Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Риски в малом бизнесе……………………………………………………………4
1.1. Понятие риска…………………………………………………………………...4
1.2. Особенности риска в малом бизнесе…………………………………………..5
2. Анализ деятельности ООО «Редакция газеты «Малый бизнес»………………9
2.1. Целесообразность создания предприятия с точки зрения интересов фирмы и государства…………………………………………………………………………9
2.2. История создания предприятия и характеристика рынка…………………..10
2.3. Организационно-правовая форма и организационная структура фирмы……………………………………………………………………………….11
2.4. Коммуникативные связи и отношения……………………………………….12
2.5. Капитал фирмы и система управления……………………………………….13
2.6. Приоритеты становления и развития…………………………………………13
2.7. Фирменный стиль……………………………………………………………...13
2.8. Резюме ………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованных источников……………………………………………...17
Введение
Во всех развитых странах малый бизнес является доминирующим сектором экономики и обеспечивает социальную стабильность в обществе. Поэтому исследование проблем малого бизнеса всегда будет актуальна для любой экономики, для любой страны.
Анализ сложившейся ситуации с малым бизнесом в РФ и исследование связанных с ними особенностей рисков в малом бизнесе – таков предмет исследования в данной курсовой работе.
Цель исследования: изучить особенности риска в малом бизнесе.
Для достижения этой цели в исследовательской работе были поставлены следующие задачи:
- определены понятие, сущность, роль и место малого бизнеса в экономике России;
- дано общее понятие и классификация видов риска;
- через рассмотрение рисков, которые, по преимуществу страхуют представители малого бизнеса, выявлены особенности рисков в малом бизнесе.
В качестве объекта исследования выступило реально действующие на рынке информационных услуг малое предприятие.
1. Риски в малом бизнесе
1.1. Понятие риска
Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в XVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р.Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности [5, 32].
Прибыли и потери предпринимателя есть следствия риска и неопределенности, сопровождающим его решения. Сама прибыль или доход зависят от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства или товаров, и той неопределенной ценой, по которой их или результирующий продукт можно будет продать.
Развитие концепции риска - важнейшего элемента предпринимательской функции - прежде всего связано с исследованиями природы дохода предпринимателя. Последователи Р.Кантильона в оценке риска как существенной характеристики придерживались в принципе схожих взглядов, а именно: предпринимательский доход или его часть в той или иной форме является платой за риск и качественно отличается от дохода (прибыли) на авансированный капитал и заработной платы.
Представитель немецкой классической школы XIX в. Й. фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода или "выигрыша", прямо связывал его появление с предпринимательским риском. При этом исходной предпосылкой, считал Тюнен, является то обстоятельство, что "... не существует такой страховой компании, которая застрахует от любого вида риска, связанного с бизнесом. Всегда часть риска должен брать на себя предприниматель".
Наиболее полное развитие фактор риска как важнейшая составляющая предпринимательской функции получила у американского экономиста Фрэнка Найта. Ф.Найт связывал появление предпринимательского дохода не с любым видом риска. Более того, туманность и нечеткость предшествующих исследований риска в предпринимательской функции он считал следствием отсутствия четкого понимания существенных разных видов риска, не обязательно относимых к предпринимателю. Риск, по Ф.Найту, представляет собой объективную вероятность того или иного события, и может быть выражен количественно, в частности, в виде математически вероятностного распределения доходов. Чем больше вероятность стандартного отклонения от ожидаемой величины при таком распределении, тем меньше риск, и наоборот[1].
В то же время существует неопределенность, означающая, что ожидаемый доход в принципе может быть получен, однако вероятность такого события нельзя измерить или просчитать. К таким ситуациям Ф.Найт относил, например, невозможность предсказать поведение или направленность потребительского спроса. Таким образом. Подошли к понятию неопределенности.
1.2. Особенности риска в малом бизнесе
Для малого бизнеса, как и для любого другого, применима обычная классификация рисков, а именно, в общем случае риски классифицируются по масштабу своего проявления.
Для макроуровня характерен страновой риск – возможность изменения текущих и будущих экономических, социально-политических и фискально-монетарных условий внешней системы и ее составляющих, в той или иной степени, в которой они могут повлиять на способность государства, отдельных отраслей и фирм отвечать по взятым на себя обязательствам перед иностранными кредиторами.
Экономический риск на макроуровне подразделяется на внешнеэкономические и внутреэкономические, предсказуемые и непредсказуемые риски в рамках целевой установки достижения общеэкономического развития системы и темпов роста ее ВВП. Фискально-монетарный риск представляет собой риски, связанные с государственным регулированием экономики и включает в себя изменения в проводимой налоговой и денежно-кредитной политике государства, а также факторы стимулирования деловой активности отраслей и фирм и т.д.
К социально-политическим рискам относятся изменения в политической ситуации, действующем законодательстве, социальная напряженность в обществе, экологические риски и т.д.
На мезоуровне проявляются риски, имеющую отраслевую природу – промышленный, аграрный риски и риск сферы обслуживания. Промышленный (отраслевой) риск на мезоуровне связан с изменениями в экономическом состоянии отрасли как индивидуально, так и во взаимосвязи с другими отраслями, ее способностью функционировать и развиваться. К факторам отраслевого риска относятся стадия жизненного цикла отрасли, количество и качество ресурсов, степень конкуренции и концентрации производства, налоговый режим и др[2].
На микроуровне проявляются предпринимательские риски, связанные с хозяйственной деятельностью конкретной фирмы. Предпринимательский риск на уровне фирмы принято подразделять на два вида: финансовый и коммерческий. Коммерческий риск – это вероятность неполучения определенного результата в результате осуществления мероприятий по использованию всего организационно-технического, производственного и научного потенциала фирмы. Коммерческий риск включает в себя маркетинговый и деловой риски. Факторами маркетингового риска является конкурентоспособность продукции фирмы в целом, ценовая и ассортиментная политика, правовые аспекты и т.д. Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал предприятия, эффективность производственной и инновационной деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции и др.
Теперь опишем собственно особенности риска в малом бизнесе. Эти особенности рассмотрим с точки зрения тех рисков, которые страхуются представителями малого бизнеса.
Данный сектор рынка – малый бизнес – действительно развивается в тяжелейших условиях и как никакой другой подвержен различного рода рискам. Ведь помимо нестабильного законодательства, налогового и административного бремени, деятельность малого предприятия особо зависима от изменений рыночной конъюнктуры, аварий, заливов, пожаров, противоправных действий третьих лиц. Очевидно, что страховая защита для данной категории бизнеса особенно актуальна.
Для небольших компаний наиболее опасны чрезвычайные происшествия, которые связаны непосредственно с ведением самого бизнеса. Отсюда, в первую очередь актуально страхование основных фондов малого предприятия – оборудования, производственных и офисных помещений. Эти объекты, как правило, несут основную нагрузку и служат средством извлечения прибыли. Также повышенным рискам подвержены товарные запасы, сырье, товары в обороте.
Следующая информация дает представление о еще одной особенности рисков в малом бизнесе. Среди представителей малого бизнеса также популярен такой вид страхования, как «страхование машин и механизмов от поломок». Его суть - защита имущественных интересов предприятия, в связи с выходом из строя оборудования. При этом страховая компания компенсирует расходы, которые возникли в связи с поломкой оборудования из-за целого ряда всевозможных причин, в том числе и из-за неправильных действий и неосторожности персонала. Также можно говорить о страховании электронных устройств – компьютерной техники, измерительного оборудования, средств связи и др. Здесь в договоре также учитываются специфические риски – например, скачки напряжения.
Малый бизнес также подвержен и коммерческим рискам, например, при простое предприятия. В данном случае увеличиваются постоянные расходы, которые не зависят от оборота предприятия. Речь идет о зарплате сотрудников, начислениях на нее, процентах по кредитам, арендных платежах и т.д. Также неизбежно в этой ситуации снижение прибыли.
Кроме того, малый бизнес страхует свой персонал. Страхование персонала несет в себе две основные идеи. Во-первых, это некий соцпакет и дополнительное стимулирование сотрудников, а во-вторых – элемент кадровой политики. Можно сказать, что чем прогрессивней бизнес и профессиональней выстроено управление им, тем больший интерес руководство проявляет к соцпакету для своих сотрудников. Естественно о топ-менеджерах заботятся в первую очередь, так как болезнь или несчастный случай с такими специалистами зачастую ведут к приостановке бизнес-процессов на каких-то участках. И как показывает наша практика, здесь в основном страхуются по программам добровольного медицинского страхования (ДМС) и от несчастного случая. Реже присутствует накопительное страхование жизни[3].
Подводя итоги рассмотрению рисков малого бизнеса, необходимо отметить следующее:
1. Для малого бизнеса применимы общее понятие рисков и обычная классификация видов риска.
2. Особенности рисков малого бизнеса заключаются в том, что наиболее опасны для малого предприятия риски, связанные с основными фондами предприятий, а также риски, связанные со здоровьем и жизнью персонала.
2. Анализ деятельности ООО «Редакция газеты «Малый бизнес»
2.1. Целесообразность создания предприятия с точки зрения интересов фирмы и государства
Предприятие ООО «Редакция газеты «Малый бизнес» имеет статус субъекта малого предпринимательства. Основной вид деятельности – издание еженедельной газеты «Малый бизнес» и приложений к ней.
В результате своей деятельности фирма удовлетворяет важные государственные интересы, так как газета «Малый бизнес» – это новое периодическое еженедельное издание в сфере деловой информации для субъектов малого предпринимательства. Одной из своих целей фирма ставит увеличение тиража газеты «Малый бизнес». Увеличение тиража способствует увеличение количества читателей, заинтересованных в информации о малом бизнесе. Таковыми являются индивидуальные предприниматели и предприниматели-владельцы частных предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства. Таким образом, тираж зависит от количества малых предприятий в Новосибирской области и в стране, так как газета распространяется и в других городах.
Количество малых предприятий в нашей стране насчитывается не более 900 тыс., при требуемой критической массе для создания нормальной конкурентной среды в национальной экономике в 3,5-5 млн. (Критическая масса определяется, исходя из общепринятого в международной практике для нормально функционирующей экономики (рост и саморегулирование) индикатора «плотности» малых и средних предприятий - одно действующее предприятие на 30-50 жителей конкретной территории).
Опыт высокоразвитых, а также многих развивающихся стран доказывает необходимость активного развития малого сектора, выступающего созидательным и стабилизирующим фактором развития национальных экономик. В экономике России сложилось следующее положение: количество малых предприятий недостаточно (1/5часть от необходимой суммы), отрицательная динамика в увеличении численности в течение последних лет, а также большая вовлеченность малого предпринимательства в «теневую» экономику. Существует ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства: сложная общая экономическая обстановка в стране, отсутствие действенной системы государственной поддержки малого бизнеса, не проработанная законодательная база, низкая предпринимательская активность и грамотность населения.
Это можно еще и объяснить тем, что целые поколения людей экономическое поведение которых сформировалось в период плановой экономики, не являются достаточно предприимчивыми для организации малых предприятий.
Поэтому газета «Малый бизнес» ставит своей целью профессиональное образование начинающих предпринимателей и формирование у населения мотивации к предпринимательской деятельности. Такая информационная направленность газеты «Малый бизнес» способна увеличить количество малый предприятий в стране, что приведет к выполнению важного государственного интереса – активное развитие малого сектора, выступающего созидательным и стабилизирующим фактором развития национальной экономики.
2.2. История создания предприятия и характеристика рынка
Малое предприятие ООО «Редакция газеты «Малый бизнес» было организовано в январе 2003 года. Основной вид деятельности – издание еженедельной газеты «Малый бизнес» и приложений к ней. Выпуск первого номера планируется на 1 марта 2003 года. Товар – газета «Малый бизнес» формата А3, 16 страниц, периодичность издания – 1 раз в неделю (55 номеров в год), выпуск ежемесячных приложений.
Рынок газеты «Малый бизнес» – это рынок информационных услуг. Это сфера обмена, в которой действуют потребители (читательская аудитория), имеющие потребность в информации о малом бизнесе, и покупательскую способность, и производители (издатели периодической деловой прессы), конкурирующие друг с другом за возможность удовлетворить потребность покупателя. Рынок сбыта газеты «Малый бизнес» – рынок периодических изданий города Новосибирска и НСО с перспективой выхода на другие региональные рынки сначала в Сибири, а затем по всей России.
На начало 2002 года в Новосибирской области было зарегистрировано около 23700 малых предприятий и 54700 индивидуальных предпринимателей, что в сумме составляет 78400. Среднегодовой темп роста количества малых предприятий – 7% в год. В других регионах Сибири количество малых предприятий в 2-3 раза ниже, но темп роста тоже положительный. Таким образом, емкость рынка информации о малом бизнесе – 80-100 тысяч экземпляров тиража с перспективой увеличения в среднем в год на 5-7тысяч экземпляров.
В силу отсутствия на рынке других периодических изданий, специализирующихся на информации для малого бизнеса, доля газеты «Малый бизнес» может составлять до 80% от емкости рынка.
Базовым рынком газеты «Малый бизнес» является рынок коммерческих газет и журналов или деловой прессы, который имеет свободную узкоспециализированную нишу – предприниматели, нуждающиеся в оперативной информации о малом бизнесе, облегчающие развитие малого бизнеса.
Основной конкурент – московская газета «Бизнес для всех», однако она распространяется только в Москве и по подписке, но ее тираж не превышает 50 тыс. экземпляров.
2.3. Организационно-правовая форма и организационная структура фирмы
Организационно-правовая форма фирмы «Редакция газеты «Малый бизнес» - общество с ограниченной ответственностью.
Как уже было определено выше, выбор ОПФ является важной стадией на пути создания нового малого предприятия.
Предприниматель (совместно с партнерами) должен принять решение о выборе организационно-правовой формы малого предприятия исходя из предполагаемых целей, финансово-экономических возможностей, опыта, знаний и других факторов. На выбор организационно-правовой формы малый предприятия в определенной степени влияют внешние факторы: политическая стабильность (если ее нет, предприниматель не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты), макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выбора предмета деятельности. Важное значение для успеха деятельности имеют: месторасположение, наличие инфраструктуры деятельности фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных органов самоуправления.
На основании всего этого владельцы малого предприятия «Редакция газеты «Малый бизнес» приняли решение о выборе в качество ОПФ – общество с ограниченной ответственностью. Нестабильность и враждебность внешней среды и недостаточный опыт учредителей нового малого предприятия – вот основные причины выбора ООО. Так как участники общества не отвечают по его обязательства и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, только лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Организационная структура предприятия является типичной линейно-функциональной. Однако планируется постепенное внедрение более эффективной формы организационной структуры, способствующей повышению эффективности деятельности фирмы.
2.4. Коммуникативные связи и отношения
Коммуникативная сеть ООО «Редакция газеты «Малый бизнес» была сформирована еще в период замысла данного бизнеса. Были налажены прочные деловые отношения с такими государственными организациями, как Центр занятости, Областной Фонд поддержки малого предпринимательства, Комитеты развития малого предпринимательства в мэрии и обладминистрации, Торгово-промышленная палата Новосибирска и Торгово-промышленная палата Новосибирской области, органы Налоговой службы г. Новосибирска. А также с общественным организациями: Лига предпринимательства, ОПОРа, и др.
2.5. Капитал фирмы и система управления
Уставный капитал фирмы – 250 тыс. рублей, разделенные на доли вкладов между пятью учредителями. В том числе имущества (мебель, оргтехника и т.п.) – на сумму 150 тыс. рублей. На момент регистрации предприятия уставный капитал сформирован полностью. Доля в уставном капитале одного из пяти учредителей имеет форму интеллектуального вклада, ценность которого определена в 60 тысяч рублей. Это бизнес-план развития малого предприятия.
2.6. Приоритеты становления и развития
На первых этапах организации малого предприятия ООО «Редакция газеты «Малый бизнес» были выделены два основных приоритета создания малого бизнеса – это приоритет предпринимательской идеи. В основу организации малого предприятия было положено тщательное и длительное маркетинговое исследование рынка периодических изданий города Новосибирска и всей страны в целом, которое нашло свое отражение в бизнес-плане.
Бизнес-план также был положен в основу формирования следующего этапа организации предприятия ООО «Редакция газеты «Малый бизнес» – поиск инвесторов. В этот период и была сформирована коммуникационная сеть предприятия. Так как основными составляющими коммуникационной сети для газеты «Малый бизнес» являются предприятия, выступившие инвесторами, поручителями и просто помощниками в поиске финансовых средств.
2.7. Фирменный стиль
Одним из объектов фирменного стиля является реклама товаров. При создании рекламы о предприятии всегда выдерживается созданный фирменный ООО «Редакция газеты «Малый бизнес» – использование коричневого цвета в заголовках газеты, применение фирменного логотипа и единых шрифтов для наименования и эмблемы.
Понятие «фирменный стиль» было введено теоретиками в рекламе. Оно включает ряд приемов (графических, цветовых, пластических, языковых и др.), которые обеспечивают некоторое единство всех товаров производителя, воспринимаемое как покупателем, так и просто наблюдателем и противопоставляет эти товары товарам фирм-конкурентов.
Фирменный стиль включает следующие элементы: торговый знак (торговая марка), логотип, фирменный блок как объединение в композиции знака, логотипа и поясняющих данных (страна, почтовый адрес, телефон, телекс), фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, фирменные константы (формат, иллюстрации и др.)[4].
Создание фирменного стиля газеты «Малый бизнес» на сегодняшний момент – самый значимый приоритет в развитии деятельности предприятия, так как идет активная подготовка рекламы первого выпуска газеты к марту 2003 года.
2.8. Резюме
Малое предприятие ООО «Редакция газеты «Малый бизнес» является предприятием, которое профессионально с профессиональной точки зрения начало свою деятельность на рынке информационных услуг. Об этом свидетельствуют такие аспекты, как информированность о предстоящей издательской деятельности будущей газы практических во всех деловых кругах города Новосибирска, деятельность которых так или иначе связана с сектором малого бизнеса.
Начало проведения рекламной кампании (в основном, в средствах массовой информации) тоже свидетельствует о профессионализме начинающих предпринимателей, так как рекламная компания основана на грамотных маркетинговых исследованиях.
Широчайший комплекс маркетинговых мер, направленных на продвижение газеты «Малый бизнес» на новосибирском рынке периодических изданий, ложится в основу будущей эффективной деятельности предприятия ООО «Редакция газеты «Малый бизнес». Этому будет способствовать и чрезвычайно перспективный рынок сбыта, основанный на отсутствии конкурентов и свободной нише информации о малом бизнесе в деловой прессе города.
Перспективность деятельности газеты «Малый бизнес» основана также на его связи с большим бизнесом, который также заинтересован в развитии малого бизнеса в регионе. В основу этой связи будет положена коммуникационная сеть фирмы.
В основу процесса удлинения жизненного цикла компании будет положены такие мероприятия, как завоевание рынка периодических изданий сначала регионов Сибири и Дальнего Востока, а затем путем организации подписки и других регионов страны. К тому же планируется издательство литературы для малого бизнеса, то есть различного рода брошюр, справочников и методичек[5].
Заключение
Структура отечественного малого бизнеса далека от той, которая может способствовать экономическому росту страны. Количество малых предприятий в России составляет лишь пятую часть от необходимо числа. По доле малого бизнеса в ВВП (9-10%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и от бывших стран социалистического лагеря.
Это обусловлено как неблагоприятной внешней средой, так и особенностями рисков в малом бизнесе. Такие элементы внешней среды, как проблемы в сфере налогообложения, неэффективность государственной поддержки, экономические и административные барьеры препятствуют развитию малого бизнеса. Также развитию малого бизнеса мешают рисковые ситуации, особенности которых для малого бизнеса были описаны в курсовой работе.
В практической части данной курсовой работы проведен анализ деятельности начинающего малого предприятия. Подробно рассмотрены такие аспекты, как целесообразность создания предприятия с точки зрения интересов фирмы и государства, история создания предприятия и характеристика рынка, организационно-правовая форма и организационная структура фирмы, коммуникативные связи и отношения, капитал фирмы и система управления, приоритеты становления и развития, фирменный стиль.
Список использованных источников
1. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – С.-П.: Бизнес-пресса, 2005. – 608 с
2. Малый бизнес в России: Аналитическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). – М.: КОНСЭКО, 2000. – 352 с.
3. Мазурова Г.В. Развитие малого предпринимательства в России. // Вопросы статистики. – 2002. - № 5. – с.13-17.
4. В резиденции полпреда президента в Сибирском федеральном округе предприниматели говорили о взятках и налогах. // Новости малого бизнеса. – 2002. - № 15. – с.6.
5. Павлуцкий А.В. Риск-менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 304 с.
6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 272 с.
7. Кочановский М.В. Развитие институциональной среды малого бизнеса. – Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 2000. – 68 с.
8. Высоков В. В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательский центр, 2005. – 120 с.
9. Геммерлинг Г.А. Ваше дело. Самоучитель по индивидуальному предпринимательству. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 144 с.
10. Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. – М., 2002. – 256 с.
[1] Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – С.-П.: Бизнес-пресса, 2005. – 410 с
[2] Мазурова Г.В. Развитие малого предпринимательства в России. // Вопросы статистики. – 2002. - № 5. – с.13-17.
[3] Павлуцкий А.В. Риск-менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 104 с.
[4] Павлуцкий А.В. Риск-менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 154 с.
[5] Высоков В. В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательский центр, 2005. – 100 с.