Содержание

 

Задача 1. 3

Задача 2. 5

Список литературы.. 8

Задача 1

Римлянин Агриппа Тиберий продал своего раба Юлио Пио. Сделку удостоверили четыре свидетеля. Спустя неделю Агриппа Тиберий потребовал расторжения договора купли-продажи и возвращение раба, ссылаясь на неправильное совершение обряда манципации.

Разрешите спор.

Индивидуальные вещи, т.е. имеющие единичные свойства, важные для  обладателя в единичном качестве (например, драгоценный камень);

Вещи, определяемые родовыми признаками, т.е. измеряемые мерой, весом  (например, вино, зерно, деньги и т.п.).

Земли вокруг Рима, а затем - вообще италийские, равно как рабы и скот,  служившие для обработки земли, были наиболее ценными в хозяйстве римского крестьянина, были его основными средствами производства. Названные важнейшие вещи носили наименование манципируемые (res mancipi). Этот термин происходит от  слов manus - рука и capio - беру, однако, как видно из названных категорий res manicipi,  нельзя сказать, что это такие вещи, которые можно забрать в руки; manu capere  означало "захватить своей рукой", своевольно; видимо, в самые отдаленные времена происходил односторонний захват этих вещей. Другие вещи, кроме перечисленных, назывались неманципируемые (res nec mancipi). Практическое значение этого деления вещей состояло в том, что приобретение права собственности на вещь, принадлежавшую к числу res mancipi, не могло происходить путем неформальной передачи такой вещи собственником другому лицу; для этой цели требовалось совершение либо манципации, т.е. торжественного обряда, предполагавшего наличие передаваемой вещи или ее символа (например, комка земли как символа земельного участка) и состоявшего в произнесении особых формул в присутствии пяти свидетелей  и весовщика, взвешивании на весах металла и пр., либо in iure cessio (буквально - "уступка на суде"), т.е. посредством мнимого судебного спора. Гай подробно описывает обряд манципации: "Приобретатель в присутствии пяти свидетелей (обязательно полноправных римских граждан) и весовщика (libripens) произносит определенную формулу: "я утверждаю, что этот раб (вещь)принадлежит мне по праву квиритов и да будет он куплен мною за эту медь и посредством этих медных весов". Затем он ударял куском (бруском) меди по чашке весов и передавал этот кусок меди отчуждателю как покупную цену"[1].

Причиной возникновения петиторной и поссессорной защиты стало деление в римском праве раннего и классического периода вещей на res mancipi (манципируемые вещи) и res пес mancipi (неманципируемые вещи), а также взаимосвязанное с предыдущим возникновение так называемой преторской (или бонитарной) собственности. Деление вещей на манципируемые и неманципируемые в постклассический период было упразднено Юстинианом при проведении кодификации, а соответственно и исчезла разница между квиритской и бонитарной собственностью.

Бонитарная (преторская) собственность (лат.) - в Древнем Риме собственность, основанная на преторском праве. Данная собственность не признавалась цивильным (квиритским) правом, поскольку при приобретении вещи не был соблюден обряд манципации, требовалась только добрая совесть их приобретателей. Претор фактически закреплял приобретенные без формальных процедур вещи в составе имущества покупателей (in bonis)[2].

Таким образом, требование Агриппа Тиберия справедливо. Обряд манципации нельзя признать совершенным по правилам. По правилам совершения обряда манципации необходимо присутствие пяти свидетелей.

Задача 2

К началу Великой Французской буржуазной революции крестьяне деревни Ваккевилль обязаны были уплачивать своему сеньору графу Н. ценз со своих земельных участков и натуральный оброк – шампар. В августе 1789 г. узнав, что Национальное Собрание окончательно упраздняет феодальный порядок, крестьяне уничтожили архив графа Н, сожгли документы, где были записаны их повинности и отказались от их уплаты. Граф Н. обратился к властям с требованием принять меры для подавления беспорядков.

Как разрешится вопрос в соответствии с законодательством первого этапа революции? Когда во Франции были окончательно уничтожены феодальные повинности?

Радикальное законодательство французской революции в значительной степени явилось результатом длительной и упорной борьбы со средневековыми порядками представителей третьего сословия, прежде всего крестьянских масс, которые в буквальном смысле слова “огнем писали свою революцию”. И в этом отношении аграрное законодательство революции характерно[3].

Во второй половине XVIIIв. Франция продолжала оставаться аграрной страной. Ее население насчитывало 28 млн. чел., из которых 22 млн. составляло крестьянство. Крестьяне, бывшие в большинстве своем уже лично свободными, являлись наследственными держателями земельных участков, за пользование которыми платили сеньорам денежный оброк и несли другие повинности.

Следствием Революции было не раздробление земли, но ее временное высвобождение. В действительности все мелкие собственники были страшно стеснены в пользовании своими землями и терпели множество повинностей, от которых не имели возможности освободиться.

Без сомнения, повинности эти были тяжелы, но непереносимыми в глазах крестьян их делало обстоятельство, которое, казалось бы. как раз и должно было смягчить их тяготы: только во Франции и нигде более в Европе крестьяне были свободны от управления своих господ. Иная, не менее значимая революция сделала их собственниками.

В 1789 году во Франции создалась революционная ситуация. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяже­лым положение городских низов. Дефицит в бюджете угрожал государству банкротством. Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты, которые не собирались с 1614 года[4].

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угне­тенных классов против феодального строя. В декларации сфор­мулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Декларация ничего не говорит об отмене феодальных повинностей крестьянства, т. е. обходит молчанием один из коренных вопросов революции.

Во введении торжественно подтверждаются начала «Декларации прав человека и гражданина». Отменяются наследственые и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства[5].

Таким образом, феодальные повинности не были отменены, следовательно крестьяне должны будут выплачивать их своему сеньору графу Н. ценз со своих земельных участков и натуральный оброк.

Список литературы

1.     Графский В.Г. Всеобщая история права и государства зарубежных стран: Учебник. М.: Норма, 2003.

2.     Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. отношения, 1996.

3.     Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. М.: ИНФРА-М, 2003.

4.     Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. М.: ПРИОР, 2005.

5.     История государства и права / Под ред. М.С. Семенова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6.     История государства и права / Под ред. Э.Б. Жудейко. М.: Юристъ, 2003.

7.     История государства и права зарубежных стран / Под ред. И.Б. Захарова. М.: ЮНИТИ. 2003.

8.     История государства и права Зарубежных стран / Под ред. Т.И. Тюрина. М.: Юнити, 2005.

9.     История государства и права зарубежных стран / Под ред. Чибиряева С.А. М.: Проспект, 2002.

10.                       История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинниковой. М.: Издательство «НОРМА», 2003.

11.                       Козлов Д.А. История государства и права. М.: Юнити, 2003.

12.                       Корнев С.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Юридическая литература, 2001.

13.                       Косарев Л.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

14.                       Кофанов Л.Л. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2003.

15.                       Покровский И.А. История римского права // Allpravo, 2004.

16.                       Пухта Г. Курс римского гражданского права. Москва, 2004.

17.                       Тюрина О.О. История государства и права. М.: Новый юрист, 2005.

18.                       Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М. Юрист. 1996, т. I.

19.                       Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юнити, 2005.

20.                       Черниловский З. М. Всеобщая  история  государства  и  права. М.: «Юристъ», 1998.


[1] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М. Юрист. 1996, т. I. С. 91.

[2] Черниловский З. М. Всеобщая  история  государства  и  права. М.: «Юристъ», 1998. С. 151.

[3] Пухта Г. Курс римского гражданского права. Москва, 2004.  С. 83.

[4] Графский В.Г. Всеобщая история права и государства зарубежных стран: Учебник. М.: Норма, 2003. С. 177.

[5] История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинниковой. М.: Издательство «НОРМА», 2003. С. 113-114.