Содержание
1. Диалектический принцип всеобщей связи предметов, явлений, процессов, мира. Типы и виды связей и отношений в природе, обществе, мышлении. Причинно следственные связи и их разновидности. Принципы детерменизма и системности. 3
2. Философия античной Греции и Рима: зарождение и противоборство материалистического и идеалистического направлений. 8
Список литературы.. 10
1. Диалектический принцип всеобщей связи предметов, явлений, процессов, мира. Типы и виды связей и отношений в природе, обществе, мышлении. Причинно следственные связи и их разновидности. Принципы детерменизма и системности.
Диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.
Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования. (5, стр. 312)
Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое - цепи, в своем глубинном основании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории философии даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не "побеспокоив" всего мироздания. Вселенная есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии.
Обычно связь определяется как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу. Связь есть общее выражение зависимости между явлениями. (3, стр. 188) Существуют многообразные типы и виды связей. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. С точки зрения различных форм движения материи в области неорганической природы существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействия либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта. В живой природе существуют более сложные связи - биологические, которые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также их отношениях с внешней средой. В общественной жизни связи еще более усложняются, образуются производственные, распределительные, семейные, межличностные, национальные, государственные и прочие связи. Однако связи существуют не только между предметами в пределах данной формы, но и между всеми ее формами, как бы образуя единый "клубок". (5, стр. 217)
Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. Из взаимодействия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.
Причинно – следственные связи
Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, второе следствием. Бывают связи вида причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин - одно следствие. Но бывает и взаимодействие, т.е. причина порождает следствие, а следствие влияет на причину.
Необходимой называют такую однозначную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множество возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности не известных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, но оно не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти. (1, стр. 216)
Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Случайность и необходимость относительны: то что является случайностью в одном случае, является необходимостью в другом.
Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.
Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма.
Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи и обусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации.
Принцип системности. Уже в античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Стоики истолковали систему как мировой порядок. В развитии философии, начиная с античности (Платон, Аристотель), большое внимание было уделено также раскрытию специфических особенностей системы знаний. Понятие система органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка. Иерархичность, многоуровневость характеризуют строения, морфологию системы и ее поведение, функционирование: отдельные уровни системы обуславливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функ- ционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней. Для большинства систем характерно наличие в них процессов передачи информации и управления. К наиболее сложным типам системы, поведение которых подчинено достижению определенной цели, и самоорганизующиеся системы, способны в процессе своего функционирования изменять свою структуру. Причем для многих сложных систем (живых, социальных и т. д.) характерно существование разных по уровню, часто несогласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т. д. В наиболее общем плане системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Первые в свою очередь, включают систему неорганической природы (физические, химические, геологические и т. п. системы), живые системы, особый класс материальных систем образует социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления. (5, стр. 97)
2. Философия античной Греции и Рима: зарождение и противоборство материалистического и идеалистического направлений.
Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме.
Основными центрами возникновения древнегреческого материализма в 6 веке до Н.Э. были города государства Милет и Эфес. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреческие учения носили стихийно - диалектический и наивно материалистический характер. Материальность мира и его материальное единство воспринимались древнегреческими философами, как нечто само собой разумеющееся. Они пытались объяснить мир. Это были наивные попытки объяснить мир из самого мира. (2, стр. 69)
Большую роль в развитии античной философии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V – IV вв. до н.э.). Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Вихри движения атомов образуют миры. Таким образом, древнегреческая философия возникла как философия хотя и наивная, но наивно – материалистическая. Однако внутри этой материалистической основы, неизменно определяющей многое в дальнейшем развитии древнегреческой философии, уже рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии могли привести и в ряде случаев действительно привели к возникновению идеализма. (4, стр. 218)
В лице Сократа и особенно Платона здесь складывается учение философского идеализма, который сознательно и непримиримо противопоставляет себя предшествующему и современному материализму, в первую очередь материализму атомистов.
Начиная с этого времени в истории античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой линии развития – материализм и идеализм.
Родоначальником идеализма признается Платон, который глубоко и существенно разработал теорию диалектики понятия. Именно Платон и его учитель Сократ основали учение объективного идеализма. Теория Платона - теория воспоминаний. Согласно Платону наши души живут в мире идей, существующем извечно. Покинув его, душа как бы забывает о нем, однако иногда душа бывает способна вспомнить то, что видела в мире идей. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, бестелесная, вечная, недоступная чувственным восприятиям идея постигается только разумом. Она представляет собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности. Обе они - причины предметного мира, упорядоченного демиургом. Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, где наивысшей идеей является – Благо. (6, стр. 175)
Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоновская «теория воспоминаний» объясняет основную задачу познания — вспомнить то, за чем наблюдала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души. Платон предлагал развивать искусство полемики («диалектику») как способ выяснения истины.
Античная философия достигла своего расцвета в учении Аристотеля. Его учение охватывало все знания, характерной особенностью философии Аристотеля является колебание между материализмом и объективным идеализмом.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1998. – 400 с.
3. Диалектико-материалистический метод познания. – М., 1990.
4. История философии в кратком изложении.– М.: Мысль, 1995.– 590 с.
5. Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
6. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Высш. щк., 1999. – 703 с.