Содержание
Введение. 3
1. Классификация методов сбора информации и сфера их применения. 4
2. Особенности применения экспертного опроса. 12
Список литературы.. 17
Введение
Поскольку любой метод опирается на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов), постольку «методология» представляет собой учение о методах и принципах познания и практики. Это сложная, целостная система знаний. В свою очередь, поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология, естественно, делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и практики и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания и практики анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые социолог опирается в процессе познания ч преобразования действительности. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования.
Поэтому под методикой следует понимать совокупность методов и приемов для реализации целей и задач социологического исследования.
Прежде всего, нужно провести разграничение между теоретическими и конкретными методами. Теоретические методы — это особые способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об «устройстве» изучаемых объектов и о значимых с этой точки зрения факторах. Теоретические методы, опираясь на наблюдаемые факты и во многом создавая их, вырабатывают понятийный аппарат социологии, который затем применяется в качестве обоснования при использовании конкретных методов. Конкретные методы направлены на получение данных, то есть информации, касающейся того или иного аспекта социальной действительности.
Цель данной работы – изучить методы сбора информации.
Задачи:
- выявить классификацию методов сбора информации;
- рассмотреть особенности применения экспертного опроса.
1. Классификация методов сбора информации и сфера их применения
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).
Информация, нужная социологу, может быть уже где-то документирована в неупорядоченном или даже систематизированном виде. Поэтому исследователи используют методы анализа документов:
1) качественный («проблемный» поиск, тематические обобщения)
2) количественный (контент-анализ, основанный на идентификации «поисковых образов» и их подсчете).
В зависимости от направления своего интереса и поставленной задачи исследователь анализирует соответствующую информацию формального характера: документы, факты, официальную статистику и др., а затем пополняет эти сведения путем изучения субъективных оценок и мнений большого числа «сведущих» людей:
- экспертов – компетентных специалистов в определенной практической или теоретической области;
- респондентов – представителей разных социальных групп, которых просят изложить свою позицию по конкретным вопросам.
Для того чтобы нивелировать случайные отклонения в совокупности получаемых оценок и мнений, социологи опрашивают множество людей, предварительно рассчитывая, какое количество высказываний может достаточно точно отразить реальную общую картину. Иными словами, используя опрос как метод получения информации, исследователи чаще прибегают к выборочному анкетированию (письменному заполнению стандартного опросного листа) или интервьюированию (устным ответам на «тематически» поставленные вопросы), поскольку проводить сплошной опрос всех, причастных к объекту исследования, порой весьма затруднительно.
Считается, что позиция респондента зачастую зависит от его статуса (или ранга внутри социальной организации) и идентификации (т.е. самопричисления человека к какой-либо социальной группе: «любителей пива», «демократов», «студентов» и т.п.), поэтому исследователи заранее определяют пропорции, в которых должны соотноситься количества опрошенных представителей разных групп.
С помощью статистических и других математических методов результаты массовых опросов превращаются в группировки и распределения типичных позиций.
Этот, казалось бы, упрощенный подход к получению достоверной информации оказывается на практике изощренным действом по планированию, организации исследования и обработке полученных результатов. Например, институт Гэллапа (США), ежегодно опрашивая одну стотысячную (1/100000) часть (т.е. выборку) своего населения, получает настолько достоверные сведения, что ошибка относительно позиции генеральной совокупности (всех людей, мнение которых нужно изучить) составляет всего несколько процентов. Когда «голосует» вся нация, например на президентских выборах, научные предсказания, полученные при качественном проведении опросов, подтверждаются с высокой точностью.
Такая репрезентативность выборки в изучении общественного мнения (ныне самостоятельной области социологии) достигается за счет использования технологий познания, соединяющих виртуозное владение количественными и качественными методами.
Наблюдение за объектом исследования может осуществляться не только в виде сбора документальных данных или опросов, но и как специальная визуальная процедура. Она создает возможность квалифицированной регистрации социального факта в момент его совершения, следовательно, помогает не упускать нюансы и учитывать значение контекста события. Непосредственное наблюдение различается по степени связи наблюдателя с объектом. Включенное наблюдение характеризуется внедрением исследователя в структуру объекта (изучаемой общности), а невключенное проводится с соблюдением большей социальной и эмоциональной дистанции от объекта.
Непосредственное наблюдение – дорогостоящая социологическая процедура, поскольку требует использования квалифицированных специалистов и по возможности такой техники документирования, как видео- и аудиозапись.
Одним из «потрясателей основ» прежних методологических подходов к исследованию стало детище феноменологического направления – этнометодология. Социологи, заложившие новые традиции обращения с эмпирическими фактами, считают, что само явление и его контекстуальное понимание значат больше, чем его причины. Поэтому главными первоэлементами анализа этнометодологи считают: «событие» (конкретное действие социальных агентов) и «контекст» этого события в данный момент времени (характеристики участников и обстановки)[1].
При этом очень важен анализ речевой и других знаковых коммуникаций, который технически обеспечивается аудио- и видеозаписью.
Социологи нового направления придерживаются того мнения, что важно в первую очередь наблюдать и видеть, а только потом создавать свою теорию. Изучая смыслы человеческих действий и процесс искажения знаний, ученые опрокидывают сложившиеся стереотипы относительно того, как реально структурированы процессы производства информации, научных открытий, выработки и подтверждения медицинских диагнозов, поиска правовых решений и организации обыденного взаимодействия между людьми.
Из жесткой позиции объективности социологи бросаются в другую крайность – субъективной трактовки «фактов», но при этом они добиваются демистификации научных представлений о процессах[2].
Субъективность самого объекта (ассоциации взаимодействующих людей) и предмета, т.е. тех вопросов, которые исследователи задают социальной Природе, приводят к тому, что социология, всегда стремящаяся использовать точные (количественные) и адекватные (качественные) методы для получения знания о социальной реальности, на самом деле всегда, в конечном счете, имеет дело с человеческими мнениями и оценками, даже когда применяет такие формальные классификаторы, как возраст, доходы, семейное положение и профессия, не говоря о характеристиках предпочтений, установок и статусов.
Выделяют следующие теоретические методы:
1) структурно-функциональный метод, который рассматривает общество и составляющие его социальные институты и организации как системы, имеющие определенные функции и характеризующиеся устойчивостью. Следовательно, общество и другие образования рассматриваются как совокупности взаимосвязанных элементов;
2) сравнительный метод, который опирается на сопоставление однотипных социальных явлений и образований, как правило, принадлежащих к разным культурам. Данный метод основан на предпосылке, в соответствии с которой все социальные явления и образования имеют как свою специфику, зависящую от конкретной культуры, так и универсальные черты, которые характеризуют социальную реальность в целом. Если структурно-функциональный метод акцентирует внимание на соотношении элементов внутри системы и на связях между ними, то сравнительный метод сопоставляет разные системы;
3) исторический метод, который рассматривает общество и другие социальные образования с точки зрения их становления и изменения. Например, при изучении семьи мы можем сопоставлять данные, касающиеся различных эпох, с целью выяснить, как изменялись роли матери, отца и детей, перераспределялись ли между ними функции, как менялась роль семьи в социализации (воспитании и образовании) и т. д.;
4) интерпретирующий (герменевтический) метод, направленный на реконструкцию контекста, предполагаемого действием. Под контекстом в данном случае понимаются смыслы, вкладываемые в действие деятелем и «считываемые» лицом, на которое направлено данное действие или которое его просто воспринимает[3].
К конкретным методам относятся:
1) опрос, который предполагает непосредственное обращение к определенной группе людей с целью выяснения их мнений и взглядов, а также способов их поведения в тех или иных ситуациях. Опрос может быть:
- индивидуальным или групповым (в зависимости от того, сколько лиц опрашивается одновременно);
- устным и письменным;
- массовым и экспертным (в зависимости от того, кого опрашивают: только экспертов или простых респондентов);
- одноразовым и неодноразовым[4].
Опрос может проводиться на генеральной совокупности, то есть на всем множестве лиц, которые имеют отношение к изучаемому вопросу. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть все общество, однако практически это очень сложно.
Гораздо чаще опрос проводится как выборочной совокупности, то есть части лиц, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т.д., то есть быть репрезентативной.
Различают два вида опроса: интервью и анкетирование.
Интервью — это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым (респондентом); роль исследователя заключается в постановке перед опрашиваемым вопросов и фиксации его ответов. Стандартизированное интервью предполагает, что опрос проводится в соответствии с жестким планом, предполагающим определенное число вопросов, которые расположены в строго определенном порядке. Нестандартизированное интервью больше напоминает беседу, в которой исследователь не связан очень жесткими требованиями, хотя и руководствуется планом и примерным перечнем вопросов, которые следует задать[5].
Анкетирование — это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным — в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты[6].
Наблюдение, которое предполагает сбор первичной информации без прямого вмешательства и взаимодействия с индивидами, находящимися в определенных социальных отношениях. Преимуществом данного метода является то, что наблюдение осуществляется в тот момент, когда имеет место изучаемое явление, недостатком — то, что это явление не может быть воспроизведено вторично.
Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.
Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется изучаемый факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистические достоверные закономерности.
Эксперимент, заключающийся в целенаправленном создании условий и прослеживании того, как данные условия влияют на поведение и реакции испытуемых. Эксперимент позволяет проследить, как определенный фактор или их группа влияют на индивидов. Эксперимент — общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи. Важной предпосылкой для разработки экспериментального метода исследования в социологии оказалось то, что многие ученые с самого момента появления социологии рассматривали ее как естественно-научную дисциплину, стоящую в одном ряду с физикой, химией, биологией и т.д.[7]
Выделяют следующие разновидности анализа документов.
Виды анализа:
I. -внешний анализ — изучение обстоятельств возникновения документов;
-внутренний анализ — изучение особенностей содержания, стиля документа.
П. - качественный анализ, который предполагает углубленное логическое и стилистическое изучение документа, то есть направлен на воссоздание взглядов автора. Этот вид анализа используется при изучении уникальных личных документов и близок к понимающей социологии;
- качественно-количественный анализ, или контент-анализ.
Контент-анализ предполагает извлечение данных на основе анализа документов — не только письменных, но и визуальных.
III. 1) Биографический метод (метод личных документов) — это метод исследования, основанный на анализе личных документов: писем, дневников, хроник, мемуаров, автобиографий и т. д.
Метод изучения документов зародился как биографический метод, когда социолог изучает общественные явления через биографии людей. Его истоки кроются в американской социологии второй половины XIX в. На первых порах изучались биографии известных людей, а позже внимание сместилось на жизнеописания массы заурядных личностей.
Достоинство биографического метода заключается в том, что он обеспечивает правдивость информация, показывающей жизнь «снизу», глазами рядовых людей. Основной недостаток — субъективность содержащейся в документах информации в тех случаях, когда сведения, сообщаемые авторами, связаны с их интересами.
2) Метод официальных документов — способ изучения объективной стороны жизни общества, основанный на анализе документов государства, церкви, политических партий и общественных организаций.
2. Особенности применения экспертного опроса
Экспертный опрос — это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.
Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.
Область применения экспертного опроса — при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений. (Можно, например, попросить экспертов дать оценку того, в каком направлении будут развиваться духовные запросы различных категорий трудящихся; выяснить мнение экспертов о том, какие формы участия трудящихся в управлении общественньши делами будут выходить на первый план по мере совершенствования общества, системы самоуправления, запросить их мнение о влиянии НТР на качества личности и т. д. и т. п.)
Но не надо думать, что экспертная оценка должна касаться лишь сугубо общественных, глобальных проблем. В каждом трудовом коллективе имеются знающие и опытные в своем деле люди, способные дать обоснованный прогноз, к примеру, дальнейшего развития в нем социальной кооперации, всесторонне оценить стабильность кадрового состава или интерес членов коллектива к новым формам самоуправления, которые предполагается ввести в повседневную практику и др.
Разновидности экспертного опроса также достаточно эффективно применяются на всех этапах прикладных исследований в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в сборе и анализе информации, в выработке практических рекомендаций.
Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследований с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить «скрытые» позиции респондента. Более того, использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова — активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия к организаторам исследования.
В отличие от массового опроса программа опроса экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней, прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода.
В соответствии со степенью разработанности гипотез в инструментарий исследования включаются те или иные виды вопросов. Если исследователь располагает информацией лишь о возможных вариантах исхода прогнозируемого явления и затрудняется однозначно сформулировать их причины, то предпочтительней в анкете эксперта использовать открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа.
Предположим, исследователя интересует «влияние форм организации и оплаты труда на повышение трудовой и общественной активности работников коллектива промышленного предприятия», однако он затрудняется выдвинуть гипотезы о причинах повышения или спада активности трудящихся. Тогда последовательность задаваемых эксперту в свободной форме вопросов может быть следующая:
1. В чем Вы видите: а) преимущества повременной, акционерной, аккордно-премиальной системы организации и оплаты труда в производственном коллективе? б) недостатки этой системы?
2. Какие изменения в труде и общении людей в производственном коллективе, у отдельных работников Вы считаете результатом воздействия новой системы организации и оплаты труда?
3. Как Вы думаете, что следует предпринять, чтобы новая система приносила наилучшие результаты?
4. Что особенно важно, с Вашей точки зрения, для успешного внедрения данной формы организации и оплаты труда в производственном коллективе?
Поставленные вопросы открывают широкий простор для аналитического подхода к теме. Материалы опроса оказываются равно полезными в создании инструментов исследования и в последующем анализе для теоретических обобщений.
В условиях растущей потребности в экспертных оценках при разработке планов социально-экономического развития, составлении целевых комплексных программ, в социальном прогнозировании и управлении значительно повышается роль метода экспертного опроса. Это порождает новые формы его применения: в содержание беседы вводится обширный круг тематически взаимосвязанных вопросов, предусматривается большое число опрашиваемых, а также использование ЭВМ при обработке данных.
Результатом опроса экспертов является обычно не просто «усредненное» мнение группы специалистов. Происходит процесс объективизации субъективных оценок. При соблюдении известных методических требований это заметно повышает надежность прогноза. Знаменательно, что коллективное обсуждение научных проблем наиболее продуктивно именно тогда, когда предметом обсуждения являются выдвинутые ранее в индивидуальном порядке идеи, гипотезы, концепции. Так, индивидуальные и коллективные экспертные оценки сливаются в единую систему определенного класса методов прогнозирования. Опыт показал, что неупорядоченный, произвольный опрос экспертов резко снижает качество, надежность оценок и нередко искажает данные.
Для упорядочения опроса экспертов наибольшее значение имеют две основные методические проблемы всякой экспертизы:
1. подбор экспертов;
2. оптимизация процедуры их работы.
Во-первых, эксперт — если он специалист, от которого ждут прогнозных оценок, — не должен являться лицом, принимающим решение на основе полученной информации. Он может быть только советником того, кто берет на себя ответственность за постановку цели, план, программу, проект, вообще за любые решения. В противном случае возникает соблазн «подчинения» экспертизы заранее запланированному решению, прикрытия воли руководителя ссылкой на «мнение экспертов». Правда, на практике руководители, ответственные за решения, выступают порой в роли экспертов и даже возглавляют экспертные группы. Но это нарушение методических требований, расплатой за которое является, как правило, получение пссвдопрогнозов.
Во-вторых, не каждый специалист — даже весьма авторитетный в своей области — годится для работы в экспертной группе, тем более для целей социального прогнозирования. Некоторые из них при обширных знаниях не обладают качествами, необходимыми для члена экспертной группы, не способны давать адекватные оценки и могут лишь дезорганизовать работу, особенно при очных опросах. Опытом выработаны сложные приемы отбора экспертов. Строгое следование процедуре таких приемов обязательно для каждого организатора исследования. Более того, в миоготуровых экспертных опросах необходимы тщательный анализ ответов и исключение экспертов, ответы которых свидетельствуют об их некомпетентности.
Экспертная группа не может быть слишком многочисленной. Опыт показал, что за известными пределами увеличение числа экспертов не даст существенного прироста новой информации ни в деталях, ни, главное, по качеству. Необходимость ограничения численности экспертной группы выдвигает дополнительные методические требования к подбору экспертов. (На практике численность экспертной группы большей частью составляет примерно 5-7, максимально 10-15 человек при очных опросах и 20-30, максимально 60-80 человек при заочных опросах, в зависимости от характера экспертизы.) Требуется разумное сочетание экспертов различного возраста, темперамента, различных научных школ, ведомственной принадлежности.
Список литературы
1. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 2004.
2. Вопросы исследований. / Сост. Кабаева О.О. – М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Касьянов В.В. Социология и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
4. Колесников Ю.С. Прикладная работа по исследованиям. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
5. Научные исследования. / Под ред. Ждановой А.Л. – СПб.: Питер, 2005.
6. Социологические исследования. / Под ред. Тихонова П.М. – М.: ИНФРА-М, 2003.
7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Самарский университет, 1995. - 328с.
[1] Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Самарский университет, 1995. - 328с.
[2] Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 2004. – 244 с.
[3] Касьянов В.В. Социология и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с.-266.
[4] Колесников Ю.С. Прикладная работа по исследованиям. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с.-118.
[5] Научные исследования. / Под ред. Ждановой А.Л. – СПб.: Питер, 2005. – с.-7.
[6] Вопросы исследований. / Сост. Кабаева О.О. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с.-46.
[7] Социологические исследования. / Под ред. Тихонова П.М. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с.-50.