Содержание

Введение. 3

1. Структура и классификация  издержек. 4

2. Смета затрат. 7

3. Взаимосвязь издержек производства и себестоимости продукции. 9

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Практическая часть. 19

Введение

         Любое производство связано с затратами сырья, электроэнергии,  рабочей силы, оборудования, земли и т.д. Без использования необходимых ресурсов невозможно создать новые блага.

         Все используемые в производстве ресурсы носят ограниченный характер. Любой из факторов производства может быть использован для производства различных продуктов. Ресурсы, затраченные на производство данного товара, утрачены для производства других товаров. Задача производителя заключается в том, чтобы из множества вариантов использования данного ресурса выбрать наиболее эффективный. 

         В силу этого обстоятельства  любые затраты  на производство какого-либо товара носят альтернативный характер. Поэтому производители вынуждены постоянно считать, во сколько им обойдётся производство того или иного блага.

         К издержкам относят сумму средств, направленных на оплату всех видов, материалов, рабочей силы и услуг, затраченных на производство определенного товара.

         В течение длительного периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее фирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей; она может установить новое оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом  также может изменить свои масштабы.

         Цель данной работы – изучить основные издержки производства и их взаимосвязь с себестоимостью продукции.

         Задачи:

-       изучение структуры издержек;

-       выяснение учета затрат и себестоимости продукции;

-       изучение взаимосвязи издержек производства и себестоимости.

1. Структура и классификация  издержек

         Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

         Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

         Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

         Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

         Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

         Издержки - денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием сво­ей коммерческой и производственной деятельности. Издерж­ками производства называют также затраты живого и ове­ществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнение работ и сказание услуг и их продажу (реализацию и сбыт). При этом для характеристики всех издержек производства применяют термин «затраты на производство».

         Бухгалтерские затраты представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения.

         Для принятия решений о целесообразности продолжения дея­тельности своего предприятия владельцы предприятий (фирм) применяют экономические затраты. Экономические затра­ты - альтернативные затраты предприятия. Альтернативные затраты выражают стоимость собственных ресурсов, используемых наиболее эффективным из всех прочих способов.

         Понятие «экономические затраты» является общепринятым; бухгалтерские затраты исчисляются на практике при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т. п.

         Классификация затрат позволяет организовать более правильное планирование, учет и анализ затрат и на этой основе выявить резервы снижения себестоимости продукции. Затраты классифицируются по следующим признакам. Однородные по своему экономическому содержанию затра­ты называются экономическими элементами независимо оттого, где они расходуются и на какие цели. Выделяют пять элементов затрат:

1.     материальные затраты (за вычетом стоимости воз­вратных отходов) - сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топ­ливо и энергия и др.;

2.     затраты на оплату труда;

3.     отчисления на социальные нужды - в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования;

4.     амортизация основных фондов;

5.     прочие затраты-платежи по процентам, износ нема­териальных активов, командировочные расходы, представи­тельские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготов­ку кадров[1].

         Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребности в оборотных средствах, расче­та сметы затрат и для экономического обоснования инвести­ций. А также для вычисления показателей материалоемкости, зарплатоемкости (трудоемкости), фондоемкости продукции.

         Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.

         Выделяют следующие статьи калькуляции:

1.     сырье и материалы;

2.     возвратные отходы (вычитаются);        

3.     покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производ­ственного характера сторонних предприятий и организаций;

4.     топливо и энергия на технологические цели;

5.     заработная плата производственных рабочих;

6.     отчисления на социальные, нужды;

7.     расходы на подготовку и освоение производства;

8.     общепроизводственные расходы;

9.     общехозяйственные расходы;

10.                       потери от брака;

11.                       прочие производственные расходы;

12.                       коммерческие расходы.

2. Смета затрат

         Смета затрат - сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производ­ства по видам используемых ресурсов, стадиям производ­ственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов.

         В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажей про­дукции, товаров и услуг, а также на содержание админист­ративно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную произ­водственную деятельность предприятия.

         В процессе разработки сметы затрат на производство в оте­чественной экономической науке и практике широко применя­ются три основных метода.

         Сметный метод является наиболее распространенным на российских промышленных предприятиях. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую сис­тему расчетов комплексного плана. При этом методе все затра­ты на производство по отдельным элементам сметы рассчиты­ваются по данным соответствующих разделов годового плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий:

         1) затраты на основные материалы;

         2) затраты на вспомогательные материалы;

         3) стоимость топлива;

         4) стоимость энергии;

         5) основная и дополнительная заработная плата всех кате­горий персонала;

         6) начисления на заработную плату;

         7) амортизационные отчисления;

         8) прочие денежные расходы.

         Разработанная смета затрат на производство должна также соответствовать запланированному объему реализации товаров и услуг. При необходимости допускается корректировка планируемых расходов с учетом изменения норматива склад­ских запасов готовой продукции, незавершенного производ­ства, материальных запасов, затрат будущих периодов и т. п. Сводный метод составления сметы затрат на производ­ство предусматривает предварительную разработку и свод в единую систему общих затрат по цехам основного и обслу­живающего производства. В цеховую смету затрат включаются две группы расходов:

-       прямые издержки данного цеха на материальные ре­сурсы и комплектующие детали, основная и дополнительная заработная плата, начисления на зарплату, амортизационные отчисления и прочие денежные расходы;

-       комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые расходы и др.

         Сводная смета затрат по предприятию составляется путем суммирования цеховых смет затрат с последующим исключе­нием из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов.

         Калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании выпол­ненных расчетов или калькуляций себестоимости всех без ис­ключения видов продукции, работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов себестоимости от­дельных изделий с учетом годовых объемов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономические элементы и калькуляционные статьи расходов[2].      

3. Взаимосвязь издержек производства и себестоимости продукции

         Размеры выпуска продукции ограничиваются спросом и ее рыночными ценами. Фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске про­дукции, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию при­были. В этом критерий экономической эффективности фирмы, а ее главная цель, — максимизация прибыли — достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода: МС = МR. Именно в рамках этого равенства стабилизируется спрос фирм на факторы производства. Соответственно, ценовое равновесие на рынках факторов производства стабилизируется на уровне предъявляемого фирмами спроса. Другими словами, фирме по­требуется такое количество и соотношение факторов производ­ства при их данных рыночных ценах, которое необходимо для выпуска продукции в пределах равенства МС и МR.

         Деятельность любой фирмы — это своеобразный перекресток, по меньшей мере, двух рынков: потребительских товаров инди­видуального спроса и капитальных товаров, т.е. факторов произ­водства. На потребительских рынках фирма выступает как по­ставщик готовой продукции конечного потребительского назна­чения. На рынках капитальных товаров фирма является покупа­телем факторов производства. Информация о рыночных ценах готовой продукции позволяет осуществлять расчет потенциаль­ного дохода и прибыли от ее продажи. Одновременно цены на рынках факторов производства позволяют вычислить издержки производства в денежном выражении. Суммируя информацию о ценах и сопоставляя рыночную цену каждого фактора производ­ства с ценой полученного от его использования предельного про­дукта, фирма может обеспечить себе равновесие МС и МR, при котором достигается максимизация прибыли. Расчет необходи­мого оптимума осуществляется по следующей примерной схеме:

         МRРа = (MRq) . (МРа),

         МRРb = (MRq) . (МРb),

         МRРс = (MRq) . (МРс) и т.д.

         где МRРа,b,с и т.д. — доход от предельного продукта фактора a, b, c и т.д. в денежном выражении;

         МR — предельный доход от единицы выпуска;

         МРа,b,с и т.д. — физический объем выпуска предельного продукта, полученного от применения каждого ука­занного фактора производства.

         Количество предельных продуктов, умноженное на величину предельного дохода в денежном выражении, называют доходом от предельного продукта — МRР. Этот доход фирма исчисляет: в денежном выражении после продажи всего предельного продукта, произведенного с помощью того или иного фактора производства. Для каждого фактора производства может быть рассчитан предельный продукт в денежном выражении.

         Только на основе информации о рыночных ценах факторов производства, сопоставленных с размерами собственного дельного дохода от применения этих факторов, фирмы формируют и предъявляют спрос на рынках труда, капиталъно-технических средств, сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Соответственно ценообразование на рынках этих факторов производства изменяется в зависимости от реального спроса фирм, т.е. спроса, определяющегося не потенциальными возможностями наращивания выпуска продукции, а возможностями максимизации прибыли, достигаемой при равновесии предельных из­держек и предельного дохода.

         Фирмы приостановят затраты и снизят спрос на факторы произ­водства, рыночная цена которых выше предельного дохода от про­изводимого им продукта. Спрос на тот или иной фактор снизится и в том случае, если возросла его рыночная цена. В этом случае фирмы снижают применение возросших в цене факторов произ­водства, действуя по принципу их замещения более дешевыми.

         Кроме того, ценообразование каждого фактора испытывает на себе влияние изменяющихся цен всех остальных, взаимодо­полняемых и взаимозаменяемых факторов, уравнивая спрос и их предложение и приводя в равновесие все рынки. В свою оче­редь, ценовым равновесием спроса и предложения на рынках факторов производства регулируется размер таких доходов, как рента, арендная плата, процент, прибыль, заработная плата.

         Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимост­ная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топ­лива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

         В настоящее время вопрос о соотношении понятий «себе­стоимость», «затраты», «расходы» и «издержки» в экономиче­ской литературе является дискуссионным. Одни авторы счи­тают эти понятия одинаковыми, другие утверждают, что это понятия, имеющие разное экономическое содержание.

         Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сы­рье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников со­ставляют из­держки предприятия по производству продукции, прини­мающие форму се­бе­стоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не рас­ходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборот­ные средства восстанавливаются, а понесен­ные предприятием издержки по произ­водству продукции возмещаются.

         Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность со­по­ста­вить полученную от реализации продукции выручку и произведен­ные за­траты. Смысл инвестирования средств в производство продукции со­стоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себе­стои­мость, то предприятие получает его в виде прибыли.

         Различают следующие виды себестоимости: цеховую, про­изводственную и полную.    

         Цеховая себестоимость – затраты цеха, связанные  с производством продукции.

         Производственная себестоимость, помимо затрат це­хов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

         Полная себестоимость отражает все затраты на произ­водство и реализацию продукции, слагается из производ­ственной себестоимости и воспроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

         Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестои­мость.

         Индивидуальная себестоимость обусловливается конк­ретными условиями, в которых действует то или другое пред­приятие.

         Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

         В зависимости от цели (планирование, учет, ана­лиз) различают:

-       плановую себестоимость - отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производ­ства являются для предприятия необходимыми;

-       расчетную себестоимость - используется в технико-экономических расчетах по обоснованию проектов внедрения достижений научно-технического прогресса;

-       отчетную себестоимость - отражает степень выпол­нения плановых заданий по снижению себестоимости на осно­ве сопоставления плановых затрат с фактическими.

         Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кру­го­оборота средств, вложенных в производство, и относятся к собствен­ным фи­нансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются само­стоя­тельно. Оптимальное использование амортизационных отчисле­ний и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить произ­водство  продукции на расширенной основе.

         В целях организации внутрихозяйственного расчета и контроля учет затрат на производство осуществляется в следующих разрезах:

-       по отношению к себестоимости (прямые и накладные (косвенные));

-       по видам продукции, работ и услуг;

-       по месту возникновения затрат (производствам, цехам, участкам и т.п.);

-       по видам расходов (элементам и статьям затрат).

         На организацию учета производственных затрат на предприятии большое влияние оказывает классификация затрат по определенным признакам.

         По отношению к технологическому процессу производства различают переменные и условно-постоянные затраты, а от способа включения в себестоимость услуг - прямые и косвенные.

         Переменные - это такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним относятся, в частности, затраты на материалы и оплату труда.

         К условно-постоянным относятся затраты, которые при изменении объема производства или совершенно не меняются (например, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд) или меняются незначительно            (например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

         Прямые - те, что на основе первичных документов можно отнести на затраты определенного вида продукции, работ, услуг (материалы, заработная плата рабочих и др.). Это затраты, обусловленные технологическим процессом производства.

         Накладные, или косвенные, затраты одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа машин и оборудования и пр.)

         Постоянными издержками являются те, которые не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объеме производства[3]. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции или услуг.

         К постоянным издержкам относятся:

-       налог на имущество;

-       страховые взносы (часть которых обязательна);

-       оплата по облигационным займам;

-       заработная плата управленческого и обслуживающего персонала (если она фиксирована вне зависимости от загрузки) плюс налоги на нее.

         К переменным издержкам относятся:

-       коммунальные услуги;

-       расходы на содержание территории;

-       расходы на текущие ремонтные работы;

-       заработная плата обслуживающего персонала;

-       налоги на заработную плату;

-       расходы по обеспечению безопасности.[4]

         Затраты для целей налогообложения прибыли классифицируют на:

нелимитируемые;

лимитируемые.

         Лимитируемые - это такие, по которым утверждены в установленном порядке лимиты, нормы и нормативы. К ним, в частности, относятся:

-       компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей;

-       затраты на командировки;

-       представительские расходы;

-       оплата за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

-       затраты по оплате процентов по полученным кредитам (за исключением ссуд связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов);

-       расходы на рекламу.

         Учет таких расходов ведется на счетах затрат отдельно в пределах установленных лимитов (норм, нормативов) и отдельно - сверх действующих лимитов (норм, нормативов). Дело в том, что на сумму таких расходов, превышающих нормы, величина валовой прибыли для целей налогообложения корректируется.

         Согласно требованиям международной практики бухгалтерского учета затраты подразделяются на расходы, обусловленные производством, и расходы, обусловленные отчетным периодом, в котором они возникли (периодические затраты).

         К производственным относятся все прямые затраты и общепроизводственные, а к периодическим - расходы на управление предприятием.  

         Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство,  разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

-       по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов, или по отдельным видам ресурсов;

-       по себестоимости последних по времени закупок партий материальных  ресурсов (ФИФО);

-       по себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (ЛИФО).

         Не подлежат включению в себестоимость продукции (работ,  услуг):

-       затраты  на выполнение самим предприятием или оплату им работ (услуг), не связанных с производством продукции;

-       затраты на выполнение работ по строительству,  оборудованию и  содержанию  культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятий, а также работ, выполняемых в  порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий.

         Затраты,  образующие  себестоимость продукции (работ, услуг),     группируются в соответствии с их экономическим  содержанием  по     следующим  элементам: 

-       материальные  затраты,

-       затраты  на оплату труда,

-       отчисления на  социальные  нужды,

-       амортизация  основных фондов,

-       прочие затраты[5].

         Часть расходов, связанных с производственной деятельностью, погашается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия: затраты на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, расходы, связанные с выпуском и реализацией акций, облигаций и других ценных бумаг.

Заключение

         Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно действующему плану счетов возможны два  варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путём группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и постоянные.

         Управление себестоимостью продукции (работ, услуг) предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости, выявления резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькуляция, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

         Применение различных методов учета затрат влияет на величину себестоимости и тем самым на сумму полученной прибыли.

         В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры всегда должны иметь оперативную информацию о том, во что обходится предприятию производство продукции, осуществление определенного вида деятельности в действительности, вне зависимости от того, каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы.

Список литературы

1.     Глушков  И.Е.  Бухучет на современных предприятиях. – Новосибирск: ЭКОР, 1995.

2.     Миронова Н.Н., Шутьков С.А. Экономика недвижимости. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.

3.     Непринцева Н., Батурина И. Производство и предложение. Издержки и прибыль // Экономика и жизнь – московский          выпуск. – 2003. - №24.

4.     Финансовый менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. Вьюниковской А.Г. – М.: Буклайн, 2005.

5.     Экономика предприятия. / Под ред. Загородникова С.В. – М.: Велби, 2005.

Практическая часть

         Объект исследования: ООО «Альтурс» (туристическая фирма).

         Выбор туров по Новосибирской области не отличается обилием. Нельзя говорить о популярности данных туров, так как не было найдено подтверждение популярности. Но те фирмы, которые предлагают услуги, ограничиваются приемом гостей области и предложением отдуха в различных пансионатах и санаториях.

         Новосибирский рынок представлен следующими фирмами и операторами (таблица 1).

Таблица 1

Рынок туристических фирм / операторов

Фирма / Оператор

Основное направление

Доля рынка, %

ЗАО «Центральное бюро путешествий»

международный туризм

12,5

ООО «Планета путешествий»

международный туризм

11,8

ООО «Альтурс»

международный туризм

2,4

ЗАО «Братья Говор»

Алтай

1,8

ЗАО «Афина Паллада»

международный туризм

3,5

ОАО «Авиакомпания Сибирь»

международный туризм

4,3

ЗАО «Акрис-Интур»

международный туризм

2,8

ООО «Глобус-Тур»

международный туризм

3,2

ООО «Алые паруса»

международный туризм

4,3

ООО «Вокруг света»

международный туризм

6,9

ООО «Сибирия»

Алтай

2,5

ООО «Сибирь-Алтай»

Алтай

2,2

         Данной таблицей не исчерпываются сведения обо всех фирмах, но, на наш взгляд, отражены основные.

1. Место объекта на рынке:

         - продукт аналогичен тем, которые уже имеются на рынке — 1 балл.

2. Вероятность морального старения объекта:

         - объект будет применяться в течение достаточно долгого периода,  чтобы окупить капиталовложения на организацию его производства — 2 балла:

3. Характеристики рынка для объекта

         - специализированный рынок с небольшим числом потребителей - 1 балл.

4. Вероятность расширения рынка:

         - число потребителей объекта будет расширяться незначительно или будет стабильно - 2 балла;

5. Цена объекта по сравнению с ценой сходных объектов.

         - цена данного объекта примерно совпадает с иеной сходных объектов — 2 балла;

6. Степень патентной защиты

         - объект может быть легко имитирован, секреты производства отсутствуют - 1 балл.

7. Ожидаемая острота конкуренции

         - практически любая фирма может за короткий срок создать аналогичный объект и выйти с ним на рынок  - 1 балл

8. Наличие каналов распределения

         - соответствующее внешнеторговое объединение имеет опыт торговли (продажи) аналогичных товаров или товар является дополнением к тем, которые успешно продаются — 3 балла;

9. Влияние на существующую торговлю

         - объект не имеет влияния на объем продаж других товаров — 2 балла;

10. Устойчивость к колебаниям объема продаж

         -  товар подвержен колебаниям, но они не выходят за пределы средних колебаний основных экономических показателей - 2 балла;

11. Потребность в оборудовании

         - потребуется приобретение нового оборудования в незначительном количестве — 2 балла;

12. Потребность в новом персонале или  переобучении имеющегося

         - нового персонала или переобучении старого не потребуется — 3 балла;

         13. Наличие сырья и материалов

         - имеется сырье и материалы среднего качества по умеренным ценам - 2 балла.

         Весовые коэффициенты устанавливаются:

для показателей 1 – 4 — 0,13;

для показателей 5 – 7 — 0,08;

для показателей 8 – 13 — 0.04.

         Оценка конкурентоспособности:

         К = 0,13 (1+2+1+2) + 0,08 (2+1+1) + 0,04 (3+2+2+2+3+2) = 1,66

         Вывод: поскольку К = 1,66, разрабатываемый объект не будет  конкурентоспособен на мировом рынке, так как норматив конкурентоспособности К = 2,5 - 3.


[1] Финансовый менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. Вьюниковской А.Г. – М.: Буклайн, 2005. – с.-27.

[2] Экономика предприятия. / Под ред. Загородникова С.В. – М.: Велби, 2005. – с.-18.

[3] Непринцева Н., Батурина И. Производство и предложение. Издержки и прибыль // Экономика и жизнь – московский                 выпуск. – 2003. - №24. – с. 24.

[4] Миронова Н.Н., Шутьков С.А. Экономика недвижимости. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – с.125.

[5] Глушков  И.Е.  Бухучет на современных предприятиях. – Новосибирск: ЭКОР, 1995.