Содержание

Введение. 3

1. Автор методики. 5

2. Название методики. 5

3. Тип методики. 5

4. Диагностический метод. 5

5. Историография. 5

6. Область применения методики. 7

7. Данные об адаптации или модификации. 7

8. Теоретический конструкт. 7

9. Операционализация конструкта. 7

10. Порядок работы с методикой. 8

11. Возможности применения. 8

12. Инструкция испытуемому. 8

13. Тестовый материал. 8

14. Протокол исследования. 17

15. Ключи к методике. 17

16. Процедура обработки. 18

17. Тестовые нормы.. 18

18. Валидизация и стандартизация. 18

19. Интерпретация диагностических шкал. 18

20. Надежность. 19

21. Валидность. 19

22. Корреляция с другими тестами. 20

23. Ссылки на публикации. 20

24. Литература. 20

25. Практика. 21

Заключение. 25

Список литературы.. 27

Введение

         Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

         Существуют различные варианты определения понятия «выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

         Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

         В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

         Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. Однако этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.

         В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Несомненно, этот подход более продуктивен, тат как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

         Начало профессиональной направленности содержится, как правило, уже в школе. Поэтому использование различных профориентационных анкет в школе (да и в ВУЗе) считается оправданным и необходимым. 

         Цель данной работы – составить «паспорт» теста А.Е.Голомштока «Карта интересов».

1. Автор методики

         А.Е.Голомшток

2. Название методики

         Тест «Карта интересов»

3. Тип методики

         Профориентационная методика.

4. Диагностический метод

         Проективный метод.

5. Историография

         Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А. Е. Голомшток, Е.А.Климов, П. П.Костенков, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, С. Н. Чистякова и др.).

         Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

         Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.

         Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

         Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

         Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов.

         Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

         Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

         Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.

 

6. Область применения методики

         Выявление профессиональной направленности, начиная со средних классов и до любого возраста.

7. Данные об адаптации или модификации

         Модификаций нет.

8. Теоретический конструкт

         Предметы, на которые направлен интерес испытуемых.

9. Операционализация конструкта

         Для проведения исследования потребуется карта интересов – вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющий собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов.

10. Порядок работы с методикой

         Испытуемым предлагается ответить на вопросы, распределяя свои интересы по степени привлекательности. Далее выявляется предмет (область), которая наиболее привлекательная для испытуемых, а также все остальные в порядке убывания (увеличения) интереса.

11. Возможности применения

         Карта интересов Голомштока предназначена для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Заполнение ответного банка может выполняться индивидуально или в группе.

12. Инструкция испытуемому

         Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов, предлагаем оценить ряд ут­верждений о различных видах занятий.

         Если Вам очень нравится, очень любите или очень хотели бы наниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов "++".

         Если просто нравится, любите или хотели бы "+"

         Если не знаете, сомневаетесь "О"

         Если не нравится "-"

         Если очень не нравится, не любите и не хотели бы «- -»

         Если на один и тот же вопрос у Вас возникает два противоположных (полярных) ответа, то поставьте тот знак, который соответствует ответу, более близ­кому (по Вашему мнению) к истине. Отвечайте на каж­дый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, следите, чтобы номер клетки в бланке ответов не расходился с номером вопроса.

         Если Вам что-либо непонятно, Вы можете сразу же спросить.

13. Тестовый материал

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ?

1. Знакомиться с жизнью растений или животных.

2. Уроки географии, чтение учебника по географии.

3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.

4. Интересоваться строением тела и работой внутренних органов человека.

5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством.

6. Читать научно - популярную литературу о физических откры­тиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

8. Читать технические журналы («Техника — молодежи», «Юный техник»).

9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электротехники и радиоэлектроники.

10. Знакомиться с разными материалами и их свойствами.

11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

12. Узновать о достижениях в области строительства.

13. Читать книги смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и др.).

14. Читать книги смотреть фильмы о летчиках, о космонавтах.

15. Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками войн.

16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

17. Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.

18. Читать и обсуждать газетные и журнальные статьи и очерки.

19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе»

20. Читать книги о жизни школы (педагогов).

21. Читать книги? смотреть фильмы о работе милиции.

22. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помеще­ния, в котором учитесь, живете, работаете.

23. Читать книги типа "Занимательная математика" или "Математический досуг".

24. Знакомиться с организацией промышленности нашей страны,

25. Занятия иностранным языком.

26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.

27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, с артистами коллекционировать их фотографии.

28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкан­тов, с музыкальным искусством.

29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о выдающихся спортсменах.

30. Изучать ботанику, зоологию, биологию.

31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.

34. Побывать на экскурсии на предприятиях легкой промышлен­ности (швейном, обувном, текстильном и т.д.)

35. Читать книги типа "Занимательная физика", "Физики шутят".

36. Находить химические явления в природе, проводить опыты с различными веществами, следить за ходом реакций.

37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техни­ки (слушать и смотреть радио- и телепередачи, мекать статьи в газетах и журналах).

38. Посещать радио технический кружок или кружок электро­техники.

39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели и т.д.

41. Встречаться со строителями и наблюдать за их работой.

42. Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения.

43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, о моряках.

44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знако­миться с историей крупнейших сражений и судьбой выдающихся полководцев.

45. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

46. Читать статьи о писателях и их произведениях.

47. Слушать радио - и теленовости, смотреть тематические телепередачи.

48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, области, стране. 49. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут его сделать.

50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.

51. Обеспечивать семью продуктами питания, организовывать питание всех во время похода.

52. Читать научно-популярную литературу об открытиях математики, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

53. Интересоваться сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятий.

54. Читать художественную литературу на иностранном языке.

55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

57. Слушать оперную и симфоническую музыку.

58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио - и телепередачи.

59. Посещать биологический кружок.

60. Заниматься в географическому кружке, изучать природу и жизнь родного края.

61. Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.).

62. Изучать организм человека, причины возникновения болезней и пути их лечения.

63. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды.

64. Проводить опыты по физике.

65. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

66. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, телевизор, магнитофон).

67. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром и др.) и производить расчеты.

68. Мастерить различные детали и предметы из металла.

69. Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, полировать и пр.)

70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.

71. Посещать кружок железнодорожников, автолюбителей.

72. Заниматься в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или в авиаклубе.

73. Заниматься в стрелковой секции.

74. Изучать историю возникновения различных народов и государств.

75. Писать классные или домашние сочинения по литературе.

76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления или события жизни.

77. Выполнять общественную работу (организовывать, сплачи­вать товарищей на какое-нибудь дело).

78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо).

79. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

81. Заниматься в математическом кружке.

82. Изучать развитие промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.

83. Работать с иностранными словарями» разбираться в малознакомом языке.

84. Посещать музеи, художественные выставки.

85. Выступать на сцене перед зрителями.

86. Играть на одном из музыкальных инструментов.

87. Играть в спортивные игры.

88. Наблюдать за ростом и развитием животных, вести записи наблюдений.

89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

90. Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для геологического музея.

91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.

92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи.

93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультатив по физике.

94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультатив по химии.

95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли, машины и пр.).

96. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы и аппаратуру.

97. Уроки труда в школьных слесарно-станочных мастерских.

98. Заниматься в столярном кружке.

99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

100. Наблюдать за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101. Заниматься в секции гребли, яхтсменов, аквалангистов, бригаде по спасению утопающих.

102. Участвовать в военизированных играх ("Зарница" и пр.)

103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа.

104. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку.

105. Вести личный дневник.

106. Выступать в классе с сообщениями о международном положении с докладами на различные темы.

107. Выполнять работу вожатого.

108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть.

109. Помогать покупателю в магазине выбирать покупку, которая ему нужна.

110. Решать сложные задачи по математике.

111. Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов.

112. Заниматься в кружке иностранного языка.

113. Заниматься в художественном кружке, школе или изостудии.

114. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.

115. Заниматься в коре или одном из музыкальных кружков. 116. Заниматься в какой - либо спортивной секции.

117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

118. Участвовать в географических экспедициях.

119. Участвовать в геологических экспедициях.

120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь.

121. Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ (или посещать их).

122. Участвовать в физических олимпиадах.

123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

124. Разбираться в технических чертежах или составлять чертежи самому.

125. Разбираться в сложных радиосхемах.

126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия и знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128. Принимать посильное участие в строительных работах.

129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, мотоцикла или других транспортных средств.

130. Летать в любую погоду на самолетах "скорой помощи" или управлять сверхскоростными самолетами.

131. Жить по жестко установленному режиму, строго, выполняя распорядок дня.

132. Заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы).

133. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135. Подготавливать и проводить различные сборы, либо собрания и т.д.

136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137. Помогать в работе милиции.

138. Постоянно общаться со многими и разными людьми.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.

141. Беседовать с товарищем (или знакомым) на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143. Посещать театральный кружок.

144. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.

145. Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях.

146. Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных, ухаживать за ними.

147. Производить топографическую съемку местности.

148. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150. Работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности (швеей, закройщицей, поваром, кондитером, технологом и пр.)

151. Решать сложные задачи по физике.

152. Работать на химическом производстве или химлаборатории.

153. Участвовать в выставках технического творчества»

154. Работать в области энергетики или радиоэлектроники.

155. Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различные металлические детали к изделиям.

156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157. Работать в строительном бригаде.

159. Возить пассажиров или грузы, соблюдая правила уличного движения.

159. Работать в штормовую погоду на реке или в открытом море.

160. Быть военным инженером или командиром.

161. Ходить в походы по историческим местам родного края.

162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п.

163. Писать заметки или очерки в стенгазеты или в периодическую печать.

164. Руководить бригадой во время трудового десанта.

165. Организовывать игры и праздники для детей.

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре, юридической консультаций и т.п.)

167. Выполнять работы по обслуживанию населения (принимать заказы, помогать выбирать покупку, оказывать бытовые услуги).

168. Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.

169. Работать в области экономики, планирования или финансирования предприятий.

170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

172. Играть на сцене или сниматься в кино.

173. Работать музыкантом, музыкальным режиссером или преподавать музыку.

174. Работать преподавателем физкультуры или тренером.

14. Протокол исследования

         Ответ на каждый вопрос заносится в бланк ответов. В заполненном листе ответов в каждой  строке подсчитывается количество положительных ответов

15. Ключи к методике

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Сумма

Биология

1

30

59

88

117

146

География

2

31

60

89

118

147

Геология

3

32

61

90

119

148

Медицина

4

33

62

91

120

149

Легкая и пищевая промышленность

5

34

63

92

121

150

Физика

6

35

64

93

122

151

Химия

7

36

65

94

123

152

Техника

8

37

66

95

124

153

Электро- и радиотехника

9

38

67

96

125

154

Металлообработка

10

39

68

97

126

155

Деревообработка

11

40

69

98

127

156

Строительство

12

41

70

99

128

157

Транспорт

13

42

71

100

129

158

Авиация, морское дело

14

43

72

101

130

159

Военные специальности

15

44

73

102

131

160

История

16

45

74

103

132

161

Литература

17

46

75

104

133

162

Журналистика

18

47

76

105

134

163

Общественная деятельность

19

48

77

106

135

164

Педагогика

20

49

78

107

136

165

Право, юриспруденция

21

50

79

108

137

166

Сфера обслуживания, торговля

22

51

80

109

138

167

Математика

23

52

81

110

139

168

Экономика

24

53

82

111

140

169

Иностранные языки

25

54

83

112

141

170

Изобразительное искусство

26

55

84

113

142

171

Сценическое искусство

27

56

85

114

143

172

Музыка

28

57

86

115

144

173

Физкультура и спорт

29

58

87

116

145

174

16. Процедура обработки

         Уровень выраженности каждого  качества  считается  высоким,  если число баллов больше или равно 8; выше среднего — 5..7; средним — 1..4; ниже среднего — -5..0; низким — меньше или равно -6. Столбцы, получившие максимальное количество плюсов,  указывают на предпочитаемые сферы деятельности; при оценке направленности интересов испытуемого их следует учитывать в первую очередь. Если количество плюсов в нескольких столбцах одинаково, то преобладающим интересам оптанта соответствуют те из них,  которые содержат меньшее количество минусов. Для наиболее обоснованных выводов обращается внимание также и на столбцы с наибольшим количеством минусов.

         При интерпретации данных учитывается и распределение плюсов и минусов по горизонтали.  Первые две строки листа ответов говорят о поверхностных интересах и увлечениях. Вторые две строки содержат сведения о склонностях оптанта, о стремлении к углубленному познанию. Две последние строки дают представление о развитых склонностях и наличии некоторых навыков и умений, о стремлении к практической деятельности. Большое  количество  плюсов говорит о хорошо развитых профессиональных интересах. Малое количество плюсов и большое количество минусов свидетельствует о несформированности познавательных и профессиональных интересов.

17. Тестовые нормы  

         Ответ на все вопросы с обязательным распределением баллов.

18. Валидизация и стандартизация

         Данная методика, как и любая другая не дает стопроцентной гарантии полученных данных.

19. Интерпретация диагностических шкал

         По каждой строчке подсчитывается суммарный балл. Именно он является показателем интереса.

20. Надежность

         Данная методика была апробирована и использовалась много раз в различных исследованиях, что может говорить о ее надежности.

21. Валидность

         Валидность данной методики (и других профориентационных тестов) была проверена в (ТИУиЭ, г. Таганрог).  Результаты:

         Существует ряд известных методик диагностики интересов и профессиональных склонностей: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), созданный Е. А. Климовым, “Карта интересов” А. Е. Голомштока, опросник Дж.Холланда. С их помощью можно помочь школьникам определиться с выбором дальнейшей сферы своей деятельности. В то же время наша работа с этими методиками показывает, что результаты опросника Дж.Холланда всегда противоречат результатам ДДО. Это можно связать с тем, что современные школьники не всегда осознанно выбирают профессию, в результате валидность и надежность результатов снижаются. Поэтому мы решили проверить, насколько отечественные профессионально-ориентировочные методики являются валидными. Опросник Дж.Холланда мы сознательно исключили из исследования, оставив ДДО и “Карту интересов”. Валидность мы определяли по степени совпадения результатов по двум методикам. В исследовании приняли участие 27 учеников 9 класса, в течение одного урока ответившие на вопросы методик. Обработка результатов показала, что примерно у 70% учеников результаты по двум методикам, ДДО и “Карты интересов”, совпали. По ДДО больше всего выборов выпало на сферы “Человек – человек”, “Человек –художественный образ”, “человек – техника”. Соответственно по методике “Карта интересов” преобладали профессии “журналистика, право, легкая промышленность, искусство, техника”. Но 30%, выбирая сферу, не представляют себе четко профессии, входящие в неё, отсюда и расхождения в результатах методик. Следовательно, в чистом виде эти методики являются достаточно надежным инструментом для выбора профессии, и на практике мы подтвердили их необходимость.

22. Корреляция с другими тестами

1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).

2. Ориентационная анкета (Б. Басса).

3. Тест Кеттелла (16 PF-опросник, сокращенный вариант).

         Применение «Карты интересов» с данными методиками повышает и помогает лучше интерпретировать результаты.

23. Ссылки на публикации

1.     Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997. – с. – 44 – 57.

2.     Мейснер В.И. Проверка валидности диагностических методик, применяемых для профессионального отбора // Научный потенциал студенчества – будущему России / Материалы Всероссийской научной студенческой конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - 212с.

24. Литература

1.     Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997. – с. – 44 – 57.

2.     Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998. – 206с

3.     Профориентационные тесты. / Сост. Жданов А.С. – М: ВЛАДОС, 2005.

4.     Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – 576с.

5.     Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991. – 116с.

6.     Шишкина Л.И. Социально – правовые вопросы профориентации. – СПб.: Питер, 2003. – 96с.

25. Практика

         На основании статьи «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ СИБИРСКОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» А.В. Литманович, Е.Б. Штучная, Сибирская государственная академия физической культуры, Омск

         В своей работе мы исследовали интерес к педагогической деятельности студентов 1-4-го курсов СибГАФКа, обучающихся на различных специализациях.

         Обследуемым были предложены такие анкеты:

1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).

2. Карта интересов.

3. Ориентационная анкета (Б. Басса).

4. Тест Кеттелла (16 PF-опросник, сокращенный вариант).

         Предполагалось, что с помощью методики ДДО мы определим выраженность интересов к различным типам профессий, согласно классификации Е.А. Климова; методика “Карта интересов” подтвердит (или опровергнет) склонность к педагогической деятельности; ориентационная анкета выявит направленность личности (на себя, на общение или на дело). Тест Кеттелла предполагал выявление индивидуальных психологических особенностей у студентов различных специализаций.

         В опросе приняли участие 136 студентов, обучающихся на кафедрах теории физического воспитания (ТФВ) по специальности “Преподаватель физической культуры”, физкультурно-спортивной рекреации (ФСР) по специальностям “Менеджер физической культуры и спорта” и “Педагог-организатор физкультурно-оздоровительной работы и туризма” и кафедры единоборств по специальности “Тренер по восточным единоборствам”.

         Результаты тестирования были объявлены студентам, участвовавшим в обследовании. Все согласились с оценками. Результаты опроса обсуждались также с преподавателями, ведущими в этих группах специализацию. Мнения преподавателей и результаты тестирования совпали по каждому студенту.

         По результатам ДДО у большинства студентов на 1-м месте стоят профессии, относящиеся к типу “человек — человек”, на 2-м — “человек — художественный образ” и на 3-м — “человек — техника”. Причем эта последовательность не зависит от специализации и сохраняется, если рассматривать отдельно каждую кафедру. Но в процентном отношении наблюдаются различия между студентами разных кафедр (см. табл. 1 и рисунок).

         Таким образом, результаты “Карты интересов” уточняют ответы, полученные по ДДО, поскольку к типу профессий “человек — человек” по “Карте интересов” кроме педагогики относятся медицина, журналистика, право, сфера обслуживания. Определив место педагогики в ряду остальных профессий, можно оценить педагогическую предрасположенность студента (абитуриента). Чтобы получить более точное представление об интересах и профессиональной ориентации студента (абитуриента), лучше всего рассматривать результаты ДДО и “Карты интересов” параллельно.

         Анализ результатов ориентационной анкеты показал, что 43% студентов ориентированы на дело (деловое сотрудничество, выполнение работы как можно лучше), 30% — на общение (стремление сохранить хорошие отношения с людьми иногда в ущерб делу, ориентация на социальное одобрение) и 27% — на себя (стремление к личному вознаграждению). Но при рассмотрении результатов по каждой кафедре отдельно цифры несколько другие.

         Среди студентов кафедры единоборств 50% опрошенных ориентированы на деловое сотрудничество и проявляют заинтересованность в решении деловых проблем. Будущие преподаватели физкультуры (студенты кафедры ТФК) проявляют стремление к совместной деятельности, т.е. ориентированы на общение — в 37,5% случаев и деловое сотрудничество — в 41,7% случаев. На кафедре ФСР показатели направленности на дело — 39,7% опрошенных, на общение — 22,6%, а вот на себя — 37,7% студентов (это в основном студенты 1-го курса).

         Конечно, результаты анкеты необходимо рассматривать индивидуально, с учетом разницы баллов между каждой направленностью, поскольку может получиться, что разница между направленностью на дело и на общение составляет 1-2 балла. А это несущественно, и в таком случае говорить о том, что одна из этих ориентаций личности является ведущей, будет неверно.

         Показатели направленности личности отражаются на выполнении студентом заданий преподавателя, на отношении к учебе и на стремлении получить избранную профессию. Зная направленность личности студента, преподаватель может в соответствии с этим давать задания и распределять на объекты практики.

         Результаты теста Кеттелла у студентов различных курсов и специализаций существенно не различаются и укладываются в определенный “коридор”, образуя профиль студента физкультурного вуза.

         Выводы.

         1. Изучение результатов психологического тестирования показало, что основная масса студентов выбирает профессии, связанные с общением и с обслуживанием людей.

         2. Чтобы определить именно педагогические интересы студента (абитуриента), ДДО следует дополнить анкетой “Карта интересов”.

         3. Все использованные в исследовании методики необходимо применять при отборе абитуриентов. Для определения профессиональной направленности — ДДО и “Карту интересов”, для выявления направленности личности — ориентационную анкету, а для индивидуальных психологических особенностей — тест Кеттелла.

         4. Высокая профессиональная ориентация студентов специализации “Восточные единоборства” говорит о том, что они в большей степени, чем студенты других кафедр, готовы к будущей работе. Возможно, это происходит потому, что студенты кафедр ТФК и ФСР имеют разную спортивную специализацию и еще сами осваивают новые для них виды спорта, в результате чего не имеют четкого представления о том, чему именно они будут учить других.

Заключение

         Любая деятельность человека имеет внутренние и внеш­ние компоненты. К первым относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, психические процессы и состояния участвующие в управлении и регуляции деятельностью со сто­роны центральной нервной системы. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практи­ческим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов не является постоянным — по мере развития деятельности осуществляется систематический пере­ход внешних компонентов во внутренние. Этот процесс назы­вается интериоризацией. Существует и обратный процесс — экстериоризация. Суть его состоит в следующем — сокращенные автоматизированные компоненты деятельности разво­рачиваются, проявляются из внутреннего плана во внешний, сознательно контролируемый.

         В качестве компонентов деятельности выступают умения, навыки и привычки. Умения являются сознательно контроли­руемыми ее частями, которые позволяют человеку добиваться целей деятельности с максимальной эффективностью. Умения включают автоматизированные, реализуемые на уровне бессо­знательного контроля навыки. Умения и навыки могут быть познавательными, теоретическими и практическими, а их фор­мирование происходит путем систематических упражнений.

         Непродуктивный элемент деятельности - привычка выполняет­ся человеком механически и не имеет сознательной цели. В от­личие от навыка привычка может в некоторой степени созна­тельно контролироваться, а в отличие от умения — отличается тем, что не всегда предстает как полезная.

         В процессе своего индивидуального развития (онтогенез) каждый человек неизбежно включается в следующие виды со­циальной активности — общение, игра, учение и труд. Это и есть виды деятельности.

         Подростковый и ранний юношес­кий возраст можно считать сензитивным для формирования про­фессионально ориентированных знаний, умений и навыков. Ни в од­ном другом возрасте они не развиваются с такой легкостью и быстро­той и так надолго не закрепляются в памяти, как в эти школьные годы.

         В подростковом и юношеском возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Опыт показывает, что если в этом возрасте не сформировать умение делать что-либо серьезное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выработку у детей хороших про­фессиональных умений. Те, кто в старших классах школы не проявлял математических, лингвистических, художественно-творческих способностей, почти ни­когда, став взрослыми, не превращаются в выдающихся математи­ков, филологов, художников.

         Будущие профессиональные успехи детей в немалой степени определяются трудовыми умениями и навыками, которые активно фор­мируются в школьные годы.

Список литературы

1.     Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997. – с. – 44 – 57.

2.     Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998. – 206с

3.     Литманович А.В., Штучная Е.Б. Исследование интереса к будущей профессии у студентов Сибирской Академии физической культуры. // Теория и практика физической культуры. – 1998. - №9

4.     Мейснер В.И. Проверка валидности диагностических методик, применяемых для профессионального отбора // Научный потенциал студенчества – будущему России / Материалы Всероссийской научной студенческой конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - 212с.

5.     Профориентационные тесты. / Сост. Жданов А.С. – М: ВЛАДОС, 2005.

6.     Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – 576с.

7.     Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991. – 116с.

8.     Шишкина Л.И. Социально – правовые вопросы профориентации. – СПб.: Питер, 2003. – 96с.