Содержание
Введение.. 3
Глава I. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению.. 5
1.1.Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению 5
1.2. Психологическая и функциональная готовность ребенка к школьному обучению.. 9
1.3. Формирование готовности к школьному бучению ребенка в условиях семейного воспитания. 17
Глава 2. Практическая работа по диагностики подготовленности ребенка к школе. 26
Заключение.. 38
Список литературы... 40
Приложение.. 41
Введение
Первое сентября – большой праздник для детей и их родителей, с которым связано столько же радости и волнения, сколько забот и тревог. Придя в школу, ваш малыш начинает свою первую в жизни трудовую деятельность – учебу. В это время в душе ребенка совершается целая психологическая революция, связанная с переходом на новый уровень отношений его «Я» с окружающим миром. Весь его жизненный уклад меняется в одночасье (режим дня, социальная среда, отношение родных, близких и просто знакомых людей). Этот период кардинальных изменений является кризисным. Родителям необходимо заранее принять меры подготовки ребенка к школе, для того чтобы этот праздник не обернулся для маленького школьника большим разочарованием.
Своевременная систематическая, хорошо продуманная подготовка к учебным занятиям поможет семье преодолеть те трудности, которые ждут ребенка в школе. А ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Но как же подготовить ребенка к школе? Психологи утверждают, что в этом деле главное – не переусердствовать. Чрезмерно интенсивные занятия ведут к такому нежелательному эффекту, как отрицательная мотивация к учебе и заторможенность зрительно-моторной координации.
В последнее время у психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих ребят часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с ребенком, так много делали для его развития. Почему же он плохо учится?» Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств. Важно обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка.
Цель работы - рассмотреть педагогические проблемы подготовки детей к школе в семье.
Объект исследования – психолого-педагогическая готовность к школе.
Предмет исследования – подготовка детей к школе в условиях семьи.
Задачи:
1. Определить роль семьи в формировании готовности ребенка у школьному обучению.
2. Изучить теорию психологической и функциональной готовности ребенка к школьному обучению
3. Рассмотреть пути формирования готовности к школьному бучению ребенка в условиях семейного воспитания.
Для решения поставленных задач исследования были использованы методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Наблюдение за деятельностью детей 6 – 7 лет.
3. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы родителями и педагогами, в работе с детьми при подготовке к школьному обучению
Глава I. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению
1.1.Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем необходимым, изучить вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.[11]
Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.
Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею дорого стоит. Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты и разнобоя в предъявляемых ему требованиях.[14]
Как советуют психологи, не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать. Нужно определить самое главное, что требовать от ребенка, точно решить, что он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить, а чего разрешить нельзя. И придерживаться своих требований неукоснительно, и не уступать никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, что круг требований для него обязателен, требования неизменны, их надо выполнять.
Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой.
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.[8]
Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.
Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития. Вообще говоря, значение общего развития ребенка родители, как правило, хорошо понимают. Они усердно следят, как развивается их малыш, и делают все возможное, чтобы способствовать этому.
Как же должны поступать родители, чтобы их ребенок правильно развивался, получал необходимое количество информации? Все дети очень любознательны, их интересует все новое, наши дети постоянные “почемучки”. Как важно родителям не погасить эту искорку интереса к окружающему, неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием.
Поэтому родители обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать книги, объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание детей, например, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуют расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов своего ребенка.
Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.
Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут решаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни, день за днем, в обычном общении с ребенком.
Для того чтобы подготовить ребенка к школе не требуется дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени.
Однако без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка не будет достигнут. Часто родители, уделяя большое внимание приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития. [1]
В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни.
Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник, то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. У одного не выработана познавательная потребность, в результате интерес к учению быстро улетучивается. Другой ребенок не владеет способами приобретения знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьего не сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свой труд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять внимание при выполнении различных заданий. Четвертый не знает, зачем он учится. Все эти дети нуждаются в постоянной опеке, т. к. привыкли получать от взрослых все в готовом виде.
Таким образом, мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми членами семьи и детьми.
1.2. Психологическая и функциональная готовность ребенка к школьному обучению
Многолетние исследования, проведенные сотрудниками Института возрастной физиологии РАО, показали, что готовность к школе определяется комплексом факторов.
Принято считать, что готовность к школе — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психологической адаптации, к снижению эффективности обучения.
Понятие «готовность к обучению в школе» включает физиологическую (или функциональную) готовность к школьному обучению, психологическую и социальную (или личностную) готовность. [10]
Функциональная готовность – определяется тем, достиг ли ваш ребенок физиологической зрелости (имеет ли он определенный рост, вес) и каково состояние его здоровья. Степень такой готовности диагностируется врачами-педиатрами.
Психологическая - включает в себя минимально-нормативное развитие памяти, внимания, мышления и речи, мотивацию и интерес к учебе.
Личностная – умение общаться, строить отношения со взрослыми и сверстниками, отношение к самому себе (уровень самооценки).
Рассмотрим эти понятия более подробно.
Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [9, c. 92].
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последняя требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
В исследованиях (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигур из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.). Здесь выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относится личностная, интеллектуальная, физическая и социально-психологическая. К специальной готовности относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.).[16]
Интеллектуальная готовность к школьному обучению. К любой деятельности человек должен быть подготовлен. Естественно, это относится и к ребенку. Но специфика учебной деятельности заключается в том, что в этой деятельности ребенок не просто получает знания, но еще и учится получать знания. В связи с этим готовность к обучению в школе можно рассматривать как наличие определенных психологических предпосылок, при которых учебная деятельность будет осуществляться успешно.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. При характеристике интеллектуальной готовности к школе вслед за Л.С. Выготским акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов.
С точки зрения Л.С. Выготского и Л.И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.[6],[9]
Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
1. дифференцированное восприятие;
2. аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
3. рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
4. логическое запоминание;
5. интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
6. овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
7. развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Рассматривая интеллектуальную готовность к школьному обучению, нужно сказать и о развитии специальных знаний, умений и навыков. Современная практика приема в первый класс уже читающих, считающих и пишущих детей, фактически провозгласила в качестве готовности к школе умение ребенка читать и писать.
Вместе с тем, исследования A.M. Прихожан и В.С. Юркевич, проведенные еще в конце 70-х годов прошлого века показали, что между сформированностью у детей элементарных школьных знаний, умений и навыков с одной стороны и их интеллектуальным развитием и сформированностью у них некоторых предпосылок учебной деятельности с другой стороны, нет связи.[10]
Л.Ф.Обухова пишет, что хотя ребенка еще в дошкольном возрасте учат читать, писать, считать, это не означает, что, получив эти навыки, он готов к школьному обучению. «Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включены в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности».
Личностная готовность к школьному обучению. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит и определенный уровень мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов.
Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной)[10], и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения должен быть достигнут сравнительно высокий уровень эмоциональной устойчивости, на фоне которого и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения, войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку.
Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. [17]
Личностная готовность к школе включает и определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Таким образом, с того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).
Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. [5]
Физическая готовность к школьному обучению. Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и, прежде всего физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы и др.[3]
Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела – 116 см, масса тела – 22 кг, окружность грудной клетки 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага; в прыжках уже можно обращать внимание ребенка на правильность разбега, группировки и приземления; шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта – ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников (выносливость, ловкость, быстрота, сила).
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Ориентиром в этом плане может служить суточная норма шагов – 12 000-15 000.
Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.
Таким образом, физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребенка и, тем более, не ухудшать его здоровье [2]
1.3. Формирование готовности к школьному бучению ребенка в условиях семейного воспитания.
Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях родители не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще всего это происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей. Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят их к школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нет интереса к чтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, не работают над произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьи начинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем его одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к учению.
Единственный ребенок в семье — это дополнительные трудности и заботы. Единственные дети растут среди взрослых и часто это приводит к ошибкам в воспитании. В одних случаях детей заласкивают, балуют, ограничивают самостоятельность. В других возлагают на ребенка честолюбивые надежды и переоценивая неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями (музыкой, языками, чтением). У таких детей тенденция к “взрослению”, у них нет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных другим. Так, наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они более приспособлены к жизни: быстро налаживают контакт. Родителям, у которых растет один ребенок, следует помнить, что не следует воспитывать в нем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с товарищами. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков, долго не могут определить свое место в коллективе.[1] Поэтому внимание к детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не возникала переоценка собственных сил и возможностей.
У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с неумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям взрослых и интересам своих товарищей.
По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о его характере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже. Родители и другие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет его потребность в общении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботится о должном эмоциональном уровне общения, о том, чтобы учить ребенка сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности, щедрости. В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других и на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы оно соответствовало действительности, иначе, если это представление будет подвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжело отразится на формировании личности ребенка и осложнит его вхождение в детский коллектив. В старшем дошкольном возрасте познавательная активность ребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес к их поступкам, характерам, взаимоотношениям. Вот где важно родителям помочь своим детям найти важные ориентиры в жизни.[13]
Напомним родителям, что будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам. Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Научится всему этому, помогают строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия взрослых. Так что родители старшего дошкольника должны заранее об этом позаботиться.
Поэтому, осуществляя подготовку к школе, взрослые вносят определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения. Особенно необходимо всестороннее развитие познания, деятельности и личности в целом. Лишь на этом фундаменте могут развиваться специальные способности.
Конечно, не каждый ребенок при поступлении в школу должен знать буквы и читать, но обстановка развития познавательных интересов, внимание к его умственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный труд должна быть создана в каждой семье. Учебная работа требует от ребенка поиска новых решений познавательных задач, потребует волевых усилий, умственного напряжения, умения самостоятельно мыслить.[4]
Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой.
Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т.е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.
Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной. Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его возможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним и взрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенка с матерью или отцом, способствуют их деловому, или эмоциональному взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии.
Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад не ходят. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видам деятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых.
Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность. Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение.
Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима.
Какие же условия полноценное психическое развитие ребенка и его подготовку к учебному труду?
Первое и самое главное — постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает,— необходимое условие полноценной подготовке к школе.[15]
Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все получается сразу. В школе ребенку нередко приходится переделывать одно и тоже упражнение по несколько раз. Если ученик готов, он преодолеет трудности. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до конца.
Дошкольники очень эмоциональны и родители знают об этом. Многие понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Когда у ребенка появится стойкое желание учится, нужно его подготовить к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в школе.
Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха.
Чтобы дошкольник хотел заниматься каким-либо видом деятельности, будь то спорт, рисование, конструирование, игра или учеба, она должна приносить ему удовлетворение. То же самое касается и сферы поведения, выполнения нравственных норм.
Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной. [16]
Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих.
Если ребенок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту он не только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с этими нормами. Существенно изменяется поведение ребенка о самом себе, о своем “я”, он начинает более правильно представлять свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
К 6 годам у ребенка возникают и нравственные чувства (стыд, гордость), именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в общении. Существенно меняется не только содержание деятельности, но и мотивы, побуждающие к ней ребенка, они становятся более осмысленными и более постоянными. Ребенок уже не только действует, но и узнает почему и для чего он эти действия совершает.
Нравственное воспитание становится основой для подготовки ребенка к жизни в коллективе сверстников.
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками, определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребенок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.
При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. Родители должны помнить, что пока у ребенка есть потребность в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, эту потребность надо удовлетворять. Дети, не овладевшие техникой чтения, хуже понимают содержание книги, если они читают сами. Выразительное чтение взрослых или прослушивание теле-, радиопередач дает детям гораздо больше, чем чтение по слогам. Дети, если они самостоятельно научились читать, должны упражняться только в чтении коротких стихов. Лучше читать ребенку понемногу ежедневно, несколько раз возвращаясь к прочитанному. Дети любят слушать знакомые произведения, каждый раз переживая поступки героев, и это оставляет глубокий след в их сознании.[18]
Книгу для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают.
После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Родители не должны забывать о том, что чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. В результате общения с родителями к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Родители должны помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок учиться правильно, говорить. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом в школе.
Помимо сформированности предпосылок к овладению чисто школьными навыками, у ребенка должен быть достаточно высокий уровень владения предметно-специфическими знаниями. По мнению выдающихся психологов, занимающихся довольно долго изучением вопросов готовности детей к систематическому обучению (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. Кравцова, А. А. Люблинская и др.), под готовностью подразумевается сложное образование, включающее компоненты, влияющие на успешность обучения.[7]
Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т. е. обучение, которое организовывают в семье мамы и папы.
Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно быть развивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большое значение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и познавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбор дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного опыта; обращение к таким источникам информации, как детская литература, кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др.
Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе. Сейчас существует большое количество литературы, помогающей родителям в этом вопросе. Кроме того, родители всегда могут обратится за советом, помощью к воспитателю детского сада, учителю младших классов.
В дошкольном возрасте время проявления специальных способностей еще не наступило, и потому родители должны создавать предпосылки способствующие раскрытию этих способностей. А современные требования к детям, поступающим в школу, подразумевают наличие у ребенка не только способностей, но и определенных знаний, умений, навыков. Прежде всего, у ребенка должен быть определенный запас сведений об окружающем мире, о явлениях природы, предметах и их свойствах, о людях и их природе, о нормах поведения.
Развитие образного мышления помогает ребенку выделять существенные закономерности в различных сферах жизни. Высшая форма этого мышления у старших дошкольников позволяет перейти от элементарных представлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных научных знаний, которые дает школа.
Эти знания носят несколько иной характер и отличаются от разрозненных представлений о разных сторонах действительности, которые обычно получает ребенок-дошкольник, не совпадают с его небольшим “житейским” опытом. И именно родители должны подготовить ребенка к переходу на новую, более высокую ступеньку обучения.
Глава 2. Практическая работа по диагностики подготовленности ребенка к школе.
Диагностика детей включала 11 субтестов[19]
Субтест 1. "Нелепицы"
Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается.
Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.
Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант
Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право — лево, верх — низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Субтест 3. Последовательные картинки
Субтест позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ).
Субтест 4. Геометрические фигуры
Этот субтест не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство. Для этого субтеста используются фигурки, вырезанные из карточки.
Субтест 5. Аналогии
Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.
Субтест 6. Логопедический
Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звукобуквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей.
Субтест 7. Запрещенные слова
По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности.
Субтест 8. Ключи
Поскольку этот субтест достаточно сложен, с ним справляются далеко не все дети. Субтест направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этого субтеста педагог может сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребенка и о возможном левшестве.
В качестве стимульного материала используется карточка (Приложение 1). Изображенные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая), форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству полосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один, два и три).
Субтест 9. Чтение.
Для этого субтеста стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов — для детей, умеющих читать и в виде букв — для детей, не умеющих читать. Карточка содержит три варианта стимульного материала, для проведения диагностики надо разрезать ее на части и в каждом конкретном случае давать ребенку только один из них.
Субтест 10. Рисунок человека
Тест "Рисунок человека" позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представление об интеллекте ребенка в целом.
Субтест 11. Составление слов
Этот субтест достаточно сложен, для успешного выполнения его ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. С этим заданием справляются далеко не все, но сильные, хорошо подготовленные к школе дети, обычно демонстрируют высокие результаты. В качестве стимульного материала используется карточка, на которой написано 4 слова, одно из которых (ПОСУДА) является образцом и используется во всех случаях для демонстрации задания и объяснения инструкции. Три других слова являются тремя возможными вариантами задания и каждому конкретному ребенку надо предъявить для выполнения субтеста только одно из них.
Инструкции и критерии оценки к субтестам приведены в Приложении 1.
Анализ и интерпретация результатов
Нами было протестировано 15 детей.
Возраст и списочный состав представлены в таблице 1.
Таблица 1
Списочный состав
Фамилия Имя ребенка |
Возраст |
Пиньчук Анна |
7 лет |
Уколова Катя |
7 лет |
Лыкова Елизавета |
7 лет |
Митяшина Алена |
6,5 лет |
Бучацкая Дарья |
6,5 лет |
Устинова Софья |
7 лет |
Орлов Денис |
7 лет |
Глушакова Александра |
6 лет |
Плаксин Артем |
7 лет |
Неупокоева Алена |
7 лет |
Максимова Анастасия |
6 лет |
Королихина Наталья |
6 лет |
Дергаусов Сергей |
6,5 лет |
Мамонов Вадим |
7 лет |
Быкова Надежда |
6 лет |
В таблице 2 представлены результаты тестирования детей.
Таблица 2
Результаты тестирования детей
Фамилия ребенка |
Субтесты (балл) |
Общ. балл |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
Пиньчук А. |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
19 |
Уколова К. |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
16 |
Лыкова Е. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
20 |
Митяшина А. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
15 |
Бучацкая Д. |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
17 |
Устинова С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
23 |
Орлов Д. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
21 |
Глушакова А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 |
Плаксин А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 |
Неупокоева А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
23 |
Максимова А. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
17 |
Королихина Н. |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
12 |
Дергаусов С. |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
17 |
Мамонов В. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
21 |
Быкова Н. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
17 |
Графически данные готовности к школе представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень готовности к школьному обучению
Таким образом, из таблицы 1 и рисунка 1 мы видим, что
2 человека имеют низкий уровень готовности к школе;
5 человек имеют нормальный уровень готовности;
8 человек имеют высокий уровень готовности.
Рассмотрим каждый тест более подробно.
1 субтест «Нелепицы» дает возможность выявить способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Данные тестирования представлены на рисунке 2.
Как видно из рисунка 2, все дети эмоционально откликаются на изображение нелепостей. 4 человека получили средний балл, так как не смогли объяснить смысловые ошибки, которые представлены на рисунке.
Рис. 2. Уровень эмоциональной отзывчивости
Субтест 2 – «Пространственно-арифметический диктант» выявляет сформированность навыков счета и умение ребенка ориентироваться в пространстве. Данные представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Уровень сформированности счета и ориентация в пространстве
Как можно увидеть из представленного рисунка, данный тест дал более низкие результаты, чем предыдущий. 9 человек имеют средний уровень сформированности счета и ориентировке в пространстве, и 6 человек – высокий.
Субтест 3. «Последовательные картинки» позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи. Данные по данному тесту представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Уровень сформированности логических связей и монологической речи
Как мы видим из рисунка 4, у 3 человек – низкий уровень сформированности логических связей и монологической речи, у 4 человек – средний, и у 8 человек – высокий.
Субтест 4 «Геометрические фигуры» позволяет выявить уровень образного мышления. Данные представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Уровень образного мышления
На рисунке 5 мы можем увидеть, что образное мышление у всех детей развито довольно неплохо. 4 человека показали нормальный уровень, 11 человек имеют высокий уровень.
Субтест 5 «Аналогии» позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии. По данному тесту все дети набрали максимальное количество баллов, что говорит о том, что у них высокая степень способности делать умозаключения.
Субтест 6 «Логопедический» позволяет оценить особенности произношения и фонематического слуха (рис. 6).
Рис. 6. Уровень произношения
Как мы можем увидеть из рисунка 6, уровень звукопроизношения детей имеет следующие показатели: 5 детей имеют средний уровень (отвечающий возрастной норме), 10 детей имеют высокий уровень сформированности произношения.
Субтест 7 «Запрещенные слова» позволяет судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности (рис.7).
Рис. 7. Уровень произвольности
На рисунке 7 можно заметить, что 2 человека показали низкую сформированности произвольности и общей осведомленности, 4 человека – средний, 9 человек имеют высокий уровень произвольности.
Субтест 8 «Ключи» направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их (рис. 8).
Рис. 8. Уровень выявления закономерностей
На рисунке 8 мы можем увидеть, что уровень сформированности выявления закономерностей у детей довольно высок, ни один ребенок не показал низкий уровень, 3 человека имеют средний уровень сформированности, 12 человек – высокий.
Субтест 9 «Чтение» позволяет выявить уровень грамотности (чтения) у детей (рис. 9).
Рис. 9. Уровень чтения
Из рисунка 9 видно, что все дети имеют достаточно высокий уровень чтения: 2 человека показали средний уровень, остальные – высокий и очень высокий для данной возрастной категории.
Субтест 10 «Рисунок человека» позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровень развития его тонкой моторики (рис. 10).
Рис. 10. Уровень сформированности образных и пространственных представлений
Субтест 11 «Составление слов» выполняют те дети, которые хорошо владеют навыками чтения, имеют некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности (рис. 11).
Рис. 11. Уровень осведомленности и творческие задатки
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Из 15 детей, прошедших тестирование, 2 человека имеют низкий уровень готовности к школе, поэтому им необходимы дополнительные занятия для подготовки, но стоит отметить, что эти дети – шестилетки, поэтому для своей возрастной категории показывают нормальный уровень развития всех психических процессов. В качестве рекомендаций можно посоветовать родителям, не отдавать этих детей в школу, а подождать еще один год.
5 человек показали нормальный уровень и 8 человек имеют высокий уровень готовности. Поэтому можно говорить о том, что дети, проходившие тестирование готовы к школьному обучению.
Заключение
Изучив трудности и успехи ребенка при переходе на ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и развитием ребенка в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школе в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы.
Проведенное исследование показало, что большинство детей участвующих в педагогическом эксперименте имеет достаточно хорошую подготовленность к школьному обучению, но есть дети со средним и низким уровнем готовности, очень важно, чтобы в семье с ними проводилась целенаправленная подготовительная работа к школе.
В заключение работы мы представляем рекомендации для родителей, которые помогут подготовить их детей к обучению в школе.
Учитывая, что родителям часто не удается организовать специальные развивающие занятия дома, мы советуем обучать детей в естественных бытовых условиях. Когда вы, например, готовите на кухне, не отправляйте ребенка смотреть мультики. Лучше заинтересуйте его рассказом о предмете, лежащим в поле зрения ребенка или о том, что в какой-то мере связано с кухней (о посуде, продуктах, поварах, способах хранения продуктов, бытовой технике). Рассказывание – не только способ передачи информации, но и тренировка внимания, памяти, мышления, речи вашего дошколенка. Слушая живую, а не книжную речь кроха приобретает навык выражать свои мысли. Вызывайте его на диалог, рассуждайте вместе с ним. Можно поработать и над развитием зрительно-моторной координацией. Попросите ребенка нарисовать какой-нибудь предмет, находящийся в кухне, а вы отгадаете, что это такое. Важно, чтобы ребенок создал законченный рисунок, а не стал его переделывать, не завершив. Попросите ребенка сравнить предмет и рисунок, отметить удачные элементы. Это поможет воспитать в ребенке способность контролировать себя. А по дороге в магазин можно поиграть в «Продолжи фразу». Предложите ребенку закончить предложение, построенное на основе причинно-следственных связей. Однако важно помнить, что так можно играть недолго, пока у ребенка есть интерес, чтобы в следующий раз он с удовольствием включался в игру, а не отмахивался от вас.
Не менее важна личностная подготовка к школе. Проверить степень общения ребенка со сверстниками несложно. Любая игра по правилам с двумя или более участниками позволяет увидеть: легко ли ребенок устанавливает контакты, считается ли с другими детьми как с партнерами, умеет ли играть по правилам. Если ребенок требует все игрушки себе, непременно хочет быть главным, не принимает условий, дуется, сердится, бежит жаловаться, у него, несомненно, будут проблемы в отношениях с одноклассниками. Еще один показатель личностной готовности — самооценка ребенка. Следует отметить, что практически у всех школьников с трудностями самооценка занижена. Это тем более тревожно, что детям б—7 лет свойственна, наоборот, завышенная самооценка, они еще не умеют критически оценивать себя сами; значит, заниженная самооценка — это результат постоянного давления взрослых, их неудовлетворенности учёбой, недовольства поведением, трудолюбием и прочими «грехами». Неуспех, неудача, подчеркнутые взрослыми, рождают неуверенность, которая ведет к новым неудачам.
Но, пожалуй, самое главное в подготовке ребенка к школе – это создание положительного образа школы. Не стоит ни пугать школой, ни приукрашивать ее, иначе разочарование не заставит себя ждать. Вспомните и расскажите малышу о своих школьных праздниках, интересных занятиях, первых оценках, взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, о том, как приятно чувствовать себя школьником.
Список литературы
1. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
2. Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994, №8.
3. Буре Н.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
6. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
7. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа. – М., 1994.
8. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградо-вой. – М., 1989.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
11. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М., 1975.
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1996.
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983.
14. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. – М., 1979.
15. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 1980.
16. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. М., 1988.
17. Они пойдут в школу / Брагина В.Д., Языкова Т.А. Под ред. В.Г. Маралова. – М., 1987.
18. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. – М., 1996.
19. Практическое пособие для педагогов и психологов. – М., 2003.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1.
Приложение
Приложение 1
Субтест 1. "Нелепицы"
Инструкция
Картинка предлагается ребенку со словами: "Посмотри, какая у меня картинка". Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку (Приложение 2).
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все "нелепости".
Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью — 1 или 2 вопроса — находит нелепые места.
Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.
Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант
Инструкция.
Таблица предъявляется ребенку со словами: "Посмотри, здесь нарисована девочка" (Приложение 3). Далее ребенку задаются следующие вопросы:
Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?
Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок?
Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок?
Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь?
Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее их осталось?
Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?
Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее их осталось?
Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.
Критерии оценки
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 1 балл, если он правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 0 баллов, если он правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.
Субтест 3. Последовательные картинки
Инструкция
Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: "У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)".
Критерии оценки
Если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.
Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.
Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов.
Субтест 4. Геометрические фигуры
Инструкция
На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей (Приложение 4).
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фигурку.
Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал "туловище, голову и ноги" геометрического человека.
Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не получилась.
Субтест 5. Аналогии
Инструкция
"Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.
— ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА — ... ? (цветок).
— МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ — ... ? (лес).
— ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — ...? (температура).
— ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ — ...? (слух).
— ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ — ...? (ночь).
— УТЮГ— ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН — ...? (звонить). Другие варианты:
— ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК— ...? (цветок).
— ОГУРЦЫ — ГРЯДКА, а ШИШКИ — ... ? (лес).
— САМОЛЕТ — ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА —...? (водитель, шофер).
— РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ...? (зрение, смотреть).
— ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ — ...? (черное).
— ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА — ... ? (рыба).
— ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА — ... ? (поле).
— ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА —...? (врач).
— ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ — ...? (рисовать).
— КНИГА — ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА — ...? (слушать, играть, сочинять).
— ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО — ...? (зима).
Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается.
Критерии оценки
Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.
Субтест 6. Логопедический
Инструкция
Часть 1. "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши".
Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:
— САМОВАР
— ПОДУШКА.
Эти слова можно заменять на другие трехсложные.
Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:
— БЕРЕТ
— ВОЛНА
— АТАМАН
— УТКА.
Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный, последний — гласный, в третьем: первый — гласный, последний — согласный, в четвертом — оба звука гласные.
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).
Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.
Ребенок получает 0 баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.
Субтест 7. Запрещенные слова
Инструкция
Педагог говорит ребенку: " Я предлагаю тебе поиграть в игру "ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте". Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова "ДА" и "НЕТ" и нельзя называть никакие ЦВЕТА.
1. Кошки живут в воде?
2. Летом небо какое?
3. Вода мокрая?
4. Взрослые любят играть?
5. Ты мальчик?
6. Какие ты любишь яблоки?
7. У меня глаза какие (сделать ребенку "глазки")?
8. На тебе одежда прозрачная?
9. Снег черный?
10. Летом трава какая?
11. Крокодилы летают?
12. Холодильник какой?
Педагоги имеют право менять вопросы, оставляя неизменным их количество — двенадцать.
Критерии оценки
Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9-12 вопросов, то он получает 2 балла.
Если ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4-8 вопросов, то он получает 1 балл.
Если ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы, или соблюдает правила, но при этом его ответы неправильные по смыслу, правильно отвечая всего на 1-3 вопроса, то он получает 0 баллов.
Субтест 8. Ключи
Инструкция
Педагог предъявляет ребенку карточку с нарисованными на ней ключами и говорит при этом: "Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные, но при этом все-таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет дорисовать его вот здесь.
Критерии оценки
Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 3 или 4 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 2 балла.
Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 1 или 2 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 1 балл.
Если на тестовом рисунке ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков, то его результат оценивается в 0 баллов.
Субтест 9. Чтение.
Инструкция
Педагог спрашивает у ребенка, умеет ли он читать. Если ребенок отвечает утвердительно, то имеет смысл предложить ему текст с просьбой прочитать его, если нет, то стоит показать карточку с буквами и попросить их назвать (Приложение 5).
Критерии оценки
Ребенок получает 3 балла, если он читает бегло, словами.
Ребенок получает 2 балла, если он читает слогами, понимая прочитанное.
Ребенок получает 1 балл, если он знает хотя бы 10 из показанных букв.
Ребенок получает 0 баллов, если он знает меньше 10 из показанных букв.
Это единственный субтест, который оценивается по четырехбалльной шкале.
Субтест 10. Рисунок человека
Инструкция
Педагог дает ребенку Анкету для ребенка и, показав ему место для рисования, просит: "Нарисуй, пожалуйста, здесь человека".
Критерии оценки
Задание оценивается в соответствии с образцом:
Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №№ 1 и 2, то ребенок получает за этот субтест 2 балла.
Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №№ 3 и 4, то ребенок получает за этот субтест 1 балл.
Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №№ 5 и 6, то ребенок получает за этот субтест 0 баллов.
Субтест 11. Составление слов
Инструкция
Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней словом и говорит: "Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например, СУП, СОДА, СУД, САД (показать рукой соответствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я тебе предлагаю слово ... и из его букв ты попробуй составить свои слова".
Критерии оценки
Если ребенок составил два или больше слов, то он получает за выполнение этого субтеста 2 балла.
Если ребенок составил хотя бы одно слово, то он получает за выполнение этого субтеста 1 балл.
Если ребенок не составил ни одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0 баллов.
Приложение 2
Стимульный материал к субтесту «Нелепицы»
Приложение 3
Стимульный материал к субтесту «Пространственно-арифметический диктант»
Приложение 4
Стимульный материал к субтесту «Геометрические фигуры»
Приложение 5
Стимульный материал к субтесту «Ключи»
Приложение 6
Стимульный материал к субтесту «Чтение»