1. Классификация налогов

1.     По способу взимания различают прямые и косвенные налоги:

 Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действитель­ного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитыва­ют фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Оконча­тельным плательщиком косвенных налогов является потребитель то­вара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подраз­деляются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины. Которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2. В зависимости от органа власти, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделя­ются на:

• федеральные (общегосударственные) налоги, элементы кото­рых определяются законодательством страны и являются едины­ми на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачис­ляться в бюджеты различных уровнен;

•  региональные налоги, элементы которых устанавливаются в со­ответствии с законодательством страны законодательными орга­нами ее субъектов;

•   местные налоги, которые вводятся в соответствии с законода­тельством страны местными органами власти, вступают в дей­ствие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и явля­ются обязательными к уплате на всей территории России:

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизы.

3. Налог на доходы физических лиц.

4. Единый социальный налог.

5. Налог на прибыль организаций.   

6. Налог на добычу полезных ископаемых.

7. Налог на наследование или дарение.

8. Водный налог.

9. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользова­ние объектами водных биологических ресурсов.

10. Государственная пошлина.

Региональные налога и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов:

1.     Налог на имущество организации.

2.     Транспортный налог.

3.     Налог на игорный бизнес.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводи­мые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти на­логи и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы — это:

1.  Земельный налог.

2.  Налог на имущество физических лиц.

Входящие в систему налогов платежи можно условно разделить на группы по субъектам платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с организаций, смежные налоги.

3. По целевой направленности введения налогов различают:

•   абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирова­ния доходной части бюджета в целом;

•   целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целе­вых платежей часто создается специальный  внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют сле­дующие виды:

•   налоги, взимаемые с физических лиц;

•   налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

•   смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

•   закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

•   регулирующие налоги — разноуровневые, поступающие одно­временно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

•   общеобязательные налоги, которые взимаются на всей терри­тории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

•  факультативные налоги, которые предусмотрены основами на­логовой системы, но их введение и взимание — компетенция ор­ганов местного самоуправления.

7. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

•   срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

•   периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, под­разделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полу­годовые, годовые.

Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в за­висимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

а) налоги, построенные по принципу резидентства;

б) налоги, построенные по принципу территориальности,

В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в тер­риториальных — наоборот.

Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным пред­писаниям, расходы по уплате налогов:

•   включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);

•   включаются в цену продукции;

•   относятся на финансовый результат;

•  уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;

•   финансируются за счет чистой прибыли предприятия;

•  удерживаются из доходов работника.

2. Расходы, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций

 В целях 25 главы НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

2.1. В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 – 320  25 главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.

3. Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.

4. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

5. Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272 и 273 НК РФ.

В целях 25 главы суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Задача 1

Работник с 10 февраля 2002 года получил на предприятии ссуду под 6% годовых на 9 месяцев. Размер ссуды 70 000 руб. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на 1 февраля была 26%, а с 1 июля 2002 года – 24%.

Исчислить сумму материальной выгоды и сумму налога на доход физического лица.

 

Расчет суммы материальной выгоды,  полученной в виде экономии  на  процентах в налоговом периоде, рекомендуется производить в  следующем  порядке:                                                            

 1. Определяется  сумма процентной  платы за  пользование заемными  (кредитными)    средствами    исходя    из    трех  четвертых  ставки  рефинансирования,  установленной   Центральным   банком  России,   по  рублевым  средствам  по формуле:                                               

С1 = Зс х Пцб х Д/365 или 366 дней, где

С1 - сумма процентной платы, исходя из трех четвертых действующей  ставки  рефинансирования  Центрального  банка  России  на дату выдачи  средств;

Зс - сумма заемных (кредитных) средств, находящаяся в пользовании  в течение соответствующего количества дней в налоговом периоде;     

Пцб - сумма процентов в размере трех четвертых действующей ставки  рефинансирования  на  дату  получения  рублевых  заемных  средств; 

Д  -  количество  дней  нахождения  заемных средств в пользовании  налогоплательщика  со  дня  выдачи  займа  (кредита)  до  дня  уплаты  процентов либо возврата суммы займа (кредита).                      

2.  Из  суммы  процентной  платы,  исчисленной  исходя  из   трех  четвертых ставки рефинансирования по рублевым средствам -  С1,  вычитается  сумма  процентной  платы,  внесенной согласно условиям договора  займа (кредита) - С2.  При этом  сумма  процентной  платы,  внесенной  заемщиком  исходя  из   условий  договора, рассчитывается с учетом порядка ее уплаты, предусмотренного  соответствующим  договором.  Налоговая  база  определяется  в размере  полученной положительной разницы от произведенного вычитания (Мв).  

                                                           С1 - С2 = Мв  

·        Рассчитаем сумму уплаченных процентов за предоставленную ссуду:

70000 руб. * 6% * (270 дней / 365 дней) = 3108 руб.

·        Рассчитаем сумму материальной выгоды, полученной от экономии на процентах. Для этого определим:

сумма процентов в размере трех четвертых действующей ставки  рефинансирования  до 1 июля составит ¼ от 26%, равную 19,5%;

Сумма процентов за период пользования заемными средствами исходя  из 19,5% составит: 70000 руб.*19,5%*(140 дней / 365 дней) = 5236 руб.

Сумма процентов за период пользования заемными средствами исходя  из 18% составит: 70000 руб.*19,5%*(130 дней / 365 дней) = 4862 руб.

Итого сумма материальной выгоды, полученная от экономии процентов составила: (5236 + 4862) – 3108 = 6990руб.

·        Рассчитаем сумму налога на доход физического лица:

6990 руб. * 24% = 1678 руб.