Содержание
1. Физиологическое и психофизиологическое развитие дошкольников в процессе формирования двигательных навыков и умений. 3
2. Формирование графических навыков и умений у дошкольников в процессе обучения. 5
3. Индивидуальные особенности усвоения графических умений и навыков дошкольниками. 7
Список литературы.. 9
1. Физиологическое и психофизиологическое развитие дошкольников в процессе формирования двигательных навыков и умений.
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Дошкольный возраст – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность развития двигательных навыков дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. (3, стр. 28)
Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым , становится самостоятельной деятельностью детей. (1, стр. 64)
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности.
2. Формирование графических навыков и умений у дошкольников в процессе обучения
Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Достижение эффекта в овладении навыком требует переключения цели деятельности ребенка с результата на способы ее осуществления. Процесс упражнений тесно связан с подражанием, которое играет существенную роль в упражнении. Постепенно подражание становится осознанным: ребенок начинает сознательно усваивать заданный образец движения, все более и более осознанно подравнивать способ выполнения действия воспринятому. правильные графические навыки и умения нужно формировать с самого начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных. (2, стр. 186)
В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий — вертикальных и горизонтальных, различные способы действия кистью, способы создания различных форм и др.
Если упражнение проводится впервые (когда у детей не сформированы технические навыки), воспитатель покалывает и объясняет, как это нужно делать. Если же ранее дети учились рисовать эти линии, для показа у доски целесообразно вызвать ребенка, предложив прежде всем детям вспомнить, как надо правильно держать руку с карандашом. Затем следует предложить всем детям показать правильное движение руки с карандашом в воздухе, после чего уже провести линии на отдельных небольших листках бумаги. Могут быть продуманы специальные упражнения для отработки определенного качества движений. В целях отработки различных движений и их качеств очень важно обеспечить повторность движений на одном занятии, что позволяет упражнять руку, способствует выработке двигательных навыков.
В целях отработки различных движений и их качеств очень важно обеспечить повторность движений на одном занятии, что позволяет упражнять руку, способствует выработке двигательных навыков.
3. Индивидуальные особенности усвоения графических умений и навыков дошкольниками.
Индивидуальный подход в обучении технике рисования на первых этапах овладения детьми деятельностью мотивирует успешному формированию ее у всех детей. Дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. И дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.
Особенно ярко проявляются различия в манере исполнения при рисовании с натуры. Дети все по-разному передают один и тот же предмет. И хорошо видны индивидуальные особенности интерпретации натуры. Одни рисуют более обобщенно, не останавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие стараются передать мельчайшие детали; часть рисуют крупно, другие несколько уменьшают изображение по сравнению с натурой и т. д.
У некоторых детей качество рисунка снижается из-за неумения активно участвовать в обследовании предмета, и результате чего отсутствует достаточно ясное представление о предмете, совокупности его пространственных свойств. Можно наблюдать иногда затруднения, которые испытывают дети и в силу того, что рука их «не слушается». Ребенок видит несоответствие рисунка представлению предмета и не может добиться большей точности в передаче величины, формы, пропорций, прямизны или плавного закругления линий. Совет и помощь воспитателя принимаются детьми охотно. Улучшенный рисунок радует их.
Воспитатель не сковывает возможности выразительной передачи детьми образа, не навязывает детям одинаковую манеру, не принуждает к однообразному решению. (2, стр. 194)
Овладев техникой работы, разными материалами, каждый используют их по-своему, выразительно раскрывая характер предметов в рисунке. индивидуальные различия сказываются в изображении отдельных предметов, использовании цвета, расположении изображений на листе бумаги и т. д. Сюда входят: величина изображения (тенденция к уменьшению или увеличению изображения), передача характерной формы и пропорции, характер линий конструктивного назначения, характер линий контура, манера накладывания краски, закрашивания рисунка карандашом, темп рисования. цвет, стремлении к высветлению или затемнению, композиция рисунка, заполнение пространства листа (широкое, полное или суженное, неполное).
Однако повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом. Иначе это повторение сыграет отрицательную роль, так как каждый раз будет закрепляться неправильное движение и сформируется неправильный навык. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы у детей был сформирован образ движения, и отрабатывалось его правильное воспроизведение.
Список литературы
1. Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 48с.
2. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. - М., 1996.
3. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.