Содержание

1. Налоговый контроль: виды и их характеристика, оформление результатов налоговых проверок. 3

2. Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. 7

3. Субъекты и объекты обложения акцизами. 11

4. Задача. 15

5. Задача. 16

Список использованной литературы.. 18

1. Налоговый контроль: виды и их характеристика, оформление результатов налоговых проверок

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль посредством проведения:

а) налоговых проверок - камеральная  и выездная;

б) получение объяснений у налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов - это получение компетентным должностным лицом налогового органа как устных, так и письменных пояснений по поводу фактов, предметов, действий, обстоятельств и т.п., связанных с исчислением и уплатой налога;

в) проверка данных учета и отчетности - это:

анализ должностным лицом как данных учета самих налогоплательщиков (иных обязанных лиц), так и данных учета объектов налогообложения (и иных элементов налогообложения, указанных в ст. 17 НК), а также данных бухгалтерского и налогового учета, сведений, представляемых в налоговый орган в соответствии со ст. 85 НК;

анализ данных отчетности (бухгалтерской и налоговой), периодически (в установленные актами законодательства о "Н и С" сроки) представляемых в налоговый орган (налоговые декларации, налоговые расчеты, всякого рода документы по формам, утвержденным МНС РФ, Госкомстатом, Минфином РФ и другими полномочными органами государства);

г) осмотр помещений и территорий (упомянутый в ст. 82 НК) осуществляется лишь в той мере, в какой:

проводится ВНП. Осмотр вне рамок выездной налоговой проверки допускается лишь в отношении предметов и документов (но не помещений), полученных в результате ранее произведенных действий по налоговому контролю или при согласии владельца документов, предметов на проведение осмотра (ст. 92 НК);

помещение и территория используются для извлечения дохода (прибыли). При этом должностные лица налоговой инспекции (проводящие налоговую проверку) могут производить их осмотр для определения соответствия фактических данных о помещениях, территориях, находящихся на них объектах налогообложения с документальными данными, представленными плательщиками "Н и С".

Проверять могут не более чем три года деятельности налогоплательщика, предшествующие проверке.

Камеральная налоговая проверка может длиться не более трех месяцев с момента подачи налоговой декларации и документов. В течение этого срока могут потребовать представить в налоговый орган дополнительные документы, объяснения по исчислению налога. Если будут обнаружены ошибки, то налогоплательщик должен внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок. По итогам камеральной проверки налоговый орган может доначислить только налоги и пени, штрафы не начисляются.

Выездная проверка проводится исключительно по решению руководителя налогового органа или его заместителя.

Выездные проверки бывают:

комплексными и выборочными (тематическими);

обычными и контрольными;

плановыми и внеплановыми;

встречными.

При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке - по какому-то одному или нескольким налогам.

Когда налоговые инспекторы приходят с проверкой, обычно они изучают те вопросы, которые ранее не проверяли. Такую проверку принято называть обычной или первоначальной.

Но бывают случаи, когда налоговики еще раз проверяют то, что уже проверяли, то есть проводят контрольную проверку. Таким образом они контролируют работу своих подчиненных.

Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми все иначе - налоговые инспекторы появляются без предупреждения.

Встречная проверка - это проверка операций друг с другом двух и более фирм.

Налоговые органы не могут проводить две выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период. Исключение составляют лишь повторные проверки, которые проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных или в связи с реорганизацией, ликвидацией организации.

В ходе проверки налоговый орган может изымать у организации отдельные документы, если имеются достаточные основания полагать, что они будут уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Выемка производится в присутствии понятых и должностных лиц налогоплательщика. Такие документы должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью и подписью должностных лиц. Перечень документов должен быть приведен в акте о выемке.

Если это вызывается необходимостью, то проводится экспертиза, которая назначается, когда возникают вопросы, для разъяснения которых должностным лицам, проводящим ВНП, лицу, у которого проверка проводится, иным лицам при проведении других форм налогового контроля требуются специальные познания:

Выездная проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налоговой инспекции.

Выездная проверка длится не более двух месяцев. В исключительных случаях этот срок может быть продлен на месяц по решению вышестоящего органа. На проведение проверки каждого филиала или представительства дополнительно дается еще месяц. Срок проведения проверки - это время фактического нахождения уполномоченных должностных лиц на территории проверяемого налогоплательщика.

По окончании проверки организации должны выдать справку о проведенной проверке и не позднее чем через два месяца - акт выездной налоговой проверки(ст.100 НК).

Министерство налоговой службы Российской Федерации устанавливает форму акта налоговой проверки. При этом он должен быть составлен на бланке установленного образца, содержащим определенные реквизиты, символы, эмблемы и т.д.

Акт налоговой проверки передается организации или ИП:

путем вручения его под расписку либо иным образом (например, акт может быть доставлен нарочным);

по почте (причем достаточно отправить акт обычным заказным письмом). В этом случае датой вручения акта считается шестой день начиная с даты отправки его по почте.

В течение двух недель с момента получения акта организация может представить в налоговый орган возражения по нему. В этом случае руководитель налогового органа или его заместитель рассматривает акт в присутствии представителей организации. В противном случае вынесенное ими решение может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом.

Руководитель налогового органа или его заместитель уполномочен вынести по акту одно из следующих решений:

о привлечении организации к налоговой ответственности;

об отказе в привлечении к ответственности;

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Это решение может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или суд.

Если организация отказывается уплатить штрафы по итогам проверки, налоговый орган вправе взыскать их только через суд.[1]

2. Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций

В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. В соответствии со статьей 274 НК РФ налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Согласно статьей 247 НК РФ прибылью для российских организаций признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.[2]

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

Для правильного определения прибыли необходимо сравнивать доходы и расходы, относящиеся только к текущему периоду. Отнесение возникших доходов и расходов к доходам и расходам текущего отчетного (налогового) периода подразумевает их учет при исчислении налоговой базы за текущий отчетный (налоговый) период. При этом следует различать моменты возникновения доходов и расходов, которые зависят от метода, применяемого налогоплательщиком для целей исчисления налога на прибыль:

·     метода начисления

·     кассового метода

и порядка отнесения тех или иных видов доходов и расходов к доходам и расходам текущего отчетного (налогового) периода.[3]

Метод начисления

Для учета доходов и расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики применяют метод начисления. При этом методе доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

При этом необходимо учитывать, что датой реализации товаров признается день перехода права собственности на товары, определяемый в соответствии с гражданским законодательством. Дата реализации работ соответствует дата подписания документа, подтверждающего передачу результатов этих работ. Датой реализации услуг признается день оказания этих услуг. Датой реализации имущественных прав следует признавать день перехода указанных прав приобретателю. Указанный порядок регулируется ГК РФ.

При этом расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся исходя из условий сделки. То есть при осуществлении расходов период их учета, (возникновения) определяется документом, в соответствии с которым, подобные расходы осуществлены. В частности, при приобретении лицензии на срок три года подобные расходы включаются в состав расходов текущего периода ежемесячно равномерно по одной тридцать шестой от общей стоимости лицензии. Если период, к которому расходы относятся, не может быть определен исходя из документов, в соответствии, с которым подобные расходы осуществлены, то эти расходы относятся к периоду их возникновения (начисления).

Одновременно следует обратить внимание на то, что в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

В этом случае цена договора может быть распределена налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, одним из следующих способов - равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете.

При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется в общеустановленном порядке.[4]

Кассовый метод

Организации (за исключением банков), у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал, имеют право учитывать дату возникновения доходов и расходов согласно статье 273 НК РФ (кассовый метод).

По кассовому методу датой получения дохода (как от реализации, так и внереализационного) признается день поступления имущества (работ, услуг) или имущественных прав, либо погашения задолженности иным способом. Для определения возможности применять кассовый метод организация ежеквартально исчисляет вышеупомянутый показатель путем суммирования выручки за предыдущие четыре квартала и деления суммы на четыре. В случае, если полученный показатель окажется больше одного миллиона рублей, налогоплательщик обязан учесть доходы и расходы текущего налогового периода исходя из метода начисления начиная с начала этого налогового периода и, соответственно, представить заявления о дополнении и уточненную декларации за истекшие отчетные периоды.

Вновь созданные организации, в связи с тем, что в предыдущие периоды у них не было выручки, могут применять кассовый метод. При этом, если в течении текущего налогового периода выручка превысит показатель в четыре миллиона рублей, то они обязаны учесть доходы и расходы текущего налогового периода исходя из метода начисления начиная с начала этого налогового периода.

Для правильного формирования налоговой базы по налогу на прибыль необходимо полученные налогоплательщиком доходы и осуществленные им расходы классифицировать и группировать соответствующим образом.

Уменьшение налоговой базы на убытки предыдущих периодов. В соответствии со статьей 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы в течение последующих 10 лет при условии, что совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы.

При переносе этих убытков следует принимать во внимание, что на них распространяется 10-летний (начиная с 2002 года) период предоставления права переноса и соблюдение 30%-ного ограничения налоговой базы по налогу на прибыль соответствующего года.

При этом, если налогоплательщиком по состоянию на 31 декабря 2001 года получен убыток за 2001 год, превышающий сумму убытка, определенную по состоянию на 1 июля 2001 года, то такая разница не признается убытком в целях налогообложения.

3. Субъекты и объекты обложения акцизами

Акциз — федеральный налог по НК РФ (п. 2 ст. 13) и по Закону об основах налоговой системы. С 1 января 2001 г. акцизы взимаются на основании гл. 22 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 декаб­ря 2000 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вто­рую Налогового кодекса Российской Федерации»). Глава 22 применя­ется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении измене­ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации о нало­гах». Приказом МНС РФ от 18 декабря 2000 г. № БГ-3-03/440 и от 9 сентября 2002 г. № БГ-3-03/481 были утверждены Методические рекомендации по применению гл. 22 «Акцизы» НК РФ, касающиеся подакцизного минерального сырья.[5]

Налогоплательщиками акциза признаются:

1)организации;

2)индивидуальные предприниматели;

3)лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответ­ствии с гл. 22 НК РФ.

Организации или индивидуальные предприниматели — участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате налога, исчисленного в соответствии с гл. 22 НК РФ

В целях гл. 22 НК РФ устанавливается, что в качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), признается лицо, ведущее дела простого товарищества. В случае, если ведение дел простого товарищества осуществляется совместно всеми участниками простого това­рищества, участники договора простого товарищества самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза по операциям, признаваемым объектами налогообложения акцизами, осуществляемым в рамках договора про­стого товарищества.[6]

Указанное лицо имеет все права и исполняет обязанности налогоплательщика, предусмотренные НК РФ, в отношении указанной суммы акциза.

Указанное лицо обязано не позднее дня осуществления первой операции, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 НК РФ, известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Приказом МНС РФ от 23 августа 2001 г. № БГ-3-09/303 утверждены формы извещения налогового органа организацией и индивидуальным предпринимателем — участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) об исполнении обязанностей по ис­числению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается исполненной.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:[7]

1)реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением нефтепродуктов). Реализацией подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в целях гл. 22 НК РФ признаются передача прав собственности на подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

2)оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Для целей гл. 22 НК РФ оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

В целях гл. 22 НК РФ к подакцизным нефтепродуктам относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин

3)      получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. Для целей гл 22 НК РФ получением нефтепродуктов признаются:

ü приобретение нефтепродуктов в собственность;

ü оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);

ü оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе под­акцизных нефтепродуктов);

ü получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора пере­работки;

4)передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;

5)реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков — производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций. Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;

       И т.д. полный перечень операций, а также особенности обложения данным налогом регламентируются гл.22 НК РФ.

4. Задача

Предприятие по производству непродовольственных товаров за месяц закупило у поставщиков по свободным ценам сырья на 102840 руб. Из них поступило на склад и оприходовано на 95780 руб. Из поступившего сырья израсходовано на производственные нужды на 5820 руб.

За месяц предприятие изготовило и реализовало по свободным ценам готовой продукции на 120810 руб.

Исчислить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет.

Решение:

Так как тип товара не указан, то будем считать, что применяется ставка 18%.

В соответствии с гл.21 НК РФ при исчислении НДС применяется метод начисления. Будем считать, что указанные суммы, в том числе НДС.

НДС уплаченный = 95780 * 15,25% = 14606,45 руб.

НДС полученный = 120810 * 15,25% = 18423,53 руб.

НДС бюдж. = 18423,53-14606,45 = 3817,08 руб. – НДС подлежащий перечислению в бюджет.

5. Задача

Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.(ст. 349 НК).

Налоговая база по налогу с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога (ст.351 НК РФ).

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5% (ст.352 НК РФ). В Новосибирской области – 4%.

Сумма налога в соответствии со ст.354 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Учет товаров на предприятии осуществляется по покупным ценам без использования счета 42 "Торговая наценка".

Д-т сч.41 К-т сч.60 - 150 000 руб. - оприходованы поступившие товары

Д-т сч.19 К-т сч.60 - 30 000 руб. - учтен НДС

Д-т сч.60 К-т сч.51 - 180 000 руб. - перечислены денежные средства поставщику

Д-т сч.68, субсчет "Расчеты по НДС" К-т сч.19 - 30 000 руб. - НДС предъявлен бюджету

Д-т сч.50 К-т сч.90, субсчет "Выручка" - 252 000 руб. - поступила выручка в кассу

Д-т сч.90, субсчет "Налог с продаж" К-т сч.68, субсчет "Расчеты по налогу с продаж" - 10 080 (252 000 х 4 : 104) - начислен налог с продаж

Д-т сч.90, субсчет "Налог на добавленную стоимость"

К-т сч.68, субсчет "Расчеты по НДС" - 40 000 руб. - начислен НДС

Д-т сч.90, субсчет "Себестоимость продаж" К-т сч.41 - 150 000 руб. - списана покупная стоимость товара

Д-т сч.90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" К-т сч.99 - 48 080 руб. - финансовый результат от реализации.

Так как в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №148-ФЗ с 1 января 2004г. налог с продаж отменен, то данный расчет носит чисто демонстративный характер. Рассчитан налог по данным организации ООО «Исток» г.Новосибирск.

Список использованной литературы

1.     Налоговый кодекс Р.Ф., часть 1,2,-СПб., Фетида, 2003г.

2.     Гражданский кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)

3.     Закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.

4.     Приказ МНС РФ от 15.06.2002 № БГ-3-02/231.

5.     Приказ МНС РФ от 26.02.2002 № БГ-3-02/98

6.     «Все налоги России 2001/2002», под ред., В.В. Карпова, М.: Изд. «Экономика и финансы», 2001г.-231 с.

7.     «Комментарий к налоговому кодексу Российской Федерации части второй», под ред., А.Ю. Мельникова, М.: ЗАО Редакция журнала «Главбух»,  2004г.-931 с.

8.     Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста: АПП «Джангар» 2003 – 600с.

9.     Коровкин В.В. Практика налогообложения предприятий- М., Приор, 2000.-390 с.

10.                       Материал в помощь сдающим экзамен на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера подготовлен Центром  профессиональной подготовки "СТЕК"./"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, ноябрь 2005 г.

11.                       Налоговый вестник. Ж. -М.: 1998,  № 5, -С.28.

12.                       Павлова Л.П. Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы в России. Налоговый вестник. Ж. -М.: 1998, № 11

13.                       Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 635с.

14.                       Черник Д.Г., Морозов В.П. Оптимизация налогообложения, -М., Проспект, 2002.-467 с.

15.                       Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение- М., ИНФРА-М.:2004.-389 с.


[1]"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, ноябрь 2005 г.

[2] «Комментарий к налоговому кодексу Российской Федерации части второй», под ред., А.Ю. Мельникова, М.: ЗАО Редакция журнала «Главбух»,  2004г.С.211

[3] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение- М., ИНФРА-М.:2004.С.289

[4] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение- М., ИНФРА-М.:2004.С.290

[5] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 388с.

[6] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 219с.

[7] Налоговый кодекс Р.Ф., часть 1,2,-СПб., Фетида, 2003г.