной ценовой политики является не целесообразным[4].

         Исследование ценовой политики российских учреждений  некоммерческой сферы за период с 1999 по 2004 г. выявило, что они активно проводят ценовую дискриминацию для различных групп потребителей. Так, музеи могут выделять для целей ценообразования до двадцати различных групп посетителей. Например, дети, студенты, школьники, пенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, работники культуры, иностранные граждане и др.

         Кроме того, ценовая политика отечественных учреждений культуры отличается жесткой дискриминацией по отношению к иностранным гражданам. В целях увеличения доходов входная плата для зарубежных посетителей устанавливается в несколько раз выше тарифов для местного населения. В России такую ценовую политику проводят Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Мариинский театр и др. Так, в Эрмитаже в 2002 г. входная плата для иностранных граждан составляет 300 руб., тогда как для российских посетителей – 15 руб.

         Каналы распределения продукции некоммерческих организаций культуры могут быть как собственные, так и независимые. К независимым каналам распределения в сфере культуры относятся туристические агентства, экскурсионные бюро, внешние абонементные и театральные кассы и др. Однако доля распространения продукции сферы культуры через независимые каналы распределения составляет невысокую величину в общем объеме реализации.

         В большинстве случаев некоммерческие организации культуры используют собственные каналы распределения, к которым относятся принадлежащие им билетные кассы, экскурсионные отделы, штатные распространители билетов, сувенирные магазины и т.д. Предпочтение организациями культуры собственных каналов распределения можно объяснить наличием локальной (естественной) монополии на рынке культурных услуг.

Неконкурентные условия функционирования организаций культуры не стимулируют последних к выбору независимых каналов распределения.

         Однако в связи с развитием предпринимательской деятельности организаций культуры, большую популярность получила реализация сувенирной и печатной продукции через такие независимые каналы распределения, как магазины аэропортов, гостиниц. К примеру, Государственный Эрмитаж активно реализует свою сувенирную и печатную продукцию через магазины российских и иностранных аэропортов, а с августа 2001 г. и через магазины гостиницы-казино «Венецианский курорт» в Лас-Вегасе. Кроме того, некоммерческие организации культуры широко предоставляют коммерческим предприятиям права пользования своей торговой маркой.

         Некоммерческие организации культуры уделяют много внимания вопросам продвижения своей продукции, так как это способствует ускорению процессов реализации, повышению осведомленности и поддержки отдельных программ. В сфере культуры находят применение все четыре элемента комплекса продвижения продукта (стимулирование сбыта, прямой маркетинг, общественные связи и реклама). Если предпринимательские структуры преследует с помощью выделенных механизмов в основном коммерческие цели, а именно увеличение числа продаж, объема чистой прибыли, завоевание новых рынков, внедрение нового товара и т.д., то некоммерческие организации культуры, привлекая дополнительных посетителей, благотворителей, спонсоров с помощью рекламы, прямого маркетинга, стимулирования сбыта и общественных связей, решают одновременно социальные и экономические задачи. Социальные задачи заключаются в удовлетворении духовных потребностей населения, тогда как экономические – в привлечении средств для поддержания и развития основной деятельности организации культуры. Как правило, реклама, прямой маркетинг и стимулирование сбыта решают в сфере культуры экономические задачи. Управление же общественными связями ориентируется на реализацию социальных целей. Однако четких границ между этими элементами провести нельзя, так как и сама реклама, и прямой маркетинг влияют на решение социальных вопросов, а расширение общественных связей приводит к улучшению экономических показателей.

         Реклама в сфере культуры играет небольшую роль. Это связано, прежде всего, с высокими расходами на покупку места и времени в средствах массовой информации, что не могут позволить себе многие организации культуры. Кроме того, если коммерческое предприятие имеет возможность компенсировать расходы на рекламу путем включения их в себестоимость продукции, то в большинстве организаций культуры они отражаются на уменьшении текущих доходов.

         В качестве альтернативы рекламе некоммерческие организации культуры активно используют пропаганду, составную часть элемента «общественные связи», в задачи которой входят популяризация и распространение важных сведений о продукте. Пропаганда, в отличие от рекламы, основана на использовании редакторского, а не коммерческого места и времени, поэтому расходы на нее значительно ниже. Вместе с тем потребители оказывают пропаганде большее доверие, чем рекламе, в силу получения более подробной информации о продукте.

         Два других элемента комплекса продвижения продукции сферы культуры – прямой маркетинг и стимулирование сбыта – являются важными инструментами фандрейзинга[5]. Они решают задачи не только увеличения сбыта (продажа билетов, абонементов и др.), но и привлечения ресурсов в организацию.

         Можно выделить некоторые формы прямого маркетинга, стимулирования сбыта и пропаганды, получившие большую популярность в сфере культуры.

         Прямой маркетинг в сфере культуры принимает формы личных продаж, телемаркетинга, почтовой рассылки (direct mail) и др. По сравнению с прямым маркетингом, стимулирование сбыта отличается более разнообразными формами в сфере культуры. Наиболее распространенные методы стимулирования сбыта в сфере культуры основаны на развитии долгосрочных отношений, с одной стороны, производителей с потребителями и, с другой стороны, производителей с посредниками. Например, стимулирование проводится с помощью абонементного обслуживания, оказания бесплатных услуг (свободное посещение музея, театра в течение года и др.), использования игровых элементов (конкурсы, лотереи), организации клубных форм работ и т.д. Таким образом, стимулирование сбыта в сфере культуры нацелено на достижение долгосрочного эффекта и предполагает постоянное воздействие на потребителя и посредника.

         Методы проведения пропаганды в сфере культуры также крайне разнообразны. К ним можно отнести размещение информационных статей в массовых печатных изданиях (газеты, журналы), распространение важных сведений посредством радио- и телевизионных программ, участие в выставках, организацию мероприятий событийного характера (events).

         Среди методов проведения пропаганды выставки заслуживают особого внимания. Они все чаще предстают в сфере культуры в качестве нового эффективного инструмента маркетинга. Как  отмечает Т. Семенцова, «выставки формируют естественную пространственную и предметную среду для ознакомления населения, представителей делового мира и общественности с культурным потенциалом стран, регионов и отдельных организаций»[6].

Заключение

         В связи с тем, что некоммерческие организации культуры наряду с основной деятельностью активно занимаются привлечением финансовых средств из различных источников, маркетинг в сфере культуры определяется как совокупность мер, направленных на удовлетворение потребностей потребителей и получение внешней поддержки (прибыли).

         Направления маркетинга некоммерческих организаций культуры находятся под сильным воздействием макро- и микросреды, что находит отражение в различных организационных формах функционирования организаций культуры.

         Классический комплекс маркетинга для  максимизации прибыли целиком применим в отношении некоммерческих организаций культуры, и имеет свою специфику. В качестве особенностей выделяются сложность классификации продукта организаций культуры, предпочтение собственных каналов распределения независимым, активное применение пропаганды и прямого маркетинга как инструментов продвижения и др.

         Особое место в комплексе маркетинга некоммерческих организаций сферы сервиса занимает ценовая политика. В российских условиях ценовая политика некоммерческих организаций характеризуется дискриминацией цен для различных групп потребителей и приводит к отрицательным последствиям.

         В целом, маркетинг в сфере сервиса отличается разнообразием применяемых инструментов, что дает широкие возможности некоммерческим организациям культуры решать экономические и социальные задачи своей деятельности.

Список литературы

1.     ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7-ФЗ.

2.     Кошкина М. Негосударственные некоммерческие организации в сфере культуры и искусства. - М.: Композитор, 2002.

3.     Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учебное пособие. - СПб., 2002.

4.     Семенцова Т. Современные технологии выставочного маркетинга // Вопросы экономики. - 2001. - №3.

5.     Шелкова Е.Л. Особенности маркетинга в некоммерческих организациях: российский опыт. – М., 2003.

6.     Шишкин С.В.  Экономика социальной сферы. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.

 


[1] ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7-ФЗ.

[2] Кошкина М. Негосударственные некоммерческие организации в сфере культуры и искусства. - М.: Композитор, 2002. - С. 9.

[3] Шишкин С.В.  Экономика социальной сферы. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — С. 167

[4] Шелкова Е.Л. Особенности маркетинга в некоммерческих организациях: российский опыт. – М., 2003.

[5] Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учебное пособие. - СПб., 2002.

[6] Семенцова Т. Современные технологии выставочного маркетинга // Вопросы экономики. - 2001. - №3. - С. 24–25.