Содержание


Теоретическая часть: Прогнозирование и планирование оборота розничной торговли по группам товаров. 3

Практическая часть. 11

Задача 54. 11

Задача 80. 12

Задача 117. 13

Список литературы.. 14

Теоретическая часть: Прогнозирование и планирование оборота розничной торговли по группам товаров.

Прогнозирование структуры товарооборота потребительской кооперации связано с изучением происходящих на селе социально – экономических преобразований, анализом товарооборота за прошлые годы. Оно требует тщательного учета перспектив изменений в спросе населения на товары под влиянием множества факторов. Приведем некоторые из них [4, с.297].

1.           Сложившийся уровень потребления и реализации товаров, а также их зависимость от покупательных фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы. По тем товарам спрос населения, по которым удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учитываются изменения, которые произойдут в составе товарооборота под влиянием роста материального благосостояния народа. Так, при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара берется во внимание рост продажи кондитерских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных товаров и степень удовлетворения в них потребностей населения, тем меньшим темпами изменится их реализация в будущем периоде даже при значительном росте покупательных фондов.

2.           Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменения объема и структуры товарных ресурсов. Например, значительный рост производства товаров культурно – бытового назначения, трикотажных изделий вызывает соответствующее повышение спроса на на эти товары и обуславливает увеличение их доли в товарообороте. При оценке спроса, например, на мыло хозяйственное учитывается значительный рост производства синтетических моющих средств.

3.           Соотношение товарного и нетоварного потребления. На сумму розничного товарооборота по продуктам питания влияют объем продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах, сумма оборота колхозной торговли и тенденции изменения этих показателей в перспективе.

4.           Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.

5.           Изменение жилищно – бытовых условий населения. Так, развитие электрификации и газификации сельских населенных пунктов способствует росту спроса на электробытовые приборы, предметы ухода за ними. В связи с расширением жилищного строительства возрастает спрос на мебель, увеличивается продажа индивидуальным  застройщикам личных строительных материалов.

       Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от специфических особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой группе используют дифференцированные методы расчета продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на его объем решающее влияние.

Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота различны в отдельных звеньях потребительской кооперации. Они зависят в значительной мере от того, на какой период разрабатываются прогнозы, от содержания и объема экономической информации, котрой располагают различные кооперативные организации для проведения расчетов. В республиканских и областных потребсоюзах могут быть применены экономико – статистические, нормативный и другие методы.

Экономико – математические модели позволяют «уловить» множество факторов, оказывающих значительное влияние на формирование структуры товарооборота. На основе экономического и корреляционного анализа устанавливаются существенные факторы, включаемые в уравнение регрессии.

Рекомендуется на первом этапе определить сумму продажи по двум агрегированным продовольственным и непродовольственным группам товаров, а на втором -  в пределах каждой из них рассчитать прогноз оборота по реализации отдельных товаров [4].

Если для динамики оборота по продаже какой–то группы товаров характерна выраженная устойчивая тенденция развития, то могут быть рекомендованы различные уравнения тренда (y = a+bt,y=a+bt+ct2,y=a+blgt и др.).

В случае отсутствия устойчивых тенденций развития для определения прогноза оборота по реализации этих товаров учитываются среднегодовые темпы роста за ряд лет.

 При выявления тесной связи между объемом продажи товаров и соответствующими факторами (а их влияние прослеживается на протяжении всего анализируемого периода) используются однофакторные и многофакторные регрессионные модели.

По тем группам товаров, объем продажи которых зависит от изменения платежеспособности населения, в экономических расчетах может быть использована двухфакторная математическая модель [2, с.133]:

Yx=a+bx

Где у – сумма товарооборота по товарной группе в расчете на одного человека;

х –сумма покупательных фондов населения в расчете на одного человека;

а,b  - параметры равнения.

Для нахождения параметров этого уравнения составляются система нормальных уравнений.

Темпы изменения продажи мебели в значительной мере зависят от темпов развития жилищного строительства. Поэтому один из вариантов прогноза оборота по реализации мебели может быть определен на основе уравнения уx=a+bx, где х –объем ввода жилищ (в тыс.кв.м. общей площади).

для долгосрочного прогнозирования рекомендуется использовать нормативный метод на основе норм потребления. На первом этапе рассчитывается объем потребления по каждой группе товаров по формуле

Пк = Пф*Jкп *

Где Пк – объем потребления товаров на к-й год;

Пф  - фактический объем потребления за базисный год;

Jкп – индекс изменения численности населения за прогнозируемый период;

Nn  - норма потребления на одного человека;

Nf – фактическое потребление на одного человека;

n- заданный срок достижения нормы потребления;

к – год отдаления от базисного периода.

На втором этапе определяется сумма оборота по продаже каждой товарной группы с учетом прогнозируемой доли товарного потребления и средней цены базисного периода [2].

Для краткосрочного прогнозирования используются коэффициенты эластичности товарооборота, если выявленные тенденции за исследуемый период проявятся в планируемом.

План товарооборота  розничной  торговой сети в ассортименте является основой для расчета товарных запасов, валовых доходов от торговли и т.п. Следовательно, от обоснованности плановых расчетов структуры товарооборота в определенной мере зависит качество других плановых показателей торговой деятельности [5].

Прогнозирование (предвидение, предсказание) использу­ют как предварительную стадию разработки плана, вариантного перспективного анализа, как средство получения дополнительной информации при выработке решения. Прогнозы в торговой сфере, как и в других отраслях экономики, используются в качестве планов-ориентиров.[1]

В условиях рыночной экономики роль прогнозов как од­ного из условий выхода из кризиса возрастает. Это позволяет продумать систему мер и через планирование обеспечить их реа­лизацию.

Для расчета темпов роста товарооборота в расчете на до­машнее хозяйство целесообразно использовать следующую ма­тематическую модель:

Ух = ао1х1 + а2х2 + а3х3 + а4х4              

где ух - темпы изменения розничного товарооборота в среднем на домашнее хозяйство;

х1 - темпы изменения учтенных денежных доходов на одно домашнее хозяйство (в среднем);

х2 - темпы изменения доли расходов домашних хозяйств на покупку товаров;

х3 - темпы изменения торговой площади в расчете на 1000 домашних хозяйств;

х4 - фактор времени;

а0, а1 а2, а3 и а4 - параметры уравнения.

Расчеты параметров уравнения необходимо выполнять на основе ЭВМ по данным за предшествующие 5-7 лет.

Общий объем продажи товаров населению возможно оп­ределить путем умножения товарооборота в среднем на домаш­нее хозяйство на их численность за конкретный год.

На уровне предприятий торговли во многих случаях раз­рабатывают прогнозы на 2-3 года и план торгово-финансовой деятельности на предстоящий год (в последние годы многие предприятия разрабатывают бизнес-план). Кроме того, предприятия добиваются обоснованности планов в тех случаях, когда на основе перспективного анализа (с упреждением на 1-2 года) в план непрерывно вносятся уточнения по мере изменения рыночных условий и тем самым снижается опасность рисков.

Сегодня для большинства торговых предприятий необхо­дима разработка бизнес-плана в силу неплатежей на многих предприятиях и недостаточного опыта полноты учета рыночных условий осуществления хозяйственно-финансовой деятельности.

Разработка бизнес-плана начинается с обстоятельного анализа идеи осуществления избранного вида деятельности, с оценки его целесообразности, реалистичности и перспективно­сти.

Бизнес-план необходим собственнику предприятия, бан­киру и инвестору и для представления сотрудникам предприятия, акционерам, пайщикам, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив развития. При обосновании бизнес-плана не только описывают все основные аспекты коммерческой деятельности, но и анализируют проблемы, с которыми может столкнуться предприятие (фирма), а также определяют способы решения этих проблем.[2]

В условиях развития рыночных отношений процесс пла­нирования начинается с глубокого и всестороннего анализа роз­ничного товарооборота и определения объема продаж по товар­ным группам. Как уже неоднократно отмечалось, в большинстве магазинов и в целом по предприятию примерно 20-30 ассорти­ментных позиций составляют около 80 % всего товарооборота. В этой связи по основным ассортиментным позициям следует осу­ществить маркетинговые исследования с тем, чтобы предусмотреть в предстоящем году решение двух важных проблем: по ка­ким товарам необходима замена (которые, с учетом их жизненно­го цикла, устарели) и как эффективно работать с товарами, уже находящимися на рынке, чтобы продлить срок их жизни.

На первом этапе торговые предприятия должны работать с поставщиками и определить, по каким новым товарам нужно вы­ходить на рынок и по каким, с учетом издержек и прибыли, сле­дует воздержаться.

Второй этап должен предусматривать продвижение това­ров на рынок (он охватывает период продвижения ограниченных партий товаров на рынок и затем массовой рыночной поставки). Первоначально главной целью является стремление не столько получить внушительные объемы продаж и прибыль, сколько обеспечить товару престижное положение среди конкурентов, добиться положительного отношения к нему потребителей, убе­дить их в полезности вложения средств в покупку данного това­ра. Особую роль на этом этапе имеет качество товаров и учет ре­акции покупателей на этот товар.[3]

Следующий этап связан с ростом продаж товаров. По всем новым товарам нужно добиваться ускорения продвижения това­ров к потребителю. При этом необходимо установить приемле­мую для покупателя -цену, достаточную для получения прибыли. При безубыточной деятельности (не получая прибыли и не неся убытков) предприятие должно продать достаточное количество единиц товара по цене, которая возмещает затраты на закупку товара. Точку безубыточности необходимо рассчитывать по сле­дующей формуле:

ТБД = Постоянные затраты / (Цена ед. продукции – переменные затраты на ед.)

На основе анализа возможностей закупки товаров по роз­ничным ценам можно изобразить на графике постоянные и пере­менные затраты в зависимости от натуральных объемов продаж и объемы продаж (по розничным ценам) в стоимостном выраже­нии. Сравнивая объемы продаж по каждой цене и с учетом цен. При оценке намечаемого роста общего объема товарообо­рота положительное значение имеет его увеличение на душу об­служиваемого населения, улучшение структуры товарооборота (повышение доли непродовольственных товаров, более высокие темпы роста высокоценных в питательном отношении продуктов, более быстрые темпы роста товаров культурно-бытового и хозяй­ственного назначения и т. п.).[4]

План розничного товарооборота по общему объему может быть составлен и на основе определения ожидаемой доли пред­приятия на рынке. Для этого предприятие изучает соотношения темпов роста общего объема товарооборота предприятия и ре­гиона за последние 2-3 года, использует информацию о характере изменения роли других торговых предприятий, особенно конку­рентов, данные региональной статистики об ожидаемых денеж­ных доходах, полученные на основе использования бюджетов семей в регионе и в зоне деятельности предприятия.

В тех случаях, когда доля предприятия снижается, необхо­димо предусмотреть ее стабилизацию, если она стабильна, то ее увеличение, а если непрерывно увеличивается, то оценить воз­можности занять еще более заметное место в товарообороте ре­гиона. В каждом случае предприятие должно четко определить, какие меры следует принять для достижения поставленных це­лей. Для этого необходимо систематически анализировать пока­затели своего предприятия и конкурентов. Целью анализа являет­ся выявление и учет в своей деятельности сильных и слабых сто­рон, а также проведение сравнения. В ходе такого анализа иссле­дуют вопросы ценообразования, качества и ассортимента това­ров, численности торгового персонала и качества обслуживания, целевого рынка сбыта и т. п.[5]

Практическая часть

Задача 54

Произведите анализ оборота розничной торговли в ассортименте. В процессе анализа установите:

1. Динамику продажи товаров в действующих и сопоставимых ценах.

2 Структуру оборота розничной торговли.

3. Решение оформите в таблице 1.

 По результатам анализа сде­лайте выводы.

Таблица 1

Ассортимент оборота розничной торговли торгового предприятия

Товарные группы

Объем оборота розничной торговли

Индекс

цен

Оборот роз­ничной торговли в со­поставимых ценах

Отчетный год в % к предше­ствующему

Структура оборота, %

в предше­ствующем

году

в отчетном году

в действую­щих ценах

в сопостави­мых ценах

предшест­вующий год

отчетный

год

 

А

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Мясо и птица

823,3

2290,5

1,78

4077,09

278,21

56,18

6,06

7,06

 

Колбасные изделия

909,8

1719,8

2,47

4247,91

189,03

40,49

6,70

5,30

 

Яйцо

123,3

346,9

1,41

489,13

281,35

70,92

0,91

1,07

 

Сахар

301,1

802,1

1,5

1203,15

266,39

66,67

2,22

2,47

 

Кондитерские изделия

1781

4547,5

1,63

7412,43

255,33

61,35

13,11

14,01

 

Хлеб и хлебобулочные изделия                     

1486,4

2958,3

1,12

3313,30

199,02

89,29

10,94

9,11

 

Водка и винно-           водочные изделия             

1558,4

3170,9

1,49

4724,64

203,47

67,11

11,47

9,77

Остальные товары     

5138,2

11934

1,08

12888,50

232,26

92,59

37,82

36,76

 

Итого продовольственные товары

12121,5

27770

х

38356,14

229,10

72,40

89,21

85,54

 

Парфюмерия                   

200,21

410,4

1,96

804,38

204,98

51,02

1,47

1,26

 

Одежда и белье                 

446,9

1197,5

1,35

1616,63

267,96

74,07

3,29

3,69

 

Обувь

780

1906,3

1,59

3031,02

244,40

62,89

5,74

5,87

 

Остальные товары

38,4

1178,8

1,75

2062,90

3069,8

57,14

0,28

3,63

Итого непродовольственных товаров

1465,51

4693

х

7514,93

320,23

62,45

10,79

14,46

 

Всего товаров

13587

32463

х

45871,07

238,93

70,77

100,00

100,00

 

По результатм расчетов можно сделать вывод о том, что оборот розничной торговли в отчетном году увеличился по сравнению с предыдущим в два раза или на 18876 руб., на данное изменение существенно повлияло увеличение объема продовольственных товаров в 2,3 раза или на 15648,50 руб., непродовольственные товары также повысились и составили в отчетном году 4693 руб. По структуре оборота главное место занимают продовольственные товары и составляют в отчетном году 85,54 %, в предшествующем 89,21%, оставшуюся часть занимают непродовольственные товары. В целом наблюдается положительная тенденция по увеличению розничного товарооборота.

Задача 80

Начислите заработную плату работникам продовольственного магазина за декабрь: продавцу 1 категории, исполняющего обязанности заведующего, и продавцу 2 категории. Заведующий отработал17, а продавец 18 дней. В декабре 23 рабочих дня. Плановый оборот розничной торговли в декабре составил 30 тыс.руб. Фактический оборот за месяц составил 32,1 тыс.руб. Оплату произвести по шкале  подвижной заработной платы. Условия премирования выполнены, за 100% выполненного плана по обороту розничной торговли – 20 %.

Определим заработную плату продавца 1 категории.

Выработка на продавца исполняющего обязанности заведующего = 32100/17 = 1888,24

Оклад = 650*17/23 = 480,44 руб.

Итого начислено = оклад + премия = 480,44+(480,44*20%) = 576,53

 Определим заработную плату продавца 2 категории.

Выработка на продавца исполняющего обязанности заведующего = 32100/18 = 1783,33

Оклад = 600*18/23 = 469,57 руб.

Итого начислено = оклад + премия = 469,57+(469,57*20/100) = 563,48

 

Задача 117

Обоснуйте  размер торговой надбавки для предприятия, реализующего непродовольственные товары, используя следующую информацию:

1.                Предполагаемый объем оборота – 8125 тыс. руб.

2.                Издержки обращения рассчитаны в сумме 1066 тыс. руб.

3.                Уровень рентабельности, необходимый для развития торговли, предполагается в размере 4,9%

Решение

Формула рентабельности продаж выглядит так:

Рпродаж(оборота) =Прибыль*100 / Объем продаж

4,9% = х * 100  / 8125; отсюда прибыль = 4,9 * 8125 / 100 = 398,125

Получается, что издержки обращения больше прибыли на 667,875 тыс. руб.,(Х = 398,125 - 1066). Следовательно, торговая надбавка должна быть не меньше этой суммы. Рассчитаем минимальное процентное выражение торговой надбавки:  8125 = 100%, 667,875 = х%, х = 8125*100 / 667,875 = 8,22%, а при том же состоянии прибыли (398,125) - 13,12% .

Ответ: Величина торговой надбавки будет составлять - 13,12%. 

Список литературы

1.Богатко А.Н. Система управлением развития предприятия (СУРП). – М.: Финансы и статистика, 2001. – 236 с.

2.Раицкий К.А. Экономика предприятия – М., 2002. «Дашков и К» – 1012 с.

3.Швандар В.А., Прасолова В.П. Экономика предприятия. Задачи. Тесты, ситуации. Учебное пособие. 3-е изд. 254 с.

4.Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 795 с.

5. Экономика предприятия Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А.Швандара 3-е изд. 718 с.


[1] Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 254 с.

[2] Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 254 с.

[3] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003, - 499.

[4] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003, - 499.

Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Юнити, 2004. – 258 с.