Содержание

Теоретический вопрос. 3

Современное состояние страхового рынка в России. 3

1. Основные этапы становления современного страхового рынка РФ.. 3

2. Анализ объема страховой деятельности. 6

3. Отраслевой признак страховой деятельности. 9

4. Основные направления развития национального страхового рынка. 13

Задача. 17

Список литературы.. 19

Теоретический вопрос

Современное состояние страхового рынка в России

1. Основные этапы становления современного страхового рынка РФ

         Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях  становления рыночной экономики.

         При государственной страховой монополии  страхование представляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения  (соцстрах).

         Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ, в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.

         Началом создания отечественного добровольного страхования  следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие  этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций. Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились: 1) укрепление негосударственного сектора экономики;  2) рост объемов  и  разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как  источника  спроса на страховые услуги.   При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного  кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда; 3) сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий  должно восполняться  различными формами личного страхования.

         Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и  предложения.

         В 1992г. страховые фирмы России охватывали примерно 10-12%  ее страхового поля. За период 1992 - 1996 г.г. число страховых фирм, имеющих государственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза.  Другие показатели также свидетельствуют о том, что становление страхового рынка  в России до 1997 г. осуществлялось высокими темпами.

         Экстенсивный рост не может быть бесконечным, особенно в условиях экономического кризиса, политической нестабильности и выхода из строя, вследствие этого, различных макроэкономических систем, например, типа банковской. Напряженность возникла до августа 1998г., когда страхование выплаты превысили объем собранных премий на 0,53 млрд. руб.  В результате крушения рынка ГКО еще более ускоряются  процессы вымывания слабых по размерам уставного капитала и др.  финансовым показателям  страховщиков.  Оставшиеся страховщики контролировали в 2000 г. примерно 80% страхового рынка РФ; сбор ими страховых взносов и их емкость возрос в 2-2,5 раза; отношение объема собираемых  премий к ВПП увеличилось с 1,3% (1997г.) до 2,4% (2000г.); добровольное, а также имущественное и страхование  ответственности развивалось  быстрее  обязательного и личного страхования.

         Интеграция страхового рынка в мировую экономику традиционно предполагает ликвидацию государственной монополии на страхование. В России этот шаг был сделан вместе с принятием закона «О кооперации в СССР» в 1988 г. с началом рыночных реформ. Именно с того момента в России стали создаваться новые страховые компании, которые за последние годы смогли составить конкуренцию бывшим государственным монополистам «Госстраху» и «Ингосстраху».

         Если вспомнить историю отечественного страхования, то первоначально на рубеже 1990-х гг. страховые компании создавались не столько теми, кто что-то понимал в страховании, а теми, кто умел управлять финансовыми потоками и осознавал налоговый режим для страховщиков. До последнего решения о повышении размера уставного капитала в 1998 г. компанию можно было организовать всего лишь за 10000 долларов. Первые переделы собственности начались на рынке страхования в 1997-1998 гг., в преддверии законодательного повышения минимального уставного капитала. Тогда крупные компании такие как «РОСНО», «Ингосстрах», «Росгосстрах» «Страховой дом ВСК» и т.д., совершали много приобретений и это была первая волна слияний и поглощений. Затем началась вторая волна передела. Именно тогда появились новые владельцы у «Ингосстрах», из них около 80% акций приобрели «Сибал», «Нафта Москва» и британская компания «Millhouse Capital». Несколько раз меняла своих собственников «РОСНО». Сначала это была группа «Мост», потом АФК «Система» и, наконец, «Allianz», которая в 2001 г. приобрела у АФК «Система» 45% акций «РОСНО» за 30 млн долл.[1] Далее страховыми компаниями начали интересоваться финансовые структуры — так 49% акций компании «Росгосстраха» приобрел консорциум во главе с «Тройка Диалог», примерно за 40 млн долл. В орбиту крупных финансово-промышленных групп попали такие признанные лидеры рынка как «Веста», выкупленная «Альфа Банком» и «РЕСО-Гарантия» — «МДИ-Банком», ИБГ «НИКойл» приобрела около 80% акций Промышленно-страховой компании (ПСК).

         Рост доходов населения, стабилизация финансовой системы государства, снижение инфляции в середине 90-х гг. давали надежду на ускоренное развитие страхового сектора. Однако финансовый кризис 1998 г. отодвинул реализацию этого сценария на более отдалённую перспективу. Невзирая на потери от кризиса, уже в 1999 г. страховая отрасль продемонстрировала сверхвысокий рост сборов премий, и с этого момента начинается новый этап развития страхового бизнеса в России. Кризис выступил своеобразным санитаром отрасли и заставил страховщиков по-новому расставить приоритеты в своём развитии. Рынок страхования в России начинает расти, повышается и спрос на страховые услуги, о чём свидетельствует соотношение страховых сборов по отношению к росту ВВП, которое выросло с 0,6% в1992 г. и до 3,2% в 2003 г.[2]

2. Анализ объема страховой деятельности

         Общий сбор совокупных страховых премий, собранных страховщиками свидетельствует о последующем, достаточно динамичном росте страхового сектора в России. Так, например, если в 1995 г. темпы роста составляли 33%, то в течения последних двух-трех лет российский страховой рынок растет быстрыми темпами, около — 50% в год. В 2003 г. вместе с ростом объемов собираемых премий продолжается концентрация страхового рынка. Так тенденции усиления конкурентной борьбы па внутреннем рынке привели к концентрации капитала в отрасли. Страховые компании, которые выбыли с рынка не «испарились», а влились в более крупные структуры. Крупные компании стали наращивать обороты: кто-то в рамках своих кэптивных структур, как, например «Капиталъ Страхование», «СОГАЗ», «Нефтеполис» и другие, которые вышли па открытый рынок из искусственно замкнутого бизнеса. Универсальные же компании увеличили свои сети за счет экспансии в регионы, тем самым, усиливая конкуренцию в регионах.

         Особенного внимания заслуживает территориальная организация российского страхового бизнеса, где роль Центрального федерального округа, а точнее — Москвы, по сравнению с другими регионами России очень высока. В Москве сконцентрированы практически все крупнейшие страховщики России: более 60 из 100 крупнейших страховых компаний. В среде лидеров этого рынка отмечаются все передовые тенденции, которые характерны для международного рынка страхования (концентрация, формирование страховых групп, зачатки банковского, ипотечного и других видов страхования). В среднесрочной перспективе эти факторы будут способствовать дальнейшему снижению числа страховых организаций в стране, так как размещение инфраструктуры страхового рынка соответствует размещению производственного потенциала и региональной структуре денежных потоков. Поэтому можно предполагать, что пока финансовый потенциал регионов будет оставаться низким, будет слаборазвит и региональный рынок страховых услуг.

         Противоположную тенденцию населения в страховом бизнесе можно ожидать в сфере занятости. По данным Объединённой финансовой группы в настоящее время в российском страховании работает примерно 250-300 тыс. чел.[3] С развитием сегментов страхового рынка, ориентированных на физических лиц, очевидно занятость будет возрастать и в первую очередь за счёт роста числа страховых агентов и брокеров.

         То, что страхование становится важным звеном воспроизводства материальной или финансовой базы, утрачиваемой в результате несчастных случаев или природных катастроф, видно на примере выплат, производимых страховщиками своим клиентам. В 2003 г. общий объём выплат достиг 284,5 млрд. руб., что на 44% больше, чем годом ранее[4].

         Постепенный отказ страховщиков от финансовых (зарплатных) схем, которые на протяжении 1999-2001 гг. были основным локомотивом роста страхового бизнеса, продолжился и в 2003 году. Хотя некоторые компании отказались от этих схем. Следовательно, эти компании, осмысливая стратегию развития, решили очистить свои балансы отчётности от псевдострахования, тем самым повышая свою конкурентоспособность и на твёрдой базе приступая к освоению рынка страхования жизни.

         К концу 2002 г. совокупный уставный капитал всех отечественных страховых компаний составлял всего 76 млрд. рублей. Одним из способов дальнейшего повышения капитализации страховых компаний будет увеличение минимального допустимого уставного капитала. Такое решение Правительство РФ приняло 10 декабря 2003 года — № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно этому закону выделяются три сферы деятельности страховщиков: личное накопительное (страхование жизни), личное рисковое (страхование от несчастных случаев и болезней и медицинское страхование) и имущественное страхование (компании не могут совмещать личное накопительное страхование и имущественное страхование). Законопроект также устанавливает поэтапный минимальный размер уставного капитала — до 30 млн. рублей, если компании планируют заниматься накопительным личным или накопительным и рисковым личным страхованием, то размер не может быть менее (60 млн. руб.), а для компаний занимающиеся ещё и перестрахованием (или только перестрахованием) должны иметь не менее 120 млн. руб. Такие лимиты соответствуют мировым стандартам. Сформировать полный размер капитала необходимо до 1 июля 2007 года. Кроме того, после принятия этого закона контроль страхового надзора, будет распространён не только на резервы страховщиков, но и на их собственные средства. Страховщиком так же должны соблюдаться основные требования по диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности средств. Таким образом, государственное регулирование продолжает оставаться одним из важнейших факторов развития страхования в России, стимулируя приобретение услуг по страхованию жизни, предоставляя право уменьшения налогооблагаемого дохода и величину страховых расходов. Такое поощрение преследует две основные цели: создать максимальную социальную защищённость граждан и привлечь в экономику средства в виде долгосрочных инвестиций, операторами которых становятся страховые компании.

         Вместе с тем, на протяжении последних пяти лет совокупный уставный капитал участников страхового рынка увеличивается с невиданной скоростью (причем значительно опережая финансовые показатели их деятельности): в 2002 году темп прироста составил 70,3%, в 2003 году — 74,3%, в 2004 году — 60,3% и в 2005 году — 82,5%.

         По оценке «Эксперта РА», объем реального страхования в 2004 году вырос на 12% (без учета сборов по ОМС), а объем нерисковых схем сократился почти на 17%. Пусть ненамного (с 1,3% до 1,4%), но возросла и доля реального страхования в ВВП. По прогнозу «Эксперта РА», к 2008 году она должна увеличиться до 3,5 — 4%. Рынок реального страхования в 2004 году составил 49% от общих сборов, а в абсолютном выражении — 183,1 млрд рублей. Ожидается, что в обозримом будущем этот рынок будет прирастать на 20 — 25% ежегодно, а по отдельным сегментам — на 40 — 50%[5].

3. Отраслевой признак страховой деятельности

         Реализация «Закона Обязательного страхования автогражданской ответственности» (ОСАГО) вызвал широкие дискуссии в Правительстве, да и в обществе в целом. За время действия этого закона, который вступил в силу с 1 июля 2003 года, полисы ОСАГО приобрели около 20,0 млн. автовладельцев. Закон «ОСАГО» действует во всех цивилизованных государствах. Мировой опыт доказал социальную значимость обязательного страхования автогражданской ответственности. Введение ОСАГО во многих европейских государствах повысило интерес к другим видам страхования со стороны частных потребителей, повысив тем самым рост самой отросли страхования, поэтому в России этот Закон надо развивать и если существуют недостатки необходимо принимать поправки к Закону. С определенными трудностями сталкивались на этапе внедрения закона и зарубежные страны. Они их преодолели, хотя тарифы у них 3-4 раза выше российских.

         Реальное уменьшение страховых тарифов в России по ОСАГО, невозможно, пока не появятся реальные статистические данные по убыткам этого вида страхования за прошедшие годы. Опыт введения ОСАГО в Польше и странах Прибалтики свидетельствует о том, что только через 2-3 года после введения закона в действие выплаты могут превысить поступления. Учитывая реальные возможности автовладельцев, введение ОСАГО в России не решает главную проблему, проблему платежеспособных возможностей страхователей, поэтому необходимо расширить перечень льготных категорий граждан, так как в законе пока пет социальных гарантий государства.

         С введением закона по ОСАГО произошло повышение числа случаев страхового мошенничества в России: это, прежде всего, продажи фальшивых полисов, подделка документов при дорожно-транспортных происшествиях и введение в заблуждение страховых компаний. Так, по некоторым оценкам, в результате действий страховых мошенников российские страховые компании за последние годы понесли ущерб, равный 400 млн. долл. США[6]. Одной из главных проблем, препятствующих борьбе с мошенничеством является отсутствие у страховщиков нрав проведения оперативных мероприятий при расследовании страховых случаев, нормативно-правовой базы взаимодействия страховщиков и правоохранительных органов, а также отсутствие единой базы данных.

         В современных российских условиях, малой ёмкостью отечественного рынка в значительной степени ограничена инвестиционная активность российских страховщиков. Компании обладают пока ещё небольшим капиталом. Им очень сложно сохранить и преумножить собранные средства, поэтому они не могут оставлять в собственном удержании крупные риски и перестраховывают их в западных компаниях.

         Да и инвестиционных инструментов, особенно долгосрочных, очень мало. Так, например, в начале 2002 г. до 80 % капиталовложений страховщиков вращалось в банковской сфере. В последнее время ставки по депозитам стали малоэффективными. Поэтому, российские страховщики начали переориентироваться на менее надёжные, но более доходные активы. Страховые компании стали активно интересоваться недвижимостью, корпоративными облигациями, векселями и паями паевых инвестиционных фондов. Кроме того, страховщики стараются оградить себя от непредвиденных рисков, в том числе и от валютных рисков. Так как государственные бумаги всегда номинированы в рублях, страховые компании отдают предпочтение приобретению корпоративных облигаций, которые номинированы в иностранной валюте.

         Следовательно, для дальнейшего вложения страховых денег в экономику страны, необходимы надёжные долгосрочные финансовые инструменты. Поэтому российским страховщикам совместно с государством необходимо решать проблемы инвестирования долгосрочных инвестиционных инструментов. От этого должны выиграть не только страховщики, которые получат дополнительную прибыль, но и государство, чья выгода будет состоять в привлечении больших объёмов капиталовложений от внутренних инвесторов.

         На сегодняшний день около 60% россиян нуждаются в жилье. Все активнее развивается ипотека. Крупные российские страховые компании начали предлагать населению программы комплексного ипотечного страхования, которое обеспечивает защиту жизни заемщика, имущества и прав собственности. Перспектива ипотечного страхования во многом будут зависеть от доступности кредита, увеличения числа заемщиков и снижения процентных станок, а так же диверсификации кредитного портфеля по продуктам и категориям заемщика. Для развития ипотечного страхования в России необходимы правовые и законодательные изменения, так как согласно «Гражданскому кодексу РФ» договор ипотечного страхования относится к предпринимательским рискам. Следовательно, на повышение развития этого вида страхования существенно может повлиять появление на рынке банков, отдельных банков, которые будут заниматься именно ипотечным кредитованием.

         Последующее развитие ипотечного кредитования в России приведёт к росту рынка долгосрочного накопительного страхования жизни, для которого в первую очередь свойственно увеличение потребления населением продуктов банковского кредитования, в частности ипотечных кредитов, условия которых требуют приобретения полиса накопительного страхования жизни. Общие макроэкономические факторы в России за последние годы тоже указывают на возможное увеличение спроса на страхование жизни.

         Несомненно, здоровье — категория экономическая, необходимая для достижения успеха в любой сфере деятельности. Ведь здоровье сегодня для каждого — это его социальный статус, успешная работа и карьера, счастливая личная жизнь. Однако по некоторым данным па сегодня в России уровень смертности превышает уровень рождаемости на 1/2, это, прежде всего, связано с социально-экономическим положением в стране, где важнейшую роль играют медицинское обслуживание и государственное обеспечение медицинскими услугами населения которое, требует необходимых реформ.

         Эти реформы, прежде всего, должны коснуться обязательного медицинского страхования (ОМС). Сегодня ОМС — недофинансируется где-то на 14%, а в отдельных регионах и около 55%. Большая часть средств используется неэффективно. В итоге в систему ОМС поступают лишь третья часть этих средств, так люди недовольны качеством медицинских услуг и вынуждены «неофициально» доплачивать 25-45% от стоимости недоставляемых услуг. В сумме эти доплаты в год составляют по некоторым данным примерно 55 млн. долларов США. Для того чтобы система ОМС заработала в полную силу, необходимо разработка законопроектов федерального законодательства, изменение нормативной базы, а также разработка единых тарифов на медицинские услуги, решив тем самым несколько важных проблем, которые стоят перед ОМС и здравоохранением в целом.

         Ведущие страховые компании начали инвестировать свои средства в создание собственных медицинских центров, что даёт им не только независимость, но и возможность более эффективно контролировать стоимость медицинских услуг. Из опыта тех же развитых стран ДМС является неотъемлемой частью системы финансирования здравоохранения, став основным инструментом вывода этой отрасли из экономического кризиса и ее реформирования. За последние годы по некоторым данным спрос страхового полиса по ДМС в России увеличился в основном за счет легализации зарплаты. Расходы па ДМС в размере трех процентов от фонда оплаты труда стали доступны теперь для многих корпоративных клиентов, где их доля составляет (80%), многие компании для привлечения квалифицированных кадров стали предлагать так называемый социальный пакет, куда входит и ДМС.

4. Основные направления развития национального страхового рынка

         России сегодня многие страховые компании вплотную подошли к необходимости подготовки отчётности но международным стандартам. Существующая же па данный момент российская отчетность в основном ориентирована на потребности государства, которая не отражают объективной картины бизнеса с точки зрения инвесторов. Но вместе с тем в России существуют страховые компании, которые проводят аудит и составляют финансовую отчетность для акционеров по МСФО. Так, страховая компания «РОСНО» первая среди них, которая внедрила МСФО ещё в 1997 г. Международные стандарты финансовой отчетности хороши не только для инвесторов, но и для того, чтобы страховые компании могли эффективно управлять собственным бизнесом. При переходе на МСФО страховщикам необходимо обратить внимание на уровень квалификации своих сотрудником, так как сегодня в России отсутствует достаточное количество специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными требованиями.

         Расширение использования маркетинга в страховании является одним из наиболее эффективных способов в развитии страхового рынка в России на ближайшие годы. Страховой маркетинг как самостоятельное течение в России только начинает свое развитие, тогда как в развитых странах он функционирует уже давно. Помимо использования методов маркетинга, развитие и модернизация продуктового ряда тоже представляет собой значительную сложность, так как требует привлечения больших финансовых и людских ресурсов. Ситуация осложняется ещё тем, что российский страховой рынок представлен небольшим выбором страховых продуктов. Так, например, в качестве примера можно рассматривать страховые компании западных стран, где страхователям предлагается более 9000 видов страхования[7], а на российском рынке предлагаются не многим более 100 страховых продуктов. Следовательно, можно говорить, что во многих отечественных компаниях отсутствуют комплексные системы разработки и развития страховых продуктов, которые могли бы выполнить широкий спектр деятельности: от маркетингового исследования потенциальной целевой группы, до налаживания и послепродажного контроля. Пока же страховщики перед собой имеют достаточно абстрактную аудиторию, выпуская новый продукт на рынок. Тарифы часто не соответствуют величине риска, так как каждая компания рассчитывает тарифы исходя из собственных, очень ограниченных данных.

         В продвижении и развитии страховых услуг в России значимую роль играют страховые агенты. В России агентом может стать любой человек, прошедший месячное, а то и недельное обучение в страховой компании. При этом компания больших затрат не несет.

         Если российские страховые организации, смогут преодолеть все вышеперечисленные проблемы, они получат очень мощные инструменты для дальнейшего роста страхового рынка, а также повысят конкурентоспособный спрос страховых услуг на внешнем рынке.

         Из вышесказанного необходимо отметить, что страховой рынок России динамично развивается, охватывая все более широкие слои населения. Среди наиболее позитивных тенденций развития страхового рынка России, важно отметить поглощения и слияния, инициированные российскими компаниями, так несколько российских компаний, объявили о расширении своего бизнеса за счет приобретения зарубежных активов. Переживающие подъем рынки стран СНГ и Балтии весьма привлекательны для российских страховщиков. «РЕСО-Гарантия» приобрела 100% акций литовского Snoro garantas и 60% акций украинской страховой компании «Украинмедстрах». «Ингосстрах» вошел в капитал ведущей армянской компании СК «Эфес» и украинской СК «Остра-Киев». «ГУТА-страхование» приобрела украинскую страховую компанию «Рестра», финансовая группа «Капиталъ» приобрела контрольный пакет акции страховой компании «Надра». Эти приобретения позволят им расширить клиентскую базу, выйти на новые рынки, а также получить большие возможности для привлечения инвестиционных и финансовых ресурсов, основная цель которого укрепление позиций компании. Подобные события находятся в русле общемировой тенденции. В результате, для российского страхования наступил переломный момент, за которым может наступить резкий скачок в развитии.

         Следующим важным этапом в развитии страхового сектора России должно стать законодательное разделение накопительного (страхование жизни) и рискового страхования (иное, чем страхование жизни). В большинстве зарубежных стран такое разделение существует уже давно. Такое разделение приведёт не только к увеличению прозрачности страховых операций, но и к повышению устойчивости страховщиков.

         В настоящее время страхование — это уже не просто финансовый механизм возмещения ущерба, а ещё и источник рефинансирования кредитного сектора или одна из крупнейших сфер институциональных инвестиций. Страхование также способно заменить некоторые государственные социальные программы, снимая нагрузку с государственного бюджета.

         Без осознанной на уровне государства и общества экономической целесообразности страхования невозможно создать прочную основу для развития страхового рынка.

         По основным макроэкономическим показателям Российский страховой рынок значительно уступает развитым странам. Поэтому организация страхового сектора в России должна опираться на хорошо продуманную долгосрочную концепцию страхования, учитывающую мировой опыт в условиях глобализации мировой экономики и либерализации международной торговли страховыми услугами. Если российские компании не проявят активности, то рано или поздно эту нишу займут страховые компании развитых стран, как, например, это произошло в восточно-европейских странах (Польша, Венгрия и других странах). Страховщикам так же необходимо делать ставки на опыт развитых стран при формировании своей деятельности в накопительном и в пенсионном страховании[8].

         В России сегодня страхованием охвачено всего 20% потенциальных рисков, поэтому основной задачей страховщиков является наращивание своих капиталов, увеличение страхового поля деятельности, увеличение и внедрение новых страховых продуктов и их качественного обслуживания. Перспективами страхования в России являются методы регулирования страхового дела, основными аспектами которого станут: развитие системы регулирования и обеспечения требований и стандартов, соответствующих условиям ВТО. В долгосрочной перспективе развитие страхового бизнеса неразрывно связано прежде всего со стабилизацией политической ситуации и общеэкономическим подъёмом в стране. Положительные тенденции в России после финансового кризиса 1998 г. свидетельствуют об улучшении климата в финансово-денежной системе, росте внутреннего производства и внешнеторговых операций, росте ВВП, увеличении благосостояния населения и стабильном притоке прямых иностранных инвестиций. Роль фондового рынка в дальнейшем становлении российского страхового бизнеса может стать не только удобным инвестиционным инструментом, но и источником роста капитализации компаний, а также способствовать повышению прозрачности бизнеса. Таким образом, главными условиями развития страхового рынка в России являются: платежеспособный спрос населения на страховые услуги, законодательная база, введение международных стандартов финансовой отчетности, а также стимулирование количественного и качественного развития клиентской базы.

Задача

         Заключен договор квотного перестрахования. Квота 60%. Риски 10 тыс. руб. и 30 тыс. руб. Страховая премия 1,5% от страховой суммы. Убытки по рискам 5 тыс. руб. и 30 тыс. руб. Как происходит перестрахование? Результаты расчетов представьте в таблице.

Риски

Страховая премия

Убытки

Передано в перестрахование

Перестраховочная премия

Возмещение убытка

10000

150

5000

6000

150

3510

30000

450

30000

18000

450

17730

         Среди всех форм пропорционального перестрахования простейшей является квотное перестрахование, при которой перестраховщик получает определенную договором фиксированную квоту (процент) во всех страховых полисах, проданных прямым страховщиком и принадлежащих к одной или нескольким разновидностям страхования, которые также определены в договоре. Эта квота определяет, как распределяются между перестрахователем и перестраховщиком и обязательства, и премии, и убытки.

         Договор о квотном перестраховании и прост и эффективен с точки зрения издержек. Его недостаток заключается в том, что он не удовлетворяет многие требования прямого страховщика к перестрахованию, так как меряет все риски одной меркой. В частности договор облигаторного квотного перестрахования не может помочь перестрахователю сбалансировать портфель. Это объясняется тем, что он не ограничивает возможные потери при реализации пиковых рисков (например рисков с очень большой страховой суммой).

         По той же причине, такой договор может также предоставлять перестраховую защиту там, где она, строго говоря, не нужна; а это может привести к снижению прибылей прямого страховщика, чего можно было бы избежать при других методах перестрахования. Тем не менее, этот вид облигаторного перестрахования находит себе применение. Договоры облигаторного квотного перестрахования особенно нужны молодым развивающимся компаниям, а также компаниям, решившим развивать новый для себя сегмент бизнеса. Так как у этих компаний недостаточно статистических данных об убыточности нового для них бизнеса, они, вполне вероятно, будут испытывать сложности при определении правильных тарифов. А при наличии квотного перестрахования часть риска неправильности премий (Общий андеррайтинговый риск) возьмет на себя перестраховщик. Или, по крайней мере, отказавшись заключать подобный договор на предложенных перестрахователем условиях, даст последнему сигнал о неадекватности назначаемых им премий.

Список литературы

1.     Котлобовский И.Б. Страхование в Российской Федерации в цифрах 1994-2001 гг. - М., 2002. – 69с.

2.     От виртуального к реальному. // Эксперт. – 2006. - №2.

3.     Страхование в России. // Ведомости. – 2003. – 17 февраля. - С. 12

4.     Страхование в России - 2004.// Ежегодное издание Всероссийского союза страховщиков. – М., 2004.

5.     Страхование в России: оценка и прогнозы. // // Экономика и жизнь. – 2004. - №5.

6.     Турбина К.Е. Теория и практика страхования. - М., 2003. - 704с.

7.     Цыганов А.А. Страхование в Российской Федерации. Сборник статистических материалов. - М., 2003. – 96с.

8.     Это многоликое мошенничество. // Страховая газета. – 2004. - № 1. - С. 6.


[1] Котлобовский И.Б. Страхование в Российской Федерации в цифрах 1994-2001 гг. - М., 2002. – 69с.

[2] Турбина К.Е. Теория и практика страхования. - М., 2003. - 704с.

[3] Страхование в России. // Ведомости. – 2003. – 17 февраля. - С. 12

[4] Страхование в России - 2004.// Ежегодное издание Всероссийского союза страховщиков. – М., 2004.

[5] От виртуального к реальному. // Эксперт. – 2006. - №2.

[6] Это многоликое мошенничество. // Страховая газета. – 2004. - № 1. - С. 6.

[7] Цыганов А.А. Страхование в Российской Федерации. Сборник статистических материалов. - М., 2003. – 96с.

[8] Страхование в России: оценка и прогнозы. // // Экономика и жизнь. – 2004. - №5.