Содержание

 

1 .Понятие и особенности внешнеэкономической сделки. 3

2. Нормативно-правовая основа государственного регулирования коммерческой деятельности. 10

Задача 1. 18

Задача 2. 20

Нормативные акты и литература. 24

1 .Понятие и особенности внешнеэкономической сделки

Многообразие видов внешнеэкономических сделок в мировой торговле находится в тесной взаимосвязи с предметом сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и т.д.), его особенностями (сырьевые товары, готовая машино-техническая продукция и т.п.) и организационными формами торговли на мировом рынке, а также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между внешнеторговыми партнерами. В данном случае внешнеэкономические сделки могут заключаться напрямую - непосредственно между экспортером и импортером - или с участием посредников и посреднических фирм.

Внешнеэкономическая сделка – это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие внешнеэкономической сделки. В юридической литературе, как правило, указываются признаки ВЭС, при этом далеко не всегда набор характерных признаков является одинаковым[1]. Очевидно, проблема в формулировании понятия и законодательном закреплении связана с рядом  нерешенных вопросов, касающихся как общих аспектов теории права, так и непосредственно относящихся к области международного частного права.

Для понимания сущности проблемы необходимо проанализировать эволюцию становления понятия «внешнеэкономическая сделка».

Своего рода предвестником понятия «ВЭС» было понятие «внешнеторговая сделка», которое закреплялось в нормативных актах СССР до принятия Основ 1991 г. Внешнеторговая сделка рассматривалась как выполнение операций по экспорту и импорту товаров и услуг, осуществляемых государственными внешнеторговыми организациями. «Иностранный элемент» осложнял внешнеторговую сделку, присутствия в виде субъекта правоотношения: как правило, им было иностранное юридическое лицо. Содержание внешнеторговой сделки составляла коммерческая деятельность, впоследствии получившая название «предпринимательская».

При определении содержания понятия «внешнеторговая сделка» возникает ряд проблем. Так, в частности, было непонятным, следует ли устанавливать четкие юридические критерии при квалификации сделки как внешнеэкономической в зависимости от того, кто является участником хозяйственных связей или какой характер имеет сделка. Считалось, например, что если сделка совершается с коммерческой целью, то она относится к внешнеторговым; а в случае, если сделка имеет бытовой характер, то она таковой не является[2].

Специфика международных экономических отношений приводит к формированию особого правового режима для договоров в этой области. Но необходимо определить, что следует понимать под договорами в сфере внешнеэкономических связей. Сам предмет требует особого регулирования, а оно, в свою очередь, предполагает достаточно четкое определение предмета регулирования. Вопрос о границах понятий «внешнеторговая сделка», «внешнеэкономическая сделка» является вопросом разграничения «внутреннего» и «внешнего» правовых режимов, то есть норм, регулирующих операции во внешнеэкономической сфере и отношения, таковыми не являющимися[3].

На основании анализа норм международных соглашений, национального законодательства и сложившейся внешнеторговой практики можно выделить два общих признака, характерных для внешнеторговой сделки. Во-первых, одна из ее сторон находится в другом государстве и, следовательно, в большинстве случаев является иностранцем (иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо). Во-вторых, предмет такой сделки - внешнеторговая операция (поставка товара, наем имущества, перевозка груза, оказание услуг внешнеторгового характера и т.п.)[4].

Специфика отношений во внешнеэкономической сфере носит объективный характер. Она находит свое отражение в праве едва ли не всех стран, хотя степень такого отражения весьма различна. Тенденция международной унификации правового регулирования внешнеэкономических операций ведет к закреплению в международных нормах особенностей договоров в сфере внешнеэкономических связей и влечет за собой все большее обособление правового режима этих договоров. Но и независимо от унификационных процессов можно констатировать растущее количество принимаемых в различных странах специальных норм, затрагивающих международные экономические отношения.

Вопрос об определении понятия «внешнеторговая (или внешнеэкономическая) сделка» тесно связан с вопросом о границах компетенции каждого государства в сфере регулирования международных экономических отношений. С учетом того обстоятельства, что в указанной сфере тесно переплетаются интересы различных государств, субъекты права которого вступают в договорные отношения, к такого рода сделкам не может применяться только национальное право данной страны по всем вопросам заключения и исполнения контрактов между физическими и юридическими лицами из этой страны и иностранными партнерами.

Даже если бы государство и стало претендовать на регулирование данных отношений исключительно собственным правом, в полной мере реализовать такие претензии невозможно из-за ограниченности юрисдикционных полномочий каждого государства определенными рамками.  Отсюда в национальном законодательстве в тех или иных пределах допускается возможность выбора сторонами применимого права и рассмотрения споров в иностранных судах и арбитражах, включаются коллизионные нормы правового режима договоров в области внешнеэкономической деятельности. К этим особенностям следует отнести также применение международных унифицированных норм, которые в первую очередь регулируют отношения в сфере международного общения.

В процессе осуществления торгово-экономических, научно-технических и иных международных связей меж­ду организациями и фирмами различных государств заключается большое число договоров, обычно именуе­мых контрактами. Место нахождения сторон, а также место заключения и исполнения этих договоров не совпа­дают, что требует определения права, подлежащего при­менению к такому договору с иностранным, или между­народным, элементом.

Речь идет, прежде всего, о внешнеторговых сделках. К внешнеторговым сделкам следует относить сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридиче­ским лицом и содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, свя­занные с вывозом или ввозом товаров. Таким образом, к внешнеторговым сделкам относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии и ряд других договоров, заключаемых между организа­циями и фирмами различных государств. Наиболее широ­ко распространенным видом внешнеторговых сделок яв­ляется договор внешнеторговой купли-продажи, поэтому в дальнейшем изложении основное внимание уделяется этому виду договора.

Венская конвенция о договорах международной куп­ли-продажи товаров 1980 года понимает под такими договорами договоры купли-продажи товаров, заключен­ные между сторонами, коммерческие предприятия кото­рых находятся в разных государствах. На практике встречаются различные виды сделок. Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в материальной форме. По таким сделкам продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в установленные конт­рактом сроки и на определенных условиях, а покупа­тель обязуется принять товар и уплатить за него Опреде­ленную денежную сумму. Различаются сделки по экспор­ту и по импорту товаров. В практике отечественных организаций часто встречаются различные виды товаро­обменных и компенсационных сделок на безвалютной основе. Одним из видов таких сделок являются бартер­ные сделки, которые предусматривают обмен согласован­ных количеств одного товара на другой. В таком дого­воре либо указывается количество взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары.

В современных условиях наряду с куплей-продажей товаров все большее значение приобретают различные договоры (контракты) по оказанию всякого рода услуг, проведению работ, оказанию технического содействия в строительстве предприятий, созданию промышленных комплексов и осуществлению других проектов, сотруд­ничеству в производстве отдельных видов оборудования, проведению совместных конструкторских и научно-исследовательских работ, лицензионные договоры об ис­пользовании изобретений и других научно-технических достижений («ноу-хау»), договоры о передаче научно-технической документации, договоры инжиниринга, ли­зинга и др. Все эти договоры представляют собой раз­личные виды внешнеэкономических сделок. Сделки зак­лючаются внешнеэкономическими организациями, про­мышленными предприятиями (объединениями) и иными организациями.

В торговых отношениях России с рядом государств контракты заключаются во исполнение межправитель­ственных соглашений о товарообороте, о предоставле­нии государственных кредитов для поставки товаров в Россию и др. Заключение таких соглашений создает в отношениях между государствами взаимные обязатель­ства осуществлять поставки по определенной номенкла­туре и контингентам товаров. В качестве примера приве­дем Соглашение между правительством Российской Фе­дерации и правительством Китайской Народной Респуб­лики о государственном кредите для поставок товаров из КНР в Российскую Федерацию от 18 декабря 1992 г. В соответствии с условиями этого соглашения в счет кредита из КНР в РФ поставляются товары, предусмот­ренные перечнем, а погашение основного долга и упла­та процентов по кредиту осуществляются поставками товаров, также определяемых соглашением. Конкретная номенклатура ежегодно поставляемых в КНР российских товаров будет согласовываться компетентными органами обеих стран за 3 месяца до начала года поставки товаров. Контракты на поставку товаров будут заклю­чаться между российскими и китайскими внешнетор­говыми организациями, уполноченными компетентными органами обеих стран. При заключении контрактов эти организации будут руководствоваться положениями сог­лашения (ст. 4). В соглашении, в частности, опре­делено, каким образом будут устанавливаться цены на товары.

Протоколы о товарообороте, содержащие списки то­варов, были заключены в 1992 году Россией с Маль­той, Венгрией и другими странами. В соглашении с Маль­той определены сделки о взаимно экспортируемых това­рах, которые не носят ограничительного характера. В про­токоле с Венгрией определены приоритеты сторон в об­ласти взаимных поставок товаров.

Таким образом, в пределах, определяемых меж­правительственными соглашениями о товарообороте и уточняющими их ежегодными протоколами, эти соглаше­ния создают в отношениях между государствами взаим­ные обязательства осуществлять поставки по определен­ной номенклатуре и контингентам товаров. Контракты, заключаемые между внешнеторговыми организациями этих стран, являются средством реализации межправи­тельственных соглашений. После того как контракт заключен, права и обязанности участвующих в нем орга­низаций определяются контрактом. В этом смысле по­нимается юридическая самостоятельность каждого конт­ракта. В то же время выполнение обязательств сторона­ми по контракту связано с содержанием межправительст­венных соглашений.

Эта взаимосвязь была специфична именно для отно­шений между организациями стран - членов СЭВ, что обусловлено тесной связью международно-правовых и гражданско-правовых методов регулирования экономиче­ских отношений.

Однако эти акты государств (соглашения) не порож­дают автоматически гражданско-правовых обязательств.

Такие обязательства возникнут только на основании контракта. После заключения контракта обязательства государства могут измениться; в межправительственное соглашение, на основе которого был заключен контракт, могут быть внесены изменения, в частности предусматривающие уменьшение объема поставок, перенос поставки данного количества товара на другой плановый период и т. д.

2. Нормативно-правовая основа государственного регулирова­ния коммерческой деятельности

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» был принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года, одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года и подписан Президентом России 8 декабря 2003 года (опубликован в «Российской Газете» 18 декабря 2003 года).

Согласно статье 54 (п. 1), Закон вступил в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, т.е. в июне с.г. Одновременно утратил силу предыдущий закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 года (№ 157-ФЗ).

Закон, как это видно из его названия, определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (далее - ВТД), полномочия России и ее субъектов в области ВТД в целях обеспечения благоприятных условий для ВТД и защиты экономических и политических интересов нашего государства.

Закон состоит из 54 статей, объединенных в 13 глав, касающихся, в частности, следующих вопросов: общие вопросы; предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области ВТД; участники ВТД; основные положения государственного регулирования ВТД (в том числе внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью); особые режимы осуществления ВТД; регулирование внешнеторговых бартерных сделок; содействие развитию внешнеторговой деятельности; контроль за осуществлением ВТД.

Следует иметь в виду, что данный закон тесно связан с рядом других законов, например с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 года (№ 61-ФЗ), законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 года (№ 165-ФЗ) и некоторыми другими.

В административно-правовое регулирование внешнеторговой деятельности полностью или частично, прямо или косвенно задействовано большое число законов и подзаконных актов.

Среди наиболее важных такие законы: «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года (№ 173-ФЗ), «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года (№ 184-ФЗ), «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года (№ 117-ФЗ), «О карантине растений» от 15 июля 2000 года (№ 99-ФЗ), «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года (№ 29-ФЗ), «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года (№ 183-ФЗ), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года (№ 52-ФЗ), «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 года (№ 4-ФЗ), «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» от 5 декабря 1998 года (№ 183-ФЗ), «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года (№ 164-ФЗ), «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 года (№ 114-ФЗ), «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 года (№ 86-ФЗ), «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года (№ 3-ФЗ), «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года (№ 100-ФЗ), «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года (№ 132-ФЗ), «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 года (№ 126-ФЗ), «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 года (№ 85-ФЗ), «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года (№ 225-ФЗ), «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года (№ 170-ФЗ), «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года (№ 101-ФЗ), «О таможенном тарифе» от 21 мая 1995 года (№ 5003-1), «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года (№ 4804-1), «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года (№ 3520-1), «Патентный закон Российской Федерации» от 23 сентября 1992 года (№ 3517-1), «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 года (№ 2383-1) и другие.

Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовое регулирование внешнеторговой деятельности, следует обратить внимание, например, на постановления Правительства, касающиеся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукционах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и т.п.

Сфера регулирования. Предметом (объектом) регулирования посредством настоящего закона являются: а) отношения государственного регулирования ВТД; б) отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью.

С содержательной точки зрения предметом данного закона является деятельность по экспорту/импорту товаров, услуг, работ, интеллектуальной собственности, информации.

Вместе с тем, сфера услуг (так называемых «невидимых товаров»), осуществляемых государством (органами государственной власти) в порядке реализации своих властных, публичных полномочий, исключается из-под действия закона.

Равным образом выведены из предметной сферы закона услуги, которые оказывает Центральный Банк России для исполнения своих функций, а также финансовые услуги в публично-правовой сфере.

В предметную сферу данного закона не попадают также и отношения, связанные с вывозом/ввозом продукции военного назначения, а также с такими товарами, информацией, работами, услугами, интеллектуальной собственностью, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, иных видов вооружения и военной техники.

Особенности правового регулирования в данных вопросах устанавливаются в специальных законах: «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», «Об экспортном контроле».

Механизм, заложенный в закон. Законом предусмотрен строго ограниченный набор методов государственного (публично-правового) регулирования ВТД. За пределами этого набора методов внешнеторговая деятельность «саморегулируется» рыночным, частноправовым инструментарием.

В набор же публично-правового инструментария включены:

таможенно-тарифное регулирование;

нетарифное регулирование;

запреты и ограничения в отношении услуг и интеллектуальной собственности;

применение мер экономического характера, способствующих развитию внешней торговли;

применение мер административного характера, способствующих развитию внешней торговли.

Участники ВТД вправе обжаловать действия государства (государственного органа, должностного лица) в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, вышестоящих государственных органах.

Указанные методы государственного регулирования ВТД применяются по-разному, т.е. с различным охватом мер и степенью воздействия, в зависимости от того, идет ли речь о товарах либо услугах, интеллектуальной собственности, бартерных сделках, особых правовых режимах.

Таможенно-тарифное регулирование используется в торговле «видимыми» товарами и заключается оно в установлении ввозных и вывозных (импортных и экспортных) таможенных пошлин.

Нетарифное регулирование в отношении «видимых» товаров применяется только в форме:

количественных ограничений импорта/экспорта товаров в отдельных случаях по решению Правительства;

введения Правительством квоты на импорт/экспорт товаров с распределением квоты в порядке конкурса или аукциона;

лицензирования, т.е. выдачи Министерством экономического развития и торговли лицензий (разрешений) на экспорт/импорт товаров;

предоставления, согласно федеральному закону, организациям исключительного права на экспорт/импорт отдельных видов товаров;

введения специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер в случае импорта иностранных товаров в целях защиты российских производителей аналогичных товаров.

Правительство вправе также временно вводить предотгрузочную инспекцию в отношении товаров по специально определяемым перечням с выдачей соответствующего сертификата.

Законом закреплена свобода международного транзита товаров, перевозимых через территорию России железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным транспортом. Применительно к отдельным транзитным товарам и транспортным средствам могут устанавливаться требования по их ввозу/вывозу только через определенные пункты пропуска. Свобода транзита не распространяется на воздушные суда.

И, наконец, государство оставляет за собой право в национальных (государственных) интересах осуществлять прочие меры, которые могут затрагивать внешнюю торговлю. Такие меры возможны, если они требуются, в частности, в целях соблюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни и здоровья граждан, защиты окружающей среды; защиты культурных ценностей; защиты интеллектуальной собственности; для выполнения международных обязательств России, - и др.

Данным законом впервые в российском законодательстве введены системные положения, касающиеся международной торговли услугами. Это конкретный пример масштабной адаптации российской правовой системы к праву Всемирной торговой организации (ВТО), переговоры о вступлении в которую Россия ведет уже много лет.

Внешняя торговля услугами (либо отдельными секторами услуг) может быть ограничена путем введения запретов, ограничений на способы оказания (доставки) услуг.

Самим услугам и иностранным исполнителям услуг предоставляется, как правило, национальный режим. Услуги (работы) для государственных нужд исключаются из сферы действия национального режима.

В сфере внешней торговли услугами государство также может

осуществлять определенные меры, которые диктуются национальными (государственными) интересами, например в целях обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, предотвращения недобросовестной практики и др.

Закон предусматривает некий общий ряд «особых видов запретов и ограничений» внешней торговли, применимый и к торговле товарами, и к торговле услугами, и к торговле интеллектуальной собственностью.

В этом ряду «особых видов» находятся запреты и ограничения, которые применяются:

в качестве международных санкций в соответствии с Уставом ООН (на основании указов Президента России);

в целях поддержания равновесия платежного баланса России, защиты внешнего финансового положения страны (по решению Правительства после представления Центрального Банка России):

в сфере валютного регулирования в соответствии с правилами Международного валютного фонда;

в качестве ответных мер на действия (бездействие) иностранных государств (по решению Правительства на основе доклада Министерства экономического развития и торговли, согласованного с Министерством иностранных дел).

Все запреты и ограничения, устанавливаемые на основании закона «Об основах государственного регулирования ВТД», применяются также к торговле товарами, услугами, интеллектуальной собственностью по бартерным сделкам.

В отдельной главе закона говорится об «особых режимах» осуществления ВТД. К таким «особым» режимам закон относит приграничную торговлю и режим хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах. Речь идет, таким образом, о специальном правовом регулировании.

В рамках приграничной торговли с сопредельным государством (или государствами) на основе международных договоров предоставляется (может предоставляться) особо благоприятный режим для торговли товарами и услугами в целях удовлетворения местных потребностей. Порядок осуществления приграничной торговли определяется Правительством.

Данный режим приграничной торговли является исключением из режима наибольшего благоприятствования, предусмотренного в международных договорах России с третьими иностранными государствами. Это означает, что такие иностранные государства не вправе претендовать на получение тех же льгот, преференций, которые входят в режим приграничной торговли.

Закон «Об основах государственного регулирования ВТД» детализирует данный механизм применительно к ВТД (ст. ст. 6 - 9).

Соответственно к предметам исключительного ведения центра (федеральных органов государственной власти) закон относит следующие, в частности, вопросы: формирование концепции, стратегии ВТД и торговой политики; защита экономического суверенитета и экономических интересов государства, субъектов федерации, российских лиц; государственное регулирование ВТД; установление критериев безопасности для жизни, здоровья граждан, имущества российских лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды, жизни, здоровья животных и растений при ввозе/вывозе; правила контроля за такой безопасностью; определение порядка ввоза/вывоза ядерных (расщепляющихся), отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, биологически и генетически активных материалов, внутренних органов человека и т.п.; определение порядка ввоза/вывоза драгоценных металлов и камней; координация международного сотрудничества в области космической деятельности; статистическая отчетность; заключение международных договоров в области внешнеэкономических связей; учреждение, содержании и ликвидация торговых представительств РФ в иностранных государствах; участие в деятельности международных экономических организаций; определение порядка вывоза из России товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну.

Задача 1

Внешнеэкономическая компания «Антал» заключила с Новороссийским морским торговым портом договор о краткосрочном хранении контейнеров с товаром до отправки их в Латвию. После истечения срока хранения товар не был вывезен с территории торгового порта. При отсутствии вины работников порта возник пожар, который серьезно повредил контейнеры с товарами.

Внешнеэкономическая компания обратилась к ОАО «с Новороссийский морской торговый порт» с требованием о взыскании убытков, вызванных повреждением товара в контейнерах в период их хранения в порту.

1. Относится ли данный договор к внешнеэкономическим сделкам?

Если одной из сторон по договору является иностранное лицо, то такой договор будет считаться внешнеэкономической сделкой. И отношения обязательно должны быть оформлены в письменном виде. Несоблюдение письменной формы договора по внешнеэкономической сделке влечет ее недействительность.

2. Куда может обратиться внешнеэкономическая компания «Антал» за разрешением спора?

Данный спор подведомствен арбитражному суду.

3. Правомерны ли требования?

Требования не правомерны, так как пожар относится к стихийным бедствиям и вины ОАО «Новороссийский морской торговый порт» нет.

4. Какие действия может предпринять организация в случае несогласия с решением по возникшему спору и в какой срок?

При несогласии с решением по возникшему спору организация может обратиться в комиссию по решению внешнеэкономических споров.

5. Напишите заявление о разрешении возникшего спора.

В Комиссию по разрешению

внешнеэкономических споров

от ОАО «Новороссийский

морской торговый порт»

заявление

Внешнеэкономическая компания «Антал» заключила с Новороссийским морским торговым портом договор о краткосрочном хранении контейнеров с товаром до отправки их в Латвию. При хранении товара на складе возник пожар, который серьезно повредил контейнеры с товаром.

Внешнеэкономическая компания обратилась к нам с требованием о взыскании убытков. Требования считаем не правомерными.

При разрешении данного спора просим учитывать следующие обстоятельства:

- контракт был заключен между сторонами, предприятия которых находятся в разных государствах; это позволяет характеризовать данную сделку как внешнеэкономическую;

- выбор сторонами в качестве места рассмотрения споров арбитражного суда Российской Федерации не означает автоматического подчинения отношений сторон российскому праву; отсутствие волеизъявления сторон в отношении применимого права означает, что выбор права осуществляет суд, компетентный рассматривать данный спор.

Задача 2

Муниципальное предприятие розничной торговли «Заря» арен­довало на 1 год у гражданина Круглова В.Н. грузовой автомобиль. Через 4 месяца после заключения договора Круглое В.Н. продал дан­ный автомобиль закрытому акционерному обществу «Дельта». ЗАО «Дельта» потребовало расторжения договора и возврата автомобиля у МП «Заря»

1. Дайте определение договора аренды.

Необходимо отметить, что ГК вслед за Основами Гражданского Законодательства 1991 года[5], определяя понятие договора аренды, исходит из того, что данный договор представляет собой обычный самостоятельный вид договорных обязательств, такой же, как договор купли-продажи, подряда и т. п. В то же время Гражданский кодекс исключает возможность использования данного договора в целях, противоречащих природе договорных обязательств, как это происходило ранее. «Договор аренды не рассматривается более в качестве особой организационно-правовой формы предпринимательства (арендное предприятие) либо одного из средств разгосударствления экономики». Сформировавшийся в последнее десятилетие взгляд на аренду как один из способов приватизации арендованного государственного или муниципального имущества трудовыми коллективами арендных предприятий в настоящее время не имеет права на существование.

2. В какой форме могут быть заключены договоры аренды?

Требования к форме договора аренды сводятся к тому, что договор, по которому арендодателем или арендатором выступает юридическое лицо, должен быть заключен в письменной форме. Если же сторонами по договору аренды, за исключением недвижимости, являются граждане, обязательная письменная форма требуется только в том случае, когда договор заключается на срок более одного года (п.1 ст. 609 ГК РФ). Здесь можно отметить «отличие требований к форме договора аренды, заключаемого между гражданами, от общего правила, регулирующего форму сделок граждан между собой, согласно которому такие сделки подлежат заключению в письменной форме, если их сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, и только в случаях, установленных законом, - независимо от суммы сделки»[6].

3. В каких случаях арендодатель может требовать расторжения договора аренды?

В статье 618 ГК содержатся некоторые положения, обеспечивающие дополнительную защиту прав и законных интересов субарендатора. Досрочное прекращение договора аренды, конечно же, влечет и прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Однако субарендатор в этом случае получает право требовать от арендодателя в основном договоре аренды подписания с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании согласно договору субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды и на условиях, соответствующих прекращенному договору аренды. Это может быть реализовано субарендатором вплоть до предъявления иска в суд (арбитражный суд) о понуждении арендодателя к заключению договора аренды.

Перечень оснований прекращения договора аренды земельного участка содержится в ст. 46 ЗК РФ. Однако три из них не отличаются от предусмотренных ГК РФ. Таким образом, в качестве оснований прекращения договора аренды земельного участка выступают все те, что содержатся в ГК РФ и подробно рассмотрены ранее.

К основаниям прекращения договора аренды именно земельного участка следует отнести, пожалуй, лишь предусмотренную земельным законодательством возможность изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд и реквизицию. К первым ЗК РФ относит строительство дорог, объектов культуры, истории, здравоохранения, линий связи и т.п. По сути, данное основание является частным случаем прекращения обязательства невозможностью исполнения, вызванного изданием акта государственного органа (п. 1 ст. 417 ГК РФ). Ведь в результате действий государства как носителя публичной власти, являющихся для участников договорных отношений непреодолимой силой, стороны договора аренды лишаются возможности осуществлять свои права в отношении земельного участка, выступающего предметом сделки. Кроме того, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у собственника уполномоченным исполнительным органом государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникших в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

При этом арендатор вправе требовать возмещения причиненных ему убытков, включая не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду. Если изъятие земельного участка сопровождается последующим его предоставлением другому лицу, действующее законодательство перекладывает обязанность государства по возмещению убытков, причиненных таким изъятием, на лицо, в интересах которого изымается земельный участок. По-видимому, убытки должны возмещаться лишь в том случае, если в одностороннем порядке прекращается срочный договор аренды. Договор аренды, заключенный на неопределенный срок, согласно п. 2 ст. 610 ГК РФ может быть прекращен одной из сторон в любое время. Безусловно, в случае несогласия арендатора с решением государственных органов, вызвавшим прекращение договора аренды земельного участка, он вправе защищать свои нарушенные права в судебном порядке.

4. Правомерны ли требования ЗАО «Дельта»?

Требования ЗАО «Дельта» правомерны. В данном случает требуется расторжение договора аренды.

Нормативные акты и литература

1.     Арбитражный процессуальный кодекс РФ, 2002 г.

2.     Брагинский М. И. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1997.

3.     Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002. С. 12.Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. М.: «Остожье», 1999.

4.     Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002.

5.     Международное частное право / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Спарк, 2004.

6.     Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года // Ведомости ВС СССР, 1991, №26.


[1] Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002. С. 12.

[2] Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. М.: «Остожье», 1999. С. 111-112.

[3] Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002. С. 18.

[4] Международное частное право / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Спарк, 1994. С. 65.

[5] Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года // Ведомости ВС СССР, 1991, №26,

[6] Брагинский М. И. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1997. – стр. 226.