Содержание
1. Понятие права, его социальное назначение. Соотношение морали и права 3
2. Палаты Федерального собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация, компетенция. 7
3. Брак: понятие, порядок заключения, условия вступления и компетенция. 9
Список литературы.. 15
1. Понятие права, его социальное назначение. Соотношение морали и права
Право представляет собой систему норм, которые исходят от государства и им устанавливаются, то есть право состоит из правовых норм.
При обсуждении роли права в системе нормативного регулирования общественных отношений значение имеют нормы третьей и четвертой группы (социальные нормы). Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества и представляют собой связанные с волей и сознанием людей правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений, но кроме этого, они имеют еще одну оценочную (выступают критериями отношения к тем или иным действиям) и трансляционную (в виде социальных норм опыт и культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям) функции.
Нормативное регулирование общественных отношений имеет различное содержание, зависящее от характера отношений, которое оно регулирует.
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших и малых социальных групп).
В целях достижения такого согласования, осуществляется нормативное регулирование общественных отношений, то есть целенаправленное воздействие на поведение людей[1]. Регулирование может быть как внешним, так и внутренним.
В системе нормативного регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других социально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку[2]. На этом основании не все ученые считают нормы морали (нравственности) явлением исключительно социальным.
Со времен Канта существует убеждение ,что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе в глубине своей души дает оценку своим действиям.
Существует также и другая точка зрения. Шершневич считал,[3] что нравственность представляет собой не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Однако любая социальная норма имеет общий характер и в этом смысле адресуется не к конкретному человеку, а ко всем или большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми.
Единство правовых норм и норм морали как единства всех социальных норм цивилизованного общества основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Норма права и норма морали отличаются по следующим признакам:[4]
1. По происхождению.
Нормы морали складываются на основании представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, нравственности, достоинстве, долге, чести. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, установленные государством, после вступления в законную силу сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2. По форме выражения.
Нормы морали не закрепляются в специальных актах, в то время как нормы права получили выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).
3. По способу охраны от нарушения.
Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация их обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Однако для обеспечения правовых норм применяются и меры государственного принуждения.
4. По степени детализации.
Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые нормы по сравнению с нормами морали представляют собой детализированные правила поведения (в них закреплены четко определенные права и обязанности участников общественных отношений).
Нормы права и нормы морали органично взаимодействуют между собой в регулировании общественных отношений.
Точная организация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.
Моральные установления оказывают благотворительное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Обязанность соблюдать нормы права – это моральный долг всех граждан правового государства. Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования.
1. Палаты Федерального собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация, компетенция
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Этим оно отличается от Верховного Совета РСФСР в советский период, а также от Съезда народных депутатов РФ, которые собирались на кратковременные сес сии 2—4 раза в году. Сессионный порядок работы делал невозможным глубокую проработку законопроектов и осуществление многих других функций, которыми формально были наделены эти представительные органы.
Постоянно действующий характер Федерального Собрания гарантируется тем, что созыв палат не зависит от главы государства, а обеспечивается по собственному праву, закрепленному Конституцией РФ. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, хотя Президент РФ может созвать заседание Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает не глава государства, а старейший по возрасту депутат. Только с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются (ст. 99 Конституции РФ).
Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:
1) для заслушивания посланий Президента РФ;
2) для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;
3) для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Отсюда следует, что палаты Федерального Собрания совместно не рассматривают каких-либо общих вопросов и не принимают никаких совместных решений. В отношении указанных выше посланий они вправе только выслушать их, собравшись на совместное заседание, а обсуждать, если потребуется, только врозь. На практике так и происходит — Президенту РФ, например, после зачитывания им своего послания присутствующими депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации даже не задаются вопросы.
2. Брак: понятие, порядок заключения, условия вступления и компетенция
Заинтересованность государства в появлении семьи, способной выполнять свое назначение, объясняет, почему оно включает в сферу своего внимания брак, определяет порядок и условия его заключения и прекращения. Тем самым по единственно возможному каналу с помощью норм семейного права создаются препятствия на пути создания заведомо неполноценной семьи, а прекращение семейных отношений супругов путем развода подчиняется определенным правилам, предназначенным для охраны интересов каждого из супругов, несовершеннолетних детей, государства.
Брак — союз женщины и мужчины, по идее заключенный пожизненно с целью создания семьи[5]. Таково предельно лаконичное определение брака, которое может быть расширено путем определения его разных особенностей (союз добровольный, равноправный, с целью воспитания детей, и т.п.)- Понимание брака как союза означает, что заключается он на паритетных началах. Причем только между лицами разного пола, что находит объяснение в законах человеческой природы.
Правда, в наше время на этот счет нет
полного согласия. Так., в
Не менее важно при характеристике брака сказать о его целях . они состоят прежде всего в создании семьи. Если брак заключается по другим соображениям, есть все основания для его признания недействительным. Когда эту цель достичь не удается, брак обычно прекращается путем его расторжения.
Все сказанное относится к сущности брака. Но он представляет собой и определенную форму семейных отношений мужчины и женщины, определяемую СК. Однако оформление брака — не простой символ Это доказательство вступления в брачную общность, которую государство берет под свою защиту. Вот почему п,. 2 ст. 1 СК провозглашает: «Признается брак заключенный только в органах записи актов гражданского состояния». Именно такой брак порождает права и обязанности супругов, возникающие со дня государственной регистрации брака в этих органах.[6]
Положение о признании
правовой силы лишь за браком, зарегистрированным в органах записи актов
гражданского состояния, не применяется к бракам граждан Российской Федерации,
совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в
состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих
территориях органов записи актов гражданского состояния. Сохраняют силу и
браки, совершенные по религиозным обрядам до 20 декабря
В наше время Российская православная церковь призывает священников не венчать молодых людей без предоставления справок из органов записи актов гражданского состояния о состоявшейся регистрации брака. Особая строгость в соблюдении этой формальности требуется при заключении браков россиян с иностранцами, поскольку церковь должна быть уверена в том, что новобрачный не имеет других жен за границей. Кроме того, церковь хочет иметь правовые гарантии соблюдения имущественных и других прав женщины, интересов будущих детей.
Поскольку семейный кодекс
Признание только брака, зарегистрированного в государственных органах, характерно для большинства европейских государств. Но в некоторых странах, например в Великобритании, Греции, Испании, Португалии, законным считается как зарегистрированный, так и освященный церковью брак. В то ясе время в таких государствах, как, например, Египет, Ливия, Иран, законным считается церковный брак. Вместе с тем в последние годы получают признание консенсуальные (незарегистрированные) браки, т.е. внебрачное сожительство. Так, во Франции, согласно Гражданскому кодексу, подобного рода сожительство считается законным. Правда, здесь оно имеет разные правовые последствия. В частности, оба родителя, состоящие в консенсуальном браке, имеют одинаковые права и обязанности по отношению к своему ребенку. А налоговое законодательство не признает супружеской, парой лиц, живущих в консенсуальном браке. Больше всего взрослого населения, состоящего в таком браке, в Швеции; однако более 9/10 браков оформляются в государственных органах спустя какое-то время после начала проживания в консенсуальном браке. В Испании консенсуальные браки — редкость. А вот в Германии разница между консенсуальным и законным браком постепенно исчезает. И наконец, в тех странах, где еще сильны обычаи, официальная регистрация брака нередко заменяется различного рода религиозными церемониями.
Моногамия представляет собой такую форму брачных отношений мужчины и женщины, к которой человечество шло тысячелетиями. По мере эволюции общества существовавший в глубокой древности довольно широкий круг лиц, которым разрешалось брачное сожительство, становился все уже, пока не достиг предела — одной пары. Это обстоятельство объяснялось не только эволюцией экономических предпосылок развития общества и государства, но и стремлением свести на нет кровосмесительные родственные связи, чреватые появлением на свет неполноценного потомства.
В наше время моногамия
относится к одному из элементарных для цивилизованного общества положений.
Полигамия (многоженство) в большинстве современных государств запрещена,
а там, где она существует, ее престиж
падает. Так, в Тунисе полигамия перестала пользоваться государственной поддержкой
еще в
Следующее обстоятельство, препятствующее заключению брака, — наличие близкой родственной связи: между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, — полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами[8].
Если недопустимость многоженства обусловлена многими соображениями, в том числе и экономического характера, то запрет на брак с близкими по крови родственниками призван предотвратить появление на свет неполноценного потомства. В наше время насчитывается более трехсот наследственных заболеваний, а кровная связь родителей ребенка порождает накопление патологических генов, вызывающих рождение ребенка-инвалида. Даже при кровнородственной близости родителей, находящихся в более отдаленной степени родства, существует реальная угроза гибели плода, детской смертности, особенно в раннем возрасте, появления детей с уродствами и различного рода аномалиями.
Недопустимость браков между лицами, близкими по крови, относится к числу общепринятых требований современного общества. Правда, существующие на этот счет запреты не во всех государствах совпадают. Если в Российской Федерации речь идет о самых близких родственниках, то, например, в Болгарии не допускаются браки между родственниками по прямой нисходящей и восходящей линии вплоть до четвертой ступени родства. В Румынии не разрешается брак при наличии внебрачного родства между желающими сочетаться браком, даже если это родство не установлено в определенном законом порядке. В некоторых государствах, в частности в Англии, запрещаются к тому же браки между свойственниками. А во Франции отец разведенного сына не может, пока тот жив, жениться на его бывшей жене. Но подобного рода запрет имеет уже нравственную подоплеку. То же можно сказать относительно предусмотренного ст. 14 СК запрета на брак между усыновителями и усыновленными.
Заключению брака препятствует также признание лиц, вступающих в брак, либо одного из них в судебном порядке недееспособным вследствие его психического расстройства. Такой запрет распространяется не на всякого, кто страдает тяжким психическим заболеванием, слабоумием, а лишь на лиц, признанных в установленном законом порядке полностью недееспособными. А это значит, что речь идет, во-первых, о тех, кто не способен разумно руководить своими действиями и поступками, в том числе связанными с образованием семьи путем заключения брака, а во-вторых, о супругах, которые, как правило, не могут дать полноценное потомство. При отсутствии решения суда о признании гражданина недееспособным запретить ему вступить в брак нельзя. При наличии серьезных сомнений относительно психического состояния заявителя органы записи актов гражданского состояния могут отложить на месяц регистрацию брака, чтобы дать возможность органам здравоохранения, а также заинтересованным лицам решить вопрос о целесообразности (нецелесообразности) предъявления в суд иска о признании недееспособным желающего вступить в брак.
Мало того, руководитель органа записи актов гражданской состояния может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Семейное право РФ не предусматривает и так называемого оглашения предстоящего бракосочетания, которое довольно распространено в других государствах, но происходит не везде одинаково.
Таковы четко выраженные семейным законодательством РФ условия заключения брака, запреты к нему, а также порядок оформления брачного союза. И о чем бы ни шла речь, всякий раз можно констатировать, что налицо минимум требований, предъявляемых к лицам, желающим сочетаться брачными узами. В России нет препятствий к браку, связанных с согласием начальника по службе или работе, не существует и так называемых «траурных сроков», в течение которых нельзя вступать в брак после смерти супруга (супруга).
Надо сказать, что такие сроки в других государствах широко распространены и различаются в зависимости от пола овдовевшего. В Дании, например, установлен траурный срок, для жены — 1 12 месяцев, для мужа. — 3 месяца, в Голландии — 10 месяцев для жены, а для мужа такого срока вообще не существует.
Не ограничено у нас и число заключаемых браков для обеих сторон. Но самое главное, что СК РФ не содержит каких-либо запретов, связанных с национальной, религиозной принадлежностью будущих супругов. Наоборот, запрещаются «любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (п. 4 ст. 1).
Список литературы
1. Антогольская М.В. Семейное право. – М., 2002.
2. Манукян Ю. Современное семейное право Российской Федерации. – Рн/Д, 2003
3. Нечаева М. Брак. Семья. Закон – М., 2001
4. Тарусина Н.Н Вопросы теории семейного права и гражданского процесса. – М., 2001.
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М., 2000.
6. Шершневич Г.Д. Общая теория права. – М., 1911.
7. Якушев А.В. Теория государства и права: Конспект лекций. – М., 1999.
[1] Якушев А.В. Теория государства и права: Конспект лекций. – М., 1999. С. 119.
[2] Хропанюк В.М. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М., 2000.
[3] Шершневич Г.Д. Общая теория права. – М., 1911. - с. 169 – 170.
[4] Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М., 2000.
[5] Нечаева М. Брак. Семья. Закон – М., 2001 – С. 11
[6] Антогольская М.В. Семейное право. – М., 2002. – С. 76.
[7] Нечаева М. Брак. Семья. Закон – М., 2001 – С. 11
[8] Тарусина Н.Н Вопросы теории семейного права и гражданского процесса. – М., 2001. – С. 38