Содержание
Введение. 3
1. Характеристика современного ассортимента. 4
1.1. Сырье и материалы как фактор конкурентоспособности. 4
1.2. Общая классификация. 4
1.3. Характеристика потребительских свойств и показатели качества. 7
1.4. Общие сведения об экспертизе качества. 8
1.5. Характеристика группового ассортимента. 12
2. Анализ ассортимента на примере торгового предприятия ООО «Логос». 14
2.1. Краткая характеристика торгового предприятия ООО «Логос». 14
2.2. Поставщики и источники поступления ООО «Логос»»». 15
2.3. Анализ структуры ассортимента по признакам классификации ООО «Логос» 16
2.4. Анализ конкурентоспособности ООО «Логос». 17
2.5. Анализ отдельных экономических показателей предприятия ООО «Логос» 27
Заключение. 30
Список литературы.. 31
Введение
Проблема качества машин для уборки помещения привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Многие потребители предпочитают покупать машины для уборки помещения, которые дольше служат и дольше сохраняют внешний вид по сравнению с ультрамодными изделиями. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.
Традиционно низкое качество российских товаров – это не следствие национальной неспособности россиян создавать и производить качественную продукцию. Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии.
Одной из наиболее часто называемых причин неспособности российских предприятий производить качественную и конкурентоспособную продукцию является устаревшее технологическое оборудование. Но что мешает приобрести новейшее оборудование сегодня, когда границы открыты и любое самое современное оборудование доступно? С другой стороны, предприятие, не располагающее требуемым технологическим оборудованием сегодня, может заказать производство необходимых деталей и узлов другим производителям, имеющим необходимое оборудование[1].
Цель работы – проанализировать структуру ассортимента и качества машин для уборки помещения.
Задачи работы – дать характеристику современного ассортимента, проанализировать ассортимент на примере торгового предприятия ООО «Логос».
1. Характеристика современного ассортимента
1.1. Сырье и материалы как фактор конкурентоспособности
Остается актуальной наиболее острая проблема на рынке бытовых товаров - проблема качества и соотношение качества и цены, а так же проблема роста фальсифицированной контрафактной продукции, которая в основном сосредоточена на смешанных рынках.
Усилившаяся конкуренция на российском рынке бытовых товаров требует от отечественных производителей:
· перехода на новый технологический уровень;
· создание и продвижение собственного брэнда (или коллективного);
· ухода от ценовой конкуренции;
· развитие системы сбыта, создание собственных торговых сетей;
· использование новых технологий торговли;
· совершенствование системы управления производством[2].
1.2. Общая классификация
Сохраняемость свойств качества машин для уборки помещения - показатель, характеризующий долю снижения важнейших показателей назначения по мере хранения и использования товара (показатели надежности, безопасности, эргономичности, эстетичности и др.).
К показателям сохраняемости товара относится, например, доля снижения какого-либо показателя качества конкретного вида товара в определенный период (к примеру, годовая производительность машин для уборки помещения через 2 года снижается на 2-3 % в год).
Моральная долговечность. Со временем любая непродовольственная продукция подвергается моральному устареванию. Может оказаться так, что вещи, от которых год назад мы были в восторге, сегодня окажутся для нас уже не такими приятными.
Физическая долговечность - свойство товара сохранять работоспособность до состояния, при котором дальнейшая ее эксплуатация должна быть прекращена.
Гарантийный срок - период времени, в течение которого поставщик ручается за нормальное функционирование продукции при условии ее надлежащего использования и хранения.
Гарантийный срок устанавливается на продукцию, предназначенную для длительного пользования или хранения. В зависимости от свойств и назначения продукции и товара установлены следующие виды гарантийных сроков: гарантийный срок эксплуатации и (или) гарантийная наработка; гарантийный срок хранения; гарантийный срок годности.
Гарантийный срок эксплуатации - период времени, в течение которого изготовитель гарантирует стабильность показателей качества машин для уборки помещения продукции в процессе эксплуатации при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.
Гарантийная наработка является разновидностью гарантийного срока эксплуатации, однако измеряется в других единицах.
Гарантийный срок хранения - период времени, в течение которого изготовитель гарантирует сохраняемость всех установленных стандартами эксплуатационных показателей и потребительских свойств продукции при условии соблюдения потребителем правил хранения. Истечение гарантийного срока хранения предполагает, что продукция не только пригодна к использованию по назначению, но и сохранила качественные показатели, которые были заложены при ее выпуске.
Гарантийные сроки хранения устанавливаются на продукцию, которая при хранении теряет свои свойства независимо от того, у кого она хранится - у изготовителя, снабженческо-сбытовой или оптовой торговой организации, потребителя.
Гарантийный срок годности - это период времени, в течение которого изготовитель гарантирует все установленные стандартами эксплуатационные показатели и потребительские свойства продукции при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации и хранения. По истечении гарантийного срока годности продукция, как правило, утрачивает свои потребительские свойства и не может быть использована по целевому назначению (например, батарейки, лекарства и др.).
Однако возможно продление гарантийных сроков годности на продукцию после соответствующей проверки ее качества. На конкретную продукцию можно устанавливать либо один из видов гарантийных сроков, либо гарантийные сроки нескольких видов одновременно. Например, на шины установлены одновременно гарантийный срок хранения и гарантийный срок эксплуатации. Гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части считается равным гарантийному сроку на основное изделие и истекает одновременно с истечением гарантийного срока на это изделие, если иное не предусмотрено стандартами или ТУ на основное изделие[3].
Требования к гарантийному обслуживанию товаров устанавливаются в нормативной документации на поставку товара, а содержание технического обслуживания на этапах эксплуатации.
На техническое обслуживание в гарантийный период эксплуатации принимаются товары с документально подтвержденным неистекшим гарантийным сроком эксплуатации, установленным в нормативной и другой документации на поставку.
Гарантийный срок эксплуатации машин для уборки помещения продлевается на время, в течение которого он не использовался потребителем из-за обнаруженных дефектов и находился в ремонте[4].
1.3. Характеристика потребительских свойств и показатели качества
Различают качества машин для уборки помещения:
физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;
эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
символические: статус, престиж, класс;
дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.
При разработке марочного товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его
надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.
Обеспечение контроля качества машин для уборки помещения на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке России присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.
При оценке качества применяются единичные и комплексные показатели качества.
Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например, время высыхания краски и др.).
Комплексный показатель качества характеризует несколько свойств продукции (например, качество одежды зависит от вида материалов, конструкции, соответствию направлению моды и др.)[5].
Комплексный показатель качества позволяет в целом охарактеризовывать качество объекта или группу его свойств. Например: коэффициент готовности - позволяет одновременно охарактеризовывать и безотказность, и ремонтнопригодность изделия.
Базовое значение показателя качества товара - реальное или гипотетическое значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.
Базовые значения показателей технологичности указываются в техническом задании на разработку изделия, а по отдельным видам изделий, номенклатура которых устанавливается отраслями, - в отраслевых стандартах.
Базовые, достигнутые и показатели уровня технологичности конструкции изделия должны вноситься в Карту технического уровня и качества продукции по ГОСТ 2.116-84[6].
При оценке качества необходимо свести все показатели в сопоставимый вид, т.е. определить обобщенный показатель качества продукции.
1.4. Общие сведения об экспертизе качества
Экспертизы товаров народного потребления могут проводиться по заявкам торгующих организаций, предприятий промышленности, правоохранительных органов, органов управления, государственного контроля и надзора, железнодорожных станций и морских портов.
Товарная экспертиза - это самостоятельное исследование предмета экспертизы (товара), проводимое компетентными специалистами (экспертами) на основании объективных фактов с целью получения достоверного решения. Объектами товарной экспертизы являются потребительские отечественные и импортные товары, сырье и оборудование.
Экспертиза по комплектности – исследование товара с целью проверки полноты комплектности.
Экспертиза ассортиментная – исследование товара с целью проверки ассортимента.
Товарные экспертизы проводятся специалистами отделов экспертизы торгово-промышленных палат, бюро технических экспертиз или органами государственного надзора и контроля, которые в своей деятельности руководствуются соответствующими документами, регулирующими их физический статус.
При экспертизе проверяется, контролируется, оценивается или определяется качество товара, его количество, происхождение, подлинность, товарная классификация, стоимость и т.д.
Назначаются ассортиментные экспертизы и экспертизы по комплектности в соответствии с Положением о проведении экспертизы, которым установлено, что установлено, что товарная экспертиза проводится:
· при возникновении споров между изготовителем (продавцом) и покупателем по вопросам качества товара;
· при повреждении товара при транспортировании; повреждения товара при авариях и стихийных бедствиях;
· при порче товара при длительном хранении; возврата покупателем товара, имеющего недостатки[7].
Экспертиза проводится на основании заявления, которое подается в Экспертный Совет (ЭС). Решением ЭС создается экспертная комиссия, назначается руководитель, определяются сроки и порядок проведения экспертизы.
До начала проведения экспертизы экспертируемые знакомятся с технологией экспертизы, проходит согласование персональный состав комиссии и экспертных групп. Руководителям учреждений, в которых проводится экспертиза рекомендуется определить особый режим работы учреждения на период экспертизы и персональное участие в ней сотрудников учреждения.
В зависимости от целей товарной экспертизы в ее процессе устанавливаются:
· соответствие товара маркировке и сопроводительным товарно-транспортным документом (транспортная накладная, сертификат, приемный акт, счет-фактура и др.);
· соответствие товара обязательным требованиям качества и безопасности, установленным в нормативно-технической документации;
· характер дефектов и причины их возникновения – производственный или в результате неправильных условий эксплуатации;
· уровень снижения качества товара или его пригодность для дальнейшего использования;
· обоснованность утилизации или уничтожения недоброкачественной продукции и списания ее из подотчета материально ответственных лиц на результаты хозяйственной деятельности предприятия[8].
Нарушение условия о комплектности приводит к последствиям, аналогичным нарушению условия о качестве товара.
Комплектность продукции - совокупность узлов, деталей, агрегатов, составляющих законченное изделие.
Комплектность продукции определяется стандартами, техническими условиями, прейскурантами, а если она ими не определена, то в необходимых случаях может быть установлена в договоре.
При заключении договора стороны вправе отступить от комплектности продукции, установленной стандартом, техническими условиями или прейскурантом, оговорив поставку изделия с дополнительными к комплекту частями либо без отдельных частей, входящих в комплект, но не нужных покупателю.
Поставщик обязан отгружать одновременно все части изделия, составляющие комплект, если договором не обусловлена поставка продукции отдельными частями комплекта, а также отгрузка отдельных частей непосредственно их изготовителями.
В последнем случае все части комплекта отгружаются не позднее срока поставки всего изделия.
От комплектности продукции следует отличать комплектность поставки в совокупности оборудования, приборов и прочих изделий, номенклатурный и количественный набор которых обеспечивает возможность совместного их использования покупателем (получателем).
Комплектность поставки устанавливается в договоре, для некоторых видов продукции она предусмотрена обязательными для сторон правилами, в этом случае комплектность поставки определяется в договоре в соответствии с этими правилами.
Нарушение комплектности поставки влечет за собой уплату штрафа в размере 2,5% от стоимости всех изделий, входящих в комплектную поставку[9].
Правила проведения экспертизы ассортиментной и экспертизы по комплектности.
Экспертиза качества образцов продукции включает:
· Выбор нормативных документов (стандартов) на соответствие которым товар проверяется при экспертизе;
· Выбор качественных характеристик товара, по которым будут проведены испытания
· Отбор образцов, выбор лаборатории, проведение испытаний исследуемого образца;
· Анализ результатов испытаний, на основании которого составляется экспертное заключение где:
- подтверждается (опровергается) подлинность товара заявленного отправителем (поставщиком);
- подтверждается (опровергается) соответствие товара требованиям Российских законов и норм в части безопасности, качественных характеристик, маркировки и упаковки;
Дается предложение о целесообразности заключения контракта и (или) начале поставок товара.
При экспертизе продукции наряду с образцами, экспертами у продавца запрашиваются вся необходимая по исследуемой продукции документация (сертификаты качества и безопасности производителя, сертификаты происхождения, состав и техническое описание продукции и т.д.).
1.5. Характеристика группового ассортимента
Работа над оптимизацией ассортимента в первую очередь зависит от формата торгового предприятия и определяется тем, в какой нише (для мало-, средне- или высоко обеспеченных покупателей) оно работает.
Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения. Формирование ассортимента в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов.
Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое максимально направленно на удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.
Процесс формирование ассортимента машин для уборки помещения в магазинах складывается из трех этапов:
· На I этапе: Устанавливается групповой ассортимент машин для уборки помещения в магазине (тем самым определяется его ассортиментный профиль). Эта работа проводится на основе маркетинговых исследований в области целевого рынка. В зависимости от этого будут определены место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания населения города, района.
· На II этапе: Производится расчет структуры группового ассортимента, то есть определяются количественные соотношения отдельных групп машин для уборки помещения. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения, и других факторов.
· На III этапе: Определяется внутренний групповой (развернутый) ассортимент, то есть осуществляется подбор конкретных разновидностей машин для уборки помещения в пределах каждой группы. Это наиболее ответственны этап, так как весь процесс преобразования производственного ассортимента в торговый.
2. Анализ ассортимента на примере торгового предприятия ООО «Логос»
2.1. Краткая характеристика торгового предприятия
ООО «Логос». Данная фирма представляет собой общество с ограниченной ответственностью (ООО) по виду организационно-правовой формы собственности. Область деятельности ООО «Логос» включает в себя несколько аспектов, поскольку фирма является многопрофильной: это прежде всего торговля и различные виды услуг. Соответственно, ассортиментный профиль также не однороден по своему содержанию: в сфере торговли его составляет машины для уборки помещений, бытовая техника, товары для отдыха и т.д.
Формы продажи, осуществляемые ООО «Логос», включают опт, мелкий опт и розницу и предполагают как наличную, так и безналичную форму оплаты.
Режим
работы ООО «Логос»: с
Организация охраны труда: на данном торговом предприятии соблюдаются все необходимые нормы и правила по охране труда работников:
- нормативы по технике безопасности;
- нормы, регламентирующие продолжительность и порядок работы, рабочее время, перерывы на отдых и обед.
Предложения по улучшению режима и условий работы предприятия.
На данном предприятии установлен оптимальный режим работы, соответствующий, как уже указывалось выше, всем установленным нормам, поэтому у нас не имеется предложений по его улучшению. Что касается условий работы предприятия, они также отвечают требованиям, определенным в законодательстве РФ и являются благоприятными с точки зрения сотрудников. Единственное предложение, возникшее у нас по этому поводу, относится непосредственно к условиям работы в офисе фирмы. Ввиду жаркой погоды в летний сезон было бы нелишним кондиционирование помещения, что, к сожалению, пока не осуществляется.
Продажа машин для уборки помещений в ООО «Логос» производится открытой выкладкой.
Продажа товаров с открытой выкладкой заключается в том, что запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца, на пристенном или островном оборудовании. Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные товары. Функции продавца при этом сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно ознакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавца на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов и повысить производительность труда продавцов.
2.2. Поставщики и источники поступления
Продажа машин в ООО «Логос» для уборки помещения производится прямым методом.
Прямой продажей называется любая форма личного контакта продавца и покупателя за пределами стационарной точки торговли, с привлечением торговых агентов.
Поставщиками являются следующие фирмы: Sony, Samsung, Wirpool, JVC, Panasonic; из отечественных: Морозко, Ласточка, Фея, Парус и др.
2.3. Анализ структуры ассортимента по признакам классификации
Очень важно, чтобы формирование ассортимента осуществлялось с учетом доходов целевой группы потребителей. Следует понаблюдать за тем, кто, в основном, посещает магазин – состоятельные люди, граждане со средним достатком или малообеспеченные граждане. И принять необходимые меры, увеличив или сократив долю тех или иных машин для уборки помещения.
Всем известно, что людям, которые хорошо зарабатывают, постоянно не хватает времени. Поэтому они непременно заметят магазин, если найдут в нем широкий ассортимент машин для уборки помещения. А малообеспеченных граждан привлекут низкие цены или скидки.
Один из основных факторов повышения эффективности работы магазина это ассортимент товара, именно с вопросами его формирования наиболее часто обращаются руководители торговых предприятий.
Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Работа над оптимизацией ассортимента - непростая задача. Подобрать ассортимент удается далеко на сразу. Задачи ассортиментной политики могут быть различными:
1. Удовлетворение запросов потребителей
2. Оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы
3. Оптимизация финансовых результатов фирмы
4. Завоевание новых покупателей
Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих торговых предприятий. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимная дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия ассортиментного перечня.
2.4. Анализ конкурентоспособности
Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.
Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров.
Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.
Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.
1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству.
Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т.д.
2. Покупатель - главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем «комплекс конкурентоспособности», в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.
3. Как известно, каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара - это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность - не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить.
Прежде всего - это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:
понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
знание поведения и возможностей конкурентов;
знание состояния и тенденций развития рынка;
знание окружающей среды и ее тенденций;
умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы
потребитель предпочел его товару конкурента[10].
Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:
Качество товаров и услуг;
Цена товаров и услуг;
Уровень квалификации персонала и менеджмента;
Технологический уровень производства;
Доступность источников финансирования.
Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.
В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.
Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают машины для уборки помещения одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга мощностью, дизайном и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых машин для уборки помещения. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.
Чтобы оценить конкурентоспособность машин для уборки помещения, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.
Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности машин для уборки помещения принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:
Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;
Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;
Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;
Приступить ли к поиску нового рынка сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.
Таким образом, предприятие «Логос» имеет все условия и возможности для решения задачи создания новой конкурентоспособной продукции и обеспечения высокого качества ее производства. Причем эта проблема может быть решена администрацией ООО «Логос» посредством исключительно организационно-управленческих мер.
Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности машин для уборки помещения является цена.
Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
Факторы, влияющие на определение цены товара:
Совокупные издержки производства;
Затраты общественного труда;
Качество товара;
Функции и свойства товара;
Квалификация персонала;
Технологический уровень производства;
Налоговое законодательство страны;
Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
Затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;
Упаковка товара;
Известность фирмы;
Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
Маркетинговая деятельность фирмы;
Спрос и предложение на данную продукцию;
Торговая наценка фирмы.
При выборе стратегии ценообразования ООО «Логос» предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью машин для уборки помещения. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке.
В то же время ООО «Логос» может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее.
1) Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.
2) Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.
Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.
3) Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка.
Скажем, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15%. С учетом этой цели она будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга.
4) Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
Следующий фактор, оказывающий большое влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – это уровень квалификации персонала и менеджмента.
Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка.
Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.
Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.
Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия не имеет возможности оставить предприятие на длительный период времени; базовый уровень образования руководителей предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами: во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги), во-вторых, - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.
Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой – системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.
Следующий фактор, определяющий конкурентоспособность ООО «Логос» – доступность коммерческих источников финансирования.
Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях.
Обеспечение финансирования ООО «Логос» посредством акционерного капитала является наиболее реалистичным. Существует несколько проблем, препятствующих принятию решения руководством предприятия о выпуске и размещении акций. Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут владеть значительной долей в капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной собственностью. В этом случае выбор способа финансирования ООО «Логос» посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов менеджмента и потенциальных инвесторов. Чаще всего срабатывает принцип «собаки на сене»: «Умирать буду, а не поделюсь». Во-вторых, причиной отказа от этого способа финансирования может быть опасение управляющих в том, что в случае ненадлежащего выполнения менеджментом предприятия своих функций, новый акционер потребует смещения существующих управляющих с занимаемых должностей. В-третьих, непреодолимым препятствием на пути принятия решения о размещении акций может стать требование инвестора обеспечить полную прозрачность финансовой отчетности. Это вызвано тем, что руководители предприятий скрывая прибыль от налогообложения, не могут, а иногда не желают демонстрировать ее инвесторам. Таким образом, если руководители предприятия действительно желают привлечь капитал, реальные источники и способы решения этой задачи сегодня существуют.
Наиболее распространенной причиной отказа инвесторов от сотрудничества с российскими предприятиями является неподготовленность менеджмента к профессиональному взаимодействию с инвесторами. Диалог инвестора и руководителя предприятия должен происходить на одном, понятном друг другу, языке. Руководители предприятия зачастую не в состоянии даже сформулировать инвесторам концепцию бизнеса, его цели и стратегию развития. До сих пор немногие российские предприятия могут представить качественный бизнес-план, соответствующий международным требованиям. Не часто можно встретить руководителя предприятия, который в состоянии корректно обосновать стоимость своего бизнеса, с учетом ожидаемых доходов в будущем.
Соответственно, единицы руководителей могут четко и профессионально сформулировать свое финансовое предложение инвестору.
Безусловно, процесс привлечения капитала посредством размещения акций требует значительных усилий, затрат времени и денег. Необходимо не только разработать все финансовые документы в соответствии с международными требованиями, но и обеспечить проведение финансового и юридического аудита.
Поэтому задача подготовки предприятий к привлечению инвестиций является одной из наиболее важных и приоритетных. Профессионально подготовленное предприятие имеет значительно больше возможностей для привлечения требуемого капитала. Способность менеджмента привлекать капитал из внебюджетных источников является одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих конкурентоспособные преимущества предприятия. То есть проблема финансирования также является, в первую очередь, проблемой качества управления предприятием.
Следует учитывать, что структура капитала предприятия состоит как из заемных, так и из собственных средств. При этом соотношение собственного и заемного капитала существенно влияет на уровень дохода частных инвесторов, как российских, так и иностранных. Частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заемной части капитала при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов. То есть гарантия вступит в силу при условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов.
Ну, и наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность ООО «Логос» – насыщенность рынка, спрос и предложение.
Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка.
Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй - к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.
Здесь мы коснулись соотношения спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы ООО «Логос» и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее.
Конкретная потребность покупателя может быть более или менее настоятельной - это зависит от огромного числа факторов. Заметим: умение определить настоятельность потребности - важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем.
Так или иначе, спрос определяется в первую очередь теми тремя факторами, о которых сказано выше[11].
2.5. Анализ отдельных экономических показателей предприятия
Рассчитаем объем товарной продукции.
количественные (объемные показатели) - это объем реализации, объем товарной валовой продукции)
качественный показатель - это сортность, марка, доля продукции, соответствующая мировым стандартам и т. д.
натуральный показатель - это показатель в физическом измерении (тонн, кг)
стоимостные показатели:
товарная продукция (ТП) - это вся выпущенная на предприятии продукция за определенный период (плановый или отчетный) и подготовленная к реализации расчетов по формуле:
ТП = Вп*Ц*Кс:
Вп - выпуск продукции в натуральном выражении;
Ц - договорная цена на эту продукцию за единицу в рублях - это показатель качества продукции, который находится отношением всей продукции по ценам зависящим от её качества к сумме все продукции, по цене первого сорта.
Кс = Вп1 + Ц1 + Вп2 + Ц2 + Вп3 + Ц3
(Вп1 + Вп2 + Вп3) *Ц1
1, 2, 3 - показатели сорта продукции
Кс = Р1 + Р2*0, 95
100
Р2 - удельный вес продукции пониженного качества, определяется по формуле:
Р2 = 100% - Р1 (в процентах)
0, 95 - коэффициент, показывающий скидку с цены первого сорта, применяется при планировании
реализуемая продукция (РП) - это продукция на предприятии, реализованная в данном периоде за которую поступили деньги на предприятие, рассчитывается по формуле:
РП = ТП + Они + Окл + ПОнп + ПОкп
Они, Окл - это остатки готовой продукции на складе на начало и конец данного периода, которая будет реализована.
ПОнп, ПОкп - это продукция отгруженная покупателем, но не оплаченная покупателем на начало и конец периода (продукция в дороге)
валовая продукция (ВП) - это стоимость всей произведенной продукции предприятия независимо от степени ее готовности. Валовая продукция включает товарную продукцию и изменение остатков полуфабрикатов и незавершенного производства:
ВП = ТП + ПФнп - ПФки + НПкл - НПки
валовой оборот определяется как сумма стоимости валовой продукции производимой всеми цехами предприятия за определенный период по формуле
ВО = ВП
Произведем расчет объема товарной продукции и коэффициента сортности по формулам:
ТП = Вп + Цд*Кс
Кс = Р1 + Р2*0, 95
100
Р2 = 100 - Р1
Для расчета этих показателей необходимы следующие данные:
Натуральный выпуск готовой продукции.
Договорные цены готовой продукции.
Проектируемый процент сортности готовых изделий.
Продукция А.
Исходные данные
Вп а = 129300 единиц
Цд а = 15, 8 рублей
Р1 = 93%
Р2 = 100-93=7%
Кс = (93 + 7*0, 95) /100 = 0, 997
ТП а = 129300*15, 8*0, 997 = 2036811 рублей
Продукция Б.
Исходные данные:
Вп б = 14720 ед
Цд б = 18, 2
Р1 = 93%
ТП = 14720*18, 2*0, 997 = 267100
Заключение
Способность производить машины для уборки помещения высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой – создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования. Большинство российских предприятий используют только 15 – 35%, имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для таких предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически, эти предприятия переинвестированы. В первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня. Повышение продуктивности посредством сокращения затрат и увеличения объема продаж в большинстве случаев обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктурирования предприятия.
Список литературы
1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения. М.: Экономика, 1988.
2. Исаев Л.К., Малиновский В.Д. Обеспечение качества. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Издательство «Прогресс», 1990.
4. Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
5. Лифиц И.М. Исследование непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.
6. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт-Издат, 2004.
7. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Издательство НОРМА, 2000.
8. Окрепилов В.В. Управление качеством. Учебник. М.: Экономика, 1998.
9. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001.
10. Цветкова Л.А. Пути повышения конкурентоспособности товаров и совершенствования процессов их производства. Тезисы докладов на всероссийской отраслевой научно-практической конференции. М.: Проспект, 2005.
[1] Окрепилов В.В. Управление качеством. Учебник. М.: Экономика, 1998. С.330-331.
[2] Цветкова Л.А. Пути повышения конкурентоспособности товаров и совершенствования процессов их производства. Тезисы докладов на всероссийской отраслевой научно-практической конференции. М.: Проспект, 2005. С. 28.
[3] Лифиц И.М. Исследование непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988. С. 87.
[4] Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения. М.: Экономика, 1988. С. 108.
[5] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 398.
[6] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 10.
[7] Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. С. 155.
[8] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев Е.В., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 490.
[9] Исаев Л.К., Малиновский В.Д. Обеспечение качества. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001. С. 171.
[10] Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Издательство «Прогресс», 1990. С. 70.
[11] Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 209-211.