Содержание
Введение. 3
1. Понятие нормы и отклонения в развитии. 5
2. Диагностика при помощи игры.. 6
3. Коррекция нарушений при помощи игры.. 9
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Потребность в игре и желание играть у дошкольников использую и направляю в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, необходимо использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей.
Невозможность действовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обусловливает появление деятельности в плане воображения. Так возникает игра.
Заслуга культурно-исторического и психологического анализа детской игры в отечественной психологии принадлежит Д.Б.Эльконину. В структуре игры он выделил следующие компоненты: 1) роль, которую берут на себя дети, 2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними, 3) игровое употребление предметов, при котором реальные функции предмета замещены игровыми, 4) реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
Центральным моментом, объединяющим все остальные стороны игры, является роль, которую берет на себя ребенок. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми. Поэтому основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этой стороны действительности.
Цель данной работы – рассмотреть игровую деятельность как средство диагностики и коррекции психических нарушений у детей.
Задачи:
- выявить понятие нормы и отклонения в развитии;
- рассмотреть возможности диагностики психических нарушений при помощи игры;
- изучить вопросы коррекции нарушений средствами игры.
1. Понятие нормы и отклонения в развитии
Проблема нормы и патологии является одной из самых спорных для наук, объектом изучения которых является человек. Некоторые ученые считают ее бессмысленной и неуместной, поскольку сомневаются в самом существовании нормы.
Однако для таких наук как психология, судебная медицина, дефектология, специальная и, конечно, коррекционная педагогика остро нуждаются в изучении данного понятия и создании некоторых границ и определений данного понятия. Большинство исследователей признают, что норму следует рассматривать, по крайней мере, в 3 значениях: статистическая, функциональная и идеальная норма.
- Статистическая норма Люди отличаются друг от друга рядом свойств и качеств. Большинство показателей тяготеет к среднестатистической норме, но не совпадают с ней. Например, можно измерить любой показатель (рост, вес, цвет глаз и др.) у каждого присутствующего в этой аудитории, найти средний показатель, сложив все значения - это и будет статистическая норма (хотя может оказаться, что человека именно с такими параметрами среди нас не будет).
- Функциональная норма (индивидуальная норма) В концепции функциональной нормы нормальным считается то, что хорошо или соответственно хорошо приспособлено и обеспечивает как субъективное удовлетворение, так и адекватную самореализацию при адекватной перцепции и “ассимиляции реальности”[1]. (О.Кондаш,1977).
В этом смысле человек является нормальным тогда, когда он такой, каким он должен быть со своей собственной точки зрения, когда он проявляется так, как ему свойственно, когда он находит удовлетворение в том, что считает правильным и красивым.
Однако этот вид нормы следует принимать с оглядкой, в сочетании с другими видами норм, например социальными правилами и другие.
- Идеальная норма Идеальную норму можно в целом охарактеризовать как оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Идеальные нормы выдвигают такие нормативные науки, как педагогика, политика, правовые науки и другие. Например, “модели выпускников“ разных учебных заведений (список черт и качеств, умений и навыков, которыми они должны обладать).
По отношению к детям понятие нормы несколько видоизменяется. Кроме ранее перечисленных появляются еще некоторые показатели.
В практике принята и наиболее часто используется статистическая процедура оценки нормальности ребенка. Сравнивается, соответствует ли ребенок данного возраста уровню развития, характерному для большинства детей его возраста, как в отдельных составляющих, так и в целом.
Ребенок считается нормальным, если:
- уровень его развития соответствует уровню развития большинства детей его возраста;
- когда развиваются индивидуальные свойства и способности ребенка, преодолевая возможное негативное влияние со стороны собственного организма и средового окружения;
- когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества[2].
Другие проявления ребенка относят к аномальности (абнормальности) и это становится основанием для проведения коррекционной работы.
2. Диагностика при помощи игры
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.
Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то именно на ее основе и следует развивать у детей возможности контакта со сверстниками, возможности достижения более высоких результатов познавательной сферы.
Необходимость налаживания психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям послужила основанием для развертывания нового, коррекционного, направления в дошкольном образовании, одной из приоритетных задач которого является целенаправленная разработка форм, содержания и методов выявления детей группы риска в раннем и дошкольном детстве, а также способов и приемов обучения, применение которых позволило бы своевременно и эффективно преодолевать проблемы в развития ребенка[3].
При изучении психического развития детей с психическими нарушениями используются методы детской и педагогической психологии, но их применение имеет определенную специфику. Методы наблюдения, изучения продуктов деятельности используются либо при предварительном знакомстве с детьми, будущими испытуемыми, либо они входят составными частями в психолого-педагогический эксперимент, который может носить как констатирующий, так и обучающий характер[4].
Тема игры задается взрослым, который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).
Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. распределение ролей - самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций (1 балл),
2. основное содержание игры - выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая» (1 балл)
3. ролевое поведение - ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры (1 балл),
4. игровые действия - игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета (1 балл),
5. использование атрибутики и предметов-заместителей - использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом) (1 балл)
6. использование ролевой речи - развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль (1 балл).
7. выполнение правил - соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры (1 балл).
Далее можно провести тренинг. Основной целью проведения тренинга является формирование у ребенка игровых навыков. При этом тренинг является той искусственно созданной модельной средой со специально организованной в ней деятельностью, которая соответствует уровню актуального развития детей и позволяет создать для них ситуацию успеха, сформировать у них адекватную самооценку и мотивацию развития.
Тренинг рассматривается нами как способ формирования поддерживающей и контролируемой среды, в которой возможна коррекция неверно сложившихся игровых навыков и формирование новых навыков, необходимых для успешного общения.
3. Коррекция нарушений при помощи игры
Система игр, составляющая собственно содержание коррекционных занятий, включает следующие виды игр: дидактические, игры с пением, подвижные, с правилами, игры-драматизации на основе стихотворного и прозаического текста, игры в настольный теннис, пальчиковый театр, творческие игры по предложению логопеда и по замыслу детей. На занятиях с детьми в первую очередь реализуется принцип игровой деятельности.
В практике работы с детьми (методика И.Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской) игры и игровые приемы используются для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами воздействия: режима относительного молчания; воспитания правильного речевого дыхания; общения короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения, развития познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности.
У аномальных детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы необходимо давать игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим играм.
Игровые упражнения по развитию мимики
- “Съели кислый лимон”
- “Рассердились на драчуна”
- “Встретили знакомую девочку”
- “Испугались забияку”
- “Удивились”
- “Обиделись”
- “Умеем лукавить”.
Игровые упражнения по обучению жестам
- Покажите высокого мальчика, “низкого”; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.
Игровые упражнения по развитию пантомимики
- “Расцвели, как цветы”.
- “Завяли, как травка”.
- “Полетим, как птицы”.
- “Идет медведь по лесу”.
- “Крадется волк за зайцем”.
- “Плывут уточки”.
- “Идут пингвины”.
- “Жук перевернулся на спину”.
- “Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).
- “Мчатся олени”[5].
Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.
Направленность методики в отношении детей от 2 до 4 лет и детей от 4 до 7 лет различна. В первом случае стоят задачи не столько коррекционного, сколько развивающего обучения и воспитания детей. В этом возрасте коррекционная работа имеет профилактический характер. В работе с детьми от 4 до 7 лет ведущее значение приобретает коррекционная направленность воздействия, поскольку сформированные в процессе индивидуального развития личностные особенности влияют на характер деятельности ребенка и определяют структуру дефекта
Методика игровой деятельности направлена на воспитание личности и на этой основе - на устранение дефекта.
Игра «Комплименты»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие.
Ведущий предлагает детям подумать, что такое комплименты. (Это хорошие слова, которые мы можем говорить друг другу) В игре ответом на них будет оставаться фраза: «Спасибо, мне было очень приятно». Ведущий и дети по очереди говорят друг другу комплименты. Например: «Маша, у тебя сегодня красивая прическа» (ребенок должен ответить «Спасибо, мне очень приятно»).
Упражнение «Котята». Эмоция счастья, удовольствия, радости.
Цель: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Ведущий спрашивает детей, в каких случаях вы испытываете эмоцию счастья, радости, удовольствия? (отвечают) У кого из вас есть дома кошка или котята? Как их зовут? Как вы проявляете свою любовь к ним? (рассказывают)
- А хотите сами превратиться в котят? Я ведь волшебница и смогу это сделать. Сейчас я дотронусь до вас, произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят. (Ведущий дотрагивается «волшебной палочкой» и произносит: «Мяу-мяу-мяукас, стань котенком ты сейчас»). Ах, какие милые котята у меня в гостях! Дети, потрогайте, погладьте их, испытайте чувство радости и счастья какие они мягкие!
Игра «Возьми и передай».
Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Делают разные движения, показывают, как умеют радоваться (1-2 минуты).
Игра «Скучно, скучно так сидеть».
Цель: развитие раскованности; тренировка самоорганизации.
Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной – по количеству детей, возле другой – на один стул меньше.
Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться и местами поменяться.
Все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз надо убирать по одному стулу.
Специальная работа по коррекции дошкольников с психическими нарушениями имеет три основных направления (три цели):
Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.
Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.
Заключение
Игра в период дошкольного детства претерпевает существенные изменения. Можно выделить три генетически преемственные формы игры: режиссерскую, сюжетную и игры по правилам.
Первая форма, с которой начинается развитие игры, — режиссерская игра. В режиссерской игре ребенок не принимает на себя никакой роли, а управляет игрушкой, действует через нее.
В сюжетной игре ребенок принимает на себя роль, в которой отражает взаимоотношения между людьми. В сюжетно-ролевой игре ребенок в особых, воображаемых ситуациях самостоятельно воспроизводит фрагменты или стороны взрослой жизни, общественные и трудовые функции взрослых, отображает жизнь и труд взрослых людей. Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в последующем к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями.
Игры по правилам характерны для старших дошкольников. В них дети учатся подчиняться правилу, которое приобретает для них внутренний смысл. Дети педантично следят за точностью воспроизведения их содержания, за порядком их следования. Здесь в игру уже включаются элементы учебной деятельности.
Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.
Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи.
Список литературы
1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 2001.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Медицина, 2000.
3. Методика работы с детьми, имеющими психические нарушения. / Волкова С.Б. – М.: Медицина, 2003.
4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М. - Воронеж, 2003.
5. Чистякова М. И. Психогимнастика.— М.: Просвещение, 1990
[1] Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 2001.
[2] Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М. - Воронеж, 2003.
[3] Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Медицина, 2000
[4] Методика работы с детьми, имеющими психические нарушения. / Волкова С.Б. – М.: Медицина, 2003. – с.-12.
[5] Чистякова М. И. Психогимнастика.— М.: Просвещение, 1990