Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы...5
2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы…...15
3. Статистический анализ формирования и использования бюджета
Кемеровской области…………………………………………………….18
3.1. Анализ динамики и структуры доходной и расходной частей
бюджета………………………………………………………………18
3.2. Анализ расходов на социально-культурные мероприятия,
здравоохранение, обязательное медицинское страхование и
социальную политику……………………………………………….24
Задачи………………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………..49
Список литературы………………………………………………………….51
Введение
Бюджетная система – это организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного устройства страны, поэтому все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95% от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. По этой причине статистический анализ бюджета и бюджетной системы является важнейшей темой исследования.
ОБЪЕКТ исследования – бюджет и бюджетная система.
ПРЕДМЕТ исследования – особенности статистического анализа бюджета и бюджетной системы.
ЦЕЛЬ исследования – рассмотреть особенности статистического анализа бюджета и бюджетной системы.
ЗАДАЧИ исследования:
1. Рассмотреть социально-экономическую сущность бюджета и бюджетной системы.
2. Изучить основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы.
3. Провести статистический анализ формирования и использования бюджета Кемеровской области.
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
Бюджет – сводный план сбора доходов и использование полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти [3, c.45; 7, c.86].
Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину) потребительских расходов, а тем самым влиять на колебания экономической конъюктуры.
Регулирующая роль бюджета рассматривается как план финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции в строенного бюджетного стабилизатора. Такое предназначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.
Бюджет выступает также как основной инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целя достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги, однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных платежей, идущих на социальные нужды.
Бюджетные затраты на социально-экономические потребности подразделяются на две большие группы. Первая группа касается собственно социальных нужд (затраты на пенсии, пособии, на здравоохранение, оборудование и т.д.). Вторая группа затрагивает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, природные ресурсы, охрану окружающей среды, транспорт, связь, сельское хозяйство и т.д.) [2, c.12; 5, c.28].
Существенная доля бюджетных средств на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим.
Федеральный бюджет России утверждается Государственной Думой и Федеральным Собранием – высшей законодательной властью страны. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение. Оно организует (через министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах установленных в бюджете.
Такое разделение прав и обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бездумной или корыстной траты денег государственными чиновниками.
Построение бюджета должно подчиняться бюджетному тождеству [4, c.15]:
Расходы на покупку товаров и услуг |
+ Трансферты = |
Поступление налогов и пошлин |
Трансферт – денежная сумма, передаваемая государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни и формируемая за счет средств, изъятых с помощью налогов у более состоятельных граждан [1, c.66].
Но управлять государственными финансами на основе этой формулы на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов. Требуют бедняки и пенсионеры, требуют отрасли находящиеся в кризисе, требуют музыканты, учителя, требует армия и т.д. И у каждого просителя свой резон, но ведь и финансовые ресурсы государства не бесконечны.
И если государство уступает этим просьбам, то, в конце концов, оно попадает в ситуацию, когда сумма обещанных расходов начинает превышать возможные доходы государства от налогообложения. Иными словами, левая часть уравнения оказывается больше, чем правая и бюджетное тождество превращается в неравенство [4, c.17]:
Расходы на покупку товаров и услуг |
+ Трансферты - |
Поступление налогов и пошлин |
>0 |
Это означает, что государственный бюджет составлен с дефицитом.
В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 г., положениями Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» и Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (рис. 1) [2, с.12].
Консолидированный бюджет |
|||||||
Федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ) |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ (регионов) |
||||||
Региональные бюджеты |
Местные бюджеты |
||||||
Рис. 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации
Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов входящих в бюджетную систему РФ.
Основополагающие принципы бюджетного устройства закреплены Конституцией, специальным бюджетным законодательством и региональными соглашениями. Бюджетная система являет собой совокупность всех бюджетов РФ основанную на экономических отношениях и юридических нормах.
Бюджетное устройство признается важнейшим структуро-образующим элементом государственной власти. Через бюджетную систему государство перераспределяет финансовые ресурсы в целях выравнивания выравнивания уровня социально-экономического развития регионов путем установления нормативов по регулирующим доходным источникам и оказания безвозмездной помощи в виде дотации из бюджета и субсидий (бюджетных ссуд). Это достигается в консолидированном бюджете.
Консолидированный бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти [1, c.59]. В состав бюджета включаются доходы и расходы федерального бюджета РФ и местных бюджетов т.е. бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных, окружных бюджетов автономных округов городских, районных бюджетов, бюджетов поселков и сельских населенных пунктов. В условиях централизованной экономики Министерство финансов составляло государственный бюджет, а после утверждения его правительством и Верховным Советом он приобретал силу закона. В госбюджете жестко регламентировались доходные и расходные источники всей бюджетной системы снизу доверху. В настоящее время, когда значительная часть прав делегируется центром нижестоящими звеньями, в т.ч. по большинству финансово-бюджетных вопросов, бюджет не утверждается в законодательном порядке, а лишь составляется в целях анализа бюджетной системы в целом. Каждый из бюджетов, входящих в состав бюджета консолидированного, разрабатывается и утверждается соответствующим органом государственной власти и по законодательству является самостоятельным. Анализ бюджета консолидированного позволяет характеризовать состояние различных звеньев бюджетной системы, следить за основными направлениями расходов [1, c.60-61; 8, c. 23].
Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов.
При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой потребители бюджетных средств - отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.
Организации исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на новую структуру Минфина РФ - Федеральное казначейство РФ. Система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территориальных органов на местах [9, c.24].
Наличие казначейской системы позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным. Казначейская система, таким образом, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Бюджетная система Российской Федерации, состоит из трех звеньев и включает:
- федеральный бюджет;
- бюджет субъектов федерации или региональный бюджет (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);
- местный бюджет (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских) [2, c.12].
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Государственный бюджет - баланс доходов и расходов государства (табл. 1) [5, c.32].
Таблица 1
Классификация доходов и расходов государственного бюджета
Доходы |
Расходы |
Налог на прибыль предприятий |
Финансирование экономики |
Налог с продаж |
Социально-культурные программы НИОК и НТ программы |
Местные налоги |
Оборона |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
Управление |
Рентные платежи |
Целевые программы |
Неналоговые доходы |
Кредиты и помощь другим государствам |
Подоходный налог |
|
Средства ссудного фонда и другие статьи доходов |
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты [9, c.11]. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами - налог на имущество физических лиц.
Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета [9, c.11].
Дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците [2, c.13].
Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия [2, c.13].
Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них [2, c.13].
Из Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации оказывается помощь тем субъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации (субъекты Федерации, нуждающиеся в поддержке), и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субъекты Федерации, особо нуждающиеся в поддержке).
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений налогов в федеральный бюджет, а также с учетом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в Фонде финансовой поддержки регионов.
Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальные вложения для осуществления федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.
Что касается расходов отдельных звеньев бюджетной системы, то основная их часть осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства, а также крупные средства бюджетам территорий.
Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
В целях сбалансированности бюджетов соответствующие представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, заключающегося в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. Защищенными статьями текущих расходов федерального бюджета являются: зарплата с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в Государственный фонд занятости населения; стипендии; государственные пособия; приобретение медикаментов и перевязочных средств и некоторые другие [9, c.59-60; 5, c.32].
Покрытие дефицита бюджета развития происходит также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
Все расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, предоставляющей собой группировку расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой на выполнение основных функций государства.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.
Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов Федерации.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы
Государственные финансы - важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие специфичecкиe функции [9, c.35-36]:
- бюджеты разных уровней государственного управления;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- финансы государственных предприятий.
Важной задачей статистики государственных финансов является изучeниe количественных закономерностей массовых процессов, проиcxoдящиx при формировании и расходовании государственных финансов.
Статистическое изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строении государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных частей.
Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов.
Государственный бюджет - основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.
Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы - бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.
Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.
Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов [1, c.111-114].
Необходимой основой устойчивости и сбалансированности бюджета являются повышение эффективности общественного производства, рациональная структура бюджетных расходов, применение эффективного бюджетного механизма.
В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета для осуществления международных сопоставлений в области статистики государственных финансов,
Основными задачами статистики государственного бюджета на этапе интеграции России в мировое экономическое сообщество являются [6, c.88-90]:
- дальнейшее приведение действующей бюджетной классификации в соответствие с существующими международными стандартами;
- определение объема и динамики доходов и расходов государственного бюджета;
- изучение структуры источников доходов и направлений расходов средств государственного бюджета;
- анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;
- анализ источников финансирования бюджетного дефицита;
- определение объема государственного внутреннего долга, его структуры и динамики;
- изучение сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений.
Информационная база статистики государственного бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государственного бюджета, представляемых Минфином РФ [6, c.92]:
- форма №1 «Бухгалтерский баланс»;
- форма №2 «Отчет о финансовых результатах»;
- форма №3 «Отчет о движении капитала»;
- форма №4 «Отчет о движении денежных средств»;
- форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
- форма №2-2 «О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете»;
- форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации»;
- форма 2-1 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования»;
- форма 2-2 «Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием»;
- форма 2-3 «Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)»;
- формы 4, 4-сводная «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам»;
- «Отчет об исполнении планов по сети, штатам и контингентам».
3. Статистический анализ формирования и использования бюджета Кемеровской области
3.1. Анализ динамики и структуры доходной и расходной частей бюджета
Кемеровская область является одним из немногих субъектов Российской Федерации, имеющих статус региона-донора для федерального бюджета. В данной ситуации основополагающей для бюджета области является уровень налоговых и неналоговых поступлений.
Основными факторами, определяющими динамику доходов бюджета Кемеровской области, служат изменения налогового законодательства, конъюктура мирового рынка топливной продукции, меры налогового администрирования, предпринимаемые Советом администрации области.
Формирование и исполнение бюджета Кемеровской области в последние годы проходит в условиях реализации федеральной налоговой реформы. Одна из ее основных целей – снижение налоговой нагрузки на экономику. Воплощение в жизнь этой, безусловно, благой цели облегчает жизнь предприятия, но вследствие сужения налоговой базы отнюдь не прибавляет доходов в бюджеты субъектов РФ.
Работа по пополнению доходной части бюджета проходит по следующим направлениям [14]:
- выстраивание взаимоотношений с крупнейшими налогоплательщиками;
- взаимодействие с налоговыми органами по улучшению налогового администрирования и мобилизации доходов бюджета;
- совместная работа с местными органами власти по увеличению доходов, поступающих от использования муниципального имущества и платы за землю;
- меры, направленные на легализацию доходов физических лиц;
- краевая налоговая политика;
- работа с территориями по максимизации значения К2 (ЕНВД).
Динамика доходов бюджета Кемеровской области за 2001-2005 гг. выглядит следующим образом (рис. 2) [10; 12; 14].
Рис. 2 Динамика доходов бюджета Кемеровской области за 2001-2005 гг. (млрд. руб.)
Данные, представленные на рис. 2, свидетельствуют об увеличении доходов бюджета Кемеровской области за рассматриваемый период. В целом доходы выросли на 30,1 млрд. руб. (в 3,7 раза). Доходы бюджета Кемеровской области в 2005 г. составили 41,305284 млрд. руб. В составе доходов областного бюджета за 2005 г. [14]:
- налоговые и неналоговые доходы составляют 33 млрд. 66 млн. рублей, или 80,1%;
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ - 6 млрд. 334 млн. рублей (15,3%);
- доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности - более 378 млн. рублей (0,9%);
- прочие безвозмездные поступления - 1 млрд. 525 млн. рублей (3,7%).
Наглядно структура доходной части бюджета Кемеровской области за 2005 г. представлена на рис. 3.
Рис. 3 Структура доходной части бюджета Кемеровской области за 2005 г.
Таким образом, в структуре доходной части бюджета Кемеровской области занимают налоговые и неналоговые доходы (об этом уже говорилось ранее). Их удельный вес составил 80,1%. На втором месте безвозмездные перечисления – 15,3%. Наименьшую долю в доходной части бюджета Кемеровской области имеют доходы от предпринимательской деятельности.
В сравнении с 2004 г. рост поступлений по налоговым доходам составил 132,4% по всем основным платежам. На исполнение доходной части областного бюджета основное влияние оказало увеличение доходного потенциала региона, улучшение экономических показателей деятельности ведущих отраслей промышленности: металлургической, топливной, химической, транспорта, а также малого и среднего бизнеса.
Рассмотрим динамику расходов бюджета Кемеровской области за 2001-2005 гг. (рис. 4) [10; 12; 14].
Как показывают данные, представленные на рис. 4, расходы бюджета Кемеровской области за 2001-2005 гг., также как и его доходы, неуклонно возрастали. Так, если в 2001 г. их сумма бала равна 11,4 млрд. руб., то в 2004 г. она составила 28,7 млрд. руб., а в 2005 г. и того больше – 41, 5 млрд. руб.
Рис. 4 Динамика расходов бюджета Кемеровской области за 2001-2005 гг. (млрд. руб.)
Приоритетный характер носила финансовая поддержка отраслей социально-культурной сферы. Основная доля расходов областного бюджета в 2005 г. пришлась на финансовую помощь местным бюджетам муниципальных образований и составила 21,7 млрд. рублей, или 52,3%.
Бюджет Кемеровской области за 9 месяцев 2006 г. выполнен по доходам на 74,8%, по расходам на 76%. Доходы бюджета за 9 месяцев 2006 г. составили 31,26 млрд. руб., расходы - 33.07 млрд. руб. Налог на прибыль организаций обеспечил поступление 9,675 млрд. руб. (64,8% выполнения годового плана по данному виду доходов), налог на доходы физических лиц – 7,096 млрд. руб. (74,4%), акцизы – 1,815 млрд. руб. (77%), налог на имущество – 3,2 млрд. руб. (85,1%), налог на добычу полезных ископаемых – 1,65 млрд. руб. (58,5%).
Безвозмездные перечисления в областной бюджет составили 5,35 млрд. руб., или 89,9% годового плана.
В расходной части общегосударственные расходы составили 4,226 млрд. руб. (83% годового плана по данной статье расходов), расходы на правоохранительную деятельность – 1,24 млрд. руб. (74,9%), расходы на национальную экономику – 4,943 млрд. руб. (98,7%), в том числе, на сельское хозяйство – 712,5 млн. руб. (78,3%), на транспорт – 3,355 млрд. руб. (98,9%). На жилищно-коммунальное хозяйство потрачено 691 млн. руб. (52,3%), на образование – 1,94 млрд. руб. (64,1%), на здравоохранение и спорт – 3,57 млрд. руб. (66%), на социальную политику - 919 млн. руб. (55,8%). Трансферты в бюджеты муниципальных образований составили 15,284 млрд. руб., или 76,7% годового плана [11].
Показатели дефицита и профицита бюджета Кемеровской области за 2001-2005 гг. были следующими (рис. 5).
Рис. 5 Динамика дефицита и профицита бюджета Кемеровской области за 2001-2005 гг. (млрд. руб.)
Данные, представленные на рис. 5,свидетельствуют о том, что в 2001 г. и 2005 г. бюджет Кемеровской области был дефицитным. И в том, и в другом году он составил 0,2 млрд. руб. В остальной период времени бюджет был с профицитом: в 2002 г. – 0,7 млрд. руб., 2003 г. – 0,6 млрд. руб., 2004 г. – 2,9 млрд. руб.
За 9 месяцев 2006 г. бюджет Кемеровской области вновь имеет дефицит, который составляет 1,81 млрд. руб.
По данным «Вэб-инвест Банка» за 2004 г. Кемеровская области имеет рейтинг «ВВ» - высокий уровень кредитоспособности (табл. 2) [10].
Таблица 2
Показатели рейтинга бюджета Кемеровской области
Направление |
Вес |
Балл |
Бюджетная часть (Структура) |
0,3 |
54,12 |
Бюджетная часть (Динамика налоговых доходов) |
0,2 |
95,5 |
Бюджетная часть (Исполнение) |
0,1 |
99,19 |
Долговая часть |
0,2 |
74,54 |
Долг/Собственные доходы |
0,1 |
46,4 |
ИТОГОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ |
69,80 |
Рейтинг региона подтвержден на уровне ВВ
Кредитоспособность субъекта обеспечивается следующими факторами:
Факторы положительного влияния:
1. Самостоятельность доходов: 80% доходов региона приходится на собственные доходы, что говорит о хорошей обеспеченности субъекта собственными источниками финансирования бюджета и невысоких рисках возникновения бюджетного дисбаланса.
2. Стабильно высокие темпы роста налоговых доходов: увеличение налоговых поступлений составило в 2004 году более 73%, претерпев незначительное снижение с 82,1% годом ранее и оставшись на высоком уровне. Стабильный рост налоговых доходов способствовал увеличению доли собственных доходов и оказал существенную поддержку кредитному рейтингу региона.
3. Перевыполнение бюджетных планов: исполнение бюджета 2004 года превысило плановые параметры по доходам на 81%, по расходам - на 47%, что стало следствием бурного роста собственных доходов и послужило стимулом снижения зависимости регионального бюджета от помощи из федерального центра.
Факторы риска изменения кредитоспособности:
1. Низкая самостоятельность муниципальных образований: более 50% расходов приходится на помощь бюджетам других уровней, что даже в рамках идущей реформы межбюджетных отношений представляется достаточно высоким значением.
2. Долговая нагрузка: несмотря на увеличение размера долга по абсолютной величине с 5,23 млрд. до 6,664 млрд. рублей, можно отметить небольшое снижение долговой нагрузки на регион. Так, отношение долга к собственным доходам снизилось с 35,6% 2003 года до 26,3% по итогам 2004, что, тем не менее, представляется умеренным значением особенно в свете изменения структуры долга. Доля государственных гарантий уменьшилась в течение 2004 года с 66% до 28%.
3. Низкая отраслевая диверсификация: доминирование топливной промышленности и черной металлургии в структуре промышленного производства накладывает риски колебания налоговых доходов региона вследствие нестабильной обстановки на отдельных сырьевых рынках.
3.2. Анализ расходов на социально-культурные мероприятия, здравоохранение, обязательное медицинское страхование и социальную политику
Сводка данных по расходам на социально-культурные мероприятия, здравоохранение, обязательное медицинское страхование и социальную политику дана в табл. 3 [10; 13].
Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 3, за рассматриваемый период произошло увеличение расходов на социально-культурные мероприятия, здравоохранение, обязательное медицинское страхование и социальную политику в Кемеровской области с 19388772 руб. до 58721553 руб. (+202,9%).
В процентном соотношении доля расходов на указанные мероприятия выглядит следующим образом (рис. 6-10).
Рис. 6 Доля расходов бюджета Кемеровской области на культуру, здравоохранение, ОМС и социальную политику (за 2000 г.)
Рис. 7 Доля расходов бюджета Кемеровской области на культуру, здравоохранение, ОМС и социальную политику (за 2001 г.)
Рис. 8 Доля расходов бюджета Кемеровской области на культуру, здравоохранение, ОМС и социальную политику (за 2002 г.)
Рис. 9 Доля расходов бюджета Кемеровской области на культуру, здравоохранение, ОМС и социальную политику (за 2003 г.)
Рис. 10 Доля расходов бюджета Кемеровской области на культуру, здравоохранение, ОМС и социальную политику (за 2004 г.)
Данные, представленные на рис. 6-10, говорят о том, что наибольший удельный вес среди рассматриваемых расходов бюджета Кемеровской области имеют расходы на здравоохранение. Их удельный вес колеблется от 8,2% до 10,6%. За 2000-2004 гг. они выросли на 2951489 руб. (+156,7%).
На втором месте находятся расходы на социальную политику. В среднем за рассматриваемый период их доля составила 6,6%. При этом с 2000 г. по 2004 г. произошло их увеличение на 2848539 руб. (+316,9%).
На третьем месте расходы на культуру и искусство (в среднем 1,9%). Их абсолютный прирост был равен 687638 руб. (+172,6%).
Расходы бюджета Кемеровской области на ОМС отмечены в 2003 г. и 2004 г. Их доля, соответственно, составила – 2,5% и 2,3%, сумма – 1007955 руб. и 1375614 руб.
Задачи
Задача 3.6 (9-12).
В табл. 4 дан перечень различных статистических наблюдений.
Указать, к какой форме и виду статистического наблюдения относится каждое из них.
Выделить сплошные виды наблюдений и указать, к какой разновидности по способу учета фактов во времени каждое из них относится.
Выделить несплошные виды наблюдений и указать, какие из них относятся к выборочным, основного массива, анкетным или монографическим.
Пункт 9 – наблюдение основного массива.
Пункт 10 – выборочное наблюдение.
Пункт 11 – выборочное наблюдение.
Пункт 12 – анкетное наблюдение.
Задача 4.10.
По плану на 1998 г. завод должен был выпустить продукции на 150 млн. руб. при средней численности работающих 1950 человек. Фактически выпущено продукции на 113 млн. руб. при средней численности работающих 1898 человек.
Определить выполнение плана заводом по:
1) выпуску продукции;
2) численности работающих;
3) производительности труда (выработка продукции на одного работающего).
Решение:
Для решения используем формулу:
Фактический уровень
Показатель выполнения плана, (%) = -------------------------------- * 100
Плановый уровень
1) выполнение плана по выпуску продукции
113
---------- * 100 = 75%
150
2) выполнение плана по численности работающих
1898
---------- * 100 = 97%
1950
3) выполнение плана по производительности труда
113 : 1898 0,06
------------------ = --------- = 85%
150 : 1850 0,07
Задача 5.11.
Высшими учебными заведениями области выпущено специалистов (тыс. чел.):
В 1993 г. – 38,9; в 1994 г. – 38,0; в 1995 г. – 39,1; в 1996 г. – 41,1; в 1997 г. – 42,8.
Из числа окончивших высшие учебные заведения на дневных отделениях обучалось (тыс. чел.):
В 1993 г. – 16,7; в 1994 г. – 16,0; в 1995 г. – 16,4; в 1996 г. – 17,2; в 1997 г. – 18,0.
Вечернее отделение вузов окончили (тыс. чел.):
В 1993 г. – 5,7; в 1994 г. – 5,2; в 1995 г. – 5,7; в 1996 г. – 6,0; в 1997 г. – 6,2.
Число окончивших заочно, соответственно, по годам составило (тыс. чел.): 16,5; 16,8; 17,0; 17,9; 18,6.
Представить эти данные в табличной форме.
Решение:
В левой части таблицы расположим перечень специалистов по форме получения образования (дневная, вечерняя или заочная), а в правой года.
Таблица 5
Перечень специалистов высших учебных заведений по форме получения образования (тыс. чел.)
Форма получения образования |
Годы |
||||
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
|
Всего: |
38,9 |
38,0 |
39,1 |
41,1 |
42,8 |
Дневное отделение |
16,7 |
16,0 |
16,4 |
17,2 |
18,0 |
Вечернее отделение |
5,7 |
5,2 |
5,7 |
6,0 |
6,2 |
Заочное отделение |
16,5 |
16,8 |
17,0 |
18,6 |
Задача 6.27.
Распределение рабочих трех заводов одного объединения по тарифным разрядам характеризуются следующими данными (табл. 6):
Таблица 6
Распределение рабочих по тарифным разрядам
Тарифный разряд |
Численность рабочих на заводах |
||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
|
1 |
50 |
20 |
40 |
2 |
100 |
80 |
60 |
3 |
150 |
150 |
200 |
4 |
350 |
300 |
400 |
5 |
200 |
150 |
250 |
6 |
150 |
100 |
150 |
Определить:
1) групповые дисперсии;
2) среднюю из групповых дисперсий (внутригрупповую дисперсию);
3) межгрупповую дисперсию;
4) общую дисперсию.
Решение:
1) групповая дисперсия определяется по формуле:
Σ (Xi – X1j)2 * fi
Djгр = ----------------------- ,
Nj
где fi – частота значений Xi;
j – номер группы;
X1j – групповая средняя группы j;
Nj = Σ fi – объем группы j.
Найдем групповые средние:
Σ Xi fi
Х11 = ---------- ,
Σ fi
50*1 + 100*2 + 150*3 + 350*4 + 200*5 + 150*6 4000
Х11 = -------------------------------------------------------------- = ---------- = 4
50 +100 + 150 + 350 + 200 + 150 1000
20*1 + 80*2 + 150*3 + 300*4 + 150*5 + 100*6 3180
Х12 = -------------------------------------------------------------- = ---------- = 4
20 +80 + 150 + 300 + 150 + 10 800
40*1 + 60*2 + 200*3 + 400*4 + 250*5 + 150*6 4510
Х13 = -------------------------------------------------------------- = ---------- = 4
40 +60 + 200 + 400 + 250 + 150 1100
Рассчитаем групповые дисперсии:
Σ (Xi – X1j)2 * fi
D1гр = ----------------------- =
Nj
(1-4)2*50 + (2–4)2*100 + (3-4)2*150 + (4–4)2*350 + (5–4)2 *200 + (6–4)2*150
= ----------------------------------------------------------------------------------------------- =
1000
1800
= ---------- = 1,8
1000
(1-4)2*20 + (2–4)2*80 + (3-4)2*150 + (4–4)2* 300 + (5–4)2 *150 + (6–4)2*100
D2гр = ---------------------------------------------------------------------------------------- =
800
1200
= ---------- = 1,5
800
(1-4)2*40 + (2–4)2*60 + (3-4)2*200 + (4–4)2* 400 + (5–4)2 *250 + (6–4)2*150
D3гр = ---------------------------------------------------------------------------------------- =
1100
1050
= ---------- = 0,9
1100
2) внутригрупповая дисперсия определяется по формуле:
Σ Dj гр * Nj
Dвнгр = ------------------ ,
Σ Nj
где Nj - объем группы j;
Σ Nj – объем всей совокупности, т.е. суммарное количество единиц во всех группах.
D1 гр * N1 + D2 гр * N2 + D3 гр * N3
Dвнгр = ------------------------------------------------------
N1 + N2 + N3
1,8 * 1000 + 1,5 * 800 + 0,9 * 1100 4050
Dвнгр = ---------------------------------------------------------- = ---------- = 1,4
1000 + 800 + 1100 2900
3) межгрупповая дисперсия определяется по формуле:
Σ (X1j - Х1)2 * Nj
Dмежгр = ----------------------- ,
Σ Nj
где X1j – групповая средняя группы j;
Nj – объем группы j;
Х1 – общая средняя.
Найдем общую среднюю:
50*1 + 100*2 + 150*3 + 350*4 + 200*5 + 150*6 + 20*1 + 80*2 + 150*3 + 300*4 + 150*5 + 100*6 + 40*1 + 60*2 + 200*3 + 400*4 + 250*5 + 150*6
Х1 = ------------------------------------------------------------------------------------------- =
1000 + 800 + 1100
4000 + 3180 + 3710 1089
= ------------------------------- = ----------- = 3,7
1000 + 800 + 1100 2900
так как Х11 = 4; Х12 = 4; Х13 = 4, то межгрупповая дисперсия
(X11 - Х1)2 * N1 + (X12 - Х1)2 * N2 + (X13 - Х1)2 * N3
Dмежгр = ----------------------------------------------------------------------- ,
N1 + N2 + N3
(4 – 3,7)2 *1000 + (4 – 3,7)2*800 + (4 – 3,7)2*1100 272
Dмежгр = ------------------------------------------------------------------ = ---------- = 0,1
1000 + 800 + 110 2900
4) общая дисперсия определяется по формуле:
Σ (Xi - Х1)2 * fi
Dобщ = ----------------------- ,
Σ fi
где fi – частота значений Хi
X1 – общая средняя;
Σ fi – объем всей совокупности.
(1-3,7)2*50 + (2-3,7)2*100 + (3-3,7)2*150 + (4-3,7)2*350 + (5-3,7)2*200 + (6-3,7)2*150 + (1-3,7)2*20 +(2-3,7)2*80 +(3-3,7)2*150 +(4-3,7)2*300 +(5-3,7)2*150 +(6-3,7)2*100 +(1-3,7)2*40 +(2-3,7)2*60 +(133,7)2*200 +(4-3,7)2*400 +(5-3,7)2*250 +(6-3,7)2*150
Dобщ = ----------------------------------------------------------------------------------------- =
1000 + 800 + 1100
4605
= -------------- = 1,5
2900
Добщ = Двнгр + Дмежгр
Это выражение называют правилом сложения дисперсий.
Добщ = 1,4 + 0,1 = 1,5
Задача 7.5.
Имеются следующие данные по группе совхозов (табл. 7):
Таблица 7
Распределение совхозов по расходу кормов и удоям на одну корову
№ совхоза |
Удой на одну среднефуражную корову, ц |
Среднегодовое поголовье коров, голов |
Расход кормов на одну корову, ц.к.е. |
1 |
26,2 |
520 |
28,2 |
2 |
30,2 |
600 |
39,2 |
3 |
38,5 |
612 |
35,0 |
4 |
36,2 |
584 |
40,5 |
5 |
33,6 |
695 |
41,0 |
6 |
30,0 |
700 |
37,6 |
7 |
37,0 |
717 |
38,9 |
8 |
38,4 |
684 |
45,4 |
9 |
33,4 |
715 |
43,1 |
10 |
38,0 |
686 |
49,2 |
11 |
27,3 |
580 |
30,2 |
12 |
29,5 |
544 |
34,8 |
13 |
34,3 |
595 |
37,0 |
14 |
40,0 |
685 |
42,3 |
15 |
31,5 |
638 |
36,0 |
16 |
38,5 |
613 |
40,2 |
17 |
34,0 |
705 |
35,4 |
18 |
32,5 |
620 |
38,2 |
19 |
40,7 |
682 |
46,0 |
20 |
30,8 |
644 |
35,8 |
1. Используя данные, приведенные в таблице 4, сгруппировать совхозы по расходу кормов на одну среднегодовую фуражную корову. Разбить совокупность на три группы с равными интервалами.
2. Охарактеризовать каждую группу числом совхозов, средним удоем и средним расходом кормов на корову.
3. Результаты расчетов оформить в виде таблицы и сделать краткие выводы о взаимосвязи продуктивности коров с уровнем кормления (расходом кормов).
Решение:
Величину интервала определим по формуле:
Х max – Х min
i = ------------------------- ,
К
где К – число групп, равное 3;
Х max – 49,2 ц.к.е.;
X min – 28,2 ц.к.е..
49,2 – 28,2
i = ------------------ = 7
3
Группировка совхозов по расходу кормов на одну среднегодовую фуражную корову представлена в табл. 8.
Таблица 8
Группировка совхозов по расходу кормов на одну среднегодовую корову
Группы совхозов по расходу кормов |
Совхозы |
Удой на одну среднегодовую фуражную корову, ц |
Расход кормов |
Среднегодовое поголовье коров, голов |
||||
число совхозов |
в % к итогу |
ц |
в % к итогу |
ц.к.е |
в % к итогу |
всего |
в % к итогу |
|
28,2-35,2 |
4 |
20 |
30,3 |
29,8 |
32 |
27,4 |
2256 |
17,9 |
35,3-42,3 |
12 |
60 |
33,3 |
32,8 |
38,5 |
33,0 |
7796 |
59,6 |
42,4-49,2 |
4 |
20 |
37,6 |
37,4 |
45,9 |
39,6 |
2767 |
22,5 |
20 |
100 |
101,2 |
100 |
116,4 |
100 |
12819 |
100 |
Таким образом, результаты анализа с помощью группировки показывают, что в совхозах с высоким уровнем кормления коров получают больше продукции на голову скота, чем в совхозах с низким уровнем кормления. Так, в совхозах третьей группы расход кормов на 1 корову на 43% больше, чем в первой группе. Средний удой в совхозах третьей группы также выше, чем в совхозах первой группы на 24%. Расход кормов на 1 корову в совхозах третьей группы на 19% больше, чем в совхозах второй группы. Средний удой в совхозах третьей группы на 14% выше, чем в совхозах второй группы.
Задача 8.9.
На заводе с числом рабочих 15 тыс. человек в порядке механической выборки предполагается определить долю рабочих со стажем работы 20 лет и более. Какова должна быть численность выборки, чтобы с вероятностью 0,954 ошибка выборки не превышала 0,03, если на основе предыдущих обследований известно, что дисперсия равна 0,2?
Решение:
Определим численность выборки по формуле:
t2 {w (1 – w)} N
n = ---------------------------
δ2 N + t2 {w (1 – w)}
Предварительно находим по приложению значение t, соответствующее доверительной вероятности 0,954.
t = 2
22 {0,2 (1 – 0,2)} 15000
n = --------------------------------------------- = 671 чел.
0,032 * 15000 + 22 {0,2 (1 – 0,2)}
Задача 9.7.
Получены следующие данные о производстве продукции промышленным предприятием за 1995-1999 гг. (в сопоставимых ценах, млн. руб.):
1995 1996 1997 1998 1999
23,3 24,9 26,6 28,8 32,3
Для анализа ряда динамики определить:
1) показатели, характеризующие рост производства продукции по годам и по отношению к базисному 1995 г.:
- темпы роста;
- темпы прироста;
- абсолютные приросты;
2) абсолютное значение одного процента прироста (для каждого года);
3) представить полученные данные в табличной форме;
4) определить средний абсолютный прирост за отчетный период 1995-1999 годы.
Решение:
1. Рассчитаем темпы роста цепным и базисным способом (%):
Цепные:
у2 24,9
1996 Кр1 = ---- = ---------- * 100 = 106
у1 23,3
у3 26,6
1997 Кр2 = ---- = ---------- * 100 = 106
у2 24,9
у4 28,8
1998 Кр3 = ---- = ---------- * 100 = 104
у3 26,6
у5 32,3
1999 Кр4 = ---- = ---------- * 100 = 112
у4 28,8
Базисные:
у2 24,9
1996 Кр1 = ---- = ---------- * 100 = 106
у1 23,3
у3 26,6
1997 Кр2 = ---- = ---------- * 100 = 114
у1 23,3
у4 28,8
1998 Кр3 = ---- = ---------- * 100 = 123
у1 23,3
у5 32,3
1999 Кр4 = ---- = ---------- * 100 = 138
у1 23,3
2. Темпы прироста:
Используем формулу:
Кпр = Кр – 100%
1996 Кпр (цепн) = 106 -100 = 6
1997 Кпр (цепн) = 106 -100 = 6
1998 Кпр (цепн) = 104 -100 = 4
1999 Кпр (цепн) = 112 -100 = 12
1996 Кпр (базисн) = 106 – 100 = 6
1997 Кпр (базисн) = 114 – 100 = 14
1998 Кпр (базисн) = 123 – 100 = 23
1999 Кпр (базисн) = 138 – 100 = 38
3. Абсолютный прирост (ΔУ):
ΔУ1 = у2 – у1 = 24,9 – 23,3 = 1,6
ΔУ2 = у3 – у2 = 26,6 – 24,9 = 1,7
ΔУ3 = у4 – у3 = 28,8 – 26,6 = 2,2
ΔУ4 = у5 – у4 = 32,3 – 2883 = 3,5
4. Показатель абсолютного значения одного процента прироста (А%):
Используем формулу:
А% = 0,01 * Уi-1
1996 А% = 0,01 * 23,3 = 0,233
1997 А% = 0,01 * 24,9 = 0,249
1998 А% = 0,01 * 28,8 = 0,288
1999 А% = 0,01 * 32,3 = 0,323
Результаты расчета представлены в табл. 9.
Таблица 9
Расчетные показатели ряда динамики
Годы |
Выпуск продукции, млн. руб. |
Темпы роста, % |
Абсолют- ный прирост, млн. руб. |
Темпы прироста, % |
Абсолют- ные значения 1% прироста, млн. руб. |
||
цепные |
базис- ные |
цепные |
базис- ные |
||||
у |
Крц |
Крб |
ΔУ |
Кпрц |
Кпрб |
А% |
|
1995 |
23,3 |
||||||
1996 |
24,9 |
106 |
106 |
1,6 |
6 |
6 |
0,233 |
1997 |
26,6 |
106 |
114 |
1,7 |
6 |
14 |
0,249 |
1998 |
28,8 |
104 |
123 |
2,2 |
4 |
23 |
0,288 |
1999 |
32,3 |
112 |
138 |
3,5 |
12 |
38 |
0,323 |
Данные табл. 9 показывают, что в период с 1995 по 1997 гг. происходило систематическое повышение выпуска продукции.
ΣΔУ 1,6 + 1,7 + 2,2 + 3,5
ΔУ1 = -------- = ---------------------------- = 2,25 млн. руб.
m 4
Для того, чтобы проследить, как изменились темпы роста и прироста в целом за весь период, используем формулу:
Кр = n-1 √ К1 * К2 * … Кn-1
Кр = 4√ 1,06 * 1,07 * 1,12 = 1,02 = 102%
Кпр = Кр – 100% = 102 – 100 = 2%
Средний темп роста и прироста можно определить и по абсолютным уровням ряда:
Кр = Кр = n-1 √у n : у1 = 4 √ 32,3 : 23,3 = 1,02 = 102%
Отсюда Кпр = 2%.
Задача 10.7.
.
Производство зерновых на ферме характеризуется следующими данными (табл. 10):
Таблица 10
Производство зерновых на ферме
Культуры |
Затраты на производство, тыс. руб. |
Изменение себестоимости продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, % |
|
базисный период |
отчетный период |
||
Озимая пшеница |
68,0 |
89,2 |
- 1,5 |
Ячмень озимый |
23,2 |
32,0 |
+ 0,5 |
Яровая пшеница |
87,5 |
89,9 |
без изменений |
Рожь озимая |
14,4 |
15,9 |
+ 9,2 |
Кукуруза |
94,5 |
89,4 |
- 6,7 |
Определить:
1) общий индекс затрат на производство;
2) общий индекс себестоимости продукции;
3) сумму экономии или дополнительных затрат за счет изменения себестоимости культур в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Решение:
Рассчитаем индивидуальные индексы:
q1
ip = ------
q0
озимая пшеница 89,2
ip1 = ------- = 1,31
68
ячмень озимый 32
ip2 = ------- = 1,38
23,2
яровая пшеница
89,9
ip3 = ------- = 1,03
87,5
рожь озимая 15,9
ip4 = ------- = 1,1
14,4
кукуруза 89,4
ip5 = ------- = 0,95
94,5
Так как известны цены отчетного периода, то с помощью индивидуального индекса можно определить цены базисного периода.
р0 = р1 / ip
98,5
ро1 = ---------- = 79,2
1,31
100,5
ро2 = ---------- = 72,5
1,38
100
ро3 = ---------- = 97
1,03
109,2
ро4 = ---------- = 99,3
1,1
97,7
ро5 = ---------- = 102,8
0,95
Определим общий индекс затрат на производство:
Σ p1q1
Ipq = -----------
Σ p0q0
89,2*98,5 + 32*100,5 + 89,9*100 + 15,9*109,2 + 89,4*93,7
Ipq = ----------------------------------------------------------------------------- =
68*79,2 + 23,2*72,5 + 87,5*97 + 14,4*99,3 + 94,5*102,8
= 1,16 или 116%
Определим общий индекс себестоимости продукции:
Σ p1q1
Ip = -----------
Σ p0q1
89,2*98,5 + 32*100,5 + 89,9*100 + 15,9*109,2 + 89,4*93,7
Ip = ----------------------------------------------------------------------------- =
89,2*79,2 + 32*72,5 + 89,9*97 + 15,9*99,3 + 89,4*102,8
= 1,08 или 108%
В числителе индекса – фактическая стоимость товаров, проданных в ценах отчетного периода, а в знаменателе – стоимость этих же товаров в ценах базисного периода. Как видно, стоимость проданных товаров в ценах базисного периода меньше фактической на 2231,2 тыс. руб. (31105,3 – 28874,1), что обусловлено повышением цен в отчетном периоде.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Анализ бюджета Кемеровской области за 2001-2005 гг. показал, что наблюдается дефицит бюджета.
С целью повышения эффективности бюджетной политики области можно предложить следующие мероприятия:
- развитие малого бизнеса;
- увеличение вложений в промышленность, энергетику, сельское хозяйство повысить уровень населения;
- повышение производительности труда;
- сокращение до минимума расходов на управление.
Реализации данных мероприятий будут способствовать увеличению доходной части бюджета области, что, в свою очередь, приведет к росту экономического развития региона.
Список литературы
1. Инванов Ю.Н., Хоменко Т.А., Рябушкин Б.Т. и др. Экономическая статистика. – М., 1998. – 350с.
2. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист. –1996. – №11. – С.12-13.
3. Курс социально-экономической статистики: Учебник / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 369с.
4. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. – 1998.- № 3. – С.15-17.
5. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. – 1998. - № 6. – С.28-32.
6. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 420с.
7. Статистика / Под ред. В.Г. Ионина. – Новосибирск. – М., 1997. – 325с.
8. Теоретическая статистика/ Под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 560с.
9. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: Инфра-М, 1999. – 320с.
10. www.com.sibpress.ru Статистическая информация по Сибирскому региону
11. www.freshline.ru Бюджет Кемеровской области за 9 месяцев 2006 года
12. www.gks.ru Официальный сайт Государственного комитета статистики РФ
13. www.kemoms.ru Показатели деятельности ОМС
14. www.regnum.ru Расходы бюджета Кемеровской области