Содержание

Введение. 3

1. Коммерческий банк как предприятие. 4

2. Система банковского менеджмента. 6

3. Функции банковского менеджмента. 10

Заключение. 12

Практическое задание. 13

Список литературы.. 18

Введение

Понятие менеджмент означает - управление производством; со­вокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и при­меняемых с целью повышения эффективности про­изводства и увеличении прибыли.

Банковский менеджмент - управление деятельностью банка, имеющее целью максимиза­цию прибыли банка. Основывается на анализе фак­торов финансового рынка, прогнозировании эконо­мической ситуации и минимизации банковских рисков. Основными направлениями являются: бан­ковский маркетинг; управление активами банка; управление пассивами банка; управление собствен­ными средствами банка - политика в области диви­дендов по собственным акциям; управление рента­бельностью работы банка; управление банковскими рисками; управление кадрами банка.

Организационная структура банка тесно связана с раз­работкой деловой стратегии и степенью децентрализации процесса принятия управленческих решений.

Структура банка определяет основные логические взаи­моотношения уровней управления и функциональных об­ластей, определяет сферы ответственности и подотчетнос­ти, минимизирует дублирование функций, что позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей и задач.

Проектирование структуры банка основывается на стра­тегических планах, то есть стратегия определяет структуру. Поэтому выбор структуры банка — это решение, относя­щееся к стратегическому планированию, поскольку оно определяет то, как банк будет направлять усилия на дости­жение основных целей. Структура банка основывается на его стратегии, но сама не является стратегией.

         Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы. Цель данной работы – осветить теоретические аспекты организации банковского менеджмента.

1. Коммерческий банк как предприятие

Согласно банковскому законодательству,  кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции предусмотренные законодательством.

Банк – это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов.

Небанковская кредитная организация – это кредитная организация имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.

Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков – получение максимальной прибыли.[1]

Банки являются коммерческими предприятиями т.к. основной целью их деятельности является получение прибыли. Для осуществления этой цели банк, как коммерческое предприятие осуществляет следующие операции:

1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во  вклады (до востребования и на определенный срок);                   

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;              

3) открытие и ведение банковских счетов физических и  юридических  лиц;                                                                

4) осуществление расчетов  по поручению физических  и юридических  лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам; 

5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных  и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;    

6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и  безналичной  формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;     

8) выдача банковских гарантий;                                  

9)  осуществление   переводов  денежных   средств  по   поручению  физических  лиц  без  открытия  банковских  счетов  (за   исключением  почтовых переводов).

Таким образом, коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.

Банки, как коммерческие предприятия,  выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства экономических субъектов; с другой – удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий и населения.

Экономическую основу операций банка по аккумуляции и размещению кредитных ресурсов составляет движение денежных средств как объективного процесса, оказывающего влияние на формирование и использование ссужаемых стоимостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредитных ресурсов.

   Одной из обширных функциональных сфер деятельности коммерческих банков является посредничество в кредите. Кредитная операция – это отношения между кредитором и заемщиком (дебитором) по представлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности.

2. Система банковского менеджмента

Менеджмент, как показывает исторический опыт раз­вития мировой экономики, и теоретически и практи­чески возможен без маркетинга на основе отличных от маркетинга главных идей становления и развития банка.

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.  Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Как форма предпринимательства, банковский менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности. Эту деятельность выполняют как профессиональные менеджеры, так и финансовые институты. Сущность банковского менеджмента, как формы предпринимательства, выражается в обмене, отраженном на рисунке 1.

 

Рис. 1. Сущность банковского менеджмента как  формы предпринимательской деятельности

Элементы банковского менеджмента:

 1) Планирование.

Система планирования в банке дает возможность прогнозировать будущее его развития, определить цели, сферу, масштабы и приблизительные результаты деятельности в сопоставлении с источниками и затратами.

Как правило, планирование охватывает составление текущих планов и перспективных планов – прогнозов. Основной смысл планирования в том, чтобы определить общие цели и задачи, разработать стратегию и политику их решения, а также обеспечить все это соответствующими ресурсами. Система планирования позволяет банку определить приоритеты и границы, в которых будут действовать банк и его персонал. Она дает возможность увязать все сферы деятельности через показатели банковской деятельности, сочетать их с интересами персонала через систему материального стимулирования труда, а также осуществить писк новых рынков в условиях растущей конкуренции.

Планирование банковской деятельности представшей собой сложный и многоступенчатый процесс, который охватывает все структурные подразделения банка, включая его филиалы, отделения и агентства.

Исходным результатом планирования в банках является составление сводного плана развития (бизнес-плана, а также оперативных планов по отдельным направлениям – кредитная, инвестиционная, маркетинговая, процентная, кадровая политика). По существу в бизнес-плане и оперативных планах банка разрабатывают цели, задачи, стратегии, политику и методы их реализации, включая ресурсное, материально–техническое и информационное обеспечение. Прежде всего до составления бизнес-плана банк должен произвести анализ своей деятельности в целом и по отдельным направлениям на базе фактических результатов.

Анализ работы банка позволяет вычислить позитивные и негативные аспекты в деятельности банка. Определить финансовые убытки, неиспользованные возможности, недостатки прошлого планирования и принятия решений.

2) Анализ.

В основу анализа работы банка берутся, как правило, анализ баланса банка.

 В российской банковской системе анализ проводится по следующим основным направлениям:

-                      Анализ динамики показателей деятельности банка;

-                      Анализ ресурсов банка;

-                      Анализ состояния активов банка;

-                      Анализ ликвидности банка;

-                      Оценка доходности банка.

Кроме указанных основных аспектов анализа, коммерческие банки в России проводят также аналитические оценки отдельных элементов своей деятельности: кредитного портфеля, кредитоспособности заемщика, портфеля ценных бумаг, процентной политики, достаточности собственного капитала.

Все виды проводимых анализов и оценок банка, как правило, используют для управления банковскими рисками.

3) Регулирование.

Регулирование в банковском менеджменте представляет собой создание конкурентных условий работы, диктуемых системой государственного надзора и контроля за деятельностью коммерческих российских банков. В России, как и в других странах, система государственного надзора и регулирования направлена на постановку конкретных требований в отношении банков: лицензирование банковской деятельности, ограничение сфер деятельности, обеспечение достаточности капитала, поддержка стабильной ликвидности, образование нормы обязательных резервов. Система регулирования банковской деятельности в Российской Федерации осуществляется Центральным банком России.

 Банки на этом основании применяют собственное, или внутребанковское регулирование. Систему внутребанковского регулирования Российских банков входят следующие элементы: совершенствование и оптимизация организационной структуры (создание новых подразделений и служб); корректировка целей, приоритетов и методов банковской стратегии и политики в соответствии с конъюнктурой рынка; меры по ограничению размеров риска в отдельных сферах деятельности и создания системы гарантий защиты от рисков; меры по совершенствованию работы банковского персонала (организация профессионального обучения кадров, проверка его работы).

4) Контроль.

 Контроль систем банковского контроля подразделяется на внешний и внутренний. Первые осуществляют центральный банк РФ и аудиторские фирмы (включая отечественные и иностранные). Второй проводит обычно сам банк; этот контроль представляет собой часть банковского менеджмента.

Принципы банковского менеджмента:

·              разработка путей решения задачи получения максимальной прибыли; определение наиболее эффективных средств достижения поставленной цели с минимальными затратами;

·              создание наиболее рациональной (для данного банка с учётом размера его капитала, клиентуры, приоритетов развития отдельных сфер банковской деятельности и т.д.) структуры банка;

·              тесная увязка с этой структурой практики банковской деятельности, прогнозирования и планирования его развития; контроль и регулирование текущей и перспективной деятельности банка;

·              ориентация на человеческий фактор, подбор сотрудников, квалифицированных, подготовленных, имеющих психологическую совместимость; индивидуальный подход к каждому сотруднику;

·              моральное и материальное стимулирование работников, поддержка и выдвижение перспективных специалистов, ориентация каждого работника на повышение деловой квалификации.

3. Функции банковского менеджмента

Менеджмент банка представляет собой сложную систему. Структура его, как система управ­ленческих отношений, характеризуется взаимосвязанными отношениями основных функций, в состав которых входят:

—функция  подготовки управленческого  решения;

—функция  принятия  управленческого  решения;

—функция организации выполнения;

—функция  учета  и  анализа деятельности  банков;

—функция  контроля и надзора за реализацией уп­равленческих решений;

—функция оперативного регулирования процесса вы­полнения управленческих решений.

Функция подготовки управленческих решений в виде вариантов проектов стратегического и текущих планов, проектов программ, прогнозов реализуется организаци­онными системами планирования на основе информации маркетинговых исследований, отчетных и аналитических данных, а также материалов к проектам планов, про­грамм и прогнозов, которые представляются управле­ниями и службами банка.[2]

Функция принятия управленческого решения реализу­ется высшим звеном руководства банка (Совет Дирек­торов, Правление, Президент, Вице-Президенты и другие высшие менеджеры) в виде: «Миссии банка», схемы порядка организации управления, стратегического плана, стратегических программ и проектов (соглашений, до­говоров и т.п.).

Функция организации  выражается в виде:

—организационных схем;

—подготовки схем документооборота;

—положений и инструкций по работе с персоналом;

—организации маркетинговых и социологических ис­следований, внешних связей с иностранными и отече­ственными банками и другими организациями.

Реализуется эта функция службами и подразделениями банка, работающими под руководством менеджеров сред­него и низового уровней.

Функция учета и анализа реализуется службами бух­галтерского учета, статистики, планирования, маркетинга в форме бухгалтерских балансов, периодической, фи­нансовой и статистической отчетности, аналитических записок и т.п.

Функция контроля реализуется руководством банка всех уровней от низшего до высшего.

Осуществляется функция контроля в двоякой форме: внешней и внутренней.

Внешний контроль осуществляется органами госу­дарственного надзора в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами; внешним вневедомственным аудитом со стороны негосударствен­ных организаций.

Внутренний контроль осуществляется службами банка.[3]

Функция оперативного регулирования процесса выпол­нения управленческих решений осуществляется менедже­рами среднего и низшего звена. При этом возможна и корректировка ранее принятых руководством решений. Коррективы эти вносятся руководством высшего уровня.

Маркетинговые службы банка (или привлекаемые мар­кетинговые специализированные фирмы) обеспечивают необходимой информацией реализацию всех функций ме­неджмента.

Заключение

Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков – получение максимальной прибыли.

Таким образом, коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.

  Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства экономических субъектов; с другой – удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий и населения.

Банковский менеджмент - управление деятельностью банка, имеющее целью максимиза­цию прибыли банка. Основывается на анализе фак­торов финансового рынка, прогнозировании эконо­мической ситуации и минимизации банковских рисков. Основными направлениями являются: бан­ковский маркетинг; управление активами банка; управление пассивами банка; управление собствен­ными средствами банка - политика в области диви­дендов по собственным акциям; управление рента­бельностью работы банка; управление банковскими рисками; управление кадрами банка.

Как форма предпринимательства, банковский менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности. Эту деятельность выполняют как профессиональные менеджеры, так и финансовые институты.

  Практическое задание

На примере конкретного банка или небанковской кредитной организации раскрыть уровни менеджмента и показать связь между ними в принятии, исполнении управленческих решений, организации, учете и контроле, а также в оперативном регулировании процесса выполнения управленческих решений.

В Сберегательном банке существуют два эшелона власти: так называемое высшее звено управления и аппарат управления (Табл.1). К первому относятся Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет банка, коллегиальный исполнительный орган – Правление банка, единоличный исполнительный орган – Председатель Правления (Президент) банка. Во второй эшелон входят управления (отделы), занятые оперативным управлением деятельностью банка.

Таблица 1

Структура управления Сберегательного банка России

Общее собрание акционеров

 

 

Наблюдательный совет банка

 

 

Правление банка

 

 

Председатель правления

 

 

Центральный аппарат:

·                    Управление делами

·                    Управление операций на денежных рынках казначейства

·                    Управление операций на фондовых рынках казначейства

·                    Финансовое управление

·                    Управление налогового планирования

·                    Управление учета и контроля банковских операций

·                    Управление стратегического планирования

·                    Управление внутреннего аудита

·                    Управление рисков

·                    Управление по работе с филиалами

·                    Управление кредитования

·                    Управление финансирования строительных проектов

·                    Управление проектного финансирования

·                    Управление бухгалтерского учета и отчетности

·                    Управление вкладов и расчетов

·                    Управление валютных и неторговых операций

·                    Управление ценных бумаг

·                    Управление кассовой работы и инкассации

·                    Операционное управление

·                    Операционное управление II

·                    Депозитарий

·                    Главный расчетный центр

·                    Управление учета и контроля розничных операций банка

·                    Юридическое управление

·                    Управление по работе с персоналом

·                    Управление безопасности

·                    Контрольно-ревизионное управление

·                    Управление международных отношений

·                    Управление общественных связей

·                    Управление технических средств и телекоммуникаций

·                    Управление внедрения и сопровождения автоматизированных систем

·                    Управление банковских систем

·                    Управление банковских карт

Не менее важным принципом построения аппарата управления банком является обеспечение совместных и координированных действий. Под "структурой" понимается не случайный набор ее элементов, а их взаимодействие. Поэтому банк содержит в своем составе подразделения, которые, с одной стороны, как бы изнутри обеспечивают выполнение им определенных операций, с другой стороны - соответствие его деятельности условиям окружающей среды. Так, например, в центральном аппарате Сберегательного банка выделены самостоятельные подразделения, отвечающие за управление рисками. Проводится разделение линий подчиненности подразделений, отвечающих за установление, предварительный, текущий и последующий контроль лимитов риска.

В рамках реализации концепции развития Сбербанка России до 2007 года Правлением банка принято решение о совершенствовании организационной структуры банка. В основе реорганизации лежит формирование территориальных банков не по принципу административного деления (табл. 2), а по сложившимся крупным экономико-географическим зонам (табл. 3). Реорганизация затрагивает только систему управления банком и предполагает сохранение прежнего порядка работы с клиентами.

Таблица 2

Организационная структура Сберегательного банка России по состоянию на 01.10.2005

Центральный аппарат Сберегательного банка России

 

 

71 территориальный банк

 

 

1 493 отделения

21 654 филиала

98 агентств

Таблица 3

Организационная структура Сберегательного банка России с учетом экономико-географических зон

Центральный аппарат Сберегательного банка России

 

 

17 территориальных банков

 

 

1 511 отделений

 

 

20 250 структурных подразделений

В результате реорганизации значительно сокращено количество территориальных банков. Преобразование осуществляется с учетом сохранения структуры финансовых связей с регионами и действующего порядка уплаты налогов в бюджеты всех уровней. Кроме того, сохраняется централизованная система управления территориальными банками и единая система управления рисками.

Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России. Филиальная сеть Сбербанка России расположена на всей территории страны.

В настоящее время существует трехуровневая организация филиальная сеть: 1 уровень — головной банк (или центральное отделение), управляющий деятельностью филиалов и в ряде случаев обслуживающих  крупных клиентов; 2 уровень— филиалы банка, имеющие корреспондентский счет, баланс с отражением в нем счетов доходов и расходов, прибылей и убытков, а также фондов банка и нераспределенной прибыли, оказывающие полный комплекс банковских услуг; 3 уровень — отделения и дополнительные офисы, подчиненные филиалам, не имеющие отдельных балансов и расчетных счетов, оказывающие весь или строго ограниченный спектр банковских услуг.

Организационная структура Сберегательного банка России, с учетом изменений, происходящих в ней, может быть отнесена к функционально-девизиональной структуре классического (бюрократического) типа, сформированной по продуктовому и региональному признакам. Дивизиональный признак организационной структуры Сберегательного банка, ориентированной на предоставление различных видов банковской продукции, объясняется значительными объемами выполняемых банком услуг. Такая структура позволяет сосредоточить функции управления процессом оказания отдельных услуг в руках специалистов по конкретным банковским продуктам, что создает дополнительные преимущества при доведении их качества до мировых стандартов, а также в развитии новых видов банковских продуктов.

Сберегательный банк действует с большим географическим охватом, поэтому в основу его организации положен также принцип региональной структуры, предполагающий построение деятельности через сеть филиалов, предлагающих услуги в различных регионах. Региональная организационная структура Сберегательного банка, ориентированная на обслуживание клиентов в рамках определенных географических зон, позволяет наилучшим образом учитывать особенности местного рынка и предлагать услуги, имея при этом достаточные знания о клиентах.

Сохраняя единство централизованного управления вопросами стратегического развития, структурной политики, управления рисками, банк стремится расширять полномочия филиалов и подразделений, непосредственно работающих с клиентами. Организационная структура и филиальная сеть оптимизируются с учетом региональных особенностей и потребностей клиентов. Разветвленная филиальная сеть Сберегательного банка определяет необходимость сохранения четырехзвенной структуры: центральный аппарат - банки - отделения - филиалы и агентства.

Список литературы

1)    Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Банковский и биржевой НКЦ. – 2000. – 428 с.

2)    Банковское дело: справочное пособие/ Бабичев М.Ю., Бабичева Ю.А. и др. Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Экономика, 2004. – 289 с.

3)    Голубович А.Д., Ситник А.В., Хенкин Б.Л. Управление банком. - М.: 2001. – 177 с

4)    Дмитриев-Мамонов В.А., Евалин З.П. Теория и практика коммерческого банка. - М.: 2002. – 322 с

5)    Колесников А.И. Банковское дело. 2002, СПб.: Проспект – 222 с.

6)    Миловидов В.Д. Современное банковское дело (Опыт США). - М.: 2002. – 268 с

7)    Основы банковской деятельности для предпринимателей и коммерсантов. - М.: 1997. – 387 с

8)    Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: 1999.- 277 с.

9)    Эдвин Дж. Долан, Колин Д. и Розмари Дж. Кэмпбеллы. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.: СПб, 1999. – 579 с


[1] Дмитриев-Мамонов В.А., Евалин З.П. Теория и практика коммерческого банка. - М.: 2002. – 322 с

[2] Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: 1999.- 277 с

[3] Банковское дело: справочное пособие/ Бабичев М.Ю., Бабичева Ю.А. и др. Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Экономика, 2004. – 289 с.