Содержание
Практическое задание 1. 3
1. Наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы; отрасль деятельности, в которой работает предприятие; общая численность персонала; организационная структура предприятия. 3
2. Виды используемой управленческой документации с разбивкой по системам: организационно-правовые документы, распорядительные документы, справочно-информационные документы, кадровые документы, деловая корреспонденция. 4
3. Для документов каждой из систем приведите примеры реально существующих документов и укажите их назначение на исследуемом предприятии; если при ознакомлении с реально существующими документами вами были выявлены ошибки в их оформлении или стиле написания - укажите их и приведите верное их написание. 8
4. Для любых трех документов предприятия приведите схему движения этих документов с момента создания до архивного хранения, обязательно указав все необходимые реквизиты, появляющиеся на различных этапах. 12
5. Внесите ряд предложений по усовершенствованию документооборота на предприятии. 13
Практическое задание 2. 15
Составьте и оформите приказ об инвентаризации в ЗАО «Эконика». На основании изданного приказа составьте акт проведенных работ по инвентаризации. 15
Тестовые задания. 17
Список литературы.. 18
Практическое задание 1
1. Наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы; отрасль деятельности, в которой работает предприятие; общая численность персонала; организационная структура предприятия
Муниципальное унитарное предприятие «Элла» г. Новосибирск было зарегистрировано 11 июля 1996 г. Основание — Постановление Главы города № 919 от 16.05.1996 г. Учредитель — Администрация г. Новосибирска. Собственник имущества — Муниципальное образование г.Новосибирска. Имущество закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения. Полномочия собственника осуществляет Администрация г. Новосибирска. Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Целями создания предприятия являются решение социальных задач по обеспечению потребностей жителей г. Новосибирска в социально значимых для населения города услугах. Предметом деятельности предприятия является оказание физическим и юридическим лицам услуг в области связи, Интернета и телевидения.
Численность персонала на конец 2004 года составила 39 человек.
Организационная структура предприятия - линейная (рис.1.)
Директор предприятия
Заместитель директора
Главный инженер
Технико-эксплуатационный отдел Финансово-экономический отдел
Рис.1. Организационная структура МУП «Элла»
2. Виды используемой управленческой документации с разбивкой по системам: организационно-правовые документы, распорядительные документы, справочно-информационные документы, кадровые документы, деловая корреспонденция
Организационно-правовые документы
Важнейшим учредительным документом, устанавливающим правовой статус юридического лица, необходимым, согласно закону, для его государственной регистрации, является устав.
Устав государственного и муниципального унитарного предприятия утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Трудовой распорядок организации определяется локальным нормативным актом организации — правилами внутреннего распорядка. Правила в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 189) и иными федеральными законами регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы трудовых отношений в организации.
Правила внутреннего распорядка, как и устав организации, оформляются на общем бланке организации.
Штатное расписание — документ, устанавливающий структуру, штатный состав и штатную численность организации в соответствии с ее Уставом. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным на то лицом.
Положение — организационно-правовой акт, определяющий порядок формирования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы отдельных структурных подразделений.
Должностная инструкция — локальный организационно-правовой документ, устанавливающий для работника организации (подразделения) конкретные трудовые (должностные) обязанности в соответствии с занимаемой должностью.
Распорядительные документы
К распорядительным документам относятся: постановления, указания, приказы, решения, распоряжения. Эти документы носят властный административный характер и обращены к нижестоящим подчиненным.
Указание — распорядительный документ, издаваемый органами государственного управления, министерствами, ведомствами, по вопросам, связанным с организацией исполнений приказов, инструкций и других документов. Право издания указаний внутри организаций предоставляется руководителям и их заместителям.
Приказ — важнейший правовой распорядительный документ, издаваемый руководителем организации в целях решения возникающих в процессе деятельности стратегических и тактических задач. Приказы по организации работы трудового коллектива, финансированию, отчетности, снабжению и другим производственным вопросам относятся к приказам по основной деятельности.
Кроме приказов по основной деятельности существуют приказы по личному составу (кадрам). Они регулируют прием, увольнение работников, продвижение по службе, присвоение разрядов и т. п.
Распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации, его заместителями, в отдельных случаях руководителями структурных подразделений. Как правило, распоряжение представляет собой способ доведения до исполнителей оперативных вопросов, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.
Информационно-справочные документы и деловая корреспонденция
К числу информационно-справочных документов относятся: служебные письма, телеграммы, телетайпограммы, телефонограммы, факсы. Перечисленные документы представляют собой специфические каналы связи организаций и предприятий с внешним миром.
К документам деловой корреспонденции относятся в МУП «ДИН» служебное письмо и телеграмма.
Письмо — общепринятое название большого числа разновидностей справочно-информационных документов, используемых для решения главным образом оперативных задач в управлении.
Акт - документ, составленный несколькими лицами (комиссией), подтверждающий установленные факты, события или действия. Актами фиксируются результаты ревизий, инвентаризаций, приема-передачи или списания материальных ценностей, прием законченных работ и т. д.
Протокол — документ, в котором фиксируются последовательность и содержание обсуждаемых коллегиальным органом (совещанием, конференцией, советом и т. д.) поставленных вопросов и принятых решений.
Докладная записка — документ, адресованный вышестоящему руководителю, с изложением конкретной проблемы или постановкой вопроса и содержащий ответы и предложения. В зависимости от содержания и назначения докладные записки делятся на информационные и отчетные.
В зависимости от адресата докладные записки бывают внутренние (направленные руководителю) и внешние (направленные в вышестоящие организации).
Служебная записка — форма внутренней деловой переписки между подразделениями организации или должностными лицами, не находящимися в прямом подчинении. Служебная записка может иметь информационный, инициативный или отчетный характер.
Объяснительная записка — документ, объясняющий вышестоящему непосредственному руководителю причины невыполнения какого-либо поручения, нарушения трудовой или технологической дисциплины.
Кадровая документация
Среди огромного количества документации в МУП «Элла» особое значение имеет кадровая документация. Особая аккуратность при оформлении, ведении, хранении кадровой документации на протяжении длительного времени обусловлена составлением на ее основе государственного статистического наблюдения (№ П-4) «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (Постановление Госкомстата РФ от 1 декабря 2003 г. N 105 «Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения»).
К кадровой документации по личному составу в МУП «Элла» относятся:
1. Трудовые договоры (контракты).
2. Приказы по личному составу.
3. Личные дела.
4. Личные карточки (форма Т-2).
5. Лицевые счета по зарплате.
Существует общепринятая система регистрации кадровой документации. Это книги учета и журналы. Перечислим основные виды журналов, регистрирующих кадровую документацию в МУП «Элла»:
1. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.
2. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним.
3. Книга учета трудовых договоров, изменений и дополнений к ним.
4. Журнал учета приказов по основной деятельности.
5. Журнал учета приказов по личному составу.
6. Книга регистрации и контроля за поступающими и отправляемыми документами.
7. Книга регистрации распорядительных и нормативных документов организации.
8. Журнал учета отпусков.
9. Журнал учета личных карточек Т-2.
10. Журнал учета военнообязанных и лиц, подлежащих призыву.
11. Журнал учета мероприятий по контролю.
12. Журнал учета командировок.
13. Журнал учета командировочных удостоверений.
14. Журнал ознакомления с инструкцией (прохождения инструктажа) по охране труда.
15. Журнал учета медицинских осмотров.
Таким образом, кадровая документация МУП «Элла» включает в себя внушительный список обязательных документов, которые должны оформляться, заполняться и храниться определенным образом.
3. Для документов каждой из систем приведите примеры реально существующих документов и укажите их назначение на исследуемом предприятии; если при ознакомлении с реально существующими документами вами были выявлены ошибки в их оформлении или стиле написания - укажите их и приведите верное их написание
В ходе ознакомления с документацией МУП «Элла» не выявлены ошибки в оформлении и стиле написания.
Приказ — правовой распорядительный документ, издаваемый руководителем организации в целях решения возникающих в процессе деятельности стратегических и тактических задач.
МУП «Элла»
ПРИКАЗ
12.09.2005 №15-л/с
О переводе на другую работу
Соловьева К.Ф.
ПЕРЕВЕСТИ:
Соловьева Константина Федоровича, лаборанта информационных сетей на должность старшего консультанта отдела информационных связей с 13.09.04г.
Установить Соловьеву К.Ф. оклад 7880 рублей в месяц. Основание: заявление Соловьева К.Ф. с визами.
Директор Фадеев А.С.Фадеев
С приказом ознакомлен
Соловьев 12.09.04г.
Объяснительная записка как вид информационно-справочного документа в МУП «Элла» служит для фиксации причин нарушений трудовой, административной дисциплины и т.п. рассмотрим реальный пример объяснительной записки:
Секретариат Руководителю МУП «Элла»
Объяснительная записка Фадееву А.С.
02.12.2004 №124
О нарушении исполнительной дисциплины
ФИО: Сергеев Анатолий Сергеевич
Должность: инженер-консультант
компьютерных сетей
В связи с нехваткой времени на завершение работы я взял необходимые материалы домой. В транспорте папка с документами была утеряна. Обязуюсь восстановить утерянную информацию.
Сергеев [подпись]
Служебное письмо - вид официальных документов МУП «Элла», служащих средством общения с различными организациями, предприятиями, фирмами, физическими лицами. Служебные письма в МУП «Элла» имеют большое количество видов:
- сопровождающие;
- информационные;
- гарантийные;
- рекламные;
- претензионные;
- арбитражные и т. д.
Рассмотрим пример письма МУП «Элла». Образец письма, форма которого используется предприятием:
МУП «Элла»
630090 Новосибирск, ул. Ильича, д. 14, Директору Выставочного Центра
Тел. 333-20-10, факс 333-24-92 г-ну В. В. Иванченко
ИНН _________ ОКОНХ________ ул. Советская, 4,
ОГРИ _________ Новосибирск, 0000000
05.07.2003 №________
На № _______от _________
Об участии в выставке
Уважаемый Владимир Владимирович!
Ознакомившись с Вашей рекламой, просим включить наше предприятие в число участников выставки.
Генеральный директор Фадеев А.С.Фадеев
4. Для любых трех документов предприятия приведите схему движения этих документов с момента создания до архивного хранения, обязательно указав все необходимые реквизиты, появляющиеся на различных этапах.
I. Движение служебного письма Директору МУП «Элла».
1. Поступление в канцелярию. Проставляется реквизит 29 - отметка о поступлении документа в организацию
2. Поступление руководителю МУП «Элла». Он проставляет реквизит 28 -отметка об исполнении документа и направлении его в дело.
3. Секретарь подшивает его в дело и сдает в архив предприятия, где оно хранится 5 лет.
П. Движение приказа по личному составу
При поступлении сотрудника на работу в МУП «ДИН» издается соответствующий приказ, который проходит следующие этапы:
1. Составление документа секретарем заместителя директора. Проставляются все необходимые реквизиты, которые должен содержать приказ по личному составу. При оформлении приказа (распоряжения) о приеме на работу указываются наименование структурного подразделения, профессия (должность), испытательный срок, если работнику устанавливается испытание при приеме на работу, а также условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.).
2. Отправляется на резолюцию и контроль заместителю директора. Он проставляет реквизит 17 - резолюция и 19 - отметка о контроле.
3. После, документ отправляется на подпись директору МУП «Элла». Он ставит реквизит 22 - подпись.
4. Затем документ возвращается секретарю заместителя директора, который занимается канцелярской работой. Приказ подписывается сотрудником, которого принимают на работу. Секретарь проставляет реквизит 28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело и подшивает в папку с приказами по личному составу.
5. Данный документ постоянно будет храниться в МУП «Элла».
III. Движение объяснительной записки
При нарушении сотрудником МУП «Элла» внутреннего трудового распорядка пишется объяснительная записка. Она проходит следующие этапы:
1. Написание объяснительной сотрудником на имя директора МУП «Элла».
2. Рассмотрение объяснительной записки директором. Он ставит реквизит 22 - подпись и направляет его секретарю.
3. Секретарь проставляет реквизит 28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело, и подшивает в личное дело сотрудника.
4. После отправления в архив данный документ с личным делом будет храниться постоянно.
5. Внесите ряд предложений по усовершенствованию документооборота на предприятии
Для совершенствования системы делопроизводства необходимо внести изменения в следующие этапы делопроизводства:
- первичная обработка поступающих документов (разработать и использовать список нерегистрируемой документации; при распределении поступающей документации подлинники передавать ответственному исполнителю; предлагается наделить секретаря-референта Генерального управления дополнительным правом самостоятельно распределять входящую корреспонденцию);
- регистрации документов (рекомендуется проводить регистрацию только в компьютерной форме);
- формирование и оформление дел (необходимо все документы сформировать в дела и оформить их с учетом требований современного законодательства; при формировании дел приложения подшивать в дело вместе с документами, помещать вместе все документы, относящиеся к разрешению одного вопроса; при составлении описи дел необходимо проставлять подпись секретаря с указанием должности и отметку о согласовании с заместителем директора МУП «Элла»);
- при составлении описи дел необходимо проставлять подпись секретаря с указанием должности и отметку о согласовании с руководителем делопроизводственной службы (секретарем заместителя директора) МУП «Элла».
Практическое задание 2
Составьте и оформите приказ об инвентаризации в ЗАО «Эконика». На основании изданного приказа составьте акт проведенных работ по инвентаризации.
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ
ОБЩЕСТО
«ЭКОНИКА»
П Р И К А З
01.11.2006 № 33-1
Новосибирск
Об инвентаризации
В связи с плановой проверкой имеющегося в распоряжении общества имущества
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Службе снабжения провести инвентаризацию имеющегося имущества.
2. Контроль за исполнением приказа возлагается на заведующего складским хозяйством Иванова С.Ю.
Директор Фадеев А.С.Фадеев
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ УТВЕРЖДАЮ
ОБЩЕСТО Директор
«ЭКОНИКА» Фадеев А.С.Фадеев
5.11.2006
А К Т
01-04.11.2006 № 13
инвентаризации предприятия
Основание: приказ директора ЗАО «Эконика» 01.11.2006 № 33-1 «Об инвентаризации»
Составлен комиссией:
председатель – коммерческий директор Н.М. Заболотная;
члены: зам. главного бухгалтера С.В.Сидорова, инженер-экономист П.Л.Костин, бухгалтер-ревизор П.А.Шахрай.
В период с 01 по 04
ноября 2006
Других нарушений комиссия не выявила.
Составлен в 3 экземплярах:
1-й экз. – бухгалтерия предприятия;
2-й экз. – Производственное управление;
3-й экз. – дело №
01-13 за
Председатель Личная подпись С.Ю.Иванов
Члены Личная подпись С.В.Сидорова
Личная подпись П.Л.Костин
Личная подпись П.А.Шахрай.
Тестовые задания
1. Письмовик – это программа, которая позволяет составлять письма.
2. При оформлении адресата физическому лицу сначала указывают должность затем фамилию и инициалы.
3. Реквизит «Место составления» для завода «Искра», находящегося в Екатеринбурге следует оформить так: Екатеринбург, так как завод имеет юридический адрес именно там.
4. Вы устроились на работу 17 марта 2000 года с испытательным сроком 3 месяца. Впервые вам могут предоставить очередной отпуск. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. Испытательный срок учитывается, поэтому очередной отпуск может быть предоставлен через 6 месяцев, т.е. 17 сентября 2000 года.
5. Документ составлен 28 февраля 2001года и имеет срок хранения 25 лет. Его можно уничтожить 1 января 2026 года. Так как исчисление сроков хранения документов, законченных делопроизводством в текущем году, начинается 1 января следующего года.
Список литературы
1. Деденко А. Н. Основы делопроизводства. – М.: Лебедь, 2004.
2. Делопроизводство (организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А.. и др.; Под ред. Т.В. Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Евдокимова Л. И. Еще раз о делопроизводстве. - Новосибирск: СибАГС, 2003.
4. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. – М.: ВЭВЭР, 2004.
5. Палеха Ю.И. Документационное обеспечение управления. – М.: МАУП, 2004.