Содержание

Введение.. 3

Понятие о психике. 4

Структура психики человека и психические процессы.. 11

Структура психики в зеркале психоанализа. 21

Заключение.. 28

Список литературы... 29

Введение

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики[1].

Цель данной работы: Проанализировать понятие психики человека и рассмотреть ее структуру.

Задачи работы:

1.Рассмотреть понятие о  психике.

2.Проанализировать структуру психики человека и психические процессы.

3.Рассмотреть структуру психики в зеркале психоанализа

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Понятие о психике

Если обратиться к этимологии слова «психика», то можно обнаружить пол­ное тождество значений слов «психика» и «душа», поскольку слово «психика» производно от греческих слов psyche (душа) и psychicos (душевный)[2]. Однако возникновение новых слов для обозначения однородных явлений неслучайно. Новое слово подчеркивает и новый аспект в их понимании. В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались скорее как неделимое целое, и не был еще накоплен опыт выделения множества состав­ляющих его элементов и их обозначений, весь этот внутренний мир и обозначал­ся общим термином (словом) душа. В обыденном сознании так происходит и в настоящее время, когда, например, об эмоциональном переживании неопреде­ленности говорят «душа не на месте», а об эмоциональной разрядке, сопровож­дающей удовлетворение какой-то потребности — «на душе легче стало». По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов специфическими терминами произошло усложнение представлений о душе, и для обозначения всего комплекса этих явлений посте­пенно, главным образом в профессиональной среде, утвердился термин «психи­ка». Таким образом, термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляюще­еся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и воля, и эмо­ции, и сама личность человека как способ организации всех психических фено­менов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных.

Психика — есть свойство головного мозга, позволяю­щее животным и человеку отражать воздействия предме­тов и явлений объективного мира. Психическая деятель­ность есть отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействиями предметов и явлений действи­тельности и представляющая собой отражение их, образ то­го, что воздействует на мозг.

         Специфика психического отражения.

психическое отражение — не «мертвое» отражение, а постоянно развивающийся и совершенствующий процесс;

это правильное отражение, проверенное практикой;

психическое отражение носит активный характер, свя­занный с поиском адекватных условиям и ситуации способов действий; -

психическое отражение — субъективный процесс, в хо­де которого любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через кон­кретные состояния человека, особенности его личности, по­этому одно и то же воздействие может быть по-разному отра­жено разными людьми и даже одним и тем же индивидом в разных условиях.

Итак, психика — это системное свойство высокоорганизо­ванной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждае­мой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Здесь следует внимательно разобраться с содержанием понятий, входящих в данное определение.

Во-первых, психика — это не материя, а ее свойство. Свой­ство данной высокоорганизованной материи (нервной систе­мы) связано с самой материей так же, как, например, свой­ство зеркала отражать — с самим зеркалом как материаль­ным объектом. Здесь уместно вспомнить, что любое свойство любого материального объекта (сущности) проявляется только при его взаимодействии с другими объектами (сущностями).  Нет,   и   не   может   быть  свойства объекта как такового! Бессмысленно спрашивать, напри­мер, растворим ли свинец вообще, поскольку указанное свойство — растворимость — проявляется при помещении его в азотную кислоту, а при помещении в воду он такого свойства не обнаруживает. Следовательно, психика как свойство материи — это не какая-то исходящая от данной материи эманация, а некое ка­чество, проявляющееся в специфическом характере взаимодействия ее с други­ми объектами (сущностями).

Во-вторых, психика — системное свойство высокоорганизованной материи. Высокая организация, сложность, обусловлена прежде всего сложностью про­цессов жизнедеятельности, составляющих сущность элемента данной живой материи, клетки — это один уровень ее сложности. Она определяется также сложностью организации элементов в целое более высокого уровня — нервную систему — это второй уровень, включающий в себя первый. Психика отдельно­го человека в той форме, в которой мы ее наблюдаем в нормальных условиях, является следствием третьего, надорганизменного (социального) уровня орга­низации той же живой материи. Здесь необходимо подчеркнуть процессуальный характер той организации материальной основы, в рамках которой разворачи­ваются психические явления. Предельно упрощая картину, можно сказать, что психика возможна только в процессе жизнедеятельности живых организмов. Психика не только результат этого процесса, не просто некий эпифеномен, по­бочное его следствие, она сама по себе процесс, причем процесс активный[3].

В чем же проявляется специфическое свойство этой организованной в опре­деленную систему материи? Ответ таков: основное свойство ее заключается в активном отражении окружающей действительности, т.е. в активном построе­нии образа окружающего мира. Для чего? Для того чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов[4]:

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Психологи всегда отмечали существование тесной связи меж­ду психикой и организмом. Существует целое направление психологических исследований в этой Области — психосоматика. Особое внимание в этих исследованиях занимали установление связи между типом телосложения и психикой человека, роль на­следственности в формировании психических различий, зависи­мость психической деятельности от различных физиологических процессов в организме человека, влияние половой дифференциа­ции на психику, взаимозависимость между особенностями нерв­ной системы и психики человека и т. д.

         На определенную связь между морфологическими особен­ностями тела индивида и его психикой указывал еще древнегре­ческий врач Гиппократ. В современной психологии наибольшую известность приобрели конституциональные типологии челове­ческой психики немецкого психолога Э.Кречмера и американ­ского психолога У. Шелдона. Э. Кречмер в своей работе «Строе­ние тела и характер» стремился обосновать положение, что тип телосложения предопределяет основные характерологические особенности личности.

         Значительное внимание в психологии уделяется выяснению роли врожденных, генетических факторов, определяющих особен­ности психики того или иного индивида. Определение генети­ческих детерминант поведения и психологии человека осуществ­ляется различными методами. Среди них особую роль играет близнецовый метод (единовременное сравнительное исследова­ние монозиготных (однояйцевых) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов). Первые в соответствии с данными генетики облада­ют одинаковым набором генов и, следовательно, идентичной наследственностью. Вторые — различным набором генов, а зна­чит, и различной наследственностью. Поскольку те и другие, взятые попарно, живут и развиваются примерно в одинаковых условиях среды, то можно предположить, что межиндивидуаль­ное сходство и различие внутри пар близнецов свидетельствуют соответственно о значимости или генетического (сходство), или средового (различие) факторов.

         Датский психогенетик К. Жуел-Нильсон на основе исследо­вания двух пар разлученных близнецов показал, что, несмотря на то, что монозиготные близнецы жили в различных условиях окру­жающей среды, у них выявилось сходство по ряду психологиче­ских характеристик: мимике, походке, интонациям голоса и т. д.

         Вместе с тем им были отмечены большие индивидуальные разли­чия в высокоспециализированных психических процессах и фор­мах поведения (познавательных интересах, стиле межличност­ного общения и т. д.). Таким образом, исследования Жуел-Нильсона и других психогенетиков свидетельствуют, что биологические характеристики индивида оказывают определенное влияние на развитие особенностей психики индивида, но это влияние зна­чительнее в сфере низших психических функций и наименьшее в сфере высших психических функций[5].

         Определенный интерес вызывает и вопрос о влиянии на пси­хику половой дифференциации. Прочно вошли в нашу жизнь выражения «мужской характер», «женский характер». К сожале­нию, достоверных, научно установленных фактов, указывающих на биологические детерминанты «мужского» и «женского» ха­рактеров, чрезвычайно мало. Эти факты в большей мере опре­деляют кратковременные, ситуативные особенности состояния психики женщин и мужчин и их поведения на протяжении всей жизни. Поэтому более обоснованной выглядит позиция К. Хорни и других близких ей по духу исследователей, которые особен­ности психики женщин и мужчин связывают главным образом с влиянием половых ролей и культуры.

         Наиболее развитой областью психосоматики является та, в ко­торой устанавливается зависимость психической деятельности от различных физиологических процессов. Как указывает американ­ский психолог У. Маслоу, между психикой и здоровьем человека существует тесная синергетическая связь. По его словам, боль­шинство психиатров сейчас вынуждены признать, что практиче­ски все болезни, а может статься — все без исключения, можно от­нести к разряду психосоматических, или организмических, т. е. если серьезно и глубоко заняться изучением «соматического» за­болевания, то неизбежно всплывут его интрапсихические, интраперсональные и социальные детерминанты. Если посмотреть на проблему под этим углом зрения, то даже перелом кости можно интерпретировать как психосоматическое заболевание.

Существует и обратная связь между состоянием организма, ха­рактером протекающих в нем физиологических процессов, гормо­нальной активностью и психикой человека. Врачебной практикой установлено, что любое хроническое заболевание приводит к по­вышению раздражительности, утомляемости, эмоциональной не­стабильности, т. е. влечет изменение психологического тонуса.

Структура психики человека и психические процессы

Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») име­ет двойственное, значение. Одно значение несет смысловую на­грузку сущности какой-либо вещи.

         Психика — это сущность, где внеположность и многообра­зие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его свя­зях и отношениях[6].

         Психическое отражение не является зеркальным, механичес­ки пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппа­рат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение — это активнее отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потреб­ностями, это субъективное избирательное отражение объек­тивного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психи­ка — это «субъективный образ объективного мира», это сово­купность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

         Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайши­ми атомами и пр. В сегодняшней психофизиологии также ин­тенсивно обсуждается проблема субстрата психики.

Проблема может ставиться так: психика — это просто свой­ство нервной системы, специфическое отображение ее рабо­ты, или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психи­ку нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, не­рвная система является органом (по крайней мере, одним из ор­ганов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование толь­ко нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собствен­ный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы.

Однако тесная связь психики и деятельнос­ти мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиоло­гическая неполноценность мозга однозначно приводят к не­полноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характери­стики внешних объектов, а не внутренних физиологических про­цессов, при помощи которых психическое возникает. Преобра­зование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Еще К. Маркс писал, что «световое воз­действие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъек­тивное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».

Отсюда понятно, что характеристики психических процес­сов не выводятся только из закономерностей функционирова­ния мозга, реализующего эти процессы.

Именно этой трудно­стью можно объяснить представления о независимости психи­ческого и физиологического процессов в теории психофизиоло­гического параллелизма, согласно которой психическое и фи­зиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за зве­ном соответствуют друг другу, но вместе с тем — как две парал­лельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на дру­га. Таким образом, предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы, по сути, есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологи­ческие процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и опре­деленной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функ­ция, которая реализуется этим участком мозга. Френологи со­ставляли «карты шишек и впадин черепа» и ставили им в соот­ветствие определенные психические функции.

Однако взаимо­связь психических функций и мозга оказалась значительно слож­нее, чем предполагали френологи.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. пси­хика — это системное качество мозга, реализуемое через мно­гоуровневые функциональные системы мозга, которые фор­мируются у человека в процессе жизни и овладения им истори­чески сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную осо­бенность психики человека — человеческая психика не дана в го­товом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребе­нок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимо­действия ребенка с другими людьми у него формируется челове­ческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли).

Таким образом, спе­цифически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижиз­ненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Таким образом, психика человека включа­ет в себя, по меньшей мере, 3 составляющих: внешний мир, при­рода, ее отражение — полноценная деятельность мозга — взаи­модействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особеннос­тей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтвер­ждается практикой;

сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

психическое отражение углубляется и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

Функции психики: отражение окружающего мира и регу­ляция поведения и деятельности живого существа в целях обес­печения его выживания.

Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность.

Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интере­сов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реаль­ности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом, субъек­тивное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно, воспринимая реальность почти так же, как пленка воспроиз­водит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродук­тивное восприятие требует активного участия ума), и созида­тельно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоз­давая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов.

Хотя до из­вестной степени каждый человек реагирует и репродуктивно и созидательно, удельный вес каждого вида восприятия далеко не одинаков. Иногда один из видов восприятия атрофируется.

Относительная атрофия созидательной способности прояв­ляется в том, что человек — совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но не способен проникнуть вглубь, в сущность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес. Реальность для него — это только общая сумма того, что уже материализовалось.

Но с другой стороны, человек, утратив­ший способность репродуктивного восприятия действительнос­ти (в результате тяжелой психической болезни — психоза, по­этому его называют психотик) — безумен.

Психотик строит в своем внутреннем мире реальность, к которой он питает полное доверие; он живет в своем мире, а всеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нере­альны. Когда человек видит предметы, не существующие ре­ально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, по­лагаясь лишь на собственные чувства, не осознавая разумно то, что происходит в реальности. Для психотика актуальная реаль­ность стерлась, и ее место заняла внутренняя субъективная ре­альность.

«Реалист» видит только поверхность вещей, он может фо­тографически воспроизвести окружающий мир в своем уме, он может действовать путем манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Психотик не в состоянии видеть реальность как она есть, он воспринимает реальность только как символ и отражение его внутреннего мира. Оба — неадекватно, искаженно воспринимают мир.

Бо­лезнь психотика, утратившего контакт с реальностью, такова, что он не может функционировать социально. Поверхностное восприятие «реалиста» обедняет его как человека. Хотя он дееспособен в своем социальном функционировании, его взгляд на реальность так искажен из-за отсутствия глубины и перспекти­вы, что он впадает в заблуждение, когда дело касается чего-то большего, чем манипуляция непосредственными данными и достижение близлежащих целей.

Нормальный человек обладает обеими способностями; на­личие и репродуктивной и созидательной способностей позволя­ет человеку эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и суще­ственные черты и освобождаясь от всего поверхностного и слу­чайного.

При таком плодотворном мышлении человек не без­различен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтере­сован в своем предмете и взаимодействует с ним. Но плодо­творное мышление характеризуется еще и объективностью, ува­жением думающего к своему объекту, способностью видеть объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы думающему. А критерием истинности, пра­вильности психического отражения окружающего мира, как из­вестно, является практика, реальность практической деятельно­сти человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже пере­ходит в плоскость общефилософских проблем о критериях истины.

В процессе исторического развития общества человек изме­няет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функ­ции» — специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логи­ческая память, абстрактно-логическое мышление), опосредо­ванные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство выс­ших психических функций образует сознание человека.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно вы­деляют три крупные группы психи­ческих явлений, а именно:

психические процессы,

психи­ческие состояния,

психические свойства.

Психические процессы — динами­ческое отражение действительности в различных формах психи­ческих явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде ре­акции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда не­прерывность психической деятельности в состоянии бодрство­вания человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздей­ствиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.   

Все психические процессы подразделяются на позна­вательные — к ним относятся ощущения и восприятия, пред­ставления и память, мышление и воображение, эмоциональ­ные — активные и пассивные переживания, волевые — реше­ние, исполнение, волевое усиление и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека[7].

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток дознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление раз­личных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от осо­бенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1. общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;

2. эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1. жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2. темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3. способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

4.  характер как систему отношений и способов поведения.

Важнейшая функция психики — регуляция, управление по­ведением и деятельностью живого существа. В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи: А. Н. Леонтьев, Л.С.Выготский. Дей­ствия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отноше­ний к ней субъекта[8] (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения были труд и язык.

Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т. е. это промежуточные операции.

Но в рамках индивидуаль­ной деятельности этот результат становится самостоятельной це­лью, в человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т. е. понимает смысл действия. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

                               

Структура психики в зеркале психоанализа

До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.

Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений.

Это предполагало постижение скрытых мотивов поведения человека, а следовательно, и более глубинное изучение структуры личности, поскольку исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.

И Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке. Таким образом, сами задачи и объект исследования привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с сознательными составляют специфическое содержание психики[9].

Фальсификация

В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал, подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. "Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей, - бессознательное было вопросом факта, "сферой" человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности". Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.

Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых, вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ.

Исследуя сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям прошлого, поднимает вопрос о том, каким образом человек может судить о своих бессознательных представлениях. Если последние не являются предметом сознания, не осознаются человеком, то можно ли вообще говорить о наличии в психике бессознательных представлений? Полемизируя с философами, которые давали отрицательный ответ на этот вопрос и считали, что следовало бы говорить лишь о слабо осознаваемых, но не бессознательных представлениях, Фрейд решительно кладет в основу своих теоретических постулатов понятие о бессознательной душевной деятельности.

При этом, в отличие от отвлеченных рассуждений мыслителей прошлого, которые также допускали существование бессознательного психического, он опирался на конкретный материал, полученный из клинических наблюдений над людьми, страдающими неврастенией. Фрейд пришел к выводу, что бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бес- сознательным, если на пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду. Фрейд, таким образом, повторим еще раз, не ограничился только констатацией самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, но стремился вскрыть механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания.

Фрейд понимал, что бессознательное человек может распознать только путем перевода его в сознание. Но каким образом это возможно и что значит сделать нечто сознательным? Можно допустить, что внутренние бессознательные акты доходят до поверхности сознания или, наоборот, сознание проникает в сферу бессознательного, где "улавливает" и распознает эти акты. Но такие допущения не дают еще ответа на поставленный вопрос. Как же выйти из тупика?

Варификация:

И здесь Фрейд находит решение, аналогичное тому, о котором в свое время говорил еще Гегель, высказывая остроумную мысль, что ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Ссылаясь на Гегеля, Фрейд именно так и поступает. Вопрос: "каким образом что-либо становится сознательным?" - он облекает в форму вопроса, "каким образом что-либо становится предсознательным?".

Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы воспоминаний.

В ряде случаев Фрейд пренебрегает своим членением бессознательного и вполне намеренно. Выделенные им психические системы собственно бессознательного и предсознательного он объединяет в одну в тех случаях, когда анализирует взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики личности. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности. Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.

Представления Фрейда о таком объекте как структурные уровни человеческой психики хотя и менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности.

Созданная здесь Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом[10]:

"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, такая психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности;

"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

 "Сверх-Я" (Super-Ego) - внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из эмпирических методов и показывает, что выделенный им глубинный, природный ее слой - "Оно" - функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения[11]. На первый взгляд может даже показаться, что именно "Я", это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет "Оно" изменять направление своей деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального бытия. Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не "Я" управляет "Оно", а наоборот, "Оно" исподволь, невластно диктует свои условия "Я". Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться своей первобытной природе, то фрейдовское "Оно" также являет собой лишь видимость подчинения "Я": как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, остается вести ее туда, куда ей хочется, так и "Я" превращает волю "Оно" в такое действие, которое является будто бы его собственной волей '. Как покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция- "Сверх- Я" или "Идеал-Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины, Во фрейдовской модели личности "Сверх-Я" указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и * авторитетов. Если "Я" - это главным образом представитель внешнего мира, то "Сверх-Я" выступает по отношению к нему как защитник интересов "Оно". По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально неодобренного порыва "Оно" в социально приемлемый импульс "Я", и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я" в обуздании влечений "Оно". Но по своему содержанию фрейдовское "Сверх-Я" оказывается все же близким и родственным по отношению к "Оно", поскольку является "наследником эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных libid'ных судеб его" ". "Сверх-Я" даже противостоит "Я" как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека.

Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного сознания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Сверх-Я".

Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, субъективно он верил в способность осознания бессознательного и пытался его исследовать теоретическими методами, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там, где было "Оно", должно быть "Я"". Задачу психоанализа он видел в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания, постараться исследовать эмпирическим путем, чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Таков был замысел фрейдовского психоанализа. Однако объективные результаты применения психоаналитического метода в исследовании природы человека не оказались плодотворными. Фрейдовский структурный анализ человеческой психики не только не позволил создать сколько-нибудь целостного представления о внутренней жизни индивида, раскрыть мотивацию его поведения, но многие установки и положения, сформулированные основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер.

"Логика" бессознательного конфликта.  Давно было замечено, что человек нередко не осознает смысл и значение мотива своего поведения. А если при этом попросить объяснить свое поведение, то он часто называет такие причины, которые не отражают его подлинных намерений. Многие поступки человека, если он впоследствии задумывается над ними, оказываются загадочными не только для окружающих, но и для него самого. Не удивительно поэтому, что мотивационная деятельность индивида, движущие силы, стоящие за его поступками, причины, побуждающие его поступать так, а не иначе, всегда привлекали внимание пытливых умов человечества, стремившихся постичь сущность человеческой природы. Не мог пройти мимо рассмотрения скрытых мотивов поведения человека и Фрейд. Анализ человеческого поведения стал для него одним из важнейших аспектов осмысления динамики психической деятельности и "логики" бессознательных конфликтов, драматически разыгрывающихся в глубинах личности.

Заключение

На основании изученной литературы можно сделать вывод. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия. Содержательный уровень нашей психики составляют разнообразные явления и процессы. Также в структуру психики входят психические образо­вания. Они представляют собой особый класс психических явлений, сформировавшихся в процессе жизни, деятельнос­ти, обучения и воспитания и во многом характеризующие индивидуальные особенности и возможности конкретного че­ловека. Это совокупность знаний, умений и навыков.

Представления Фрейда о таком объекте как структурные уровни человеческой психики ("Оно" (Id), "Я" (Ego), "Сверх-Я" (Super-Ego))  хотя и менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности. Рассмотрение основных идей психоанализа и фрейдизма как специфического социально приемлемого мировоззрения и мироощущения включают в себя такие разноплановые посылки, суждения и конечные выводы, которые обусловливают двойственное отношение к индивидуально-психологическому и культурно-философскому учению Фрейда. Это необходимо учитывать при оценке психоанализа и фрейдизма, определении как сильных, так и слабых сторон психоаналитического учения.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх-Я»).

Список литературы

1.                 Выготский Л.С. Психология.  – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.

2.                 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1987.

3.                 Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И.  За порогом сознания. - М.: Дело, 1999.

4.                 Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1995.

5.                 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2001.

6.                 Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005

7.                 Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1999.

8.                 Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

9.                 Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002.

10.            Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001.

11.            Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

12.            Современная западная философия. Малахов В. С., Филатов В. П. - М.: ИНФРА-М, 2001.

                                                                                   


[1] Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. С. 40.

[2] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. С. 36.

[3] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. С. 39.

[4] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. С. 20.

[5] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

[6] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

[7] Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1999.

[8] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1987.

[9] Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И.  За порогом сознания. - М.: Дело, 1999. – с 22.

[10] Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И.  За порогом сознания. - М.: Дело, 1999. – с 26.

[11] Современная западная философия. Малахов В. С., Филатов В. П. - М.: ИНФРА-М, 2001.  - с 105