Содержание

Теоретическое задание. 3

Понятие и структура характера. Акцентуация характера. Типы акцентуации характера по К.Леонгарду. Формирование характера. 3

Тестовое задание. 12

1. Какое из утверждений описывает функцию Супер-Эго?. 12

2. Структурный голод в теории Э.Берна – это. 12

3. Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов – это качество внимания, которое называется: 12

4. Ощущения рассматриваются как активный процесс: 12

5. К акцентуации характера К. Леонгард относит: 12

6. Соотнесите название свойств восприятия с их содержанием: 13

7. Соотнесите виды социального влияния, выделенные М.Дойчем и Г.Джерардом, с их содержанием. 13

8. Какая операция не связана с процессом мышления?. 13

9. Музыкальные и математические способности относятся к. 13

10. Соотнесите виды памяти с основанием для их классификации. 14

Список литературы.. 15

Теоретическое задание

Понятие и структура характера. Акцентуация характера. Типы акцентуации характера по К.Леонгарду. Формирование характера

         Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения.

         Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения.

         Отличительные признаки характера:

1.     Черты характера связаны с мотивами личности.

2.     Характер определяет не форму, а содержание деятельности.

3.     Характер выражает мотивы:

-       По отношению к различным ситуациям.

-       По времени.

4.     Характер формируется прижизненно.

5.     Это социально-нравственное содержание черт характера.

6.     Действенность черт характера (характер является активным побудителем поведения и реализуется в форме обобщенных привычек).

         Российские психологи выделяют следующую структуру характера:

1.     Основная система отношения (отношения к вещам, к людям, к труду, к себе).

2.     Второстепенная система отношений (отношения к природе, к искусству, к собственности, к праву и т.д.).

         Структура характера по Кателу:

1.     Замкнутость, общительность.

2.     Интеллект.

3.     Сила «Я» (эмоционально волевые проявления: выдержка, вдумчивость).

4.     Доминантность, подчиненность.

5.     Беспечность, осмотрительность.

6.     Совестливость, приспосабливаемость.

7.     Смелость, трусость.

8.     Сензитивность, жестокосердость.

9.     Подозрительность, доверчивость.

10.                       Мечтательность, практичность.

11.                       Хитрость (злобность), добродушие.

12.                       Виноватость, уверенность.

13.                       Радикализм, консерватизм.

14.                       Целенаправленность, не целенаправленность.

15.                       Расслабленность, энергетическая напряженность.

16.                       Привязанность, чувство удовлетворения[1].

         Выделяют два типа характера:

         I. Гармоничные. Развитие личностных качеств, черт характера, позволяет человеку эффективно и рационально выстраивать свое поведение (приемлемое и эффективное).

         II. Дисгармоничные. Выделяют множество типов дисгармоничных характеров[2]:

         1. Гипертимный. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. В отношениях с другими людьми проявляется недостаток чувства дистанции, стремление к лидерству. Субъекты с таким характером почти всегда имеют хорошее настроение, высокий жизненный тонус, хорошее самочувствие, нередко хороший вид. Они склонны к чревоугодию и другим радостям жизни. Завышенная самооценка сочетается у них с веселостью, легкомыслием (поверхностные люди), деловитостью, изобретательностью, энергичностью, инициативностью. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликта. Для данных лиц характерны вспышки гнева, раздражения (особенно когда встречают противодействие или терпят неудачу). Эти люди склонны к аморальным поступкам. Они тяжело переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

         2. Гипотивный (дистемический). Этот тип противоположен гипертимному. Для этого субъекта характерна серьезность, подавленность настроения, медлительность, слабость волевых усилий, заниженная самооценка, неверие в будущее и низкая контактность. Данные лица домоседы, индивидуалисты. Они добросовестны, ценят друзей, обладают обостренным чувством справедливости и замедленностью мышления.

         3. Циклоидный. Характеризуется сменой гипертимных и гипотивных состояний.

         4. Демонстративный (истероидный). Для него характерна живость, подвижность, легкость в установлении контактов. Данный тип склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленных на приукрашивание своей персоны. Также он склонен к авантюризму, артистизму и позерству. Этот субъект стремится к лидерству, испытывает потребность в признании, постоянном внимании к своей персоне. Он жаждет власти, похвалы (перспектива остаться незамеченным гнетет его). Рассматриваемый тип отличается высокой приспособляемостью и склонностью к интригам. Его беспредельный эгоцентризм, гипертрофированная самооценка и патологическая способность к вытеснению сочетаются со способностью увлечь других людей неординарностью мышления и поступков.

         5. Застревающий. Характеризуется умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучениям. Часто страдает от мнимой несправедливости. Насторожен и недоверчив. Чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, мстителен. Он заносчив, честолюбив и самонадеян, в связи с чем часто бывает инициатором конфликтов. Данный тип имеет склонность к аффектам и чрезвычайно ригиден.

         6. Педантичный. Характеризуется ригидностью и инертностью психических процессов. Не конфликтен, но сильно реагирует на любое нарушение порядка. На службе бюрократичен, аккуратен, пунктуален, добросовестен. Данный субъект любит чистоту и порядок во всем. Он склонен жестко следовать плану, усидчив, не тороплив. Во взаимоотношениях уступчив.

         7. Возбудимый (эпилептоидный). Данный тип недостаточно управляем. Для него характерно ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмливость, гневливость. В связи с этим, данный субъект склонен к хамству, брани, конфликтам, в которых выступает провоцирующей стороной. Он раздражителен, вспыльчив. Отличается замедленностью реакции, тяжеловесностью поступков. Никакой труд для него не привлекателен. Подобные люди равнодушны к будущему, живут настоящим, пытаясь извлечь максимум выгоды и развлечений. Для достижения своих целей они готовы подчиняться более сильному.

         8. Тревожно-мнительный. Для него характерна низкая контактность и настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, охотное подчинение опеке старших. У этого типа рано формируется чувство долга, ответственности, высокие морально-этические требования. Данного субъекта также характеризует испытываемое им чувство неполноценности, обидчивость, чувственность и неумение постоять за себя. Он дружелюбен, самокритичен, исполнителен, беззащитен. Такие люди служат, как правило, «козлами отпущения» и становятся объектами шуток.

         9. Экзальтированный. Способен восторгаться, восхищаться. Для него характерна улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Причины для этого могут быть ничтожны. Эти люди легко переходят к отчаянию. Они контактны, словоохотливы, влюбчивы. В конфликтах чаще активны. Альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус. В силу экзальтированности могут быть паникерами.

         10. Самодостаточный (шизоидный, аутентичный). Для него характерен аутизм, отгороженность от окружающего мира. Их поступки и чувства подчиняются внутренним влияниям, поэтому могут казаться другим ненормальными, необъяснимыми. В жизни этих людей считают чудаками. В облике и манере поведения они своеобразны, индивидуальны, неуклюжи и неловки. Мышление также оригинально и своеобразно. Оно находится во власти сформированных схем и рассуждений. Жизненный опыт мало влияет на формирование этих личностей. Они не контактны, не способны чувствовать других людей, равнодушны. Их поступки могут показаться жестокими и бестактными, но объяснить эти поступки можно неумением понять другого человека, а не желанием причинить ему боль.

         Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие   тем, что люди и характер неодинаковы от природы по своим наследствен­ным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отлича­ют их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действи­тельности, однако, наследственные свойства   организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяют­ся же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями[3].

         Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приоб­ретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспе­ченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство — все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на об­разование индивидуальных свойств характера.

         В условиях весьма сложной опосредствованной   зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах — отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, на­оборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперни­чества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в мно­годетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разни­цей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные отношения в детском саду и в школе формируют целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются за­метные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.

         Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложив­шиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труд­нее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте. Основываясь на таком явлении, неко­торые американские психологи утверждают, что свойства лично­сти предопределены на всю жизнь отношениями, которые сло­жились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и не­удовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в боль­шой степени зависят также от степени сознательности тех отно­шений личности, которыми эти свойства определяются. Наиболее сознательны те отношения личности к окружающей действи­тельности, которые складываются на основе идейной направ­ленности человека, на основе коммунистического мировоззрения. Поэтому активным и устойчивым свойство характера становится также тогда, когда оно мотивировано коммунистическими соз­нательными взглядами и убеждениями.

         Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его сознательным взглядам и убеж­дениям, тогда они проявляются в любых наиболее трудных и критических обстоятельствах. Источник силы и стойкости харак­тера советских людей, так поразивших мир в годы гражданской и Великой Отечественной войн — в коммунистическом мировоззре­нии. Поэтому юношеский возраст, когда становление сознатель­ных взглядов и убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.

         Общественные и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности социально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в со­вершенно различных индивидуальных действиях. Например, доб­росовестное коммунистическое отношение к труду у одного чело­века выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другой с таким же добросовестным коммунистическим отношени­ем к труду работает размеренно, спокойно.

         В каких именно индивидуально-своеобразных способах дей­ствия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные усло­вия и обусловленные ими социально-типичные отношения лично­сти определяют совершенно разные индивидуально-своеобраз­ные свойства характера. Вместе с тем одни и те же индивидуаль­ные качественные особенности психики возможны при различ­ном, даже противоположном отношении личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывисты­ми или плавными в движениях могут быть люди и добросовест­ные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качествен­ные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим социально-типичным отношением личности.

         Развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков.

         Своеобразие активной деятельности ребенка определяется возрастными особенностями. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность — сюжеты детских игр, игровые роли, взаимоотношения детей в игре. Уже в старшем дошкольном возрасте воспитательное значение приобретают трудовые поручения и дидактические за­нятия. В школе формирование характера происходит вначале преимущественно в учебной деятельности, а затем — все в боль­шей степени и в труде на пришкольном участке, и в учебных мастерских, в общественной деятельности пионерской и комсо­мольской организаций. Наконец, у взрослого человека трудовая деятельность выполняет главную роль в формировании харак­тера.

         Роль активной деятельности в формировании характера за­ключается в том, что именно в ней образуются те индивидуаль­но-своеобразные способы действия, в которых выражается харак­тер. Но для того чтобы примененные человеком действия в про­цессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автома­тизмами. Автоматизм способов действия — необходимое следст­вие физиологической основы характера — условнорефлекторного функционального состояния, связанного с образованием опреде­ленного динамического стереотипа. Благодаря этому в крити­ческих условиях, когда необходимо быстро решиться на что-то, действия и поступки, в которых выражается характер, возника­ют без предварительного размышления и без колебаний. Человек бросается в воду, чтобы спасти утопающего, подвергает себя смертельному риску, чтобы предотвратить аварию[4].

         Свойства характера развиваются и воспитываются не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни человека. Так, в одном из исследований показано, что в возрасте от 25 до 55 лет 73 % опрошенных людей замечали изменения в своем характере. В юношеском возрасте и у взрослых людей решающую роль при этом играет поступок, совершаемый в критиче­ских обстоятельствах. Так, изучались изменения характера, про­исходившие в результате тяжелого потрясения. При совершенно одинаковых внешних обстоятельствах, например наступлении инвалидности, перенесенной тяжелой несправедливости, у раз­ных людей наблюдались изменения характера в совершенно про­тивоположном направлении. Одни в таких обстоятельствах озлоблялись, замыкались, опускались на более низкий мораль­ный уровень. Другие, наоборот, становились мягче, отзывчивее, повышался уровень их активности и расширялись интересы.

         Эти различия зависели от того, какой выход из конфликтной ситуации находил человек, на какой поступок он решался: на поступок, отчуждающий его от людей и коллектива, или, наобо­рот, служащий на пользу людям и коллективу, сближающий с ними[5].

Тестовое задание

1. Какое из утверждений описывает функцию Супер-Эго?

1.     источник социально неприемлемых импульсов

2.     рациональная, логическая структура, блокирующая импульсы Ид

3.     духовный центр личности

4.     контроль Эго в его борьбе с побуждениями Ид

Ответ: 4 (контроль Эго в его борьбе с побуждениями Ид)

2. Структурный голод в теории Э.Берна – это

1.     переживание недостаточной упорядоченности окружающего мира

2.     потребность жестко структурировать содержание переживаний

3.     потребность в структурировании времени

4.     чувство утраты аутоидентификации

Ответ: 1 (переживание недостаточной упорядоченности окружающего мира)

3. Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов – это качество внимания, которое называется:

1.     концентрация

2.     переключение

3.     распределение

4.     устойчивость

Ответ: 3 (распределение)

4. Ощущения рассматриваются как активный процесс:

1.     рецепторной теорией ощущений

2.     рефлекторной теорией ощущений

3.     теорией специфической энергии органов чувств

Ответ: 3 (теорией специфической энергии органов чувств)

5. К акцентуации характера К. Леонгард относит:

1.     застревающий

2.     педантичный

3.     тревожный

4.     демонстративный

Ответ: 1 (застревающий), 3 (тревожный), 4 (демонстративный)

6. Соотнесите название свойств восприятия с их содержанием:

         1. целостность                   б) восприятие прежде всего единого образа                                                             предмета, а не отдельных его предметов

         2. константность                а) восприятие окружающих предметов как                                                              относительно постоянных по форме, цвету,                                                   величине 

         3. избирательность            в) преимущество в выделении одних объектов                                              по сравнению с другими

7. Соотнесите виды социального влияния, выделенные М.Дойчем и Г.Джерардом, с их содержанием

         1. влияние большинства       в) информативное по характеру

                                                        г) изменение в поведении индивида:                                                                интернализация

                                                        д) основание власти: экспертиза или закон

         2. влияние меньшинства       а) нормативное по характеру

                                                        б) основание власти: награда или                                                                    принуждение

                                                        е) изменение в поседении индивида:                                                                согласие

8. Какая операция не связана с процессом мышления?

1.     синтез

2.     сравнение

3.     агглютинация

4.     анализ

Ответ: 3 (агглютинация)

9. Музыкальные и математические способности относятся к

1.     профессиональным

2.     специальным

3.     задаткам

4.     общим способностям

Ответ: 2 (специальным)

10. Соотнесите виды памяти с основанием для их классификации

         1. установка на время хранения    в) кратковременная, оперативная,                                                                           долговременная

         2. материал для запоминания                 а) механическая и смысловая

         3. модальность образов                          б) словесно-логическая и образная

         4. степень осмысления                    г) когнитивная, эмоциональна,                                                                        личностная

Список литературы

1.     Бороздина Л.В. Психология характера. - М.: МГУ, 2003.

2.     Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 2003.

3.     Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

4.     Семенов В.Д. Психология характера. – М.: Мысль, 2004.

5.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.


[1] Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 2003. – С.45.

[2] Семенов В.Д. Психология характера. – М.: Мысль, 2004. – С.114.

[3] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005. – С.113-114.

[4] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.209.

[5] Бороздина Л.В. Психология характера: Учебник. - М.: МГУ, 2003. – С.130.