Содержание
Введение. 3
1. Порог рентабельности и пороговое количество товара.. 5
2. Запас финансовой прочности предприятия.. 9
3.Факторы, определяющие ассортиментную политику предприятия. Углубленный операционный анализ. 11
Заключение. 16
Библиографический список.. 17
Введение
Формирование затрат производства является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия, охваченного системой управленческого финансового учета.
Именно от его тщательного изучения и успешного практического применения будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию, исчисление национального дохода в масштабах страны, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, а также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.
Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства или анализа соотношения “затраты – объем – прибыль”.
Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Целью данной работы является определение влияния порога рентабельности и порогового количества товара на деятельность предприятия В связи с этим, перед нами поставлены задачи:
1. Изучить понятия порога рентабельности и порогового количества товара
2. Определить факторы, влияющие на ассортиментную политику предприятия
3. Изучить влияние углубленного операционного анализа на ценовую и ассортиментную политику предприятия
1. Порог рентабельности и пороговое количество товара
Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший и больший процент снижения прибыли. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.
При возрастании же выручки от реализации, если и порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности.
На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Все это оказывается чрезвычайно полезным для:
· планирования платежей по налогу на прибыль, в частности,авансовых;
· выработки деталей коммерческой политики предприятия.
При пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Вместе с тем, если вы уверены в долгосрочной перспективе повышения спроса на ваши товары (услуги), то можно себе позволить отказаться от режима жесткой экономии на постоянных затратах, ибо предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.
При снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить весьма трудно. По существу, это означает, что высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет весьма сложно и в организационном, и особенно в финансовом смысле. Чем больше стоимость материальных основных средств, тем больше предприятие «увязает» в нынешней своей рыночной нише (не зря, например, гибкими считаются издательства, не имеющие собственных типографий и заказывающие изготовление тиражей книг на договорных условиях).
Мало того, повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционною рычага, и снижение деловой активности предприятия выливается в умноженные потери прибыли. Остается утешаться тем, что если выручка наращивается все-таки достаточными темпами, то при сильном операционном рычаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но имеет возможность выплачивать солидные дивиденды и обеспечивать финансирование развития.
Все это убеждает нас в том, что сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск[1].
Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0
Или, что те же:
Прибыль = Порог рентабельности * Валовая маржа в относительном выражении к выручке – Постоянные затраты = 0
Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:
Порог рентабельности = Постоянные затраты : Валовая маржа в относительном выражении к выручке
Отметим в этой связи три полезнейших для финансиста момента[2].
Первый. Определив, какому количеству производимых товаров соответствует, при данных ценах реализации, порог рентабельности, вы получаете пороговое (критическое) значение объема производства (в штуках и т. п.). Ниже этого количества предприятию производить невыгодно: обойдется «себе дороже». Формулы обычно используются такие:
Пороговое количество товара = Порог рентабельности данного товара (1)
Цена реализации
или
Пороговое количество товара =
= Постоянные затраты, необходимые для деятельности предприятия
Цена единицы товара – Переменные затраты на единицу товара
Пороговое количество товара =
= Все постоянные затраты предприятия * Удельный вес товара №1 в общей выручке от реализации (в долях единицы) /
Цена товара №1 – Переменные затраты на единицу товара №1 (3)
Второй. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Естественно, наращивается и масса прибыли.
Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину валовой маржи, «сидящей» в каждой единице проданного товара:
Масса прибыли после прохождения порога рентабельности =
Количество товара, проданного после прохождения порога рентабельности * Валовая маржа / Общее количество проданного товара
Третий. Как уже отмечалось, сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается - и так вплоть до очередного «скачка» постоянных затрат.
Попробуем теперь, зная порог рентабельности, определить запас финансовой прочности предприятия.
2. Запас финансовой прочности предприятия
Запас финансовой прочности – ЗФП – показывает, на сколько может сократиться объём реализации (в рублях или в единицах продукта), прежде чем компания понесёт убытки.
Можно рассчитать запас финансовой прочности и в процентах к выручке от реализации, или в виде коэффициента к выручке.
Запас финансовой прочности тем выше, чем ниже опасная сила операционного рычага.
Эта мысль и нижеследующие формулы принадлежат М.Г. Штерну:
Запас финансовой прочности = Выручка от реализации – Порог рентабельности = Выручка от реализации –
- Постоянные затраты * Выручка от реализации
Валовая маржа =
= Выручка от реализации * (1 – Постоянные затраты) =
Валовая маржа
= Выручка от реализации
Сила операционного рычага
Запас финансовой прочности =
= (Выручка от реализации – Постоянные затраты * Выручка от реализации (валовая маржа)/ выручка от реализации = 1- Постоянные затраты / Валовая маржа = 1/ Сила операционного рычага
Подведем некоторые итоги, вспомнив, кстати, и об эффекте финансового рычага. Если у предприятия:
а) солидный (для большинства предприятий - более 10%) запас финансовой прочности;
б) благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общей их сумме;
в) высокий уровень экономической рентабельности активов, нормальное значение дифференциала и «спокойное» значение финансового рычага - это
предприятие весьма привлекательно для инвесторов, кредиторов, страховых обществ и других субъектов экономической жизни.
На практике задача максимизации массы прибыли сводится к определению такой комбинации затрат, при которой прибыль наивысшая из всех возможных вариантов.[3]
3. Факторы, определяющие ассортиментную политику предприятия. Углубленный операционный анализ
Ассортимент – набор видов и разновидностей товаров по маркам, наименованиям, размерам, типам, сортам и т.д.
Ассортиментная политика - система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.
Основными задачами ассортиментной политики являются: 1) удовлетворение запросов потребителей, 2) завоевание новых покупателей, 3) оптимизация финансовых результатов предприятия.
Факторами, определяющими ассортимент продукции являются ( Таблица 1):
Таблица 1
Факторы, определяющие ассортимент продукции
Фактор |
Изменение фактора |
Порог рентабельности |
Цена реализации |
Увеличивается Снижается |
Снижается Поднимается |
Переменные затраты на единицу продукции |
Увеличиваются Снижаются |
Поднимается Снижается |
Совокупная величина постоянных затрат |
Увеличивается Снижается |
Поднимается Снижается |
Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (изделие, услугу). Рассчитать их величину несложно: например, к такому-то изделию будут относиться амортизационные отчисления по оборудованию, на котором именно данное изделие производится, зарплата мастеров, начальника цеха, расходы по содержанию цеха (и / или его аренде) и т. п. Косвенные постоянные затраты - это постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, затраты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание офиса амортизационные отчисления по собственным административным зданиям, расходы на научные исследования и инженерные изыскания и т. п.). Косвенные затраты весьма трудно «разнести» по отдельным товарам. Универсальный способ отнесение косвенных постоянных затрат на тот или иной товар пропорционально доле данного товара в суммарной выручке от реализации предприятия.
Основным принципом углубленного операционного анализа является объединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи - результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат.
Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие - невыгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.
Промежуточная маржа занимает срединное положение между валовой маржей и прибылью (см. нижеследующий пример). Желательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.
В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.
Отсюда следует главное правило. Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия являются предпочтительными.[4]
В связи с этим возникает три проблемы:
Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного товара - это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если, не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи - этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его производство заранее).
Порог безубыточности шт. = Прямые постоянные затраты / Валовая маржа на единицу товара
Порог безубыточности, руб. = Прямые постоянные затраты / Доля валовой маржи в выручке от данного товара
Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог рентабельности товара - это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
Порог рентабельности, шт. = Прямые и косвенные постоянные затраты / Валовая маржа на единицу товара
Порог рентабельности, руб. = Прямые и косвенные постоянные затраты / Доля валовой маржи в выручке от данного товара
Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. На рисунке 1 показано, что на протяжении своего жизненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два порога рентабельности.
Выручка
Первый порог Второй порог
Рентабельности рентабельности
Первый порог Второй порог
Безубыточности безубыточности
Покрыты Час «икс»
переменные товар надо изымать
затраты из ассортимента…
1 2 3 4 Время
Выход Рост Зрелость Упадок
на рынок
Рисунок 1. Прохождение порога безубыточности и порога рентабельности на протяжении жизненного цикла товара
В «час икс» товар становится убыточным, от него надо отказываться.
Считается разумным располагать (планировать) прохождение первого порога безубыточности где-то на уровне второй трети фазы роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует большей точности, совмещения с коммерческими, техническими и трудовыми аспектами политики предприятия, а также - и, возможно, это главное - учета обшей стратегической линии предприятия. Товар, не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упадка, должен быть изъят из ассортимента как только этот товар становится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные и прямые постоянные затраты, или, иначе говоря, как только промежуточная маржа становится отрицательной (Рисунок 2).
1 2 3 4
Выход на рынок Рост Зрелость Упадок
Порог Порог Порог Порог
безубыто рента рентабель безубыточности
чности бельности ности
А Б В Г
Рисунок 2. Фазы роста товара
А - выручка не покрывает прямых переменных и прямых постоянных
Затрат;
Б - выручка покрывает прямые переменные, прямые постоянные и часть отнесенных на данный товар постоянных косвенных затрат;
В - выручка покрывает, кроме всех прямых затрат, все отнесенные на данный товар косвенные постоянные затраты и вносит свой вклад в формирование прибыли предприятия;
Г - выручка покрывает прямые переменные, прямые постоянные и часть отнесенных на данный товар постоянных косвенных затрат.[5]
Заключение
В данной работе была рассмотрена методика анализа безубыточности производства или анализа соотношения « затраты-объем-прибыль». Исходя из этого можно сделать выводы:
1. Определение порога рентабельности дает возможность определить низшее предельное значение объема товаров и запас финансовой прочности. То есть, имея эти показатели предприятие может планировать свои затраты и привлекать инвесторов.
2. Анализируя основные показатели операционного анализа, можно экономически грамотно использовать ставки маржинальной прибыли, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, принимать следующие решения:
· по установлению цен на уже производимую и новую продукцию, ориентируясь на цены конкурентов;
· по выбору и замене оборудования;
· по производству у себя, либо покупки на стороне того или иного полуфабриката;
· по целесообразности принятия дополнительного заказа;
· по поиску вариантов изменения производственной мощности предприятия и т.д.
Операционный анализ - это огромное поле для качественно иного подхода к принятию решений по ценообразованию и управлению затратами, который нужно иметь в арсенале инструментов управления.
Библиографический список
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 308 с.
2. Балобанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2003.- 456 с
3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. - К.: Ника-центр, 1999. - 512 с.
4. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 471 с.
5. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 269 с.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2004.-356 с.
7. Шадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ООО фирма «Благовест-В», 2003. – 183 с.
8. Финансовый менеджмент: теория и практика./Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2004- 257 с
9. Финансовый менеджмент./Под ред. Н.Ф. Самсонов И.П. Баранникова, А.А. Володин. – М.: ЮНИТИ, 2004- 358 с
10. Экономика предприятия./Под ред. Н. А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2005.-248 с.
[1] Балобанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 210
[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2004.с 59
[3] Финансовый менеджмент: теория и практика./Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2004. – С. 219
[4] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 247
[5] Экономика предприятия./Под ред. Н. А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2005. – С. 205