Содержание

Введение. 3

1. Понятие нормы и отклонения в развитии. 5

2. Диагностика при помощи игры.. 6

3. Коррекция нарушений при помощи игры.. 9

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

         Потребность в игре и желание играть у дошкольников использую и направляю в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

         Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, необходимо использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей.

         Невозможность дей­ствовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обусловливает по­явление деятельности в плане воображения. Так возникает игра.

         Заслуга культурно-исторического и психологического анализа детской игры в отечественной психологии принадлежит Д.Б.Эльконину. В структуре игры он выделил следующие компоненты: 1) роль, которую берут на себя дети, 2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отно­шения между ними, 3) игровое употребление предметов, при кото­ром реальные функции предмета замещены игровыми, 4) реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнооб­разных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

         Центральным моментом, объединяющим все остальные сто­роны игры, является роль, которую берет на себя ребенок. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой ос­новную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми. Поэтому основным содержани­ем роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этой стороны действительности.

         Цель данной работы – рассмотреть игровую деятельность как средство диагностики и коррекции психических нарушений у детей.

         Задачи:

-       выявить понятие нормы и отклонения в развитии;

-       рассмотреть возможности диагностики психических нарушений при помощи игры;

-       изучить вопросы коррекции нарушений средствами игры.

 

1. Понятие нормы и отклонения в развитии

         Проблема нормы и патологии является одной из самых спорных для наук, объектом изучения которых является человек. Некоторые ученые считают ее бессмысленной и неуместной, поскольку сомневаются в самом существовании нормы.

         Однако для таких наук как психология, судебная медицина, дефектология, специальная и, конечно, коррекционная педагогика остро нуждаются в изучении данного понятия и создании некоторых границ и определений данного понятия. Большинство исследователей признают, что норму следует рассматривать, по крайней мере, в 3 значениях: статистическая, функциональная и идеальная норма.

-       Статистическая норма Люди отличаются друг от друга рядом свойств и качеств. Большинство показателей тяготеет к среднестатистической норме, но не совпадают с ней. Например, можно измерить любой показатель (рост, вес, цвет глаз и др.) у каждого присутствующего в этой аудитории, найти средний показатель, сложив все значения - это и будет статистическая норма (хотя может оказаться, что человека именно с такими параметрами среди нас не будет).

-       Функциональная норма (индивидуальная норма) В концепции функциональной нормы нормальным считается то, что хорошо или соответственно хорошо приспособлено и обеспечивает как субъективное удовлетворение, так и адекватную самореализацию при адекватной перцепции и “ассимиляции реальности”[1]. (О.Кондаш,1977).

         В этом смысле человек является нормальным тогда, когда он такой, каким он должен быть со своей собственной точки зрения, когда он проявляется так, как ему свойственно, когда он находит удовлетворение в том, что считает правильным и красивым.

         Однако этот вид нормы следует принимать с оглядкой, в сочетании с другими видами норм, например социальными правилами и другие.

-       Идеальная норма Идеальную норму можно в целом охарактеризовать как оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Идеальные нормы выдвигают такие нормативные науки, как педагогика, политика, правовые науки и другие. Например, “модели выпускников“ разных учебных заведений (список черт и качеств, умений и навыков, которыми они должны обладать).

         По отношению к детям понятие нормы несколько видоизменяется. Кроме ранее перечисленных появляются еще некоторые показатели.

         В практике принята и наиболее часто используется статистическая процедура оценки нормальности ребенка. Сравнивается, соответствует ли ребенок данного возраста уровню развития, характерному для большинства детей его возраста, как в отдельных составляющих, так и в целом.

         Ребенок считается нормальным, если:

-       уровень его развития соответствует уровню развития большинства детей его возраста;

-       когда развиваются индивидуальные свойства и способности ребенка, преодолевая возможное негативное влияние со стороны собственного организма и средового окружения;

-       когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества[2].

         Другие проявления ребенка относят к аномальности (абнормальности) и это становится основанием для проведения коррекционной работы.

2. Диагностика при помощи игры

         Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.

         Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают  низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

         Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то именно на ее основе и следует развивать у детей возможности контакта со сверстниками, возможности достижения более высоких результатов познавательной сферы.

         Необходимость налаживания психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям послужила основанием для развертывания нового, коррекционного, направления в дошкольном образовании, одной из приоритетных задач которого является целенаправленная разработка форм, содержания и методов выявления детей группы риска  в раннем и дошкольном детстве, а также способов и приемов обучения, применение которых позволило бы своевременно и эффективно преодолевать проблемы в развития ребенка[3].

         При изучении психического развития детей с психическими нарушениями используются методы детской и педагогической психоло­гии, но их применение имеет определенную специфику. Методы наблюдения, изучения продуктов деятельности используются либо при предварительном знакомстве с детьми, будущими испытуе­мыми, либо они входят составными частями в психолого-педаго­гический эксперимент, который может носить как констатирую­щий, так и обучающий характер[4].

         Тема игры задается взрослым, который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрос­лый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться че­рез речку. Использование узкоспециализированных тематиче­ских игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

         Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрос­лый оказывает минимальную помощь в организации игрово­го процесса.

         Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

         Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 крите­риям:

1.     распределение ролей - самостоятельное распределение ролей, разре­шение конфликтных ситуаций (1 балл),

2.     основное содержание игры - выполнение действий, связанных с отношени­ем к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая» (1 балл)

3.     ролевое поведение - ролевое поведение наблюдается на всем про­тяжении игры (1 балл),

4.     игровые действия - игровые действия имеют четкую последова­тельность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета (1 балл),

5.     использование атрибутики и предметов-заместителей - использование многофункциональных пред­метов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет по­суды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом) (1 балл)

6.     использование ролевой речи - развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль (1 балл).

7.     выполнение правил - соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры (1 балл).

         Далее можно провести тренинг. Основной целью проведения тренинга является формирование у ребенка  игровых навыков. При этом тренинг является той искусственно созданной модельной средой со специально организованной в ней деятельностью, которая соответствует уровню актуального развития детей и позволяет создать для них ситуацию успеха, сформировать у них адекватную самооценку и мотивацию развития.

         Тренинг рассматривается нами как способ формирования поддерживающей и контролируемой среды, в которой возможна коррекция неверно сложившихся  игровых навыков и формирование новых навыков, необходимых для успешного общения.

3. Коррекция нарушений при помощи игры

         Система игр, составляющая собственно содержание коррекционных занятий, включает следующие виды игр: дидактические, игры с пением, подвижные, с правилами, игры-драматизации на основе стихотворного и прозаического текста, игры в настольный теннис, пальчиковый театр, творческие игры по предложению логопеда и по замыслу детей. На занятиях с детьми в первую очередь реализуется принцип игровой деятельности.

         В практике работы с детьми (методика И.Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской) игры и игровые приемы используются для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами воздействия: режима относительного молчания; воспитания правильного речевого дыхания; общения короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения, развития познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности.

         У  аномальных детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы необходимо давать игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим играм.

         Игровые упражнения по развитию мимики

-       “Съели кислый лимон”

-       “Рассердились на драчуна”

-       “Встретили знакомую девочку”

-       “Испугались забияку”

-       “Удивились”

-       “Обиделись”

-       “Умеем лукавить”.

         Игровые упражнения по обучению жестам

-       Покажите высокого мальчика, “низкого”; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

         Игровые упражнения по развитию пантомимики

-       “Расцвели, как цветы”.

-       “Завяли, как травка”.

-       “Полетим, как птицы”.

-       “Идет медведь по лесу”.

-       “Крадется волк за зайцем”.

-       “Плывут уточки”.

-       “Идут пингвины”.

-       “Жук перевернулся на спину”.

-       “Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).

-       “Мчатся олени”[5].

         Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

         Направленность методики в отношении детей от 2 до 4 лет и детей от 4 до 7 лет различна. В первом случае стоят задачи не столько коррекционного, сколько развивающего обучения и воспитания детей. В этом возрасте коррекционная работа имеет профилактический характер. В работе с детьми от 4 до 7 лет ведущее значение приобретает коррекционная направленность воздействия, поскольку сформированные в процессе индивидуального развития личностные особенности влияют на характер деятельности ребенка и определяют структуру дефекта

         Методика игровой деятельности направлена на воспитание личности и на этой основе - на устранение дефекта.

         Игра «Комплименты»

         Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие.

         Ведущий предлагает детям подумать, что такое комплименты. (Это хорошие слова, которые мы можем говорить друг другу) В игре ответом на них будет оставаться фраза: «Спасибо, мне было очень приятно». Ведущий и дети по очереди говорят друг другу комплименты. Например: «Маша, у тебя сегодня красивая прическа» (ребенок должен ответить «Спасибо, мне очень приятно»).

         Упражнение «Котята». Эмоция счастья, удовольствия, радости.

         Цель: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

         Ведущий спрашивает детей, в каких случаях вы испытываете эмоцию счастья, радости, удовольствия? (отвечают) У кого из вас есть дома кошка или котята? Как их зовут? Как вы проявляете свою любовь к ним? (рассказывают)

- А хотите сами превратиться в котят? Я ведь волшебница и смогу это сделать. Сейчас я дотронусь до вас, произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят. (Ведущий дотрагивается «волшебной палочкой» и произносит: «Мяу-мяу-мяукас, стань котенком ты сейчас»). Ах, какие милые котята у меня в гостях! Дети, потрогайте, погладьте их, испытайте чувство радости и счастья какие они мягкие!

         Игра «Возьми и передай».

         Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

         Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Делают разные движения, показывают, как умеют радоваться (1-2 минуты).

         Игра «Скучно, скучно так сидеть».

         Цель: развитие раскованности; тренировка самоорганизации.

         Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше.

         Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться и местами поменяться.

         Все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз надо убирать по одному стулу.

         Специальная работа по коррекции дошкольников  с психическими нарушениями имеет три основных направления (три цели):

         Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.

         Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).

         Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.

Заключение

         Игра в период дошкольного детства претерпевает существен­ные изменения. Можно выделить три ге­нетически преемственные формы игры: режиссерскую, сюжетную и игры по правилам.

         Первая форма, с которой начинается развитие игры, — режис­серская игра. В режиссерской игре ребенок не принимает на себя ни­какой роли, а управляет игрушкой, действует через нее.

         В сюжетной игре ребенок принимает на себя роль, в которой отражает взаимоотношения между людьми. В сюжетно-ролевой игре ребенок в особых, воображаемых ситуациях самостоятельно воспроизводит фрагменты или стороны взрослой жизни, общест­венные и трудовые функции взрослых, отображает жизнь и труд взрослых людей. Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индиви­дуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в последующем к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями.

         Игры по правилам характерны для старших дошкольников. В них дети учатся подчиняться правилу, которое приобретает для них внутренний смысл. Дети педантично следят за точностью воспро­изведения их содержания, за порядком их следования. Здесь в игру уже включаются элементы учебной деятельности.

         Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.

         Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи.

Список литературы

1.     Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 2001.

2.     Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Медицина, 2000.

3.     Методика работы с детьми, имеющими психические нарушения. / Волкова С.Б. – М.: Медицина, 2003.

4.     Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М. - Воронеж, 2003.

5.     Чистякова М. И. Психогимнастика.— М.: Просвещение, 1990


[1] Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 2001.

[2] Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М. - Воронеж, 2003.

[3] Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Медицина, 2000

[4] Методика работы с детьми, имеющими психические нарушения. / Волкова С.Б. – М.: Медицина, 2003. – с.-12.

[5] Чистякова М. И. Психогимнастика.— М.: Просвещение, 1990