Содержание
Теоретическое задание. 3
Понятие и структура характера. Акцентуация характера. Типы акцентуации характера по К.Леонгарду. Формирование характера. 3
Тестовое задание. 12
1. Какое из утверждений описывает функцию Супер-Эго?. 12
2. Структурный голод в теории Э.Берна – это. 12
3. Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов – это качество внимания, которое называется: 12
4. Ощущения рассматриваются как активный процесс: 12
5. К акцентуации характера К. Леонгард относит: 12
6. Соотнесите название свойств восприятия с их содержанием: 13
7. Соотнесите виды социального влияния, выделенные М.Дойчем и Г.Джерардом, с их содержанием. 13
8. Какая операция не связана с процессом мышления?. 13
9. Музыкальные и математические способности относятся к. 13
10. Соотнесите виды памяти с основанием для их классификации. 14
Список литературы.. 15
Теоретическое задание
Понятие и структура характера. Акцентуация характера. Типы акцентуации характера по К.Леонгарду. Формирование характера
Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения.
Отличительные признаки характера:
1. Черты характера связаны с мотивами личности.
2. Характер определяет не форму, а содержание деятельности.
3. Характер выражает мотивы:
- По отношению к различным ситуациям.
- По времени.
4. Характер формируется прижизненно.
5. Это социально-нравственное содержание черт характера.
6. Действенность черт характера (характер является активным побудителем поведения и реализуется в форме обобщенных привычек).
Российские психологи выделяют следующую структуру характера:
1. Основная система отношения (отношения к вещам, к людям, к труду, к себе).
2. Второстепенная система отношений (отношения к природе, к искусству, к собственности, к праву и т.д.).
Структура характера по Кателу:
1. Замкнутость, общительность.
2. Интеллект.
3. Сила «Я» (эмоционально волевые проявления: выдержка, вдумчивость).
4. Доминантность, подчиненность.
5. Беспечность, осмотрительность.
6. Совестливость, приспосабливаемость.
7. Смелость, трусость.
8. Сензитивность, жестокосердость.
9. Подозрительность, доверчивость.
10. Мечтательность, практичность.
11. Хитрость (злобность), добродушие.
12. Виноватость, уверенность.
13. Радикализм, консерватизм.
14. Целенаправленность, не целенаправленность.
15. Расслабленность, энергетическая напряженность.
16. Привязанность, чувство удовлетворения[1].
Выделяют два типа характера:
I. Гармоничные. Развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное).
II. Дисгармоничные. Выделяют множество типов дисгармоничных характеров[2]:
1. Гипертимный. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В отношениях с другими людьми проявляется недостаток чувства дистанции, стремление к лидерству. Субъекты с таким характером почти всегда имеют хорошее настроение, высокий жизненный тонус, хорошее самочувствие, нередко хороший вид. Они склонны к чревоугодию и другим радостям жизни. Завышенная самооценка сочетается у них с веселостью, легкомыслием (поверхностные люди), деловитостью, изобретательностью, энергичностью, инициативностью. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликта. Для данных лиц характерны вспышки гнева, раздражения (особенно когда встречают противодействие или терпят неудачу). Эти люди склонны к аморальным поступкам. Они тяжело переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.
2. Гипотивный (дистемический). Этот тип противоположен гипертимному. Для этого субъекта характерна серьезность, подавленность настроения, медлительность, слабость волевых усилий, заниженная самооценка, неверие в будущее и низкая контактность. Данные лица домоседы, индивидуалисты. Они добросовестны, ценят друзей, обладают обостренным чувством справедливости и замедленностью мышления.
3. Циклоидный. Характеризуется сменой гипертимных и гипотивных состояний.
4. Демонстративный (истероидный). Для него характерна живость, подвижность, легкость в установлении контактов. Данный тип склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленных на приукрашивание своей персоны. Также он склонен к авантюризму, артистизму и позерству. Этот субъект стремится к лидерству, испытывает потребность в признании, постоянном внимании к своей персоне. Он жаждет власти, похвалы (перспектива остаться незамеченным гнетет его). Рассматриваемый тип отличается высокой приспособляемостью и склонностью к интригам. Его беспредельный эгоцентризм, гипертрофированная самооценка и патологическая способность к вытеснению сочетаются со способностью увлечь других людей неординарностью мышления и поступков.
5. Застревающий. Характеризуется умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучениям. Часто страдает от мнимой несправедливости. Насторожен и недоверчив. Чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, мстителен. Он заносчив, честолюбив и самонадеян, в связи с чем часто бывает инициатором конфликтов. Данный тип имеет склонность к аффектам и чрезвычайно ригиден.
6. Педантичный. Характеризуется ригидностью и инертностью психических процессов. Не конфликтен, но сильно реагирует на любое нарушение порядка. На службе бюрократичен, аккуратен, пунктуален, добросовестен. Данный субъект любит чистоту и порядок во всем. Он склонен жестко следовать плану, усидчив, не тороплив. Во взаимоотношениях уступчив.
7. Возбудимый (эпилептоидный). Данный тип недостаточно управляем. Для него характерно ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмливость, гневливость. В связи с этим, данный субъект склонен к хамству, брани, конфликтам, в которых выступает провоцирующей стороной. Он раздражителен, вспыльчив. Отличается замедленностью реакции, тяжеловесностью поступков. Никакой труд для него не привлекателен. Подобные люди равнодушны к будущему, живут настоящим, пытаясь извлечь максимум выгоды и развлечений. Для достижения своих целей они готовы подчиняться более сильному.
8. Тревожно-мнительный. Для него характерна низкая контактность и настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, охотное подчинение опеке старших. У этого типа рано формируется чувство долга, ответственности, высокие морально-этические требования. Данного субъекта также характеризует испытываемое им чувство неполноценности, обидчивость, чувственность и неумение постоять за себя. Он дружелюбен, самокритичен, исполнителен, беззащитен. Такие люди служат, как правило, «козлами отпущения» и становятся объектами шуток.
9. Экзальтированный. Способен восторгаться, восхищаться. Для него характерна улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Причины для этого могут быть ничтожны. Эти люди легко переходят к отчаянию. Они контактны, словоохотливы, влюбчивы. В конфликтах чаще активны. Альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус. В силу экзальтированности могут быть паникерами.
10. Самодостаточный (шизоидный, аутентичный). Для него характерен аутизм, отгороженность от окружающего мира. Их поступки и чувства подчиняются внутренним влияниям, поэтому могут казаться другим ненормальными, необъяснимыми. В жизни этих людей считают чудаками. В облике и манере поведения они своеобразны, индивидуальны, неуклюжи и неловки. Мышление также оригинально и своеобразно. Оно находится во власти сформированных схем и рассуждений. Жизненный опыт мало влияет на формирование этих личностей. Они не контактны, не способны чувствовать других людей, равнодушны. Их поступки могут показаться жестокими и бестактными, но объяснить эти поступки можно неумением понять другого человека, а не желанием причинить ему боль.
Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди и характер неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями[3].
Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приобретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство — все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера.
В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах — отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в многодетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разницей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные отношения в детском саду и в школе формируют целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются заметные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.
Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте. Основываясь на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь отношениями, которые сложились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в большой степени зависят также от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются. Наиболее сознательны те отношения личности к окружающей действительности, которые складываются на основе идейной направленности человека, на основе коммунистического мировоззрения. Поэтому активным и устойчивым свойство характера становится также тогда, когда оно мотивировано коммунистическими сознательными взглядами и убеждениями.
Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его сознательным взглядам и убеждениям, тогда они проявляются в любых наиболее трудных и критических обстоятельствах. Источник силы и стойкости характера советских людей, так поразивших мир в годы гражданской и Великой Отечественной войн — в коммунистическом мировоззрении. Поэтому юношеский возраст, когда становление сознательных взглядов и убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.
Общественные и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности социально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в совершенно различных индивидуальных действиях. Например, добросовестное коммунистическое отношение к труду у одного человека выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другой с таким же добросовестным коммунистическим отношением к труду работает размеренно, спокойно.
В каких именно индивидуально-своеобразных способах действия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные условия и обусловленные ими социально-типичные отношения личности определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные свойства характера. Вместе с тем одни и те же индивидуальные качественные особенности психики возможны при различном, даже противоположном отношении личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывистыми или плавными в движениях могут быть люди и добросовестные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качественные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим социально-типичным отношением личности.
Развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков.
Своеобразие активной деятельности ребенка определяется возрастными особенностями. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность — сюжеты детских игр, игровые роли, взаимоотношения детей в игре. Уже в старшем дошкольном возрасте воспитательное значение приобретают трудовые поручения и дидактические занятия. В школе формирование характера происходит вначале преимущественно в учебной деятельности, а затем — все в большей степени и в труде на пришкольном участке, и в учебных мастерских, в общественной деятельности пионерской и комсомольской организаций. Наконец, у взрослого человека трудовая деятельность выполняет главную роль в формировании характера.
Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер. Но для того чтобы примененные человеком действия в процессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автоматизмами. Автоматизм способов действия — необходимое следствие физиологической основы характера — условнорефлекторного функционального состояния, связанного с образованием определенного динамического стереотипа. Благодаря этому в критических условиях, когда необходимо быстро решиться на что-то, действия и поступки, в которых выражается характер, возникают без предварительного размышления и без колебаний. Человек бросается в воду, чтобы спасти утопающего, подвергает себя смертельному риску, чтобы предотвратить аварию[4].
Свойства характера развиваются и воспитываются не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни человека. Так, в одном из исследований показано, что в возрасте от 25 до 55 лет 73 % опрошенных людей замечали изменения в своем характере. В юношеском возрасте и у взрослых людей решающую роль при этом играет поступок, совершаемый в критических обстоятельствах. Так, изучались изменения характера, происходившие в результате тяжелого потрясения. При совершенно одинаковых внешних обстоятельствах, например наступлении инвалидности, перенесенной тяжелой несправедливости, у разных людей наблюдались изменения характера в совершенно противоположном направлении. Одни в таких обстоятельствах озлоблялись, замыкались, опускались на более низкий моральный уровень. Другие, наоборот, становились мягче, отзывчивее, повышался уровень их активности и расширялись интересы.
Эти различия зависели от того, какой выход из конфликтной ситуации находил человек, на какой поступок он решался: на поступок, отчуждающий его от людей и коллектива, или, наоборот, служащий на пользу людям и коллективу, сближающий с ними[5].
Тестовое задание
1. Какое из утверждений описывает функцию Супер-Эго?
1. источник социально неприемлемых импульсов
2. рациональная, логическая структура, блокирующая импульсы Ид
3. духовный центр личности
4. контроль Эго в его борьбе с побуждениями Ид
Ответ: 4 (контроль Эго в его борьбе с побуждениями Ид)
2. Структурный голод в теории Э.Берна – это
1. переживание недостаточной упорядоченности окружающего мира
2. потребность жестко структурировать содержание переживаний
3. потребность в структурировании времени
4. чувство утраты аутоидентификации
Ответ: 1 (переживание недостаточной упорядоченности окружающего мира)
3. Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов – это качество внимания, которое называется:
1. концентрация
2. переключение
3. распределение
4. устойчивость
Ответ: 3 (распределение)
4. Ощущения рассматриваются как активный процесс:
1. рецепторной теорией ощущений
2. рефлекторной теорией ощущений
3. теорией специфической энергии органов чувств
Ответ: 3 (теорией специфической энергии органов чувств)
5. К акцентуации характера К. Леонгард относит:
1. застревающий
2. педантичный
3. тревожный
4. демонстративный
Ответ: 1 (застревающий), 3 (тревожный), 4 (демонстративный)
6. Соотнесите название свойств восприятия с их содержанием:
1. целостность б) восприятие прежде всего единого образа предмета, а не отдельных его предметов
2. константность а) восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине
3. избирательность в) преимущество в выделении одних объектов по сравнению с другими
7. Соотнесите виды социального влияния, выделенные М.Дойчем и Г.Джерардом, с их содержанием
1. влияние большинства в) информативное по характеру
г) изменение в поведении индивида: интернализация
д) основание власти: экспертиза или закон
2. влияние меньшинства а) нормативное по характеру
б) основание власти: награда или принуждение
е) изменение в поседении индивида: согласие
8. Какая операция не связана с процессом мышления?
1. синтез
2. сравнение
3. агглютинация
4. анализ
Ответ: 3 (агглютинация)
9. Музыкальные и математические способности относятся к
1. профессиональным
2. специальным
3. задаткам
4. общим способностям
Ответ: 2 (специальным)
10. Соотнесите виды памяти с основанием для их классификации
1. установка на время хранения в) кратковременная, оперативная, долговременная
2. материал для запоминания а) механическая и смысловая
3. модальность образов б) словесно-логическая и образная
4. степень осмысления г) когнитивная, эмоциональна, личностная
Список литературы
1. Бороздина Л.В. Психология характера. - М.: МГУ, 2003.
2. Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 2003.
3. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.
4. Семенов В.Д. Психология характера. – М.: Мысль, 2004.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
[1] Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 2003. – С.45.
[2] Семенов В.Д. Психология характера. – М.: Мысль, 2004. – С.114.
[3] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005. – С.113-114.
[4] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.209.
[5] Бороздина Л.В. Психология характера: Учебник. - М.: МГУ, 2003. – С.130.