Содержание
3. Классический комплекс маркетинга, его отличие от структуры маркетинговой деятельности. 3
20. Стратегия ценообразования: формирование целей, определение последовательности реализации целей. Виды стратегий и их особенности 5
24. Реклама: цели, задачи, функции. История возникновения и совершенствования рекламы. Правовые основы рекламы, требования к ней 9
Задача. 13
Список использованной литературы.. 14
3. Классический комплекс маркетинга, его отличие от структуры маркетинговой деятельности
К классическому комплексу маркетинга относят традиционную и социально-этическую концепции маркетинга.
Основной инструментарий
Комплекс маркетинга-микса (включает четыре направления: продукт, цена, место и продвижение (по Дж.Маккарти)) ; исследование потребителя; исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг.
Маркетинг-микс (комплекс маркетинга) – совокупность инструментов воздействия на покупателей, находящиеся в распоряжении компании-продавца и используемые ею для увеличения числа и объемов заключаемых сделок ради достижения целей своего бизнеса
Известно десятки приемов и инструментов маркетинг-микс. Дж. Маккарти предлагает классифицировать их по четырем направлениям: товар, цена, место продажи, способы продвижения. Эта классификация получила название концепции «четырех P» (4Ps).
КОНЦЕПЦИЯ 4Ps ограничивает способы воздействия на Покупателя четырьмя переменными:
Рис. 1 - Четыре переменные концепции 4Ps
Основные маркетинговые решения по каждому из четырех направлений:
PRODUCT, ТОВАР – совокупность товаров и услуг, предлагаемых данному сегменту рынка для удовлетворения потребностей данной целевой группы покупателей
PRICE, ЦЕНА – система ценообразования, устанавливаемая для данного сегмента рынка
PLACE, МЕСТО – система распределения (дистрибуции) товара, обеспечивающая доступность товаров и услуг для целевых потребителей в местах возникновения спроса
PROMOTION, ПРОДВИЖЕНИЕ – совокупность мероприятий по продвижению товара на рынке услуг на данном сегмента рынка (реклама, promotion-акции, личные прямые продажи, PR и пр.)
ТОВАР |
ЦЕНА |
МЕСТО ПРОДАЖИ |
ПРОДВИЖЕНИЕ |
Ассортимент Качество Дизайн Характеристики Торговая марка Упаковка Размеры Обслуживание Гарантии Возврат |
Розничные и оптовые отпускные цены Скидки и надбавки Условия платежа Условия кредитования Прайс-лист |
Типы посредников Каналы распределения Охват рынков Дилерская поддержка Плотность сети сбыта Время от оформления до поставки Запасы Транспорт |
Торговый персонал Реклама Стимулирование сбыта Личные продажи (торговый персонал) Связи с общественностью Прямой маркетинг |
20. Стратегия ценообразования: формирование целей, определение последовательности реализации целей. Виды стратегий и их особенности
Цели ценообразования должны быть сформулированы в «русле» основных стремлений фирмы и принятой глобальной маркетинговой стратегии.
В общем виде можно выделить три группы целей, которые могут быть достигнуты в рамках ценовой политики.
К разновидностям целей, связанных с прибылью, относятся следующие:
1) основанные на абсолютной величине прибыли – сумме, которую получает продавец от реализации всех товаров за вычетом расходов:
· максимизация прибыли в долгосрочном периоде;
· максимизация прибыли в краткосрочном периоде;
2) основанные на относительной величине прибыльности, т.е. показателях эффективности:
· максимизация рентабельности продаж – доли прибыли (в процентах) в общей величине выручки от продаж;
· максимизация рентабельности чистого собственного капитала фирмы (получение наибольшей величины прибыли в расчете на каждую денежную единицу той части активов фирмы, которые являются собственностью ее владельцев);
· максимизация рентабельности всех активов фирмы, включая кА собственные, так и заемные.
Цели, сфокусированные на объеме, могут быть выражены следующим образом:
1) основаны на абсолютных показателях:
· максимизация объема продаж в натуральных единицах измерения товара, например, штуках, литрах, тоннах, метрах и т.п.;
· максимизация объема продаж в стоимостном выражении (с учетом цены на товар), т.е. максимизации выручки;
2) основаны на относительных показателях:
· увеличение темпов роста продаж;
· увеличение доли рынка фирмы.
Цели, ориентированные на конкуренцию, могут быть выражены следующим образом:
· стабилизация существующего положения (и, следовательно, цен);
· позиционирование относительно конкурентов[1].
Под политикой цен понимаются общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары. Под стратегией ценообразования соответственно понимается набор методов с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.
Типы ценовых стратегий по Липсицу И.В.[2]:
· стратегия премиального ценообразования («снятия сливок»);
· стратегия нейтрального ценообразования;
· стратегия ценового прорыва (пониженных цен).
Стратегия ценового прорыва - установление цен на уровне более низком, чем, по мнению большинства покупателей, заслуживает товар с данной экономической ценностью, и получение большой массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка.[3]
Первым условием успешной реализации данной стратегии состоит в наличии большого круга покупателей, готовых сразу переключиться на покупку товара у нового продавца, едва он предложит более низкую цену. Но далеко не всегда происходит так и не понимание этого менеджерами приводит к неудачам при реализации данной стратегии. Более того для производителей товаров престижного спроса такая стратегия вовсе не приемлема. Данная стратегия также малоэффективна для дешевых товаров повседневного спроса – даже большая относительная величина снижения цены здесь выразится в абсолютно малой сумме, на которую покупатели могут и не обратить внимание. Малую отдачу она приносит и применительно к товарам, свойства которых трудно или невозможно сравнить заранее, до потребления.
Стратегия ценового прорыва имеет лучшие шансы на успех по отношению к тем товарам, в цене которых приростные затраты составляют небольшую долю, а удельный выигрыш – существенно большую. Это означает, что даже небольшой прирост числа проданных товаров будет приводить к заметному увеличению общей массы прибыли. С другой стороны, поскольку удельный выигрыш велик, то и небольшое снижение цены приведет к его ощутимому падению. Нетрудно догадаться, что вообще реализация стратегии ценового прорыва может быть успешна лишь в том случае, если конкуренты по каким-то причинам не могут ответить аналогичным снижением цен.
Стратегия премиального ценообразования, или «снятия сливок», - установление цен на уровне более высоком, чем, по мнению большинства покупателей, должен стоить с данной экономической ценностью, и получение выгоды от высокой прибыльности продаж в узком сегменте рынка.[4]
Суть этой стратегии можно определить как «выигрыш высокой прибыльности за счет жертвы высоких объемов». Чтобы «снять сливки» в виде большой величины выигрыша с каждой единицы проданных товаров, фирма устанавливает цены настолько высоко, что такие «сливочные цены» становятся неприемлемыми для большинства покупателей. Однако здесь существует существенное ограничение: прирост массы прибыли за счет продаж по повышенной цене должен быть больше, чем потеря массы прибыли за счет сокращения числа проданных по сравнению с уровнем, возможном при более низкой цене.
Покупатели склонны смириться со стремлением предприятия «снять сливки» в том случае, если они придают особое значение тем отличиям, за которые фирма и хочет получать премиальную цену.
Нейтральная стратегия ценообразования – установление цен исходя из того соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.
Сущность стратегии ценообразования состоит не только в отказе от использования цен для увеличения захваченного сектора рынка, но и в недопущении того, чтобы цена каким-либо образом влияла в сторону сокращения этого сектора. Таким образом, при избрании такой стратегии роль цен как инструмента маркетинговой политики фирмы сводится к минимуму. Это может быть обусловлено двумя причинами: менеджеры считают, что ее целей лучше можно добиться с помощью иных маркетинговых инструментов, расчеты доказывают, что использование иных инструментов маркетинга потребует меньших затрат, чем проведение мероприятий, связанных с манипулированием ценами. Нейтральное ценообразование часто становиться вынужденной стратегией для фирм, которые не видят возможностей для реализации стратегии премиального или ценового прорыва. Т.е. на рынке, где покупатели весьма чувствительны к уровню цены (что не благоприятствует премиальному ценообразованию), а конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж (что делает опасной стратегию ценового прорыва).
24. Реклама: цели, задачи, функции. История возникновения и совершенствования рекламы. Правовые основы рекламы, требования к ней
Первым дошедшим до нас рекламным материалом принято считать египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба.
Первоначальные формы рекламы донесли до нас индийские веды, персидские Зенд-Авесты. Первое из известных печатных рекламных объявлений появилось в Англии в 1473г. Издатель Уильям Кэкетон сообщал о выходе книги духовного содержания. В середине 17 в. в Англии стала еженедельная коммерческая газета «Меркурий». Именно в этом рекламном издании впервые англичанам были предложены напитки, без которых сегодня немыслима ни одна трапеза: кофе – 1925г., какао – 1657г. и чай – 1658г. В 1611г. в Лондоне открылась первая в мире рекламная посредническая организация – бюро Артура Горта и Уолтера Копа.
Рекламное дело в России прошло две стадии становления и развития капиталистической рекламы. Так уже в X-XI вв. русские купцы прибегали к разнообразным приемам рекламирования своих товаров. Как, правило, нанимался официальный зазывала, который стоя у лавки, громко расхваливал товар, а заодно и своего хозяина.
В 20-х годах прошлого века впервые была проведена ярмарка в Нижнем Новгороде.
Советская реклама должна была быть разумной, свободной от излишеств, вызываемых капиталистической конкуренцией.
В научной литературе по маркетингу под рекламой в общем плане понимается целенаправленная, оплачиваемая информация о товарах или услугах с целью ознакомления и убеждения потребителей в необходимости приобретения рекламируемых товаров.
Основными целями современной рекламы являются следующие.
1. Сформировать у потребителя определенный уровень знаний о товаре, услуге, коммерческой фирме и т.д.
2. Представить потребителю выгоды от приобретения конкретного товара (услуги).
3. Создать благоприятный образ (имидж) коммерческой фирмы (менеджера по продажам, продавца и т.д.), а также торговой или промышленной марки у потребителей и: деловых партнеров.
4. Стимулировать сбыт товаров и услуг.
5. Напоминать периодически потребителю о фирме и ее товарах (услугах).
В зависимости от целевого назначения реклама подразделяется на различные виды.
На начальных этапах выведения товара на рынок преобладает информативная реклама, когда стоит задача создания первичного спроса, ставятся цели рассказать потенциальным потребителям о новинке или о новых применениях существующего товара, информировать об изменении цены, объяснить принципы действия товара, описать оказываемые услуги, исправить неправильные представления или рассеять опасения потребителя, сформировать образ фирмы.
На этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса, она прибегает к увещевательной рекламе. Иногда увещевательные рекламные объявления смещаются в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество одного товара за счет сравнения с аналогичным или одной марки с другой, или сразу с несколькими марками в рамках данного товарного класса.
Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости для того, чтобы заставить потребителя периодически вспоминать о товаре. Цель дорогих объявлений «Кока-колы» в журналах — напоминать людям о напитке, а вовсе не о том, чтобы проинформировать или убедить их.
Подкрепляющая реклама стремиться уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. В рекламных объявлениях при продаже автомобилей часто фигурируют довольные покупатели, восторгающиеся той или иной особенностью купленной машины.
Стоит упомянуть такие важные и уже используемые в российских СМИ виды рекламы, как имиджевая (престижная) реклама, применяемая для формирования долговременного образа. Реклама марки используется для долговременного выделения конкретного марочного товара («Возьми с собой бутылочку «Херши», «Хер-ши» — вкус, который нельзя забыть»). Рубричная реклама приходит на помощь, если необходимо распространить информацию о продаже, услуге или событии. Для отстаивания конкретной идеи, концепции необходима разъяснительная реклама. Реклама распродаж применима для объявления о распродаже по сниженным ценам на самые разнообразные товары.
Типичные (психологические) функции, выполняемые рекламой:[5]
1) создание образа фирмы и достижение благоприятного отношения к ней;
2) создание образа торговой марки;
3) распространение информации о выгоде и преимуществах марки товара;
4) создание благоприятной экономической установки на восприятие товарной марки;
5) добиться легкого распознавания марки или упаковки как собственности фирмы;
6) заложить основы репутации для последующих выходов на рынок новых марок и новых товарных
По способам воздействия на потребителя реклама делится на два вида: рациональная и эмоциональная.
В последние годы значение рекламы в нашей стране возросло. Об этом свидетельствует и принятие Федерального закона «О рекламе» от 25.06.95. В нем рекламе дано такое определение: «Реклама, распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информации о физическом или юридическом лице, товарных идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».
Задача
37. Сравните цены по одной товарной группе (по выбору) вашего предприятия и вашего конкурента. Определите факторы, влияющие на установление цен.
Решение
Рассматриваются цены двух предприятий конкурентов, выпускающих взаимозаменяющую продукцию: йогурты.
Компания «ЮНИМИЛК», продукция «Актуаль» йогурт, рекомендуемая розничная цена – 6,7 руб.
Компания-конкурент DANONE, продукция «7 витаминов» йогурт, рекомендуемая розничная цена – 7,5 руб.
Проведем анализ конкурентоспособности этих компаний. Результаты в табл. 1.
Табл. 1 - Анализ конкурентоспособности предприятия
Инструменты маркетинга |
Оценка по каждому инструменту |
Готовая оценка |
|||||
Описание инструмента[6] |
Важность в баллах |
Оценка предприятия ЮНИМИЛК |
Оценка предприятия конкурента DANONE |
Розн. торг. предприятие |
Предприятие конкурент |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Товар |
Продукт |
1 |
Актуаль |
7 витаминов |
- |
- |
|
Ассортимент |
Продукт |
3 |
0,5 |
0,7 |
1,5 |
2,1 |
|
Цена |
Цена |
2 |
6,7 |
7,5 |
13,4 |
15 |
|
Размещение |
Место |
6 |
0,4 |
0,7 |
2,4 |
4,2 |
|
Маркетинг |
Продвижение |
5 |
0,4 |
0,9 |
2,0 |
4,5 |
|
Обслуживание |
Продукт |
4 |
0,8 |
0,8 |
3,2 |
3,2 |
|
Упаковка |
Продукт |
4 |
0,7 |
0,7 |
2,8 |
2,8 |
|
Дополнительные бесплатные услуги |
Продвижение |
7 |
- |
- |
- |
- |
|
Имидж |
Продвижение |
8 |
0,7 |
0,7 |
5,6 |
5,6 |
|
Итого |
- |
- |
- |
- |
|||
Рейтинг: 0-0,30 – низкий; 0,31-0,60 – удовлетворительный; 0,61 – 0,80 – хороший.
Получаем, что предприятие-конкурент имеет более высокие оценки.
Разница в ценах практически не ощутима. Логично предположить, что предприятие-конкурент более конкурентоспособно, чем компания «ЮНИМИЛК».
Какие факторы влияют на установление цен?
Будем рассматривать только внутренние факторы.
В нашем случае, так как компания DANONE более конкурентоспособна, то она вправе предъявлять более высокую цену, конечно, в пределах нормы (чтобы не потерять своего лидирующего положения).
Компания ЮНИМИЛК выпустила новый продукт: йогурт «Актуаль», поэтому более низкая цена обоснована.
К числу факторов, влияющих на цену, также относятся:
- особые свойства товара;
- вид, способ производства;
- реклама;
- ориентация на рыночные сегменты;
- жизненный цикл товара;
- мобильность производства;
- длительность цикла товародвижения;
- организация сервиса;
- имидж предприятия, фирмы на рынке.
Список использованной литературы
1. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга. СПб: СПбЛФИ, 2003. С. 73.
2. Герасименко В.В. Эффективное ценообразование. Учебник для вузов.- М.: Финстатинформ , 2000.- с. 309.
3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – Издательство «Питер», 2003.- 896с.
4. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. - 2-е изд., доп. и исправ. - М.: Издательство БЕК, 2001. с. 352.
5. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротсолл К. Реклама: теория и практика. – М.: БЕК, 2004. с. 368.
6. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие, 2-е изд.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.- с. 109.
[1] Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга. СПб: СПбЛФИ, 2003. с. 73.
[2] Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. - 2-е изд., доп. и исправ. - М.: Издательство БЕК, 2001.- с. 154-155.
[3] Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие, 2-е изд.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.- с. 109
[4] Герасименко В.В. Эффективное ценообразование. Учебник для вузов.- М.: Финстатинформ , 2000.- с. 309-310.
[5] Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротсолл К. Реклама: теория и практика. – М.: БЕК, 2004. с. 152.
[6] Согласно составляющим маркетинг-микс.