Оглавление

Вопрос №3. Взаимосвязь социологии труда с другими науками………………...3

Вопрос №19. Статистический анализ распределения доходов…………………...6

Вопрос №7. Структура потребностей человека………………………………….12

Вопрос №28. Структура систем управления человеческими ресурсами……….15

Вопрос №36. Организация, формы и виды обслуживания рабочих мест……....17

Вопрос №34. Методы нормирования труда………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………………27

Вопрос №3. Взаимосвязь социологии труда с другими науками

Социологии исходя из своего объекта и предмета исследования изучает общество и выявляет закономерности становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, постольку она тесно связана со всеми науками об обществе и человеке. Эти связи реализуются по многим каналам, из которых четыре следующих играют особо важную роль.

Взаимообмен научной информацией. Сейчас трудно найти политологов и журналистов, игнорирующих данные социологических исследований электорального поведения; правоведов, равнодушных к установленному социологом общественному мнению о проектах законов; психологов и педагогов, не знающих выводов социологии личности, малых групп и коллективов; экономистов, не интересующихся наработками в области социологии труда и производства. Активными потребителями социологической информации стали философы, историки, теологи, культурологи, криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека и разные формы общественной жизни людей [10].

Социология не только поставляет нужную разным наукам информацию, но и жадно впитывает в себя выводы, к которым приходят ученые из родственных областей знания. Основные заключения философии имеют для нее теоретико-методологическое значение, выводы других наук учитываются при разработке исследовательских программ, формулировании гипотез, прежде всего. Обмен научной информации имеет не только взаимный, но взаимообогащающий смысл.

Интенсивное формирование и развитие отраслей социологии, изучающих пограничные с другими науками проблемы. Речь идет о: социальной философии,  социальной антропологии,  исторической социологии и социологии истории,  экономической социологии,  социокультурологии,  политической социологии и социологии политики, космосоциологии (социоастрономии), конфликтологии, социальной статистике, психосоциологии (социальной психологии), социокриминологии, социобиологии, социогеографии, экосоциологии, социолингвистике, социальном менеджменте и социологии менеджмента, социологии рекламы, социологии социальной работы, социальной педагогике, социальном маркетинге, библиосоциологии (социобиблиотековедении), социологии культурно-просветительской работы, социальной логотерапии, имиджиологии, математическом анализе социальной информации [1].

Эти и некоторые другие отрасли знания с одинаковым правом можно относить и к социологии, и к той науке, которая отражена в названии соответствующей отрасли. Межнаучный характер некоторых из указанных отраслей имеет более сложный характер. Конфликтология, например, синтезирует выводы о закономерностях возникновения, проистекания и преодоления социальных конфликтов, сделанные социологией, философией, историей, менеджментом, общей и социальной психологией, юридическими науками.

Социальная логотерапия – производное от взаимодействия социологии, философии, логики, терапии, общей и социальной педагогики, психологии, культурологии, теории и методики социальной работы. Имиджеология – продукт взаимопроникновения социологии, психологии, политологии, культурологии, филологии (журналистики), менеджмента и науки рекламной деятельности [10].

Заметим, что среди выделенных отраслей есть и такие, которые свидетельствуют о взаимосвязях социологии с науками, традиционно относимыми к разряду естественных (астрономия, биология, география, статистика, математика). Этот факт – один из доводов в пользу вывода, согласно которому социология выполняет функцию интеграции общественных и естественных наук.

Превращение ряда вышеозначенных отраслей знания в автономные науки. Вторая половина XX в. характеризуется бурным развитием дисциплин, имеющих межнаучный характер. Первоначально они формируются в качестве отраслей смежных наук, но после накопления определенной массы специфических знаний фактически становятся самостоятельными науками, отпочковываются от своих «родителей», занимая и раздвигая нишу, имеющуюся между ними. На сегодня такую самостоятельность в полной мере завоевали социальная философия, социальная антропология, социальная статистика, экономическая социология, конфликтология, социальная психология, социальная педагогика, социогеография и социальная экология. Остальные из вышеназванных отраслей ныне переживают процесс активного поиска своего специфичного предмета и автономизации.

Обмен исследовательскими методиками. На заре своего существования социология заимствовала методики исследования у естествоиспытателей (наблюдение за изучаемым объектом и эксперимент, статистические и математические процедуры обработки информации), историков (сравнительно-генетический фактуальный анализ), психологов и антропологов (различные тесты, индивидуальные и групповые собеседования, процедуры диагностики сознания и психики людей). Она и сейчас не отказывается от возможности пополнить свой методический арсенал за счет наработок, прежде всего, в области информатики и математического анализа информации. Но к сегодняшнему дню отношение между социологией и другими науками об обществе и человеке по поводу исследовательских методик принципиально изменились [1; 10].

Социология превратилась в своеобразный полигон разработки, апробации и корректировки многообразных методов сбора, анализа и интерпретации научных данных, исследовательских инструментов, процедур, техник и технологий, различных вариантов их сочетаний в методике эмпирических и теоретических исследований. Сегодня социология одаривает другие науки накопленным и трансформированным ею методическим богатством.

Вопрос №19. Статистический анализ распределения доходов

Данные могут быть представлены в различной форме. Полезно иметь базовую классификацию различных типов данных, чтобы сразу же определять тип новых данных и использовать соответствующий метод анализа. Набор данных состоит из результатов наблюдений объектов, обычно включающих регистрацию одной и той же информации для каждого объекта. Определяют элементарные единицы как сами объекты (например, компании, люди, домохозяйства, города, телевизоры), чтобы отличать их от результатов измерений или наблюдений (например, объемы продаж, вес, доход, население, размер). Можно указать четыре основных способа классификации наборов данных.

Первый. По количеству порций информации (переменных) для каждой элементарной единицы.

Второй. По типу измерения (числа или категории) для каждого наблюдения.

Третий. По тому, важна или нет упорядоченность во времени записей о результатах измерений.

Четвертый. По тому, собиралась ли информация специально для этого анализа или данные собирались ранее кем-то другим для своих нужд [9].

Порция информации, регистрируемая для каждого объекта (например, стоимость), называется переменной. Количество переменных, или порций информации, регистрируемых для каждого объекта указывает на сложность набора данных и определяет соответствующий тип анализа. В зависимости от того, имеем ли мы дело с одной, двумя или многими переменными, мы получаем соответственно одномерный, двумерный или многомерный набор данных.

Одномерные данные

Одномерные наборы данных (одна переменная) содержат только один признак   зарегистрированный для каждой элементарной единицы.  В этом случае атлетические методы используют для обобщения основных свойств этого единственного признака, отвечая на такие вопросы [8]:

1.   Чему равно типичное (обобщенное) значение?

2.   Насколько различаются эти объекты?

3.   Имеются ли в этом наборе данных отдельные элементы или группы элементов, требующие особого внимания?

Указанная ниже таблица одномерных данных содержит объемы прибыли 12 компаний сферы общественного питания (из списка Fortune 500).

Таблица 1

Одномерные данные

  Компания

Прибыль в 2005 г., млн. дол.

Компания

Прибыль в 2005 г., млн. дол.

Advantica

-134,5

Outblack Steakhouse

61,5

Brinker International

60,5

Performance Food Group

13,2

Ddrden Restaurants

-91,0

ProSource

-13,7

Foodmaker

34,1

Shoney's

-35,7

Host Marriott Services

20,8

Viad

89,3

McDonald's

1642,5

Wendy's International

130,5

Приведем еще несколько примеров одномерных наборов данных.

1.   Доходы отдельных людей, выявленные в ходе маркетингового исследования. Статистический анализ выявил бы структуру (или распределение) доходов, выявив типический уровень дохода, степень вариации доходов и процент людей, доход которых находится в любом заданном диапазоне.

2.   Количество дефектов в каждом телевизоре из выборки объемом 50, взятой из телевизоров, изготовленных сегодня утром. Статистический анализ можно использовать для учета качества (оценивание) и наблюдения за тем, чтобы производственный процесс не вышел из под контроля (проверка гипотез).

3.   Сделанные 25 экспертами прогнозы уровня процентной ставки. Анализ показал бы, что оценки экспертов не согласуются и (если проверить позже) все они не верны. Хотя статистика не может на основе этих 25 оценок дать один точный прогноз, она, по крайней мере, позволит изучить данные на степень их согласованности.

4.   Цвета, выбранные членами фокус-группы. Анализ поможет сделать подходящий выбор для нового вида продукции.

5.   Оценки   платежеспособности  фирм   в  инвестиционном  портфеле.   Анализ показал бы риск инвестиционного портфеля.

Двумерные данные

Наборы двумерных (две переменные) данных содержат информацию о двух признаках для каждого из объектов. В дополнение к обобщению свойств каждой из этих двух переменных, рассматриваемых как отдельные наборы одномерных данных, статистические методы можно использовать для изучения связи между этими двумя измеренными факторами, выясняя при этом следующее [8]:

1.   Существует ли между этими двумя переменными простая связь?

2.   Насколько сильно взаимосвязаны переменные?

3.   Можно ли предсказать значение одной переменной на основании другой? Если да, то с какой степенью надежности?

4.   Существуют ли отдельные объекты или группы, которые требуют особого внимания?

Приведенная ниже таблица содержит двумерные данные о размерах прибыли 12 компаний общественного питания (из списка Fortune 500) и изменения прибыли (в процентах) по сравнению с предыдущим годом.

  Таблица 2

Двумерные данные

Компания

Прибыль в 2005 г., млн дол.

Изменение прибыли, в % к 2005 году

Advantica

 

-134,5

0,0%

Brinker International

 

60,5

76,0

Garden Restaurants

 

-91,0

-222,4

Foobmaker

 

34,1

69,8

Host Marriott Services

 

20,8

45,5

McDonald's

 

1 642,5

4,4

Outback Steakhouse

 

61,5

-14,2

Performance Food Group

 

13,2

20,6

ProSource

 

-13,7

0,0

Shoney's

 

-35,7

-173,6

Viad

 

89,3

214,8

Wendy's International

130,5

-16,3

Рассмотрим еще несколько примеров двумерных наборов данных.

1.   Данные за прошлый квартал о затратах на производство продукции (первая переменная) и количестве произведенных изделий (вторая переменная) для каждой из семи фабрик (объекты или элементарные единицы), выпускающих интегральные схемы. Двумерный статистический анализ показал бы взаимосвязь между затратами и количеством произведенных интегральных схем. В частности, анализ определил бы постоянные затраты, связанные с использованием производственного оборудования, и переменные затраты, характеризующие производство одной дополнительной интегральной схемы. Аналитик, посмотрев на данные о семи фабриках, мог бы сравнить их эффективность.

2. Цена одной обыкновенной акции вашей фирмы (первая переменная) и дата (вторая переменная), зарегистрированные каждый день на протяжении последних шести месяцев. Связь между ценой и временем позволяет увидеть тенденции в изменении стоимости инвестиций. Однако трудно сказать, можно ли на основании таких данных предсказать будущую стоимость инвестиций (это, в частности, зависит от того, является ли изменение стоимости непредсказуемым «случайным блужданием», или существует некоторая реальная закономерность).

3.  Данные опроса 100 человек в торговом центре: приобреталось или не приобреталось некоторое изделие (первая переменная, записывается ответ «да/нет», или 1/0), и возможность вспомнить рекламу этого изделия (вторая переменная, записана аналогичным образом). Такие данные (и, конечно же, данные более подробных исследований) помогают пролить свет на эффективность рекламы, т.е. изучить связь между рекламой и покупкой.

Многомерные данные

Наборы многомерных (много переменных) данных содержат информацию о трех или более признаках для каждого объекта. В дополнение к обобщению свойств каждой из этих переменных (рассматриваемых как отдельные наборы одномерных данных) и установлению зависимости между парами переменных (как при анализе набора двумерных данных) статистические методы можно использовать для изучения взаимосвязей между всеми этими переменными, выясняя при этом следующие вопросы [8]:

1. Существует ли простая зависимость между этими признаками?

2. Насколько сильно они взаимосвязаны?

3. Можно ли предсказать значения одной («выделенной») переменной исходя из значений остальных? С какой степенью надежности?

4.   Существуют ли отдельные объекты или группы, которые требуют особого внимания?

В представленной ниже таблице содержатся многомерные данные о размерах прибыли 12 компаний общественного питания (из списка Fortune 500) вместе с процентом изменения прибыли по отношению к предыдущему году, количеством служащих и размерами дохода.

Таблица 3

Многомерные данные

Компания

Прибыль в 2005 г. , млн дол.

Изменение прибыли,     в % к 2004 г.

Количество служащих

Доходы, млн дол.

Advantica

 

-134,5

0,0

85000

2609,5

Brinker International

 

60,5

76,0

47000

1335,3

Darden Restaurants

 

-91,0

-222,4

114582

3171,8

Foobmaker

 

34,1

69,8

29000

1071,7

Host Marriott Services

 

20,8

45,5

24000

1 284,6

McDonald's

 

1 642,5

4,4

237000

11408,8

Outback Steakhouse

 

61,5

-14,2

19000

1 151,6

Performance Food Group

 

13,2

20,6

3000

1 230,1

ProSource

 

-13,7

0,0

3400

3901,2

Shoney's

 

-35,7

-173,6

33000

1 202,8

Viad

 

89,3

214,8

23613

2417,5

Wendy's International

 

130,5

-16,3

27500

2037,3

Рассмотрим еще несколько примеров наборов многомерных данных.

1.   Темп роста (выделенная переменная) и набор характеристик стратегии (остальные переменные), таких как тип оборудования, объем инвестиций, стиль руководства для каждой из нескольких новых предпринимательских фирм. Анализ мог бы показать, какое сочетание приводит к успеху, а какое - нет.

2.   Заработная плата (выделенная переменная) а также пол (регистрируется как «мужской/женский», или 1/0), стаж работы, категория работы и производительность для каждого служащего. Такие данные могут рассматриваться в судебном процессе о дискриминации (с точки зрения более низкой средней оплаты труда) женщин. Ключевой вопрос, на который может ответить многомерный анализ, заключается в следующем. Можно ли объяснить расхождение в размере заработной платы факторами, отличными от пола служащего? Статистические методы могут исключить влияние этих остальных факторов и таким образом измерить среднее различие заработной платы между мужчинами и женщинами, которые одинаковы при других отношениях.

3.   Для каждого из домов в районе цена этого дома (выделенная переменная) и ряд переменных, от которых зависит стоимость недвижимости, а именно количество домов такого типа, площадь дома, количество комнат, наличие или отсутствие бассейна, возраст дома. Анализ показал бы, как оценивается недвижимость в этом районе. Такой результат можно было бы использовать для определения реальной рыночной стоимости дома в этом районе или при строительстве, чтобы определить, какая комбинация характеристик нового дома повышает его цену.

Вопрос №7. Структура потребностей человека

Потребности - это совокупность всего того без чего невозможно существование человека как единой, двойной психофизиологической               системы [2; 7]. Они определяют все поведение человека в различных ситуациях.

Потребности делятся на две основные группы:

- психические (духовные);

- физиологические (биологически обусловленные). В ходе развития человека они дополняются совокупными (сдвоенными) и сознательно-социальными потребностями [7].

Психические и физиологические потребности противоположны по своему назначению. Психические потребности призваны развивать потенциал Души. Стимулировать, развивать Творчество, вести к истокам рождения и восстановлению Души в единой структуре Мироздания. Задача физиологических потребностей это обеспечение полноценного, безопасного функционирования организма. Физиологические потребности по своей сути эгоцентричны.

Потребности имеют свою структуру в виде пирамид. Наиболее важной является вершина и от неё спускаются, следующие по значению уровни.

Пирамида психических потребностей

Вершиной этой пирамиды является потребность в соединении с Богом-Творцом (Разумом). Второй уровень составляют потребности в самосовершенствовании и творчестве. Третий уровень это потребности в ориентации и специфической безопасности.

Пирамида физиологических потребностей

Вершиной пирамиды является потребность в безопасности. Второй уровень составляют потребности в ориентации, здоровье и энергообмене. Третий уровень это потребности в отдыхе, игре (общении), лидерстве и хитрости. Четвертый уровень состоит из потребностей в свободе, половые и в коллективизме [6; 7].

Эти две основные группы потребностей составляют основу мотивационного, бессознательного поведения человека, не всегда осознаваемую самим индивидом.

Сталкиваясь между собою в предварительном сознании, они могут образовывать временные связи для решения текущей задачи. А при частом повторении могут образовывать совокупную потребность.

Для определения мотива сознательных поступков необходимо учитывать дополнительные факторы, к которым относятся шкала жизненных ценностей, включающая в себя большую группу социальных потребностей и личную пирамиду потребностей индивида.

Социальные потребности это все потребности определяемые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например: Для обеспечения процесса еды (основной потребности), социальными потребностями будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т. п. В различных социальных группах эти потребности различны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и т. п. факторов определяющих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, определяемых обществом как необходимые, может определять его социальный статус в обществе.

Появление сознательной социальной пирамиды потребностей зависит от наличия коллектива и его стремлений. Каждой группе будет соответствовать своя собственная пирамида и ее вершиной будет наиболее ценная (важная) для этой группы потребность. Эти пирамиды могут изменяться в течении времени под воздействием ряда факторов. Например: взросление всей группы, развитие группового интеллекта, изменение интересов, повышение статуса группы в более большом коллективе и т.п.

Разность социальных пирамид между группами приводит к непониманию или столкновению интересов и как следствие к различным конфликтам. В том числе конфликту между поколениями, различным противостоянием и войнам.

Количество сознательных, социальных пирамид у одного индивида определяется количеством коллективов, в которых он участвует. Однако это участие должно быть продолжительным и образовывать связь индивида с целями и задачами группы. В противном случае социальная пирамида для индивида будет носить только информативный, необязательный характер. Следовательно, индивид будет ею пренебрегать, и его поступки будут носить антисоциальную направленность в некоторых случаях. Наиболее сильными для индивида являются те социальные пирамиды, в которых он развивается, воспринимая себя частью единой группы.

Антисоциальная направленность индивида проявится и в тех случаях, когда его личный интерес (личная пирамида потребностей) окажется сильнее социального. Личностная пирамида создается и изменяется индивидом в ходе собственного развития. Она содержит личностную структуру ценностей, основанную на личной логике, личностном суждении и личном опыте  индивида [6].

Вопрос №28. Структура систем управления человеческими ресурсами

Становление и развитие рыночной экономики сопровождается существенными изменениями идеологических, моральных и иных ценностей. Особенно остро это проявляется на этапе экономических трансформаций, характеризующихся как постоянный процесс изменений в хозяйственной деятельности общества. Формирование новой структуры собственности, расширение хозяйственной самостоятельности в рамках международной интеграции экономических систем требуют формирования адекватных этим процессам менталитета и культуры управления человеческими ресурсами. Повысить эффективность управления человеческими ресурсами можно, лишь изучив их особенности и установив региональную специфику управления. Ориентация экономики на рыночные отношения коренным образом меняет подходы к решению многих экономических проблем и, прежде всего тех, которые связаны с человеческими ресурсами. Создавшаяся в стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные проблемы для каждого работника, устойчивости его существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Однако его личностный потенциал, деловые качества служат источником и исходными признаками развития любой социально-экономической системы. Знания, умения, навыки человеческих ресурсов становятся реальной производительной силой определяющей ход производства, его эффективность, качество и темпы роста. В этой связи, управление человеческими ресурсами является основным аспектом в процессе воспроизводства человеческого потенциала, при котором реализуются способность человека к созидательному труду, производятся духовные и материальные блага, обеспечивается повышение производительности и качества труда. Это, прежде всего, зависит от развития высоких интеллектуальных технологий, рационализации использования рабочего времени, внедрения научной организации труда, совершенствования развития трудовых коллективов [5; 9].

Вместе с тем, экономическая реформа, проводимая в России, выдвинула на первый план и крайне обострила такие проблемы как спад производства, инфляция, недостатки в институциональных преобразованиях, углубление имущественной дифференциации, перераспределение доходов между различными группами населения. Макроэкономические факторы обусловили негативные проявления на рынке труда: сокращение спроса на человеческие ресурсы, увеличение масштабов безработицы.

Сегодня в России одной из основных проблем управления человеческими ресурсами на макроуровне является проблема занятости трудоспособного населения и создание рабочих мест. Важным направлением решения данной проблемы в системе государственных мер, является достижение баланса между свободными рабочими местами и численностью человеческих ресурсов. Большое значение по воспроизводству рабочих мест отводится развитию предпринимательства, в том числе становлению и развитию малого бизнеса.

В условиях реформирования российской экономики предпринимательство как особый вид новаторской инновационной деятельности человеческих ресурсов, с одной стороны, является катализатором проводимых рыночных реформ, с другой - отражением хода реформ, с третьей - условием стабилизации экономики. В основе предпринимательства лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать ресурсы в условиях неопределенности. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой придается большое значение развитию управления человеческими ресурсами, именно, в сфере предпринимательства [9].

Мировой опыт показывает, что рыночная экономика не может нормально функционировать и развиваться при отсутствии достаточно институционализированных предпринимателей, составляющих основу формирования среднего класса, который, в свою очередь, способствует стабилизации экономики страны. Будучи по своей природе социально активным слоем человеческих ресурсов, предприниматели осваивают новые сферы деятельности в производстве, сфере услуг, способствуют развитию рыночных отношений. Всех предпринимателей можно объединить по определенным признакам, объективным: образование, квалификация, участие в управлении, доходы; и субъективным - социальный статус, реальное и желаемое положение в обществе, социально-психологические характеристики.

Вопрос №36. Организация, формы и виды обслуживания рабочих мест

Основным элементом системы управления персоналом является рабочее место. Можно выделить две группы задач, в которых требуется определение этого понятия. Первую составляют технологические, организационные и эргономические задачи, связанные с проектированием технологических и трудовых процессов, совершенствованием условий труда, оперативным регулированием производства. Вторую — задачи планирования численности персонала, анализа рынка труда и обеспечения занятости [1].

В организационно-техническом и эргономическом аспектах рабочее место — это часть производственного пространства цеха или отдела, оснащенная средствами труда (оборудованием, инструментами, приспособлениями) для выполнения относительно обособленной части производственного процесса одним или группой сотрудников. Такое определение предполагает рационализацию выбора и размещения технических средств, обеспечивающих безопасную и эффективную деятельность людей в соответствующей части подразделения предприятия.

В аспекте обеспечения занятости рабочее место — это сфера деятельности одного работника или совокупность функций, которые он должен выполнять [3; 9]. Этот аспект ориентирован на обеспечение предприятия персоналом, а населения - работой.

Важно учитывать, что по количеству рабочие места, соответствующие двум указанным аспектам, не всегда совпадают. Это обусловлено тем, что в первом случае рабочее место может быть индивидуальным или коллективным, а во втором - всегда предназначено для одного человека. Например, если для обслуживания станка (агрегата) требуется участие двух рабочих, то в технологическом и эргономическом аспектах данная система будет рассматриваться как одно коллективное рабочее место, а в аспекте занятости - как два рабочих места в каждую смену.

При организации и планировании производства, нормировании и оплате труда, учете затрат производственный процесс делится на операции.

Операцией называется часть производственного процесса, выполняемая над определенным предметом труда одним рабочим или звеном (бригадой) на одном рабочем месте.

Количество и состав операций, на которые делится производственный процесс, зависят от организационно-технических условий и, прежде всего, от объема выпуска продукции и ее трудоемкости. Так, если по технологии необходимы черновая и чистовая обточка вала, то в условиях массового производства, как правило, целесообразно выполнение каждого из этих видов обработки на отдельном рабочем месте, т. е. за две операции. В серийном производстве может оказаться эффективнее выполнить ту же работу на одном рабочем месте (т. е. за одну операцию).

Производственная операция, как и процесс в целом, может анализироваться в технологическом и трудовом отношениях.

В технологическом отношении элементами операции являются: установка, технологический переход вспомогательный переход, рабочий ход, вспомогательный ход, позиция [1].

Установка - часть технологической операции, выполняемая при неизменном закреплении обрабатываемых заготовок или сборочной единицы.

Технологический переход - законченная часть технологической операции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей, образуемых обработкой или соединяемых при сборке.

Вспомогательный переход - законченная часть технологической операции, состоящая из действий человека и (или) оборудования, которые не сопровождаются изменением формы, размеров и чистоты поверхности, но необходимы для выполнения технологического перехода. (Примерами вспомогательных переходов являются установка заготовки, смена инструмента и т. д.).                            

Рабочий ход - законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки.

Вспомогательный ход — законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, не сопровождающегося изменением формы, размеров, чистоты поверхности или свойств заготовки, но необходимого для выполнения рабочего хода.

Позиция — фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной части оборудования для выполнения определенной части операции [1].

Таковы элементы операции как части технологического процесса. С позиции анализа трудового процесса структура операции длительное время была предметом дискуссий, которые и сейчас нельзя считать завершенными.

При выборе элементов трудового процесса необходимо учитывать ряд противоречивых требований. С одной стороны, эти элементы должны быть достаточно универсальными для построения из них (как из «кирпичей») любого трудового процесса. С другой стороны, следует учитывать трудоемкость расчетов. В связи с этим необходимо иметь элементы различной степени дробности (укрупнения), составленные таким образом, чтобы для каждой конкретной задачи организации труда был возможен выбор оптимальной степени детализации процесса.

В нашей стране исследования структуры трудовых процессов были начаты работами Центрального института труда (20-30-е годы). В дальнейшем профессор В.М. Иоффе предложил деление операции на приемы, элементы приемов и движения. Трудовой прием определялся им как «действие, имеющее целью ввести или вывести из производственного процесса какой-нибудь фактор или деталь фактора». Прием разделялся на элементы трех видов: взять (взяться), переместить (переместиться), отпустить (вернуть руку или ногу в первоначальное положение). По темпу выполнения элементы и движения предлагалось делить на решительные и приноровительные. К первым были отнесены элементы, выполняемые «автоматически», без сознательного визуального или иного контроля органов чувств, ко вторым - движения, требующие такого контроля.

В настоящее время в составе операции принято выделять трудовые приемы, действия и движения.

Трудовое движение - это однократное перемещение рабочего органа человека - руки, ноги, корпуса и т.д. Например, «протянуть руку к инструменту», «взять (захватить) инструмент».

Трудовое действие — это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, «взять деталь».

Трудовой прием — это совокупность трудовых действий, выполняемых при неизменных предметах и средствах труда и составляющих технологически завершенную часть операции. Например, «установить заготовку в приспособление».

Комплекс трудовых приемов — это их совокупность, объединенная либо по технологической последовательности, либо по общности факторов, влияющих на время выполнения. Например, «установить резец на размер», «установить деталь в приспособление и снять ее после обработки». В последнем примере объединение двух приемов в комплексе осуществлено по общности фактора (все детали), влияющего на время [1; 6].

Вопрос № 34. Методы нормирования труда

Современное производство со сложной и разнообразной техни­кой и технологией, большой численностью работников предполага­ет установление и регулирование необходимых количественных пропорций между различными видами труда. Для этого необходимо знать меру затрат труда по количеству и качеству, по каждому участ­ку производства и виду работ. Такой мерой труда является рабочее время, необходимое для выполнения каждой отдельно взятой рабо­ты (операции) в существующих организационно-технических усло­виях [4].

Мера труда как абсолютное количество совокупного рабочего времени, необходимого для производства единицы определенного вида продукта или выполнения данной работы на конкретном пред­приятии, приобретает специфическую форму нормы труда, отража­ющей структуру и величину общественно необходимых затрат рабо­чего времени с учетом технических и организационных условий производства на предприятии, в цехе, на участке и рабочем месте. Нормы труда устанавливаются с помощью методов нормирования. Следовательно, нормирование труда представляет собой процесс установления величины затрат труда в виде нормы труда на выполнение определенной работы в наиболее рациональных для данного производ­ства организационно-технических условиях. Нормирование труда выступает как средство формирования общественно необходимых зат­рат рабочей силы на производство тех или иных видов продукции.

Нормы труда должны соответствовать наиболее эффективным для условий конкретного рабочего места вариантам технологичес­кого процесса, организации труда, производства и управления, т.е. оптимальным режимам работы оборудования, рациональному со­держанию технологического и трудового процессов, передовым методам и приемам труда, наиболее целесообразным системам и порядку обслуживания и обеспечения рабочих мест. Кроме того, нормы труда должны определить те условия, в которых труд работ­ника будет менее утомительным, более производительным и содержательным [4; 6].

Таким образом, норма труда определяет величину и структуру затрат рабочего времени, необходимых для выполнения конкретной работы, и является эталоном, с которым сравниваются фактические затраты времени в целях установления их рациональности. Выражая меру труда на каждом рабочем месте, нормы труда, с одной стороны, являются средством получения прибыли, а с другой - должны спо­собствовать решению социальных задач, обеспечивая работающим нормальную интенсивность труда и его содержательность.

В современных условиях назначение нормирования труда - ак­тивно воздействовать на потенциальные возможности и результаты деятельности предприятий по достижению двух взаимосвязанных экономических и социальных целей: обеспечение процесса произ­водства конкурентоспособных товаров и услуг и рациональное ис­пользование человеческого ресурса. В связи с этим повышаются и требования к нормированию труда, которые можно сформулировать следующим образом:

- максимально возможное расширение сферы нормирования гру­да, обеспечивающее объективное измерение и оценку трудовых затрат при всех видах деятельности и разновидностях выполняе­мых работ;

- высокое качество устанавливаемых норм, их максимальное приближение к общественно необходимым затратам труда;

-  научная обоснованность норм труда с помощью более полного учета организационно-технических, экономических, психофи­зиологических и социальных факторов;

- гуманизация норм труда, способствующая гармоничному разви­тию личности, максимально удовлетворяющая его творческие, производственные и материальные потребности;

- обеспечение нормальной интенсивности труда работников с це­лью сохранения их длительной работоспособности и здоровья [1; 6].

Всем этим требованиям норма труда сможет отвечать лишь в том случае, если она будет обоснованной с учетом действия различных факторов в реальных условиях производства, т.е. норма труда долж­на соответствовать наиболее эффективному использованию трудо­вых и материальных ресурсов подразделений предприятия.

Любая трудовая норма должна определяться с учетом данных на­уки и передового опыта. Обоснование нормы предполагает, что при разработке каждого ее вида следует анализировать и учитывать все факторы, зависящие от производства и исполнителей работ и влия­ющие на величину затрат труда, а также рассматривать в единстве и одновременно оптимизировать технологический и трудовой процес­сы, нормативные величины затрат труда.

Рост производительности труда является непременным условием подъема благосостояния народа, создания изобилия материальных и культурных благ для трудящихся. Установление объективной величины затрат рабочего времени для конкретных условий осуществляются различными методами нормирования.

Более совершенный метод нормирования труда обеспечит более высокое качество норм труда, т.е. высокую степень вероятности того, что установленная величина затрат труда действительно необходима и достаточна.

Величины норм труда, определенные интуитивным методом, представляют догадку, основанную на предшествующем опыте. Вероятность совпадения величины норм труда, полученной таким методом, с объективно необходимой величиной затрат в конкретных условиях незначительны. Величина норм труда, определенная статистическим методом, имеют своей базой математическую статистику, а именно теорию выработки выборочного метода. В этом случае количественные значения норм труда более достоверны, так как определяются на основе большой или малой выборки [3].

Суммарный метод нормирования труда устанавливает затраты рабочего времени в целом на единицу продукции конкретного рабочего процесса без анализа последнего. Способ выполнения работы определяется работником. Разновидностями суммарного метода являются опытный и опытно-статистический методы.

Опытный метод. Эксперт знакомится с рабочим местом, средствами и условиями труда и интуитивно, на основе своих субъективных впечатлений и предшествующего опыта, определяет норму труда. Установленная норма труда не является средней величиной, а лишь частным значением возможных затрат рабочего времени. Ее обоснованность, соответствие условиям рабочего места целиком зависят от опыта эксперта. Этот метод не в состоянии обеспечить одинаковую напряженность норм. Кроме того, он отражает только прошлый опыт. Практика показывает, что нормы труда, установленные опытным интуитивным методом, как правило, низкого качества. Об этом свидетельствует значительное перевыполнение таких норм большинством рабочих [5].

Опытно-статистический метод. Нормы труда устанавливают на основе фактических данных о производительности труда за прошедший период. Данный метод не анализирует нормируемый рабочий процесс, способы организации труда и работ, не учитывает технический прогресс и передовой опыт. Поэтому нормы труда, установленные этим методом, включают все недостатки, которые имели место в организации труда и производства в прошлом и отразились в фактических показателях производительности труда. Таким образом, опытно-статистические нормы имеют неустранимый недостаток: они всегда фиксируют пройденный этап, обращены в прошлое и поэтому не могут быть мобилизующей силой, стимулирующей дальнейшее совершенствование процессов труда и рост производительности труда. Применение таких норм должно быть  ограничено [5; 6].

Аналитический метод нормирования труда назван так потому, что применяет анализ как метод исследования процесса труда. Аналитический метод нормирования труда устанавливает затраты рабочего времени на единицу продукции конкретного рабочего процесса не в целом, а по видам затрат рабочего времени для каждой составляющей его части: операции, приема, движения. Аналитический метод имеет две разновидности – научное и техническое нормирование труда.

Научное нормирование труда есть метод установления необходимых затрат рабочего времени на производство единицы продукции, учитывающий природные, технические, организационные, экономические, физиологические, психологические и социальные факторы труда, т.е. всю совокупность факторов, влияющих на производительную силу труда в конкретных условиях.

Техническое нормирование труда есть метод установления необходимых затрат рабочего времени на производство единицы продукции, учитывающий природные, технические и организационные факторы производительности труда в конкретных условиях и частично физиологический фактор (утомляемость рабочего); является первым этапом научного нормирования труда и приближается к нему по мере возрастания числа учитываемых факторов. Нормы труда, установленные методом технического нормирования, называют технически обоснованными нормами труда. Они менее совершенны, чем научно обоснованные нормы труда, установленные методом научного нормирования, так как учитывают только часть тех факторов, которые необходимо принимать во внимание при установлении норм труда [7].

Применение аналитического метода нормирования позволяет глубоко и всесторонне изучить процесс труда и установить технически и научно обоснованные нормы труда, объективно отражающие необходимые и достаточные затраты рабочего времени в конкретных условиях.

Список литературы

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 412с.

2. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных  рынков. – М.: Экмос, 1998. - 160с.

3. Малахов А.С. и др. Управление экономикой АПК. – Л.: Лениздат, 1989. - 189с.

4. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК. – М.: Колос, 2001. - 232с.

5. Практикум по экономике и социологии труда / Под ред. Б.М. Генкина. -CПб.: СПбГИЭА, 1993. - 278с.

6. Соколова Г.Н. Экономическая социология. - Мн.: Высш. шк., 1998. - 380с.

7. Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Драхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербин.-M.: Изд-во МГУ, 1993. - 273с.

8. Штольберг Р. Социология труда. - М.: Прогресс, 1982. - 487с.

9. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред.                   Г.Г. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 367с.

10. Экономика и социология труда / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и             В.А. Чуланова. - Ростов н/Д, «Феникс», 1999. - 512с.